навязчивые ритуалы у детей
Причины навязчивых состояний у детей
В этиологии навязчивостей у детей генетика играет большую роль, чем у взрослых пациентов. В то же время случаи навязчивостей в одной и той же семье могут свидетельствовать о своего рода обучении, влиянии одного члена семьи на другого.
Инфекции
В генезе навязчивых состояний роль инфекционного заболевания, в первую очередь, несет стрептококковая (бета-гемолитический стрептококк) инфекция носоглотки.
Обычно пациенты, страдающие от стрептококковой инфекции, начинают демонстрировать признаки обсессивно-компульсивного расстройства на 3-4 года раньше, чем другие дети, страдающие навязчивыми состояниями, например, возникших на фоне органического поражения мозга вследствие неблагополучных родов.
На роль инфекции указывает обострение симптоматики вечером и явно рецидивирующий характер течения болезни. Врачу также следует учитывать то, что при навязчивостях, возникающих в ходе нейроинфекционного процесса, отмечается:
Психические факторы
Также большую роль в развитии навязчивых состояний играют хронические психотравмирующие ситуации, связанные с:
У этих детей еще до появления навязчивых состояний отмечается излишняя боязливость ко всему новому (переезд из одного места в другое, встреча с незнакомыми людьми). В дошкольном возрасте для них характерна мнительность, склонность придумывать по отношению к себе различные запреты, вера в магию. Во время игр они любят придумывать новые правила, схожие с ритуалами, также характерна строгая последовательность при выполнении будничных действий, например, таких как одевание или прием пищи.
Почти в 90% случаев у школьника, страдающего навязчивыми состояниями, имеются проблемы, в учебе, в отношениях в семье, трудности общения со сверстниками.
Прочие нарушения
В патогенезе навязчивостей у детей наиболее важное место занимают изменения со стороны серотонинергической системы, дисфункция в базальных ганглиях и аутоиммунные нарушения. В качестве примера можно привести навязчивые состояния при синдроме Туретта или хореи Сиденхама. В последнем случае наряду с инфекционным возбудителем – бета-гемолитический стрептококком группы А, прослеживаются и аутоиммунные изменения.
Патогенез на разных этапах ОКР
Дети с навязчивостями стараются уклониться от домашней работы и выполнения домашних обязанностей. Навязчивые состояния у детей нередко сочетаются с расстройствами депрессивного и тревожного спектра. Так, например, у подростков может появиться навязчивое влечение к самоубийству. Также сравнительно часто, по-видимому, не менее чем в трети случаев навязчивости сопровождаются различными тиками.
Однообразные, стереотипные движения наблюдаются при задержке психического развития, аутизме, тиках; обсессии встречаются при расстройствах пищевого поведения.
ОКР у детей и подростков
Сегодня поговорим о том, что же из себя представляет обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков.
Итак, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей – это психическое расстройство, основными проявлениями которого являются обсессии и, как следствие, компульсии. Разберем эти понятия более подробно.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: обсессии
Обсессии (навязчивости) – мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, которые возникают вопреки желанию и воли человека, отличающиеся выраженным упорством. Человек понимает и осознает всю абсурдность, нелепость и чужеродность навязчивостей, но никак не может с ними справиться. Различают несколько видов обсессий:
1.Навязчивый счет – навязчивая потребность в подсчете различных предметов. Например, количество пройденных шагов, увиденных домов, ступеней, деревьев, прохожих, количество автомобилей одинакового цвета или одинаковых марок.
2.Навязчивые мысли (по-другому «умственная жвачка», «пережевывание мыслей», бесплодное мудрствование) – навязчивое стремление обдумывать бессмысленные вопросы, которые порой не имеют решения («Почему светит солнце? Почему зима названа зимой, а не весной? Почему собака лает? Почему снег белый?) или же постоянное «кручение» в голове одной и той же мысли, подчас негативной, с невозможностью избавится от нее.
3.Навязчивые сомнения – сомнения, которые проявляются в отсутствии уверенности в правильности или завершенности своих настоящих или прошлых поступков. Например, пациент по нескольку раз проверяет выключен ли свет в комнате, заперта ли дверь, правильно ли написано сообщение и т.д.
4.Навязчивые воспоминания – воспоминания, мучительно возникающие в сознании пациента, как правило, о каком-то неприятном или порочащем его событии и сопровождающиеся тягостным чувством стыда и раскаяния.
5.Навязчивые страхи – мучительное переживание страха, вызванного самыми различными предметами: страх загрязнения (мизофобия), боязнь кем-либо заболеть (нозофобия), страх за жизнь и здоровье родителей, за собственную жизнь (например, страх подавиться во время прима пищи, страх встретиться с героями фильмов ужасов и компьютерных игр).
6.Навязчивые влечения – навязчивое стремление совершить какой-либо бессмысленный, опасный или недостойный поступок. Например, желание выкрикивать непристойные слова, ударить или плюнуть в прохожего, навязчивое стремление совершить убийство или самоубийство (при этом действия никогда не совершаются).
В большинстве случаев, навязчивости сопровождаются тревогой и сниженным фоном настроения и для того, чтобы как-то предотвратить развитие объективно маловероятных событий, пациенты прибегают к компульсиям.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: компульсии
Компульсии – ряд повторяющихся действий (ритуалов), которые необходимо совершить, чтобы «справится» с навязчивостями, снизить уровень тревоги и общего напряжения.
Можно привести несколько примеров ритуалов:
1.При страхе заражения ребенок определенное количество раз моет руки, при этом с каждым разом частота и продолжительность процедуры может увеличиваться.
2.При страхе за жизнь родителей ребенок при их отсутствии дома может по нескольку раз звонить им по телефону или писать бесконечные смс-сообщения, а перед сном определенное количество раз читать молитву за их здоровье.
3.При навязчивых сомнениях – проверяет закрыта ли дверь в комнату или квартиру, а убедившись в правильности своих действий, в дальнейшем повторяет их вновь и вновь, с каждым разом все чаще.
4.Составляет определенный маршрута в школу и из школы для того, чтобы «ничего плохого не произошло». Раскладывает вещи в определенном порядке. Носит одежду определенного цвета.
Так же как и навязчивости, компульсии воспринимаются ребенком как чуждые и абсурдные. Он страдает от них и пытается им сопротивляться.
ОКР у детей. Порочный круг
Главная задача врача-психиатра – разорвать эту цепочку и вернуть пациенту психическое равновесие.
Следует обратить внимание, что симптомы ОКР у детей могут указывать на более тяжелое заболевание, такое как шизофрения. Уважаемые родители, при появлении у ребенка симптомов ОКР не бойтесь обращаться за помощью к врачу-психиатру!
Пример из практики. Анастасия М. 16 лет обратилась в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. С детства отличалась пунктуальностью, аккуратностью, склонностью к перфекционизму. За последние месяцы стала обращать повышенное внимание на порядок в своем шкафу для одежды. По нескольку раз в день проверяла аккуратно ли сложены вещи. Стала просыпаться среди ночи с чувством тревоги. Не могла заснуть, пока не проверит порядок в шкафу. Понимала всю нелепость и абсурдность переживаний, но справиться самостоятельно с ними не могла. Совместно с родителями приняла решение обратиться за помощью к специалистам.
На фоне проведенного лечения удалось достичь улучшения психологического состояния. Девочка вернулась к привычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает врача для контроля состояния.
Пример из практики. Глеб, 8 лет. Родители обратились в Центр. Мальчик с детства отличался тревожно-мнительными чертами характера, много читал, изучал энциклопедии. В возрасте 7 лет во время пикника случайно подавился шашлыком, был сильно напуган данным фактом, после чего появился страх за свою жизнь, категорически отказался принимать пищу в твердом виде, требовал измельчать ее на 12 кусков. Присоединился страх заражения, мог по нескольку раз мыть руки, в том числе ночью. Школьный психолог рекомендовал проконсультироваться у врача-психиатра.
На фоне проведенного лечения психологическое состояние мальчика стабилизировалось, ребенок вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию.
Подводим итоги
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков требует лечения и наблюдения у врача-психиатра. Имеющиеся в арсенале современной психиатрии препараты могут способствовать полному исчезновению или значительному ослаблению симптомов и возвращению ребенка к обычной жизни. Обязательным элементом является психотерапия.
Обсессивно-компульсивное расстройство – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например Дэниэл Рэдклифф, актер сыгравший Гарри Поттера в одноименной франшизе; актер Леонардо ди Каприо, певица Кэти Пэрри, актрисы Кэмерон Диаз, Джессика Альба, Шарлиз Терон.
Ярко описаны пациенты с ОКР персонажами Леонардо ди Каприо в фильме 2004 года «Авиатор», Джека Николсона в фильме 1997 года «Лучше не бывает».
Шиманов Павел, врач-психиатр, заведующий отделением №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Навязчивые ритуалы у детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Невроз навязчивых состояний у детей – это расстройство психики, которое характеризуется повышенной тревогой, беспокойством.
Статья:
Невроз навязчивых состояний у детей – это расстройство психики, которое характеризуется повышенной тревогой, беспокойством. Снизить эту тревогу помогают определенные повторяющиеся действия.
Навязчивые действия у детей
Навязчивые движения индивидуальны у каждого ребенка. Однако общий признак навязчивостей – постоянное повторение действий. Если вовремя не обратить на это внимание, ребенок может прокусить губу, сгрызть ногти до крови и т.д. Также это сопровождается истериками, плаксивостью, бессонницей, раздражительностью, тревожностью.
Распространенные навязчивые движения у маленьких детей:
Причины навязчивых действий у детей
Навязчивые действия у детей формируются на фоне неудовлетворенных потребностей во взаимоотношении с мамой. Навязчивые движения у малышей появляются в тот момент, когда они оказываются в одиночестве. Их потребность в эмоциональном общении с мамой не может быть удовлетворена. В такие моменты детки испытывают страх или тревогу.
Сосание груди для них служит успокаивающим действием. Именно поэтому многие дети, оставшись в одиночестве и испытывая чувство страха или тревоги, начинают сосать любой предмет, который попадает в поле его зрения: палец, воротник, край одеяла и др.
Ребенку требуется эмоционально-чувственное общение с матерью. Но когда этого не происходит, он пытается самостоятельно себя успокоить. Навязчивые действия у детей развиваются на фоне недостатка внимания и заботы.
Излишняя строгость и тревожность матери зарождает в малыше чувство неуверенности в себе, ощущение собственной ненужности. Это является фактором формирования нежелательных повторяющихся действий, например, качание головой, дерганье волос и др.
Еще одна вредная привычка – это детский онанизм. Родители часто тревожатся, наблюдая, как дитя теребит половые органы. В этом случае важно помнить, что малыш еще не имеет представление о половой принадлежности. Интимные органы он воспринимает точно так же, как нос, щеку или ухо. Без должной коррекции детский онанизм может перерасти в осознанное действие.
«Хорошие» и «плохие» детские ритуалы: что такое ОКР?
Семейные обычаи, привычные занятия и ритуалы помогают детям справляться с пока не очень понятным миром, дают чувство безопасности. Но что делать, когда ритуалов становится слишком много и они перестают работать? Психолог Анна Скавитина рассказывает, когда стоит обратить внимание на такое поведение.
Все по порядку
С самого раннего возраста дети участвуют в повседневной семейной жизни. Они хотят помогать взрослым печь праздничное печенье или требуют, чтобы каждую пятницу после детского сада вы обязательно заходили с ними в магазин, а каждую субботу водили на прогулку в парк. Даже маленькие дети хорошо ориентируются в ежедневных, еженедельных и годовых ритмах семейной жизни — и стремятся во всем участвовать. Естественный семейный распорядок и постоянные обычаи и ритуалы обеспечивают им предсказуемую структуру жизни, которая направляет и регулирует поведение, создает и поддерживает эмоциональный климат семьи, помогающий раннему развитию.
В возрасте двух-трех лет дети очень любят сами придумывать разные ритуалы. Часто эти ритуалы сопровождают особенно трудные для детей моменты перехода из одного состояния в другое. Например, важно сделать что-то определенное перед сном или перед выходом из дома на улицу, перед входом в здание детского сада или школы.
Некоторым детям перед сном обязательно нужно рассадить всех своих мишек, зайцев и кукол вдоль кровати или припарковать все машины в гараж, надеть какую-то особую пижаму или прочитать сказку. Если ритуал по каким-то причинам нарушается, ребенок может устроить серьёзную истерику, часто не понятную родителям, его приходится долго успокаивать, и только после того, как все сделано правильно, он сможет заснуть. Эти ритуалы — абсолютно нормальное явление, помогающее детям справляться с очень непонятным миром вокруг, эти последовательности действий показывают, что всё идёт по плану, всё будет в жизни хорошо.
Например, ванна, время для рассказов и объятия каждый вечер, другие ритуалы перед сном придают детям чувство безопасности. Они чувствуют себя спокойно; они знают, чего ожидать. Все как должно быть. Здесь ритуалы — это важная часть развития ребенка. И их можно поддерживать и даже помогать создавать. Старайтесь сложные вещи разбивать на последовательность более простых и понятных, чтобы их легче было освоить. Если ваш выход на прогулку с ребёнком или усаживание за домашнее задание всегда происходит по плану, ваша последовательность действий неизменна, то у детей будет намного меньше возражений, капризов и сопротивления.
Когда ритуалы не помогают
Но бывает, что ритуалов становится так много, и они настолько жесткие и обязательные, что уже невыполнение ритуалов вызывает очень сильную тревогу и панику, и нормальные ритуалы перестают быть нормальными, превращаясь в психическое расстройство с навязчивыми действиями: обсессивно-компульсивное расстройство.
Как получается, что что-то такое хорошее и полезное в одной ситуации причиняет много страданий в другой? Как правило, детей успокаивают и утешают придуманные и семейные ритуалы, тогда как ребенок, имеющий обсессивно-компульсивное расстройство, испытывает от этого лишь мимолетное спокойствие. Беспокойство и тревога возвращаются вновь и вновь, и он чувствует себя вынужденным совершать ритуал раз за разом.
Это отличительный признак ОКР: то чувство «незавершенности», которое заставляет страдающих им снова и снова выполнять ритуалы. Со временем первоначальных ритуалов становится как будто недостаточно, и необходимо разработать более сложные ритуалы. Это превращается в бесконечный порочный круг. Так, ребенок идет мыть руки: они оказываются недостаточно чистыми, и их нужно перемыть, а потом помыть само мыло или флакон с мылом, а потом постирать полотенце, которым вытер руки, чтобы окончательно убрать невидимую грязь, которая кажется может проникнуть внутрь — и от неё можно заболеть и даже умереть.
Я не помню!
У всех людей бывают моменты, похожие на такое расстройство: например, когда вы забываете, заперли ли вы дверь, и вынуждены возвращаться и проверять, точно ли заперли, а когда отходите от двери, то начинаете волноваться, что плохо проверили, закрыли вы ее на один замок или на два. А потом вдруг вы думаете, что могли оставить включённым утюг или плиту — и возвращаетесь, чтобы проверить, так ли это. Если такое случается с вами не часто, то всё в порядке. Возможно именно в этот день вы тревожитесь по какому-то поводу больше, чем обычно, и ваша голова занята этими размышлениями настолько, что замечать обычные автоматические действия вашего внимания не хватает, и сознание не фиксирует, сделали ли вы простые и понятные действия типа открыть/закрыть дверь.
Скорее всего, вы обеспокоены в эти моменты какими-то ситуациями, связанным с вашей недостаточной безопасностью, и ваша голова на всякий случай начинает дополнительно включать сигнальную систему проверки «Точно ли мир безопасный?» и направлять ее на всё вокруг.
Кстати, чтобы остановить беганье к двери и проверку замков, достаточно после того, как вы закрыли дверь квартиры или машины, сказать четко вслух: «Я закрыл (а) дверь!» Ваш голос станет фиксацией сознания на действии, которое обычно происходит автоматически без вашего участия.
Это важно знать
— Между обычными детскими ритуалами, наведением порядка в доме и обсессивно-компульсивным расстройством есть целый спектр различных состояний, которые расстройством не являются, и могут как помогать нам жить, так и мешать — типа проверки, закрыты ли двери. До тех пор, пока навязчивости не мешают вам или ребёнку жить, ничего особенного можно не делать.
— Часто родители детей с навязчивостями сами очень тревожные и имеют свои навязчивости, которые не всегда замечают. Они хотят быть очень хорошими родителями и всё сделать правильно, поэтому вырабатывают довольно четкие правила воспитания и ухода за ребенком, на основании усвоенных теорий и идей, порой игнорируя индивидуальность и желания самого ребенка.
— Дети тревожных родителей с одной стороны ощущают, что о них заботятся, что родители хотят для них лучшего, но одновременно и чувствуют, что они не могут делать то, что хотят, как будто предают самих себя.
— Детям кажется, что их мало хвалят, но много контролируют и наказывают, если они делают что-то своё, а не то, что хотят от него родители.
— Тревожные родители разрешают себе проявлять агрессию только в виде упрямства и жесткости, а дети перенимают эту модель у них. В семье часто делают вид, что агрессии нет, когда она на самом деле есть, что дезориентирует ребёнка, не позволяя доверять своим чувствам. Агрессия воспринимается как что-то запрещённое, и как только она появляется, ребенок пытается ее как бы «припрятать» за определенными действиями: если я буду перепрыгивать трещинки на асфальте, то мама на меня ругаться не будет.
Если вы задумываетесь, не страдает ли ваш ребенок обсессивно-компульсивным расстройством, вы можете отметить, успокаивают ли ритуалы его дольше, чем на несколько минут, или необходимо повторять ритуалы раз за разом. Кроме того, неплохо обратить внимание на количество времени, которое ребенок тратит на ритуалы, а также на то, насколько это мешает его повседневной жизни. Как правило, если тратить час или больше в день на выполнение особых ритуалов, это должно вызывать определенные вопросы.
— Диагностировать это расстройство у детей младшего возраста не всегда легко, так как оно может проявляться разными способами. В норме, когда ребёнок подрастает, он все меньше начинает заботиться об устройстве своих плюшевых друзей при засыпании. С другой стороны, бывает, что у дети, не имевших в раннем возрасте никаких особых игровых ритуалов, тоже может развиваться ОКР.
Мы, как родители, должны знать, что ОКР часто начинается в детстве. Я не могу сказать вам, сколько раз люди говорили мне: «Сколько я себя помню, у меня всегда были такие симптомы». Поэтому чем раньше будет диагностировано ОКР и назначена правильная терапия, тем меньше вероятность того, что расстройство выйдет из-под контроля. Если вы по какой-либо причине подозреваете, что ваш ребенок страдает обсессивно-компульсивным расстройством, я бы посоветовала проконсультироваться с психиатром, который проведет надлежащее обследование. И если ОКР нет, вы обретете душевное спокойствие, а если у ребенка действительно есть расстройство, ему поможет вовремя начатая терапия и психотерапия.
Читайте также:
Фото: Ollyy, Sharomka, Leonid Ikan, Oksana Kuzmina/Shutterstock
Синдром навязчивых движений у детей ( Навязчивый невроз у детей )
Синдром навязчивых движений у детей — это один из компонентов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). На его развитие влияет ряд факторов: отягощенный акушерский анамнез, генетические и приобретенные неврологические отклонения, особенности воспитания и воздействия социума. Синдром проявляется неконтролируемыми движениями конечностями и туловищем, гримасничаньем, бессмысленными ритуалами. Для диагностики требуется клиническое обследование у психиатра и невролога. Лечение патологии включает прием медикаментов (антидепрессантов, ноотропов, транквилизаторов), индивидуальную, групповую, семейную психотерапию.
МКБ-10
Общие сведения
Истинный навязчивый невроз бывает в 0,5-2% случаев, а распространенность субклинических расстройств достигает 19% в детской популяции. Синдром может начаться в любом возрасте, даже в периоде младенчества. Пик его клинических проявлений приходится на возрастной интервал 7-11 лет. Состояние чаще встречается у девочек, в то же время мальчики более подвержены раннему дебюту и тяжелому течению ОКР. Расстройство представляет серьезную проблему для психиатров, поскольку с трудом поддается терапии, нарушает социальную адаптацию и вызывает у детей депрессивные нарушения.
Причины
Синдром навязчивых действий имеет полиэтиологическую природу, что значительно затрудняет его лечение. Обычно на формирование патологии влияют сразу несколько факторов, причем их не всегда удается выявить и правильно идентифицировать. В современной детской психиатрии все причины навязчивостей объединяют в несколько групп:
Патогенез
Современные психиатры рассматривают навязчивые движения как наиболее простой вариант реализации патологической избыточности двигательного акта. Синдром возникает при нарушениях передачи импульсов в стриопаллидарной области головного мозга, которые обусловлены недостаточностью ГАМКергической трансмиссии. В формировании патологии не принимают участие высшие центры церебральной коры, поэтому типично наличие максимально простых и однотипных движений.
Двигательная активность направлена на нормализацию работы нейронов и улучшение нейротрансмиттерной передачи в разных отделах экстрапирамидной системы. При этом у пациента уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в ЦНС, отмечается субъективное ощущение комфорта. При совершении навязчивых действий аналитическая и контролирующая функции нервной системы сохранены, ребенок полностью осознает свои поступки.
Симптомы
Ребенок с компульсивным неврозом имеет непреодолимое и необъяснимое желание совершать и многократно повторять однотипные движения. Синдром отличается разнообразием клинических симптомов. Среди типичных двигательных расстройств выделяют кивания головой, «болтания» конечностями, непроизвольное вытягивание или сгибание туловища. Некоторые больные постоянно двигают руками, поправляя волосы либо расправляя складки одежды.
Многие дети начинают непроизвольно и слишком часто зажмуриваться, складывать губы трубочкой, морщить нос и выдавать «хрюкающие» звуки. Подобные движения, возникающие в дошкольном возрасте, часто воспринимаются родителями как гримасничанье. Родители пытаются отучить малыша от таких привычек, слишком эмоционально реагируют на непослушание, в результате чего невротические расстройства усугубляются.
У подростков компульсивный синдром иногда проявляется в виде ритуалов, которые носят защитный характер и могут сопровождаться различными фобиями. Ритуалы могут включать многократные проверки закрытого окна и двери, раскладывание книг и письменных принадлежностей в определенном порядке, использование одних и тех же маршрутов для передвижения по городу.
Осложнения
Без коррекции все проявления навязчивостей усиливаются, вследствие чего у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией. Постоянно повторяющиеся бессмысленные движения делают его объектом для насмешек сверстников, мешают целенаправленной учебной деятельности, снижают способности к концентрации внимания. Такие дети отказываются посещать школу и общаться с ровесниками, в тяжелых случаях ситуация заканчивается полной изоляцией.
Пациенты с навязчивыми неврозами, как правило, страдают от множественных фобий: насекомых, высоты, замкнутых пространств, тяжелых заболеваний. К распространенным навязчивым страхам при ОКР у детей относят эритрофобию (боязнь покраснеть), лалофобию (боязнь разговора из-за опасения заикания), никтофобию (страх темноты). Распространенным последствием компульсивного невроза являются тревожно-депрессивные состояния.
Диагностика
Синдром навязчивых движений выявляется при клиническом обследовании ребенка психиатром. Врач беседует с пациентом и его родителями, подробно узнает об особенностях компульсивных движений, собирает анамнез жизни с момента рождения. Для оценки психоэмоционального состояния используются специальные тесты и опросники (шкала Йеля-Брауна), у малышей для психодиагностики применяют тесты с картинками.
Навязчивые действия по клиническим признакам напоминают тики, возникающие при органических поражениях ЦНС, для исключения которых назначается консультация детского невролога. Врач проводит стандартный физикальный осмотр, оценивает работу вегетативной нервной системы, проверяет рефлексы и делают пробы на координацию движений. По показаниям ребенку выполняют инструментальные методы: ЭЭГ, эхоэнцефалографию, КТ или МРТ головного мозга.
Лечение синдрома навязчивых движений у детей
Медикаментозная терапия
Лечение навязчивостей представляет собой сложную задачу для детского психиатра, что обусловлено сложным переплетением этиологических и триггерных факторов, невозможностью полностью исключить негативные влияния социума и отсутствием четких схем терапии. При компульсивных неврозах у детей применяется комплексный терапевтический подход, который предполагает лечение медикаментами и разнообразные методы психотерапии. Фармакотерапия состоит из 3 этапов:
Психотерапия
Высокую эффективность при навязчивых неврозах имеют методы психологической коррекции, которые дополняют или заменяют медикаментозное лечение в зависимости от степени выраженности симптоматики. Детские психологи используют, групповую, парную, индивидуальную формы работы, применяют игровую терапию, арт-терапию и релаксационные упражнения. Большую роль в социальной адаптации играют тренировки коммуникативных навыков.
Комплексное лечение навязчивых движений включает методику семейной психотерапии. Психологи работают с улучшением эмоционального фона в семье, помогают достичь взаимопонимания, мягко корректируют неправильные родительские подходы к воспитанию. Изменение отношения членов семьи к психологическим особенностям ребенка и принятие имеющихся у него отклонений очень важно для успеха дальнейшей терапии.
Прогноз и профилактика
При неврозе навязчивых движений врачи не дают однозначных прогнозов. В среднем у 2/3 детей, несмотря на проводимое лечение, остаются отдельные проявления компульсивного поведения, которые усугубляются на фоне психотравм. Однако комплексная психологическая и медикаментозная помощь помогает больным минимизировать проблему, научиться контролировать свое состояние и не допустить дальнейшего прогрессирования невроза.
Профилактика навязчивостей должна начинаться еще в антенатальном периоде развития и включать регулярный контроль беременности, выбор оптимальной тактики родов и предупреждение гипоксических повреждений ЦНС. В постнатальном периоде родителям необходимо обеспечить ребенку комфортную и доверительную семейную обстановку, максимально оградить от психотравмирующих ситуаций.