обычаи в римском праве явились

9. Правовой обычай как источник римского права

9. Правовой обычай как источник римского права

Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право — неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

— mores maiorum — обычаи предков;

— usus — обычная практика;

— commentarii pontificum — обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

— commentarii magistratuum — обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

— consuetudo — обычай в императорский период. Значение обычаев:

— заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

— свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты).

В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

— выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

— выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

— воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая — неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая — «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике

12. Деятельность юристов как источник римского права

12. Деятельность юристов как источник римского права Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.В период республики деятельность юристов сводилась к:— консультации граждан, обратившихся за юридической

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров

5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров Обычай – правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда.Обычаи

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с

Источник

Правовой обычай как источник римского права

Обычное право – древнейшая форма образования римского права. Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право – неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых |мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты).

В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая – неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

Источник

Обычай в римском праве

Обычное право (mores maiorum, consuetudo, desuetudo).

Среди древнейшх источников права в римском государстве стал признаваться правовой обычай, существующий в нескольких формах – в зависимости от общественных отношений, которые он регулирует. Первым отличительным признаком, характерным для обычая, является его форма – это источник, который хранится в памяти народа, не фиксируется письменно (за исключением разве что фиксации его в описательной форме в различных исторических источниках). Вторая черта обычая – длительное и единообразное применение в юридической практике (consuetudo tenaciter servata); практически невозможно установить, когда обычай появился и кому обязан своим возникновением. Наконец, третьей чертой обычая в Риме можно назвать разумную необходимость в его существовании; те правила, которые утвердились в практике вопреки разуму, не могли применяться в качестве общеобязательной нормы. Сюда же относятся и случаи разнообразного злоупотребления правом, а также и всё, что противно нравам.
Сила его обеспечивается его происхождением из воли всего римского народа:

«Ибо если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно связывает всех и то, что народ одобрил, не записав. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путём голосования или путём дел и действий» (D. 1.3.32.1).

В то же время, в постклассическом праве сложилось правило, нашедшее своё отражение и в Дигестах Юстиниана, согласно которому обычай применяется post legem («после закона»; это установление впервые появляется в 319 г. в годы правления Константина), играя, тем самым, роль вспомогательного источника права. Однако роль обычая нельзя умалять; в определённых случаях утрата силы законом также освящается молчаливым согласием граждан (обычай действует adversus legem – «против закона»; подобного рода практика обозначалась термином desuetudo[1]):

«[…законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путём неприменения]» (D. 1.3.32.1).

В дальнейшем в конце классического периода специфически римское понимание обычая ложится в обоснование силы судебного прецедента в отношении единообразных случаев.
Первой разновидностью обычаев, сложившейся исторически, признаются mores maiorum (обычаи предков). Их авторитет обеспечивается святостью самих фигур предков, а также власти отца семейства (pater familias), что находит отражение в семейном культе римлян (прежде всего – патрициев[2]). Разумеется, каждый древний римский род хранит свои собственные обычаи, и для того, чтобы обрести характер правовой нормы, необходимо прежде всего единообразное истолкование этих норм. Interpretatio pontificium (понтификальное толкование) становится этим системообразующим фактором для древнего римского обычая. Об их значении для римского права говорит И.А. Покровский:

«В этой коллегии вырабатываются правила и приемы толкования, ведутся даже записи юридических прецедентов, записи, носящие название commentarii pontificum; только у понтификов можно получить и надлежащий юридический совет. Таким образом, по всей справедливости понтифики считаются первыми римскими юристами, положившими начало развитию римского гражданского права»[3].

Разумеется, с принятием Законов XII таблиц, первого кодифицированного писаного источника права, влияние понтификов начинает постепенно ослабевать. И если в середине V в до н.э. они удерживают в своих руках юридическую монополию, то в дальнейшем, особенно после того, как Гней Флавий опубликовал книги понтификов, патрицианская и понтификальная монополию в знании и истолковании права устраняется. Обычаи предков в их первоначальном виде, т.е. как система исторически сложившихся неписаных правовых норм, регулирующих широкий спектр правоотношений (от религиозных до частноправовых) и истолковываемых понтификами, постепенно исчезает из правовой жизни.
Обычное право более позднего периода (примерно с I в. до н.э.) обозначалось термином consuetudo. Оно по-прежнему, подобно обычаям предков, признавалось источником права, причём во многом приравнивалось к закону (подтверждением чему служит приведённый выше отрывок из D.1.3.32.1[4]). Этот обычай уже отрывается от своих корней, утвердившихся в почве культа предков, и по сути лишается сакральной своей основы. Обычай поздней республики всё более походит на общественный договор, закрепившийся в практике в результате многократного и последовательного применения. Основным его отличием от закона становится отсутствие письменной фиксации; важнейшие правовые нормы приобретают письменную форму путём их фиксации в законе либо в эдиктах магистратов (обычная практика магистратов обозначалась термином usus).

Примечания и литература:
1. О desuetudo см. подробнее: Зайков А.В. Римское частное право в систематическом изложении. – М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2012. С. 39-40.
2. Существование обычаев предков в плебейской среде некоторыми исследователями отрицается. См., например: Дементьева В.В. Римская идентичность: формирование традиций гражданского коллектива. // Античный мир и археология: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 13. Саратов, 203-213; на это же указывает и «История Рима» Ливия, где в IV.3.9 он приводит речь Гая Канулея, в которой последний жалуется на то, что плебеи не имеют доступа к записям понтификов («…non ad fastos, non ad commentaries pontificum admittimur…»)
3. Покровский И.А. История римского права. – М.: Статут, 2004. С. 85.
4. Ср. начало Институций Гая (1.1.): «Все народы, которые управляются законами и обычаями…»; Дождев Д.В. приводит следующий отрывок из Риторики для Геренния (2.13.19): «Consuetudine ius est id quod sine lege aeque ac si legitimum sit usitatum est; quod genus, id quod argentario tuleris expensum ab socio eius recte petere possis».

Источник

Обычай в римском праве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Зарождение обычая в римском праве

Среди наиболее древних источников права в римском государстве начал признаваться правовой обычай, который существует в нескольких различных формах, в зависимости от общественных взаимоотношений, которые он урегулирует.

Первый отличительный признак, являющийся характерным для обычая, представлен его формой – таким источником, который сохранен в общенародной памяти, но никаким образом не зафиксированв письменном виде, исключение составляют только лишь фиксации его в форме описания в разнообразных исторических источниках.

Третья отличительная черта обычного права в Риме представляется разумной необходимостью в его существовании; те правила, которые закрепились на практике наперекор разуму, не могли использоваться в образе общеобязательной правой нормы. Сюда же относимы и случаи различного злоупотребления правом, а также и всё, что противостоит нравам.

Его сила обеспечивается его происхождением из воли целого римского народа, «ибо если самостоятельнозаконы связывают нас в силу только лишь того, что они получают принятие по принятию решения народа, то оно заслуженным образом связывает всех и то, что народ одобрял, не записывая. Ибо каким обладает значением, объявлял ли народ собственную волю посредством голосования или при помощи действий и дел.» D. 1.3.32.1.

Нормами обычного права являются:

Готовые работы на аналогичную тему

Значением обычаев является:

Развитие обычного права

Данное установление первоначально образовалось в 319 году в годы царствования Константина, сыграв, этим самым, роль источника права вспомогательного характера. Но роль обычая не следует занижать; в конкретных случаях потеря силы законом также освящена молчаливым согласием граждан, обычай действует «adversuslegem» – «против закона»; такого рода практику обозначали терминологией «desuetudo»: «[…законы могут быть отменены не лишь путем голосования законодателя, но даже молчаливым согласием всех посредством неприменения]» D. 1.3.32.1.

В последующем, в конце классического периода специфическим образом римское правопонимание обычая укладывается в обоснование силы прецедента суда по отношению к единообразным случаям.

«В этой коллегии разрабатываются приемы и правила толкования, существуют даже записи юридических прецедентов, записи, которые имею название «commentariipontificum»; лишь у понтификов есть возможность получить и надлежащий юридический совет. Этим образом, по всей справедливости понтифики признаются первыми римскими юристами, которые положили базисные начала развития римского гражданского права».

Обычное право наиболее позднего периода, приблизительно с 1 века до нашей эры обозначалось терминологией«consuetudo». Оно до сих пор, на подобии обычаев предков, признавалось правовым источником, при этом во множестве приравнивалась к закону, подтверждением этому является приведённый выше отрывок из D.1.3.32.1. Данный обычай уже отделяется от собственных корней, которые утвердились в почве культа предков, и по сути лишено сакрального собственного основания.

Обычай поздней республики наиболее похож на общественный договор, который закрепился на практике в итоговом значении последовательного и многократного использования. Базисным его отличием от закона является отсутствие письменной зафиксированности; наиболее важные правовые нормы обретают форму письменности посредством их фиксации в законодательстве или же в эдиктах магистратов, обычная практика магистратов отмечалась терминологией «usus».

Источник

Обычай в римском праве

Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянных и единообразных повторных каких-либо дей­ствий. Именно обычай являлся древнейшим источником инфор­мации о надлежащем поведении в том или ином социуме.

Обычаи (зачастую лежащие в основе и царского законода­тельства) базировались на строгих религиозных и нравственных предписаниях, берущих свое начало из глубокой древности, и их видовое разнообразие было достаточно велико:

• обычаи предков (mores majorum, древняя привычка);

• обычная практика (usus, обычай);

• обычаи, сложившиеся в практике жрецов (commentarii pontf- ficum);

• обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum);

• местное обычное право провинций (mos regionis, региональ­ные обычаи);

• римские обычаи (mos Romanum);

• consuetudo (обычное право).

Даже Законы XII таблиц — фундамент римского частного пра­ва — также были ничем иным, как записью древнейших обычаев.

Обычаями могли стать далеко не все складывающиеся со вре­менем правила поведения. К ним предъявлялись достаточно же­сткие требования. Для того чтобы стать императивным и всеох­ватывающим требованием, обычаи должны были:

• выражать продолжительную и однообразную правовую прак­тику (по меньшей мере в пределах одного поколения);

• быть полезными людям и известными на протяжении дос­таточно длительного времени («Обычаи есть молчаливое

согласие народа, укоренившееся длительной привычкой», Ульпиан);

• приниматься как данность всеми (у древних римлян обы­чай был закреплен на законодательном уровне в виде пра­вила, что это «молчаливое согласие народа, подтвержден­ное древними нравами»);

• иметь глубокую моральную и этическую подоплеку, а подчас обладать и качествами сакральности (в период архаичного Рима для обозначения права имелось два понятия: jus — че­ловеческие правила, а также fas — божественные установле­ния; при этом отмечалось, что «все право введено соглаше­нием, или установлено необходимостью», а «сами законы обязывают нас лишь в силу того, что приняты они по ре­шению народа, но то, что народ одобрил, не записав, так­же обязывает всех»);

• воплощать собой неотложную и разумную потребность имен­но в правовом регулировании ситуации;

• применяться, только при отсутствии конкретных правовых предписаний («В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указывается нравами и обычаями») и т.п.

Постепенно обычай с его консерватизмом, неоперативностью, архаичностью стал мешать стремительному развитию товарно- денежных и политических отношений, поэтому ему на смену пришел закон.

Эта мысль была продолжена Ульпианом: «Долго применяв­шийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случа­ях, когда не имеется писаного (закона). ». Правда, после созда­ния Свода Юстиниана ссылка на обычай была уже запрещена. Юстиниан в одной из своих конституций пояснил это так: «Ав­торитет обычая в силу его долговременного применения значи­телен, но он не должен быть сильнее закона» (С. 8. 52. 2).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *