можно ли на кладбище спиливать деревья приметы
Почему на Руси было запрещено срубать деревья на кладбище
Деревья в мифологии восточных славян занимают одно из почетнейших мест: одни от недугов лечат, другие — от проделок лешего спасают, третьи — оберегают дом и скотину от напастей. Перед деревьями испытывали благоговейный трепет, старались лишний раз не беспокоить, не рвать ветки и не обдирать кору, а также не взбираться по стволу, чтобы обозреть окрестности или собрать урожай.
Священное
Во многих источниках сохранилось упоминание о священных деревьях. В сочинениях Константина Багрянородного середины X века встречается описание «огромного дуба», у которого «росы совершали жертвоприношения». Да и в более позднее время дубы сохранили значение святынь, мест совершения сначала языческих, а затем и христианских обрядов. У этнографа и филолога-слависта Николая Гальковского есть упоминание об интересном свадебном обряде, бытовавшем в Воронежской губернии до начала прошлого века. Молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды обходили вокруг него, чтобы получить от Древа жизни благословение счастливого супружества. Одновременно старый дуб считался местом обитания нечисти. Предки-славяне верили, что на деревья слетаются бесы, чтобы похваляться своими проделками. К таким старым дубам старались близко не подходить.
В монографии «Символика деревьев в традиционной культуре славян» этнолингвист и фольклорист Татьяна Агапкина пишет, что в центральных областях и на Русском Севере священным деревом была сосна. В Костромском крае после пасхального христосования с умершими родственниками жители обязательно шли поклониться священной сосне. В Заонежье использовали ее как оберег на счастливую дорогу. Забираться на нее для определения верного направления пути не разрешалось, да и необходимости в этом не было. Заблудиться путник не мог, если он почтил священное дерево правильно — «пожертвовал» сосне медяк или красивый лоскуток, а на обратном пути помолился и поблагодарил дерево за удачное путешествие.
Одинокое
О том, что нельзя прятаться во время грозы под одиночным деревом, каждый знает с детства. Сегодня все объясняется физикой. Наши же предки верили, что в одинокое дерево языческий Перун (а затем и христианский Илья-пророк) мечет огненные стрелы в желании истребить всю нечисть, прячущуюся в ветках и листве. Гарантии меткого попадания никто дать не мог, а потому не исключалось, что огненная стрела поразит не демонов, а неразумного человечишку, взобравшегося на ветки или удобно расположившегося у корней.
Царь-дерево
«Пьяное»
Старались близко не подходить к необычным деревьям. Сросшиеся, с изогнутыми и скрученными стволами, однобокие, стелющиеся по земле деревья были не только малопригодны для лазанья, но и вызывали суеверный страх. В Карелии и на Смоленщине, например, особенно сторонились корявых вечнозеленых деревьев. Их уродливость становилась своеобразной меткой того, что дерево облюбовал леший. В народе такие деревья называли «пьяными».
Было боязно даже помыслить о том, чтобы залезть на «пьяное» дерево, ведь на ветках «качались люльки с детишками лешего». Тех, кто потревожил Лесового и его потомство, разозлившийся Дух леса будет водить по чащобе до тех пор, пока провинившийся не сгинет в болоте или не будет растерзан зверем. Чтобы задобрить лешего, надо было сесть на пенек и трижды аукнуть — авось и сжалиться.
Кладбищенское
Согласно народным поверьям, в посаженное на могиле дерево переселяется душа умершего, поэтому в русском фольклоре так часто встречаются мотивы кладбищенского дерева, которое при повреждении начинает кровоточить. Само по себе лазанье по «душе покойника» было кощунством. Да и любое причинение вреда могильному дереву считалось грехом, ведь сломанные ветки при взбирании на дерево совсем не редкость.
Именное
Деревья выступали не только как олицетворение души умершего, но и как символ новой жизни. Неслучайно при рождении ребенка перед домом сажали деревце: для мальчика — мужское (дуб, ясень или клен), а для девочки — женское (чаще березу или липу). Именные деревья становились своеобразными оберегами, за их ростом пристально следили, чтобы спрогнозировать судьбу того, в честь кого они высажены. А чтобы защитить дитя от невзгод и бед, оберегали не только его самого, но и именное дерево. Верили, что любое повреждение негативно отразится на благополучии сына или дочери.
Плодовые
Как спилить дерево на кладбище
Новые кладбища в большинстве случав расположены на открытых площадках. На них не высаживаются высокие породы − только кустарники, цветы, трава. Это существенно упрощает процесс ухода за территорией. Старые кладбища чаще всего напоминают лесную зону. Рано или поздно здесь появляется сухостой, от которого нужно избавляться. Как спилить дерево на кладбище по закону, чтобы не возникло претензий со стороны руководства и представителей уполномоченных инстанций? Рассмотрим специфику процедуры.
Кто должен спиливать деревья на кладбище?
Можно ли спилить дерево на кладбище самому? Нет, такие действия запрещены на законодательном уровне. Решать вопросы сноса зелёных насаждений должно руководство, отвечающее за благоустройство кладбищенской территории. Также к процедуре утверждения спила могут привлекаться специалисты местных органов управления.
Вырубка сухостоя, как правило, финансируется из государственного бюджета. Чаще всего этих средств не хватает, поскольку заседания комиссии и планирование расходов проводятся не очень часто. Если аварийных деревьев окажется больше, чем ожидалось, высока вероятность откладывания спила на неопределённый срок.
Как поступить, чтобы старые насаждения, представляющие угрозу для памятников и посетителей кладбища, были своевременно убраны? Ускорить процесс расчистки участка можно, если подать все необходимые документы в администрацию, а также найти компанию, которая специализируется на проведении таких работ. Оплата услуг в этом случае с большой долей вероятности будет возложена на заявителя, однако возможны и другие варианты. Вопрос расчётов решается индивидуально.
Особенности спила старых деревьев на кладбище
Можно ли спилить дерево на кладбище? В некоторых случаях это просто необходимо, без валки насаждений не обойтись. Если проигнорировать этот процесс, то корневая система может разрушить захоронения, станет серьёзным препятствием для подготовки новых могил.
Выполнять валку насаждений должны профессионалы. На кладбище этот процесс имеет свои особенности. Речь идёт о необходимости работать в условиях ограниченного пространства. Специалисты должны повалить дерево, но при этом сохранить целыми ограды и памятники на прилегающей к месту работ территории.
Удаление насаждений предполагает прохождение следующих этапов:
Осмотр деревьев проводится для того, чтобы принять решение о необходимости их удаления. Рубке подвергается сухостой, объекты, которые поражены вредителями, насаждения с дуплами и трещинами. Также рекомендуется спиливать лиственные и хвойные породы с разветвлённой корневой системой.
На кладбище чаще всего выполняется удаление деревьев по частям. Валить стволы целиком слишком рискованно: можно повредить ограды и могилы. Специалисты убирают ветки, которые закрывают доступ к ствольной части, отпиливают от неё фрагменты, аккуратно опускают их вниз.
Оставлять ветки и части ствола на кладбище нельзя. Они измельчаются или вывозятся целиком к месту утилизации.
Ищете подрядную организацию, которая выполнит удаление деревьев на кладбищенской территории? Прийти вам на помощь готовы сотрудники компании «Дендроплан.ру». Чтобы уточнить стоимость услуг, договориться о дате и времени проведения работ, свяжитесь с нашими специалистами по телефону или электронной почте.
Кто должен следить за порядком на кладбищах
Когда деревья неуместны
Убрать высокое дерево — процедура не из легких, она требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. Усугубляется проблема, когда речь идет о кладбище, где корни гигантов могут повредить могилы, а упавшие кроны разбить памятники. Корреспондент “НГ” выясняла, что делать в такой ситуации.
Фото Максима Вечера
Житель агрогородка Вертелишки Гродненского района 87-летний Леонид Конюх задумал благое дело — убрать с местного кладбища два дуба, растущих возле могил его товарищей, бывших фронтовиков. Самому участнику войны, инвалиду это не по силам, вот и обратился он за помощью в компетентные инстанции: сельсовет, райисполком, Скидельское ЖКХ, на обслуживании у которого местное кладбище. Просьбу пожилого человека не проигнорировали, однако выехавшая на место комиссия посчитала нужным ограничиться санитарно-формовочной обрезкой деревьев. Дубы, вросшие корнями глубоко в кладбищенскую землю, признали неаварийными и оставили.
Головной боли у Леонида Ивановича такое решение вопроса не убавило.
— Я хочу, чтобы над могилами моих товарищей-фронтовиков было чистое небо, они это заслужили. Неужели деревья дороже памяти людей? Повсеместно ведь кладбища от них очищают, чем же наше хуже? — в сердцах делится своим мнением пенсионер.
Разговор с Леонидом Ивановичем побудил задаться вопросом: чьи деревья на кладбище и кто должен по необходимости их спиливать?
Как правило, сигнал о том, что старые и аварийные деревья нужно с мест захоронений убрать, первыми подают родственники усопших, ухаживающие за их могилами. Ведь час от часу такие гиганты падают, повреждая ограды и памятники. Обычно люди узнают, на чьем обслуживании находится кладбище, и обращаются с возникшей проблемой в официальную инстанцию. Как, собственно, и сделал Леонид Конюх.
Однако процедура сноса таких деревьев отнюдь не быстрая, непростая, к тому же дорогостоящая. Нужна специальная техника и промышленные альпинисты. Особенно проблематичны сельские кладбища, за состояние которых спрашивают прежде всего с сельсоветов, невзирая на ограниченность бюджета. Чтобы разобраться детально в проблеме, звоню в Даниловичский сельисполком, где самое большое количество кладбищ в Дятловском районе — два десятка, и все они расположены в лесном массиве.
Фото Максима Вечера
— Работа по очистке таких кладбищ очень трудоемкая и дорогостоящая, в одиночку сельсовету ее не потянуть. Ведь самый простой снос одного дерева обходится примерно в 50 рублей, более сложный — около 200 рублей. Мы смогли всем этим вплотную заняться только после поддержки райисполкома, выделившего средства на благоустройство сельских кладбищ, откликнулось на такое благое дело и население, — говорит председатель сельисполкома Анна Жих.
Анна Николаевна рассказывает, какой беды натворила в прошлом году буря в агрогородке Торкачи: повалила сухостои, повредила памятники и ограды. Последствия устранять взялись всем миром. Снесли свыше 50 деревьев, бюджетные средства и деньги, собранные населением, составили практически равные доли.
Дошли руки и до кладбища в агрогородке Крутиловичи — убрали 15 опасных гигантов.
— Эта важная работа, которую взял на личный контроль председатель райисполкома Александр Дубовик, не прекращается. Мы ищем всевозможные способы, чтобы ее продолжать. В этом году, к примеру, сельсовет привлек сезонных работников зеленого строительства от центра занятости — убрали 16 деревьев на кладбище в деревне Костюки. Подключили к этой работе и ОАО “Агрожелезобетон”, — рассказывает Анна Жих.
Председатель сельисполкома замечает, что нередко люди, ухаживающие за могилами, берут инициативу в свои руки, не дожидаясь, пока дойдет очередь до массовых работ. В таком случае, чтобы снести ненужное дерево за собственные деньги или своими силами, достаточно лишь поставить в известность сельсовет.
— Такую работу можно осилить только всем вместе. Наведем порядок на кладбищах в агрогородках, приступим и к другим, — подытоживает Анна Николаевна.
К сожалению, не на всех сельских кладбищах по стране так слаженно решают проблему, о чем свидетельствуют звонки от сельчан на “прямые линии” в райисполкомы.
В каждой области около 10 процентов кладбищ, в том числе городские находятся на балансе организаций ЖКХ. Замечу. что работы по сносу деревьев, которые предприятия жилищно-коммунального хозяйства выполняют, финансируются из местных бюджетов.
В Гродненском городском ЖКХ инженер Ольга Дыринда поясняет, что работа эта ведется согласно соответствующему постановлению Совмина, и сам процесс требует времени. К примеру, чтобы убрать дерево на городском кладбище, граждане должны обратиться в обслуживающее предприятие “Спецавтохозяйство”, его специалисты, в свою очередь, подадут заявление в “одно окно” горисполкома, далее дерево обследует комиссия, и только после соответствующего решения горисполкома и проведения тендера на выбор подрядчика осуществляется снос. Процедура упрощается, если граждане сами готовы оплатить работу, в таком случае достаточно лишь обследования комиссии.
Исчерпан ли инцидент с дубами на кладбище в Вертелишках?
Леонид Иванович стоит на своем: аргумент, будто бы дубы продержатся еще много лет, считает неуместным. Рано или поздно их придется убирать. Так стоит ли оставлять такое “наследство” потомкам?
Кстати, законодательно уже прописано, что посадка деревьев в пределах захоронений запрещена. А граждане имеют право застраховать могильные сооружения.
КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ НУЖНО УДАЛЯТЬ
• старые, сухие и трухлявые. Такую же опасность представляют сухие или отколотые ветви, которые нужно спилить;
• изменившие свою структуру, имеющие всевозможные наросты, полости, дупла, расколы, свидетельствующие о заражении грибками или опасными вирусами;
• кора которых поражена некрозом — язвенные образования на коре могут охватить все дерево и разрушить его;
Деревья на кладбище
Образ дерева, стоящего на могиле, знаком нам ещё из народных сказаний и древних мифов. У многих других народов есть мифы о деревьях, выросших на могилах возлюбленных, или отмечающие место смерти выдающегося человека.
В последние века таким историям стали придавать философское значение, утверждая, что дерево, растущее в месте последнего упокоения, символизирует жизнь, происходящую из смерти. Уже относительно недавно появилась технология, буквально воплощающая этот принцип в жизнь: так называемые биоурны используют тело человека как материал, удобряющие дерево. В качестве положительной стороны этого способа захоронения называют не только красивый образ, но и решение проблемы нехватки мест под кладбища в постоянно расширяющихся крупных городах.
К сожалению, в России биоурны ещё не распространились. Но уже сейчас множество людей хотело бы почтить своих близких, отметить их могилу каким-то многолетним растением. Итак, что нужно, чтобы посадить дерево на кладбище?
Дерево на кладбище: значение разных пород
У кельтов со смертью ассоциировался тис. Причина тому в яде, содержащемся в плодах этого дерева: ягоды тиса были одним из излюбленных способов самоубийства в этой культуре, например, среди воинов, опасавшихся попадания в плен. Связь тиса и смерти сохранилась в изменённом виде и много веков спустя, когда кельтское язычество забылось, да и сами кельты в основном растворились среди других народов. До сих пор на территории Англии, Франции и Испании тис – это повсеместное дерево на кладбищах.
Другим популярным «похоронным» деревом в Европе считается кипарис. Еще в Древней Греции и Риме кипарис ассоциировался с Миром Мёртвых и был частым деревом на могилах. Позже, христиане переосмыслили его уже как символ вечной жизни, и в таком качестве ветви растения часто можно увидеть в западноевропейской иконографии и живописи. Российские широты для кипариса оказались недостаточно тёплыми, поэтому соответствующий обычай не прижился. Впрочем, достаточно упорный человек при определённой удаче сможет высадить кипарисовое дерево на кладбище.
Славяне издавна связывали со смертью ёлку: кладбища часто устраивали в еловых лесах, и до сих пор сохранятся традиция забрасывать лапами хвойного дерева дорогу позади похоронной процессии. Иногда елку также специально сажали на месте захоронения.
Другое дерево, которым отмечали место последнего упокоения в древности – дуб. Если предполагать, что у этого обычаи было какое-то значение, оно, скорее всего, противоположно смыслу, заложенному в тис. Дуб выступал как максимально живое дерево с глубокими корнями и мощной кроной, которое соединяло подземный мир мёртвых и небеса. Впрочем, никаких текстов, подтверждающих это, у нас нет, и всё, на что мы может опираться, это гипотезы, которые выстраивают учёные на основании значения дуба в мифах.
Биологические соображения: какое дерево выбрать на кладбище?
Современные кладбища страдают катастрофической нехваткой места, и год от года проблема только усугубляется. Выбирая дерево на могилу, это нужно учитывать. Некоторые растения растут «вглубь» почти так же интенсивно, как и «ввысь». Достаточно сильные корни могут перемещать гроб и деформировать основание памятника, способствуя появлению трещин или даже падению, и это важно учитывать.
Мощная корневая система дуба, клёна, рябины и некоторых других деревьев рискует с годами обернуться проблемой, особенно если корни залезут на соседнюю могилу. А это вполне реальная перспектива, учитывая маленькое расстояние между местами захоронений на многих крупных кладбищах. По этой же причине стоит осторожно высаживать высокие деревья, способные закрыть свет для других растений на соседних участках.
Особенными проблемами чревата осина. Дело в том, что это дерево разрастается, как грибница – гигантская корневая система даёт новые и новые побеги. Зачастую осиновая роща – это, фактически, единый организм, который потенциально может захватить всё кладбище. Впрочем, скорее всего, администрация срубит его раньше.
Юридические соображения: разрешено ли садить дерево на кладбище?
Легальных ограничений по поводу того, что можно сажать, а что нет, не так уж много. Конечно, каждое конкретное кладбище может выдвигать собственные требования, зависящие от изменения экологической ситуации, почвы и влажности в той или иной местности. Базовый документ, на который они опираются – Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (№ МДС 13-2.2000).
В соответствии с ним кладбище или крематорий обязаны иметь зелёные насаждения, так называемую «зону моральной защиты», которые окружали бы его границы, если вокруг находятся жилые участки. Создание этой зоны, учёт деревьев и поддержание их в порядке вменяется в прямую обязанность администрации.
В вопросе высадки деревьев непосредственно среди могил на первое место выходят соображения проветривания и инсуляции. Излишне плотная высадка деревьев создаёт риск того, что воздух будет застаиваться, а на кладбище, особенно большом, это чревато неприятным запахом и другими, более серьёзными проблемами. Соответственно, ограничения высадки деревьев имеют строго количественный характер – плотность посадок на 1 га не должна превышать 170-250 штук.
Для выполнения этого требования администрация имеет право требовать согласовывать с ней высадку новых деревьев, или просто спилить дерево на кладбище, если его сочтут «лишним». Но в остальном люди обладают полной свободой в вопросах озеленения мест последнего упокоения – зачастую, они будут, фактически, помогать кладбищенскому руководству, внося свой вклад в создание «зоны моральной защиты».
Возможно, вам будет интересно:
«За аварийные деревья на могилах отвечают родственники усопших»
«За аварийные деревья на могилах отвечают родственники усопших»
Читать все комментарии
— Если дерево растёт в ограде могилы, следить за его состоянием должно лицо, ответственное за данное захоронение. Это прописано в правилах благоустройства. То есть вы сами должны организовать спил дерева на могиле своего родственника, если оно вам мешает. Договориться можно с кем угодно: с промышленными альпинистами; вышку подогнать, если рядом проходит дорога, и т. д. Единственное — о производстве таких работ надо поставить в известность коменданта кладбища.
От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес moe@kpv.ru. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.
Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
= 1 комментарий в режиме инкогнито
Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!
Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.
Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»
Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова
Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Полина Александровна Листопад
Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54
Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».
Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru
По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:
или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05
Подписка на новости: RSS
Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.