нотр дам фасад скульптуры
О чем рассказывает фасад готического собора
Почему средневековый собор можно читать как книгу
Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энциклопедия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изображения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по инициативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации. привычные представления о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым расшифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.
Четыре стены и их значение
Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.
Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.
Статуи
Архитектура, скульптура и лепнина величайшего собора Нотр-Дам-де-Пари
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – один из самых загадочных и мистических средневековых соборов. Этот храм считается одним из лучших образцов французской готической архитектуры и входит в перечень крупнейших и наиболее известных церковных зданий Католической церкви Франции и в мире.
Уникальная красота и натурализм его скульптур и витражей контрастирует с романской архитектурой, которая была популярна во времена его строительства. Великолепная роскошная лепнина в готическом стиле подчеркивается яркими уникальными витражными окнами.
На сегодняшний день Нотр-Дам-де-Пари остается собором Парижской архиепископии и окружает кафедру действующего архиепископа Парижа (в настоящее время Мишеля Опти). Большое количество религиозных святынь и сокровищ содержит реликварий, в котором хранятся наиболее важные реликвии католицизма, в том числе предполагаемая Корона Торнов, фрагмент Истинного Креста и один из Святых ногтей.
В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению в ходе радикальной фазы Французской революции. Тогда большая часть ее религиозных образов, скульптур, барельефов и лепных композиций была повреждена или уничтожена. В 1845 году началась масштабная реставрация под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка. Но только к 1991 году был запущен современный проект по дальнейшему восстановлению и техническому обслуживанию величайшего из соборов мира.
Особенности архитектуры собора Парижской Богоматери
Строительство собора было завершено в 1345 году. Собор Нотр-Дам-де-Пари был одним из первых зданий в мире, в архитектуре которого использовались опорные столбы, расположенные за пределами основного здания (аркбутаны).
Изначально здание не было спроектировано так, чтобы опорные столбы располагались вокруг нефа, но после начала строительства тонкие стены здания становились все выше, и стали возникать трещины и дефекты, вызванные высокой нагрузкой материалов. Чтобы решить эту проблему, архитекторы собора построили опоры вокруг внешних стен здания, чем увековечили уникальную строительную технологию аркбутанов. Общая площадь поверхности собора составляет 5 500 м².
Фото: источник
Чтобы декорировать колонны и опоры, вынесенные за пределы собора, множество уникальных авторских скульптур было размещено снаружи. Часть из них служат дополнительными опорами и «кранами» для отвода воды. Среди них также знаменитые на весь мир горгульи и химеры, предназначенные для стока воды. Изначально скульптуры были окрашены, но с течением времени, краска со статуй, лепнины и других элементов декора полностью исчезла под действием внешних факторов.
Одна из примечательных особенностей собора — узкое восхождение на 387 ступеней по нескольким винтовым лестницам. Во время восхождения можно увидеть самый знаменитый колокол собора Парижской Богоматери и великолепных горгулий в непосредственной близости, а также насладиться захватывающим видом на Париж.
От современников и до нынешних жителей и гостей Парижа, собором Нотр-Дам-де-Пари восхищаются ценители архитектурного и скульптурного искусства. Еще в своем «Трактате о похвалах Парижа» в 1323 году Джон Джандай признал собор одним из трех самых важных зданий Парижа.
История строительства Нотр-Дам-де-Пари
В 1160 году центральный Парижский собор Сент-Этьен получил звание «Приходской церкви царей Европы». В связи с получением этого высокого статуса епископ Парижа Морис де Салли принял решение, что старинный собор, построенный еще в 4 веке не достоин высокой миссии, возложенной на него.
Согласно легенде, епископу Салли пришло видение славного нового кафедрального собора в Париже. Он по памяти нарисовал очертания своего видения, которые и легли впоследствии в основу проекта будущего собора Парижской Богоматери.
Интересно, что в двадцатом веке проводились раскопки на месте расположения предыдущего кафедрального собора 4 века, который не удовлетворял высоким требованиям епископа Салли. Археологам удалось выяснить, что тот собор был также массивным и величественным с фасадом длиной около 36 метров.
Фото: источник
Чтобы начать строительство Нотр-Дам-де-Пари даже была построена новая дорога для транспортировки материалов к основной части собора. Строительство началось в 1163 году во время правления Людовика VII. При этом историки до сих пор не пришли к единому мнению, кто на самом деле заложил фундамент собора – епископ Салли или Папа Александр III, однако оба они присутствовали на церемонии начала строительства. В дальнейшем епископ де Салли продолжал посвящать большую часть своей жизни и материальных сбережений строительству собора. После смерти епископа Мориса де Салли в 1196 году, завершением строительства занимался его преемник — Эудес де Салли.
В период строительства над собором работали различные архитекторы, что очевидно из разных стилей архитектуры и декора на разных высотах западного фасада и башен. Наиболее значительные изменения в дизайне произошли в середине 13-го века, когда трансепты были перестроены в современном (на тот момент) стиле Рэо Нанта.
В конце 1240-х годов Жан де Шеллс добавил остроконечный портал на северный трансепт, украшенный эффектным розовым окном. Вскоре после этого (в 1258 году) Пьер де Монтрей воплотил аналогичную конструкцию на южном трансепте.
Оба этих трансепта-портала были богато украшены скульптурой. На южном портале представлены сцены из жизни Святого Стефана и наиболее почитаемых местных святых, в то время как северный портал украшают скульптурные изображения младенца Христа и истории Феофила. Наиболее выдающейся и внушительной частью декора здесь выступает великолепная статуя Богородицы и младенца в арке.
Археологический склеп – уникальная часть собора
Археологический склеп собора Парижской Богоматери был создан в 1965 году для защиты ряда исторических руин, обнаруженных во время строительных работ и сохранившихся со времен образования самого раннего поселения в Париже и до сегодняшнего дня. Склепы находятся под управлением Музея Карнавале и представляют широкий ряд экспонатов, моделей архитектуры разных периодов и возможность их демонстрации в руинах. Главная особенность обнаруженных полуразрушенных зданий, которая поразила археологов, — подогрев пола, установленный во время римской оккупации.
Изменения, вандализм и реставрации
В 1548 году в ходе уличных беспорядков гугенотов были повреждены некоторые скульптуры, барельефы и части фасада Нотр-Дама, так как бунтующие посчитали их идолопоклонством. Во время правления Людовика XIV и Людовика XV, собор подвергся серьезным изменениям в рамках масштабной попытки модернизации соборов по всей Европе.
В 1786 году была разрушена колоссальная статуя святого Кристофера, стоявшая напротив колонны у западного входа и датированная 1413 годом. Могилы и витражи были разрушены. Тем не менее окна с северного и южного крыла были полностью сохранены.
В 1793 году во время Французской революции собор был переделан в рамках тенденции Культа разума, а затем Культа Высшего Существа. За это время многие реликвии и сокровища собора были уничтожены или разграблены. Шпиль 13-го века удалось спасти, а статуи, расположенные на западном фасаде, были обезглавлены. Многие из голов статуй были найдены во время раскопок 1977 года неподалеку и выставлены в Музее де Клюни.
Фото: источник
Через некоторое время скульптуры Богини Свободы заменили статуи Девы Марии на нескольких алтарях. Большим колоколам собора, к счастью, удалось избежать расплавления. В дальнейшем собор стал использоваться в качестве склада для хранения продуктов питания.
Спорная программа восстановления была начата в 1845 году под руководством архитекторов Жана-Батиста-Антуана Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка. До этого Виолле-ле-Дюк отвечал за реставрации нескольких десятков замков, дворцов и соборов во Франции. Реставрация продолжалась двадцать пять лет и предполагала более богатое и роскошное декорирование фасада собора и дополнение еще нескольких скульптур химер. Сам Эжена Виолле-ле-Дюка всегда сравнивал свою работу над собором с летучей мышью, так как готический свод напоминал структуру крыла этого животного.
Вторая мировая война также нанесла собору больший урон. Несколько витражей на нижнем ярусе были выбиты пулями. Они были восстановлены после войны, однако теперь имеют современный геометрический рисунок, вместо старинных сцен из Библии.
В 1991 году была начата основная программа по техническому обслуживанию и восстановлению собора, которая должна была продлиться десять лет, но все еще не завершена. Сложность заключается в том, что очистка и восстановление старых скульптур и лепнины – это чрезвычайно деликатный и длительный процесс. В 2014 году Собор Парижской Богоматери получил новое светодиодное освещение и подсветку, что сделало его вид еще более массивным и величественным в ночное время.
Собор Нотр-Дам-де-Пари – несомненно, один из самых впечатляющих католических храмов Европы и великолепный пример готической лепнины и скульптуры.
Тайны Нотр Дам де Пари
Пропорции фасада совершенны и соответствуют принципам золотого сечения. Было ли это следствием творческого чутья его авторов или результатом применения секретов, привезенных тамплиерами из дальних стран, как считают некоторые, точно неизвестно.
Нотр Дам воспет Виктором Гюго, он описал фасад церкви так, как умеет делать большой писатель, поэтическим языком, но наполненным смысловым содержанием.
«. вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника; словом, это творение рук человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность.»
Гюго сожалеет о том, что собор утратил за столетия: «Ныне в его фасаде недостает трех важных частей: прежде всего крыльца с одиннадцатью ступенями, приподнимавшего его над землей; затем нижнего ряда статуй, занимавших ниши трех порталов; и, наконец, верхнего ряда изваяний, некогда украшавших галерею первого яруса и изображавших двадцать восемь древних королей Франции, начиная с Хильдеберта и кончая Филиппом-Августом, с державою в руке.»
Гюго ошибался, это были короли Израиля и Иудеи, ветхозаветные короли, эта распространенная ошибка стоила королям головы, по приказу Робеспьера в 1793 году во время революции статуи были обезглавлены подобно королю и королеве, закончившим свою жизнь на гильотине.
Древних королей на самом деле гораздо меньше, число 28 привязывают к количеству дней в лунном календаре, оно символично.
Мистика связывается сейчас с готикой более, чем с каким-либо другим стилем. Этому способствует сложный мир готической символики, не вполне понятный современному человеку.
Начиная с XVII века различные исследователи – Гобино де Монлюизан и Камбриэль – и уже в нашем веке – Фулканелли и Амбелен пытались раскрыть тайный смысл символики готической архитектуры. Фулканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов», уже стал авторитетом в этой области. Книга вышла в 1926 году и до сих пор популярна. Сам Фулканелли был загадочной личностью, осталось неизвестным и его подлинное имя и год смерти, даже были версии, что под псевдонимом Фулканелли работало трое писателей.
Фулканелли увидел немало алхимических символов в скульптурных образах собора Нотр-Дам. Барельефы на фасаде большого портала, который называется порталом Страшного суда, по Фулканелли представляют серию аллегорических изображений средневекового знания. Алхимия изображена в виде женщины, чья голова касается облаков. Она сидит на троне и держит в левой руке скипетр – символ монарха, а правой поддерживает книги: закрытую (эзотеризм) и открытую (экзотеризм). Лестница с девятью ступенями зажата между ее коленями и опирается на грудь. Это – scalа philosophorum, символ терпения, которым должен обладать алхимик во время девяти последовательных операций герметического делания.
На уровне галереи Девы появились статуи Адама и Евы, которых раньше не было.
Исследователи считают, что там изначально стояла только фигура Богоматери.
Методы Виолле ле Дюка приводили в ужас многих ему современных ученых. В наше время перед собором были бы уже демонстрации защитников архитектурного наследия.
Кстати, в 1977 году во время строительных работ на улице Шоссе д,Антен были найдены обломки уничтоженных статуй, в том числе – головы царей. Выяснилось, что остатки статуй во время Французской революции купил один монархист под предлогом того, что он хочет использовать их в качестве фундамента для своего дома. Каменные короли были торжественно захоронены, а фундамент возводился над ними. Теперь ими можно полюбоваться в музее Клюни.
Слева и справа можно увидеть изображение десяти дев разумных и неразумных, этот сюжет из Евангелия от Матфея был достаточно популярен. Девы тоже воссозданы в 19 веке.
Тимпан с рельефным изображением Страшного суда разделен по горизонтали на три части. В верхней — фигура Христа в окружении Богоматери, св. Иоанна и ангелов. Христос поднял руки, демонстрируя свои раны, а ангелы по бокам держат крест, копье и гвозди от креста.
Далее две коленопреклоненные фигуры Марии и Иоанна, которые молятся за человечество.
Внизу — изображения душ: с одной стороны — избранники, заслуживающие спасения, возносятся на небо, с другой — проклятые; их, закованных в цепи, влекут в ад, к последнему возмездию. Непосредственно над большими фигурами апостолов на правой стороне несут они адские муки. Если приглядеться, то можно заметить разницу в цвете камня, по которой можно определить подлинную скульптуру справа и восстановленную слева, более светлую.
Черти выглядят согласно средневековой традиции : с широким ртом, приплюснутым носом, низким остроугольным лбом, ослиным хвостом.
В самой нижней части — сюжет Воскресения. Среди восставших из могил есть и король, и папа, воины, женщины, там даже есть один африканец, что говорит о том, что никто не избегнет Страшного суда. Выше над фигурами стоит Архангел Михаил с весами, на которых он взвешивает души умерших.
Большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu) считается самым знаменитым творением французского скульптора Жоффруа-Дешома (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).
Cтоит еще упомянуть про знаменитые двери собора, которые располагаются за спиной Иисуса. Их красота породила легенду, частую в средневековье, когда всё непостижимо удивительное для возможностей человека приписывалось сделке с дъяволом. Створки дверей украшены замечательным узором из кованого железа, которые выполнил кузнец по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, он очень испугался. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда каноник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья. Однако, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой. Никто не знает, как выполнен этот кованый рисунок, литьем или ковкой, кузнец скоре стал чахнуть и унес свой секрет в могилу.
Правый портал, называемый порталом св. Анны, построен между 1160 и 1170 годами. На нем — рельефные изображения XII–XIII века; на пилястре — статуя св. Марселя, парижского епископа V века.
На тимпане — Богородица в окружении ангелов, по сторонам ее — изображения епископа Мориса де Сюлли и короля Людовика VII. Изображение представителей духовной и светской власти: епископа — стоящим, короля — коленопреклоненным, подчеркивает превосходство «града небесного» над «градом земным».
Сын бедной сборщицы хвороста из Сюлли-на-Луаре, человек безвестного происхождения, Морис де Сюлли был человеком очень набожным и вел подлинно христианскую жизнь. Благодаря этим качествам в 1160 году он был избран епископом Парижа, 74-м по счету, и оставался на этом посту в течение 36 лет. Именно он начал строительство нового храма Богородицы на месте старой базилики.
Третий — левый — портал, называемый порталом св. Девы, — возможно, самый красивый из трех по великолепию скульптур.
Высокие стрельчатые тимпаны готических храмов Франции заполнялись большими рельефами. Над главным входом помещали обычно изображение «Страшного суда», над порталом Богоматери — «Успение и коронование», над порталами, посвященными святым, изображали эпизоды из их истории. Ранним примером готического рельефа является скульптура тимпана собора Парижской Богоматери «Успение и коронование Марии» (1210–1220).
У собора еще много тайн, разгаданных и неразгаданных. Сложно судить, хранит ли он тайны эзотерических знаний, но он несомненно хранит тайны многих мастеров, которые создавали его.
Пылает овеянный легендами Нотр-Дам де Пари: Бесценные реликвии, необычные обитатели и хранимые им тайны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Говоря о Нотр-Дам де Пари, нельзя не вспомнить эту прекрасную музыку.
Раньше на месте этого собора стоял древнеримский храм бога Юпитера, с распространением христианства его сменила базилика Св. Стефана. Впоследствии на этом же месте были построены еще две церкви, от которых к XII веку почти ничего не осталось. Тогда-то и было решено возвести здесь новый храм, такой, чтобы по красоте и величию ему не было равных.
Но с восстановлением разрушенного собора долгое время затягивали, и он продолжал разрушаться. Лишь в 1831 году, когда вышел из печати роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», читательский интерес возродил и интерес к собору.
Было решено начать масштабные работы по восстановлению национального достояния. Руководить работами поручили архитектору Виолле-ле-Дюку, и он справился с задачей блестяще. Реставрация собора, после которой он и приобрел знакомый всем нам облик, продлилась двадцать лет.
На западном фасаде собора, считающимся главным, имеются три входных портала: Страшного суда, Мадонны с младенцем и святой Анны.
Над ними находится Галерея царей.
Считается, что здесь изображены правители Древней Иудеи, хотя по этому поводу до сих пор остаются вопросы.
Полюбоваться прекрасными витражами можно и внутри собора.
Входные ворота Нотр-Дама
Сохранилась удивительная легенда.
За работу по отделке главных входных дверей собора взялся талантливый кузнец Бискорне. Когда к нему пришли, чтобы узнать, как идет работа, кузнеца нашли лежащим без сознания. Но, тем не менее, ворота невероятной красоты с причудливым витым ажурным узором, были готовы. Но было совершенно непонятно, как он смог сотворить такое чудо. Пришедший в себя мастер был мрачным и неразговорчивым, никому ничего объяснять не стал. Когда ворота с замками установили на место, оказалось, что их невозможно открыть. И лишь окропив замки святой водой, служители смогли войти в храм. С гениальным мастером, столь искусно выполнившим свою работу, тоже случилось неладное – сначала он лишился дара речи, а затем и вовсе умер, унеся с собой секрет. До сих пор так и остается непонятным, как с весьма ограниченными возможностями, доступными в то время, можно было создать такой шедевр.
Колокола, установленные на башнях собора, имеют не только разный вес и голос, у каждого из них есть свое имя. Самый большой колокол по имени Эммануэль весит целых тринадцать тонн, и раскачать его совсем не просто. По этой причине услышать его звон можно лишь в дни больших торжеств. Все остальные колокола звонят дважды в день – утром и вечером.
Многие считают, что горбун Квазимодо, звонарь собора Нотр-Дам, выдуман писателем. Однако, есть повод усомниться в этом.
В мемуарах одного из скульпторов, участвовавших в реставрации собора, написано, что ему доводилось встречать в соборе горбуна, который прятался от людей. Возможно, он попался на глаза и Виктору Гюго, который неоднократно бывал в соборе, собирая материал для романа.
Реставраторы проделали огромную работу, восстанавливая собор. Вместе с тем, Виолле-ле-Дюк посчитал возможным дополнить облик собора целым рядом новых элементов, которых изначально не было.
Работая над восстановлением скульптур апостолов у основания шпиля, архитектор заменил одну из них (апостола Фомы) на скульптуру, изображающую его самого.
И расположил ее иначе. Взгляды всех апостолов, как и положено, устремлены на город, только Фома повернулся в другую сторону и любуется своим творением. Этот апостол был выбран архитектором не случайно – Фома занимался строительством и знал плотницкое дело.
Потоки воды из пасти горгулий извергаются далеко от стен собора. Это предохраняет стены и фундамент от излишнего увлажнения и разрушения.
Если горгульи существовали на стенах собора изначально, то другие, не менее странные существа, «поселились» у основания соборных башен по задумке Виолле-ле-Дюка уже позже. И называются эти гротескные, уродливые существа химерами. Эскизы химер рисовал сам Виолле-ле-Дюк. В отличие от горгулий, никакого практического предназначения у химер нет, они выполняют чисто декоративную функцию. Химеры очень органично вписались в архитектуру собора, да и c горгульями они сосуществуют прекрасно. Считается, что химеры наряду с горгульями тоже являются хранителями собора. Особой любовью пользуются химеры у туристов.
Самая известная химера называется Стрикс ( «ночная птица»). По преданию, эта полуженщина-полуптица по ночам летает в поисках младенцев, чьей кровью она и питается.
Собор был местом, где собирались не только праведные католики, но также алхимики и прочие маги. Не зря в галерее химер можно отыскать и статую Алхимика. Некоторые верят, что в стенах этого собора все-таки был открыт секрет философского камня, и он зашифрован в каменных узорах собора.
Пчелиные ульи Нотр-Дама
Еще одни необычные обитатели, помимо горгулий и химер, с недавних пор завелись в соборе – пять лет назад здесь стали разводить пчел, поддержав тем самым идею городского пчеловодства. С некоторых пор это стало очень модным в Париже, возможно, в связи с информацией о резком снижении численности пчел.
Этот венец проделал долгий путь из Иерусалима через Константинополь, прежде, чем оказался здесь.
Также в соборе хранится гвоздь, которым Иисуса Христа прибивали к кресту, и часть этого креста.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: