материалы по старинному народному календарю летние народные праздники игры забавы приметы и др
Русские народные праздники и обряды. Летние народные праздники в России
Вся жизнь человека подразделена на будни и дни отдыха от трудов насущных. Существуют еще праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но веселится, танцует и поет, совершает ритуальные действа, связанные с тематической составляющей.
Исторически сложилось так, что календарь объединяет в себе церковные и народные праздники. В чем их отличие и единство, когда они зародились и как празднуются сегодня?
История возникновения
В уже забытые языческие времена люди чтили природу, справедливо считая ее своей матерью и кормилицей. Они поклонялись солнцу и просили его согреть их теплом. Они возвышали воду и уговаривали ее подарить им много рыбы для пропитания. Люди поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Они чтили матушку-землю и просили ее о щедрости и изобилии. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность.
Обращались к божествам с торжественностью, почитанием и страхом. Боясь прогневить их суетой и недостаточным вниманием, древние славяне готовились к ритуалам заранее и отводили для этого не только целые дни, но иногда целые недели, если вопрос был уж очень важным. Эти традиции были сакральными ценностями общины, передавались из поколения в поколение.
Интересно, что в старину не выделялись народные детские праздники, поскольку их главной идеей было мифологическое олицетворение природных сил, они носили магический характер и были призваны обеспечить благополучие общины.
Этапы развития
Первый перелом произошел в 988 году, когда князь Владимир окрестил Русь. Это эпохальное по значимости деяние изменило календарь и характер языческих обрядов. Народные праздники, носившие магический характер и направленные в основном на получение хорошего урожая, богатого приплода домашнего скота, стали постепенно вытесняться церковными праздниками, основой которых стало восхваление единого Бога, получение прощения и милости свыше.
Дальнейшее углубление разделения народных и церковных традиций обусловлено появлением и быстрым ростом городов. Когда ремесленничество и мануфактура стали основой благополучия горожан, еще дальше в тень отступили народные праздники и обряды, тесно связанные с земледельческим календарем.
Вторым переломным моментом в истории развития этой составляющей культуры стали преобразования Петра 1, когда в массы активно внедрялись европейские традиции.
Крушение самодержавия наложило очередной отпечаток на праздничный русский календарь. В этот сложный период смены эпох язычество отодвинулось в самые отдаленные части России. Теперь только в глубинках на северо-востоке (в отдельных этнических группах) сохранились народные праздники. История их видоизменила, и сегодня они отличаются от обрядов древних славян.
Значимость народных праздников
Накопившаяся энергия требует выхода, выплеснуть ее можно по-разному. Наихудшие варианты: устроить бесшабашные дискотечные танцы, безобразную вечеринку с легкими наркотиками и спиртным. Но насколько лучше провести народное гулянье с красиво одетыми людьми, хороводами и песнями, с традиционными игрищами или тайными гаданиями.
Как элемент возрождения духовности
Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Такая форма досуга ставит личность в условия активной духовной деятельности, ее функцией становится не только культурно-творческая, но и развивающая или информационно-просветительская работа.
Атмосфера общности, единого корня и приобщение к народным сакральным ценностям способствуют формированию национальной гордости и патриотизма.
Оглянуться в прошлое и вернуть в настоящее
Массовые мероприятия организовываются согласно летописным преданиям. Люди с удовольствием берут участие в красочном действе, которое имеет под собой исключительно исторически подлинную основу. Креатив и современная интерпретация в данном случае проигрывают, народные праздники в технологической аранжировке теряют исключительную самобытность, мифологическую таинственность и сакральность, что и составляет их главную изюминку.
Что общего имели народные гуляния?
Праздники славян, вне зависимости от тематики и времени года, были наделены общими чертами:
А какие народные праздники обходились без гуляний, песен и хороводов, без ряженых и магии?
Сегодня древнейшие традиции язычества нисколько не устарели. Они, пройдя сквозь временные пласты, органично влились в правила христианских празднеств. Православная Церковь в особые дни запрещает прихожанам работать, ругаться и скорбеть. В эти дни принято нарядно одеваться, песнями восхвалять Бога, накрывать богатые столы и делиться с ближними. Языческие магические действа трансформировались в христианские обряды.
Народный календарь
Старославянские племена справляли такие гуляния (по новому стилю):
В списке не учтены церковные обрядовые дни. Это народный праздник Троица, а также Спас, Рождество, Пасха, Вознесение Господне и другие, которые не являются исконно языческими.
Зимние праздники
В Юрьев день отмечали полное успокоение от осенних трудов. Народ говорил, что в этот день и медведь в берлоге засыпает.
В Сретение отмечали встречу зимы с весной.
С 6 января и до самой Масленицы в старину продолжались Свадебные недели. Этот период считался лучшим для сватовства и свадеб.
Весенние праздники
В Красную горку радовались приходу весны, полному пробуждению природы.
Летние праздники
Многие летние народные праздники тесно связаны с сельскохозяйственным календарем. Например, в день Петра и Февронии проводились купальные игры, по берегам водоемов устраивались пиры и веселые народные гулянья. Считалось, что в этот день надо провести первый покос, тогда и сена будет вдоволь. Если шел дождь, то ждали богатого сбора меда. Афиноген знаменовал собой начало жатвы. Первый сноп хранили в избе как оберег.
В Спожинки коллективно праздновали конец жатвы.
Осенние праздники
На Воздвижение язычники провожали последних птиц. Природа успокаивалась, матушка-земля отдыхала.
В сердце у каждого.
Этническая и историческая память народа хранит древние языческие верования и обряды. Именно память предков на подсознательном уровне заставляет нас верить в приметы:
Игры, забавы, эстафеты для детей и взрослых на народных праздниках
Наталья Плахтеева
Игры, забавы, эстафеты для детей и взрослых на народных праздниках
В народные игры играют и в детских садах. Духовно-нравственное воспитание детей с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется в процессе подготовки и проведения народных праздников.
Через старинные народные игры дети узнают историю, традиции своей культуры, о том, как жили люди, какую одежду на праздник надевали, как они веселились, в какие игры играли в старину на Руси.
Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия органично мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры: количество игроков и место – помещение музыкального зала или открытая площадка на свежем воздухе. Также может варьироваться и инвентарь, используемый в народных играх.
Игры «Золотые ворота» и «Ручеёк»
Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость её участников, сколько на их везение. Игра идёт под музыку.
Правила игры «Золотые ворота» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота, при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
После того, как заканчивается песня, игроки, составляющие ворота, опускают руки, и те игроки, которые попались, также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все игроки становятся «воротами».
Игра «Перетягивание каната»
Это одна из самых старых забав. Перед игрой дети распределяются в команды. Веселее, если команды состоят не из одних девочек или мальчишек, а получаются смешанными. Как только команды определены, рисуют линию.
Игра на Масленицу «Подснежники»
Дети поют весеннюю запевку:
Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью:
С дождями сильными,
С цветами обильными.
Во время запевки водящий разбрасывает внутри обруча цветы подснежники. Как только музыка заканчивается, дети начинают собирать цветы. У кого окажется больше цветов, тот и победил.
Количество цветов на один меньше, чем количество детей. Пока поётся закличка, дети бегают вокруг обруча. Как только музыка заканчивается – дети собирают цветы. Кто не успел взять цветок – выходит их игры
Игра «Курочки и петушки»
Дети разбиваются на две команды – курочки и петушки. В течение одной минуты они собирают зерна (тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают та команда, которая собрала больше семечек
Игры-эстафеты «Собери урожай», «Выбери съедобные грибы»
Очень хороши такие игры с участием родителей на праздники «Яблочный Спас», «Весёлая ярмарка»
Игра «Гуси-лебеди»
Определяются два «дома». В одном находятся «Гуси». В другом – их «Хозяин». Между домами «Под горой» живёт «Волк».
Очень хорошо пригласить и родителей поиграть вместе с детьми в эту игру.
Хозяин и гуси ведут между собой разговор:
— Так летите вы домой!
— Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
После этих слов «Гуси» стараются перебежать к «Хозяину», а «Волк» их ловит. Пойманный гусь становится «Волком»
Народная забава «Пасхальное лукошко»
Дети делятся на две команды. К игре можно подключить родителей, бабушек, дедушек и предложить им роль капитанов команд.
Ведущий выдаёт им две деревянные ложки и деревянные яйца. По команде ведущего ребята на вытянутой руке должны донести яйцо в ложке, не уронив его, бросить в «лукошко» своей команды, быстро вернуться, отдать ложку следующему игроку. Чья команда выполнит задание быстрее и не нарушит правил – та и выиграла
Хороводная игра «Вербочка»
Игроки становятся в круг. Водящий, у которого в руках веточка вербы, находится за кругом
Участники игры, держась за руки, идут по кругу. Водящий движется за кругом в противоположном направлении, приговаривая:
Я по кругу хожу,
Вербу я в руках держу.
Кого вербочкой коснусь,
Тот бежит скорее пусть!
Хоровод останавливается, водящий касается веточкой игрока. В этот момент водящий и игрок из круга бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны занять свободное место. Тот, кто опоздал, становится водящим
Народные детские игры и забавы представляют собой деятельность, направленную на достижение цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.
Игры-забавы для детей раннего возраста Похлопаем в ладошки Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, похлопаем в ладошки. Очень хорошо! – 2 раза Хлопки перед грудью (не раскачивая.
Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поиском путей.
Игры на праздниках в детском саду Музыкальный стульчик. Этот вариант отличается от всем известного тем, что, когда музыка внезапно прекращается, игрок, которому не хватило.
Игры-эстафеты на прогулках Игры-эстафеты на прогулках. «Надень колечко» Место проведения и инвентарь. Игра проводится в основной части физкультурного занятия в зале.
Игры-эстафеты «Мыльные пузыри» Игры – эстафеты «Мыльные пузыри». Елена Карпова Для детей средней и младшей групп Цель: способствовать созданию весёлого настроения у.
Новогодние игры и эстафеты Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоспасский детский сад №7. Методическая разработка для детей старшего дошкольного.
Спортивное развлечение «Народные игры и забавы» для детей средней группы адачи: • Развивать ловкость, находчивость, выносливость, чувство дружбы и взаимопомощи. • Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Зимние игры для детей и взрослых ИГРА 1 «МЕТЕЛИЦА» Варианты игры Для малышей: игроки стоят парами (взрослый и ребенок) лицом друг к другу, руки разведены в стороны, держась.
Сценарий летнего праздника «Народные игры и праздники»
Святой Петр и Павел нас играть заставил.
Тема- народная игры и праздники
Выполнила воспитатель Шапошникова В. Ю.
р. п. Ардатов МБДОУ «Детский сад №1»
Цель; Приобщать детей к основам духовности русского народа и традиционного уклада жизни, особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к истории нашего народа.
Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Содействовать пониманию национального колорита потешек и закличек, музыки, танцев, песен, игр русского народа.
Формировать представление о народных играх, забавах, развивать ловкость, удаль, внимание, речь, словарный запас, воспитывать взаимопомощь в игре, уважение друг к другу.
Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к природе, к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину
Возраст детей 5-6 лет
Актуальность В настоящее время дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы. Но многие ответы на трудные вопросы воспитания детей можно найти обратившись к опыту и знаниям наших предков, к русским народным принципам образования. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Русская народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит так же и средством приобщения к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры чередовались с посильным трудом или сливались с ним. Игровой опыт передавался от старших к младшим. В игре отображаются все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до бытовых сценок – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных играх, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Петров день и т. д. Фольклорные праздникидают широкие возможности в разностороннем воспитании детей: воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, людям, проявлять интерес к историческому прошлому, героям нашей страны. Любовь к Родине зарождается в детстве. Что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Фольклор приобщает ребенка к познанию истории народа, его национальных особенностей, нравов и обычаев. Именно родная культура должна лежать в основе личности.
Связь содержания мероприятия с реализуемой в ДОУ программой духовно-нравственного воспитания.
Мероприятие разработано на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой», где духовно-нравственное воспитание рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития.
Связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры
Проведение фольклорных праздников в детском саду духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Особенности реализации мероприятия: мероприятие проводится в форме развлечения на участке.
Посещение музея «Русская изба», рассматривание иллюстраций к сказкам, презентаций «Как рубашка в поле выросла»
Чтение и разучивание потешек, песенок, стихов, закличек и сказок, частушек.
Слушание народной музыки.
Разучивание танцев, хороводов, игр
Изготовление атрибутов к народным играм;
Задачи,направленные на детей:
Использование фольклора во всех видах детской деятельности, народных подвижных игр и календарно-обрядовых праздников.
ХОД ПРАЗДНИКА (проводится на участке детского сада) Праздник проводят двое взрослых, ведущих.
Ведущая 1 Я хочу поприветствовать вас на нашей игровой полянке. Садитесь рядком. Да поговорим ладком.
-А кто знает, что значит поговорить ладком? Правильно. Это значит вести хорошую беседу. Слушать внимательно друг друга, не спеша, подумав, отвечать, никого не перебивать.
-Скажите мне ребята, какое сейчас время года (лето) Правильно.
-Ребята, что вы знаете про лето? А что можно делать летом? Дети рассказывают о лете.
-Молодцы,как много вы знаете про лето! Лето очень хорошая пора, все радуются, когда наступает лето. Летом даже птички поют особенно. Как? (радостно, весело) Они рады солнышку, теплу, цветочкам, а еще говорят, что они радуются божьему миру, и благодарят своим веселым пением. Бога благодарят и верующие в него люди. Весело и радостно звонит колокол, созывая их в храм.Встречаясь в храме они говорят друг другу: «С праздником!»
— А какие вы праздники знаете? (ответы детей) Хорошо! Я уверена, что вы любите праздники. И у вас дома, в вашей семье сложились особенности, традиции проведения праздников с вашими близкими, родными вам людьми и гостями, которые приходят к вам на праздник. А давайте и мы устроим праздник! Только наш праздник будет необычным, а таким, какие были праздники давным- давно, ну примерно тогда, когда не было компьютеров, самолетов, люди еще не знали, что такое космос и ездили и возили грузы не на машинах, а на чем? правильно на лошадаях.
На Руси с давних пор любил народ праздники отмечать. Один из любимых летних праздников – день Петра и Павла, отмечали этот праздник в июле, самом жарком месяце лета, когда начинал созревать урожай в огородах и садах. Петр и Павел –это святые, самые хорошие люди после отца и матери, которые служили Богу, помогали людям, и больше других потрудились в объяснении кто такой Иисус Христос и что такое вера Христова. Святые сейчас пребывают вместе с Богом. Поэтому люди обращаются к ним в молитвах, пишут их иконы. (Показывают большую икону «Тайная вечеря»)
На этой иконе изображен Иисус Христос и Его ученики – их еще называют Апостолы
Ведущая 2: Хотите, я расскажу вам о Петре и Павле? (Ответы) Имя Петр ему дал Иисус Христос, а вначале он был простым рыбаком, трудолюбивым, заботящимся о своей большой семье, и звали его Симон. Сам Спаситель назвал Петра так и призвал его оставить рыболовные сети и следовать за Ним. Петр всем сердцем уверовал во Христа, поэтому сумел крестить тысячи людей, основал Церкви в разных странах и даже творил чудеса.
Павел уверовал во Христа уже после Воскресения Иисуса, никогда не ходил за Спасителем, как Пётр, но Господь позвал и Павла к себе на служение. Павел был очень образован, хорошо знал священное Писание, а ведь запомнить его не так-то легко. Петр и Павел разные люди, но объединяет их верное служение Христу, проповедание учения Христа по всем странам. В честь этих святых поют в этот праздник молитвы-величания, вот, послушайте. (Поет хор) В этот праздничный день заканчивается пост, люди идут в Храмы, ставят свечи к иконе святых Апостолов и еще поздравляют всех, кто носит имя Петр или Павел с именинами
Ведущая 1. Но в этот праздник люди не только молились в церквах, но и ходили в гости, веселились. Взрослые праздновали дома, а детвора и молодёжь начинали праздноватьвечером собирались вместе: шутили, пели песни, играли, и до восхода солнца забавлялись по – разному.
Давайте и мы сегодня устроим праздник. А поможет нам вот этот красивый платок. В таких платках давным- давно красны девицы приходили на праздник Сейчас с помощью этого платка мы перенесемся в историческое прошлое нашего народа (ведущий взмахивает платком)
Девчонки и мальчишки.
Спасибо, что мимо не прошли.
К нам на праздник зашли.
Проходите, не стесняйтесь.
Вы на праздник пригласили
И совсем не пояснили,
Что за праздник будет тут.
Объясненья гости ждут.
Ведущая 2. Праздник наш не простой, праздник народных игр и развлечений.
Наш праздник начинается,
Скучать всем запрещается!
Будем шутить, смеяться и играть,
И русские народные забавы вспоминать
Собирайся народ, становись в хоровод.
Ведущая 1. Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод.
-Кто знает что такое хоровод? Правильно-хоровод это круг. А водить хоровод сложно?
— «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Каждый из участников хоровода должен обязательно двигаться под музыку, в соответствии с правилами. Чтобы хоровод был красивым, все в хороводе должны идти на одинаковом расстоянии от середины круга, за красивый хоровод отвечают все. В хороводной песне пели про занятия наших предков, охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое.
Все становятся в круг и поют:
«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял его так…
Показывают движениями рук вперёд:
«Потом отдыхал вот так…
Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе,припевая:
-Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!
— Кто хочет знать, как жнут овёс?
— Отец мой жинал его так (показывают, иммитируя срезание стеблей)
— Потом отдыхал он вот так (показывают сложив руки крест – накрест)
— Кто хочет знать, как вяжут овёс?
— Отец мой вязал его так (показывают, иммитируя круговыми движениями рук связывание стеблей)
— Кто хочет знать, как молотят овёс?
— Отец мой молотил его так (при молотьбе, каждый колотит своего соседа кулаками по спине).
Ведущая 2. Люди добрые, а какие вы пословицы знаете о труде?
— Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
— Мала пчела, да и та работает.
— Всякое дело мастера боится.
— Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.
— Труд человека кормит, а лень портит.
Ведущая 1У русского народа много коротких, забавных стиховорений потешек о труде. Они интересны и быстро запоминаются. Но читать их нужно красиво, выразительно. Праздник святых Петра и Павла проводился в июле. В это время был сенокос.
Сценка «Сенокос» У частвуют два ребенка, Миша и Маша, одетые в русские народные костюмы.
(Звучит фонограмма топота копыт.) Выезжает на коне Миша.
Маша: Куда Миша едешь? Куда погоняешь?
Маша: На что тебе сено?
Миша: Коров кормить.
Маша: На что тебе коровы?
Маша: На что тебе молоко?
Миша: Малых детушек поить.
Маша: Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож! (Миша уезжает.)
Такая сценка повторялась несколько раз и выбирались ребята, которые красиво, выразительно ее разыгрывали.
Ведущая 2. На празднике дети любили играть и в разные игры. В конце июля в огородах поспевают овощи. Ребят особенности привлекал горох, но добывать его приходилось хитростью, так как его охраняют хозяева, чтобы убежать от хозяина нужно было быть ловким и уметь быстро бегать. Узнать кто самый быстрый и ловкий можно было, сыграв в игру «Дедушка Прокоп»
Игра «Дедушка Прокоп» Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга. (звучит фонограмма русской народной песни «Вокузнице»)
-Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
-Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.
-Дети. Дождик, дождик поливай, поливай, будет славный урожай (поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя)
-Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли еще твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).
-Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.
-Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.)
-Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
-Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!
Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.
Ведущая 1. Петр и Павел были покровители рыбного промысла и рыбаки в этот день просят о хорошем улове. А дети любили играть в игру, которая называется «Удочка». В этой игре побеждает тот, кто внимательный, как хороший рыбак, и быстрый и ловкий.
Становитесь в круг, а водящий встанет в центр круга, и будет ловить рыбок вот такой удочкой (веревка, на конце который закреплен мешочек с песком).
Ведущий-рыбак будет крутить веревку так. Чтобы она крутилась по полу, делая круг под ногами играющих. А вы, когда веревка приблизится к вашим ногам, должны будете подпрыгнуть так, чтобы она не задела вас по ногам. Кого веревка заденет по ногам выбывает из игры. Самый ловкий игрок будет новым ведущим.
Ведущая 2. А я предлагаю поиграть в «Горелки». Игра «Горелки» была раньше самой любимой игрой у детей, кто не умел быстро бегать, тому не место в этой игре. А играть то хотелось, поэтому все учились быстро бегать.
Вставайте парами друг за другом. Сейчас мы выберем водящего, водящий – горелка.Играющие нараспев приговаривают:
Ведущий 1 А теперь давайте отдохнем и веселые потешки и считалки прочтем. Послушаем и узнаем, кто же у нас лучший чтец. Дети читают стихи.