народные приметы у татар

Суеверия татар и их достоверность

Суеверия татар и их достоверность

Листая старые календари татар или разговаривая со старшим поколением, вы можете узнать множество их поверий. Почему татары, будучи образованным народом, с великими богословами как Мурат Рамзи, Шигабутдин Марджани или Исмаил Гаспринский издавна верили в суеверия? Что повлияло на их мировоззрение настолько, что заставило усомниться в религиозных подтверждениях и придумать или перенять нововведения? Мы составили список самых распространенных примет, их происхождение и то, насколько они соответствуют нормам шариата.

1. Запрет на купание в бане после полуночи.

Мыться в бане с полуночи до первых криков петухов запрещено, считают татары. В исламе, действительно, есть хадисы по данному поводу. По преданию Заид ибни Аркама (р.а.) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В местах, где вы портите омовение, обитает много джиннов. Поэтому, когда кто-то из вас заходит в туалет пусть произнесет: «Я прибегаю к Аллаху от джиннов мужского и женского рода». (Абу Дауд, Тахарат:3, №6, 1/6; Ахмад ибн Хамбаль, Аль-Муснад, №19331, 32/80). Поэтому, данное поверье считается обоснованным.

2. Запрет на уборку дома после ухода гостя.

Данное суеверие связано с тем, что собираясь в путь, человеку свойственно воспроизводить некий хаос в доме. Отправляясь в путь, человек оставляет о себе память в этом беспорядке. Хозяева, каждый раз встречаясь с беспорядком, вспоминают о госте, который отправился в путь, и мысленно желают ему хорошо добраться до дома. После успешного приезда, гость сообщает, что добрался до дома, и хозяева могут начинать уборку. Поверье не связано с религией. Возможно, в татарах проявляются остатки религии (язычества) их предков-булгар – до принятия ислама тысячелетие тому назад.

Происхождение суеверия неизвестно. Острые зубчики вилки говорят об излишней «болтливости и завистливости» гостя. Мусульманам не присуще верить в такие выдумки.

4. Если скулит домашняя собака вскоре кто- либо из родственников должен умереть.

Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Если услышите ночью собачий лай или ослиный рёв, обращайтесь к Аллаху за помощью от них, ибо, поистине, они видят то, чего не видите вы!»(Абу Давуд). О смерти человека ничего не говорится, однако, отнестись с настороженностью к вою животного стоит.

5. Если чешутся ладони – к деньгам.

Однажды на вопрос мусульманина о чесании ладони один имам ответил: « Если у Вас чешется левая рука, это значит, что ее необходимо почесать правой рукой. Если у Вас чешется правая рука, это значит, что ее необходимо почесать левой рукой. Больше это ничего не значит. А тот, кто придает этому какое-либо значение, совершает греховный поступок, поскольку все это является суеверием».

6. Если вам приснился кошмар, нужно выйти на улицу и рассказать его, чтобы ветер унес его.

Если человеку снится кошмар, то скорей всего это сон от шайтана. Таким образом, он пытается запугать человека, однако сильный верой мусульманин даже во сне будет понимать бессилие искусителя перед собой. «Если кто-нибудь из вас видит сон, который ему не нравится, то он – от шайтана, пусть не рассказывает о нем никому, и он не принесет вреда» (Бухари). Также Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сон – в когтях птицы, пока человек не расскажет его». То есть сны человека станут материальными исходя от того, как он о них будет думать. Постоянные раздумья могут привести к свершению сна. Татары слегка видоизменили данное понятие, однако оно может считаться действительным.

7. Если голубь сел на подоконник вашего дома – жди смерти близких.

8. Если вы надели одежду наизнанку – к счастью.

Древние славянские поверья трактуют, что иногда вещь, надетая неверно, может помочь в трудной жизненной ситуации. Начало это поверье берет от сказочного героя- лешего. Леший может заманивать людей в лес, чтобы они долго плутали среди деревьев. Если надеть одежду навыворот, он не будет иметь власть над человеком и отпустит его домой. Так, становится ясно, что татары переняли данное суеверие у славян.

9. Чтобы ребенка не сглазили, татары наносят на лоб ребенка красное пятно. Или прикалывают булавку к одежде с глазом.

Сообщается от ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), что увидев маленького ребенка с красивой внешностью, он сказал его родным: “Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка”. Однако само пятно не может отворотить сглаз, это делается для того, чтобы исказить красоту ребенка, чтобы на какое-то время он стал выглядеть некрасиво. Мусульмане знают, что восхищаясь чем-то нужно упомянуть Всевышнего за данную красоту, сказав «Альхамдулиллях».

10. Подстригая ногти ночью – укорачиваешь жизнь. Подстригая ногти вечером – уменьшаешь свое счастье. Ногти нужно подстригать в пятницу.

Джума, то есть пятница, считается священным днем у мусульман, поэтому в этот день верующие особо тщательно убираются в домах, наряжаются в лучшие наряды и душатся благовониями. Татары унаследовали привычку стричь ногти в этот день от той же причины, однако, подстригая ногти в другой день, вы не накличете беду. Ночью татары не стригут ногти, так как издавна привыкли заканчивать важные дела до вечера, а ночи посвящать молитвам или сну.

11. Нельзя выбрасывать отстриженные волосы – их нужно сжечь или закопать.

Закапывать свои волосы и ногти было обычной практикой сахабов (да будет доволен ими Аллах). Сподвижник Ваиль ибн Худжар передает от своего отца:

«Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) велел нам закапывать свои волосы и ногти» (Аль-Муджамуль Кабир, хадис 73).

Человек – почтенное создание Аллаха. К телу человека и его конечностям должно быть уважительное отношение. Так же, как мертвое тело, конечности человека должны быть закопаны в земле.

12. При громком смехе или зевая с неприкрытым ртом, можешь впустить к себе дьявола.

Мусульмане живут, опираясь на изречения Корана. Поэтому каждое поверье или установление следует проверять относительно Священной Книги. Издавна людям присущ интерес к магическому и эзотерическому, что подтверждает аят, ниспосланный в суре «Корова»: « И последовали они [неверные] за тем, что читали шайтаны, в царство Сулаймана. Сулайман не был неверным, но шайтаны были неверными и обучали людей колдовству и тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту. Но они оба не обучали никого, пока не говорили: “Мы — искушение, не становись же неверным!” И те научались от них, чем разлучать мужа от жены, — но они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Аллаха. И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тому, кто приобретал это, не будет доли в Будущей жизни. Плохо то, что они покупали за свои души, — если бы они это знали! » Живя, подчиняясь приметам, человек теряет сильный иман, так как он начинает бояться еще чего- то помимо Аллаха. Это проделки джиннов и их искушения. Суеверия или вера в предсказания гороскопов запрещены в исламе, так как вера мусульманина с крепким иманом должна быть направлена лишь во Всевышнего.

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

Источник

народные приметы у татар. Смотреть фото народные приметы у татар. Смотреть картинку народные приметы у татар. Картинка про народные приметы у татар. Фото народные приметы у татарtatarkam

Тенгрианство-прошлое и будущее татар-тюрков

Языческие обряды и заговоры

Языческие обряды и заговоры

1. Когда явится холера, или скотский падеж, кругом деревни обходят с плугом. Мужчины и женщины здесь не участвуют, но только незамужние девушки, у коих в это время, голова бывает раскрыта; они одеваются в самую лучшую, праздничную одежду, распускают себе волосы, подпоясываются новыми платками я запрягаются вместо лошадей в плуг. Не знаю однако, сколько для этого нужно девиц. У всех в руках бывают кнутья. Участвуют здесь еще старухи. Одна старуха едет впереди верхом на помеле; волосы у нее также растрепаны. Другая старуха держит ручки плуга, гайкает, бьет девиц и правит ими, как лошадьми посредством вожжей. Третья старуха едет сзади также на помеле. В это время никого не пускают в деревню и осмелившегося въехать забьют до смерти; равным образом и из деревни не выпустят никого. Надеются, что холера убежит, и падеж скота прекратится от такого противного и страшного зрелища.

В начале лета, когда в первый раз нужно выгнать в поле скот, то для предохранения его от падежа, в день выгона делают татары в земле ворота и прогоняют через них весь скот; туда же и люди проходят. Это называется “прохождение сквозь землю”. Говорят: к прошедшему через землю скоту не прикоснется зараза. В этот день не оставляют старого огня и старой воды. Для точного исполнения обряда посылают нарочного с приказанием, чтобы по всем домам был затушен старый огонь и вылита была старая вода. Потом весь мир собирается на одно место, и потерши дуб о дуб, добывают таким образом огонь. Всякий берет от этого огня. Это называется изведение “нового огня”. Потом воду берут из водных вместилищ отдельно, смотря по нужде.

Когда случается скотский падеж, то запирают новым замком губы первой падшей скотины и зарывают ее в полевых воротах, веря, что мор непременно прекратится.

2. Чтоб оспа на ребенке была легче, делают следующее: дают белую утку или белого гуся в подаяние бедняку, а потом, когда дитя начинает выздоравливать от оспы, варят кашу, которая и называется чячяк-буткасы (“оспенная каша”): иначе, думают, оспа будет тяжела. Этот обряд, по-видимому, делается для умилостивления чячяк-анасы (“оспенной матери”) и чячяк-ияси (“оспенного хозяина”), кои заседают будто бы в больших оспинах.

6. Через страдающего лихорадкою татары проводят медведя, веря, что лихорадка, испугавшись зверя, убежит. Надевают еще на лихорадочного медвежью или волчью шкуру, кладут в пазуху, во время трясения, кожу змеи, и все это для прогнания лихорадки.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять:
от девяти да возвратится2,
в пыль и прах да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь:
от семи да возвратится,
в ветр и вихрь да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять:
от пяти да возвратится,
на распутие пяти путей да отойдет!

Раз, два, три:
от трех да возвратится,
на распутие трех путей да отойдет!

Раз:
от раза да возвратится,
заговор наговор таков был,
что этого только ждала (то есть болезнь);
но не моею рукою,
но рукою Айша-Батман!

Сказав числительное, припекою, семенем или косточкою касаются раз вольного места, а проговорив колено заговору, плюют раз на сторону. Айша-Батман есть собственное имя и прозвание женщины, как я полагаю, “давившейся искусством производить заговоры.

12. Если татарченок упадет на землю, то на место падения его приходит кто-нибудь, или он сам возвращается, вколачивает гвоздь тут в землю и выливает чашку воды, чтобы не сделалось с ребенком какого-нибудь вреда. Другие, впрочем, удовлетворяются советом ребенку плюнуть на это место.

Источник

Команда Кочующие

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:

Приметы и суеверья татар

народные приметы у татар. Смотреть фото народные приметы у татар. Смотреть картинку народные приметы у татар. Картинка про народные приметы у татар. Фото народные приметы у татар

Татарин, вследствие желания, присущего всякому человеку, знать будущее, останавливается в раздумье на внешней природе и от нее ждет и требует выяснения своей судьбы. Из круга предметов, принадлежащих к внешней природе, для предугадывания будущего служат ему следующие:

2) домашние или же живущие при людском жилье птицы (курица, ворона, сорока, галка); 3) члены собственного тела (нос, губа. рука, ухо) и потом, если не сам желающий знать будущее, то его ребенок,

4) то или другое положение одежды.

Посредством примет татарин стремится узнать преимущественно следующее:

]) какова будет погода: дождь будет или вьюга, и каков будет урожай жита и овощей;

2) когда придет к нему гость, когда кто его угостит, тогда он получит от кого гостинец, не будет ли какой у него радости;

3) когда он встретит зарар (вред, беду, несчастье);

4) не будет ли войны;

5) не умрет ли кто из его ближних, или же и он сам.

Приметы и суеверья татарнародные приметы у татар. Смотреть фото народные приметы у татар. Смотреть картинку народные приметы у татар. Картинка про народные приметы у татар. Фото народные приметы у татар

Немногое хочет узнать татарин-селянин через приметы; но это потому, что и кругозор его не обширен, и желания его обыденны и ограниченны.

народные приметы у татар. Смотреть фото народные приметы у татар. Смотреть картинку народные приметы у татар. Картинка про народные приметы у татар. Фото народные приметы у татар

Языческие обряды и заговоры

Кроме того, посредством этих обрядов, они умилостивляют или прогоняют без разговоров и побеждают враждебных им баснословных существ, мертвецов и вообще стараются избавиться от несчастья. К этим же обрядам прибегают по домогательству чего-нибудь выгодного и полезного в их хозяйственной жизни. Я успел записать лишь немного подобных обрядов и заговоров, отчасти и потому, что обряды таковые со дня на день все более и более выводятся, вследствие влияния мохаммеданства на жизнь наших татар, и заменяются изобретаемыми мохаммеданством; но и то, что я записал, кажется мне весьма не лишним в научном отношении.

1. Когда явится холера, или скотский падеж, кругом деревни обходят с плугом. Мужчины и женщины здесь не участвуют, но только незамужние девушки, у коих в это время, голова бывает раскрыта; они одеваются в самую лучшую, праздничную одежду, распускают себе волосы, подпоясываются новыми платками я запрягаются вместо лошадей в плуг. Не знаю однако, сколько для этого нужно девиц. У всех в руках бывают кнутья. Участвуют здесь еще старухи. Одна старуха едет впереди верхом на помеле; волосы у нее также растрепаны. Другая старуха держит ручки плуга, гайкает, бьет девиц и правит ими, как лошадьми посредством вожжей. Третья старуха едет сзади также на помеле. В это время никого не пускают в деревню и осмелившегося въехать забьют до смерти; равным образом и из деревни не выпустят никого. Надеются, что холера убежит, и падеж скота прекратится от такого противного и страшного зрелища.

В начале лета, когда в первый раз нужно выгнать в поле скот, то для предохранения его от падежа, в день выгона делают татары в земле ворота и прогоняют через них весь скот; туда же и люди проходят. Это называется “прохождение сквозь землю”. Говорят: к прошедшему через землю скоту не прикоснется зараза. В этот день не оставляют старого огня и старой воды. Для точного исполнения обряда посылают нарочного с приказанием, чтобы по всем домам был затушен старый огонь и вылита была старая вода. Потом весь мир собирается на одно место, и потерши дуб о дуб, добывают таким образом огонь. Всякий берет от этого огня. Это называется изведение “нового огня”. Потом воду берут из водных вместилищ отдельно, смотря по нужде.

Когда случается скотский падеж, то запирают новым замком губы первой падшей скотины и зарывают ее в полевых воротах, веря, что мор непременно прекратится.

2. Чтоб оспа на ребенке была легче, делают следующее: дают белую утку или белого гуся в подаяние бедняку, а потом, когда дитя начинает выздоравливать от оспы, варят кашу, которая и называется чячяк-буткасы (“оспенная каша”): иначе, думают, оспа будет тяжела. Этот обряд, по-видимому, делается для умилостивления чячяк-анасы (“оспенной матери”) и чячяк-ияси (“оспенного хозяина”), кои заседают будто бы в больших оспинах.

6. Через страдающего лихорадкою татары проводят медведя, веря, что лихорадка, испугавшись зверя, убежит. Надевают еще на лихорадочного медвежью или волчью шкуру, кладут в пазуху, во время трясения, кожу змеи, и все это для прогнания лихорадки.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять:

от девяти да возвратится2,

в пыль и прах да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь:

от семи да возвратится,

в ветр и вихрь да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять:

от пяти да возвратится,

на распутие пяти путей да отойдет!

от трех да возвратится,

на распутие трех путей да отойдет!

от раза да возвратится,

заговор наговор таков был,

что этого только ждала (то есть болезнь);

но рукою Айша-Батман!

Сказав числительное, припекою, семенем или косточкою касаются раз вольного места, а проговорив колено заговору, плюют раз на сторону. Айша-Батман есть собственное имя и прозвание женщины, как я полагаю, “давившейся искусством производить заговоры.

12. Если татарченок упадет на землю, то на место падения его приходит кто-нибудь, или он сам возвращается, вколачивает гвоздь тут в землю и выливает чашку воды, чтобы не сделалось с ребенком какого-нибудь вреда. Другие, впрочем, удовлетворяются советом ребенку плюнуть на это место.

2 То есть откуда пришла оная болезнь.

3 И кажется, можно по догадке и выводу из сказанного выше во 2-м, 4-м и 11-м пунктах прибавить еще: уток, белых гусей (домашних птиц), яблоки, яйца, кашу (свою пищу обыденную) и лошадей (домашний скот).

Суеверные приметы, относящиеся к частям тела человека.

зур авызлы адәм сүзчән булыр (букв. человек с большим ртом говорливым будет).

Таким образом из ниже изложенных примеров мы видим, что в татарском обществе прилагательное кечкенә (маленький) имеет положительный смысл.

кечкенә авызлы кыз мактаулы булыр (букв. девушка с маленьким ртом хвалёной будет).

В то время как прилагательное зур (большой) употребляется в отрицательном смысле. Однако в сочетании с существительным голова прилагательное большой имеет положительный оттенок.

башы зур – бай булыр, аягы зур – кол булыр ( букв. если голова большая – богатым будешь, а ноги большие – рабом.

Слова ак (белый) номинирует белые пятна или полоски на ногтях, которые предсказывают благоприятные события. Например:

тырнакка “күгәрчен сөте” төшсә (ак төшсә) – яңа кием киясең ( бүләккә). ( букв.если на ногтях появятся белые пятна, то к обновке ( к подарку));

У татар очень важно стричь ногти в определённый день и время. Например:

төн уртасында тырнак киссәң – гомерең кыскара (букв. если будешь ногти посередине ночи стричь, то меньше будешь жить);

кич белән тырнак киссәң – бәхетең кими ( букв. если будешь ногти вечером стричь, то счастья меньше станет).

В ниже приведённых СП (суеверных приметах) мы видим, что для татарского народа такие дни недели, как понедельник, пятница, суббота являются благополучными днями для такого рода занятия. Например:

дүшәмбе көн тырнак киссәң – диваналык китәр, саулык килер (букв. если будешь ногти в понедельник стричь, то болезнь уйдёт, окрепнешь);

шимбә көн тырнак киссәң – зәхмәт китәр, сихәтләнерсең (букв. если будешь ногти в субботу стричь, то зло уйдёт, окрепнешь);

җомга көн тырнак киссәң – гөнаhларың китәр, рәхмәткә ирешерсең (букв. если будешь ногти в пятницу стричь, то все грехи уйдут, благодарным будешь).

Также для татар стричь ногти в другие дни недели являются не очень удачной идеей, даже в какой-то мере пугающей. Например:

сишәмбе көн тырнак киссәң – саулыгың китәр, чир килер (букв. если будешь ногти во вторник стричь, здоровье уйдёт, заболеешь);

чәршәмбе көн тырнак киссәң – куркыныч килер (букв. если будешь ногти в среду стричь,то что-то ужасное придёт);

пәнҗешәмбе көн тырнак киссәң – Ходай каршында бурычлы булырсың (букв. если будешь ногти в четверг стричь, то перед Богом в долгу будешь);

якшәмбе көн тырнак киссәң – байлык китәр, дәрвишлек килер (букв. если будешь ногти в воскресенье стричь, то богатство уйдёт, нищета придёт).

а) Глаголы чыңлау (звенеть) – о болезненном ощущении шума, тяжести в голове, в ушах или знак того, что о тебе говорят или вспоминают. Например:

колак чыңласа – кыш җылыга, җәй – салкынга (букв. если в ушах звенит, то зима тёплая, а лето холодным будет);

баш чыңласа – эшләрең кирегә китәчәк (букв. если в голове звенит, то дела наоборот пойдут).

б) В лексике татарских СП самым частотным глаголом является глагол кычыту (чесаться), который способен сочетаться с названиями любой части тела и передавать разные смыслы:

кул кычытса – күрешергә(букв. если рука чешется – к встрече);

бит очы кычытса – яраткан кешең белән очрашасың (букв. если щёки чешутся – с любимым человеком встретишься);

маңгай кычытса – бер дә күрмәгән кеше белән очрашасың (букв. если лоб чешется – встретишь того, кого никогда раньше не встречала);

— гость или гостиницы:

борын кычытса – кунак килә (күчтәнәч алып килә) (букв. если нос чешется – гость придёт ( гостиницы принесёт);

аяк табаны кычытса – юл көтелә (букв. если пятка чешется – к дороге);

колак яфрагы кычытса – буранга (букв. если ухо чешется – к бури);

каш кычытса – ояласың (букв. если бровь чешется, значит застесняешься);

тел очы кычытса – кем белән дер кычкырышасың (букв. если кончик языка чешется – с кем-нибудь поругаешься);

борын очы кычытса – якының үлә, борын эче кычытса – күчтәнәчкә (букв. если кончик носа чешется – к смерти ближнего, а если чешется нос снутри – к гостинице).

в) Глаголы давления – тешләү (укусить), в татарском языке в сочетании со словами тел (язык), означают сплетни или слухи, которые говорят о тебе или говоришь ты. Например:

телеңне тешләсәң – синең хакта гайбәт сөйлиләр (букв. если язык прикусишь, значит о тебе сплетничают).

г) Глаголы яну (гореть) имеют различные значения в связи с тем, к каким частям тела относятся. Например, в татарском языке горящее ухо, щека, лицо, губы означают слухи, скандал. Например:

колак кызса – сөйлиләр (букв. если уши горят, то о тебе говорят);

бит(очы) янса – яманлыйлар (букв. лицо горит – плохое о тебе говорят);

бит уртасы янса – сүз ишетерсең (букв. щёки горят – о себе слухи услышишь);

иреннәр кызышса – кем беләндер сүзгә керәсең (букв. еслт губы горят, то с кем- нибудь поссоришься).

А если горит нос или глаз, то это, скорее всего, к смерти и к сглазу. Например:

күз тирәсе янса (кызса)- бозарга маташалар, чараларын күр (букв. вокруг глаза горит – испортить хотят, ищи предосторожности).

Значительное место в СП (суеверных приметах) татарского языка занимает существительное керфек (ресницы). Слово керфек встречается чаще в выражениях ииеющий негативный оттенок, такой как сглаз, болезнь. Например :

В татарском языке широко используются СП со словом миң (родинка). И нужно отметить, что для татарского народа большое значение имеет не только факт наличия родинки на теле, но и её месторасположение. Большинство из них предвещают благоприятный исходв будущем. Например:

ирене миңле кеше тәмле ашлы булыр (букв. человек с родинкой на губе – хорошо жить будет);

кешенең тәнендә үзе күрә алмастай җирдә миңе булса, ул бәхетле була (букв. если у человека на теле есть родинка, которую он(а) сам(а) не видет, то он(а) счастливым(ой) будет);

миңе битендә булса, бәхетле була (букв. если родинка на лице, то счастливым будет).

Также родинки указывают на положительные качества у человека. Например:

борының миңле булса, моңлы буласың (букв. родинка на носу – задушевные песни будешь петь).

Родинка у глаза ассоциируется с несчастьем. Например:

күз кырында миң булса, яшьле булырсың (букв. если родинка на краю глаза, то много плакать будешь.

2. Суеверные приметы свадебной тематики.

Языковая картина мира татарских СП составляет определённую систему ценностей народа. И в данном случае нашу выборку составили приметы свадебной тематики.

а) человек и погода.

В татарском языке привычка жениха или невесты может повлиять на погоду во время свадьбы. Например:

көйгән камыр ашарга яраткан кызның туенда буран булачак(букв. девушка, которая любит есть подгорелое тесто, то у неё на свадьбе будет буря).

Неспособность девушки или парня зажечь огонь, костёр может повлиять на характер будущего мужа или жены. Например:

самавары, миче тиз үрләмәгән кызның кияве булдыксыз була (букв. если у девушки не получается быстро затопить печь, то её жених будет ленивым).

В СП (суеверных приметах) татарского языка тесто, приготовленное невестой, показывает её характер, благополучие в семье. Например:

әгәр киленнең коймагы йомшак булса, күңеле йомшак булыр, гаиләдә әйбәт тормыш булыр( букв. если блины мягкие, то и характер невесты будет мягким)

г) человек и предмет одежды.

В этом случае нужно отметить, что в татарском народе мужчина обязан быть главой семьи и вероятность того, что женщина может занять его место, не приветствуется. Например:

В татарском языке очень много СП, связанных с обувью. Например:

д) человек и свадебные принадлежности.

В татарском языке примерка чужого обручального кольца является плохим знаком или указывает на возможную размолку. Например:

е) человек и столовые принадлежности.

Столовые принадлежности, такие как пычак – чәнечке (нож) означают несчастье, бесспокойствие в семье. Например:

ж) деятельность невесты (девушки) и жениха (парня).

В СП от работоспособности и характера невесты (девушки) зависит её будущее и счастливая жизнь. Суть данных СП татарского языка сводится к тому, чтобы дать напутствие молодым девушкам и призвать их иметь определённые качества:

чәеңне түгеп эчсәң киявең исерек була (букв. если чай прольётся, когда будешь его пить, то жених будет пьянчугой).

ботка пешергәндә болгаткан калагыңны ялама – киявең таз булыр ( букв. не облизывай ложку, которой кашу мешала, не то жених будет вором);

самавары, миче тиз үрләмәгән кызның кияве булдыксыз була (букв. если у девушки не получается быстро затопить печь, то её жених будет ленивым).

3. Суеверные приметы с оппозициями уң – сул (правый – левый).

Слова уң – сул (правый – левый) являются самой частотной в приметах. В её основе лежит принцип противопоставления благоприятного – неблагоприятного в образах невидимого ангела и черта.

В приметах выявляются несколько видов связи бинарных оппозиций:

а) Звон в ушах или горящие щёки толкуют как сплетни или молва о данном человеке. Например:

уң чигә кычытса – сине мактыйлар. Сул чигә кычытса – хурлыйла (букв. если правый висок чешется – хвалят. Если левый висок чещется – бранят.)

в) Предсказания будущего события. Например:

уң күз кычытса – шатлыкка. Сул күз кычытса – елыйсың (букв. правый глаз чешется – к счастью, левый глаз чешется – плакать будешь).

уң чигә чыңласа – хәбәр килә; әйбәт хәбәр (букв. если в правом виске звенит, то будет новость, хорошая новость);

сул як чигә чыңласа – начар хәбәр (букв. если в левом виске звенит, то к плохим новостям).

сул уч кычытса – акча чыга. Уң уч кычытса – акча керә ( букв. левая ладонь чешется – деньги уйдут, правая ладонь чешется – деньги придут).

— любимый – нелюбимый человек.

уң як каш кычытса – шатлыкка. Сул як каш кычытса – борчуга (букв. правая бровь чешется – к счастью. Левая бровь чешется – к переживаниям).

сул колак кычытса – салкынга. Уң колак кычытса – җылыга, аязга (букв. если левое ухо чешется – к холодам. Если правое ухо чешется – к потеплению).

Но в то же время нужно отметить, что в некоторых СП наоборот прилагательное сул + глагол тарту (дёргаться) несёт положительный смысл. Например:

сул ияк тартса – мал керер (букв. если дёргает с левой стороны подбородка, то к деньгам);

сул күзнең бәбәге тартса – сөенечкә (букв. если дёргает левое веко, то это так же к хорошим новостям).

В древности ноги в целом, а правая в частности, рассматривались как символ мужской порождающей мощи; талисман, который защищал против зла и не удач и тем самым привлекал добро и успех. Римляне, наряду со многими прочими народами, практиковали суеверную традицию первоочередного использования правой ноги, посредством выставления специальных ограждений на входе в важные места, чтобы убедиться, что люди входят в помещение правой ногой вперед. Они верили, что доброжелательно расположенный к ним дух находится справа от человека и сопровождает его, когда тот входит в помещение правой ногой. Но если первой была левая нога, хороший дух остается позади, а вместо него злой дух, располагающийся с левой стороны.

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА:

Каюм Насыров, СПб, 1880

Автор: Хуснетдинова Гузель Ирековна, МОУ «Нижнеуслонская СОШ», учитель английского и татарского языков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *