обои в ссср на стенах
Кто в СССР придумывал узоры для обоев и что они значили: появилось объяснение. Видео
В Советском Союзе обои для стен, казалось, были схожи между собой. На самом же деле точное количество узоров невозможно сосчитать, так как обойные мастера, в том числе, брали идеи из истории искусства и других государств.
При этом уже готовый дизайн долгое время проходил жесткий отбор. Как пишет Telegram-канал Violity, группа советских чиновников «решала, какие обои будут украшать дома» в СССР (чтобы посмотреть фото и видео, доскролльте новость до конца).
Производство обоев в СССР было промышленным, но изначально трафареты для нанесения узоров художники, а потом и другие мастера создавали вручную. Размер готовили сразу под определенную ширину листа. Далее тоже самостоятельно наносили узор на несколько метров обойного листа.
Наглядно увидеть это авторы поста в Violity предложили в ярком видеоролике. Вот только он был отснят на фабрике не в СССР, а в английском городке Гринфорд в 1963 году.
В сети же можно найти немногочисленные ролики о создании обоев советскими мастерами. Один из них от 1979 года показывает, как «кипит» работа над созданием «километров узоров» в одном из целлюлозно-бумажных комбинатов.
В видеофильме есть сцена, где чиновники действительно утверждают эскизы – эти люди в какой-то момент и решали, какие в советских домах будут орнаменты.
Кадры сопровождаются характерным для советских времен «мотивирующим» музыкальным рядом. В конце же голос за кадром говорит, мол, только одна такая фабрика в СССР ежегодно осваивала 30 новых видов узоров и выпускала 160 тысяч километров обоев. А это значит, что «около миллиона семей могли увидеть свои квартиры красочными и обновленными».
Отмечается, что самым популярным в те времена считался узор «дамаск». В Союз он пришел из Китая, где и зародилось обойное искусство. Это часто была композиция из волнистых линий с растительными мотивами, узор подразумевал природное богатство и изобилие.
Вариантов «дамаска» в СССР было очень много. Ведь он достаточно нейтрален, использовался давно, привычен людям и не вызывает каких-то неправильных ассоциаций. Его часто брали за основу и позволяли себе разные вариации: где-то больше веточек, где-то меньше.
Бывали на советских обоях и достаточно неоднозначные узоры. Например, «геральдическая лилия» – знак французской королевской власти. Вряд ли художники хотели вложить этот смысл. Но символ все-таки взяли.
Довольно много на обоях было марокканских мотивов. Узоры в Марокко сами по себе неоднозначные – это уже смесь орнаментов других культур, но советские художники легко брали их и изменяли под себя.
А еще на стенах квартир в СССР можно было встретить «четырехлистник» – очень древний орнамент, который тесно связан с геральдикой. Такой рисунок часто используют как символ христианства, а еще его иногда называют символом счастья.
В целом на советских обоях было довольно много символов разных культур. Почти каждый рисунок содержал отсылку к какому-то национальному орнаменту. Иногда это были популярные во всем мире узоры, иногда очень локальные. Конечно-же, мало кто мог эти символы узнать среди нового рисунка, созданного советскими художниками, поэтому обычно в СССР ценили обои не за тайный символизм, а за «красоту».
Почему в СССР обои клеили на газеты
Наши современники, достаточно зрелые для того, чтобы в 70‑х и 80‑х годах прошлого века клеить обои своими руками, помнят, что советская технология отделочных работ такого типа отличалась от современной. И дело даже не в том, что тогда не было виниловых обоев, а клей приходилось варить самостоятельно. Самым необычным, с точки зрения новых поколений, было то, что сначала на стены клеили газеты, а лишь затем обои. Почему эти странные подготовительные работы раньше были обязательными?
Всего 30–40 лет назад процесс оклейки стен обоями был сложным и трудоемким. В те времена никто не слыхал о таких материалах, как финишные шпаклевки и грунтовки – финальная отделка наносилась прямо на черновую штукатурку, мастерски нанесенную на неровные бетонные или кирпичные стены отделочниками какого-нибудь СУ (строительного управления).
Настоящий обойный клей был мифической субстанцией, которую видели только избранные, имеющие доступ к импортному дефициту. Поэтому перед тем как клеить обои, счастливые владельцы жилплощади были вынуждены варить клейстер из крахмала прямо на кухонной плите в обычной кастрюле.
Клей наносили на стены от души, так как прогнозировать, как поведет себя состав, не мог никто. Нанесенный тонким слоем, он мог намертво держать обои десятилетиями, а мог отказаться выполнять свою задачу из-за сквозняка или по абсолютно не очевидным причинам. Впрочем, никто не мог ручаться, что и обильное применение клея гарантирует высокое качество.
Тонкие бумажные обои, которые были доступны советским гражданам, не только не скрывали неровности стен, но и, наоборот, их подчеркивали. В самых проблемных местах – на выступах и глубоких впадинах, раскисшая от крахмального клея бумага рвалась, что заставляло склонных к перфекционизму мастеров проявлять невероятную изобретательность в изготовлении заплаток и даже художественной ретуши в месте дефекта.
Бороться с этими проблемами было непросто, но кто-то невероятно находчивый предложил использовать в качестве основы обычные газеты. Газетная бумага, отлично впитывающая влагу и имеющая великолепное сцепление с кустарным крахмальным клеем, имела еще одно важное преимущество – ее запасы почти в любой семье были неисчерпаемы из-за советской традиции принудительно-добровольно выписывать периодику партийного и отраслевого направления.
Что касается технологической стороны вопроса, то газеты предлагали следующие важные особенности:
Именно поэтому в СССР, прежде чем приступать к ремонту, проверяли в кладовках и на антресолях запасы газет. Если печатные издания были опрометчиво сданы школьниками в макулатуру, то приходилось обращаться к друзьям, соседям и знакомым, чтобы те поделились своими ресурсами.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Почему в СССР обои клеили поверх газет?
Ни один ремонт в СССР не обходился без газет. Их не стелили на пол, а наклеивали прямо на стены. Зачем печатными изданиями покрывали стены, и насколько сложно было клеить обои простым советским гражданам?
Газеты использовались в СССР разносторонне. Они заменяли одежду, коврики и шторы. Иногда советские люди находили и совсем неожиданное применение плотной печатной бумаге.
Трудности советского ремонта
Сегодня перед тем, как клеить обои, стены грунтуют. Строительные составы отлично скрывают неровности. В Советском Союзе такой роскоши не было. Обои, наклеенные прямо на стену, только подчёркивали некрасивый рельеф. Другой фактор — качество самих обоев. В СССР не было ни флизелиновых, ни виниловых обоев — только бумажные. Бумага рвалась от любого резкого движения. Ремонт превращался в катастрофу.
Плотные газетные листы хорошо выравнивали стены. Именно по этой причине в старых квартирах иногда обнаруживают «обойные» артефакты: несколько слоёв бумаги на стенах. Обои, наклеенные на газету, реже рвались. А ещё плотную бумагу часто использовали из-за некачественного клея.
Ремонт в СССР: клей на плите
Клей для обоев в прямом смысле варили. Составы нельзя было просто купить в магазине. Для изготовления клейстера в воде разводили крахмал. После этот раствор вываривался. Иногда крахмал заменяли мукой. Подобный «клей» хорошо приклеивал бумагу к стене, но очень долго сох. Тонкие и влажные бумажные обои часто приобретали непрезентабельный вид.
С газетой обои схватывались быстрее. Получалось меньше трещин, дефектов и пузырей. После высыхания клей держался долго. Был, правда, существенный минус. В домах заводились тараканы и жучки, для которых сухой клейстер — настоящее лакомство.
Для чего ещё клеят газету под обои
Несколько слоёв газеты скрывали дефекты. Кроме того, клей быстрее высыхал именно между газетой и обоями. Однако это не все преимущества подобной «грунтовки».
Как ни странно, газеты увеличивали срок службы штукатурки. Стены без печатной прослойки обсыпались быстрее. Вместе со штукатуркой слезали и новенькие обои. Но даже на крепких стенах обои не сидели как надо. Без пропитки и прочной подложки рано или поздно обои начинали «сползать». Помещение приобретало неопрятный и неуютный вид.
Не только стена, обклеенная газетами
Газеты вообще были довольно популярным материалом в СССР. Из них делали шапочки, упаковки для чего угодно и «мусорные пакеты». Частенько в газету заворачивали книги. Такая обложка не только сохраняла внешний вид издания. Она позволяла читать инкогнито запрещённую литературу.
Иногда газеты использовали нестандартно. Обклеенные газетой окна — распространённый вариант временных штор. Кастрюли, завернутые в плотную бумагу, медленнее теряли тепло. В обувь газету набивали для сушки: бумага отлично впитывала влагу. Прессой даже заполняли меховые шапки и шубы: специфический запах краски отпугивал моль.
Сегодня газеты используются не так широко. Дачники закрывают с помощью печатных страниц рассаду, люди старой закалки набивают газетой обувь. Можно столкнуться и с неожиданными вариантами. Например, газета помогает избавить пищевые контейнеры от неприятных запахов.
Обои в ссср на стенах
В своем современном значении слово «обои» означает «широкие полосы декоративной рулонной бумаги, наклеиваемые на стены жилых помещений». Однако лишь сравнительно недавно стены стали оклеивать именно бумагой, до этого они обивались тканью или кожей. Или же покрывались коврами. Так, в немецком языке слово «обои» – Tapeten, восходит к итальянскому tappeto – «ковер».
Собственно именно об этом нам и напоминает и русское слово «обои», происходящее от глагола «бить». Например, стены внутри домика Петра I на Петровской набережной были обтянуты (обиты) морской парусиной, специально для этого вытканной в городе Вязники Владимирской области, где уже в начале XVIII века были основаны мануфактуры, выпускавшие холст для парусного флота.
В русском языке слово «обои» употребляется с первой половины XVIII века. А словосочетание «обои стенные» фиксируется в словарях начиная с 1731 года. Значение «бумажные обои» известно, по крайней мере, уже с середины XVIII века, хотя тканевые обои продолжали применяться повсеместно. Сами бумажные обои были заимствованы европейцами из Китая, где производство такого рода обоев практиковалось издревле.
Бумажные обои получили широкое распространение в Европе именно в XVIII веке, после изобретения первой писчебумажной машины, позволявшей печатать обои произвольной длины (при классической их ширине в 50–60 см). Тогда же в Англии появились и первые фабрики по изготовлению бумажных обоев. До этого столь полезного изобретения для внутреннего украшения жилищ употреблялись мрамор, кожа, дерево и различного рода ткани. В Европу искусство изготовления обоев ткацким способом было завезено с Востока испан-скими маврами и первоначально утвердилось в Нидерландах, а оттуда перешло во Францию, где при Людовике XIV это дело было в значительной степени усовершенствовано Гобеленом, основавшим свою знаменитую ткацкую мануфактуру в Париже. Нужно сказать, что и после того, как был налажен промышленный выпуск бумажных обоев (сначала с ручной печатью, а потом и с машинной), тканевые обои также продолжали использоваться. Вспомним пушкинские строки из «Евгения Онегина»: «В гостиной штофные обои» (от немецкого «штоф» – тяжелая шерстяная или шелковая ткань).
Как уже было сказано, первые фабрики по производству бумажных обоев возникли в Англии. Здесь изготавливали в основном обои дешевые, среднего качества.
Во Франции же, напротив, на большинстве фабрик делали только роскошные, дорогие обои. Обойное производство получило широкое развитие также в Германии и США.
В России же обойных фабрик было сравнительно немного. К 1893 году общее их число не превышало тридцати восьми. На этих предприятиях работало всего 1400 рабочих. Причем уже в те годы поднимался вопрос о вредности обойного производства. Дело в том, что для производства некоторых видов обоев использовались вредные вещества, например мышьяк. Поэтому было решено, что некоторые очень яркие и красивые, но вредные краски (например, швейнфуртская зелень) не должны употребляться для изготовления обоев. Здесь было бы уместно вспомнить версию об отравлении коварными англичанами Наполеона на острове Святой Елены – с помощью как раз тех самых зеленых обоев, пропитанных мышьяком, которыми были оклеены покои опального императора.
В России большинство фабрик по производству обоев находилось в Петербурге и Москве. В Петербурге одной из самых известных была фабрика Камюзе, основанная в 1841 году. Здесь выделывалось «до 900 тысяч кусков гладких, шерстяных, чеканных золотом, с рельефным рисунком и пр. обоев в год». Стоимость таких обоев варьировалась от 12 копеек до 9 рублей за кусок.
А самым знаменитым в Петербурге магазином по продаже «лучших обоев русских и иностранных» был магазин «Досс Э. и Ко», располагавшийся в здании Голландской церкви на Невском проспекте, 20.
Нужно сказать, что наши предки ставили обойное производство в один ряд с ситцевым и фарфоровым, ибо в нем, наряду с чисто технической стороной дела, особую важность имела сторона художественная, так как «красота рисунка является наиболее важной при оценке обоев». На некоторых фабриках изготовляли обои, строго выдержанные в каком-нибудь одном стиле, печатая на бумаге целые картины. При производстве подобных дорогих обоев, когда использовалось до нескольких сот красок, печать производилась вручную. Кроме того, после каждой набивки рисунок просматривался мастером, и если в некоторых местах узор выходил неправильно, его подрисовывали от руки с помощью кисти. Таким образом получались обои ручной работы с неповторимым орнаментом. Для производства недорогих обоев использовали не более тридцати красок, и этот процесс был полностью механизирован. Для изготовления и вовсе дешевых обоев краски наносились на белую бумагу, в остальных случаях бумага грунтовалась.
По способу изготовления бумажные обои делились на различные виды: расцвеченные сусальным золотом, серебром или бронзой, глянцевые, бархатные или суконные, мраморные, гранитные, под дерево, имеющие вид тисненой кожи, сатинированные, лощеные, лакированные, водонепроницаемые обои. Были даже несгораемые обои! Для того чтобы сделать их несгораемыми, бумага еще перед нанесением красок пропитывалась растворами фосфорно-аммиачной соли и квасцов.
Преподносимые как изобретение нашего времени моющиеся обои изготавливались уже в XIX веке. Это были так называемые лакированные обои.
Интересен старинный рецепт изготовления бархатных обоев: «материалом для изготовления бархатных обоев служит отброс с суконных фабрик, так называемая стрижка, представляющая мельчайшие шерстяные волоски. Если нанесенный ворс, пока он еще не совершенно засох, расчесать щеткой в одну какую-нибудь сторону, то получается так называемый начес; если только одна часть ворса подвергается начесу, то часть рисунка кажется матовой, а другая блестящей».
К сожалению, бумажные обои недолговечны (в исторической перспективе, конечно же), но до сегодняшнего дня старинным обоям помог сохраниться тот факт, что при ремонте они наклеивались одни на другие и теперь исследователи, словно археологи, расчищая на стенах слой за слоем, могут проследить, как менялись вместе со временем мода, вкусы и предпочтения. Не говоря уже о старинных газетах, столь удобных для датирования, которые обнаруживают под обоями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Например, в квартире поэта Блока после того, как она была превращена в коммуналку на оригинальные обои блоковского времени было наклеено еще 60 слоев обоев! Другим же подспорьем для искусствоведов при изучении и воссоздании старинных обоев являются, безусловно, архивные фотографии.
Главные детали интерьера советских квартир, по которым жильё в СССР не перепутаешь с другим
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Новое все в новой стране: влияние большевизма на домашнюю культуру
Прежде чем анализировать городской интерьер в СССР, нужно определиться с теми, кто был пользователем жилья того периода. После большевистского переворота вкус к бытовой эстетике у основной массы народа только формировался. Горожане по большей части пришли из деревень, где понятие интерьера, как таковое, отсутствовало. Носителей дореволюционной культуры в новой стране осталось мало, а власти клеймили традиции интеллигенции буржуйскими.
В первые годы смены императорской власти на советскую было не до обоев и мебели.
Наступила интенсивная урбанизация, и ребром встал вопрос дефицита жилья. Не имея финансов оперативно возводить новые дома, правительство решило превращать в общежития бывшие дома буржуазии. Так появились коммунальные квартиры с общими санузлом, кухней и коридором. В виду острой нехватки места, гостиные, столовые и рабочие кабинеты упразднили, оставив народу лишь спальни. Стиль оформления в таких комнатах сводился к одному принципу: с миру по нитке. Здесь привычно соседствовали примитивная железная кровать, сельский деревянный сундук и ампир-кресло, оставленной бывшими хозяевами-буржуями. Дубовый же паркетный пол чаще скрывался под грубой дорожкой.
Послевоенные дизайны
По такому же сугубо историческому принципу складывалась ситуация с обустройством жилья и в послевоенное время. Для страны тот период не имел ничего общего с заботой о домашнем убранстве, за исключением привилегированного меньшинства из высших военных и партийных кругов. Лишь дома последних украшались трофейными мебелью, предметами искусства и интерьерными аксессуарами, формировавшими «сталинский ампир». Большинство же граждан СССР довольствовались самыми простыми, часто даже самодельными, предметами мебели.
Вопрос об эстетике не стоял, а главным критерием качества жилья являлась чистота. Стандартную обстановку комнат составляли, как правило, панцирная кровать, платяной шкаф, стол и несколько разноплановых стульев, число которых редко превышало количество жильцов. Реже дома имелся буфет, письменный стол с лампой и обитый кожей диван.
Неоклассицизм «оттепели»
Интерьерный стиль советских квартир в последующие 50-60-е разительно отличался от послевоенной обстановки. Страна окончательно пришла в себя после военной разрухи и ее последствий. Современными дизайнерами тот период классифицируется как «ретро», полностью отошедшее от сталинского минимализма. Тип обстановки жилья обрастает характерными элементами и решениями. Массивные, плотные и громоздкие портьеры сменились легкими, полупрозрачными шторами. Жильцы стали уделять внимание дополнительному искусственному освещению, выйдя за рамки двух ламп – потолочной и настольной.
Классические каскадные люстры начали дополнять настенными бра, зоны отдыха украсили торшеры. Появились цветовые акценты – зеленые мягкие уголки, лимонные кухонные занавески и инновационная мультифункциональная мебель (кресло-кровать, диван-кушетка, раскладной стол). Разнообразить интерьер пробовали и подручным текстилем. Модными по тем временам считались однотонные полотна с орнаментом. В квартирах 60-х прошлого века часто встречались покрывала с орнаментами по растительным мотивам, с геометрическими узорами (в виде шахматной доски, украшенные елочкой, квадратами). Единственное, что в 50-60-х годах застыло на прежнем уровне – банальные обои в цветочек и полоску.
Манеры 70-80-х и внимание к деталям
Современный интерьер по советским мотивам
В 70-е СССР вышел на пик своего процветания. Случился прорыв в архитектуре, и по городам стали вырастать многоэтажные «брежневки», оснащенные новинками – лифтом и мусоропроводом. Все семьи с детьми были расселены по квартирам с гостиными и, порой, даже несколькими спальнями. Труд на производстве приносил стабильный доход, на сберкнижках появился запас, а промышленность начала учитывать интересы народа. Вместе с новыми возможностями предыдущие интерьерные тенденции обрастали новыми чертами. Развитие жилищного дизайна встало на путь обновления. Большинство советских людей принялись время от времени корректировать декорации — менять обои, обивку мебели, ковры. Появлялись модные пледы, напольные паласы, настенные эстампы, всевозможные мелкие безделушки. Отдельное место в квартире отводилось серванту с фарфоровыми фигурками, потолочной люстре в несколько ярусов висюлек «под хрусталь», книжным стеллажам. Стены квартир эпохи 70-80-х традиционно украшали календарями и плакатами с изображением отечественных и не очень артистов.
В ассортименте магазинов появлялись красивые интерьерные вещи, на смену однотипным сервантам и буфетам начали приходить стенки из ГДР и Югославии. Для кухонь начала выпускаться не только практичная, но и привлекательная с виду мебель. Развитие квартирных интерьеров шло в ногу с крепнущей экономикой.
Прежнее отсутствие возможностей обернулось другой проблемой – дефицитом предложения. Несмотря на то, что деньги у народа появились, а вместе с ними и желание дополнять эстетикой собственный быт, приобретения сопровождались целой чередой препятствий. Повальный дефицит породил многомесячные очереди, которые приходилось преодолевать покупателю телевизора или пары модных кресел с журнальным столиком.
Разумеется, сегодня сохранились интерьеры не только советских квартир, но и жилищ других эпох. Например, отлично сохранившихся средневековых замков, посетить которые можно и в наши дни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: