обоснование капитального ремонта кровли

О некоторых вопросах, связанных с проведением ремонтных работ

Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности учреждения силовых ведомств в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик закрепленных за ними зданий и сооружений осуществляют текущий и капитальный ремонт, а иногда реконструкцию и строительство новых объектов основных средств. Поговорим о том, на что следует обратить внимание учреждениям при проведении ремонтных работ.

Понятийный аппарат

Перед тем как непосредственно переходить к проведению ремонтных работ, учреждению следует определить, к какому типу будут относиться выполняемые работы: к капитальному (текущему) ремонту или реконструкции. Ведь в случае неправильной квалификации работ и оплаты не того вида расходов учреждение может быть привлечено к ответственности за нецелевое использование средств.

Для этого необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность в области строительства, так как действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит определений указанных понятий.

В соответствии с п. 3.8 МДС 81-35.2004 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

Для справки: предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В ходе анализа приведенных определений можно сделать вывод, что при текущем ремонте можно проводить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны выполняться при капитальном ремонте. Например, частичный ремонт кровли с учетом незначительности материальных и трудовых затрат будет являться текущим ремонтом, а сплошная смена или замена всех видов кровли – капитальным.

Согласно п. 3.4 МДС 81-35.2004 при реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

Таким образом, если учреждение планирует заменить покрытие кровли, это будет признано ремонтом (текущим или капитальным), а если оно хочет оборудовать на чердаке рабочие кабинеты или надстроить на кровле мансарду, то данные работы уже будут являться реконструкцией.

Заметим, что аналогичные нормы есть в Градостроительном кодексе.

Перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта в отношении объектов социально-культурной сферы, приведен в ВСН 58-88(р), а в отношении объектов производственной сферы – в МДС 13-14.2000.

В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88(р) данное положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно приложению В к СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:

Обратите внимание: перечень дополнительных работ, проводимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р).

Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения могут предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте, представлен в приложении 4 к ВСН 58-88(р).

Обоснование проводимых работ

Особое внимание следует уделить вопросам обоснованности проведения ремонтных работ. Согласно п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, их эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений осуществляется в период их эксплуатации путем периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Для справки: на основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры подразделяются на общие и частичные.

При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.

Обратите внимание: общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью).

Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты нужно отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтных работах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Основанием для проведения ремонтных работ должны служить акты осмотра имущества и дефектные ведомости (дефектные акты) (Письмо Минфина РФ от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). С целью проведения осмотров в учреждении необходимо сформировать комиссию или назначить ответственных лиц. В дефектной ведомости целесообразно показать следующие сведения:

Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно утвердить формы документов в учетной политике учреждения. В качестве примера можно использовать акт о выявленных дефектах оборудования, который составляется по форме ОС-16, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Обратите внимание: формы указанных документов не утверждены. Значит, эти документы могут быть составлены в произвольной форме.

Ремонтные работы могут проводиться как силами работников учреждения (в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей), так и с привлечением сторонних организаций. Напомним, что привлечение сторонней организации должно осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Проектная и разрешительная документация

После того, как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается государственный контракт на основании процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. Напомним, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию.

Основанием для определения цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный или текущий ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Обратите внимание: следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость работ.

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также при проведении этой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации данной проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безо­пасности объектов.

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Оформление выполненных работ

Напомним, что оплата выполненных работ должна осуществляться в порядке, установленном заключенным контрактом. При этом следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае проведения ремонтных работ экспертизу следует осуществлять в виде контрольных обмеров выполненных работ.

Обратите внимание: в том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносится только имеющаяся в документах информация.

Суть данной проверки заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, указанными в актах по форме КС-2.

Исходными документами для проведения контрольных обмеров являются:

Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии он подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчик в те же сроки направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

На практике встречаются случаи, когда необходимо провести изначально не предусмотренные дополнительные работы. Следует помнить, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются установленные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на установленное в контракте количество такого товара.

Итак, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10%.

Что касается возникновения необходимости выполнить работы, не предусмотренные контрактом, для их проведения учреждению нужно осуществить новую закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе.

Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (далее – акт (ф. 0504103)).

В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.

Первый экземпляр акта остается в учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию. Он утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Обратите внимание: если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.

Если же ремонтные работы осуществляются силами работников учреждения в соответствии с их должностными обязанностями, затраты оформляются следующими унифицированными формами первичной документации:

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – инвентарной карточке учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета (п. 27 Инструкции № 157н).

Списание использованных в процессе проведения работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

В заключение еще раз отметим, что в ходе проведения ремонтных работ осуществляется замена выбывших из строя частей, деталей новыми, при этом функции основного средства не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности объекта основных средств и не улучшает его технические характеристики. В ходе же проведения реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования. Затраты на реконструкцию объекта основных средств после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.

Источник

Всё о капитальном ремонте кровли и крыши многоквартирного дома

В многоквартирных домах для крыши и кровли выполняется как капитальный, так и текущий ремонт. Капитальный требует значительных трудозатрат, финансовых вложений. Текущий — это ликвидация небольших дефектов кровельного покрытия – трещин, пузырей, разошедшихся швов, а в случае необходимости — замена частей покрытия, вышедших из строя.

Что входит в перечень работ по восстановлению крыши жилого многоквартирного дома?

Капитальный ремонт включает в себя 100% демонтаж вышедшего из строя кровельного покрытия, изоляции, утеплителя. Делается полный ремонт подстилающих слоёв кровли МКД.

Кровля стропильной конструкции ремонтируется с заменой повреждённых участков стропильной системы. Когда кровельный материал расстилается на железобетонную плиту, производится заливка новой проектной стяжки. Восстанавливается сплошным сечением гидроизоляционный слой крыши МКД.

В составе работ демонтируются, заменяются:

Всё, что нужно знать жильцам многоквартирных домов о видах работ, которые входят в капитальный ремонт, узнайте здесь.

Ограждение

В п.7.16 СП 4.13130.2013 требуется иметь исправные элементы ограждений кровли. Они ставятся на плоских крышах. Высота 0,6 м регламентируется ГОСТ Р 53254-2009.

Усиление

Усиление конструкции и придание прочностных факторов надёжности позволяет выполнение элементов в виде:

Относится ли замена крыши к реконструкции?

Заменой кровли МКД считаются работы:

Замена кровли – это может быть и капитальный ремонт, и реконструкция. Это вещи разные. В первом случае производится частичная замена узлов и деталей, во втором – полная замена конструкции, кровельного покрытия, теплоизоляционного пирога. Есть ли разница между реконструкцией и капитальным ремонтом и в чем она заключается читайте здесь.

Что является обоснованием для выполнения таких работ?

Постановлением Госстроя РФ от 27-09-2003 ФЗ-170: установлены условия надёжной работы узлов и элементов кровельного покрытия (п.4.6.1.7-4.6.1.10).

Причиной замены элементов кровли могут быть старение материала и ухудшение его физико-химического состояния. Это влияет на надёжность узлов и конструкций, они становятся хрупкими, не устойчивыми, не прочными конструкциями. Не выдерживают нагрузок дождевых и снеговых осадков.

Основные процессы нарушений целостности и надёжности материала крыши, которые являются обоснованием для ремонта:

Для чего нужна экспертиза?

Экспертиза выполняется для установления объёмов повреждения элементов, определения объёмов предстоящего капремонта.

Гарантия

Гарантийные условия в межремонтный период контролируются службами ТСЖ. По обнаруженным замечаниям и качеству подготовительных работ ведётся претензионная работа. Приёмка объёмов капремонта документируется.

За чей счет проводится восстановление?

Государство участвует в финансировании капитального ремонта. Основные источники финансирования: бюджетные средства и средства, которые жильцы собирают с помощью ежемесячных отчислений.

Можно ли это сделать по программе за счет средств специального фонда?

Затраты на капитальный ремонт кровли МКД возмещаются собственниками жилых, нежилых помещений в объёме их доли занимаемой площади. Известны 2 варианта оплаты КР крыши МКД:

Расчёт оплаты на стоимость капремонта либо текущих работ делается УК. Жильцы дома обязаны ежемесячно оплачивать свою долю на содержание дома. Накопление объёмов финансирования делается 1 из 2 вариантов:

Объемы накопления финансирования МКД оплачиваются жильцами квартир и коммерческими организациями, арендующими помещение дома у ТСЖ. Процедура показана ч.1 ст.39 ЖК РФ.

Чем занимается Фонд капитального ремонта, кому подчиняется, куда на него жаловаться, читайте здесь.

Кто должен проводить?

Номинально это делает специализированная организация имеющая договор оказания услуг. По существу, организовывает и распоряжается ходом капремонта ТСЖ МКД. Их проведение установлено законодательством. В п.4.6.1.1. Постановления Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года разъясняется, кто осуществляет содержание кровли в целях её постоянной исправности.

В документе описываются все ключевые критерии исправности. ТСЖ или УК, считающееся агентом управляющего МКД органа обязано выполнять капремонт кровли. Значит, оно отвечает за исправность её состояния. И организует ремонт крыши МКД.

Сроки

ГК РФ ч.1, ч.2 ст.708 договорами подряда устанавливаются сроки капитального ремонта. Там же прописываются даты начала и окончания работ. По согласованию ТСЖ/УК и строительной организацией заключается соглашение о сроках проведения ремонта.

Изменение объёмов и новых сроков выполнения работ оговариваются в 2 сторонней договорённости.

Как часто?

Как часто производится ремонт кровли дома:

Сколько длится?

Устанавливаются договором подряда. Делаются в тёплый не дождливый период времени. Срок строительства не превышает 90 дней. Работы, не выполненные в установленные сроки, переносятся и оформляются законным путём.

Не все владельцы квартир специалисты в области строительства и ремонта, поэтому проводить контроль надлежащего технического состояния дома обязана управляющая организация. Прочность крыши имеет непосредственное влияние на безопасность и комфорт проживания. В случае же промедления с выполнением ремонта можно нанести ущерб состоянию дома, а также и здоровью жильцов.

Источник

Решение № 2-881/2018 2-881/2018

М-11/2018 М-11/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-881/2018

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Федоровой Ю.Ю.,

при секретаре Редькиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Жирносенко А.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖКХ», Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс Инжиниринг» о защите прав потребителей,

Истец Жирносенко А.И. в судебном заседании участия не принимала, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика ООО «УК «ЖКХ» в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика ООО «Альянс Инжиниринг» в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.

Представитель третьего лица Администрации г. Рубцовска Алтайского края в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Представитель третьего лица ООО «Экспресс Сервис» в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела.

В ходе судебного разбирательства судом был опрошен эксперт ООО «Лаборатории судебной строительно-технической экспертизы» В..

Выслушав пояснения участников процесса, свидетеля М., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах > Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах > Статья 180. Функции регионального оператора» target=»_blank»>180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Пунктом 1.2.1 договора предусмотрено, что исполнитель – несет полную ответственность за выполнение работ по договору, в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами.

Сметная стоимость капитального ремонта кровли по утвержденной сметной документации составляла 2 578 959 руб. 92 коп., стоимость капитального ремонта, уточненная по фактически выполненному объему работ составила 2 714 699 руб. 74 коп.

Определением суда от *** была назначена строительно–техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «ЦНПЭ «Алтай-Эксперт».

Проанализировав экспертное заключение, с учетом опроса эксперта в судебном заседании, суд установил, что заключение экспертной комиссии от *** не содержит полные ответы на все поставленные перед экспертом вопросы.

Суд учел, что при проведении экспертизы, эксперт осмотр крыши не производил, полный перечень работ не указал. Все указанные в экспертизе виды работ указаны без учета предъявляемых к ним строительных норм и правил.

В силу положений ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 87. Дополнительная и повторная экспертизы» target=»_blank»>87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.

На основании вышеизложенного, учитывая ходатайство представителя Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник», суд счел необходимым назначить по делу повторную судебную строительно-техническую экспертизу.

Проведение повторной экспертизы суд поручил экспертам ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы».

В рамках проведенной ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» по делу повторной судебной строительно-технической экспертизы от ***, экспертами установлено, что качество работ по капитальному ремонту крыши данного дома, не соответствует требованиям строительных норм и правил, согласно «Перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521), а именно:

нижний край подкровельной пленки в карнизной части крыши не имеет капельника, для вывода конденсационной влаги на пределы чердачного пространства и расположен над кирпичной кладкой парапетной части наружных стен (фактический отвод конденсатной влаги, образующейся в пространстве между пленкой и кровлей, осуществляется непосредственно на кирпичную кладку наружных стен, что негативно влияет на их техническое состояние), что не соответствует требованиям п. 9.20. СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (помещения здания должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем конструктивными средствами и техническими устройствами. Пример решения данного узла приведен в «Альбоме технических решений. Кровельная система металл-профиль», содержащегося на официальном сайте Компании «Металл Профиль» (http://www. metallprofil.ru, узел № 2.1. карнизный узел) и в Инструкции по монтажу кровельных систем, содержащейся на официальном сайте (http://www.metallprofil.ru) Завода-изготовителя (Группа компаний «Металл Профиль»);

на кровле исследуемого жилого дома отсутствуют снегозадерживающие устройства, что не соответствует требованиям п. 9.12. СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76 «Кровли» (на кровлях зданий с уклоном 5 % (

3°) и более и наружным неорганизованным и организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающие устройства. Следует отметить, что данные работы не предъявлены к оплате согласно Акту по форме КС-2, а также отсутствуют в Локальной смете № 14 на сумму 2 714 699,74 руб., л.д. 49-58);

на кровле исследуемого жилого дома отсутствуют специальные элементы безопасности (крюки для навешивания лестниц, элементы для крепления страховочных тросов, ступени, подножки, стационарные лестницы и ходовые трапы, эвакуационные платформы и др.), не соответствует требованиям п. 4.8. СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76 «Кровли» (при проектировании кровель необходимо также предусматривать другие специальные элементы безопасности, к которым относятся крюки для навешивания лестниц, элементы для крепления страховочных тросов, ступени, подножки, стационарные лестницы и ходовые трапы, эвакуационные платформы и др. Следует отметить, что данные работы не предъявлены к оплате согласно Акту по форме КС-2, а также отсутствуют в Локальной смете № 14 на сумму 2 714 699,74 руб., л.д. 49-58).

тип примененной ветро-гидрозащитной пленки («Изоспан А») не соответствует области применения для данной пленки (пленка «Изоспан А» применяется для защиты утеплителя и внутренних элементов стен от ветра, атмосферной влаги, пороши, а также обеспечивает выведение водяных паров из утеплителя в зданиях всех типов. Материал укладывается с внешней стороны утеплителя под наружной облицовкой стены. Применение паропроницаемой мембраны позволяет сохранить теплозащитные характеристики утеплителя и продлить срок службы всей конструкции, согласно данным официального интернет-сайта «Изоспан паровлагоизоляция» (http://isospan.gexa.ru/), следует отметить, что для холодной чердачной кровли применяется гидрозащитная пленка («Изоспан D»);

— фактическое крепление защитных ограждений кровли выполнено с использованием самонарезающих винтов, что не соответствует требованиям Серии 1.160.2-КР-1 «Крыши» (для обеспечения надежного крепления ограждения предусмотрены болтовые соединения);

сопряжение стропильных ног в коньковых узлах выполнено внахлестку без накладок, что не соответствует требованиям п. 2.10.. Типовой технологической карты (ТТК) «Устройство стропильной системы крыши из деревянных элементов» (сопряжения элементов дощатых стропил выполняют на гвоздях и скобах, усиленных накладками);

высота водоотводных желобов составляет 110-120 мм, что не соответствует требованиям п. 2.1.21. «Типовой технологической карте на устройство и ремонт металлической кровли» (требуемая высота водоотводных желобов должна составлять составляет 120-150 мм);

не проводились работы по замене люков в чердачном перекрытии (фактически выполнена облицовка люков листовой оцинкованной сталью), что не соответствует позициям № 41, № 42 и № 43 Локальной сметы № 14 на сумму 2 714 699,74 руб. и Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 от *** на сумму 2 714 699,74 руб.;

в чердачном помещении отсутствуют ходовые доски, что не соответствует позиции №39 Локальной сметы № 14 на сумму 2 714 699,74 руб. и Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 от *** на сумму 2 714 699,74 руб., достоверно определить, имелись ли ходовые доски на период окончания работ, не представляется возможным;

в чердачном помещении имеются следы работ по разборке участков кирпичной кладки вентиляционных каналов (горизонтальные участки), а также работ по демонтажу отдельных участков трубопроводов фановой вентиляции, достоверно определить, состояние данных элементов на период окончания работ, не представляется возможным;

работы по устройству подкровельной пленки («Изоспан А») на крыше исследуемого жилого дома содержатся в Локальной смете № 14 на сумму 2 714 699,74 руб..

Эксперт установил, что для устранения несоответствий выполненных работ требованиям строительных норм и правил, содержащихся в «Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и допущенных при проведении капитального ремонта крыши исследуемого жилого дома, необходимо выполнить следующие ремонтно-строительные работы: выполнить демонтаж ограждения кровли; выполнить разборку настенных желобов и кровли в карнизной части крыши; выполнить разборку элементов облицовки конька и внешних наклонных ребер, фартуков, а также облицовки слуховых окон; выполнить демонтаж манжет фановых труб; выполнить разборку кровли из профлиста, элементов из листовой оцинкованной стали у выпусков вентиляционных шахт; выполнить разборку обрешетки; выполнить снятие существующей подкровельной пленки; установить на узлах сопряжений новых элементов (подкосов со стропильными ногами) опорные бруски и двухсторонние дощатые накладки, крепление выполнить на гвоздевых соединениях; выполнить устройство контробрешетки; выполнить огнебиозащитную обработку деревянных конструкций крыши составом антисептик-антипирен «Пирилакс-Люкс» для древесины; выполнить устройство подкровельной пленки с выведением края пленки на карниз крыши с устройством капельника по краю пленки для отвода конденсатной влаги от стен здания; выполнить восстановление обрешетки с устройством сплошной обрешетки в карнизной и коньковой частях крыши; Выполнить восстановление настенных желобов и кровли в карнизной части крыши с использованием стали листовой оцинкованной толщиной листа 0,7 мм, соединения листов выполнять двойным лежащим фальцем; выполнить восстановление облицовки слуховых окон; выполнить восстановление кровли из профлиста, элементов из листовой оцинкованной стали у выпусков вентиляционных шахт; выполнить восстановление манжет фановых труб; выполнить восстановление элементов облицовки конька и внешних наклонных ребер, фартуков; выполнить восстановление ограждения кровли.

при восстановлении ограждений кровли их крепление выполнить с использованием болтовых соединений;

выполнить установку двухсторонних деревянных накладок на гвоздевых соединениях в коньковых узлах новых стропильных ног;

при восстановлении настенных желобов, желоба выполнить высотой 120-150 мм;

— выполнить работы по замене люков в чердачном перекрытии;

• работы по установке снегозадерживающих устройств и специальных элементов безопасности не включены в данный перечень, так как данные работы не предъявлены к оплате согласно Акту по форме КС-2, а также отсутствуют в Локальной смете № 14 на сумму 2 714 699,74 руб..

Согласно ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 67. Оценка доказательств» target=»_blank»>67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая данное заключение судебной строительно-технической экспертизы, суд приходит к выводу о том, что заключение является допустимым доказательством, так как содержит подробное описание проведенных исследований, в обоснование сделанного вывода эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основанные на объективном, полном и всестороннем исследовании материалов дела, объекта исследования, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, выполнено лицом, обладающим специальными познаниями, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы. Кроме того, эксперт является независимым по отношению к сторонам судебного процесса, был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. Особенная часть > Раздел X. Преступления против государственной власти > Глава 31. Преступления против правосудия > Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод» target=»_blank»>307 УК РФ, а содержание экспертного заключения соответствует требованиям ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 86. Заключение эксперта» target=»_blank»>86 ГПК РФ. Судом не установлено ни одного объективного факта, на основании которого можно усомниться в правильности или обоснованности вышеуказанного заключения эксперта, которое мотивировано, изложено в понятных формулировках и в полном соответствии с требованиями закона.

Сторона ответчиков не представила суду доказательств, опровергающих выводы эксперта, как и каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение, выполненное указанными экспертами, является недостоверным.

Проанализировав установленные экспертами нарушения, допущенные при проведении капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома, суд приходит к выводу о том, что все перечисленные экспертами несоответствия требованиям строительных норм и правил, как содержащиеся в «Перечне национальных стандартов и сводов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, так и не содержащиеся в нем, подлежат устранению.

С учетом выводов эксперта, у суда не вызывает сомнений тот факт, что недостатки проведенного капитального ремонта отрицательно влияют на условия проживания граждан в данном доме, в том числе и на условия проживания истца.

Согласно п. 1 ст. Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 37. Подряд > § 3. Строительный подряд > Статья 740. Договор строительного подряда» target=»_blank»>740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствие с п. 2 ст. Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 37. Подряд > § 3. Строительный подряд > Статья 740. Договор строительного подряда» target=»_blank»>740 Гражданского кодекса Российской Федерации договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные обязанности закреплены за Некоммерческой организацией «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в рамках заключенного договора от ***, в соответствии с условиями которого, заказчик осуществляет строительный контроль за выполнением работ по капитальному ремонту объекта (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ), в соответствии с утвержденной сметной документацией, условиями договора, технического задания и требованиями действующего законодательства РФ (строительных норм и правил, технических условий, стандартов и пр.) (п. 4.1.6 договора).

Заказчик осуществляет контроль качества и количества материалов, изделий, конструкций, используемых подрядчиком при исполнении договора и при необходимости направляет материалы, изделия и конструкции на независимую экспертизу (п. 4.1.7 договора).

Разделом 4 и 6 указанного договора предусмотрен механизм указанного строительного контроля и производства работ и приемки выполненных работ Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» за действиями ООО «Альянс-Инжиниринг».

Между тем, судом установлено, что указанный контроль региональным оператором надлежащим образом не выполнялся ни во время проведения капитального ремонта крыши указанного дома, ни после его проведения. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, договором от *** предусмотрен гарантийный срок на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на объекте, начиная с даты утверждения в установленном порядке акта передачи объекта, который составляет 61 месяц (п. 8.1 договора).

Пунктом 8.3 указанного договора закреплено, что если в течение гарантийного срока выявится, что работы (отдельные виды работ) или оборудование (часть оборудования) имеют недостатки (дефекты), которые являются следствием ненадлежащего выполнения исполнителем принятых им на себя обязательств, в том числе будут обнаружены материалы, которые не соответствуют сертификатам качества или требованиям договора, то заказчик совместно с исполнителем составляют рекламационный акт, где подробно описываются выявленные недостатки (дефекты) и их причины, устанавливаются сроки начала и окончания работ по устранению недостатков (дефектов).

Пунктами 8.4-8.13 договора урегулирован порядок взаимоотношений исполнителя и заказчика в рамках гарантийных обязательств.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

На основании изложенного, суд, исходя из анализа представленных доказательств по правилам ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 67. Оценка доказательств» target=»_blank»>67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и существа сложившихся правоотношений, приходит к выводу о том, что обязанность устранить недостатки при проведении капитального ремонта, должна быть возложена на заказчика, то есть на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», который и будет являться надлежащим ответчиком по данному делу.

В связи с чем, полагает по данному необходимым в удовлетворении исковых требований к ООО «УК «ЖКХ», ООО «Альянс Инжиниринг», отказать.

По тем же основаниям, довод представителя ответчика – Регионального оператора о том, что оно является по данному делу надлежащим ответчиком, суд находит несостоятельным.

В силу положений ч. 2 ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 16. Решение суда > Статья 206. Решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия» target=»_blank»>206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Данный срок для исполнения возложенной обязанности суд полагает разумным, определенным с учетом предполагаемой длительности и сложности подлежащих выполнению работ.

Учитывая положения п. 2 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 85. Обязанности и права эксперта» target=»_blank»>85, ст.ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 88. Судебные расходы» target=»_blank»>88, Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела» target=»_blank»>94, Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 96. Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам» target=»_blank»>96, Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами» target=»_blank»>98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из постановленного судом решения, суд полагает необходимым взыскать с ответчика Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» расходы за проведение судебной строительно-технической в пользу экспертного учреждения, поскольку оплата за экспертизу до настоящего времени не произведена, при этом назначенная по делу судебная экспертиза выполнена ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» в полном объеме, заключение представлено суду, расходы за проведение экспертизы составили 73 200 рублей.

Часть 1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 103. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела» target=»_blank»>103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в доход бюджета Муниципального образования «. » Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Исковые требования Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Жирносенко А.И. удовлетворить частично.

выполнить демонтаж ограждения кровли;

выполнить разборку настенных желобов и кровли в карнизной части крыши;

выполнить разборку элементов облицовки конька и внешних наклонных ребер, фартуков, а также облицовки слуховых окон;

выполнить демонтаж манжет фановых труб;

выполнить разборку кровли из профлиста, элементов из листовой оцинкованной стали у выпусков вентиляционных шахт;

выполнить разборку обрешетки;

выполнить снятие существующей подкровельной пленки;

установить на узлах сопряжений новых элементов (подкосов со стропильными ногами) опорные бруски и двухсторонние дощатые накладки, крепление выполнить на гвоздевых соединениях;

выполнить устройство контробрешетки;

выполнить огнебиозащитную обработку деревянных конструкций крыши составом антисептик-антипирен «Пирилакс-Люкс» для древесины;

выполнить устройство подкровельной пленки с выведением края пленки на карниз крыши с устройством капельника по краю пленки для отвода конденсатной влаги от стен здания;

выполнить восстановление обрешетки с устройством сплошной обрешетки в карнизной и коньковой частях крыши;

выполнить восстановление настенных желобов и кровли в карнизной части крыши с использованием стали листовой оцинкованной толщиной листа 0,7 мм, соединения листов выполнять двойным лежащим фальцем;

выполнить восстановление облицовки слуховых окон;

выполнить восстановление кровли из профлиста, элементов из листовой оцинкованной стали у выпусков вентиляционных шахт;

выполнить восстановление манжет фановых труб;

выполнить восстановление элементов облицовки конька и внешних наклонных ребер, фартуков;

выполнить восстановление ограждения кровли.

В удовлетворении остальной части исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Жирносенко А.И. к Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и в полном объеме к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖКХ», Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс Инжиниринг» отказать.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы за проведение экспертизы в сумме 73 200 руб.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в доход бюджета Муниципального образования «. » Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *