о чем молчат стены кремля
“О чём молчит Никольская башня”….
Никольская башня Кремля.
Башни – самые молчаливые существа на свете. А сколько бы они могли порассказать! Какие тайны, легенды, преступления хранят их стены!… В.Гюго.
Никольская башня Кремля. История создания
Никольская башня Кремля названа по образу Николы Чудотворца. Раньше на ней располагалась резная икона святителя Николая – деревянная скульптура святого, в одной руке он держал меч, в другой – град.
Строил Никольскую башню великий итальянец Пьетро Солари. Как и Спасскую. Или Фроловскую, как она раньше называлась и стала впоследствии главной башней Кремля. Она сразу стала всеобщей любимицей, ей потом и часы, и мелодию подарили – «Ах, мой милый Августин…»
Никольская – скромная, неброская, долгие годы даже без шатра была. И создатель этих двух башен, завершив дело, сорокалетним умер в Москве.
Никольская башня и Наполеон
“В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля, но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, чко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих.”
Никольская башня Московского Кремля. Вид с Красной площади.
Никольская башня Кремля и большевики
Во время обстрела 2 ноября 1917 года Никольская башня сильно пострадала. Была разбита и правая часть иконы, та, где Никола держал в руке Град. Эту икону стали называть в народе «Никола Раненый». С неё делались списки. Говорили, что патриарх Тихон послал один такой список адмиралу Колчаку.
Готовя Красную площадь к празднику 1 мая 1918 года – этот день пришёлся на страстную неделю – братья Веснины по совету «группы товарищей» украсили Никольскую башню. Повреждённую икону и висящую под ней мраморную доску со словами царя завесили большим красным полотнищем со словами «Да здравствует интернационал!»
Утром 1 мая 1918 года по Москве поползли слухи.
Вот как об этом писал уже 2 мая Алексей Ремизов: «В связи с первомайским торжеством в Москве произошли следующие осложнения на религиозной почве. Вчера у Никольских ворот в кремле было большое стечение народа. В толпе передавали легенду о каком-то чуде. Говорят, будто де скрывшийся исторический образ св. Николая на Никольских воротах… 1 мая красная завеса с надписью «Да здравствует интернационал!» без всякой естественной причины в несколько минут наполовину истлела, стал де этот образ виден. Некоторые передают, что от лика Св. Николая исходило сияние. Многие из присутствующих крестятся, монахини кладут поклоны, конная стража разгоняет любопытных…»
Также Ремизов цитирует заметку из московской газеты «Наше слово»:
«Вчера, около 2 часов дня, Советом Народных Комиссаров в кремле было сообщено, что у стен кремля собралась тысячная толпа, требующая удаления из кремля всех комиссаров. Толпа волновалась, разглядывая красное полотнище, которое было прикреплено у Никольских ворот. Суеверная толпа никак не хотела верить, что это произошло благодаря сильному ветру. В толпе стали указывать, что рядом расположенные полотнища целы. Агитаторы заявляли, что Николай Чудотворец разгневался де на большевиков. Увещания не подействовали на толпу, только с помощью броневиков удалось восстановить порядок».
2 мая Иван Бунин сделал запись в дневнике со слов своего племянника Дмитрия Пушешникова: «Митя был на Красной площади. Народ, солдаты стреляют, разгоняют. Народ волнуется, толпится против башни, на которой вчера завесили кумачом икону, а кумач на месте иконы истлел, исчезал, вываливался. Чудо!»
Бунин жил неподалёку, на Поварской. Любопытство взяло верх: на следующий день он побывал на площади сам, с братом Дмитрия Пушешникова – Николаем: «4 мая. Великая суббота… Вчера были с Колей против Никольских ворот. Народ смотрит на них с Никольской, кучка стоит на углу Музея. Мы стояли там. Одни говорят: «чудо», другие его отрицают…»
«Раненый Никола» добился, казалось бы, невозможного: утром 3 мая, в пятницу, Ленин подписал постановление Совнаркома, разрешающее пасхальное богослужение в кремлёвских соборах.
В субботу Иван Великий гудел на всю Москву, созывая верующих. Никольские ворота были открыты настежь. «Раненый Никола» встречал входящих в Кремль.Главное богослужение совершалось в Успенском соборе. Вел его патриарх Тихон. Собор был полон. Только Царское место оставалось пустым.
Затем – Крестный ход. Несколько очевидцев подтверждают: сзади к толпе подошёл Ленин. И негромко, но внятно произнёс: «Последний раз ходят…»
Утром 5 мая Никольские ворота закрылись. Теперь уже окончательно.
С 17 июля по 2 августа 1918 года архитектор Николай Владимирович Марковников в одиночку трудился на Никольской башне, выполнял реставрационные работы. На месте иконы св. Николая на башне появился белый квадрат. Но лик святого не исчез. Просто перестал быть видимым. Архитектор совершил подвиг: он прикрыл икону решёткой и сверху уложил слой белых кирпичей.
Никола Обручник в Кремле
Девяносто два года Никольская башня хранила эту тайну. 4 ноября 2010 года – в день Казанской иконы Божией Матери – икона на Никольской башне вновь открылась миру.
Кстати, до сих пор в Кремле хранится и другой образ святого Николая. Св. Николай – Обручник.
Улица Никольская продолжается и внутри Кремля. Она и сейчас существует – на ней находится здание Сената. И вела эта улица к храму. Конечно, Николы. Церковь была небольшая, стояла одиноко посреди Ивановской площади, носила имя Николы Гостунского – по чудотворной иконе, явившейся на реке Гостунке близ города Белёва (нынешняя Тульская область).
Икону привезли в Москву, в Кремль, церковь специально для неё построили
– ясное дело, на Никольской.
Икона была необычная: резная по дереву. И град в левой руке Никола держал. Видимо, и меч в правой был, как у Николы башенного, да потерялся при перевозках. Поражала икона выражением лица Святителя. «Как живой» – говорил А.М.Ремизов, видевший образ.
Москвичи, особенно молодые, шли к иконе непрерывно. В маленькой церкви была постоянная толчея. Икона обнаружила редкостное свойство: она соединяла сердца, могла приворожить избранного, помочь бесприданнице, обручить жениха и невесту, коли один из них пребывал в сомнении. И название за ней закрепилось – Никола Обручник.
Перед образом лежала книга – надо было лишь записать туда имя желанного или желанной. И свечку поставить. Иван Забелин свидетельствует: «В народе установилось верование, что св. чудотворец Никола особенно покровительствует вступающим в брак молодым людям, почему, как рассказывают, в храм угодника родители приводили помолвленных дочерей своих или сговоренных сыновей, просили его защиты, записывали имена детей своих в книгу, при сем соборе хранившуюся, и твёрдо уповали на его покровительство»
Присягу на верность при вступлении на престол Екатерина Вторая принимала именно в Гостунском соборе.
Задолго до Екатерины здесь служил дьяконом будущий первопечатник Руси Иван Фёдоров.
В 1817 году обветшавший храм был разобран. Чудотворного Николу Обручника, и книгу, и всю церковную утварь перенесли в соседнюю звонницу Ивана Великого, где и разместилась с той поры церковь Николы Гостунского.
К сведениям нынешних невест: чудесные силы не знают ограничений во времени. И хотя доступа в церковь Николы Гостунского сейчас нет, помощи у Обручника попросить можно: сама икона находится ныне в другой кремлёвской церкви, для посещений открытой. Это церковь Ризоположения.
Смотритель Елена Николаевна Бондаренко подтвердила: выставленный там резной Никола – тот самый, Обручник.
Судьба иконы Спасителя на Спасской башне похожа. Приказ её уничтожить был издан, когда на башню водрузили рубиновую звезду. Да и соседство с Мавзолеем.
Безвестные реставраторы, рискуя жизнью, повторили подвиг Марковникова: они сохранили икону, бережно и профессионально замуровав её под слоем белой кирпичной кладки. В наше время икону долго икали по запасникам различных музеев. Ясное дело – не нашли. Обнаружили на башне – целой и невредимой!
28 августа 2010 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, после адского пекла, под проливным дождём – в присутствии Патриарха и президента – надвратная икона была открыта для всеобщего обозрения.
Две башни стерегут площадь. Две иконы – Спаситель и святой Никола.
Москва хранит множество удивительных историй. Некоторые из них можно услышать на пешеходных экскурсиях по Москве.
По материалам книги Юрия Попова «Московские были-небыли»
История и тайны Кремлевских башен
У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история. Не досталось имён только двум башням, их так и называют Первая Безымянная и Вторая Безымянная. За ними идёт Петровская башня, а вот у самой крайней правой башни сразу два имени. В наше время её называют Москворецкой, а когда-то звали Беклемишевской по фамилии человека, рядом с двором которого её заложили.
Как-то получалось, что враги чаще всего наступали со стороны Москва-реки, и Москворецкой башне приходилось первой вставать на защиту. Поэтому она такая грозная и с таким количеством бойниц. Её высота 46,2 м.
Первой башней, которая была заложена при строительстве Кремля, была Тайницкая.
План кремлевских башен:
Названа так, потому что от неё к реке вёл тайный подземный ход. Предназначался он для того, чтобы можно было брать воду в случае если крепость осадят враги. Высота Тайницкой башни 38,4 м.
БОРОВИЦКИЕ ВОРОТА И БАШНЯ
Находятся на самом высоком холме, откуда и пошла вся Москва. Эта башня стоит у Боровицкого холма, на котором давным-давно рос сосновый бор. От него и произошло её название. Высота башни со звездой 54,05 м.
БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ (МОСКВОРЕЦКАЯ) БАШНЯ
Находится в юго-восточном углу Кремля. Ее построил итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487-1488 годах. К башне примыкал двор боярина Беклемишева, за что она и получила свое название. Двор Беклемишева вместе с башней при Василии III служил тюрьмой для опальных бояр.
В подвале башни существовал тайник-слух для предупреждения подкопа. В 1680 году башню украсил восьмерик, несущий высокий узкий шатер с двумя рядами слухов, который смягчил ее суровость. В 1707 году, ожидая возможного наступления шведов, Петр I приказал у ее подножия устроить бастионы и расширить бойницы для установки более мощных орудий. Во время нашествия Наполеона башня пострадала и затем ремонтировалась. В 1917 году при обстреле пострадал верх башни, который был восстановлен к 1920 году. В 1949 году, при реставрации, в прежнем виде были восстановлены бойницы. Эта одна из немногих кремлевских башен, которая радикально не перестраивалась.
По легенде в этой башне раньше хранилась чудотворная икона «Благовещение», а также в 1731 году к этой башне пристроили церковь Благовещения. Скорее всего, название башни связано с одним из этих фактов. В 17 веке для прохода прачек к Москве-реке в башне были сделаны ворота, названные Портомойными. В 1831 году их заложили, а в советское время разобрали и церковь Благовещения. Высота Благовещенской башни с флюгером 32,45 метра.
Названа так из-за машины, которая была здесь когда-то. Она поднимала воду из колодца, устроенного внизу, на самый верх башни в большой бак. Оттуда по свинцовым трубам вода текла в царский дворец в Кремле. Таким образом в старину в Кремле был организован свой водопровод. Он работал долгое время, но потом машину разобрали и увезли в другой город – Санкт-Петербург. Там её использовали для устройства фонтанов. Высота Водовозной башни со звездой 61,45 м.
Стоявшая когда-то на берегу речки Неглинной, теперь заключенной в подземную трубу, получила название по находящейся рядом Оружейной палате. Когда-то рядом с ней располагались старинные оружейные мастерские. Ещё в них делали драгоценную посуду и украшения. Древние мастерские дали название не только башне, но и замечательному музею, расположенному рядом за кремлёвской стеной – Оружейной палате. Здесь собраны многие кремлёвские сокровища и просто очень древние вещи. Например, шлемы и кольчуги древнерусских ратников. Высота Оружейной башни 32,65 м.
Получила свое название в XIX веке, поскольку в здании рядом располагался комендант Москвы. Башня построена в 1493-1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, сегодня протянувшейся вдоль Александровского сада. Называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи нее Колымажному двору в Кремле. В 1676-1686 годах была надстроена.
В XIX веке башня получила название “Комендантская”, когда рядом в Кремле, в Потешном дворце XVII века поселился комендант Москвы. Высота башни со стороны Александровского сада — 41,25 м.
Называется по церкви и Троицкому подворью, находившихся некогда поблизости на территории Кремля. Троицкая башня — самая высокая башня Кремля. Высота башни в настоящее время вместе со звездой со стороны Александровского сада составляет 80 м.
К воротам Троицкой башни ведёт Троицкий мост, защищаемый Кутафьей башней. Ворота башни служат главным входом для посетителей Кремля. Построена в 1495—1499 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Миланцем (итал. Aloisio da Milano).
В конце XVII века башня получила многоярусную шатровую надстройку с белокаменными украшениями. В 1707 году из-за угрозы шведского вторжения бойницы Троицкой башни были расширены под тяжёлые пушки. До 1935 года на вершине башни был установлен имперский двуглавый орёл. К очередной дате Октябрьской революции было принято решение снять орла и установить на ней и остальных главных башнях Кремля красные звёзды.
(Связана мостом с Троицкой). Ее название связывают вот с чем: кутафьей называли в старину небрежно одетую, неповоротливую женщину. Действительно, Кутафья башня — невысокая, как остальные, а приземистая, широкая.
Башня сооружена в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Она имела бойницы подошвенного боя и машикули. В XVI—XVII веках уровень воды в реке Неглинной был высоко поднят плотинами, так что вода окружала башню со всех сторон. Первоначальная высота ее над уровнем земли равнялась 18 метрам.
Въехать в башню со стороны города можно было лишь по наклонному мосту.
Вместе с двумя безымянными была построена для усиления южной стены, как наиболее часто подвергавшейся нападению.
Как и две безымянные Петровская башня сначала не имела названия. Имя своё она получила от церкви митрополита Петра на Угрешском подворье в Кремле. В 1771г. во время строительства Кремлёвского дворца башню, церковь митрополита Петра и Угрешское подворье разобрали. В 1783г. башню отстроили заново, но в 1812г. французы во время оккупации Москвы уничтожили её снова. В 1818г. Петровскую башню снова восстановили. Её использовали для своих нужд кремлёвские садовники. Высота башни 27,15м.
СРЕДНЯЯ АРСЕНАЛЬНАЯ БАШНЯ
УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ БАШНЯ
Расположена подальше, в углу Кремля. Когда-то её называли Собакиной, по фамилии жившего рядом человека. Но в 18-м столетии по соседству с ней возвели здание Арсенала, и башню переименовали. В подземелье угловой Арсенальной башни есть колодец. Ему больше 500 лет. Он наполняется из древнего источника и потому в нём всегда чистая и свежая вода. Раньше от Арсенальной башни шёл подземный ход к реке Неглинной. Высота башни 60,2 м.
Расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь Николы Старого, а над воротами башни помещалась икона Николая Чудотворца. Надвратная башня, построенная в 1491 г. архитектором П.Солари, была одним из основных оборонительных редутов восточной части Кремлевской стены.
Название башни происходит от Никольского монастыря, находившегося неподалеку. Поэтому над проездными воротами стрельницы была поставлена икона Николая Чудотворца. Как и все башни, имеющие въездные ворота, Никольская имела подъёмный мост через ров и защитные решетки, которые опускались во время боя.
В 1812 г. Никольская башня вместе со многими другими была взорвана отступающими из Москвы войсками Наполеона. Особенно пострадала верхняя часть башни. В 1816 г. она была заменена архитектором О.И.Бове на новый иглообразный купол в псевдоготическом стиле. В 1917 г. башня опять пострадала. На этот раз от артиллерийского огня. В 1935 г. купол башни венчает пятиконечная звезда. В 20 веке башня реставрируется в 1946-1950-х и в 1973-1974-х гг. Сейчас высота башни составляет 70,5 м.
Возвышается позади Мавзолея В.И.Ленина и названа по названию Сената, чей зеленый купол поднимается над крепостной стеной. Сенатская башня – одна из древнейших в Кремле. Построенная в 1491 году в центре северо-восточной части кремлевской стены, она выполняла только оборонительные фунции – защищала Кремль со стороны Красной площади. Высота башни – 34,3 м.
СПАССКАЯ (ФРОЛОВСКАЯ) БАШНЯ
Это название идет с XVII века, когда над воротами этой башни повесили икону Спаса. Возведена на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля. Её, как и Никольскую, построили для защиты северо-восточной части Кремля, не имевшей естественных водных преград. Проездные ворота Спасской башни, в то время ещё Фроловской, в народе считались «святыми». Через них не проезжали на лошадях и не проходили с покрытой головой. Через эти ворота проходили полки, выступавшие в поход, здесь встречали царей и послов.
В 1658г. кремлёвские башни переименовали. Фроловская превратилась в Спасскую. Её так назвали в честь иконы Спаса Смоленского, находящейся над проездными воротами башни со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.
В 1851-52 гг. на Спасской башне установили часы, которые мы видим до сих пор — Кремлёвские куранты.
Курантами называют большие часы, у которых есть музыкальный механизм. У Кремлёвских курантов музыку исполняют колокола. Их одиннадцать. Один большой, он отмечает часы, и десять поменьше, их мелодичный перезвон раздается каждые 15 минут. Механизм Кремлёвских курантов занимает три этажа. Раньше куранты заводили вручную, а сейчас это делают при помощи электричества. Спасская башня занимает 10 этажей. Ее высота со звездой — 71 м.
Она совсем не похожа на другие Кремлёвские башни. Прямо на стене стоят 4 колонны, а на них островерхая крыша. Нет ни мощных стен, ни узких бойниц. Но они ей и ни к чему. Потому что строили башню вовсе не для обороны. По преданию царь Иван Грозный любил с этого места глядеть на свой город. Позже здесь соорудили самую маленькую башню Кремля и назвали её Царской. Высота её 16,7 м.
Получила свое имя по большому колоколу — набату, висевшему над ней. Когда-то здесь постоянно дежурили дозорные. С высоты они зорко следили – не идёт ли вражье войско к городу. И если приближалась опасность, дозорные должны были предупредить всех, ударить в набатный колокол. Из-за него башню и назвали Набатной. Но сейчас в башне нет колокола.
Своим названием обязана стоявшей здесь в древности церкви Константина и Елены. Башню построили в 1490 году и использовали для прохода населения и войска в Кремль. Раньше, когда Кремль был белокаменным, на этом месте стояла другая башня.
Новую башню построили по той причине, что с её стороны у Кремля не было естественных преград. Её оснастили подъёмным мостом, мощной отводной стрельницей и проездными воротами, которые после, в 18-начале 19 вв. были разобраны. Своё название башня получила по имени церкви Константина и Елены, стоявшей в Кремле. Высота башни 36,8 м
ПЕРВАЯ БЕЗЫМЯННАЯ БАШНЯ
ВТОРАЯ БЕЗЫМЯННАЯ БАШНЯ
Башня была построена в 1480-х годах как промежуточная башня южной стороны Кремля.
С 1680 г. башня обрела еще большую привлекательность в архитектурном смысле, так как была достроена 4-гранным шатром и оборудована смотровым постом-вышкой. Аккуратно венчает каменное сооружение шатрик с флюгером.
В начале XVIII века в башне были заложены ворота. Как и многие другие башни южной стены, Вторая Безымянная башня была разобрана в 1771 году при подготовке постройки Баженовского Большого Кремлёвского дворца и после прекращения строительства дворца отстроена заново. via
Тайны Московского Кремля
Так жили наши прадеды на Боровицком холме даже после крещения Руси. Конец языческому капищу положил Юрий Долгорукий. Была жестокая борьба — славяне-язычники против славян-христиан. Победил Долгорукий. По легенде, умирая, жрец наложил проклятия на свои владения. Гордый и надменный князь, наверное, только усмехнулся, но вот его потомкам пришлось туго: много раз Кремль горел, захватывался, здесь строили, чтобы разрушать, а сколько пережито смут, заговоров, смутно, мутно.
Быть может, Петр I бежал из Москвы и ненавистного Кремля не только из страха перед стрельцами? Тревожный, нервный — ему мерещились убийства, замученные бояре, отравленные царицы, призраки прошлых смут беспокоили его. Новая Россия, которую Петр строил спустя годы, по его личному мнению, нуждалась в новой столице — так и случилось. И на какое-то время призраки кремлевских смут отступили. Но прошло всего-то два века, и вновь Москва — столица.
Кремль уникален не только тайнами, которые множатся с каждым годом, но и высоким историческим градусом плотности. Каждый кирпичик — сгусток истории, многоликой и опасной. Восемь веков строили, перестраивали и разрушали. Десятки талантливых архитекторов и художников вписали свое имя в градостроительную летопись Кремля. Все наши цари и императоры прошли через кремлевские палаты и терема. Здесь замаливали преступные грехи и всходили на царство.
А могло ли быть по-другому? После победы Юрия Долгорукого Ведьмину гору переименовали в Боровицкий холм. По официальной версии, на месте Кремля когда-то шумел лесной бор. По неофициальной — в названии прочитывается еще один смысл — «боров». Последний привет от языческого жреца?
В России сохранилось немало древних кремлей — Новгородский, Псковский, Нижегородский, Тульский, Коломенский, Астраханский, Смоленский, но образцом служил именно Московский Кремль. Выдающийся архитектурный ансамбль, в котором редкое сочетание единства, законченности и живописности.
До сих пор ученые не установили точное происхождение слова «кремль». Впервые оно встречается в тверской летописи под 1315 годом. К тому моменту деревянная крепость уже двести лет как существовала. История знает немало примеров, когда могущественные города, столицы империй, стирались с лица земли и из человеческой памяти, а маленькие, провинциальные городишки возвышались и превращались в мировые центры. Такая удивительная судьба ждала Москву.
Впервые город упоминается в летописи за 1147 год, а сколько к тому времени он уже существовал — неизвестно. В 1156 году Андрей Боголюбский на Боровицком холме в устье реки Неглинной построил деревянную крепость общей протяженностью 850 метров и площадью три гектара, она объединила существовавшие постройки маленького городка Москвы. Спустя годы он начал объединение и русских княжеств.
С самого начала Кремль и Москва стали неотделимы друг от друга. Именно тогда Кремль и получил форму треугольника, расположенного между нынешними Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами. С напольной стороны деревянные крепостные сооружения защищались валом и рвом. Для того времени отличалась редким приемом укрепления подошва вала внутренней и внешней сторон.
На долгие годы Кремль пропадает с поля зрения летописей, пока в XIII веке князь Даниил младший, сын Александра Невского, не переезжает в Москву и не основывает династию. Провинциальный, затерянный в лесах городишко дал название княжеству, а вскоре началась битва и за первенство. История знает много случаев, когда города, подвергшиеся нашествию, превращались в руины и не восстанавливались. Такая беда могла случиться и с Москвой.
В 1238 году хан Батый дотла сжег Кремль и разорил город. Но Москва не потеряла своего значения. Более того, Иван Калита принял решение перестроить Кремль. Понимая, что деревянные постройки и есть главная беда, он первый строит каменные церкви — Успенский собор (главный храм княжества) и Архангельский.
Белокаменные храмы XIV века и определили композицию центра Кремля, сохранившуюся до наших дней. Кремль становится официальной резиденцией великих князей и московских митрополитов. В 1367 году внук Ивана Калиты Дмитрий Донской приступил к сооружению белокаменных стен и башен Кремля. Отсюда и начинается знаменитое поэтическое название Москвы — белокаменная. Каменное градостроительство полностью себя оправдало.
Кремль выдержал литовскую рать князя Ольгерда в 1368 году, в 1408 году — хана Едигея, в 1438-м — хана Улу-Мухамеда. При Иване III Москва возвысилась среди других городов и стала столицей объединенных русских княжеств. К Кремлю теперь были особые требования, отныне он не только исполнял оборонительную, духовную, государственную функции, но и сакральную. Именно с Ивана III начались загадки Кремля. Точнее, они и раньше были, но многочисленные пожары (неужто действовало проклятие языческого жреца?) уничтожали следы и улики.
Очередное грандиозное строительство Кремля начали псковские мастера. Но выведенные на двухметровую отметку стены Успенского собора неожиданно рухнули. Что стало с мастерами, неизвестно, но проклятое древнее языческое капище требовало человеческой крови. Именно после этого случая Иван III отдал приказ послам о поисках умелых мастеров в Европе. И таковые были найдены.
До сих пор непонятно, что им обещали за их согласие. Ведь ни Аристотель Фиораванти, ни Пьетро Антонио Солари не только не знали русского языка, но и представления не имели о том, куда едут.
Затем к ним присоединились Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрезин. Такая вот когорта итальянцев трудилась над многовековым символом России.
Аристотель Фьораванти. Воображаемый портрет кисти Лотто
Судьба этих людей сложилась ужасно. Ни Аристотель, ни Солари, несмотря на окружавшие их почет и уважение, не смогли выбраться из России живыми. Именно выбраться. Известно, что Аристотель пытался бежать (именно бежать) из Москвы. Что его так напугало? Только ли казнь немецкого лекаря, свидетелем которой он стал? Что заставляло его опасаться за свою жизнь? Какие тайны Кремля он носил в себе?
И почему царь не выпускал его из России? Аристотель побывал на Соловках, участвовал в походе на Тверь в чине начальника артиллерии, а затем пропал. И больше никто ничего о нем не знает. Аристотель и Солари — главные зодчие Московского Кремля. Их вклад в русскую жемчужину уникален и пока никем не был превзойден.
Какие задачи ставил перед архитекторами Иван III? Судя по всему, они были настолько сложными, что с ними могли справиться только иностранные мастера.
Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо. Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568—1576 гг.)
Но чем наши-то хуже? Что такого умели делать итальянцы? Известно, что Аристотеля пригласили не как зодчего, а как инженера, способного на технические чудеса.
В родной Болонье он передвинул колокольню Святого Марка, а в городе Ченто выпрямил покосившуюся башню. Какое инженерное чудо он должен был совершить с Кремлем? И судя по таинственной, неясной смерти — совершил.
На внутренней стороне Спасской башни высечено имя проектировщика всех башен и стен Кремля Пьетро Антонио Солари, кстати, бывшего замечательным учеником Леонардо да Винчи.
Многое из того, чему научился у итальянского гения, он воплотил в Кремле. Например, в верхней части кремлевской стены, тянущейся вдоль Москвы-реки, обнаружили, казалось бы, бессмысленные отверстия, расположенные чуть ниже зубцов. Точно такие же имеются в рисунках Леонардо.
В них просунуты шесты, снаружи связанные между собой окованными бревнами, а изнутри упирающиеся в систему рычагов. При штурме стен защитники нажимали на рычаги — и горизонтальные бревна опрокидывали лестницы нападавших.
Другой признак «руки» да Винчи в конструкции Кремля (не только, кстати, Московского, но и Нижегородского, Коломенского и крепости Орешек) отыскал архитектор-реставратор Святослав Агафонов. Утопленные в толщу угловых башен казематы встречаются и в этих фортификациях, и в альбомах знаменитого архитектора.
И воплощены они с такой точностью, что рисунки впору считать проектами. Не правда ли, поразительно? Пусть и косвенным образом, но Леонардо да Винчи вполне может иметь отношение к Кремлю.
Однако это предположение еще требует дополнительных исследований.
Рисунок Леонардо да Винчи. Эта идея Леонардо воплощена в нескольких кремлях нашей страны
И тем не менее, историки склоняются к мысли, что автор всего ансамбля Московского Кремля — Аристотель Фиораванти. В Кремле капитально ремонтировались и перестраивались обветшалые здания, на месте старых дворцов возводились каменные дворцовые постройки — терема.
Сооружались Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, княжеская усыпальница — Архангельский собор. Появилась самая красивая и стройная башня Кремля высотой 71 метр — Спасская.
Ее ворота, главные в Кремле, были особо нарядно украшены, на башне установили часы-куранты. Новые стены и башни, выше и толще прежних, облицовывались красным кирпичом. После очередного пожара в 1493 году Иван III повелел расчистить перед Кремлем защитную полосу шириной двести сорок метров.
Место прозвали «Пожаром», ныне это Красная площадь. Были возведены Конюшенная (Оружейная), Комендантская, Граненая (Средняя Арсенальная), Тайницкая (получила свое название по потайному ходу, вырытому в сторону реки), Свиблова, Собакина (Угловая Арсенальная) башни.
При Иване III Московский Кремль стал краснокирпичным, приобрел нынешний облик и достиг современных размеров. Площадь почти двадцать восемь гектаров, по всему периметру Кремля — восемнадцать встроенных в крепостные стены башен, одна выносная — Кутафья и одна небольшая настенная — Царская.
Общая протяженность стен 2235 метров, высота от пяти до девятнадцати метров, толщина от трех с половиной до шести с половиной до метров. Троицкий мост представляет собой гениальное, с технической точки зрения, сооружение. В его основе — принцип древнеримских двухъярусных акведуков.
Фундамент уходит в землю на глубину 11 метров и вот уже пять столетий стоит на болотистой почве, но кирпич остается сухим и прочным. Почему? При реставрации Кремля перед Московской Олимпиадой (1980 год) в нижнем ярусе моста обнаружили полые ячейки, пронизывающие все сооружение.
Теперь, когда они прочищены, на боковых сторонах моста, если приглядеться, можно увидеть небольшие круглые отверстия. Это часть системы вентиляционной тяги, гарантирующей кладке сухость и сохранность. Она изобретена в России и применялась во многих северных монастырях. Но использование вентиляции в инженерных сооружениях началось именно с Московского Кремля.
Удивительным образом Кремль воплотил в себе идею «Москва — третий Рим». В 1508 году князь Василий Иванович, сын Ивана III, повелел вырыть ров со стороны Красной площади от Неглинной до Москвы-реки шириной тридцать два метра и глубиной десять метров. Гаким образом, Кремль превратился в труднодоступный остров.
Невольно вспоминается средневековая гравюра — три слона, окруженные мировым океаном и держащие на себе земную твердь. Аналогия с Кремлем напрашивается сама собой. Центр миропорядка и духовной власти. Интересное совпадение. А может, намеренное?
Еще несколько раз Кремль горел, перестраивался, приходил в упадок, вновь отстраивался. Как бы это ни выглядело странным, но большая часть дворцов и теремов уничтожили русские цари династии Романовых, которые, как им казалось, надолго обосновались в этом загадочном, сакральном и мистическом месте — в Кремле, созданном династией Рюриковичей. Расцвет строительства Кремля совпал с последними Рюриковичами. Быть может, это что-то значит, пока нами не разгаданное, как и многое в истории, будь то случайное совпадение или незначительная мелочь.
До наших дней так и не раскрыта тайна Ивана III, воплощенная итальянскими зодчими в Кремле. Только отголоски доходят до нас — странные, удивительные. В 1894 году археолог князь Н.С. Щербатов во время поисков в Кремле библиотеки Ивана Грозного обследовал первый этаж Набатной башни и нашел в ней вход в замурованную галерею, идущую по кремлевской стене. Сводчатый тоннель шириной примерно в метр скоро уперся в препятствие, и князь Щербатов решил обследовать соседнюю Константино-Еленинскую башню.
Там тоже обнаружился вход в тоннель, правда располагавшийся ниже первого. Как выяснилось, первое из найденных подземелий в древности использовалось как галерея ближнего боя, то есть служило для обстрела противника при ближней осаде, а второе — для тайного сообщения между соседними башнями (в древности, как уверяют историки, внутристенные ходы соединяли все кремлевские башни).
Кроме того, исследователю удалось обнаружить тайный ход, связывающий Никольскую башню с Угловой Арсенальной. И попасть в тоннель, идущий под Боровицкими воротами (там же обнаружились и засыпанные землей до самых шестиметровых сводов подземные палаты), а также обследовать расположенные у Троицкой башни на девятиметровой глубине палаты-тайники. Щербатовские фотографии обнаруженных им подземелий Кремля вместе с их описаниями в 1920-е бесследно исчезли. По слухам, были реквизированы ЧК.
Обследовавший Кремль в 1918 году архитектор И.Е. Бондаренко сообщал, что в Беклемишевской башне имеется «тайник»: подземелья-слухи (слухами назывались ходы, которыми можно было пользоваться для наблюдения за врагом и неожиданных боевых десантов) и подземные галереи. (Подземелье Беклемишевской башни вместе со слухом уже в 1525 году использовалось как место пыток и заключения узников.) За дерзкие речи и жалобы на великого князя Василия III здесь отрезали язык боярину Ивану Никитичу Берсеню-Беклемишеву.
Беклемишевская (Москворецкая) башня Московского Кремля
А царь Иван Грозный, обвинив в измене князя Андрея Федоровича Хованского, приказал его «пытати и казнити торговою казнью и в наугольную (Беклемишевскую) стрельницу посажати».
В 1929 году во время очистки от мусора подземной части Сенатской башни под ней было обнаружено подземелье глубиной более шести метров. Была выдвинута версия: Сенатская башня являет собой люк в подземный Кремль. Однако более вероятно другое — первоначально башенное подземелье имело два или три яруса с деревянными помостами, от времени они сгнили и обрушились вниз, образовав тем самым «загадочный» колодец.
В 1930 году при прокладке водостоков из Кремля на Красной площади был обнаружен (и очень скоро засыпан землей) подземный ход в рост человека — он располагался чуть правее Спасской башни на глубине четырех метров и шел в сторону Лобного места.
В 1933—1934 годах Игнатий Стеллецкий при обследовании Угловой и Средней Арсенальных башен обнаружил здесь не один подземный тайник. Тут были и тайные внутристенные проходы, и подземные ходы (один удалось расчистить полностью). Кроме того, Стеллецкий сообщил в НКВД о существовании тайного хода от Спасской башни до храма Василия Блаженного, «близ которого спуск в большой тоннель под Красную площадь весьма загадочного назначения». Во время земляных работ, которые велись неподалеку от Набатной башни в 1972 году, на четырехметровой глубине показался кусочек подземного хода.
В 1973-м при закладке шурфа в Кремле у Набатной башни на глубине четырех метров был обнаружен свод подземной галереи. Она примыкала к фундаменту Набатной башни, то есть шла параллельно стене Кремля по направлению к Спасской башне. Однако расчистить галерею полностью и узнать, откуда начинался и где заканчивался тоннель, не удалось.
Недалеко от Средней Арсенальной башни во время реставрационных работ 1970-х годов открылся проход в стену, поворачивающий в сторону Угловой Арсенальной башни. Проникнуть по нему далеко кремлевским археологам не удалось — он был заложен кирпичом. Ни одно из подземелий, обнаруженных в Кремле как до, так и после революции, не было исследовано полностью. Большинство из них — после осмотра представителями спецслужб — навсегда опечатывалось либо засыпалось землей или даже заливалось бетоном.
А вот отрывок из «Правительственного вестника» от 24 февраля 1912 года: «Древние подземные ходы в Москве образуют целую сеть, мало еще исследованную. Пока обнаружены подземные ходы между Новодевичьим монастырем и мануфактурной фабрикой Альберта Гюнтера, под Донским монастырем, Голицынской больницей и Нескучным садом.
Хорошо исследован подземный ход под Боровицкой башней, в которой найдены две ниши, открывающие тоннели к центру Кремля и под Ильинку. Подземные ходы имеют также башни Тайницкая, Арсенальная и Сухарева. Обнаружены еще другие подземные ходы, по-видимому, стоящие отдельно от общей сети».
Писали также следующее: «Московский Кремль. представляет собой выдающийся памятник военного зодчества конца XV в. и тем не менее остается до наших дней почти не изученным. Это указание касается особенно подземной части Кремля, представляющей громадный интерес. Исследования князя Щербатова показывают чрезвычайную сложность подземных сооружений Кремля, большую трудность не только точного исследования, но и простого проникания в них. Большинство ходов оказываются замурованными, некоторые перерезаны фундаментами более поздних построек. »
И еще одно интересное сообщение из немецкой газеты «Фоссие Цейтунг» от 20 июля 1929 года:
«Уже много столетий держится поверье, что под Кремлем сокрыт подземный город. Сокровища в виде золота и серебра со времен Новгорода, не поддающиеся оценке, библиотека Грозного, ценные картины и исторические реликвии, жемчуг и драгоценные камни в громадном количестве. Только Петру I удалось запустить свою руку в этот тайный сейф».
Подземный город. галереи, камеры, колодцы, тайники. Петр I. Но как, каким образом все это было воплощено? Сейчас для таких целей необходимо специальное оборудование, проходочные машины, но у Аристотеля и Солари ничего из вышеперечисленного не было! Они и русским языком-то толком не владели. Как же ничтожно мало знаем мы о собственных предках, их представлениях и мироощущении, способности воплощать самые дерзкие замыслы!
С неповторимой русской медлительностью Кремль раскрывает многовековые тайны. До сих пор историки совершают уникальные находки и открытия. Пушечные ядра и стрелы столь обыденны здесь, что порою археологи скучают. Но вот недавно была найдена серебряная кружка, в которую вчеканены две монеты с распятием, а на ручке выгравирован дракон, пышущий не пламенем, а цветами!
Или такие редкие для Москвы берестяные грамоты. И уж совсем поразительные находки — икона Иисуса Христа над Спасскими воротами и Николая Угодника — над Никольскими, считавшиеся безнадежно утраченными с 1917 года. А ведь сколько раз каждый из нас рассматривал ворота, над которыми были заштукатурены квадраты в три метра высотой!