можно ли в исламе верить в приметы
Если веришь в приметы. Спросите имама
Можно ли верить в приметы? Если нет, есть ли исключения? Как Шариат смотрит на такие предрассудки? Об этом мы спросили имама-хатыба Московской Мемориальной мечети Асхата-хазрата Гиматдинова.
Верить в приметы с точки зрения шариата запрещено. Почему? Во-первых, верующий человек понимает смысл того, что Аллах говорит: «Аллах сотворил всё и Он предопределил». Если человек начинает верить в какие-то там приметы, то это мешает его упованию на Всевышнего Аллаха.
Во-вторых, мы знаем, что Аллах в Коране говорит, что если Он тебе предопределил что-то плохое, то никто не может тебя освободить кроме Всевышнего Аллаха. И так же наоборот, если Аллах пожелал тебе милость, то никто не может её остановить помимо Всевышнего Аллаха. Или как в хадисе от ибн Аббаса, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если весь народ (люди, джинны) соберутся тебе в чем-то помочь, то они тебе смогут помочь только в том, что предопределил для тебя Всевышний Аллах. И так же если они (люди и джинны) соберутся для того, чтобы тебе навредить, то они не смогут тебе ни в чем навредить, только в том, что предопределил тебе Всевышний Аллах».
Так же если во времена джахилии (невежества), языческие времена до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), когда люди верили в некие приметы, на сегодняшний день тоже есть такие люди, которые верят в приметы. Например, чёрная кошка пробежала дорогу и т.п. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который привели в своих сборниках Бухари и Муслим, запретил верить в приметы.
Тогда были такие приметы: они боялись месяца Сафара или, например, не женились, не выходились замуж в месяц Шауаль, хотя Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам женился на Аише (да будет доволен ею Аллах) в месяц Шауаль. Аиша сказала, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на ней женился в месяц Шауаль. Так же были там какие-то люди, которые со звёздами что-то делают. Это уже ближе к сихру, ближе к колдовству.
Мусульманские приметы и суеверия на все случаи жизни
Мусульманские приметы имеют влияние на верующих, если несут позитивный характер. Негативные предсказания принято игнорировать. Если это плохо получается, мусульмане обращаются к Творцу, чтобы он направил их на верный путь истины.
Простой талисман будет почаще напоминать о Творце
Можно ли мусульманам верить в приметы
Как известно, мусульманство не признает другого божества, тем более явления множества Богов, кроме единого Творца. Люди, подверженные более крепкой, глубокой вере, утверждают, что приметы выдуманы, в них нельзя верить. Тем не менее, среди восточного народа мусульманские приметы существуют и внушают страх или восхищение.
Люди едва ли не по всему земному шару с замиранием сердца смотрят на просыпанную соль, поскольку это примета, которая ссорит всех. Однако она берет свое начало из древних времен. Сотни лет назад вожди и главари разных племен и народов скрепляли тот или иной договор небольшим обрядом – они сыпали щепотку соли себе в рот, пользуясь одной солонкой. Считается, что именно тогда возникла мусульманская примета, что просыпанная приправа приведет к ссоре (или к расторжению контракта).
И все же мусульманские поверья имеют место на просторах современного мира, многие из них схожи с общемировыми. Черная кошка не к добру, и вообще «во всем виновата лестница у стены».
Речь о том, что большинство примет имеют свое начало, но с ходом времени их возникновение забылось, зато значение того или иного суеверия приобретало мистический характер. Здравый смысл верующего мусульманина подсказывает, что приметам верит тот, у кого низкая самооценка, ведь намного проще свою неудачу свалить на волю случая, судьбу, нежели на отсутствие ответственности или мастерства у себя.
Издревле считалось, что верующий мусульманин, который «предал дело из-за приметы» попросту доверился многобожию. Один из немногих сподвижников Пророка говорил, что нет на Земле добра, кроме добра Аллаха, так же, как и нет другого зла, кроме его кары. Искупление ложной веры принесет возобновление поклонения единому Творцу.
Мусульманские приметы на все случаи жизни
Во многом мусульманские приметы мало отличаются от христианских. Например, они также опасаются проходить под лестницей у стены, разбитых зеркал, рассыпанной соли.
Мусульманские приметы гласят, что, просыпаясь утром, встают с правой ноги. Домой входят правой ногой. Также поступают, приходя на работу, магазин, салон. Это способствует удаче и хорошему настроению.
Есть приметы для мужчин, у которых несколько жен. Он должен относиться к ним с одинаковым уважением. Передавать им в руки предметы или подарки одной рукой, но запрещается делать это разными. В целом, отношение, общение к каждой супруге не должно отличаться.
Молодой особе нельзя мерить обручальное кольцо мужчины – она будет несчастна в браке.
Нельзя передавать из рук в руки колющие предметы, их кладут на стол, на землю, на подоконник, куда угодно. Иначе быть большой ссоре, даже драке.
После захода солнца не стригут ногти, считается, что, поступая так, человек укорачивает себе жизнь. Также по мусульманским приметам не подметают вечером – вместе с сором уйдет удача и деньги. Не свистят ночью, чтобы не призвать зло.
Мусульманские поверья про 40 девушек предполагают противоречивую трактовку. С одной стороны, считается, что «познав многих», мужчина сможет лучше понять одну единственную. С другой – такой человек эгоистичен, пренебрегает чувствами, вряд ли отыщет свою судьбу.
Нередко можно услышать из уст восточной женщины, будто по мусульманским поверьям нужно поливать детской мочой больные места – ребенок чист физически и духовно, а такое действо ослабит и даже исцелит болевые ощущения.
Некоторые могут задаться вопросом, посещают ли мусульманские женщины мечеть, в ответ можно привести примету. Если у женщины сильно болит голова, ей нужно посетить мечеть, где платком или шарфом, что покрывает ее голову, провести по земле. Тогда боль, согласно мусульманским приметам, уйдет.
Женщины, которые ждут пополнения, должны как можно дольше скрывать от чужих людей факт беременности. Считается, что в этот период ее энергетика ослабевает, и она легко поддается сглазу. Эта мусульманская примета подходит под все веры.
Как избежать предсказанного в приметах
Мусульмане верят в то, что нужно отдавать предпочтение хорошим приметам, которые вселяют в душу надежду, улучшают настроение и самооценку. Плохие предсказания игнорируют либо защищаются от них амулетами и талисманами от сглаза и порчи. Чаще всего именно женщины носят кулоны, внутри которых спрятан листок с мусульманской молитвой, оберегающей слабое место женщины. Мусульмане руководствуются тем, что Творец – един, он тот, кто защитит, исцелит, оградит от зла. Поэтому ему читают молитвы и выражают почтение, особенно в моменты, когда сила воли подкашивается, а не верят в приметы.
Стены Храма вернут веру в добро
Заключение
Мусульманские приметы мало чем отличаются от христианских. Люди стараются руководствоваться здравым смыслом. Искать корень мусульманской приметы, объяснить ее, чтобы не бояться негативного значения. Примечательно, что им полагается верить в хорошие предзнаменования, если от этого становится легче жить. Но негатив стоит избегать, игнорировать.
Разум и религия против суеверий и примет
Эльзара Юнусова
«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (Коран, 31:34)
Как часто мы сталкиваемся с приметами и суевериями? Как часто слышим от родителей и стариков «так нельзя, грех», и отчего на наш вопрос «почему нельзя?» у них зачастую не находится ответов?
Словари объясняют слово «суеверие», как предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные, потусторонние силы, а «приметы» — как «определенные события, которым приписывается прогностическое значение», признак, предвещающий что‑нибудь.
К сожалению, многие люди придерживаются суеверий, нелепость которых совершенно очевидна. Например, считают, что черная кошка, перебежавшая дорогу, — вестник несчастья. Однако вера в то, что на судьбу человека оказывает воздействие что‑либо помимо Аллаха, является грехом придания Господу сотоварища, ширком.
Исмаил Гаспринский о суевериях
Более века назад выдающийся крымскотатарский просветитель, политический и общественный деятель Исмаил Гаспринский в газете «Терджиман» опубликовал небольшую статью. В ней, в частности, говорилось:
«Наши суеверия и дурные обычаи питаются традицией, примером. Они столь сильны, что часто ум и религия пасуют перед ними, и заклинания какой-либо ветхой старушки пользуются большим доверием, чем указание знающего человека или совет ученого духовника».
В своих рассказах Гаспринский приводит примеры укоренившихся обычаев, противоречащих и здравому смыслу, и предписаниям Ислама:
«В случае смерти муллы, шейха, мударриса или иного общественного служителя наши мусульмане обыкновенно стараются посадить на его место сына покойного, даже если этому мешает несовершеннолетие, недостаточная обученность, дурной характер и тому подобное. Против такого обычая восстает не только здравый смысл, но также и религия мусульман. Но, увы, обычай сильнее разума и веры».
Ученый также высказывался о различных талисманах, оберегах и заговорах:
«Особенно глупо и смешно носить амулеты и талисманы, но каждый из мусульман их носит. От дурного глаза — голубой камушек, для безопасности — каракули или бессмыслицу, начертанные на треугольной бумажке, для сохранения супружеской любви — подшить к постели волчий хвост или лапку ежа! Волчья шуба может греть, ибо не пропускает холода, но какое значение может иметь волчий хвост или лапка ежа к человеческому сердцу и чувству? Просить у Бога что‑либо прямой ясной молитвой имеет намного большее значение, а подобные заклинания и амулеты приравнены Пророком к языческим обрядам и прямо воспрещены мусульманам как людям, имеющим точную, определенную веру».
Мы решили задать несколько вопросов, касающихся данной темы, теологу, магистру шариатских наук Сейрану Арифову.
— Верит ли мусульманин в приметы?
— Аллах в Коране и пророк Мухаммад (мир ему и благословение) запрещают верить нам в приметы. Внимания стоит лишь то, что имеет научное обоснование и причинно-следственные связи. Мы знаем, что в природе определенная причина может привести к тому или иному следствию. Например, если пасмурно, то пойдет дождь — значит, выезжать в дорогу нежелательно. Этого Ислам не отвергает, а только призывает изучать окружающий мир.
Приметы — это то, что не обосновано, не имеет доказательств, не соответствует законам природы, установленным нашим Создателем. Нельзя верить, что если черная кошка перешла дорогу, то непременно случится несчастье. Нельзя помахать деньгами над товаром и ожидать, что торговля будет успешной. Никто, кроме Аллаха, не влияет на ход событий, счастье и несчастье приходит только от Него.
— Почему человек склонен верить в приметы?
— Вера в приметы — это путь, на который толкает шайтан, религиозное невежество людей.
— Среди крымских татар распространены, такие, казалось бы, безобидные суеверия, как лить воду вслед уходящему, не стричь ногти на руках и ногах в один день, не стричь волосы самому себе.
— Нужно различать народную мудрость, опыт и суеверие. В давние времена не стригли ногти и волосы в темное время суток, поскольку без нормального освещения, как сейчас, можно было порезаться ножницами. Это скорее народная мудрость, которая объясняется жизненным опытом человека, совет, который передают родители, но никак не суеверие. Если же вы спросите у любого ученого, как продать помидоры с помощью помахивания купюрой над ними, он вам не ответит. Таким образом, шайтан толкает человека к таким измышлениям, и религия уступает суеверию.
Мусульманин должен отвергнуть все тайное и непонятное, поскольку в Коране четко сказано: «. (Вся) милость во власти Аллаха; Он дарует ее, кому хочет. Аллах — обладатель великой милости!» Принимать во внимание можно только те законы, которые установил в этом мире Господь.
— Есть ли в Исламе понятие сглаза?
— Сглаз в Исламе есть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сглаз — это истина». У нас есть дуа, переданные в хадисах Пророка (мир ему и благословение), в которых он учил нас просить у Аллаха защиты от сглаза.
— А разъясняется ли в Коране сама природа сглаза?
— Природы сглаза мы не знаем, четких указаний на этот счет нет. Мусульманину не обязательно понимать, как это действует, но если Пророк (мир ему и благословение) сказал, что такое явление существует, то мы принимаем это во внимание. Скажем, не стоит слишком расхвалить другого человека и, тем более, завидовать его имуществу, работе, восторгаться его детьми, ведь всё это — милость и дары Аллаха. Если что‑то, что нравится, то, выражая свое восхищение, мусульманин просто обязан произнести «машаллах», чтобы не сглазить другого.
— Вешать бусинки на ребенка, стучать по дереву, тянуть за уши, рисовать золой на лбу черную точку. Это правда защищает от чего‑то, или все-таки лучше читать дуа?
— Есть народные традиции, которые принимают форму суеверия. Если человек убежден, что бусинка или зола могут от чего‑то защитить, то это уже суеверие, которое в Исламе запрещено и является грехом. Возможно, когда возникли эти обычаи, мусульмане просто надеялись, что черное пятно на лбу или бусинки будут. отвлекать чужой взгляд, но сегодня все эти суеверия не имеют ни религиозного, ни шариатского, ни научного обоснования. Мы должны избавиться от них и верить только в Аллаха, читать суры Корана, которые наилучшим образом защитят от сглаза, колдовства и вредительства шайтана. Не следует оставлять то, что напрямую нас защищает, и обращаться к необоснованным и недоказанным вещам.
В заключение хотелось бы отметить, что мусульмане могут читать дуа и произносить слова, подобные этим: «Если Аллах пожелает, по воле Аллаха, по милости Аллаха, все будет хорошо». Ожидание хорошего, положительные мысли, радостные надежды — это качество верующего, угодное Всевышнему, ведь Господь — самый милостивый и милосердный.
О том, что дурные приметы являются одним из видов ширка
О том, что дурные приметы являются одним из видов ширка
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Дурные приметы – ширк (многобожие)! Дурные приметы – ширк!». (Ахмад, 1/289, Абу Дауд,4/230 и др. Шейх Альбани подтвердил достоверность в «сахихе ибн Маджа»2850).
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) говорил: «Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил и повторил это сообщение, чтобы утвердилось его содержание в человеческих сердцах, что дурные приметы является ширком. Так как в них привязанность сердца к чему–то, помимо Аллаха и не хорошие мысли об Аллахе». (См. «мулуххас фи шархи китабиль-таухид» стр.233).
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бросил какое–либо дело из-за дурной приметы, тот впал в ширк». (Ахмад,2/220. Шейх Альбани подтвердил достоверность в «ислахе масаджид» 1/116).
От ‘Имрана ибн Хусайна сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в них». (аль-Баззар 3\399. хадис достоверный, см. «Сахих ат-таргъиб», 30410).
Все дурное, что постигает человека, случается только по воле Аллаха, и отвести его может только Аллах. Все хорошее, что происходит с человеком, случается только по воле Аллаха, и даровать это может только Аллах. Поэтому очевидным многобожием и идолопоклонством являются суеверие, вера в дурные приметы и в то, что какие-либо события или вещи могут повлечь за собой беды и несчастья. Любое зло и несчастье случается только тогда, когда этого пожелает Аллах, а что касается творений, то от них ничего не зависит, они не в состоянии принести пользу или причинить вред ни себе, ни другим, если того не пожелает Аллах. Сказал Аллах Всевышний:
«Скажи (Мухаммад): «Я не властен принести себе ни пользу и ни вред, если того не пожелает Аллах». (Аль-Араф, 188).
Шейх ибн Усаймин (смилуется над ним Аллах) говорил: «Отсюда мы понимаем заблуждение тех, которые взывают и обращаются к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Понимаем, что они являются заблуждающимся в своей религии и глупцами в своих разумах. Ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) неспособен принести себе ни пользу, ни вред, то как теперь он может принести это другим?!». (См. «шарх арба’ин ан-Наууауийа» стр25).
Всевышний Аллах: «Но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха». (Аль-Бакара,102).
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь ибн ‘Аббасу, да будет доволен им Аллах, сказал: «Знай, что ежели соберется весь род людской, дабы сделать что-нибудь полезное тебе, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и ежели они соберутся, дабы сделать что-нибудь вредное тебе, они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом». (Тирмизи,2516).
Поэтому явным идолопоклонством и многобожием является боязнь черного кота, черного ворона и прочих плохих примет и суеверий, ведь Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими». (Аль-Имаран, 175).
Другим проявлением неверия и идолопоклонства является вера в «магическую силу» амулетов, оберегов и «волшебных» камней, убежденность, что они способны принести удачу и защитить от бед. Эти вещи не в состоянии защитить даже самих себя, не говоря уже о других. Если я захочу разбить амулет, то сможет ли он защитить себя от меня? Если Аллах пожелает кому-то зла, то неужели какой-то камень или оберег сможет помешать Ему? Всевышний Аллах сказал: «Скажи (Мухаммад): «Кто же защитит вас от Аллаха, если Он пожелает вам зла, и кто удержит Его, если Он соблаговолит оказать вам милость?» Они не найдут, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника». (Аль-Ахзаб, 17).
Воистину, поклонения и обожествления не достоин тот, кто не в состоянии принести ни вреда, ни пользы. Всевышний Аллах сказал: «Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают, хотя сами были сотворены. Они не властны принести вред или пользу даже самим себе и не распоряжаются ни смертью ни жизнью, ни воскрешением». (Аль-Фуркан, 3).
Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы? Это Аллах является Слышащим, Знающим!». (Аль-Маида, 76).
Любое благо, которое происходит с человеком, и любой вред, который его постигает, случаются только по воле Аллаха. Поэтому только у Него мы просим благого исхода всех наших дел и только у Него мы ищем защиты от бед, и только Ему мы поклоняемся.
Сказал Всевышний Аллах: «Не взвывай с мольбами вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе беззаконников (т.е. идолопоклонников). Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он – Прощающий, Милосердный». (Йунус, 106-107).
Всевышний Аллах приносит пользу и причиняет вред, одаряет благами и лишает своей милости! Он слышит голоса всех, кто обращается к Нему на различных языках со всевозможными просьбами. Он ведает об очевидном и сокрытом, явном и сокровенном, прошлом и будущем. Он один обладает этими совершенными качествами, и это значит, что только Он заслуживает поклонения и искреннего служения
Да убережет нас Аллах от проявления большого и маленького ширка!
Можно ли в исламе верить в приметы
В какие приметы можно верить, а в какие нельзя?
Вопрос:
Ас саламу алейкум! На вашем сайте я узнал ответ на многие интересные вопросы, спасибо вам большое!)
У меня тоже появился вопрос: Я стоял на улице, облокотившись на стол, мой подбородок лежал на руке (т.е. рукой я придерживал голову), ко мне подошел незнакомый человек и сказал что мусульманам так стоять нельзя (имеется в виду держать руку на подбородке), якобы у татар есть такая примета, что с родителями может случиться что-то плохое. Что вы скажете об этом, и что вообще нужно отвечать в таких ситуациях? ( Алим Идрисов)
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саляму алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
Есть и вторая категория, приметы, у которых нет основания в религии, скорее всего, они были заимствованы у представителей иных религиозных конфессий или у других немусульманских народов. Иначе говоря, если у приметы (не связанной с научным явлением) нет основания в Исламе, то мы не должны в нее верить.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов
Смотрите также:
Читайте также:
Нужно ли перечитывать намаз, если человек ошибся с выбором направления кыйблы?
Одним из обязательных условий намаза является направление в сторону Каабы. Используя современные технологии на сегодняшний день несложно определить направление кыйблы, в какой бы точке мира вы ни находились. Если человек не знает в какой стороне кыйбла, то должен попытаться узнать об этом у других, а если таковых нет, необходимо
Прочитать Коран целиком в Рамадан за 8 шагов
Священный месяц Рамадан можно назвать месяцем Священного Корана, так как именно в нем было ниспослано божественное писание Всевышним всему человечеству. Мусульмане по всему миру отдают почтение Корану, прочитав его полностью на протяжении месяца. В этой статье мы подскажем вам как достичь этой благородной цели.
Что случится, если мусульманин решит покончить с собой?
Попытаются ли окружающие спасти его? Социальный эксперимент, проведенный в одном из европейских городов.
Мудрость и польза намаза. Часть 1
Намаз – это второй столп ислама. Как говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Муазу, да будет доволен им Аллах, отправлявшемуся в Йемен с даъватом: «…Пусть первое, к чему ты их призовёшь, будет свидетельство, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха. Если они признают это, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв, днём и ночью» (Бухари)
Кто и кому должен выплачивать закят?
Что такое закят? Разрешается ли его выплачивать благотворительным организациям? И могут ли налоги заменить выплату закята. Все что касается закята в нашей новой статье.
Правда ли, что новорождённый ребенок плачет, потому что к нему прикасается шайтан?
Здравствуйте! Недавно я вычитал такой хадис: «Новорождённый ребенок плачет, потому что к нему прикасается шайтан». Хотелось бы узнать, насколько он достоверен, неужели на самом деле так? Заранее благодарю за ответ.
Почему в Казахстане так много татар?
А знаете отличительные особенности татарских мечетей на казахстанской земле? А имеете понятие о том, как вообще татары попали на территорию Казахстана? Не знаете, тогда мы продолжаем рассказывать вам о татарском народе.
Посещая мечеть, помните об этих вещах! (Касается всех мусульман)
Верующим следует обратить внимание на то, чтобы приводит в порядок духовное и общественное положение Уммы. Ведь состояние мечети и собрания в ней – показатель состояния общины в целом. Поэтому, посещая мечеть, помните о следующих вещах.
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»