мантра приветствие солнцу сурья намаскар
Двенадцать солнечных мантр
К омплекс Приветствия Солнцу (Сурья Намаскара) — один из самых известных и широко используемых многими практиками.
Эта последовательность положений (асан) может сопровождаться различными дополнительными инструментами йоги — дыханием, замками (бандхами), а также мантрами.
В этой статье мы рассмотрим мантры, которые могут быть использованы в сочетании с этим комплексом.
Каждая из 12 мантр соотносится с одной из асан и произносится во время её выполнения.
В зависимости от скорости выполнения последовательности, мантры можно произносить с биджа-мантрами или без них.
Биджа-мантры представляют собой непереводимые звуковые сочетания, которые относятся к той Силе (шакти), к которой мы обращаемся в последующей мантре.
Биджа-мантры используются для усиления последующего обращения. Например, мантра Ом является Маха̄-биджа-мантрой (Великой семенной мантрой), без которой обычно не произносятся ведические тексты.
В одном из вариантов практики комплекса Приветствия Солнцу (Сурья-Намаскара) можно использовать только биджа-мантры как дополнительный объект для концентрации на образе Солнца.
Каждая из 12 солнечных мантр по сути представляет собой обращение к разным аспектам Солнца, выделяя какие-то характерные качества этой энергии. К каким качествам обращена каждая из мантр, мы и рассмотрим.
Для этого мы будем опираться на этимологию (происхождение) имен Солнца, а также обратимся к ведическим текстам, в основном к Риг-веде (РВ), — самому древнему собранию гимнов, дошедшему до нас на санскрите.
Вообще в Риг-веде многие божества, к которым были обращены гимны, являли собой различные силы природы. И солярных (солнечных) божеств было много — Митра, Сурья, Пушан, Савитар. Людям издревле было чему поучиться у природы, поэтому и мы постараемся познать то, чему наши предки хотели научиться у сил природы и, в частности, у Солнца.
Митра
Это тот, кто наблюдает или следит за договоренностями между отдельными людьми, либо между социальными группами — народом и правительством, например. Митру издревле призывали в клятвах или договорах, его имя было синонимом дружественности, знамением отсутствия обмана.
Митра — это тот, кто поддерживает порядок вселенский (ṛtam) и между людьми, называемый законом дхармы.
Позже это имя употреблялось исключительно как нарицательное, в значении «друг». То есть это та сила, которая связывает, объединяет людей и делает их друзьями, в том числе посредством выполнения своих обязательств. Почему же Солнце наш друг? Потому что завтра утром точно наступит новый день: рассвет ознаменуется восходом солнца, и оно нас ещё ни разу не подводило.
Таким образом, Митра не только следит за выполнением обязательств между людьми, но и сам является примером выполнения своих обязанностей.
Прямой перевод слова «рави» (от ru — ‘идти’) — ‘солнце’. Мы увидим, что многие имена Солнца в целом переводятся как свет, солнце, луч света, потому что издавна употребляются в значениях, связанных с ним.
В хинди мы встретим день недели «равивар», что дословно означает ‘день солнца’. Согласно ведической науке о планетах Джьотишу, каждый день недели соотносится с какой-то планетой, и воскресенье — это день Солнца, когда благоприятно совершать духовную практику, обращаясь к этой энергии.
Рави — это тот, кто постоянно двигается, никогда не останавливается, благодаря чему и поддерживается космический закон (ṛtam). Но он не просто поддерживает этот закон, а своим движением создаёт его, задавая циклы дня и ночи, смену сезонов (лето – зима).
Сурья
Сурье посвящено большое количество гимнов в Риг-веде; это древняя сила, имя которого дошло и до наших дней.
Его колесница появляется на краю горизонта, запряжённая семью кобылицами, которые олицетворяют солнечные лучи.
Сурья — это хранитель всего, что движется. Он побуждает все существа к движению и исполнению повседневных дел. Своим появлением он пробуждает природу ото сна и напоминает о том, что наступило время приступить к выполнению своих обязанностей.
Часто в гимнах упоминается Око Сурьи — Всевидящий Сурья. Он благосклонен к людям.
Он отмеряет дни и продлевает жизнь.
Бхану
Бхану (пер.: ‘свет’, ‘луч света’, ‘блеск’, ‘великолепие’). Тот, кто имеет лучи, — это Солнце. Это имя соотносится с образом Солнца как с тем, кто вместо волос имеет лучи. Мы с детства привыкли изображать Солнце именно таким образом — окружность, от которой расходятся лучи.
Кхага
Кхага («кха» — ‘небо’, ‘пространство’; «га» — ‘идущий’) — идущий по небу. Это имя можно отнести к любым существам (птицам), предметам (стреле) или планетам, которые пребывают в небе. Но Солнце — это главный среди них, поэтому традиционно это имя соотносится с Солнцем. Он — предводитель небесных тел, он занимает особое положение среди них, выделяясь тем, что безустанно выполняет свои обязанности, давая свет, тепло и поддерживая вселенский закон.
Пушан
Пушан (от puṣ — ‘процветать’, ‘пышнеть’, ‘увеличиваться’) — благодетельный, дарующий благоденствие. Это древнее ведическое божество; полагают, что Пушан не только представляет собой того, кто даёт процветание, благоденствие, но и олицетворяет путеводный аспект Солнца. Он бог Солнца и путей. «Он рождён, чтобы шествовать по далёким путям, по дальней тропе небес и по дальней тропе земли» (Риг-веда 10.17.6). Он указывает путь людям, к нему взывают заблудившиеся. Он проводник также от этой реальности к божественной, он способен указать путь сквозь миры.
Хираньягарбха
Хираньягарбха («хиранья» — ‘золотой’; «гарбха» — ‘лоно’, ‘чрево’, ‘зародыш’).
Нередко в Риг-веде опору Вселенной символизируют лучи Солнца. И это имя — Хираньягарбха — из Ведийской космологии, которая связана с гимнами о происхождении Творения. Гимн 10.121 Риг-веды говорит о происхождении Вселенной из Золотого зародыша, под которым явно подразумевается Солнце.
Это имя в полной мере представляет женский аспект, связанный с рождением, дарением жизни и взращиванием. Без тепла и света Солнца ничего не могло бы существовать, расти и развиваться на Земле. Хотя это имя стоит в мужском роде, но обращается к женскому принципу созревания в чреве и рождения.
Маричи
Здесь мы видим определенную параллель: с одной стороны, это слово обозначает луч света, а с другой — имя мудреца. То есть посредством этого имени мы обращаемся к аспекту Солнца, который передаёт знание, мудрость и свет. Солнце — это божество, которое несёт свет не только буквально, но и метафорически, наделяя ясностью ума и мудростью. Как Учитель (гуру), который сам просветлён и способен поделиться этим светом с другими.
Адитья
Адитья (‘сын Адити’), это имя обозначает принадлежность к Адити — одной из самых древних форм Богинь, матери всех Богов.
Адити — ‘бесконечность’; по некоторым толкованиям, она представляет собой олицетворение неба.
И Солнце — это первый сын Адити, первый сын бесконечности. Отличительная характеристика бесконечности — это отсутствие ограничений. Так и Солнце способно показать нам бесконечность и раздвинуть границы привычного мировоззрения.
Савитар
В отличие от Сурьи, который более конкретен и означает Солнце, видимое на небе, солнечный свет, Савитар олицетворяет солнечную природу вообще, независимо от того, видимо Солнце или нет.
Особым почитанием пользовалась мантра, обращённая к Савитару и по сей день известная нам под названием Гаятри- или Савитри-мантра. Она традиционно произносилась на рассвете: «Да обретём мы желанное сияние Савитара, бога, который оживляет наши мысли!» (Риг-веда 3.62.10)
Арка (от arc — ‘сиять’, ‘восхвалять’, ‘прославлять’, пер.: ‘луч’, ‘вспышка’, ‘свет сам по себе’).
Это свет, который сияет на листьях, деревьях, горах и в каплях воды. Это свет, который оживляет краски и делает то, на что он попадает, красивым и ярким. Это свет, который украшает Землю. Он восхваляет то, на что направлен, и с уважением относится ко всему вокруг, подавая и нам пример того, как нужно относиться к миру.
Бхаскара
Обращаясь к Солнцу, стремясь познать его природу, мы фокусируем своё внимание на таких его аспектах, как служение, выполнение своих обязанностей, мудрость и знания, и эти качества начинаем культивировать в себе. Это даёт нам возможности для собственного развития и трансформации. Ом!
Мантры для приветствия Солнцу(Сурья намаскар)
Сегодня я расскажу о том, какие санскритские мантры используются для выполнения йогической практики приветствия Солнцу «Сурья намаскар».
Само название «Сурья намаскар» (सूर्यनमस्कार) является санскритским словом, состоящим из двух частей:
सूर्य (sūrya, суурйа) — Солнце и
नमस्कार (namaskāra, намаскаара) — почитание.
Перед началом практики обычно прочитывают мантру на санскрите:
Образ Нараяна, описанный в мантре
ध्येयः सदा सवितृमण्डलमध्यवर्ती नारायणः सरसिजासनसंनिविष्टः।
केयूरवान्मकरकुण्डलवान् किरीटी हारी हिरण्मयवपुर्धृतशङ्खचक्रः ।।
dhyeyaḥ sadā savitṛmaṇḍalamadhyavartī nārāyaṇaḥ sarasijāsanasaṁniviṣṭaḥ
keyūravān makarakuṇḍalavān kirīṭī hārī hiraṇmayavapur dhṛtaśan̄khacakraḥ
дхйейах садаа савитрмандаламадхйавартии наараайана сарасидьжаа санасанни вишта
кейуураваан макаракундалаваан кириитии хаарии хиранмайавапур дхрташьанкха чьакрах
Должен почитаться всегда в центре солнечного диска находящийся Нараяна на лотосном месте расположившийся.
Обладающий кейуром, серьгами макары, украшенный диадемой и жемчужным ожерельем, с золотой фигурой, раковину и диск держащий.
Эта мантра посвящена Нараяне, как олицетворению духовного Солнца. При этом описан его образ. Кеюр — это наплечное украшение, которое носится между суставом плеча и бицепсом.
Мантры для выполнения комплекса упражнений Сурья Намаскар
Комплекс «Приветствие Солнца» пользуется неизменной популярностью у всех поклонников йоги. Но мало кто знает, что это не просто физкультура, а еще и энергетическая практика, которая включает в себя произнесение мантр. В правильно выполненном комплексе Сурья Намаскар – мантра, дополняющая каждый элемент практики.
Что такое Сурья Намаскар
Чтение мантры «Приветствие Солнца» состоит из 12 асан.
В переводе с санскрита словосочетание означает «Приветствие Солнца». Это последовательность из 12 асан, каждая из которых сопровождается ритмичными вдохом и выдохом, а также проговариванием мантры.
В ходе практики цикл дыхания синхронизируется с движениями тела и человек погружается в медитативное состояние. Сурья Намаскар – это ритуал поклонения богу Солнца.
Считается, что регулярное выполнение практики способствует воспитанию в человеке солнечных качеств, таких как активность, лидерство, сила, мужество и пр.
История происхождения
Ритуал поклонения Солнцу упоминается еще в древних текстах индуизма. В прежние времена этим названием обозначалась чисто ритуальная практика поклонения солнечному божеству без привязки к физическим упражнениям.
Как последовательность асан Сурья Намаскар возникает уже в XX в. благодаря Пратинидхи Панту, реформатору физического воспитания, который, как считается, и разработал этот комплекс.
Ритуал поклонения Солнцу также фигурирует в трудах Свами Шивананды и Кришнамачарьи. Все они внесли свой вклад в популяризацию комплекса Сурья Намаскар как физической практики йоги.
Последовательность асан
Комплекс состоит из 12 основных асан. Некоторые из них требуют попеременного выполнения на каждую ногу, поэтому комплекс делится на 2 полукруга по 12 асан в зависимости от того, на какую ногу выполняются упражнения. Таким образом, полный круг включает в себя 24 упражнения.
Основные асаны комплекса следующие:
Поза собаки мордой вверх — одна из асан.
Мантры для практики
Чтобы комплекс принес максимальную пользу не только на уровне тела, но и в плане энергетики, необходимо дополнять его чтением мантр. Для каждой асаны мантра будет своей.
Ежегодно Солнце проходит через 12 стадий, известных как знаки зодиака или раши в индийской астрологии. Проходя через раши, Солнце принимает новое имя.
Эти 12 имен стали мантрами, которые в соединении с асанами и дыханием наделяют практикующего острым умом, энергией и способностью к концентрации.
Ом митрайа намаха
Это мантра приветствия Солнцу как вселенскому другу. Поклоняющийся целиком вверяет себя ему – источнику жизненной силы, света, тепла и животворящей энергии. Солнце здесь покровитель мира, властитель земли и неба. Оно принимает и любит каждого своего обитателя без предвзятости и осуждения.
Ом равайа намаха
Равайя означает «тот, кто светит, дарующий божественное сияние». Во второй асане человек вытягивается вверх навстречу этому божественному свету.
Ом сурья намаха
Мантра имеет значение «тот, кто порождает активность». Здесь появляется динамический аспект Солнца. В древних мифах Сурья предстает как бог, несущийся по небу в упряжке из 7 коней.
Каждый конь символизирует план бытия или уровня сознания: землю, астрал, небесный мир, миры божеств дэвов, святых душ, просветленных сиддхов и мир за пределами постижения. Сурья в данном случае – это верховный бог, контролирующий все сферы бытия.
Ом бханаве намаха
Это приветствие тому, кто озаряет. В четвертой асане Солнце воплощает гуру – того, кто рассеивает мрак невежества и ведет к знанию, подобно тому как первые лучи Солнца разгоняют ночь.
Ом кхагайя намаха
Движение Солнца по небу когда-то было единственным средством вычисления и отсчета времени. Этой мантрой принято выражать благодарность Солнцу как измерителю времени и прогресса.
Ом пушне намаха
Приветствие Солнца как питающего источника. Оно поддерживает и насыщает своими живительными лучами все живое на Земле. В позе 8 точек, шестой асане, человек выражает Солнцу свое глубокое уважение за дарованные ему свет, пищу и кров.
Ом хиранья гарбхайа намаха
Хиранья Гарбха – это золотое яйцо, из которого был рожден бог-созидатель Брахма. Это семя причинности, в котором заключена Вселенная. Мантра означает приветствие золотой космической личности, и Солнце в данном случае – причина жизни, всего живого.
Ом маричайя намаха
Подобно тому как Маричи является одним из сынов Брахмы, лучи – это дети Солнца. Они подобны миражу: как измученному жаждой путнику мерещится водоем на горизонте, так и иллюзии часто принимаются за истину. Данной мантрой человек просит Солнце озарить его, научить различать, где просветляющее знание, а где заблуждение.
Ом адитьяйа намаха
Адити – это имя космической матери, неисчерпаемой творческой мощи, от которой произошли все остальные божества. От нее пошел и бог Солнца. Мантра приветствует богиню Адити и просит ее благословения.
Ом савитри намаха
В этой мантре приветствуется Савитри, стимулирующий, пробуждающий силу Солнца. Когда речи идет о Савитри, имеется в виду Солнце на восходе, пробуждающее ото сна и побуждающее к действию, тогда как Сурья больше ассоциируется с активностью в течение дня.
Ом аркайа намаха
Это приветствие Солнцу, заслуживающему похвалы. Арка значит «энергия», и здесь человек отдает дань уважения Солнцу как неиссякаемому источнику этой энергии.
Ом бхаскарайа намаха
Эта мантра приветствует Солнце как первооткрывателя, символ ясного духовного знания, трансцендентных истин. Оно освещает путь, ведущий к просветлению. В заключительной асане комплекса практикующий молится, чтобы этот путь был светлым и беспрепятственным.
Биджа-мантры
Биджа переводится с санскрита как «семя». Биджа-мантры – это сменные слоги. Эти звукосочетания – источники мощной энергии. Они не имеют дословного перевода, но в них сосредоточено глубокое духовное знание.
Биджа-мантры повышают уровень вибраций тонких тел человека и возвышают сознание.
Всего насчитывают 6 священных слогов, относящихся к Солнцу:
Слоги произносят по 4 раза на каждый круг комплекса. По желанию можно делать это вслух или мысленно.
Советы и рекомендации по практике
Регулярное выполнение комплекса способно укрепить духовное и физическое здоровье, если все делать правильно.
Ниже приведены некоторые советы, как практиковать комплекс так, чтобы извлечь из него максимальную пользу:
Самое главное условие – регулярность. Если практиковать комплекс Сурья Намаскар каждый день, то первые результаты будут видны уже через пару недель.
12 солнечных мантр в комплексе Сурья Намаскар
В йоге Солнце — это канал пингала или сурья нади, пранический канал, по которому течет жизненная сила (правая половина тела). Сурья Намаскар наполняет тело очень большим количеством энергии. Очень хорошо выполнять Сурья Намаскар в день Солнца, в Воскресенье (в этот день можно посвятить этой практике чуть больше времени, чем обычно, сделать ее более осознанной, используя, например, мантры).
Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом, так же как и для людей с духовным (большим) уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем.
1. Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу)
Первая поза пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет. В летописях Митра описывается как пробуждающий людей к активности, поддерживающий землю и небо и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.
2. Ом Равайа Намаха (приветствие светящему)
Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе хаста уттанасане мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.
3. Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность)
Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Эта прекрасная аналогия нуждается в правильной интерпретации. Семь коней в действительности представляют семь лучей или семь эманаций Верховного сознания, которые выявляют семь планов бытия: бху (земной, вещественный), бхувар (промежуточный астрал), сувар (тонкий, небесный), махар (место пребывания дэвов), джанах (место обитания святых душ, которые перешли за пределы эго), тапах (место пребывания просветленных сиддхов) и сатьям (не поддающаяся анализу истинная реальность). Сурья символизирует само Верховное Сознание, контролирующее все эти планы проявления. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания – небо, в то время как Агни (огонь) – его представитель на Земле.
4. Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет)
Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (ашва санчаланасана) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию и молимся за окончание темноты ночи невежества.
5. Ом Кхагайя Намаха (приветствие тому, кто движется через небо)
Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В парватасане мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.
6. Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание)
Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в аштанга намаскаре, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.
7. Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности)
Хиранья Гарбха также известен как золотое яйцо, блистательный как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха – семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.
8. Ом Маричайя Намаха (приветствие лучам Солнца)
Маричи – один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (парватасане), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.
9. Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити)
Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце – один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (ашва санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.
10. Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца)
Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в натяжении позы падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.
11. Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы)
Арка значит энергия. Солнце – самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (хаста уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии.
12. Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению)
В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению. В 12-ой позе (пранамасане) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.
Свами Сатьянанда Сарасвати «Сурья Намаскар — техника солнечного оживления»