неман 4202 расположение мест
Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Перейдя из статуса самостоятельного завода под крыло МЗКТ, белорусское автосборочное производство «Неман» проделало значительную работу по совершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. Знакомимся с не очень известным в России автобусом, построенным на удлинённом шасси Iveco Daily.
Неман-420224-511-01 Габаритная длина: 8,78 м Начало продаж: 2019 г. Цена: 4,5 млн руб.
Этот автобус длиной чуть меньше девяти метров в шутку называют «ракетным». А всё потому, что предприятие «Лидские автобусы «Неман» с 2014 года является филиалом Минского завода колёсных тягачей (Volat), который находится в ведении государственного военно-промышленного комитета Белоруссии. Между прочим, автобусы «Неман» сейчас самое массовое (по количеству изготавливаемых экземпляров) изделие МЗКТ.
На рабочем месте водителя, по сегодняшним меркам, всё стандартно.
Российская премьера нового, третьего по счёту поколения «Неман-4202» состоялась на выставке Busworld Russia 2018. Продажи начались в 2019 году. Сейчас в линейке представлено пять модификаций «Неман-4202»: городская, пригородная, междугородная, туристическая и школьная. Все они относятся к среднему классу и строятся на удлинённом шасси Iveco Daily 70C17 (колёсная база — 4350 мм), оснащённом 170‑сильным двигателем Iveco F1C класса Евро-5, который работает в паре с 6‑ступенчатой механической КП ZF 6S 400. Задняя подвеска — пневматическая.
Уровень пола на задней площадке можно отрегулировать вручную — есть специальные клавиши.
«Iveco-Неман» 2018 модельного года отличается оригинальным дизайном. В нём явно прослеживаются итальянские мотивы. И дело не только в импортном шасси: ранее автобусостроители из Лиды тесно сотрудничали с кузовным ателье Cacciamali Spa. Впрочем, сегодня мы имеем дело с иным продуктом, к которому приложили руку белорусские дизайнеры. Кроме ставшего ещё длиннее (в сравнении с прежней версией) капота с крыльями доработке подверглись и другие элементы передней части — ветровое стекло уменьшилось в высоту, а пластиковая крыша, наоборот, немного увеличилась. Остекление, как и прежде, панорамное, причём боковые стёкла в зоне водителя — с подогревом. Для лучшей ремонтопригодности задняя маска теперь получила отдельные блоки фонарей, расположенные в самых удароопасных местах — раньше они выполнялись единым элементом, и менять их в случае ДТП было накладно. К слову, прежде ряд кузовных элементов предприятие заказывало у сторонних поставщиков, теперь все стеклопластиковые детали изготавливают сами. Что же касается каркаса — он сварен из стальных труб прямоугольного сечения. Облицовка бортов и сервисных люков — из алюминия. Двери автобуса — тоже из «крылатого металла».
Шаг расстановки пассажирских сидений неодинаков.
Ручки на спинках играют роль поручней, они позволяют перевозить стоящих пассажиров.
Мы имеем дело с пригородной версией автобуса. Его индекс — 420224‑511‑01. Данная комплектация рассчитана на перевозку 31 пассажира, мест для сидения — 29. Мягкие кресла производства польской компании Intap оборудованы трёхточечными ремнями безопасности, складывающимся подлокотником и ручками на спинках (играющие роль поручней, они позволяют перевозить стоящих пассажиров, что дополнительно увеличит рентабельность при городских перевозках). Спинки имеют регулировку по наклону. Что интересно, шаг кресел неодинаков — по нашим замерам, длина междурядного пространства варьировалась от 69 до 90 см, при этом чёткой закономерности в размещении узких и широких мест не прослеживается, будто кресла расставлялись не по чертежам, а по месту. Серьёзно это или мелочь, пусть решают сами перевозчики, наше дело констатировать…
Над головами пассажиров расположены вместительные полки для ручной клади. Суммарный объём багажных отделений справа, слева и сзади — скромные 2 кубометра. Для работы на междугородных маршрутах этого, конечно, маловато, а для линии город-пригород — вполне.
Отопление пассажирской зоны комбинированное — конвекторы расположены вдоль бортов, а два калорифера — в зоне накопительных площадок. В контур системы охлаждения двигателя включен автономный подогреватель Eberspaecher. Вентиляция естественная, приточно-вытяжная, через люк в крыше.
Над головами пассажиров расположены вместительные полки для ручной клади.
Интерьер рабочего места водителя, перекочевавший с Iveco Dail новейшего поколения, в особых комментариях не нуждается. На капитанском мостике — почти как в легковом авто. Разве что размещение обязательной для автобусов «тревожной кнопки» ЭРА-ГЛОНАСС реализовано неаккуратно. Всё, что касается кузовных систем — освещения, отопления, управления дверями, — расположено слева от водителя. Дотянуться до клавиш можно не отрывая спины от спинки кресла. Водительское кресло Isri оснащено подлокотником и надувной поясничной поддержкой. А вот травмобезопасная рулевая колонка имеет всего одну регулировку — по наклону.
Для хранения путевых документов предусмотрен запираемый ящик.
Список опций обширен. Автобусы можно дооснастить парктрониками, камерой заднего вида, USB-коннекторами для зарядки мобильных телефонов, а также точкой доступа в интернет по Wi-Fi. По желанию клиента предусмотрена установка DVD-системы с двумя потолочными мониторами, микрофоном и дополнительного места для гида.
С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в деревянный ящик.
Есть ещё один интересный момент, связанный с тем, что к «Неманам» приложил руку МЗКТ. С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в деревянный ящик, такой же, как у многоосных шасси. Эдакий привет покупателям автобусов от производителя ракетовозов. Ящичек, безусловно, в хозяйстве пригодится.
Все точки заправки технологических жидкостей и ежедневного контроля максимально доступны.
Передняя подвеска независимая торсионная, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя — зависимая пневматическая. Такое удачное относительно плавности хода сочетание является редкостью для автобусов среднего класса. Кстати, воздух в подвеску подкачивается компактным электрическим компрессором, смонтированным в герметичном контейнере на балке заднего моста.
Задняя подвеска на пневмо-баллонах.
Динамика разгона тестируемого автобуса показалась мне не просто отличной, а даже чересчур резвой. Если сюда добавить манёвренность, отточенные реакции на поворот руля, прекрасные тормоза (дисковые механизмы на всех колёсах) и мягкий ход — получается мечта водителя маршрутного такси. А наличие в трансмиссии шестой передачи оценят те, кто работает на пригородных маршрутах. Средний расход топлива при движении по трассе, согласно данным бортового компьютера, составляет 13,5 л/100 км. Межсервисный интервал — 20 000 км, этим параметром автобус не отличается от фургона Iveco Daily.
Пока автобусы «Iveco-Неман» остаются экзотикой на наших дорогах: в месяц по всей России продаётся по десятку машин. Однако в планах руководства подъём продаж. Но конкуренты тоже сильны. Главный, конечно, VSN-700, который делает компания «СТ-Нижегородец» (см. Автопарк № 7/2016). Таких автобусов в одной только Москве — сотни. Стали они появляться и в других регионах РФ. Другой, не менее серьёзный соперник также родом из Нижегородской области, хотя и именуется на импортный лад — Foxbus 22501 от фирмы «Инновационные технологии» из города Ворсмы (подробнее об этом — см. «Автопарк» № 4/2015). Тираж «Фоксбусов» меньше, но счёт идёт как минимум на десятки построенных экземпляров.
По дизайну — все красавцы. Значит, надо будет блистать ещё и качеством изготовления, а с этим на МЗКТ как раз чрезвычайно строго. Конечно, не только качеством, но и ценой надо будет «играть», а это белорусы тоже делать умеют.
Неман 4202 расположение мест
На рынок выходит новый оригинальный автобус на шасси IVECO Daily. Изготовитель — филиал МЗКТ в Лиде. Представляем подробности проекта.
О том, что в Лиде делают автобусы, знают лишь специалисты-транспортники, да интересующиеся автобусной темой «фанаты». А большинство россиян только спросят: «А Лида — это где, и что?»
01. Райцентр Лида Гродненской области за пределами белорусской границы особо ничем не знаменит. Но почти каждый белорус скажет вам, что в Лиде варят лучшие в стране пиво и квас. Краеведы, конечно, сразу вспомнят местную туристическую достопримечательность — Лидский замок.
02. Завод «Неман» — местная не туристическая, но промышленная достопримечательность. Бывший оборонный «почтовый ящик», занимавшийся специальным радиооборудованием для различных типов военной техники Советской армии — теперь автопроизводитель, партнер IVECO и «вассал» МЗКТ.
Попробуем кратко проследить путь «Немана» от радиостанций на БТРах до изящных автобусов нашей исторической Ремаркой.
После развала СССР заводу, чтобы совсем не исчезнуть, пришлось перейти на выпуск… газовых горелок, вентиляторов и еще каких-то мелочей… Здесь собирали ПАЗики, ГАЗели, но выжил завод за счет покупки лицензии на изготовление автобуса ЛиАЗ-5256.
03. Постепенно ЛиАЗ-5256 превратился в собственную модель Неман-5201, которая с начала 2000-х была хитом завода.
04. Затем занялись тематикой автобусов малого класса. Летом 2006 года построили опытно-экспериментальный Неман-3231. На шасси Dongfeng установили кузов собственной разработки. Дальше одного собранного образца дело не пошло.
05. Гораздо рентабельнее оказалось собирать малых «китайцев» по лицензии. Неман-3232 — ни что иное, как основательно локализованный Changchun CCJ6660D. В основе — тоже шасси Dongfeng EQ6590KS, а кузова по китайскому образцу делали сами. Этот продукт был серийным.
06. Параллельно с китайским прорабатывали и европейский вектор автобусного сотрудничества по теме малого класса. Проработали настолько успешно, что в дальнейшем именно автобусы на шасси IVECO Daily станут главными «кормильцами» завода.
Родословная «Неманов» малого класса уходит своими корнями в городок Майрано в северной Италии, где базируется «кузовная» фирма Cacciamali S.p.A.
07. Ателье Cacciamali S.p.A. — довольно известный производитель автобусных кузовов в Европе, а его модель Cacciamali Thesi «образца 1998 года» на шасси IVECO Daily в первой половине 2000-х закупало даже «Мострансавто».
У Cacciamali S.p.A. в Польше есть «дочка» — фирма Kapena S.A. Сотрудничать с польской «дочкой» итальянской кузовной фирмы завод «Неман» начал в 2007 году. Именно тогда в Лиду из Польши приехал первый 28-местный автобус Kapena Thesi, который стал образцом для будущей продукции завода «Неман«.
08. Подружились лидчане и с хозяевами-итальянцами. На борту появилась гордая надпись Neman Cacciamali. Сборку этой модели в Лиде успешно освоили. Автобус пошел в серию под обозначением Неман-42012.
Далее, у Cacciamali обновилась производственная программа. В результате чего в 2010 году на свет появилась вторая генерация лидских автобусов малого класса, являющих собой полную лицензионную копию Cacciamali Thesi очередного, нового на тот момент поколения.
09. Итальяно-польско-белорусский автобус в междугороднем варианте получил обозначение Неман-420122, городской — Неман-42011, школьный — Неман-42013.
10. Любопытно, что пробную партию кузовов белорусского изготовления отправили в Италию на «материнскую» фирму, где качество одобрили и превратили их в комплектные автобусы, проданные европейским заказчикам.
В апреле 2014-го в судьбе завода «Неман» случился новый поворот. Государственным решением завод включили в состав МЗКТ, и с того момента лидское предприятие называется Филиал «Автосборочный завод «Неман»» ОАО «Минский завод колесных тягачей».
11. Так на свет появилось любопытное соседство идентификационных табличек. Кто бы мог подумать, что аббревиатуры МЗКТ и IVECO будут жить рядом на одном автомобиле? Однако — факт.
За это время модернизировалось базовое шасси, изменился и индекс автобуса. Новое обозначение Неман-4202 пришло на смену прежнему Неман-4201.
12. Это междугородний Неман-420224-11, выпущенный уже под эгидой МЗКТ. Внешнее отличие — чуть другие фары от IVECO Daily образца 2011 года.
«Круглоглазый» Неман-4202 — пока основа производственной гаммы, но замена ему подготовлена.
Внешностью для лидских полукапотных автобусов малого класса нового, третьего поколения, занималось уже дизайн-бюро МЗКТ. Базовый индекс семейства Неман-4202 при этом не менялся, циферные различия — только в префиксах.
13. Заднюю светотехнику оставили без изменений, однако «обрамили» ее черной накладкой. Слева — Неман-420224-11 старого образца, справа — Неман-420234-511 нового.
14. «Нос» переделан многократно основательнее. Длиннее он стал, потому что под капотом — более мощный двигатель. Прежде ставился 146-сильный мотор, теперь — 170-сильный.
15. Сравните новейшее «прочтение» этого же автобуса в исполнении дизайнеров Cacciamali (слева) с вариантом, который сделали на МЗКТ.
16. ИМХО, белорусский вариант — более стильный и выразительный.
17. Пластиковые детали для новой передней маски делают полностью сами, в Лиде.
18. Ветровое стекло — оригинальное, поставляет его могилевская фирма «КУВО«.
Пока собраны три экземпляра — туристический, междугородний и городской. Мы знакомились с «Туристом» и «Горожанином».
19. Это «Турист». Его индекс — Неман-420234-511. Колесная база по сравнению с прежней увеличена на 400 мм.
20. «Горожанин» обозначается индексом Неман-420211-511. Отличительная особенность городской версии — широкая прислонно-сдвижная дверь в заднем свесе.
21. За ней расположена приличных размеров накопительная площадка с местом для инвалидной коляски. Подняться в салон на кресле-коляске можно по аппарели.
22. Общая пассажировместимость городской версии — 44 человека. Количество посадочных мест — 20.
23. В туристической версии 28 мест для сидения. Кресла в данном случае использованы турецкие, фирмы SEGE.
24. Двигатель — 3-литровый турбодизель IVECO F1CFL411 уровня Euro-5. Напомним, он имеет повышенную мощность — 170 л.с. против прежних 146 л.с.
25. Интерьер рабочего места водителя перекочевал с IVECO Daily новейшего поколения.
26. В настоящее время новые автобусы проходят пробеговые и приемочные испытания, по результатам которых будет получено ОТТС. И тогда…
И тогда конкуренция в сегменте возрастет. Но конкуренты — тоже сильны. О них — маленькая Ремарочка.
27. Главный конкурент это, конечно, VSN-700, который делает ООО «СТ-Нижегородец». Таких автобусов в одной только Москве — сотни. Стали они появляться и в других регионах РФ.
28. Второй сильный конкурент также родом из Нижегородской губернии. Foxbus 22501 — изделие ООО «Инновационные технологии» из города Ворсма. Их тираж меньше, но счет идет, как минимум, на десятки построенных экземпляров.
По дизайну — все красавцы. Значит, надо будет блистать еще и качеством изготовления, а с этим на МЗКТ как раз чрезвычайно строго.
29. Конечно не только качеством, но и ценой надо будет «играть», а это белорусы тоже делать умеют.
Внешний вид у машины получился стильный и запоминающийся. Но самое главное, это не переоборудованный «фургонбус», а пассажирское транспортное средство с абсолютно оригинальным, сконструированным «с нуля» по всем автобусным «канонам» кузовом.
Маркетологи МЗКТ планируют реализовывать в СНГ, как минимум, около сотни таких автобусов в год. Пожалуй, все шансы на это есть.
Информационные данные автобуса Неман 4202
Информационные данные автобуса Неман 4202
Идентификационный номер автобуса нанесен на табличке, прикрепленной над пассажирской дверью и на заводской табличке (рисунок 5.1), расположенной в салоне, ниже уровня пола над второй ступенькой справа.
а – наименование предприятия изготовителя;
б – номер одобрения типа транспортного средства; в – идентификационный номер (код VIN) автобуса:
?? – комплектация автобуса (согласно таблице 5.2);
г – технически допустимая максимальная масса, кг;
д – технически допустимая максимальная нагрузка на переднюю ось, в кг; е – технически допустимая максимальная нагрузка на задний мост, в кг;
ж – модель двигателя.
Рисунок 5.1 — Заводская табличка
Модель и производственный номер автобуса, модель и номер двигателя, а так- же номера узлов и агрегатов приведены в «Сервисной книжке», которая прикладывается к каждому автобусу.
Состав автобуса и технические характеристики автобуса Неман 4202
Изготовителем выпускаются модели и модификации моделей автобусов в ком- плектациях, приведенных в таблицах 5.2, 5.3.
IVECO F1CE0481F IVECO F1CE3481J*M
IVECO Daily 65С14G
Значение параметра для автобуса Неман
Число мест для сидения пассажиров
Масса автобуса в снаряженном состоянии, кг
Распределение массы в снаряженного авто- буса по осям через шины, кг:
Технически допустимая максимальная масса автобуса, кг
Распределение полной конструктивной мас- сы автобуса по осям при предельной мес- тимости через шины, кг:
Габаритная длина, мм
Габаритная ширина, мм
Двигатель и его системы (см. Таблицы 5.4-5.7)
Сцепление однодисковое, сухое, с гидрав- лическим приводом выключения.
Коробка передач (марка, тип) (см. Таблицу 5.8)
Состоит из четырех карданных валов и трех промежуточных опор
Главная передача (марка, тип)
Одинарная главная передача 4.3
Окончание таблицы 5.3
независимая, торсионная или с поперечной рессорой на двух поперечных рычагах, гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах или пневматическая, с гидравлическими телескопическими амор- тизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Рулевое управление (марка, тип)
ZF 7852 или TRW 15, рулевой механизм типа «шестерня- рейка», с гидроусилителем
механический (троссовый) привод к тормозным механизмам задних колес;
каждый контур рабочей тормозной системы
— вспомогательная (марка, тип)
электромагнитный замедлитель TELMA по заказу
независимые колеса, усиленная торсионная подвеска
Контрольный расход топлива при скорости 60км/ч, л/100 км, не более
Максимальная скорость дви- жения на высшей передаче с предельной вместимостью (при полной конструктивной массе) должна быть, не менее км/ч
Контрольный расход топлива при скорости 60км/ч, м 3 /100 км, не более
Запас хода по контрольному расходу топлива, км, не менее
Время разгона до скорости 60 км/ч, не более
Заправочный объем топлив- ного бака (газовых балло- нов), л
Система смазки двигателя, л
Система охлаждения двига- теля и отопления салона, л
Гидропривод сцепления, л
Картер механической короб- ки передач, л
Картер главной передачи заднего моста, л
П р и м е ч а н и е — Верхний предел отклонения массы — плюс 5 %. Нижний предел массы не ограничивается.
Рисунок 5.2 — Основные размеры автобуса Неман 420211-15
Рисунок 5.3 — Основные размеры автобуса Неман 420222-10(-11)
Рисунок 5.5 — Основные размеры автобуса Неман 420233-10(-11)
Рисунок 5.6 — Основные размеры автобуса Неман 420221-11
Основные характеристики двигателей и их систем приведены в таблицах 5.4-5.7 Таблица 5. 4
IVECO F1CE3481C (Евро 5)
четырехтактный, дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
Число и расположение цилиндров
непосредственный впрыск топлива с общей рампой и электронным управлением
Блок управления впрыском топлива (марка, тип)
Топливный насос высокого давления(марка, тип)
Форсунки (марка, тип)
Турбокомпрессор (марка, тип)
Borg Warner turbo system B2, K03
Воздушный фильтр (марка, тип)
Cornaglia, 500315949 или 580154515 с сухим бумажным элементом
Система выпуска и нейтрализации отработавших газов
контур рециркуляции отработавших газов, один глушитель, нейтрализатор отработавших газов, самоочищаемый фильтр твердых частиц
Глушитель (марка, тип)
Arvin Meritor 504131264
Нейтрализатор (марка, тип)
Фильтр твердых частиц (марка, тип)
Arvin Meritor 504131264
IVECO F1CE0441А (Евро 5)
четырехтактный, с принудительным зажиганием и промежуточным охлаждением воздуха
Число и расположение цилиндров
электронный многоточечный впрыск топлива
Блок управления впрыском топлива (марка, тип)
Регулятор давления газа/испаритель
Форсунки (марка, тип)
Metatron/ Bosch Injectors Ev1.3 или Bosch NG12
Турбокомпрессор (марка, тип)
Воздушный фильтр (марка, тип)
Катушка зажигания (марка, тип)
Champion BAE 403 C
Свечи зажигания (марка, тип)
Champion или NGK, Champion RC7YCC или RC7BYC или NGK BKR 7E или IFR7F-D
Система выпуска и нейтрализации отработавших газов
один глушитель, нейтрализатор отработавших газов
Глушитель (марка, тип)
Нейтрализатор (марка, тип)
Arvin Meritor 504141531/504141532 или Cor-Tubi 504141541/504141342
четырехтактный, дизельный, с воспламенением от сжатия, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
Число и расположение цилиндров
Рабочий объем, см 3
непосредственный впрыск топлива с общей рампой и электронным управлением
Блок управления впрыском топлива (марка, тип)
Топливный насос высокого давления(марка, тип)
Форсунки (марка, тип)
Турбокомпрессор (марка, тип)
Воздушный фильтр (марка, тип)
CORNAGLIA, с сухим бумажным элементом
Система выпуска и нейтрализации отработавших газов
контур рециркуляции отработавших газов, один глушитель, нейтрализатор отработавших газов, самоочищаемый фильтр твердых частиц
Окончание таблицы 5. 6
Глушитель (марка, тип)
Arvin Meritor 504141545
Iveco, 504037808А Kemira или Ecocat, 500329489 Alcom Arvin Meritor 504131265 /504041821/504163348
Нейтрализатор (марка, тип)
Arvin Meritor 504141531 /504141532 или COR-TUBI 504141541/ 504141342
IVECO F1CE3481D*B (Евро 4)
четырехтактный, дизельный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
Число и расположение цилиндров
Рабочий объем, см 3
Основные характеристики коробок передач приведены в таблицах 5.8.
Обозначение коробки передач
Механическая, шестиступенчатая, трехходовая, с шестернями постоянного зацепления на всех передачах, синхронизированная
Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Система питания двигателя топливом включает топливопроводы из пластиковых трубок, фильтры и топливный бак, расположенный с левой стороны по ходу автобуса в средней части. Доступ к горловине осуществляется через люк на левой боковине кузова. Объем топливного бака приведен в таблице 5.3.
Система питания газового двигателя топливом включает топливопроводы, фильтры и газовые баллоны. Баллоны расположены под рамой. Доступ к заправочному устройству осуществляется через люк на левой боковине кузова. Объем газовых баллонов приведен в таблице 5.3.
Для предпускового подогрева двигателя на автобус может устанавливаться жидкостный подогреватель мощностью 10 кВт. Питание подогревателя электроэнергией и топливом осуществляется от систем автобуса.
Система питания двигателя воздухом включает воздушный фильтр со сменным фильтрующим элементом, трубопроводы, радиатор охлаждения наддувочного воздуха.
Система выпуска отработавших газов включает глушитель активно-реактивного типа, приемные трубы и выхлопную трубу. Выхлопная труба выходит с левой стороны автобуса.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и включает трубопроводы, радиатор трубчатопластинчатый алюминиевый, вентилятор, расширительный бачок. В расширительном бачке радиатора установлена паровоздушная пробка с впускным и выпускным клапанами.