место для ритуалов название

Как принести жертву богам

Ритуальные крики, ячменная крупа, позолоченные рога и другие важные детали одной церемонии жертвоприношения

Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, со­вершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жерт­венной крови для скрепления клятвы.

Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — закла­ние домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доста­вался дым, участникам церемонии — мясо.

У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертво­приношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам при­носить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.

место для ритуалов название. Смотреть фото место для ритуалов название. Смотреть картинку место для ритуалов название. Картинка про место для ритуалов название. Фото место для ритуалов название

место для ритуалов название. Смотреть фото место для ритуалов название. Смотреть картинку место для ритуалов название. Картинка про место для ритуалов название. Фото место для ритуалов название

Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и про­цедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с не­давнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.

1. Выберите жертву

Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое жи­вот­ное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покро­ви­тельницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кро­вью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а боги­ням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтони­че­ским богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными кален­даря­ми и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца ан­фесте­риона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно при­но­сить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зуба­ми, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — бе­ре­менную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жерт­ву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.

Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприноше­ний в Гре­ции не засвидетельствовано.

2. Найдите профессионального музыканта

Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны назы­ваются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение проис­ходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исме­ния, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпе­ливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неуме­ло заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.

Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделив­шись с ним жертвенным мясом.

3. Помойтесь и нарядитесь

Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные бе­лые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы под­черкнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», что­бы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.

Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей празд­ничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.

4. Организуйте шествие

Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для испол­нения риту­ального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев живот­ного, то ли чтобы отметить важность происходящего.

5. Не забывайте о деталях

место для ритуалов название. Смотреть фото место для ритуалов название. Смотреть картинку место для ритуалов название. Картинка про место для ритуалов название. Фото место для ритуалов названиеСфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.
Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / Wikimedia Commons

Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все рав­но ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мяс­ника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать луч­шие куски самым почетным гостям.

Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними орга­нами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам цере­мония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здо­ровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными зна­мениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и дру­гих внутренних жидкостей.

Источник

Значение слова «ритуал»

место для ритуалов название. Смотреть фото место для ритуалов название. Смотреть картинку место для ритуалов название. Картинка про место для ритуалов название. Фото место для ритуалов название

2. Выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-л., церемониал. Необходимо, чтобы знамя было обставлено специальным ритуалом почета. Макаренко, Методика организации воспитательного 720 процесса. Выходка Вари расстроила весь ритуал награждения. Степанов, Порт-Артур.

[От лат. ritualis — обрядовый]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

понятия считаются тождественными;

ритуал считается частным случаем обряда;

ритуал является совокупностью обрядов.

Как и обряд, ритуал характеризуется символичностью действий, утратой их утилитарного значения. Также ритуалу присуща строго установленная форма и демонстративность.

РИТУА’Л, а, м. [от латин. ritualis — обрядовый] (книжн.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Р. погребения. Р. свадьбы. || Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-н. Р. приема послов. По ритуалу.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ритуа́л

1. порядок обрядовых действий ◆ Ритуал погребения.

2. установленный порядок действий при совершении церковного таинства ◆ Церковные ритуалы: ритуал венчания, крещения, соборования.

3. то же, что церемониал ◆ Воинские ритуалы. ◆ Ритуал приёма посла.

Делаем Карту слов лучше вместе

место для ритуалов название. Смотреть фото место для ритуалов название. Смотреть картинку место для ритуалов название. Картинка про место для ритуалов название. Фото место для ритуалов названиеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: южанин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних

место для ритуалов название. Смотреть фото место для ритуалов название. Смотреть картинку место для ритуалов название. Картинка про место для ритуалов название. Фото место для ритуалов название

Ритуалы сопровождают человека, начиная с глубокой древности и до наших дней. Обряды помогали человеку выжить в непростых условиях, перенести голод, лишения, эпидемии. Совершение ритуалов помогало древнему человеку верить в будущее, в свои силы и силы божеств, которым поклонялись. У каждого народа были свои ритуалы, часто похожие на ритуалы племени из другого уголка Земли, в этом тоже состоит одна из непостижимых загадок человечества. Из нашей книги вы узнаете, какие тайны скрываются за ритуалами первобытных людей, что содержат в себе обряды современных жителей Океании и Австралии, как проходили легендарные древнегреческие мистерии и почему до сих пор не найдены загадочные сокровища тамплиеров. Познакомившись с самыми таинственными ритуалами планеты Земля, читатель поймет, какая сила была заложена в обрядовых кровавых жертвоприношениях, какими иногда удивительными были совершаемые ритуалы и кому они были посвящены. Прочитав книгу, вы поймете смысл слов «жрец», «культ», «капище», «святилище», откроете для себя многие тайны мироздания.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Культы и ритуалы древности

Древнейшие культы (каменный век)

На протяжении последнего столетия археологи и этнографы считали, что первые ритуалы и обряды древние люди в Европе начали совершать немногим более 40 тыс. лет назад. Но новые исследования показали, что самые древние ритуалы появились в Африке более 70 тыс. лет назад, а сколько еще предстоит археологам открытий.

Норвежский профессор Ш. Коулсон обнаружила следы первого ритуала, известного истории, на территории Ботсваны. В северо-восточной части страны есть множество скал с ритуальными рисунками; эти места до сих пор считаются священными у местных племен.

В одной из малоизученных пещер на северном склоне гор исследователи обнаружили камень размерами 6 × 2 м, очень похожий по форме на голову питона. Местный народ под названием «сан» более всего почитает именно питона, он считает себя потомком этого могучего змея, а пересохшее русло реки вокруг гор — следом гигантского древнего прародителя. Ученые считают, что обнаружили древнее ритуальное место, где 70 тыс. лет назад проводились первые ритуалы с посвящением священному животному. Игра света в пещере создает иллюзию змеиной кожи на камне, а рот и глаза питона отчетливо видны на его поверхности.

Как же был определен возраст ритуала? Около пещеры в результате археологических раскопок были обнаружены различные находки, датировка которых произведена радиоуглеродным методом. Большинство находок — каменные наконечники копий и ритуальные орудия, при этом совершенно отсутствуют бытовые предметы. Многие орудия были окрашены с помощью охры в красный цвет, а затем обожжены. Ученые утверждают, что именно так поступало с ритуальными предметами большинство народов древности.

Древние капища, места ритуалов, сооружались всегда на местах скопления особой энергии. Как об этом узнавали первобытные люди — загадка, а современным ученым об этом говорят специальные приборы. Геологи связывают такие энергетические места с древними разломами Земли, где внутренняя энергия, как по трубе, поднимается на поверхность.

Через тысячи лет умерших стали сжигать на костре, а если зарывали в землю, то курганы обкладывали большими камнями.

Особое значение во время погребального ритуала придавали сторонам света.

Чаще всего древнейшие племена клали своих умерших соплеменников с ориентировкой восток — запад. В Австралии туземцы имели ясные представления о западной стране мертвых, но и они часто хоронили людей в сидячем положении лицом на восток. На Фиджи и Самоа умерших клали головой на восток, а ногами на запад, чтобы тело, поднявшись, могло сразу идти вперед в обиталище души, находящееся на западе. Индейцы Северной Америки совершали необычные погребения: они зарывали умершего только по пояс, обращая его лицо на запад, в страну мертвых. Племена Южной Америки чаще всего хоронили своих соплеменников головой на восток, потому что «охотничий рай», по их верованиям, был расположен в восточной части неба. Древние греки хоронили умерших головой на восток или на запад, но никогда — на север или юг. Чаще всего такое положение умершего у большинства народов было связано с поклонением солнцу, которое всходило на востоке.

Жрецы, колдуны, шаманы

В каждом племени любого древнего народа непременно были люди, совершавшие все ритуалы и обряды. Сначала этим занимались старейшины племени, главные охотники, но затем появляется особая прослойка жрецов — людей, проходивших специальную подготовку для проведения ритуалов и церемоний.

Члены племени доверяли шаману или жрецу важную для них область жизни — общение с божествами и духами, а поэтому колдунами могли стать только особые люди, обладавшие не только специальными знаниями, но и некоторыми психологическими особенностями. У всех народов будущие шаманы и жрецы должны были пройти довольно жестокие обряды перед тем, как занять свое почетное место в племени.

Уже посвященные в таинства жрецы обязаны были соблюдать многие жизненные ограничения. Например, у некоторых африканских племен существовало правило, по которому жрец умывается только левой рукой и никогда не стрижет ни волосы, ни ногти. У народов Азии шаманы не имели права употреблять в пищу пряности и даже соль, а разговаривать с другими людьми могли только через специального посредника.

Многим служителям древних культов не разрешалось вступать с женщиной в половую связь или позволялось делать это только раз в 2–3 года.

Часто жрецы передавали свое положение по наследству, в случае если им разрешалось официально иметь детей. Иногда в ученики к жрецам отдавали детей, рано проявивших какие-то необыкновенные особенности, например умение гипнотизировать или лечить людей.

Жрецы строили свое искусство не только на обманах и гипнозах, они на самом деле в большинстве своем умели воздействовать на психику человека в нужном им направлении, владели тайными знаниями по врачеванию людей с помощью лекарственных трав и даже бескровных операций. Большую роль в успехе жрецов играла вера членов племени в их силу и возможности.

Жрецы в Древней Греции занимались исполнением религиозных обрядов и ритуалов. Этих людей не готовили специально, но избирали из лучших граждан полиса путем голосования или жеребьевки. Греческие жрецы всегда жили в семьях и имели полное право жениться, но большую часть времени были обязаны находиться в святилищах, проводя жертвоприношения на алтарях божеств.

В обязанности жрецов входило наведение порядка в храме, содержание статуй богов в должной чистоте и ведение бухгалтерии храма. Греция не создавала ни жреческих классов, как в Египте, ни жреческих коллегий, как в Риме. Жрицы непременно соблюдали целомудрие, считаясь невестами бога или его прислужницами.

Жертвоприношение в религиозном обряде появляется на самой заре цивилизации, в раннем периоде человеческой истории. По своей сути жертвоприношение — это приношение даров божеству как человеку. Божествам, олицетворяющим силы природы, разные народы приносили в дар продукты питания, предметы быта, одежду, лекарственные травы. Священные животные, фетиши, также получали дары в виде ритуального корма. Так откармливали священных змей в Западной Африке, аллигаторов в Северной Африке, крупных хищных птиц в Северной Америке, акул в Австралии, коров в Индии, шакалов в Южной Америке. Священным животным приносили в дар не только еду в виде остатков трапезы или свежего сена, но и человеческие тела.

Со временем в круг священных животных был включен и человек. Например, население древней Мексики поклонялось юноше-пленнику как представителю верховного божества на Земле. Сначала он был почетным гостем на празднике, а затем его самого приносили в жертву Тескатлипоки. В Индии в некоторых племенах женщина, предназначенная в жертву богам, сначала участвовала в оргиях, пила и ела жертвенные яства.

Понятно, что большую часть принесенных в дар божеству еды и предметов забирали себе жрецы, но почему-то людей древних племен это нисколько не смущало — так слепо они верили в магическую силу жрецов.

Многие народы устраивали ритуалы кормления своих идолов, каменных или деревянных. Кормить их могли как мясом жертвенных животных, фруктами и ягодами, так и человеческой кровью или сердцем, как это делали ацтеки. Кровь приносили на алтарь богам все народы древности, так как она считалась олицетворением самой жизни.

Индейцы Северной Америки приносили в жертву своим богам детей, из которых дух за ночь высасывал кровь (на самом деле ребенок умирал от потери крови). Во многих районах Индии алтарь обагрялся кровью жертвенного животного, а его мясо торжественно съедало все племя; так же поступают некоторые африканцы.

Одной из особенных жертв богам было курение трубки у индейцев. Курился не просто табак, а священная трава, и выпускаемый в трех направлениях дым являлся даром богам. Многие колдуны у разных народов пускали в небо ароматический дым, привлекая внимание духов, с которыми следовало найти контакт для общения. И у индейцев Америки, и у кочевников Европы, и у древних народов Китая существовали специальные ритуальные сосуды-курильницы с двумя отделениями — для травы и раскаленных углей. С помощью таких сосудов осуществлялся ритуал окуривания духов. Курительные палочки сжигались в древнегреческих и древнеегипетских храмах — это было одной из форм жертвоприношений богам.

Некоторые народы бросали в огонь пищу, ублажая тем самым духов огня. Перед таким жертвоприношением жрецы совершали вокруг костра обрядовый танец с песнопениями. Перуанцы в праздник Солнца сжигали в огне большую черную ламу и внутренности тысяч других жертвенных животных, мясо которых шло для пиршества. Китайцы сжигали не только мясо животных, но и священные дары в виде тканей и украшений.

У древних израильтян при совершении жертвенного ритуала убивались сотни животных, овец и быков, и под алтарем текли реки крови. Одновременно к богам возносились молитвы о милости.

Народы Фиджи, принося в жертву животных, считали, что боги забирают только их душу, мясо же можно спокойно съесть. Ирокезы приносили почитаемым богам войны человеческие жертвоприношения; подобным образом поступали другие индейские племена. Зулусы умилостивляли небесного бога, чтобы он послал дождь, приношением в жертву черного быка. Старейшины племени выбирали из нескольких быков только одного, остальные отпускались. Мясо убитого быка съедалось в молчании, кости сжигались за поселением, праздник заканчивался пением без слов. Племена Северной Индии приносили в жертву животных, одновременно принимая внутрь большое количество опьяняющего напитка, превращая жертвоприношение в праздник. Древние греки в ранний период истории сжигали жертвенных животных, а затем стали просто разводить ритуальный огонь, а мясо животных съедали.

Отдельное место в некоторых древних ритуалах занимает самопожертвование. Финикийцы, израильтяне приносили в жертву своих самых любимых детей; тольтеки убивали самых красивых женщин племени; древние римляне — единственных в семье мальчиков. Самопожертвование — это уже не ритуал приношения даров божествам, а обряд лишения себя чего-то; этот обряд тесно перекликается с более поздними религиями, признающими только одного бога.

Иногда в жертву приносили не всего человека, а часть тела. Так, в Океании существовал обычай во время инициации отрубать у юноши мизинец и приносить его в жертву; в Южной Индии матери приносили в жертву богам свой отрубленный палец с молитвой о выздоровлении ребенка; в Новой Зеландии на местах жертвоприношений развешивались пряди волос.

В Северной Европе существовал обычай символического жертвоприношения. В этом случае молящийся выпускал перед обрядом несколько капель крови из указательного пальца, а затем произносил молитву к божеству. Поклонники бога Вишну избранному в жертву человеку делали надрез на бедре, после чего он притворялся умершим, а вытекшая из раны кровь заменяла целую жертву.

Черепа со следами проведенной трепанации датируются 3,5 тыс. лет назад. Делалась эта операция чаще всего в ритуальных целях — таким образом из человека «выпускали» болезнь. На некоторых островах в Океании новорожденным мальчикам из семьи вождя делали трепанацию черепа в раннем возрасте, чтобы ребенок был всю жизнь здоров. Отверстие в черепе делалось с помощью острых кремниевых ножей или резцов, а позже — при помощи бронзовых ритуальных ножей. Некоторые племена после ритуальной трепанации оставляли для больного кусочек его собственной черепной кости в качестве амулета.

Кроме распространенных способов деформации черепов, проводились еще ритуалы их раскрашивания. Так, около Дамаска французские археологи обнаружили в могильнике эпохи неолита под захоронением ребенка 5 раскрашенных черепов, каждый в своем углублении. Черепа принадлежали людям, жившим около 7 тыс. лет назад. На поверхность черепов с помощью глины была нанесена «маска» в виде лица человека, позже раскрашенная. Исследователи не пришли к общему мнению, но большинство ученых считает, что так могли захоранивать только людей, принадлежащих к элите племени.

Охота у многих древнейших народов мира была основным источником пропитания, поэтому люди относились к ней как к священному действу. Нет ни одного народа древности, жившего в лесах, у которого не было бы многочисленных, во многом загадочных охотничьих ритуалов.

Большинство обрядов связано с почитанием духов и божеств леса, с выражением любви и уважения к будущим жертвам, животным. Свидетельства этого мы имеем как в наскальных росписях, изображающих сцены охоты, так и в отголосках древних легенд, дошедших до нашего времени.

Собираясь на охоту, первобытный человек совершал сразу несколько обрядов: обряд очищения, обряд вознесения молитвы к богам и обряд благодарения будущей жертве за то, что она даст ему и его семье не умереть от голода.

Животных, на которых собирались охотиться, изображали на скалах, на украшениях, на одежде — так появились самые первые тотемы племени, тотемы, которым поклонялись, которых любили и которых тем не менее могли принести в жертву. Каждое жертвоприношение совершалось только после тщательной и долгой подготовки. Сначала охотник проходил обряд очищения: он постился несколько дней, омывался в священном ручье или источнике и непременно надевал чистую одежду, даже если она состояла из шкур. После этого охотники возносили молитвы к богу, сопровождая их жертвоприношением; чаще всего в жертву приносились дикие, а затем и домашние куры, петухи, козы, бараны, причем у каждого народа — определенного цвета. К Хозяину Зверей перед каждой охотой обращались, например, индейцы майя, «договариваясь» с ним о размере добычи.

После удачной охоты снова совершался ритуал, на этот раз благодарственный. Убитым зверям вкладывался в рот лист священного для племени дерева, например дуба или березы, а само животное оплакивалось охотниками и другими членами племени. Именно благодарственные ритуалы — самые таинственные во всей системе обрядов и до сих пор до конца не исследованы.

В Африке кафры, охотясь за слоном, просили его не раздавить охотников. После убийства слона племя возносило молитвы о том, что слон убит не нарочно, после чего хоронили хобот слона, так как это животное почиталось в Африке как великий вождь, а его хобот считался священной рукой, способной нанести великий вред племени. Племя конго мстило за убийство животного мнимым нападением на охотников, совершивших «преступление».

Коряки, убив медведя или волка, снимали с него кожу, надевали на одного из охотников и плясали вокруг с песнями, в которых уверяли зверя, что это вина не их, а каких-то загадочных злых духов. Гольды сажали убитого медведя на импровизированный трон, называли его господином и оказывали всяческие почести. На Борнео даяки, поймав аллигатора багром, сначала обращались к нему с почтительными речами, называя его дедушкой, и только после этого убивали.

Символические ритуалы очищения были развиты у большинства народов нашей планеты, но проявлялись по-разному. Смысл этих обрядов состоял в освобождении человека от всякой скверны, от вины и нравственного греха. Чаще всего обряд очищения состоял в погружении в проточную воду или окроплении освященной водой. Очищение могло происходить и с помощью огня: при этом «загрязненный» человек должен был, например, перепрыгнуть через ритуальный костер, или его окуривали жрецы специальным дымом.

Очищению у большинства народов древности обязательно подлежал новорожденный ребенок, его мать, убийца, проливший человеческую кровь, и человек, прикоснувшийся к трупу.

Новорожденного ребенка непременно омывают в воде, одновременно давая ему имя, — этот древний обычай перешел из язычества в христианство и стал называться крещением. У индейцев Южной Америки ребенка окропляли водой, настоянной на лекарственных травах, чтобы он вырос здоровым; в некоторых племенах новорожденного мыли в реке, а затем окуривали, таким образом проводя сразу 2 очищения, водой и огнем.

Интересно проходил обряд очищения младенца индейцами Перу: в день рождения ребенка вода, которой он был обмыт, выливалась в яму под заклинания жрецов и колдунов. Через несколько дней ребенку давалось имя, при этом голову ему брили каменным ножом.

В Древней Мексике новорожденного несколько раз омывали, причем делали это в те дни, которые указывались астрологами. После обрядов очищения водой мать ребенка на торжественном собрании раздевала малыша, вставала к ним между двумя ритуальными кострами и обращалась к божествам со специальными молитвами.

Обрядам очищения подвергаются служители культа и в язычестве, и во всех религиях мира. Так, брахманы ведут жизнь, наполненную ритуальными очищениями. Когда будущий брахман появляется на свет, считается, что дом осквернен, и проводятся обряды его очищения. Потом всю жизнь брахман постоянно совершает ритуальные окропления и омовения, причем часто это делается не водой, а мочой священной коровы. После похорон брахмана люди очищают себя водой от прикосновения к его останкам.

С помощью святой воды представители многих религий изгоняют всякую нечисть, отпугивают вампиров и дьявола. У древних персов благочестивый человек постоянно носил при себе горшок воды для омовений, чтобы окроплять ею глаза после взгляда на неверного.

Древние земледельцы очищали от скверны с помощью огня и воды засеянные поля. Стада вместе с пастухами проводились через огонь, а окуривание полей осуществлялось путем сжигания душистых ветвей и трав.

Поклонение священным камням

Все древние народы поклонялись камням, правда, делая это по-разному. Мало кто знает, что слово «Гермес» переводится как «груда камней», «каменный столб». На территории Древней Греции существовал специально разработанный ритуал изготовления герм, которые устанавливались на дорогах для указания расстояний и представляли собой закругленные столбовидные каменные стелы с подчеркнуто выраженным мужским началом. Гермами называли и пирамидальные кучи камней, к которым путники непременно клали немного еды для бога. Каменные кучи являлись путеводителями путников, поэтому бога — покровителя путешественников стали называть Гермесом.

Подобные каменные стелы, менгиры, были известны во всей Европе; они также символизировали собой главенствующее в природе мужское начало. Позднее крестьяне ставили менгиры посреди своих полей, объясняя это тем, что священное изваяние мужского полового органа гарантирует урожай.

Женщины Северной Европы, мечтающие иметь детей, поклонялись священным камням, принося им дары в виде фруктов и плодов. Ритуал состоял в том, что женщина прикасалась своими гениталиями к камню, одновременно моля богов о ребенке.

Каменные ритуальные сооружения известны по всему миру: иногда это небольшой круг из камней, а часто — целые сложные сооружения с вырезанными магическими надписями. Аллеи каменных столбов археологи обнаружили во Франции и одновременно в Гималаях; разумеется, каменным святилищем является и знаменитый английский Стоунхендж.

Другие каменные сооружения, загадочные дольмены, возможно, представляли собой женское половое начало. Некоторые исследователи полагают, что близ дольменов совершались ритуалы, во время которых происходили магические половые акты. Отверстие в дольменах, по мнению некоторых археологов, предназначалось для попадания солнечных лучей, символизирующих мужской половой орган. Внутри дольменов часто находят человеческие кости, что позволяет предположить существование древних ритуалов жертвоприношений, связанных с почитанием священных камней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *