ноты на баяне расположение

УСТРОЙСТВО БАЯНА

Баян, как один из видов гармоники, является язычковым клавишно-духовым инструментом. Корпус баяна состоит из двух частей — правой и левой, соединенных складчатым мехам.

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

В правой части корпуса находится гриф, на котором расположена правая клавиатура; на другой части корпуса расположена левая клавиатура. На обеих сторонах корпуса имеются решетки для прикрытия клапанов.
У большинства баянов к правой части корпуса прикреплены два длинных ремня, которые надеваются на правое и левое плечо. В начальной стадии обучения целесообразнее пользоваться только правым ремнем (или надевать оба ремня на правое плечо): это поможет овладеть правильной постановкой инструмента. К левой части корпуса прикреплен короткий ремень для ведения меха левой рукой.
Звук на баяне создается за счет вибрации голосовых язычков — тонких пластинки из стали, рассекающих струю воздуха, которая поступает в корпус баяна под действиемразжима или сжима меха при одновременном нажатии клавиши. Если прервать движение меха или снять палец с клавиши, в результате чего клапан прикроет отверстие, через которое воздух поступает к голосовым язычкам, то звук прекратится.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ

Музыкальное произведение состоит из музыкальных звуков, организованных в определенную систему. Музыкальные звуки обладают четырьмя основными свойствами: высотой, длительностью, громкостью, тембром (окраской).
Например, мы различаем песни, исполняемые высоким женским голосом и низким мужским. Легко отличить и громкое звучание марша от тихого, мягкого звучания лирической песни, короткие звуки, быстро следующие друг за другом, — от более продолжительных. В разнообразии звуков по окраске (тембру) мы можем убедиться, послушав одну и ту же мелодию в исполнении на различных инструментах — например, на фортепиано, гитаре, баяне.

ПРАВАЯ КЛАВИАТУРА

Музыкальные звуки, расположенные последовательно, в порядке повышения или понижения, образуют музыкальный звукоряд.
Звукоряд делится на равные участки — октавы; каждая октава включает семь звуков основных названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Звукоряд правой клавиатуры баяна состоит из большой (неполной),.малой, первой, второй, третьей и четвертой (неполной) октав.
Клавиши правой клавиатуры баяна расположены в три ряда; счет рядов начинается от решетки. Количество клавиш на различные баянах может быть разным: 52, 58, 61 и более. На белых клавишах извлекаются основные, натуральные звуки, а на темных — альтерированные (повышенные и пониженные). Подробнее об этом будет сказано ниже.
В первом и втором ряду белые клавиши располагаются попарно. В каждой паре клавиш первого ряда на верхней извлекается звук ля, а на нижней — до. Во втором ряду верхняя белая клавиша издает звук ми, нижняя — соль. В третьем ряду белые клавиши сгруппированы по три: верхняя клавиша издает звук си, средняя — ре и нижняя — фа.
Запомнив расположение и названия клавиш, нетрудно найти все основные звуки октавы. Обратите внимание на то, что звуки правой клавиатуры повышаются при движении вниз по грифу и понижаются при движении вверх по грифу.

Источник

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

В формировании музыканта-исполнителя, да и в развитии исполнительства вообще, овладение навыком чтения нот с листа имеет огромнейшее значение.
Умение свободно читать ноты неоценимо как в практической деятельности (особенно для аккомпаниаторов и оркестрантов), так и в учебной работе, где оно, собственно, определяет темп развития учащегося. Ведь общеизвестно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор. И, наоборот, читающий слабо —проходит мало, разучивает произведения медленно, с трудом.
Здесь следует оговориться, что чтение нот с листа вряд ли доступно в равной мере всем учащимся или исполнителям. Успешное овладение этим навыком обуславливается, кроме всего прочего, некоторыми специфическими особенностями музыкальной одаренности исполнителя. Одной из таких особенностей является гармонический слух.

Основываясь на логике гармонического развития, такой слух позволяет как бы предчувствовать появление той или иной гармонии. Сам процесс чтения при этом не будет требовать особого напряжения. При слаборазвитом гармоническом слухе чтение будет более напряженным, а потому замедленным и менее точным. Для преодоления этих трудностей требуется не только более интенсивная тренировка, но и специальная работа над развитием гармонического слуха.
Для успешного развития навыка чтения нот с листа на баяне следует учитывать и некоторые специфические особенности инструмента. Надо сказать, что устройство баяна делает чтение с листа на этом инструменте весьма трудным делом. По объему собственно чтения (две строки, два ключа, большой диапазон, разнообразие фактур и т. п.) баян лишь незначительно уступает фортепиано, по объему же исполнительских действий значительно превосходит его. Ведь баян имеет не одну клавиатуру, как фортепиано, а две. Кроме того, расположение этих клавиатур исключает возможность зрительного контроля за исполнением. Затрудняет чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением звука (разжим, сжим меха).

Все это особенно сказывается при исполнении больших скачкоз. Отсутствие зрительного контроля при разучивании произведений восполняется обычно путем дополнительной тренировки, при чтении же с листа такая возможность отсутствует. Исполнение скачка в таком случае может быть точным лишь тогда, когда наличествует острое слуховое ощущение цели, тона, завершающего скачок. Без такого ощущения и при тренаже достигнуть удовлетворительного результата очень трудно.
Из сказанного видно, что чтение с листа на баяне требует не только сосредоточенного внимания, но и особенно активного слухового напряжения.
Большим подспорьем в чтении с листа является правильная организация собственно чтения. Здесь имеются свои закономерности, знание которых позволяет значительно облегчить и ускорить этот процесс. В чем же они заключаются?

Весь звукоряд правой клавиатуры в диапазоне от Н до с4 можно рассматривать как два аккорда из неустойчивых (си —ре — фа— ля) и устойчивых (до— ми— соль) звуков Де мажора.
Первый аккорд (си- ре— фа— ля) в малой и второй октавах пишется на линейках, а в первой и третьей — между линейками. Второй аккорд (до — ми — соль), наоборот, в малой и второй октавах пишется между линейками, а в первой и третьей — на линейках. Хорошо осознав эту закономерность, можно добиться более беглого чтения в высоком и низком регистрах. Надо добавить, что диапазон правой клавиатуры баяна в скрипичном ключе исчерпывается написанием пяти добавочных линеек как снизу, так и сверху нотного стана. Причем на обеих пятых линейках расположены крайние ноты си (на пятой снизу — Н, на пятой сверху — Л3).
Зная все это и увидев ноты, расположенные на нижних добавочных линейках (начиная со второй), читающий уже будет исключать до, ми и соль как пишущиеся в этой октаве между линейками1 и думать о вероятных си, ре, фа, ля. Вверху же (в третьей октаве) он будет исключать эти звуки, так как на линейках здесь пишутся лишь до, ми и соль.

После твердого усвоения записи звуков и повторения расположения их на правой клавиатуре можно приступить к исполнению с листа одноголосных пьес с гаммообразным, по-ступенным (а затем арпеджированным) движением мелодии, постепенно охватывая все больший диапазон.
Поскольку появление альтерации, изменяя высоту звука, не изменяет его написания на нотном стане, торопиться с переходом к новым тональностям не следует до тех пор, пока не выработается навык абсолютно свободного чтения диатонических звуков в До мажоре и ля миноре. Вводить хроматизм следует в том регистре, который уже хорошо изучен. Отсутствие должной системы в выборе репертуара для чтения с листа (в практике, к сожалению, чаще всего так и бывает) может принести не пользу, а вред, развивая небрежность в выборе аппликатуры, в исполнении вообще. А на раннем этапе обязательное соблюдение аппликатурной дисциплины гаммообразного принципа и владение основными приемами игры (легато, стаккато) является особенно важным.
Чтению с листа помогает знание некоторых особенностей записи нот, группировки и т. п. Так, направление движения мелодии (ее повышение, понижение) отражается соответствующим написанием вязки, объединяющей какую-либо группу нот.
Очень большое значение для чтения имеют особенности записи двойных нот и аккордов.
Двойные ноты. Наиболее характерно для баяна параллельное движение двойными терциями и секстами. Следует указать учащемуся на особенности их записи: в терциях оба звука записываются или на линейках, или между ними; в секстах — если нижний звук на линейке, то верхний (через определенное расстояние) — между линейками, и наоборот:

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Так же, как сексты, пишутся кварты и октавы, но расстояние между звуками различное (в кварте — меньшее, в октаве — большее).
В квинтах и септимах, как в терциях, оба звука —или на, или между линейками. Определить, какой из названных интервалов встретился, легко, если помнить, что состоят они соответственно из двух и трех терций (т. е. с одним или двумя, пропущенными, через терцию, тонами):

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Такой порядок сохраняется и на добавочных линейках. Поэтому при чтении двойных нот, записанных на верхних добавочных, определяется по названию нижняя нота, верхняя же может определяться по интервалу. Например:

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Такое написание характерно для септимы. Определяем: от ля септима вверх будет соль.
В двойных нотах, находящихся под нотным станом, называется верхняя нота, а нижняя определяется по интервалу.
Аккорды. Характерное написание трезвучия и его обращений выглядит так:

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Как видим, оно основано на сочетании, терций и кварт. Работая, следует добиться того, чтобы пальцы почти механически находили клавиши, соответствующие тому или иному аккорду (см. рис. 9 на стр. 37).
Для этого нужно обстоятельно пройти трезвучия отдельно в мажоре и миноре. Так же проходятся секстаккорды и квартсекстаккорды.
Чтение и исполнение четырехзвучных аккордов имеет свои особенности. Прежде всего следует отличать написание удвоенных звуков трезвучий и их обращений от септаккордов с обращениями. Для первых характерны интервалы терций и кварт, для вторых — терций и секунд:

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Известную трудность представляет чтение и исполнение обращений септаккордов. Здесь ориентиром должна служить секунда (вверху — квинтсекстаккорд, в середине — терцкварт-аккорд, внизу — секундаккорд).

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Очень часто доминантсептаккорд и его обращения применяются с пропущенной квинтой. Их написание:

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Септаккорды и их обращения воспроизводятся на баяне несколькими типовыми положениями пальцев, которые следует усвоить на специально подобранных упражнениях. Для наглядности можно составить схему таких основных типовых положений подобно приведенной для трезвучий.
Таков основной круг навыков, приобретению которых необходимо подчинить первый этап занятий чтением с листа. Дальнейшая работа будет направлена на изучение тональностей с все большим количеством знаков, пьес все более и более трудных, быстрых и т. п.
По мере появления сколько-нибудь значительных навыков игры с листа правой рукой необходимо начать игру и левой.

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Прежде чем начинать, игру с листа двумя руками, учащийся должен получить хотя бы самые необходимые навыки игры правой и левой руками отдельно. К таким навыкам относится прежде всего свободное чтение типичного аккомпанемента — трезвучий, секстаккордов и т. п. Однако прежде чем приступить к этому, следует добиться прочного усвоения левой клавиатуры.
Особое внимание нужно уделить изучению записи звуков низкого и высокого регистров в басовом ключе. Как правило, учащиеся слабо знают ноты, записанные под нотоносцем и выше него. Чтобы хорошо их усвоить, полезно поиграть специально подобранные примеры из полифонических пьес.
При чтении аккомпанемента учащиеся обычно идут по линии наименьшего сопротивления: не задумываясь над строением аккорда, они читают лишь его обозначения (Б, М, 7) и определяющий бас. В начальном периоде обучения, когда ученик слабо подготовлен теоретически, это не только допустимо, но и единственно возможно. По мере же накопления достаточных теоретических знаний от такого метода нужно отказаться и перейти к осмысленному чтению аккордов. При чтении последовательности бас — аккорд исполнитель, пользуясь обозначениями, мысленно проделывает три операции, выясняет: а) какой бас, б) какой аккорд (Б, М, 7) и в) от какого баса этот аккорд.
Не проще ли, взглянув на аккорд, сразу определить и его название и его принадлежность? Думаем, что да. Это значительно упрощается тем, что для всех аккордов существует весьма ограниченное количество видов записи, а именно:
а) трезвучия в основном виде записываются от соль, ля и си;
б) в виде квартсекстаккорда — от до и ре;
в) в виде секстаккорда — от ми и фа.
Твердо усвоив, что основной тон в трезвучии — внизу, в квартсекстаккорде — в середине, а в секстаккорде —вверху, можно научиться без труда определять принадлежность аккорда (от какого баса он берется).

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

Так же обстоит дело и с доминантсептаккордом:
а) в основном виде (с пропущенной квинтой) он пишется
от соль;
б) в виде секундаккорда — от ля, си, до и ре;
в) в виде квинтсекстаккорда — от м и фа;

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

По расположению основного тона (основной вид — внизу, секундаккорд — в середине, квинтсекстаккорд— вверху) так же просто определить, от какой ноты строится данный аккорд, и обойтись без дополнительного обозначения.
В процессе тренировки вырабатывается зрительное восприятие записи того или иного аккорда, и необходимость в отыскивании основного тона сама по себе отпадает, что еще упрощает чтение.
Из сказанного следует, что для определения аккордов левой клавиатуры достаточно применения лишь буквенно-цифровых обозначений (Б, М, 7). Для подвинутых исполнителей вообще вряд ли целесообразно дополнительное обозначение аккордов (определяющего баса).
Одной из основных задач чтения нот с листа двумя руками в первоначальном периоде должна являться работа над развитием навыка исполнения типичных ритмических сочетаний, то есть работа над развитием координации. Здесь организация работы должна быть примерно такой:
1. Четные метрические категории:
а) соседние: целые — половинные, половинные — четверти, четверти — восьмые, восьмые — шестнадцатые попеременно в правой и левой руке;
б) не соседние: целые — четверти (восьмые, шестнадцатые), половинные — восьмые (шестнадцатые), четверти —
шестнадцатые, также попеременно то в правой, то в левой руке.

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

2. Нечетные метрические категории:

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение

В заключение следует сказать, что игра с листа (одной или двумя руками) должна быть всегда осмысленной, работа над исполнением штрихов, динамических и агогических оттенков при чтении должна быть последовательной, систематической, а не стихийной, эпизодической. Только в таком случае чтение с листа будет плодотворно влиять на общее продвижение учащегося.

Источник

Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения

В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.

После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.

Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

Для кого подготовлены эти упражнения?

— Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.

— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

В комплекте:

32 видео, 115 видео упражнений.

А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.

Цена 300 рублей

По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна

Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.

Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположениеКак можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.

Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.

Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.

Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.

Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:

Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.

Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.

Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.

Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».

Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.

Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.

Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.

Источник

Пособия, самоучители для обучения игре на баяне и аккордеоне

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение _ ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 1
Музыкальный звукоряд, Нотное письмо
«МУЗГИЗ», 1967г.

Настоящее пособие предназначено для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, культпросветучилищ, вузов, имеющих факультет общественных профессий, а также для руководителей хоровых коллективов, широко использующих в своей практике баяны и аккордеоны, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на этих инструментах по самоучителям.

Пособие издано пятью отдельными выпусками. Каждый выпуск посвящен определенным разделам курса и распадается на главы, в которых изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур и звучания баяна и аккордеона.
Содержание пособия, охватывая широкий круг музыкально-теоретических вопросов, необходимых для начинающих музыкантов, образует в то же время базу, опираясь на которую возможно дополнительное расширение и углубление теоретических знаний и навыков непосредственно по учебникам элементарной теории музыки, гармонии, полифонии и анализу музыкальных произведений, предназначенных для профессиональных музыкальных учебных заведений.
При разработке учебного пособия использован опыт преподавания музыкальной грамоты в самодеятельных коллективах и школе баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда, а также отдельные положения, формулировки и методические установки, изложенные в современных учебниках, популярной литературе и научных исследованиях, связанных с вопросами теоретического музыкознания.

Для подкрепления теоретических положений в пособии использованы народные песни, отрывки из произведений советских композиторов и классической музыки, во многом заимствованные из сборников музыкальных пьес для баяна и аккордеона. Типовые упражнения, приводимые в пособии, способствуют более прочному усвоению материала. В этих же целях может быть использован „Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки» В. Хвостенко (Музгиз, М., 1960).
Успешное овладение музыкальной грамотой возможно лишь в сочетании с параллельной работой над развитием слуха. Поэтому усвоение того или иного теоретического положения, развитие технологических навыков необходимо связывать с исполнением на инструменте всех приводимых примеров и систематическим выполнением упражнений по развитию слуха, исходя из установочных методических указаний, приводимых в упражнениях в конце многих глав пособия.

Пособие по музыкальной грамоте строится таким образом, что без прочного и осознанного усвоения предшествующего материала не может быть усвоен последующий. По мере усвоения материала же,лательно периодически обращаться к помощи квалифицированных музыкантов с целью проверки усвоения материала и развития слуховых навыков. В тех случаях, когда это оказывается невозможным; для проверки правильности выполнения упражнений, связанных с высотным соотношением звуков (интервалы, аккорды, все виды гамм) следует обращаться к «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, изданным в виде приложения ко второму выпуску этого пособия.
Автор выражает благодарность художественному руководителю школы баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда П. И. Говорушко за ряд ценных советов, а также благодарит всех, приславших в издательство свои отзывы и пожелания по настоящему пособию.
А, Варфоломос
Ленинград, 1966

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение Скачать пособие

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 2
Интервалы, Аккорды
«МУЗГИЗ», 1962г.

Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов, выходящая в свет отдельными выпусками, предназначена для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, вузов, имеющих факультеты музыкального воспитания, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на баяне и аккордеоне по самоучителям.

В каждом выпуске, охватывающем определенные разделы курса, изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур баяна и аккордеона.
Первый выпуск издан в 1961 году. В него вошли главы:

I. Музыкальный звукоряд.
II. Нотное письмо. Запись высоты звука.
III. Запись длительности звуков.
IV. Система высотной организации музыкальных звуков.
V. Знаки сокращения и упрощения нотного письма.

Второй выпуск включает в себя главы:
VI. Интервалы.
VII. Аккорды.

Наряду с изложением основных теоретических положений в выпуске затрагиваются вопросы: использования интервалов и аккордов в различной фактуре; исполнения их на правой и левой клавиатурах; образования на левой клавиатуре дополнительных аккордов, отсутствующих в готовом виде, и т. д.
В конце каждой главы для закрепления пройденного материала приводятся упражнения, а для развития слуха — установочные методические указания. Выполнять упражнения рекомендуется систематически. Для проверки правильности выполнения упражнений (в том числе и упражнений по развитию слуха) следует периодически обращаться к помощи квалифицированных или более подготовленных музыкантов.

Лица, занимающиеся самостоятельно, смогут проверять правильность выполнения упражнений по «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, приложенным к пособию.
По таблицам можно установить правильность выполнения заданий, связанных с высотным соотношением звуков (энгармонизм, интервалы, аккорды и их обращения, энгармонизм аккордов, а в связи с материалом последующих выпусков — все виды гамм, разрешения интервалов, аккордов и т. д.)- Правила пользования таблицами приведены в конце пособия.
В последующих выпусках «Музыкальной грамоты для баянистов и аккордеонистов» будут даны основные сведения о ладовой организации отдельных звуков, интервалов и аккордов музыкального произведения; указаны различные приемы транспонирования музыкального произведения из одной тональности в другую; расширены затронутые в первом выпуске сведения о ритме; изложены основные сведения о мелодии и структуре музыкальных произведений.
Автор выражает благодарность всем приславшим в издательство свои отзывы и пожелания по первому выпуску настоящего пособия.
Л. Варфоломос
Ленинград, 1962

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение Скачать пособие

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 3
Ладовая организация звуков, интервалов и аккордов
издание 3-е
«Музыка», 1990г.

В третьем выпуске продолжающегося издания приводится методический материал для изучения музыкальных ладов, интервалов и аккордов с учетом особенностей клавиатуры и звукоизвлечения на баяне и аккордеоне. Основные методические положения иллюстрируются нотными примерами и таблицами.

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение Скачать самоучитель

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 4
Модуляция, Транспонирование, Ритм
«Музыка», 1990г.

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение Скачать самоучитель

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 5
Структура музыкальных произведений Выразительность исполнения
«Музыка», 1966г.

Глава шестнадцатая. Музыка как вид искусства
§ 80. Содержание музыки. Художественный образ
§ 81. Музыкальные жанры
§ 82. Образно-интонационная природа музыки
§ 83. Тема и художественный образ
§ 84. Музыкальная форма.

Глава семнадцатая. Мелодия
§ 85. Мелодия — основа музыки
§ 86. Важнейшие стороны мелодии. Мелодический рисунок. Кульминация
§ 87. Мелодическая фигурация
Упражнения

Глава восемнадцатая. Единство и расчлененность музыкального произведения. Виды строения и приемы развития музыкальной мысли
§ 88. Расчлененность мелодии музыкального произведения.
§ 89. Мотив
§ 90. Приемы мелодического развития
Упражнения

Глава девятнадцатая. Одночастная форма
§ 91. Период. Предложение. Фраза. Типичная форма классического периода. Каданс
§ 92. Период повторного и пеповторпого строения
§ 93. Период неквадратной структуры
Упражнения

Глава двадцатая. Простые двухчастные и трехчастные формы
§ 94. Простая двухчастная форма
§ 95. Простая двухчастная безрепризная и репризная формы
§ 96. Простая трехчастная форма
Упражнения.
Глава двадцать первая. Сложная трехчастная форма. Форма рондо. Вариационная форма
§ 97. Сложная трехчастная форма
§ 98. Форма рондо
§ 99. Вариационная форма
Упражнения
Глава двадцать вторая. Полифония. Полифонические формы
§ 100. Полифония и гомофония
§ 101. Имитационная и неимитационная полифония
§ 102. Приемы имитационного письма
§ 103. Полифонические формы
Упражнения

Глава двадцать третья. Выразительность исполнения
§ 104. Предпосылки образного исполнения музыки
§ 105. Динамические оттенки
§ 106. Термины, обозначающие характер исполнения
§ 107. Исполнительские штрихи
§ 108. Фразировка.
Заключение

ноты на баяне расположение. Смотреть фото ноты на баяне расположение. Смотреть картинку ноты на баяне расположение. Картинка про ноты на баяне расположение. Фото ноты на баяне расположение Скачать самоучитель

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *