общение с противоположным полом харам
Общение с противоположным полом
Ваши дочери подобны созревшему плоду на дереве. Плоды необходимо собирать в самый благоприятный момент, иначе солнце или другие силы испортят их.
Хвала Всевышнему Аллаху, который создал нас и, отправив Своих посланников, дал нам совершенное руководство к жизни – Шариат. Несомненно, тот, кто будет жить, следуя этому руководству, проживёт счастливую жизнь, ибо любящий и заботящийся о нас Всевышний Аллах всё благое и полезное для нас сделал в Шариате дозволенным и призвал нас к совершению этого, а всё скверное и вредное для нас сделал запретным и призвал остерегаться этого. Он одарил людей разумом, дабы они могли отличать благое от плохого, и дал им выбор в деяниях. Всевышний Аллах поселил нас на эту землю для испытания, чтобы мы стали свидетелями своих же деяний. Если бы Всевышний Аллах, не послав людей на землю, сразу же одних отправил бы в Рай, а других в Ад – тогда те, которых отправляют в Ад, сказали бы: «Почему нас отправляют в Ад, а тех в Рай». Но у Всевышнего Аллаха есть эпитет «Справедливый», и Он сначала поселил людей на эту землю, предоставив им возможность выбрать место своего вечного пребывания, а затем на том свете по Своей справедливости отправит каждого в тот дом, который он заслужил. «Для Моих праведных рабов я приготовил в Раю то, что их глаза не видели, и то, что их уши не слышали, и то, что они даже представить себе не могут», – говорится в одном из хадисов кудси.
Поэтому, для того чтобы прожить достойную, праведную жизнь и найти своё счастье в этом мире и на том свете, человек должен взвесить каждое своё деяние на весах Шариата.
«Человек» – на арабском языке «инсан», что является производным от слова «унс», обозначающего «развлечение», «общение». Всевышний Аллах создал человека нуждающимся в общении, также Он установил определённые границы для этого общения и увещевал людей через Своих пророков о том, что перешедшего границы дозволенного ждёт суровое наказание. Прародители человечества Адам (мир ему) и Хава не приблизились друг к другу, пока не заключили брак по Шариату. В книге «История пророков» рассказывается: «Адам блаженствовал в Раю, вкушая все плоды, кроме плодов пшеничного дерева. Однажды, проснувшись, он увидел возле себя Хаву, которую Аллах сотворил из его левого ребра, и почувствовал влечение к ней. Когда Джабраил (мир ему) сказал Адаму (мир ему), что надо преподнести махр, Адам (мир ему) спросил: «Что это такое?» Джабраил (мир ему) ответил: «Трижды благослови, т. е. прочитай салават на любимца Аллаха (мир ему и благословение), которому Аллах даёт разрешение на заступничество в Судный день (шафаат), ради которого сотворено всё, являющегося господином твоего потомства». Так, прочитав салават, Адам (мир ему) заключил брак (никах). Столь ценный салават Хабибу (мир ему и благословение) произносите почаще, община Ислама!».
Аллах создал мужчину и женщину, и вложил в их сердцах симпатию и влечение друг к другу. Мудростью этого является продолжение рода человеческого, чтобы люди создавали семьи, чтобы у них рождались дети, которые радуют своих родителей, будучи малышами, и будут помогать, поддерживать, став взрослыми.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывал к созданию семьи, в одном из хадисов, призывая молодых людей к законному браку, он сказал: «О молодые люди! Тот из вас, у кого есть возможность вступить в брак, пусть сделает это, ведь это больше всего удерживает от запретных взглядов и делает человека более целомудренным. А тот, кто не в состоянии жениться, пусть постится, ведь пост приносит успокоение».
Обращаясь к родителям, сказал: «О мусульманская община! Ваши дочери подобны созревшему плоду на дереве. Плоды необходимо собирать в самый благоприятный момент, иначе солнце или другие силы испортят их. Вы должны выдавать замуж своих дочерей в тот момент, когда они созреют, не позже и не раньше. Если вы слишком долго оставите их слоняться без дела, то будете виновными в их неизбежном развращении. Они – люди, и их человеческие потребности должны быть удовлетворены».
Что разрешается жениху и невесте?
Молодым людям, которые намерены пожениться, является сунной представление друг другу. Жениху и невесте разрешается видеться друг с другом, но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия: 1) Мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жёны, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т. д. 2) Пожимать невесте руку и обнимать её до бракосочетания жениху является запретным. 3) Жених с невестой не могут общаться и оставаться наедине. В настоящее время некоторые семьи разрешают встречаться жениху с невестой наедине, с целью якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама. Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.
Также согласно Шариату общение между молодыми людьми, не состоящими в законном мусульманском браке, будь то посредством встреч, звонков по телефону и иных средств связи – запрещено! Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пусть не уединяется мужчина с женщиной, ибо поистине третьим среди них будет шайтан».
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Вы не приближайтесь к прелюбодеянию». Обратите внимание на текст аята – «вы не приближайтесь», т. е. отдаляйтесь от всего того, что может потянуть вас в этот тяжкий грех. Это значит, что любое общение, которое может привести к греху, является запретным (харам) согласно нормам Ислама.
Клубы, дискотеки
Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл молодой человек и сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разреши мне совершить прелюбодеяние, ибо я уже не в состоянии терпеть». Сподвижники окружили его, говоря при этом: «Перестань, перестань, как ты можешь спрашивать такое у Посланника Аллаха (мир ему и благословение)!» Пророк (мир ему и благословение) выслушал юношу, потом подозвал к себе и, посадив перед собой, обратился к нему: «Желаешь ли ты, чтобы с твоей матерью совершали прелюбодеяние?». «Нет, да буду я твоей жертвой», – поклялся юноша. «Точно так же люди не любят, чтобы с их матерями совершали прелюбодеяние», – сказал ему Пророк (мир ему и благословение). «Будь у тебя дочь, ты желал бы, чтобы с нею занимались прелюбодеянием?» – спросил снова Пророк (мир ему и благословение). «Нет, да буду я твоей жертвой», – ответил юноша. «И никто другой не захочет, чтобы так поступали с его дочерью. А хотел бы ты, чтобы прелюбодеяние совершили с твоей сестрой?» – спросил Пророк (мир ему и благословение). «Нет, да буду я твоей жертвой», – ответил юноша. «Точно так же люди не хотят, чтобы с их сёстрами совершали прелюбодеяние. А желал бы ты, чтобы с твоей тётей совершали прелюбодеяние?» – спросил Пророк (мир ему и благословение). «Нет, да буду я твоей жертвой», – ответил юноша. «Так же и люди не хотят, чтобы с их тётями занимались прелюбодеянием», – сказал ему Пророк (мир ему и благословение), затем возложил руку на него и прочитал мольбу: «О Аллах, прости его грех, очисти его сердце, сохрани его органы тела от запретного!» После этого случая тот юноша не стремился более к запретному и стал воплощением целомудрия.
Пусть теперь каждый подумает, хочет ли он, чтобы с его женой, сестрой или дочерью кто-то общался в Интернете, приглашал её на вечеринку, на дискотеку или в ресторан?!
Есть прекрасное изречение: «Этот мир – горы, а наши деяния подобны эху», т. е. что бы мы ни совершали – совершённое непременно к нам вернётся, и если каждый будет относиться к чужим женщинам так, как того требует Ислам, как того требуют честь, совесть и традиции нашего горного края, будет вести себя подобно тому, как жили наши праведные предки – то и чужие мужчины будут относиться к его женщинам подобным образом. А тот, кто ведёт себя развязано, переходит всякие границы нравственности, Шариата относительно чужих женщин – к его родственницам мужчины будут относиться аналогично. Да наставит всех нас Всевышний Аллах, да поможет Он нам жить согласно нормам Шариата! Амин!
Социальные сети. Правило дозволенной переписки с противоположным полом
Социальные сети. Правило дозволенной переписки с противоположным полом
Социальные сети – это очень удобная вещь, там можно пообщаться с друзьями, поделиться новостями, посмотреть фильм или интересную передачу, послушать лекцию, узнать что-то новое. Интернет также служит большим подспорьем в деле распространения исламских знаний – здесь можно прочитать книги или статьи исламского ученого, посмотреть лекции, задать вопрос богослову.
Но умеем ли мы правильно пользоваться этими инструментами и правильно себя вести в этом пространстве – ведь мусульманин, верующий человек должен везде оставаться верующим. К сожалению, не все это понимают – некоторым молодым мусульманам кажется, что раз речь идет не о реальном, а о виртуальном, как бы несколько искусственном, вымышленном пространстве, то какие тут могут быть особые правила? Но ведь Аллах видит нас везде, и ответ мы будем нести как за то, что мы сказали или сделали в реальном мире, так и за то, как мы вели себя в Интернете, что там говорили, на что смотрели и что слушали.
В Коране сказано: «Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (сура 17 «Ночной перенос», аят 36).
Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Поистине, человек может сказать всего одно слово, не видя в нёмничего плохого, а именно за него он будет брошен в Ад на расстояние семидесяти лет пути» (Передал Ахмад).
На вопрос, можно ли иметь страничку в соц. сетях, Али Джифри ответил: «Можно, но такую страницу, которую вам не стыдно было бы показать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)».
Общеизвестно, что мусульмане должны строго следовать правилам разделения полов: женщины общаются с женщинами, мужчины – с мужчинами. Общаться с человеком противоположного пола можно лишь по необходимости, по вопросам работы, учебы или в случае поиска спутника жизни, но и в этих случаях общение должно вестись по строгим правилам.
Молодому человеку недопустимо писать сообщение девушке с предложением «дружить», «просто пообщаться», «поговорить». Если даже вам нужно обсудить какое-то дело, общение должно вестись в строго деловой форме, без шуток, посторонних вопросов («а вы замужем?», «а сколько вам лет?»), смайликов и подобных игривых картинок.
Также, к сожалению, оставляет желать лучшего и общение на каких-то общих площадках – в группах, тематических обсуждениях. Разумеется, может случиться, что есть какая-то важная и интересная тема, которую хочется обсудить и мужчинам, и женщинам. Но здесь тоже следует вести себя скромно и сдержанно: говорить лишь о том, что относится к теме; не шутить; не переходить на личности.
Если вы действительно хотите помочь кому-то принять Ислам или узнать что-то о религии, познакомьте вашего собеседника со знающим человеком одного с ним пола. Тогда вы на самом деле совершите угодное Аллаху дело и, иншаАллах, избежите греха.
Если приходится искать спутника жизни через Интернет, то стоит помнить о ключевых моментах в данном вопросе:
–Ваше намерение должно быть исключительно на брак, а не просто завязать дружбу и вступить в случайные отношения.
–Представляясь, вы должны назвать свое полное имя (а не псевдоним), ваш род занятий, сказать о своих серьезных намерениях, перечислить требования, которые вы предъявляете к будущей супруге. Избегайте шуток и кокетства. Будьте реалистичным и практичным в своих ожиданиях, ведите себя честно и искренне.
–Если существует потребность обменяться фотографиями, вы можете это сделать при условии, что фотография является достойной (а не представляет вас в смешном или непристойном виде).
–Если вы видите, что девушке с вами неинтересно, или вы чувствуете, что девушка не будет подходящей супругой для вас, сразу прекращайте разговор.
–Если вы видите, что подходите друг другу, то вы должны принять меры, чтобы встретиться с ней и ее семьей, чтобы обсудить вопросы брака без каких-либо нарушений правил хиджаба (не встречаться с девушкой наедине, к примеру).
Советы касаются девушек:
Будьте осторожны при знакомстве и общении, если ваш собеседник:
–избегает называть настоящее имя, свою профессию, место жительства (или говорит как-то в общем, ничего конкретного);
–предлагает немедленный никах – при этом не хочет знакомиться с вашими родителями и родственниками;
–не хочет знакомить вас со своими родными и избегает отвечать на вопрос – знают ли о вас его родители и согласны ли они на ваш брак;
–уходит от ответов на вопрос или отвечает как-то неопределенно на вопросы о его возможности содержать семью, обеспечивать жену и детей;
–предлагает замуж второй женой, но чтобы не знала первая – все это повод насторожиться!
Также имейте в виду – никах по скайпу или иные средства виртуального общение не будет действителен! Прежде чем решаться на брак с женихом из Интернета, нужно обязательно встретиться с ним в реальной жизни (разумеется, не наедине), познакомить его с вашими родными (и встретиться с его родственниками); или постараться узнать что-то о нем через его знакомых и друзей.
Будьте внимательны в своих разговорах онлайн, избегайте говорить то, что не сказали бы при своих родителях или авторитетном для вас человеке. Прежде чем комментировать или писать сообщение, проанализируйте свои намерения. Только вам и Аллаху известно, действительно ли у вас благие намерения. Это одно из самых мощных и действенных ограничений, наложенных Аллахом, потому что действительно укрепляет в вас уверенность. Привычка проверять свои намерения закладывает почву для искренности между вами и Аллахом и благожелательности между вами и Его творениями.
Держитесь целесообразности и профессиональных рамок. Не заигрывайте с представителями противоположного пола. Не начинайте общаться на личном уровне, отпускать шутливые и фривольные комментарии. В электронной почте, сообщениях чата и т.п. не пишите ничего, за что вам было бы стыдно перед тем, кого вы любите и уважаете, например, перед Пророком (мир ему и благословение). Помните, что Аллах (хвала Ему) вас видит и желает вам уберечь свое достоинство и целомудрие.
Выставляя фото, думайте, что увидят люди. Если вы никогда бы не скорчили рожу в присутствии человека противоположного пола и не показали бы ему некоторые части тела, то не надо постить такого рода фото или рассматривать такие фото, присланные вам (кстати, почему их вам шлют?) Не надо сознательно тратить время на то, чтобы без цели рассматривать фото человека противоположного пола. В комментариях – даже в адрес представителя своего пола – избегайте отзывов типа «Милашка!» или «Секси!», особенно, если знаете, что у этого человека есть друзья противоположного пола, которые тоже прочтут ваш комментарий.
По возможности, подключите третье лицо. Например, если вы женщина и организуете какое-то мероприятие, для чего вам нужно списаться с мужчиной, убедитесь, что о предмете письма знает третье лицо, а потом постепенно приобщите его к вашему разговору. Иногда разумно дать знать адресату, что пароль вашего почтового ящика известен супругу или сестре – как если бы ваше общение, будь оно живым, происходило в помещении с открытой дверью. Смысл не в том, чтобы постоянно перед кем-то отчитываться, а в том, чтобы обзавестись определенным набором средств, обеспечивающих ощущение присутствия третьих лиц, а значит, делающих общение дружелюбным и не выходящим за деловые рамки.
В тех несчастливых случаях, когда у сестры или брата завязываются неподходящие отношения онлайн, это имеет печальные последствия. Например, студентка может увлечься знакомым по студенческому обществу, а он, в свою очередь, общается с ней не потому, что хочет на ней жениться, а потому, что ему нравятся отношения с женщиной без серьезных обязательств, и он ей подыгрывает. С другой стороны, сестре могут нравиться неформальные и доверительные разговоры, внимание какого-то брата, она и не думает выходить за него замуж, а получает удовольствие от таких отношений и иногда слегка с ним кокетничает. В обоих случаях такой брат и такая сестра могут приобрести репутацию легкомысленного мужчины и легкодоступной женщины.
Братья и сестры, необходимо иметь к себе достаточное уважение, чтобы не оказаться в сомнительной ситуации, которая может навредить вашей репутацию и дальнейшему благополучию.
Если вы предлагаете кому-то дружбу, а он не принимает – это его личный выбор, и надо его уважать. Если кто-то прикрепляет свою переписку с третьим лицом в письме вам, то старайтесь адресовать свой ответ всем. Когда мы относимся друг к другу великодушно, это способствует доверию.
Не флиртуйте, не перехваливайте, не отпускайте легкомысленных или пренебрежительных шуток. Говорите так, как вы не постеснялись бы говорить при Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение).
Не сообщайте никому в сети личную информацию, вроде своего адреса. Если вы регистрируетесь на каком-то сайте, нужно, чтобы он был публичным, и им пользовались многие люди. Например, если вы находитесь ночью в пустынном месте, не заходите на сайты, по которым ваше местонахождение могут определить посторонние или малознакомые люди.
Можно ли мне общаться с девушками в соцсетях и по телефону?
Разрешено ли поддерживать отношения с противоположным полом посредством телефонных разговоров и электронной переписки?
Хукм по поводу общения лиц противоположного пола выносится в зависимости от формы и содержания этого общения. Да, влечение мужчин и женщин является человеческим естеством, заложенным Аллахом Всевышним. Общение противоположных полов, выходящее за рамки адаба, может стать причиной совершения греха. Исходя из этого, подобные формы общения категорически запрещены. Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (аль-Исра 17/32).
Однако нет ничего предосудительного в общении мужчины и женщины посредством электронной почты или смс сообщений при наличии необходимости и при соблюдении рамок делового общения.
Если же возникший вопрос можно решить с представителями своего пола, то в этом случае ни о какой необходимости не может быть и речи, и обращение с этим вопросом к представителям противоположного пола будет запрещено.
Для того, чтобы не стать причиной возникновения ситуации, которой может быть недоволен Аллах, тем, кто вынужден поддерживать связь в виде телефонного общения или переписки, с противоположным полом (по работе или в рамках своих обязанностей) следует обращать внимание на некоторые меры предосторожности. Например, при телефонном или ином общении с представителями противоположного пола следует стараться, чтобы это общение происходило в присутствии третьего лица, особенно это касается тех, кто не уверен в том, что не переступит границ адаба.
Если при деловом общении с представителями противоположного пола есть вероятность проявления каких-то личных чувств, то в этом случае данное общение будет считаться недозволенным.
Один из алимов говорил: «Совесть – наилучший судья». И это высказывание актуально сегодня как никогда. Так как в обсуждаемом нами вопросе совесть, является наиважнейшим мерилом.
Общение с противоположным полом харам
НЕЛЬЗЯ УЕДИНЯТЬСЯ ЖЕНЕ С БРАТОМ МУЖА! ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ!
Шейх Абдуллах аль-Гудаян, да помилует его Аллах
бывший член Постоянного Комитета по фетвам
Вопрос: «Спрашивающая спрашивает про своего кузена, который жил в ее доме долгое время, как будто он являлся бы ее братом. Так обязательно ли для нее, носить хиджаб перед ним?»
ОБЩЕНИЕ С НЕМАХРАМ-ЖЕНЩИНАМИ ХАРАМ, ДАЖЕ РАДИ ОБУЧЕНИЯ КУРАНУ
Однажды спросили шейха Ибн Усеймина:
«Я общаюсь со своей невестой уже год. И за этот год я обучил ее
одному джузу из Корана. Является ли это дозволенным?»
Шейх ответил: «Это харам»
Его спросили: «Но ведь мы учили Коран… «
Шейх ответил: «Ваше изучение Корана – харам. Потому что все, что ведет к хараму – харам”.
[См. Запись с передачи «Мамляктуль хубб»]
КАКИЕ ЧАСТИ ТЕЛА МОЖНО ОТКРЫВАТЬ ПЕРЕД ДРУГИМИ ЖЕНЩИНАМИ И МАХРАМАМИ?
Ответ: «Аль-хамду ли-Ллях
В ответ на это можно сказать, что в достоверном хадисе описывается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
“Есть два типа людей Ада, которых я пока что не видел. Люди с кнутами как хвосты рогатого скота, которыми они бьют людей, и женщины, которые одеты, но вместе с тем нагие, ходящие соблазнительной походкой. Они ни войдут в Рай, ни почувствуют даже запах его благоухания, хотя его благоухание можно уловить с такого-то и такого-то расстояния“.
Учёные объясняют “одетые, но вместе с тем нагие“ как относящееся к женщинам, которые носят облегающую одежду или лёгкую одежду, которая не скрывает то, что под ней, или короткую одежду. Шейхуль-Ислам (Ибн Теймийя) указал, что то, что женщины носили в своих домах во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), скрывало всё от пятки ноги до ладони руки. Всё это было закрыто, когда они были в доме, а когда они выходили на рынок, известно, что женщины-сподвижницы обыкновенно носили свободные одежды, которые волоклись по земле. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил им отпускать шлейф [подола] до локтя, но не более того.
Что касается сомнений, имеющихся у некоторых женщин, касательно слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Пусть ни одна женщина не смотрит на ‘аурат другой женщины, пусть ни один мужчина не смотрит на ‘аурат другого мужчины; ‘аурат женщины перед другой женщиной – от пупка до колена“, которые они интерпретируют как указывающие, что женщины могут носить короткую одежду – Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не говорил, что женской одежде достаточно закрывать область от пупка до колена – поэтому таковое не может использоваться как доказательство. Что он действительно говорил, так это то, что ни одна женщина не должна смотреть на ‘аурат другой женщины, таким образом он запретил им смотреть, потому что ‘аурат женщины, носящей свободную одежду, иногда может обнажаться при справлении нужды или по какой-то другой причине, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил женщинам смотреть на ‘аураты друг друга.
Разрешено ли общение между мужчиной и женщиной в Исламе?
Всевышний Господь ниспослал всему человечеству Священное писание и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который разъяснил нам аяты Корана.
Аллах говорит в Своей Книге: «Истина же всегда побеждает, и Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением верующих от сомнений, находящихся в их душах, и милостью тем, которые уверовали в Аллаха и в Коран. А для неверующих Коран только увеличивает потери и страдания за то, что не уверовали в него (Коран)» (сура 17, аят 82).
Передают со слов Абу Мухаммада ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришёл» (Достоверный хадис, переданный нами в книге «аль-Худжджа» с достоверным иснадом).
В Коране также говорится: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» («ан-Ниса», 4:65).
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение!» («аль-Ахзаб», 33: 36).
Всё это подтверждает значимость слов Посланника Аллаха и его запретов, которые не изменятся до Судного дня.
Теперь обратимся к сегодняшней ситуации. Мужчины и женщины постоянно общаются друг с другом и находятся вместе. Это происходит в школе, колледже, университете, на работе. Непрестанное нахождение вместе порождает сексуальный соблазн. Сексуальный инстинкт — это одна из страстей нафса. Если мы не усмирим свой нафс, то потеряем милость Всевышнего. Соблазн ведёт к разврату, падению нравов и деградации духа.
Ислам — это явное руководство. Господь запретил свободные неограниченные контакты между мужчинами и женщинами, чтобы предотвратить греховные желания. Ведь каким бы ни был сильным и религиозным человек, но его тело очень часто не слушается и хочет познать запретное. В исламе присутствуют границы, чтобы спасти людей от попадания в неприятные ситуации. Это является одним из главных принципов фикха (исламское право) — предотвращение причины (саддад-дара’и). Смысл этого положения — предотвратить возможное зло.
Всевышний Господь сказал (смысл): «Предупреждай, о пророк, верующих мужчин о том, что ведёт к прелюбодеянию или к обвинению в нём, и скажи им, что им приказано потуплять взоры и не смотреть на запрещённые места женщин и на места, где они носят украшения, и сохранять своё целомудрие. Такое поведение — достойнее для них и отдаляет их от грехов и обвинения. Поистине, Аллах осведомлён о том, что они вершат, и воздаст им за это. Скажи (о пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие». (сура 24, аяты 30-31).
В другой суре Всевышний говорит (смысл): «Если же вы просите какую-либо утварь у одной из жён пророка — да благословит его Аллах и приветствует, — то попросите через завесу. Это — чище для ваших и их сердец от искушений шайтана». (сура 33, аят 53).
То есть даже жёны Пророка (мире ему и благословение Всевышнего), которые были самыми богобоязненными из женщин того времени, должны были общаться с асхабами мужчинами, которые тоже были очень религиозными людьми, только через занавесь.
Имам Абу Абдулла аль-Куртуби написал в своём знаменитом тафсире Священного Корана: «Этот аят говорит о дозволенности задавать вопросы или говорить с жёнами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, через преграду или занавеску. То же самое повеление распространяется на всех мусульманок».
Кроме того, в суре «Аль-Азхаб» Всевышний Аллах говорит: «О жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина в отношении чести и достоинства. Если вы богобоязненны, то не будьте мягки и ласковы в своих речах с другими, чтобы не возжелал вас тот, чьё сердце порочно. Говорите с другими обычные серьёзные слова».
Из этого аято ясно, что между мужчиной и женщиной дозволены лишь сугубо деловые разговоры без какого-либо намёка на флирт, причём говорящие не должны смотреть друг на друга.
В хадисах есть все разъяснения по поводу общения мужчин и женщин. Здесь мы приведём некоторые из них.
Имам Бухари и имам Муслим передают в своих сборниках достоверных хадисов от Укбы ибн Амира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не приближайтесь к женщинам (посторонним, кроме близких родственниц)». И один человек спросил: «А как насчёт родственников, приобретённые после вступления в брак?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Они подобны смерти». Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сравнил женщин-своячениц со смертью. Это значит, что даже с родственницами нельзя общаться осторожно, чтобы не возникло желания и страсти.
Имам Муслим передаёт от Джарира ибн Абдуллы: «Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о взгляде мельком на женщину из числа не-махрамов (не из близких родственников). Он ответил, что я должен отводить в такой ситуации глаза».
Бурайда передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али: «О Али! Не позволяй себе смотреть второй раз, потому что первый взгляд прощается, а второй — уже нет». (Тирмизи, Абу Дауд и имам Ахмад).
Великий учёный Ибн Абидин в «Хашия» говорит: «Если мужчина боится фитны или возникновения страсти, для него харам смотреть в лицо женщине. Так было в первые века Ислама. Что касается нашего времени (имеются в виду времена Ибн Абидина), смотреть на лицо женщины, не являющейся махрам, запрещено не потому, что лицо — часть аурата, а из-за возможной фитны».
Из всего вышеперечисленного мы можем сделать несколько выводов:
Есть люди, которые говорят, что времена поменялись и теперь всё в мире изменилось, поэтому надо и правила общения в исламе поменять. Но Всевышний Господь говорит в Коране, что законы Священного Корана сохраняются до Судного дня, а Пророк Мухаммад — разъясняющий Божественное слово. Поэтому все правила приличия между мужчиной и женщиной, принятые Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) в те времена сохраняются для верующих людей до Судного дня, поэтому и сегодня мужчины должны избегать разговоров с женщинами, как и женщины — с мужчинами, и стараться защищать своё сердце от греховных страстей.