обычай обряд ритуал в традиционной культуре

Обычаи, обряды, ритуалы в народной культуре

Вы будете перенаправлены на Автор24

Вопросы о месте и роли обычаев, традиций и ритуалов в народной культуре представляет собой одну из перманентно актуальных проблем современной науки. Интерес к их сущности, содержанию, силе идеологического воздействия на представителей этнической общности обусловлен тем фактом, что понимание указанных аспектов позволит лучше понять сущность и функции самой национальной культуры.

Обычаи, ритуалы, обряды как основа народной национальной культуры

Выступая результатом деятельности той или иной этнической общности, каждая национальная культура отражает специфику географических, экономических, исторических и иных факторов формирования и развития самого этноса. Эта культура находит свою репрезентацию, прежде всего, в форме специфичной самоорганизации, которая отличает одну национальную культуру от других. Эта специфика проявляется себя в продуктах материальной и духовной сфер деятельности, системе социальных, духовных аксиологических модусов, отношениях с природной окружающей средой.

Национальная культура предполагает выработку единых, общепринятых в рамках социума правил поведения, общей картины мира, общей памяти. Именно на эти стабилизирующие и интегрирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции.

Традиционная культура – основа духовного своеобразия и богатства этноса, именно на ней строится патриотическое, эстетическое и нравственное воспитание, в ее рамках возникает система обычаев, ритуалов, обрядов как типовых программ, стереотипов поведения.

Формирование ритуалов, обычаев направлено на сдерживание роста вариативности поведения, способного привести к распаду самого общества.

Подходы к пониманию традиции в современной научной литературе

Следует отметить, что категории обряда, ритуала, обычая, традиции часто употребляются как взаимозаменяемые, синонимичными.

Под традицией чаще всего понимается то, что принято людьми с незапамятных времен, устойчиво воспроизводится, повторяется; совокупность элементов культурного и социального наследия, которое передается от поколения к поколению; выраженный в социально-групповых стереотипах этнический опыт.

Готовые работы на аналогичную тему

В традиции содержится нечто важное, представляющее ценность, положительное, весь накопленный этносом экзистенциальный опыт. Содержанием традиции выступает любой культурный элемент: знания, нормы морали, духовные ценности, приемы художественного творчества и пр.

Главной особенностью традиции выступает ее воспроизводимость, повторение ритуалов и обычаев от поколения к поколению.

Обычай как составляющая традиционной культуры

Сфера действия обычая ограничивается, как правило, областью морали и быта. Обычай может сформироваться из повседневных привычек и стать достоянием всего этноса. Главной характеристикой обычая выступает предсказуемость поведения индивидуумов, что вселяет в окружающих уверенность в отсутствии неожиданностей, в безопасности; способствует переживанию социумом собственной сплоченности, целостности, общности, стабильности условий жизнедеятельности.

Специфика обычая заключается в воспроизведении трудовых, праздничных, семейно-бытовых, горестных или иных действий. Главной целью реализации действия, закрепленного обычаем, выступает достижение определенного реального результата: поддержание определенных взаимоотношений между людьми, создание орудий труда, удовлетворение оправленных потребностей.

Таким образом, традиционная культура представляет собой основу стабильности и функционирования общества, сохранения культурной модели. В структуре традиционной культуры выделяют ритуал, обряд, обычай как формы социально одобряемых поведенческих паттернов, обеспечивающих сохранность этнической общности.

Источник

Традиции, ритуалы, обычаи и обряды как элементы народной национальной культуры

Характеристика народной национальной культуры

Исследование места и роли обычаев, ритуалов и традиций в народной культуре по-прежнему является актуальным в современной науке.

Интерес к сущности и содержанию этих феноменов, к силе их идеологического воздействия на людей из той или иной этнической общности можно объяснить тем, что подобное понимание позволит лучше осознать сущность и функции национальной культуры в целом.

Национальная культура может рассматриваться как результат деятельности определенной этнической общности. Она отражает особенности географических, исторических, экономических и прочих факторов становления и развития самого этноса

Свою репрезентацию национальная культура находит, в первую очередь, в форме уникальной самоорганизации, отличающей одну национальную культуру от прочих. Подобная уникальность проявляется в материальных и духовных ценностях всех сфер деятельности, в системе духовных, аксиологических, социальных модусов, в отношениях с окружающей природой.

Сущность традиционной культуры

Национальной культурой заложена выработка общепринятых в рамках социума, единых правил поведения, общей памяти, общей картины мира. Именно на такие интегрирующие и стабилизирующие аспекты функционирования культуры ориентировано действие механизма традиции.

Традиционная культура представляет собой основу духовного богатства и своеобразия этноса, именно на ней строится эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание

Структурные составляющие традиционной культуры

В рамках традиционной культуры формируется система ритуалов, обрядов, обычаев как типовых программ, стереотипов поведения. При этом формирование ритуалов и обычаев позволяет сдерживать рост вариативности поведения, которое может спровоцировать распад самого общества.

Зачастую категории ритуала, обычая, обряда и традиции употребляются в качестве синонимов или взаимозаменяемых понятий.

Традиция – это то, что принято людьми с древних времен, что устойчиво воспроизводится, повторяется. Это также совокупность элементов социального и культурного наследия, передаваемых от поколения к поколению. Еще под традицией понимают выраженный в социально-групповых стереотипах этнический опыт

Традиция включает в себя нечто важное, положительное, представляющее ценность, весь накопленный этносом экзистенциальный опыт. Содержание традиции формируется за счет любого культурного элемента, например:

Главная особенность традиции заключена в ее воспроизводимости, повторении обычаев и ритуалов из поколения в поколение

Обычай как элемент традиционной культуры

Сфера действия обычая, как правило, ограничивается областью быта и морали. Обычай может сложиться из-за повседневных привычек и стать достоянием всего этноса.

Главная характеристика обычая – это предсказуемость поведения людей, которая вселяет в окружающих уверенность в безопасности и отсутствии неожиданностей

Благодаря обычаю социум ощущает собственную сплоченность, целостность, общность, а также стабильность условий жизнедеятельности. Специфика обычая состоит в воспроизведении трудовых, семейно-бытовых, праздничных, горестных или прочих действий.

Главная цель реализации действия, закрепленного обычаем, заключается в достижении определенного реального результата:

Таким образом, традиционная культура отражает основу сохранности и функционирования общества, сохранения культурной модели. Традиционная культура включает в себя ритуалы, обряды, обычаи как формы социально признанных поведенческих паттернов, обеспечивающих стабильность этнической общности.

Источник

обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть картинку обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Картинка про обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре

обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть картинку обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Картинка про обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре

обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть картинку обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Картинка про обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре

обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть картинку обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Картинка про обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре

обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть картинку обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Картинка про обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре

обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть картинку обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Картинка про обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре

обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть картинку обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Картинка про обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре

обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Смотреть картинку обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Картинка про обычай обряд ритуал в традиционной культуре. Фото обычай обряд ритуал в традиционной культуре

ОБЫЧАИ И РИТУАЛЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Основные черты традиционной культуры:

Среди всего многообразия этнических культур учеными выде­ляется тип традиционной (архаической) культуры, которая рас­пространена в обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения. В этом типе культуры господствуют обычаи и передаваемые из поколения в поколение традиции. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, внутри нее человек не чувствует разлада с обществом. Такая куль­тура органично взаимодействует с природой, едина с ней, она ориентирована на сохранение самобытности, своего культурного своеобразия. Традиционная культура, как правило, доиндустриальна, бесписьменна, основной род занятий в ней — сельское хо­зяйство. В мире есть также традиционные культуры, которые до сих пор находятся на стадии охоты и собирательства. В настоящее время в Ареальной картотеке человеческих отношений зафикси­ровано более чем 600 традиционных (архаических) культур.

Для этнологии вполне закономерен вопрос о соотношении традиционных культур с современной исторической действитель­ностью. Изучение этого вопроса, в свою очередь, требует иссле­дования основных черт традиционной культуры.

Но как, ни велика была сила традиций, они не могли сохра­няться вечно. Медленно и постепенно в культуру проникали но­вации, в единой синкретической культуре начинали выделяться отдельные самостоятельные ее сферы, люди начали вычленять себя из мира, осознавать свое «я», отличное от «мы». Так возни­кали традиционные культуры.

Ранние формы религии в традиционной культуре:

Первобытные люди отличались от животных не только объемом мозга. Главным отличием были зачатки культуры, создание орудий труда, одежды. О наличии религии можно говорить, когда у первобытного человека возникает страх перед чем-то, что он не может объяснить: гром, шторм, дождь. Так же возникает и первые погребальный ритуал: люди боятся, что умерший их потревожит, поэтому связывают ему руки и ноги, хоронят в окружении воткнутых в землю костей животных. Исследования показывают, что уже в рамках первобытного стада появляются религиозные верования и ритуалы. Ритуал и обряд неотделимы от религиозных верований, поэтому прежде чем рассматривать ритуалы, необходимо изучить верования, которые существуют в традиционных обществах. К ним относят:

Тотемизм – это представление о сверхъестественной связи, родстве между группой людей и определённым видом животных, растений, реже – предметов.

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша человек, якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

Культ предков — одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе, которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков.

Культ природы- Признавали единого бога – отца природы, обладателя всех богатств. Почитали духов, которые оживляли все на земли и могли быть добрыми и злыми, в зависимости от поступков человека. Отношение к окружающему мира было поэтическим и рациональным.

Анимизм – вера в существование души и духов, универсально для всех культур.

Магия (колдовство, волшебство) – это обряды, связанные с верой в способности человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

Заключение

Литература:

Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: ЭКСМО. 2007. с. 730.

Источник

Курсовая работа: Обычай, обряд и ритуал в традиционной культуре

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Факультет Социальных Коммуникаций и туризма

Курсовая работа защищена с оценкой________

Обычай, обряд и ритуал в традиционной культуре

по дисциплине Этнология

Студент группы РВ-01 Е.Д. Кучеренко

Руководитель доцент, к.полит.н. Т.А. Голуенко

Глава 1. Особенности традиционной культуры……………………………….6

Глава 2. Религия, обычаи и ритуалы в традиционной культуре…………….10

2.1. Мифология в традиционной культуре……………………………………10

2.2. Ранние формы религии в традиционной культуре……………………..14

2.3. Обычай и ритуал в традиционной культуре……………………………18

Список использованных источников и литературы………………………. 31

Изучение традиционной культуры является одним из основополагающих аспектов этнологии как науки. Все современные этносы выросли из традиционной культуры. В настоящее время существуют народы, чья культура по специфике восприятия и мышления относятся к традиционной. Это делает дальнейшее изучение обычаев, обрядов и ритуалов таких культур необходимым в современном мире.

Фундаментальной проблемой современной эпохи является противостояние традиционной и модернизированной культур. Это противостояние оказывает влияние на ход культурно-исторического процесса. Изучение специфики восприятия и мышления в традиционной культуре способствует налаживанию диалога между этими культурами.

Степень изученности темы

На протяжении многих веков ученые-этнологи занимались изучением традиционных культур. Еще со времен появления колониальной системы появилась необходимость познания традиций и систем ценностей захватываемых «примитивных» народов. С того времени этнологами мира был накоплен и систематизирован огромный материал о ритуалах и обрядах традиционной культуры такими как Л. Фробениус, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Мид, О. Фрейденберг, Б. Малиновский, и это далеко не полный список. Так, работа Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871) посвящена вопросам происхождения и развития религии. Эта работа, содержащая огромный фактический материал, продолжает служить важным источником для изучения проблемы происхождения религии. Фундаментальный труд Дж. Фрэзэра «Золотая ветвь» (1890) представляет непреходящую ценность для всех, занимающихся историей религии. Автор, опираясь на богатый фактический материал, рассматривает различные обряды, системы запретов-табу, тотемизм, аграрные и огненные культы в первобытной культуре. В ХХ веке изучение традиционных культур так же было актуально. Более подробным анализом аспектов ритуалов занимались такие ученые как В. Топоров, К. Гиртц и В. Пропп. К. Леви-Строс в своей работе «Первобытное мышление» (1962) раскрывает закономерности познания и психики человека в различных социальных, прежде всего традиционных, системах, в культурной жизни народов, исследует особенности мышления, мифологии и ритуального поведения людей «первобытных» обществ с позиций структурной антропологии. Таким образом, работы этих ученых стали ориентиром в мире литературы по этнологии.

Объектом исследования является традиционная культура, а также ее история и способы взаимодействия с окружающим миром.

Предметом исследования являются обычаи, обряды и ритуалы в традиционной культуре, их значение, причины возникновения и роль в данной культуре.

Изучить сущностные характеристики, роль и место обычаев, обрядов и ритуалов в традиционной культуре.

1. Выявить особенности традиционной культуры и ее отличие от других культур.

2. Определить, что такое обычай, ритуал, их структуру и семантику.

3. Изучить функции ритуала как основного способа переживания жизненных ситуаций человеком в традиционной культуре.

1. Историко-аналитический метод.

2. Историко-сравнительный метод.

3. Историко-типологический метод.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются особенности традиционной культуры, ее основные черты и отличие от других видов культур. Во второй главе рассматриваются религиозные верования в традиционных обществах, а также роль, структура и функции обычаев, обрядов и ритуалов, связанных с религиозными верованиями.

В заключении подводятся итоги, основные выводы по проделанной работе, где обобщается материал о традиционной культуре и роли обычаев, обрядов и ритуалов в ней.

Глава 1. Особенности традиционной культуры.

Для определения термина «традиционная культура» необходимо отметить, что результатом длительного процесса антропосоциогенеза стало становление предков человека, а также переход от докультурного состояния к первобытному обществу, в котором по мере развития появляются свои способы освоения окружающего мира. Термин «традиционная культура» синонимичен термину «архаическая культура», хотя некоторые ученые полагают, что есть некоторые отличия.[1] Так, культура охотников-собирателей считается архаической. Такая культура выделяется статическим характером и очень медленным изменением, как и культура кочевников-скотоводов, чья жизнь наиболее близка к жизни животных. Земледельческие культуры в свою очередь имеют экономические основы, что дает им стимул к дальнейшему развитию, поэтому их относят к традиционным, что связано с более высоким уровнем хозяйственного производства и преобразования окружающей среды.

Реальность, среди которой живут и действуют первобытные люди, мистическая. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не выступают в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам. Например, для первобытного человека, который принадлежит к тотемистическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, представляет собой часть тотема, класса или подкласса. Поэтому каждый объект наделен определенными сродством, правами на членов своего тотема, класса или подкласса, обязательствами в отношении их, мистическими отношениями с другими тотемами. Для первобытного сознания нет чисто физического факта:текучая вода, дующий ветер, падающий дождь, любое явление природы, звук, цвет никогда не воспринимаются так, как они воспринимаются другими культурами. Перемещение материальных масс улавливается органами чувств, однако продукт этого восприятия у первобытного человека немедленно обволакивается определенным сложным состоянием сознания, в котором господствуют коллективные представления.

Позже большинство антропологов пришли к выводу об отсутствии дологического типа мышления в традиционном обществе, в том числе при решение формально-абстрактных задач. Наиболее отчетливо эту идею выразили М. Коул и С.Скрибнер. Они сделали вывод о том, что нет особой первобытной логики. Есть разница в восприятии познании мира у различных этнических групп. Но из нее нельзя сделать вывод о неполноценности каких-либо народов. Любой человек воспринимает форму и глубину в реальном мире – как бы он ни решал те перцептивные задачи, в которых применяются специфические стимулы.[4]

Другим важным признаком бесписьменных культур является традиционность. Все особенности быта, обряда, ритуала передаются из поколения в поколения. В этом заключается традиционность культур – в жестком исполнении и подчинении традициям.

Еще одно свойство традиционных культур – это их автоматизированность. Существуют определенные образы поведения, которым следуют бессознательно, так как вся жизнь предопределена единственно возможным образом.

Глава 2. Религия, обычаи и ритуалы в традиционной культуре.

2.1 Мифология в традиционной культуре.

Главным способом восприятия, объяснения мира и определения места человека в окружающем мире в традиционной культуре является миф. Он же формирует чувство уверенности для существования, связывает и отождествляет различные стороны жизнедеятельности человека, в результате чего формируется целостное мышление.

Первыми объектами мифического истолкования, объяснения были не социальные институты и природные явления, а определенные действия людей. Этими действиями были не обычные, обыденные дела, диктуемые житейскими обстоятельствами (изготовление орудий, охота, приготовление пищи). И здесь «вначале было дело». Положение о том, что миф возник из ритуала, одним из первых выдвинул Дж. Фрейзер в книге «Золотая ветвь» (1890).

Важнейшей в мифологии была идея создания, творения. Именно она легла в основу объяснения вначале социальных, а затем и природных явлений. Объяснить явление — значит, рассказать о том, как оно возникло. А возникло оно в результате действий определенных существ, т.е. было создано этими существами. Нетрудно понять, что в основе такого способа объяснения происхождения явлений лежало наблюдение за повседневной производственной деятельностью людей, в ходе которой ими создавались самые разнообразные вещи (орудия, утварь, одежда, жилища и т.п.). Возникнув еще в тотемистических мифах, идея объяснения явлений путем рассказа об их создании определенными существами в последующем получила развитие.

Уже тотемистические предки были творцами обычаев, норм, социальных институтов и в этом смысле создателями нынешнего мира. Следующий шаг — индивидуализация представлений о творцах. На смену совокупности тотемистических предков, которые неотличимы друг от друга и действуют только как своеобразный коллектив, приходят мифические же существа, но теперь уже индивидуализированные, что в частности проявляется в появлении у них собственных имен. Эти мифические персонажи, которых в литературе чаще всего именуют культурными героями, не только вводят новые нормы, обычаи, ритуалы, но и изобретают орудия, создают и изменяют различного рода природные явления и даже творят мир.

Большое внимание мифологии в традиционной культуре уделял Э.Б. Тайлор в работе «Миф и обряд в первобытной культуре». В своей работе он использовал мифологию как средство исследования истории и законов человеческого познания: «Мифология дикарей может послужить нам основой, а затем могут быть предоставлены мифы более цивилизованных обществ как создания, происходящие из того же источника, хотя и более совершенные в плане художественности».[6]

В мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от определенных элементов внешнего мира, и общей идеи. Он существует не в общих понятиях, а в конкретно-чувственных образах, которые полностью отождествляются с окружающим материальным миром. Таким образом, ежедневный опыт преломляется в сознании и превращается в миф. Главной причиной такого превращения является верование в одушевление всей природы. Солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и исполняют предназначенные им в мире функции с помощью членов, как животные, или искусственных орудий, как человек. Даже в цивилизованных странах такое воззрение проявляется в ранних представлениях ребенка о внешнем мире.[7] Первые существа, доступные пониманию детей, бывают существа человеческие и по преимуществу они сами. Первым объяснением всего происходящего кругом является объяснение с человеческой точки зрения, что стулья, палки и деревянные лошадки приводятся в действие такой же личной волей, которая управляет действиями нянек, детей, котят. Таким образом, ребенок делает первый шаг по пути мифотворчества, стараясь вместе с игрой с куклой представить себе, что нечто есть некто. Играя, ребенок прекрасно понимает, что палка остается палкой, но важно то, что предмет, оставаясь собой, представляет в то же время нечто иное, например, лошадь. В данном случае функции предмета не зависят от свойств материального носителя, а имеют символическое, знаковое значение. Именно так формируется образное восприятие, основа абстрактного мышления.

Идея о преобладающей воле и жизни в природе, верование в одушевление неодушевленных предметов, присвоение им человеческих качеств проявляются в мифологии в разнообразных сочетаниях. Проследить некоторые можно на примере мифологии алгонкинов ( племен, проживавших на территории современной Канады в XVII веке). В первобытной философии этих племен солнце и луна наделены жизнью и по природе своей принадлежат к существам человеческим. Они противопоставляются друг другу как мужчина и женщина. Им приписываются различия относительно пола, также как и в отношениях между членами племени. Солнце выступает как муж, а Луна как жена. Солнце гуляет весь день, а Луна – всю ночь. Явление солнечного и лунного затмения они объясняли следующим образом: у Солнца и Луны есть сын, и если один из них затмевается или становится черным, то это значит, что он взял на руки сына, который не дает им видеть свет. В то же время рук Солнца и Луны мы не видим, так как они постоянно держат натянутые луки.

Существование мифов предполагает определенное поведение традиционного общества. Так, у азиатских народов, находящих под влиянием буддизма, миф, связанный с затмением, обнаруживался в нескольких вариантах. Монголы отгоняли Арахо от солнца и луны громкой дикой музыкой. В европейской народной мифологии встречаются представления о борьбе солнца или луны с небесными врагами или же о болезни или умирании луны. Эти верования выражались преимущественно в шуме, поднимаемом в защиту или для ободрения несчастного светила. Римляне бросали в воздух зажженные факелы, трубили в трубы и ударяли в медные горшки и кастрюли, чтобы помочь находящейся в затруднительном положении луне.

Таким образом, главным способом восприятия, объяснения мира и определения места человека в окружающем мире в традиционной культуре является миф. Необходимый признак мифа – это вера, причем не требующая никаких доказательств. В мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от определенных элементов внешнего мира, и общей идеи. Он существует не в общих понятиях, а в конкретно-чувственных образах, которые полностью отождествляются с окружающим материальным миром.

2.2 Ранние формы религии в традиционной культуре

Первобытные люди отличались от животных не только объемом мозга. Главным отличием были зачатки культуры, создание орудий труда, одежды. О наличии религии можно говорить, когда у первобытного человека возникает страх перед чем-то, что он не может объяснить: гром, шторм, дождь. Так же возникает и первые погребальный ритуал: люди боятся, что умерший их потревожит, поэтому связывают ему руки и ноги, хоронят в окружении воткнутых в землю костей животных. Исследования показывают, что уже в рамках первобытного стада появляются религиозные верования и ритуалы. Ритуал и обряд неотделимы от религиозных верований, поэтому прежде чем рассматривать ритуалы, необходимо изучить верования, которые существуют в традиционных обществах. К ним относят:

Фетишизм – учение о духах, воплощенных в тех или иных предметах, или связанных с ними, или действующих через их посредство.[9] Фетишизм переходит в идолопоклонство. Фетишем может стать любой предмет. Из бесконечного множества предметов не ко всем может быть приложена идея сосуда, вместилища или орудия духовных существ. Предметы могут быть лишь простыми знаками, внешним выражением идеальных представлений или идеальных существ. Далее, они могут быть символическими волшебными вещами, действующими через воображаемое посредство специальных свойств, присущих предмету, подобно тому, как ястребиная нога сообщает быстроту бега. Наконец, некоторые предметы могут рассматриваться без всякой определенной мысли, просто как старинные украшения или диковины.

Культ предков – обоготворение мертвых, одна из самых древних и распространенных форм религии.[10] Это не только форма поклонения мертвым, но и первая форма доминирования старшего поколения, уважения и благоговения перед отцами. Почитание предков, семейных и родовых святынь выражает единство человеческого коллектива, сохраняющееся сквозь века. Культ предков был связан как с одной семьей, так и с целой родственной группой. Считалось, что душа человека попадая в загробный мир, приобретала волшебную, потустороннюю силу, и могла «как бог» влиять на живой мир, оказывать влияние на судьбы живущих. К тому же родственник «бог» всегда ближе, и к нему проще прийти за помощью и советом. Люди помнили о великом могуществе предков и старались достичь его, суметь повторить их подвиги. Подвиги предков, как правило, имитировали в танцах, на праздниках. Очень часто обряды целиком были построены на имитации подвигов предков, так же строился обряд инициации. Почитание предков, домашнего очага связаны с заботой о благополучии и здоровье семьи и рода. Людям легче было жить под охраной могущественных предков. У славян предки –чуры, щуры (пращуры) – хранили своих потомков, предостерегали их. «Чур меня» – значило «обереги меня предок».

Культ природы – поклонение силам природы, например солнце, воде, земле. Культ природы распространен среди земледельческих племен, где от урожая зависит экономическая жизнь традиционного общества. По мнению членов первобытного общества, вода управлялась не законами природы, а волей духа. Водяные духи первобытной мифологии были душами, заставляющими воду течь быстро или медленно. Они дружески или враждебно относились к человеку. Наконец, человек видел в них существ, которые были способны приносить ему довольство или несчастье, влиять на его жизнь, божества, которым нужно молиться, которых нужно бояться и любить, восхвалять и задабривать жертвами.

Таким образом, наличие ранних религиозных верований предполагало следование определенным обрядам и ритуалам, и как следствие, формирование обычаев, которые стали основой для традиционного общества.

2.3 Обычай и ритуал в традиционной культуре

Существование традиционных культур неразрывно связанно с ритуалами и обрядами. Их функции на практике очень разнообразны. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют чувство общности, помогают индивиду ощутить свою идентичность, сохраняют ценности этноса. Менее важные фрагменты традиционной культуры регулируются с помощью обычаев – форм поведения, связанных с деятельностью, имеющей практическое значение. Они регламентируют поступки членов общества в конкретных ситуациях и существуют в обыденной жизни. Если в быту человек озабочен главным образом поддержанием своего биологического статуса, удовлетворением своих материальных запросов, личных интересов, то в ритуале находят свою реализацию его духовные устремления, он считается более высокой степенью регуляции поведения. Ритуал представляет собой последовательность определенных действий, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и санкционированы обществом.[14] Так, выделяются два уровня протекания жизни человека в архаическом и традиционном обществе. Один из них — выполнение ритуальной программы жизни (как индивидуального, так и коллективного сценария). Другой — уровень повседневной жизни, быта. Поведение человека на этом уровне не являлось самоценным, самодостаточным, в отличие от ритуального поведения. Это как бы жизнь между ритуалами и, соответственно, между узловыми точками ритуального сценария.[15] Ритуал и обычай — крайние точки на шкале символических форм поведения. Если под ритуализацией понимать принадлежность к области сакрального и такие характеристики поведения, как стереотипичность, наличие стандартов осуществления, регламентированность, обязательность (с соответствующей градацией “неблагополучия” в случае их невыполнения), то высшей степенью ритуализации будут отмечены обряды, от выполнения которых зависит жизнь и благополучие коллектива, а низшей — обычаи, регламентировавшие повседневную жизнь (отступления от них могут сказаться на нарушителе, но, как правило, не затрагивают благополучия всего коллектива).

Одним из первых к проблеме функций ритуала специально обратился Э. Дюркгейм в третьей части своего труда “Элементарные формы религиозной жизни”. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение “негативного культа” (табу, запреты) и “позитивного” (жертва, имитативные обряды и др.) обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций. Среди них обращают на себя внимание четыре основные:

— Функция социализации индивида (дисциплинирующая, подготовительная). Ритуал готовит индивида к социальной жизни, воспитывая в нем необходимые качества, без которых невозможна его жизнь в обществе. Главные из них — самоконтроль, самоотречение, подчинение требованиям коллектива. На выработку этих качеств направлен негативный культ с его запретами и предписаниями. И лишь после этого человек готов к восприятию позитивного культа, открывающего дорогу к высшим ценностям бытия.

— Интегрирующая (связующая) функция заключается в том, что с помощью ритуалов коллектив периодически обновляет и утверждает себя, свое единство. Ритуал необходим для осознания солидарности, взаимосвязанности членов коллектива. Поскольку социальное объединение является необходимым условием жизни людей, постольку оно требует постоянного переутверждения. Именно в ритуале люди в полной мере осознают свое единство, ими владеют общие чувства и настроения — то, что отсутствует в повседневной жизни, причем в ритуале люди общаются не только друг с другом, но и восстанавливается связь между предками и потомками, прошлым и настоящим.

— Воспроизводящая функция ритуала направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Только в том случае, если социальный опыт постоянно актуализируется, коллектив может выжить. В достижении этой цели ритуал играет исключительную роль. Собственно, ритуалы для того и исполняются, чтобы восстановить прошлое и сделать его настоящим. С помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания, свою веру и, в конечном счете — свою социальную сущность.

В традиционном обществе наибольшее количество ритуалов были связаны с религиозными верованиями народа. Религиозные обряды распадаются теоретически на два отдела, которые, однако, на практике сливаются между собой. Они имеют частью изобразительно-знаменательное, или символическое, значение, являясь драматическим выражением религиозной мысли, или пантомимным языком религии, частью же представляют собой средство общения с духовными существами или воздействия на них.[17] В этом смысле они имеют столь же непосредственное практическое значение, как всякий химический или механический процесс, потому что догмат и поклонение относятся между собой, как теория и практика.Существует группа священных обрядов, каждый из которых представляет в своем развитии много поучительного, хотя пути, которыми они развивались, и были различны. Все эти обряды издавна в рудиментарном виде встречаются в традиционной культуре, и все они представлены в новейшее время. Эти обряды – молитва, жертвоприношение, пост, обращение на восток и очищение.

Молитва есть обращение личного духа к личному же духу. Когда с молитвой обращаются к бестелесным обоготворенным душам людей, она есть не что иное, как дальнейшее развитие повседневного общения людей между собой. Пока поклоняющийся обращается к существу, хотя бы и значительно превышающему его по положению и могуществу во вселенной, но к существу духовному, скроенному по образцу его собственной духовной природы, молитва для него является актом и разумным и практическим. Природа молитвы, в самом деле, настолько проста и понятна, что изучение ее не требует тех фактических подробностей и тех свидетельств, которые часто бывают необходимы для понимания обрядов, сравнительно ничтожных по практическому значению. Впрочем, молитву нельзя считать необходимым последствием анимистического верования, потому что на низших ступенях развития цивилизации встречается много племен, которые признают существование духов, но относительно которых неизвестно с достоверностью, чтобы они молились им даже мысленно.

На папуасском острове Танна, где богами являются души умерших предков, покровительствующие произрастанию плодов, вождь племени, действующий в качестве, верховного жреца, после приношения первых плодов среди безмолвствующего собрания громогласно произносит следующую молитву: «Сострадательный отец! Вот пища для тебя; ешь ее и надели нас ею!» Затем все произносят то же самое. В Африке зулусы, обращаясь к духам своих предков, думают, что достаточно призвать их, не упоминая о том, что молящемуся нужно, так как они убеждены, что духи сами знают это. Поэтому вся их молитва иногда заключается в восклицании: «Отцы нашего дома!» Какой бы не была молитва, будучи в религии первобытных обществах средством для усиления душевного движения, поддержания храбрости и возбуждения надежды, в более развитых верованиях стала значительной двигательной силой в деле нравственности. И силой не только укрепляющей, но и контролирующей чувства и порывы нравственной жизни посредством сознания сверхъестественного вмешательства и помощи.[18]

Жертвоприношение появляется в столь же ранний период культуры и берет начало в той же анимистической системе, как и молитва, с которой оно остается в самой тесной связи в течение столь долгого периода истории. Подобно тому как молитва есть такое обращение к божеству, как будто оно человек, так и жертвоприношение есть приношение даров божеству как человеку. Теория дара объясняет природу жертвоприношений. Этот чисто детский способ приношения без всякой определенной мысли о том, как примет дары и что сделает с ними принимающий, представляет собой первобытную и самую зачаточную форму жертвоприношения. Когда эта передача совершается физически, то в тех случаях, в которых божеством являются олицетворенные вода, земля, огонь, воздух или же дух-фетиш, оживляющий или делающий своим жилищем подобную стихию, само божество может принимать, а иногда и в действительности потреблять приношения, отдаваемые этой материальной среде.

Примером жертвоприношения воде может служить обычай североамериканских индейцев бросать в воду собаку со связанными ногами с целью умилостивления разгневанного буреносного божества, когда их застигает буря на озерах.

Религиозные верования и обряды галлов, бриттов и германцев вытекали из общего для всех первобытных религий источника – обожествления природы и ее проявлений.[19] Присутствие богов видели в шуме леса, рокоте моря или веянии ветра. Чтобы умилостивить духов, складывали огромные жертвенники и совершали кровавые жертвоприношения. Одним из немногих дошедших до наших дней памятников зодчества друидов является Стоунхендж (с английского «каменная ограда»), представляющий собой четыре концентрических круга, образуемых продолговатыми отесанными столбами, поставленными перпендикулярно.

Значительно распространены в религиях жертвоприношения, которые, потеряв свое первоначальное значение, превратились на практике в празднества.Примеры подобных священных трапез можно привести для различных периодов и стадий в истории культуры. Зулусы умилостивляют небесного бога, чтобы он послал дождь, приношением в жертву черного быка. Старейшины деревни выбирают быков, из которых один убивается в действительности, а другие лишь предполагаются убитыми. Мясо убитого быка съедается в глубоком молчании, которое служит выражением почтительной покорности, кости сжигаются вне деревни, и праздник оканчивается пением без слов.

Следующая группа обрядов это ритуалы связанные с обращение на восток и запад. Говоря о солнечном мифе и поклонении солнцу, мы видели, как с незапамятных времен в религиозных верованиях глубоко укоренилась ассоциация востока с идеей света и тепла, жизни, счастья и славы, тогда как с представлением о западе всегда соединялись понятия о мраке и холоде, смерти и разрушении. Это воззрение может быть объяснено и подкреплено наблюдением того, как такая символизация востока и запада отразилась и на внешних обрядах, породив ряд практических правил, касающихся положения умерших в могиле и живых в храмах, правил, которые можно объединить под общей рубрикой ориентации, или обращения на восток. Так, племена Южной Америки, юманы, хоронили мертвых в согнутом положении, с лицом, обращенным к небесной области солнечного восхода, обиталищу их великого доброго божества, которое, как они верили, примет их души в свою обитель.

Обряды обращения на восток и запад перешли и в современную религию Европы и до сих пор сохранились в ней. Ориентация храмов на восток и обращение туда же молящихся удержались как в греческой, так и в римской церквах. В Англии этот обычай начал отмирать со времен Реформации и, по-видимому, совсем исчез в начале XIX столетия. Однако с тех пор он снова начал оживать. Тот факт, что среди нас до сих пор живет древний обряд поклонения солнцу, сохранив смысл символа, представляет для изучающего историю религии поразительный пример связи между обрядом и его смыслом, сохраняющейся в историческом движении религии на различных ступенях культуры.

Многие ученые противопоставляют магию религии, так как религия выражается в вере в сверхъестественные силы и подчинение им, в то время как магия предполагает веру человека в свою собственную способность воздействия на другие предметы. Например, Д. Фрэзэр в труде «Золотая ветвь»говорит о том, что магия считает, что природные процессы жестки и неизменны в своем течении, поэтому их невозможно вывести из своего русла ни уговорами и мольбами, ни угрозами и запугиванием. Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых, тем не менее, может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар.[22] Так, одним из средств достижения успеха в межплеменных столкновениях стала военная магия – обряды, которые имели целью укрепить дух воинов, дать им победу в бою, сохранить жизнь и уберечь от ранения. Такие обряды могли иметь инициальный, имитативный или профилактический характер. Это военные танцы, являвшиеся инсценировками сражения, ношение военных амулетов, а также вредоносная магия, направленная на враждебное племя.

В первобытной культуре появляются магические приемы лечения. Три ранних комплекса имеют прямое отношение к болезням: ведовство, знахарство и шаманизм.[23] Ведовство – есть вера в порчу, способность насылатьна человека болезнь. Знахарство появляется на основе народной медицины – многовекового опыта врачевания. Шаманизм возникает на стадии развития анимизма, когда души умерших становятся самостоятельными духами. Некоторые из них входят в контакт с человеком, проникают в его тело, вызывая болезнь. Шаман лечит болезни путем изгнания духов.

Таким образом, существование традиционных культур неразрывно связанно с ритуалами и обрядами. Их функции на практике очень разнообразны. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют чувство общности, помогают индивиду ощутить свою идентичность, сохраняют ценности этноса. Ритуалы можно разделить по функциям. Выделяются кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни, и календарные ритуалы, совершаемые регулярно при наступлении определенных природных явлений. Существует группа священных обрядов встречающихся в традиционной культуре. Эти обряды – молитва, жертвоприношение, пост, обращение на восток и очищение. Ритуал и обычай — крайние точки на шкале символических форм поведения.

Наличие ранних религиозных верований таких, как тотемизм, фетишизм, культ предков, культ природы, анимизм и магия, предполагало следование определенным обрядам и ритуалам, и как следствие, формирование обычаев, которые стали основой для традиционного общества.

Список использованных источников и литературы

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре.- СПб., 1993.- 223 с.

Вейс Г. История культуры народов мира. Великое переселение народов. Готты, гунны, славяне, германцы/ Г.Вейс.- М.: Эксмо, 2005.- 144 с.

История России: Учебн. для вузов/ А.А Чернобаев, И.Е.Горелов, М.Н. Зуев.- Москва: Высшая школа, 2002.- 479 с.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: пер. с англ.- М.: Прогресс, 1977.- 264 с.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. —

М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.

Музафарова Н.И. История религий.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 320 с.

Муравьев В.В. Население и религия в культуре первобытного общества/ В.В Муравьев.- Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2000.-

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.

Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре: пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- 624 с.

Фрэзэр Д. Золотая ветвь: пер. с англ.- М.: Терра – Книжный клуб, 2001, Т. 1.- 528 с.

История религии. Культ предков: интернет-портал по истории и генеалогии.- 2008.- Режим доступа: http://www.family-history.ru/material/history/historyrelig/historyrelig_1.html

Онлайн Энциклопедия Кругосвет.- Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/TOTEMIZM.html

Скепсис: научно-просветительский журнал.- Электронный журнал.- Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_393.html

[1] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С. 211.

[2] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. —

М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.

[3] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. —

М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 28.

[4] Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: пер. с англ.- М.: Прогресс, 1977.- С. 82.

[5] Скепсис: научно-просветительский журнал.- Электронный журнал.- Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_393.html

[7] Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- С.55.

[8] Онлайн Энциклопедия Кругосвет.- Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/TOTEMIZM.html

[9] Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- С. 336

[10] История религии. Культ предков: интернет-портал по истории и генеалогии.- 2008.- Режим доступа: http://www.family-history.ru/material/history/historyrelig/historyrelig_1.html

[11] Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- С. 272

[12] Музафарова Н.И. История религий.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- С. 41.

[13] Муравьев В.В. Население и религия в культуре первобытного общества/ В.В Муравьев.- Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2000.- С. 41.

[14] Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С. 229.

[15] Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре.- СПб., 1993.-С. 17.

[16] История России: Учебн. для вузов/ А.А Чернобаев, И.Е.Горелов, М.Н. Зуев.- Москва: Высшая школа, 2002.- С. 17.

[17] Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- С. 483

[18] Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- С. 494

[19] Вейс Г. История культуры народов мира. Великое переселение народов. Готты, гунны, славяне, германцы/ Г.Вейс.- М.: Эксмо, 2005.- С. 77.

[20] Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- С. 526

[21] Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- С. 542.

[22] Фрэзэр Д. Золотая ветвь: пер. с англ.- М.: Терра – Книжный клуб, 2001, Т. 1.- 528 с.

[23] Муравьев В.В. Население и религия в культуре первобытного общества/ В.В Муравьев.- Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2000.- С. 14.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Обычай, обряд и ритуал в традиционной культуре
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: курсовая работа Добавлен 16:46:23 28 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 2051 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать