нанесение тилаки на тело мантры
Дневник Ведической Культуры
воскресенье, 30 декабря 2012 г.
Правильное нанесение тилаки
Для нанесения тилаки налейте немного воды на левую ладонь. Возьмите в правую руку кусочек гопичанданы и медленно растирайте его в воде, пока не образуется однородная паста.
Когда паста из гопичанданы готова, коснитесь ее кончиком безымянного пальца правой руки и движением снизу вверх нанесите тилаку на лоб.
Для того, чтобы получились две вертикальные линии, достаточно сильно прижимайте палец ко лбу. Движение должно быть направлено вверх (а не вниз), его можно повторить несколько раз, чтобы тилака получилась правильной формы, представляющая собой две прямые тонкие параллельные линии.
Затем нанесите пасту гопичандана на нос движением сверху вниз. Длина этой отметки должна быть равной трем четвертям длины носа (отметка не должна быть короткой, но и проводить ее до самого кончика носа также не следует). Отметка на носу должна соединяться в переносице с линиями на лбу, не нужно оставлять между ними пространство.
Чтобы тилака получилась аккуратной, ставьте ее перед зеркалом. Будьте внимательны.
Тилака наносится в следующем порядке :
1. Лоб — ом кешавая намах ;
2. Центр живота — ом нараяная намах ;
3. Грудь — ом мадхавая намах ;
4. Между ключицами — ом говиндая намах ;
5. Правая сторона живота — ом вишнаве намах ;
6. Правое предплечье — ом мадхусуданая намах ;
7. Правое плечо — ом тривикрамая намах ;
8. Левая сторона живота — ом ваманая намах ;
9. Левое предплечье — ом шридхарая намах ;
10. Левое плечо — ом хришикешая намах ;
11. Верхняя часть спины — ом падманабхая намах ;
12. Нижняя часть спины — ом дамодарая намах ;
Наносить тилаку следует безымянным пальцем правой руки. На правом предплечье и плече тилака ставится безымянным пальцем левой руки. После того как вы поставили тилаку на все указанные части тела, вытрите остатки гопичанданы на левой руке о макушку головы, чуть выше шикхи, повторив « ом васудевая намах » (на рисунке это место обозначено цифрой 13).
Нанесение тилаки на тело мантры
«В кали-югу человеку сложно приобрести украшения из золота или драгоценных камней, однако 12 отметок тилаки на теле достаточны для благоприятного украшения и очищения его” (“Шримад Бхагаватам». 12.28).
Зачем украшать тело?
Преданный Кришны украшает своЁ тело, потому что оно является храмом Бога. Вместо того, чтобы украшать тело, как-будто оно и есть наше истинное «я», или разрушать его, или ненавидеть его за отвратительные выделения, мы можем уважать его и заботиться о нЁм, как об обиталище Всевышнего Господа. Душа живЁт в теле, там же находится и Сверхдуша, Господь. Как дом строят для наслаждения его хозяина, так же и «наше» тело служит для наслаждения его истинного хозяина, Господа Кришны. Украшение тела тилакой угодно Ему.
Когда мы рисуем тилаку, то вспоминаем, что принадлежим Кришне. А когда другие видят человека с тилакой, то не только вспоминают о Кришне, но и избавляются от греховных реакций.
Нанося тилаку на тело, мы получаем от Господа защиту со всех сторон. Когда Шрила Прабхупада дал одной ученице имя Тилака Даси, он сказал ей, что «Тилака» значит «олицетворенная победа».
Когда следует наносить тилаку
Хотя любое время подходит для нанесения тилаки, но всё же лучше это делать после омовения. Особо рекомендуется наносить тилаку перед проведением пуджи (богослужения) дома. При семейном поклонении каждый член семьи может нанести тилаку, или хотя бы тот, кто совершает арати (пуджари). Тилаку можно также нанести перед посещением храма или таких фестивалей, как Ратха ятра.
Очень важно нанести тилаку перед смертью. Перед смертью или сразу после смерти, если есть возможность, то нанесите тилаку хотя бы на лоб умершего, и тогда он (или она) получат вечное благо. Конечно, умереть можно в любое время, поэтому лучше наносить тилаку постоянно.
Возможно, вы стесняетесь носить тилаку публично, но не спешите с выводами о том, что могут подумать об этом окружающие. Они могут быть заинтригованы.
Шрила Прабхупада рассказал историю об одной фабрике в Индии, где большинство рабочих-индусов носили тилаку. Когда их новый хозяин, мусульманин, сказал им, что все, кто будет продолжать носить тилаку, будут уволены, все рабочие, кроме одного, на следующий день пришли на работу без тилаки на лбу. Тогда хозяин созвал рабочих на собрание и объявил, что с этого дня только этому храброму мужчине будет разрешено носить тилаку.
Различные виды тилаки
Путешествуя по Индии, вы увидите разнообразные знаки, украшающие лбы и тела людей. Такие знаки указывают на их принадлежность к определенной социальной группе и на форму Бога или полубога, которому они поклоняются. Говоря в общем, вы увидите два вида тилаки: вертикальный знак Вайшнавов, или преданных Кришны и Его инкарнаций, и три горизонтальные линии Шиваитов, последователей Шивы и сторонников имперсональной концепции Бога.
Среди Вайшнавов существует множество подгрупп, идентифицируемых по стилю тилаки – её форме, цвету и материалу, из которого она сделана.
Тилака, которую носят преданные в движении Харе Кришна, указывает на то, что мы находимся в линии учеников Господа Чайтаньи Махапрабху.
Верхняя часть тилаки, похожая на зубцы камертона, представляет след ноги Господа Кришны, а часть в форме листа на носу представляет лист туласи, любимого растения Кришны. Две линии также представляют стены храма Радхи-Кришны, а пространство между линиями представляет обитель Радхи и Кришны. Для других Вайшнавов две эти линии могут означать Брахму и Шиву, а пространство между ними – обитель Вишну. Красная линия посередине может означать Лакшми, вечную спутницу Господа Вишну. Две линии могут также указывать на берега Ямуны или представлять Господа Раму и Лакшмана стоящих по обеим сторонам Ситы. Штрих в основании тилаки указывает на преданного Ханумана, коленопреклоненного у Их стоп. Стили тилаки могут варьироваться, равно как и их понимание.
«Когда человек украшает свой лоб глиной из Двараки каждый день, он получает в миллион раз большее благо от той деятельности, которую совершает». (ХБВ 4.232)
В писаниях говорится, что для нанесения тилаки следует использовать землю из святых мест. Большинство Гаудия вайшнавов используют для этой цели гопичандану — желтую глину, которая продается во Вриндаване и Навадвипе, ее также можно приобрести в большинстве храмов ИСККОН. Если гопичандана вам недоступна, то, согласно указаниям шастр, вы можете использовать с этой целью глину с берега реки или озера. Если и это невозможно, используйте чистую гончарную глину. Как правило, тилаку наносят после принятия омовения. Таким образом, тело вайшнава украшено тилакой весь день, а не только во время пуджи.
Если вы не можете найти глины для тилаки (или ваш босс будет недоволен тем, что вы носите тилаку), вы можете совершать эту процедуру, используя обычную воду. Используйте воду, в которой купали Божества или чистую воду, освященную воспеванием мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Ставя тилаку водой, также произносите соответствующие мантры. Таким образом вы, по крайней мере, получите благо от защитной силы мантр.
Повторяя имена Господа и нанося невидимое изображение Его храма, вы получите защиту и вдохновение на весь день в сознании Кришны.
Как наносить тилаку?
Для нанесения тилаки налейте немного воды на левую ладонь. Возьмите в правую руку кусочек гопичанданы и медленно растирайте его в воде, пока не образуется однородная паста.
Когда паста из гопичанданы готова, коснитесь её кончиком безымянного пальца правой руки и движением снизу вверх нанесите тилаку на лоб.
Для того, чтобы получились две вертикальные линии, достаточно сильно прижимайте палец ко лбу. Движение должно быть направлено вверх (а не вниз), его можно повторить несколько раз, чтобы тилака получилась правильной формы, представляющая собой две прямые тонкие параллельные линии.
Как отметить тело вишну-тилакой (урдхва-пундра).
Шрила Прабхупада прославляет тилаку в следующей цитате из “Шримад Б хагаватам”:
«В кали-югу человеку сложно приобрести украшения из золота или драгоценных камней, однако 12 отметок тилаки на теле достаточны для благоприятного украшения и очищения его” (“Шримад Бхагаватам». 12.28).
В следующем письме Шрила Прабхупада детализирует:
«Е сли у вас тилака на лбу, как у солдата сознания Кришны, то вы не должны возражать против этого, ибо таково предписание” (письмо Шрилы Прабхупады от 3 августа 1967 г.).
В чистой одежде сядьте в очищающую асану (предпочтительно на подстилку из травы куша) и нанесите урдхва-пундру, или вишну-тилаку на 12 частей тела.
Когда преданный наносит знаки Господа и воспевает Его имена, Господь привязывается к нему и стаёт удовлетворенным. Материальное тело превращается в священный храм Господа.
Т илака наносится на 12 частей тела — лоб, пупок, сердце, горло, обе стороны живота, руки, плечи, заднюю часть шеи и поясницу.
Нанесение тилаки на эти места и перечисление имен Вишну очищает и посвящает тело к служению Господу. Она не должна быть кривой, нечёткой, неровной, грязной. На лбу центральная часть между двумя вертикальными линиями должна идти от линии бровей к линии волос, но соединяться внизу.
Иметь тилаку очень важно как для очищения, так и для защиты. Более того, она является замечательным украшением вайшнава. Видя тилаку, окружающие понимают, что перед ними — преданный Вишну. Когда люди видят преданных с тилакой, они вспоминают о Кришне и очищаются.
Ставя тилаку в определенном порядке на различные части тела, повторяйте соответствующие мантры.
Тилака наносится в следующем порядке :
1. Лоб — ом кешавая намах;
2. Центр живота — ом нараяная намах;
3. Грудь — ом мадхавая намах;
4. Между ключицами — ом говиндая намах;
5. Правая сторона живота — ом вишнаве намах;
6. Правое предплечье — ом мадхусуданая намах;
7. Правое плечо — ом тривикрамая намах;
8. Левая сторона живота — ом ваманая намах;
9. Левое предплечье — ом шридхарая намах;
10. Левое плечо — ом хришикешая намах;
11. Верхняя часть спины — ом падманабхая намах;
12. Нижняя часть спины — ом дамодарая намах;
Поставив тилаку на все указанные части тела, вытрите остатки гопичанданы на ладони левой руки о макушку головы, чуть выше шикхи, повторив «ом васудевая намах» (на рисунке это место обозначено цифрой 13).
***
лалате кешавам дхьяен нараянам атходаре
вакшах-стхале мадхавам ту говиндам кантха-купаке
вишнум ча дакшине кукшау вахау ча мадхусуданам
тривикрамам кандхаре ту ваманам вама-паршваке
шридхарам вама-бахау ту хришикешам ту кандхаре
приштхе ча падманабхам ча катьям дамодарам ньясет
«Нанося тилаку на лоб, следует помнить Кешаву. Украшая тилакой среднюю часть живота, нужно памятовать о Нараяне. Отмечая тилакой грудь, помните о Мадхаве, ставя тилаку внизу шеи — Говинду. Помечать тилакой правую сторону живота следует, вспоминая Господа Вишну, а украшая тилакой правое предплечье, нужно медитировать на Мадхусудану. Ставя тилаку на правое плечо, необходимо помнить Тривикраму, а отмечая тилакой левую сторону живота, нужно памятовать о Вамане. Вспоминайте Шридхару, нанося тшаку на левое предплечье. Когда украшаете типакой левое плечо, помните Хришикешу. Помечая тилакой верхнюю и нижнюю часть спины, медитируйте на Падманабху и Дамодару»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхьялила 20.202, комм.)
Тилаку желательно носить постоянно, защищаясь и очищаясь. Если Вы не можете пойти в обычных обстоятельствах в нанесенным на лбу глиняным символом, то всё равно продолжайте наносить тилаку, но на открытые участки тела уже водой.
Читать ещё интересные материалы по теме:
Как наносить тилаку, как нанести тилаку, тилака, украшение вайшнава, что такое тилака, ИСККОН, как наносится тилака, для чего нужна тилака, паста гопичандана, тилака это, мантра перед тилакой, украшение вайшнава, Тилака наносится, ом кешавая намах, ом нараяная намах, ом васудевая намах, бинди, гопи дотс,
Нанесение тилаки на тело мантры
Чтобы закрыть каналы тонкого тела от нежелательных поползновений и попыток проникнуть извне, после теплого душа утром облейтесь холодной (прохладной) водой, чтобы почувствовать, как ум «взбодрился» и нежелательные мысли покидают его. Это критерий очищения тонкого тела. Произнеся «Ганга, Ганга, Ганга», полейте прохладной водой на голову из правой руки. Если волосы в этот день не моете, то просто побрызгайте. Если Вы три раза произносите «Ганга, Ганга, Ганга», то действие приравнивается к омовению в Ганге. После этого произнесите мантру
ом апавитра павитро ва
сарвавастхам гато ‘пи ва
ях смарет пундарикакшам
са бахьябхьянтара-шучихи
шри вишну шри вишну шри вишну
Лучше произнести ее 3 раза, но Вы можете почувствовать, что достаточно и одного. После прочитайте пранаму Шриле Прабхупаде или гуру.
Потом важно нанести тилаки.
Воду Ганги получаете, опустив подушечку среднего пальца правой руки в емкость с чистой водой (так, чтоб ноготь не касался воды – ногти считаются нечистыми). При этом нужно произнести:
ганге ча ямуна чайва
годавари сарасвати
нармаде синдху кавери
джале ‘смин са нидхим куру
Эта мантра содержит имена 7 священных рек и призывает их воды. Этой водой сбрызгиваете полы и т.д. в помещениях, которые хотите очистить. Этой же водой, если нет гопи-чанданы (глины с берега Ямуны), можно ставить тилаки.
Мантры, которые произносите, когда ставите тилаки:
Над пупком посередине живота – ом нараяная намаха
Посередине груди – ом мадхавая намаха
На горле между ключицами – ом говиндая намаха
На правой стороне живота – ом вишнаве намаха
На правом предплечье – ом мадхусуданая намаха
На правом плече – ом тривикрамая намаха
На левой стороне живота – ом ваманая намаха
На левом предплечье – ом шридхарая намаха
На левом плече – ом хришикешая намаха
Между лопатками (или чуть выше) – ом падманабхая намаха
Между почками (или чуть выше) – ом дамодарая намаха
Макушка (это не тилака, поэтому быстрым движением «отмечают» макушку, где сахасрара-чакра) – ом васудевая намаха
Можно начинать ставить тилаки со лба. Если кофта одевается через голову, то на лоб тилака наносится последней – после кофты.
Тилаки обозначают направления роста духовного тела, защищают духовное тело и автоматически тонкое тело от грубых и тонких проявлений гуны невежества, в том числе сглаза и так далее. Тело, украшенное тилаками, постепенно превращается в храм Господа Вишну.
После сна, если не успеваете помыть полы, по крайней мере, сбрызните их водой Ганги.
Тилака: печать Бога
Любой кто желает возвестить простую истину о том, что «Я слуга Господа Кришны», может носить тилаку, глиняный знак, который преданные наносят на лоб и другие части тела. Возможно вы не чувствуете особой преданности Кришне, но вам не запрещается наносить тилаку, потому что это знак того, что вы стараетесь быть Его преданным. А дальше, способность быть преданным Кришны будет развиваться в том, кто изучает искусство нанесения тилаки.
Зачем украшать тело?
Преданный Кришны украшает свое тело потому что оно является храмом Бога. Вместо того, чтобы украшать тело как будто оно и есть наше истинное «я», или разрушать его, или ненавидеть его за отвратительные выделения, мы можем уважать его и заботиться о нем, как об обиталище Всевышнего Господа. Душа живет в теле, там же находится и Сверхдуша, Господь. Как дом строят для наслаждения его хозяина, так же и «наше» тело служит для наслаждения его истинного хозяина, Господа Кришны. Украшение тела тилакой угодно Ему.
Когда мы рисуем тилаку, то вспоминаем, что принадлежим Кришне. А когда другие видят человека с тилакой, то не только вспоминают о Кришне, но и избавляются от греховных реакций.
Нанося тилаку на тело мы получаем от Господа защиту со всех сторон. Когда Шрила Прабхупада дал одной ученице имя Тилака Даси, он сказал ей, что слово Тилака значит «олицетворенная победа».
Когда следует наносить тилаку
Хотя любое время подходит для нанесения тилаки, но все же лучше это делать после омовения. Особо рекомендуется наносить тилаку перед проведением пуджи (богослужения) дома. При семейном поклонении каждый член семьи может нанести тилаку, или хотя бы тот, кто совершает арати (пуджари). Тилаку можно также нанести перед посещением храма или таких фестивалей как Ратхаятра.
Очень важно нанести тилаку перед смертью. Перед смертью или сразу после смерти, если есть возможность, то нанесите тилаку хотя бы на лоб умершего, и тогда он (или она) получат вечное благо. Конечно, умереть можно в любое время, поэтому лучше наносить тилаку постоянно.
Возможно вы стесняетесь носить тилаку публично, но не спешите с выводами о том, что могут подумать об этом окружающие. Они могут быть заинтригованы. Шрила Прабхупада рассказал историю об одной фабрике в Индии, где большинство рабочих-индусов носили тилаку. Когда их новый хозяин, мусульманин, сказал им, что все, кто будет продолжать носить тилаку, будут уволены, все рабочие, кроме одного, на следующий день пришли на работы без тилаки на лбу. Тогда хозяин созвал рабочих на собрание и объявил, что с этого дня только этому храброму мужчине будет разрешено носить тилаку.
Различные виды тилаки
Путешествуя по Индии вы увидите разнообразные знаки, украшающие лбы и тела людей. Такие знаки указывают на их принадлежность к определенной социальной группе и на форму Бога или полубога, которому они поклоняются. Говоря в общем, вы увидите два вида тилаки: вертикальный знак Вайшнавов, или преданных Кришны и Его инкарнаций, и три горизонтальные линии Шиваитов, последователей Шивы и сторонников имперсональной концепции Бога.
Среди Вайшнавов существует множество подгрупп, идентифицируемых по стилю тилаки – ее форме, цвету и материалу, из которого она сделана. Тилака, которую носят преданные в движении Харе Кришна, указывает на то, что мы мы находимся в линии учеников Господа Чайтаньи Махапрабху. Верхняя часть тилаки, похожая на зубцы камертона, представляет след ноги Господа Кришны, а часть в форме листа на носу представляет лист туласи, любимого растения Кришны. Две линии также представляют стены храма Радхи-Кришны, а пространство между линиями представляет обитель Радхи и Кришны. Для других Вайшнавов две эти линии могут означать Брахму и Шиву, а пространство между ними – обитель Вишну. Красная линия посередине может означать Лакшми, вечную спутницу Господа Вишну. Две линии могут также указывать на берега Ямуны или представлять Господа Раму и Лакшмана стоящих по обеим сторонам Ситы. Штрих в основании тилаки указывает на преданного Ханумана, коленопреклоненного у Их стоп. Стили тилаки могут варьироваться, равно как и их понимание.
Как сделать тилаку
Преданные ИСККОН обычно делают тилаку из глины кремового цвета, которая называется гопи-чандана и добывается из священного озера недалеко от Двараки, древней резиденции Господа Кришны на западном берегу Гуджарата. Величайшие преданные Кришны, гопи, однажды посетили это озеро. Вы можете приобрести такую глину в местном храме ИСККОН или у продавца предметов культа. Подойдет так же глина из Вриндаваны или из любого другого святого места. Можно даже использовать гончарную глину. Согласно Хари-бхакти-виласе, книге об обычаях Вайшнавов, написанной Шрилой Санатаной Госвами, для тилаки можно использовать любую землю, особенно землю с берегов рек или из под куста туласи.
Налейте немного воды в левую ладонь и размешайте в ней глину для тилаки покуда она не превратится в однородную пасту. Делая это повторяйте Харе Кришна мантру или, если вам нравится, повторяйте мантру из Падма Пураны. Эту мантру можно найти в Чайтанья Чаритамрите (Мадхья 20.202)
Как наносить тилаку
Наносите тилаку безымянным пальцем правой руки. Нарисуйте знак шириной с расстояние между бровями, от спинки носа до границы волос. Теперь используйте другой палец, например мизинец, чтобы расчистить место посередине так, чтобы образовались две вертикальные линии. Если линии выходят кривыми, можно подправить их средним пальцем. Если лоб у вас бугристый, как мой, вы можете разработать свой метод нанесения глины. Затем нарисуйте знак в виде листа, который должен начинаться от основания линий и продолжаться на ¾ длины носа.
После нанесения тилаки на лоб, нанесите ее так же на одиннадцать других частей вашего тела как показано на рисунке. Нанося тилаку повторяйте следующие мантры:
лоб: ом кешавайа намаха
живот: ом нарайанайа намаха
грудь: ом мадхавайа намаха
шея: ом говиндайа намаха
правый бок: ом вишнаве намаха
правая рука: ом мадхусуданайа намаха
правое плечо: ом тривикрамайа намаха
левый бок: ом ваманайа намаха
левая рука: ом шридхарайа намаха
левое плечо: ом хришикешайа намаха
верх спины: ом падманабхайа намаха
низ спины: ом дамодарайа намаха
Остатки тилаки вытрите о верхнюю часть головы
в области шикхи и повторите: ом васудевайа намаха
Нанося тилаку повторяйте соответствующие имена Вишну, перечисленные здесь. Ом кешавайа намаха означает: «О мой Господь Кешава, я предлагаю Тебе мои почтительные поклоны». Поэтому нанося эти знаки на свои тела, мы повторяем двенадцать Его святых имен.
Если вы не можете найти глины для тилаки (или ваш босс будет недоволен тем, что вы носите тилаку), вы можете совершать эту процедуру, используя обычную воду. Используйте воду, в которой купали Божества или чистую воду, освященную воспеванием мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Повторяя имена Господа и нанося невидимое изображение Его храма, вы получите защиту и вдохновение на весь день в сознании Кришны.
— конец статьи Рохининанданы Даса —
Более подробная информация относительно ношения тилаки
Наберите воды в левую руку и начните размешивать глину для тилаки в воде, покуда не получится однородная паста. Наносите ее безымянным пальцем правой руки, начиная от межбровья и проведя две прямые линии до границы волос. Линии должны выглядеть как узкая вытянутая латинская буква U. Затем нанесите тилаку на нос, она должна занять примерно ¾ длины носа.
Нанесение тилаки на тело мантры
NANDAGRAM запись закреплена
Способ нанесения Тилаки.
Из курса «Повседневная практика вайшнавов» в брахмачари ашраме.
Речь пойдет о способе нанесения урдхва-пундры в нашей цепи ученической преемственности, к которой относится Международное общество сознания Кришны.
На других частях тела будет не так легко ставить пальцами аккуратную тилаку, которая по праву может называться храмом Господа. Вначале может уходить много времени на это, но с практикой обязательно придет совершенство. Процессы преданного служения Господу вечны и не стоит жалеть о потраченном на них времени. Если приложить усилия, то можно научиться ставить аккуратные тилаки на всех местах. Даже на спине.
Сегодня можно встретить разные приспособления для нанесения тилаки. Раньше помимо пальца использовались кисти или тонкие ветви деревьев. Сегодня стали популярны штампы и понемногу в моду входят татуировки в форме тилаки. Также используются специальные баночки и другие емкости для хранения разведенной гопи-чанданы. В штампах и баночках нет ничего плохого, а вот татуировки все же неблагоприятны. Это не является гаудия-вайшнавской традицией. Более того, тот, кто делает такую татуировку, должен быть достаточно чист, чтобы пригласить Божество в этот храм Господа. Возможно, некоторые старшие вайшнавы пользуются таким способом нанесения тилаки, но это не является примером для подражания. Путь бхакти основывается на следовании наставлениям шастр. В случае тилаки шастры предлагают палец и гопи-чандану. Другие способы являются индивидуальными и могут быть применимы в соответствии с наставлениями гуру. Но никакая краска из машинки для тату никогда не заменит гопи-чандану. В писаниях, в частности в «Падма-пуране» говориться о том, что тилаку нужно ставить пальцем.