обследование фасада памятника культурного наследия
Минкультуры России от 19.07.2017 N 212-01.1-39-ВА «Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия»
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА
О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ФАСАДАМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Требованиями пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона запрещено проводить работы на объекте культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта не определен. Также запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Таким образом, до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.
На фасаде и его декоративных элементах, являющихся предметом охраны, в силу статьи 43 Федерального закона проводится реставрация в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности таких элементов объекта.
К реставрационным работам по фасаду, являющемуся предметом охраны, относятся в том числе вычинка, докомпоновка фасадной стены, элементов декора, лепного декора, воссоздание отдельных элементов, реставрация оконных и дверных приборов, являющихся историческими, реставрация исторического штукатурного слоя, заделка трещин в стене.
В отличие от реставрационных работ, ремонт фасада объекта культурного наследия в соответствии со статьей 42 Федерального закона может быть проведен в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
К ремонтным работам по фасаду и его элементам относят работы, не подразумевающие восполнение утрат, докомпоновку, восстановление крупных элементов и деталей. В случае отнесения к предмету охраны фасада и его декоративных элементов такими работами являются в том числе заделка трещин в штукатурном слое, расчистка от штукатурного слоя и старой окраски, штукатурка и окраска фасада и элементов декора в существующий цвет, окраска цоколя, обработка огне- и биозащитными составами, замена или ремонт оконных и дверных приборов, ремонт оконных отливов и водосточных труб, козырьков, сходов, крылец.
Для проведения ремонта необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ в соответствии с пунктом 5.4 Порядка без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации.
Промывка и очистка фасадов проводится в рамках хозяйственной деятельности собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия, руководствуясь Методическими рекомендациями по эксплуатации объектов культурного наследия, рекомендованные письмом Минкультуры России от 22.02.2017 N 45-01.1-39-НМ, и не требует получения разрешительных документов.
Экспертиза объектов культурного наследия и памятников архитектуры
Объекты культурного наследия и памятники архитектуры составляют львиную долю архитектурного массива. Выполнение исследований таких объектов является основой для дальнейшей разработки проектной документации, позволяющей сохранить историческое наследие.
Научно-исследовательские работы охватывают широкий спектр работ, поэтому специалисты, осуществляющие эту деятельность, должны иметь соответствующий опыт и навыки, а организация должна обладать необходимой материально-технической базой. Результатом проведения научно-исследовательских работ является определение состояния и составление перечня реставрационных работ для сохранения объекта культурного наследия и памятников архитектуры.
Все работы проводятся в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Основополагающими документами в сфере работ с объектами культурного наследия являются:
Значимость научно-исследовательских работ на объектах культурного наследия
Комплексные научно-исследовательские работы позволяют ответить на следующие вопросы:
От точности и объема сведений, полученных в результате экспертизы, зависит корректность назначения определенного вида реставрационных работ. Исследование зачастую решает судьбу объекта. После экспертизы можно ответить на вопросы:
Наша компания при проведении исследований строго следует государственным стандартам в отношении обследования объектов культурного наследия. Мы обладаем действующей лицензией и разрешением на проведение экспертных работ, содействуем в получении разрешений надзорных органов государственной власти, узаконивающих исследовательские мероприятия.
В отношении каких объектов проводятся специальные исследования?
Действующее законодательство устанавливает перечень объектов, имеющих культурное значение, именно к ним применяются стандарты и нормативы экспертных обследований:
Стоимость выполнения работ определяется для каждого объекта отдельно и зависит от площади, конфигурации, уникальности объекта, подлежащего обследованию.
Последовательность проведения экспертизы объектов культурного наследия и её содержание
Стать инициатором и заказчиком исследований могут как корпоративные организации, так и частные заказчики, а также органы государственной власти.
Комплексные инженерно-технические исследования объекта культурного наследия состоят из:
По итогам выполнения работ составляется заключение, содержащее подробные сведения о состоянии объекта и рекомендации по его сохранению, восстановлению и приспособлению. Полнота содержания зависит от технического задания, поставленного заказчиком.
Заказать экспертизу и исследование памятников истории и архитектурных объектов
Наша компания обладает многолетним опытом проведения историко-культурной экспертизы. Профессионализм и оперативность — преимущества, которые смогут оценить заказчики при обращении к нашим экспертам. Материально-техническая база содержит все необходимые инструменты и приборы, обеспечивающие точность расчетов.
Результаты исследований дают возможность предпринять максимально эффективный комплекс мероприятий, позволяющих сохранить памятник культуры, истории и архитектуры.
Обследование объектов культурного наследия и памятников архитектуры
Обследование объектов культурного наследия и памятников архитектуры представляет собой проверку технического состояния таких зданий с использованием максимально щадящих и неразрушающих методов.
Объекты культурного наследия представляют особую ценность с точки зрения архитектуры, истории, передачи информации народа сквозь века, поэтому сохранности подлинного состояния конструкций уделяется большое внимание.
Экспертная оценка состояния, инженерно-конструкторское обследование памятников архитектуры, зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия федерального или регионального значения, может проводится только лицензированным специалистом.
В связи с последними изменениями и дополнениями законодательства (Постановление Правительства РФ № 259, от 10 марта 2020 года) многие частные собственники, эксплуатирующие организации, арендаторы, сталкиваются с проблемами согласования и утверждения рабочей и проектной документации, которая необходима для:
Заключение профильных экспертов и технический отчет по обследованию памятников архитектуры – обязательное требование для любых видов проектных, ремонтных, строительных, демонтажных работ на объектах, внесенных в реестр КГИОП.
В каждом конкретном случае, при осмотре объекта, после изучения проектной, исторической, архивной документации А-ЭКСПЕРТ разрабатывает индивидуальный план работ, необходимый для целевого экспертного заключения.
Объекты здания культурного наследия федерального значения, регионального и городского значения (Москва, Санкт-Петербург) подлежат ремонту и реконструкции только после проведения общественных слушаний, утверждения плана работ соответствующими надзорными исполнительными органами, перечень которых в каждом субъекте определяется индивидуально.
Основные отличия экспертной оценки объектов культурного наследия, памятников архитектуры
Обследование зданий культурного наследия, разработка проектной, строительно-технической рабочей документации должны выполняться только лицензированными организациями. Причина такого требования – наличие опыта проведения таких работ, специалистов с необходимым профильным образованием, специализированных инструментов и оборудования.
Здание памятник культурного наследия – особые требования к проведению экспертной оценки:
Быстрое согласование проектной, строительно-технической документации по каждому конкретному вопросу требует соблюдения ГОСТ на обследование памятников архитектуры и правильного оформления документации. Важно учитывать, что каждый субъект федерации или городской муниципалитет (Санкт-Петербург, Москва, Казань) в праве выдвигать собственные особые требования к перечню необходимых документов для согласования работ и к их оформлению.
Как проводится строительно-техническая экспертиза ОКН?
Ремонт, реконструкция, реставрация зданий культурного наследия требует проведения комплексных работ по оценке состояния постройки в целом, отдельных конструкций, исследований грунтов на строительной площадке.
Комплекс работ подбирается индивидуально, с учетом особенностей здания, целевого назначения проведения экспертизы здания культурного наследия регионального и федерального значения.
Среди таких особенностей подхода к исследованию в А-ЭКСПЕРТ можно выделить:
Перечень необходимых экспертных работ определяется на этапе согласования. Важно правильно расставить приоритеты в выборе исследований, чтобы они максимально соответствовали целям конкретной строительно-технической экспертизы.
Этапы экспертных работ по экспертизе памятника архитектуры
Здания культурного наследия Москвы, Санкт-Петербурга, строительные объекты федерального и регионального значения обязательно проходят следующие этапы экспертизы:
Реконструкция здания культурного наследия должна проводится по согласованному проекту, с учетом индивидуальной специфики пятна исторической застройки, комплекса геологических, инженерно-технических, инфраструктурных особенностей.
Например, для современного использования зданий культурного наследия Санкт-Петербурга необходимо согласование подвода, разводки, особенностей подключения инженерных коммуникаций. В каждом отдельном случае комплекс экспертных работ для составления профессионального отчета по обследованию памятников архитектуры подбирается индивидуально.
Как будет выглядеть технический отчет?
По результатам обследования заказчику выдается отчет. Его состав зависит от вида объекта, выполняемых работ и расчетов.
Например, заказанный лазерный обмер зданий культурного наследия включает в себя не только заключение на бумажном носителе, но и данные программы в электронном виде.
В целом, заключение является многостраничным отчетом, в котором отражаются все выявленные характеристики объекта. Приводятся материалы и фотографии участков активной деформации и разрушения конструкций, параметры сравниваются с нормативными: по ГОСТ, СНиП, ТУ, СП. Результирующим разделом являются выводы и рекомендации. В виде приложений прикладываются разрешительные документы А-ЭКСПЕРТ и допуски на выполнения данного рода исследований.
Подробнее о лазерном сканировании памятников архитектуры читайте тут.
Приложение. Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия
Приложение
к приказу Министерства культуры РФ
от 21 октября 2015 г. N 2625
Порядок
выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия
С изменениями и дополнениями от:
3. Выдача Разрешения осуществляется:
Информация об изменениях:
Выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения Заявителю осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработанными муниципальными Органами охраны объектов культурного наследия на основании подпункта 2 статьи 9.3 Федерального закона и во исполнение подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 210.
Информация об изменениях:
5. Выдача Разрешения по форме (приложение N 1 к Порядку) осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия на основании следующих документов:
5.1. В случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия:
1) заявление о выдаче Разрешения по форме (приложение N 2 к Порядку), подлинник в 1 экземпляре*(1);
2) копия договора на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитая и пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре;
3) схемы (графический план), изображающие места проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей, подлинник, в 1 экземпляре.
5.2. В случае проведения работ на объекте культурного наследия, связанных с сохранением историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования прилагаются:
1) заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 3 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2) копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия*(2), прошитые и пронумерованные, заверенные в установленном порядке, со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации соответствующим Органом охраны объекта культурного наследия, в 1 экземпляре;
3) копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора*(3) (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре);
4) копия договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора*(3) (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре);
5) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре;
Информация об изменениях:
6) копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления, прошитая, пронумерованная, заверенная, в 1 экземпляре (при наличии);
Информация об изменениях:
7) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих авторский надзор и научное руководство, в случае проведения работ по реставрации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя);
Информация об изменениях:
8) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих проведение работ по реставрации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя).
5.3. В случае проведения консервации объекта культурного наследия, в том числе комплекса противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимых в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия представляются:
1) заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 4 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2) документы, указанные в подпунктах 3-6 пункта 5.2 Порядка;
3) проектная документация (рабочая документация) по проведению консервации и (или) противоаварийных работ на объекте культурного наследия, подписанная уполномоченными лицами, подлинник, в 1 экземпляре*(4);
Информация об изменениях:
4) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих авторский надзор и научное руководство, в случае проведения работ по консервации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя);
Информация об изменениях:
5) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих проведение работ по консервации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя).
5.4. В случае проведения работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны:
1) заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 5 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2) документы, указанные в подпунктах 3, 5 и 6 пункта 5.2 Порядка;
3) проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованная с заказчиком, подлинник, в 1 экземпляре*(4).
6. Отказ в предоставлении Разрешения осуществляется Органом охраны в следующих случаях:
1) отсутствие у Заявителя в лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия видов работ, указанных в заявлении о выдаче Разрешения;
2) прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для предоставления Разрешения;
3) несоответствие представленных документов пунктам 5.3 и 5.4 Порядка требованиям статей 5.1, 36, 40, 41, 42, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона;
4) несоответствие видов работ, указанных в заявлении о выдаче Разрешения, ранее согласованной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия;
5) некомплектность представленных документов, перечисленных в пункте 5 Порядка, или недостоверность указанных в них сведений;
Отказ в предоставлении Разрешения не является препятствием для повторного обращения за предоставлением Разрешения.
Отказ в выдаче Разрешения оформляется в письменной форме.
7. Внесение изменений в выданное Разрешение не допускается.
Информация об изменениях:
9. Факт выдачи Разрешения Заявителю (его представителю) регистрируется ответственным исполнителем или должностным лицом, ответственным за делопроизводство, в Журнале учета выдачи Разрешений (приложение N 6 к Порядку).
10. Соответствующий Орган охраны объектов культурного наследия имеет право принять решение о приостановлении действия Разрешения.
11. Решение о приостановлении действия Разрешения принимается в ходе проведения контрольных мероприятий соответствующего Органа охраны по выявленным нарушениям при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия:
1) невыполнение условий выданного Разрешения;
2) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения Разрешения;
3) проводимые работы не соответствуют согласованной проектной документации;
4) проводимые работы не предусмотрены выданным Разрешением;
5) не предоставление лицу, уполномоченному на осуществление государственного надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, доступа на объект культурного наследия;
6) прекращение действия одного или нескольких документов, на основании которых было выдано Разрешение.
12. В случае выявления нарушений выдается предписание о приостановлении работ на объекте культурного наследия и устранении нарушений на основании статьи 11 Федерального закона.
*(1) Предоставляется отдельно на каждую организацию, осуществляющую работы по сохранению объектов культурного наследия.
*(2) не представляются, если заявитель является субподрядчиком и ранее данная документация была представлена генподрядчиком.
*(3) не представляются, если заявитель является субподрядчиком и ранее указанные документы были представлены генподрядчиком.
*(4) не предоставляется, если заявитель является субподрядчиком и ранее указанная документация была представлена генподрядчиком.
Приложение N 3. Порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия
Приложение N 3
к приказу Министерства культуры РФ
от 25 июня 2015 г. N 1840
Порядок
приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия
С изменениями и дополнениями от:
3. Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия либо лицо, выступающее заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления уведомления от Органа охраны организует приемку работ путем выезда на объект культурного наследия и его визуального осмотра.
Информация об изменениях:
Приказом Минкультуры России от 5 ноября 2015 г. N 2725 пункт 4 изложен в новой редакции
4. Приемка работ проводится при участии в обязательном порядке лиц, осуществлявших научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за их проведением.
5. Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия либо лицо, выступающее заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, для участия в приемке работ вправе привлечь представителя заказчика работ по сохранению объекта культурного наследия (государственного заказчика)*, по согласованию представителя(ей) подрядчика(ов), представителей общественных организаций в сфере сохранения объектов культурного наследия, членов секций Научно-методического совета по культурному наследию при Органе охраны, экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы и аттестованных специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей.
7. Собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо лицу, выступающему заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения Отчетной документации Органом охраны выдается Акт.
8. При приемке работ на объекте культурного наследия подрядчик представляет следующие документы:
2) копию(и) разрешения(й);
3) рабочую документацию, разработанную на основании согласованной проектной документации**;
5) акты на скрытые работы (при их наличии), оформленные в соответствии с приказом от 26.12.2006 N 1128;
6) общий журнал работ, заполненный в соответствии с приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007, регистрационный N 9051);
7) журнал авторского надзора при проведении работ на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации с отметкой о завершении работ по сохранению объекта культурного наследия и их соответствии требованиям, установленным статьей 45 Федерального закона.
9. При приемке работ лицами, указанными в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка:
9.1. рассматриваются документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка;
9.2. проводится визуальный осмотр объекта культурного наследия для установления соответствия выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия Отчетной документации и требованиям статьи 45 Федерального закона.
Копия Заключения направляется собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо лицу, выступающему заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, а также Заявителю.
11. Акт подписывается в день проведения приемки работ при соответствии выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия Отчетной документации и требованиям статьи 45 Федерального закона.
В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных лицами, подписывающими его.
12. После подписания Акт регистрируется в Органе охраны и направляется собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо лицу, выступающему заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия.
* в случае, если Приемку работ организует собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия.
** не требуется при приемке работ по сохранению монументальной живописи на объекте культурного наследия.