обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОСКВА, 2013 обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

«Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

Учитель начальных классов Фоменко Татьяна Николаевна

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №51

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Тема: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

Тип урока : урок – закрепления знаний

Цель урока : формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование : учебник, презентация к уроку, проектор, Макбуки.

II . Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме – « Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» Слайд №1

Давайте отправимся с вами в прошлое наших предков .

Назовите одно из главных занятий древних людей. Слайд №2

До наших дней дошло очень много наскальных рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. Слайд №3

С какой целью первобытные люди создавали эти рисунки?

( Охота для древних людей была одним из главных занятий. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки. Чтобы охота прошла удачно, наши предки накануне охоты исполняли особый ритуал.)

(Убивая нарисованного зверя копьями и стрелами, первобытные люди верили, что так их охота будет удачней, так они приманивали к себе удачу)

На прошлом уроке мы узнали, что такое ритуал. Слайд №4

( Ритуал – это поведение или действия человека, которое связывает его с потусторонним миром. )

Почему в могилах древних людей археологи находили черепки глиняных сосудов, орудия труда и наконечники стрел, копий?

(ритуал захоронения, вера в загробную жизнь)

Кто мог провести какой либо ритуал?

( В древних племенах были особые люди, которые знали, как привлечь к себе на помощь потусторонние силы. Их боялись, слушались, к их помощи прибегали. Это были колдуны, жрецы, маги, шаманы. )

Как люди стремились умилостивить богов?

(Приносили подношения, подарки, молились Богам) Слайд №5

Сегодня в рамках нашей темы мы выясним, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. Нужны ли эти знания в жизни?

( Нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.)

Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру?

(Чувства верующих людей нужно уважать!)

Прежде давайте назовем основные религиозные культуры нашей страны.

(Христианство, ислам, иудаизм, буддизм)

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека. Давайте повторим, что вы знаете об обрядах и обычаях разных религий.

Что является главным ежедневным обрядом во всех религиях? (молитва)

Где может молиться верующий? (Дома, в храме, в синагоге, в мечети) Слайд№6

Какие вы знаете обряды в христианстве? (Евхаристия, Брак, Крещение, Воскресение)

Давайте вспомним, что такое

Евхаристия – ( главное богослужение, которое может совершаться каждый день)

А есть ли у христиан богослужения, которые проводятся один раз в неделю?

(праздничные воскресные богослужения)

Раз в жизни?(Крещение, брак)

Кто первым принял христианство на Руси, когда это было ? (князь Владимир Киев-988 год)

Брак – (таинство благословения супружеской жизни, венчание)

Почему назвали венчание? (надевают венец-корону на головы будущих супругов)

Ребята, какие из перечисленных понятия, вам уже знакомы?

Что такое шахада? (символ веры)

Что такое намаз? (ежедневная молитва мусульман)

Молодцы! Вы знаете, что такое намаз, а как он должен проходить, нам расскажет Сания. Сообщение Бисековой С.

Ураза-байрам и Курбан-байрам вы, наверное, не раз слышали эти выражения, а вот, что они значат для мусульман, нам расскажет ….. Сообщения 2 шт. (Слайды №14, 15)

Как вы думаете, в какой стране мы оказались? (Израиль)

О какой религии мы будем говорить? Слайд №16

Давайте вспомним, что такое ТОРА? ( Самая главная книга в иудаизме) Слайд №17

В какой день недели Тора предписывает воздерживаться от работы? (В субботу)

Как называется этот обряд? (Шабат)

В нашем классе есть человек, который был свидетелем проведения этого обряда

Сообщение Климовой В.

Что такое Ту-Би-Шват, расскажу вам я. (Новый год деревьев)

В какой из религий обряд, связанный со смертью человека, является самым важным? (Буддизм) Слайд №20

Какие понятия для вас не знакомы? (Упосатты, Зула Хурал)

Кто такой зурхачин?

А можете ли вы назвать ритуал, который у буддистов проходит раз в неделю? (нет)

Ритуал, который у буддистов проходит раз в неделю называется – упосатты. Слайд №23

(Упосатты В соответствии с традицией в дни упосатты принято посещать монастыри или храмы, слушать учение, которое читается монахом, петь тексты, принимать участие в медитации и вновь торжественно заявлять о своей готовности выполнять наставления)

Слайд №24 О Зула Хурал вам расскажет Козловой В. Сообщение

На какие две основные группы можно разделить обряды? (коллективные и индивидуальные)

На какие группы по временным рамкам можно разделить обряды?

IV . Подведение итогов урока

Давайте подведем итог урока, заполнив таблицу. (Работа в парах на Макбуках.)

Проверка на интерактивной доске. Слайд №27

Источник

Урок по ОРКСЭ на тему «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».

1. Знакомство с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых

2. Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных

3. Развитие у учащихся способности общения, выстраивания отношений с

окружающими их людьми.

4. Сходство и различие разных мировых культур.

познакомиться с понятиями «обряд», «ритуал», «таинства».

выяснить, какие ритуалы и обряды существуют у людей различной национальной и религиозной принадлежности

1. Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов.

2. Электронная презентация к уроку.

3. Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных

4.Таблички на столах.

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Класс поделен на 4 группы. Каждая группа входит в класс под музыку. На столах таблички с наименованиями разных конфессий.

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи.

2. Повторение изученного материала:

(основы мировых религиозных культур)

— Чтобы показать немного из того, о чём мы узнали, давайте заполним таблицу на доске.

— А почему эти религии называются мировыми? (верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам)

— Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам.

(на доске на карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама).

— Давайте посмотрим, что у нас получилось.

-Названия чего мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг)

— А во второй? (хранители мировых религий)

— А что это за названия? (священных сооружений)

(картинки на интер.доске)

-Молодцы! А теперь каждый представитель религии расскажет кратко о каждом слове. (слайды)

Б) А теперь вспомним историю религий в России. Христианство – ислам. Ислам – буддизм. Буддизм – иудаизм. Иудаизм – христианство.

ИСЛАМ. На территории современной России издавна жили мусульмане. В 16 веке в состав Российского государства вошли народы, религией которых был ислам. Мусульмане многое сделали для процветания нашей страны. Устанавливали торговые отношения между Россией и Средней Азией. ( Манкирова Цагана )

БУДДИЗМ. Буддизм начал распространяться в России в 17-18 веках. Буддисты участвовали во всех крупных войнах, которая вела наша страна в 18-19 веках. История создания самого значительного из всех монастырей Калмыкии Хошеутовского хурула – связана с участием калмыков в Отечественной войне 1812 года. После этой войны выдающийся калмыцкий просветитель Батур-Убаши Тюмень в благодарность Будде за победу над Наполеоном воздвиг каменный храмовый комплекс. ( Хулхачиева Саша )

ИУДАИЗМ. Верующие иудеи издревле жили на Руси. Особую роль они стали играть с 18 века. Евреи занимались торговлей и различными ремеслами. Во время войны с Наполеоном в 1812 году они не призывались в русскую армию, но помогали нашим войскам. ( Шурганова Данара )

При князе Владимире в Кивской Руси была принята христианская религия. Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. Крещение произошло в 988 году. Культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства: создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи. ( Чолутаева Энкрина )

4. Сообщение темы урока:

Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Какие обряды могут отправляться в этих зданиях? (Дети отвечают: крестины, венчание, праздники…)

— Запишите в тетради тему урока: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (выслушиваются варианты ответов).

— Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

5. Работа над новым материалом.

Откройте учебники на стр.52. в левом верхнем углу написано, вы узнаете, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли, какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме.

— Как древний человек добывал себе пропитание? (занимался охотой).

— Давайте прочитаем первый абзац.

-Посмотрите на рисунок, который расположен в середине страницы. Что на нём изображено? (обряд древних охотников)

— Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.

Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии.

-Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы) Прочитаем о них в учебнике (4 абзац, стр. 52) Читает ученик.

— На стр. 53 обратите внимание на рубрику «Это интересно» в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение.

— Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей. ( Ольга)

— Для этого каждая группа должна прочитать о своей религии и заполнить таблицу. Каждый заполняет сам таблицу. Затем мы с вами заполним общую таблицу.

Христианство – с. 54-55, ислам – с.55-56, иудаизм – с.56-57, буддизм – с.57. музыка

Пятничная молитва (соборный день или день собрания)

Обряды, связ с древним вост календ, годы названы по именам 12 животных

Воскресное посещение церкви

Обряд посвящения мальчика Богу и обряд вступления ребенка в иудейскую общину

Чтение новорожденному слова свидетельства веры (слова шахады)

Обряд с перерождением души человека

— Как вы думаете, религиозные праздники могут являться обычаями?

— Какие праздники вы знаете?

Ребята, буквально на днях наступает праздник прихода весны. Что это за праздники? Это Масленица и Цаган Сар.

Цаган Сар (Белый месяц) – встреча весны. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо — баранину, говядину или конину. Важным моментом праздника было приготовление национального мучного блюда — боорцг. (Манджиева Ангира) Ранним утром в день праздника совершали обряд «зулг өргх»: В доме происходило поздравление — приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Үвлəс менд hарвт!» («Благополучно вышли из зимы!»). Люди ходят друг к другу в гости, поздравляют. (Аделина Нюдляева) Аня йорял (Звучит песня. Исполняем)

Новруз-байрам (праздник весеннего равноденствия). Согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на праздничном столе должны обеспечить семью достатком этих продуктов в Новом году. Обязательными на праздничном столе являются традиционный плов нескольких видов, сладости и фрукты. Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. (Илья)

6. Работа на интерактивной доске (тренажер)

— Ну, вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях.

Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?

(Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).

Источник

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс на тему «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цель урока: Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

личностные- формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

Развивать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, рабочая тетрадь ученика, три вариант интеллект- карт( по уровню сложности), иллюстрации, карточки с понятиями ( по уровню сложности).

(дети разделены на 4 группы по 6-7 человек)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда …

Мы начнем урок, друзья.

-Сегодня на нашем уроке по Основам религиозных культур и светской этики мы приступим к изучению новой темы.

-Но сначала мы поиграем и выясним, хорошо ли вы усвоили предыдущий материал.

Карточки разделяются по уровню сложности:

1 уровень(легкий) Будда, священник, Иерусалим, Мухаммад

-Прочитайте слова, написанные на доске. Нам известно, что обозначают эти понятия?

-Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (ответы детей )

-Правильно. Вы подходите, выбираете карточку, ориентируясь на ее уровень, читаете громко слово и прикрепляете ее соответствующем поле.

БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИУДАИЗМ ИСЛАМ

Будда священник Иерусалим Мухаммад

-Какой вывод сделаем после игры? Мы все знаем? Значит, есть чему еще учиться.

3. Формулирование учебной проблемы, планирование.

— Посмотрите на иллюстрации (показать) Что это? Назовите. ( п а года, церковь, синагога, мечеть )

— Дайте определение. ( Это здания, построенные для совместных молитв )

-Поднимите руку те, кто из вас был в церкви, синагоге, мечети. Как вы думаете, люди ходят туда только для того, чтобы молиться? Что там еще может происходить? ( крестины, венчание, праздники )

-Да, действительно, в этих сооружения происходят ежедневно службы, ритуалы. Обряды свойственные всем религиям. Внутри них сложились свои обычаи, традиции.

Так как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о ритуалах и обрядах, которые есть во всех религиях )

— Скажите, а зачем нам это надо знать? Нужны ли нам эти знания в жизни? ( ответы детей )

-Нужно, чтобы жить в современном мире. Надо ориентироваться во всех его областях.

Испания, небольшая деревушка. В ней живет сеньор Марселино де Саутоула.

Саутоула исследовал пещеры, находясь в окрестностях того места, где он жил. Пещеру Альтамиру он впервые посетил в 1875 году.

В 1879 году Саутоула вторично посетил пещеру, взяв с собой свою маленькую дочку. Именно она, сидя у отца на плече, обратила внимание на рисунок животного на потолке пещеры.

При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой, красной краской.

Фигуры животных были выполнены в натуральную величину и отличались необыкновенным мастерством исполнения.

-Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? ( ответы детей )

-Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах не были простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил себе благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Поэтому и были выбраны пещеры.

-Как древний человек добывал себе пропитание? ( занимался охотой ) Слайд 7.

-Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Слайд 8.

Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещеры. Эти рисунки были ритуальными.

-Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронение они складывали предметы, которыми пользовались при жизни. Слайд 9. Так уже в древности складывались религиозные обряды.

-Что же такое ритуалы(обряды )? (ответы детей)

С толковым словарем сегодня у нас работает _____________________________

-Давайте запишем в наш словарь:

«Ритуалы(обряды)- это поведение человека, различные действия которые связывают его с потусторонним миром.»

-Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить богов, попросить их об удаче, богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Кто сможет дать определение слову молитва?

— Прочитай в словаре.

«Молитва- это обращение верующего к богу»

-Самая известная молитва- спасибо. Вы произносите ее очень часто. Что она означает? («спаси бог»)

-А сейчас вы будете работать в группах. Правила этой работы вы прекрасно знаете. Члены каждой группы превратятся в представителей одной определенной религии.

— Если вам на уроке необходимо получить какую- либо информацию по теме рока. То откуда мы ее берем? ( учитель, учебник)

Именно с учебником вы будете сегодня работать. На страницах 54,55,56,57 собрана вся информация по теме урока.

Каждая группа должна будет выбрать необходимый материал для заполнения карточек, которые лежат у вас на столе. После выполнения работы ваш представитель прочитает нам, что у вас получилось.

Самостоятельная работа детей.

-Слушайте внимательно и подумайте, что в этих обрядах общего, а чем они отличаются?

Выступление представителей групп.

-Вы выслушали представителей всех религий. Что вы заметили? ( обряды одинаковые, все они связаны с жизнью человека)

А в чем отличие? ( название обрядов, в том, как они проводятся )

— Что нового вы узнали на уроке?

-Как вы думаете, обо всем мы успели поговорить сегодня?

-По вашему мнению, кто считает, что может похвалить себя за работу на уроке?

Источник

Презентация по ОРКСЭ (Основы мировых религиозных культур) на тему «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Охота древних людей была одним из главных занятий, но охота не всегда была удачной.

На стенах пещер люди рисовали изображения животных, на которых охотились, а потом поражали эти изображения копьями и стрелами.

Захоронения древних людей тоже делались по определённым правилам.

Ритуалы – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.

В древних племенах существовали особые люди, которые совершали обряды. Это были колдуны, или маги.

Древние люди верили, что боги могут сердиться на людей. Они приносили богам подношения, подарки и молились им.

Молитвы совершались в храмах, где были алтари, на которые люди клали подношения. Молитвами и подношениями ведали жрецы.

Обряды могут быть коллективные или индивидуальными. Они могут быть ежедневными, еженедельными, праздничными.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может дома или в молельном доме (храме, мечети, синагоге).

Главное богослужение Христианской церкви – это Евхаристия (благодарение) Христианство

Освящённые в ходе Евхаристии хлеб и вино называются Святыми дарами. Фильм «Просфора»

Крещение – это таинство вхождения в христианскую общину Фильм «Крещение»

Венчание – это таинство благословения супружеской жизни

Еженедельным праздником в христианстве являются праздничные богослужения, которые совершаются в воскресенье.

У мусульман ежедневная молитва (намаз) считается делом особенно благочестивым. Ислам

Мусульманин обязан молиться пять раз в день – утром, после обеда, перед вечером, после захода солнца и ночью.

Каждую неделю, в пятницу ровно в полдень совершается пятничная молитва.

Мусульмане уделяют большое внимание детям. Новорождённому обычно читают слова свидетельства веры и призыва к молитве.

Для взрослого человека, чтобы стать мусульманином, необходимо произнести слова шахады – свидетельства веры. «Нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Единственного Аллаха».

Брак у мусульман считается предписанным Богом и обязательным для всех.

Иудеи ежедневно совершают три молитвы: утреннюю, дневную и вечернюю. Иудаизм

Главной еженедельной традицией для иудеев является соблюдение субботы (шаббат).

Обряд посвящения мальчика Богу и обряд вступления ребёнка в иудейскую общину считается самым важным в иудаизме.

Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме.

В буддизме верующие произносят ежедневно молитвы (мантры). Буддизм

Чтение молитв может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.

Жизнь буддиста тесно связана с астрологом, ламой – зурхачином.

Зурхачин составляет гороскоп, советует, какие обряды нужно проводить.

Самым важным в буддизме являются обряды, связанные со смертью человека. Задача ламы подготовить душу человека к её новому перерождению.

Викторина Назовите обряд и религию, в которой он совершается Христианство Ислам Иудаизм Буддизм Бракосочетание

Молитва Ислам Христианство Буддизм Иудаизм

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Номер материала: ДA-001511

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Смотреть картинку обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Картинка про обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс. Фото обряды и религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *