мантра ом со хам для чего
Мантра ом со хам для чего
МАНТРА СО-ХАМ и дыхание как один из лучших объектов медитации.
Когда мы рождаемся, мы делаем первый вдох. С последним выдохом, из нашего тела уходит жизнь. Дыхание – это и есть сама жизнь. Оно выше всех домыслов и рассуждений разума. Дыхание или есть, или его нет.
Созерцать процесс дыхания – созерцать само движение жизни! Наше тело дышит, чем бы ни был занят наш разум. Но если разум созерцает дыхание, то все мыслеформы (ума и эмоций) постепенно успокаиваются и человек может познать состояние глубокой медитации.
Медитативное повторение мантры называется джапа-медитация. Соединение мантры с естественными ритмами организма – это аджапа-джапа. Или естественная, спонтанная джапа. Для ее выполнение не требуется никаких усилий. Наоборот. Нужно успокоить разум и пребывать в расслабленном состоянии, созерцая процессы в своем теле.
СО-ХАМ – это естественная мантра, которую наше тело повторяет независимо от того, осознаем мы это или нет. Когда тело делает вдох, шум воздуха создает звук СО. Когда тело делает выдох, создается звук ХАМ. Если прислушаться к своему телу, если позволить себе «просто дышать», эта мантра становится ясно различимой.
Пользу от медитативных практик сложно описать словами – ее лучше прочувствовать на себе. Разум становится более уравновешенным и сконцентрированным. Мысли и все внутреннее состояние – более собранным. Это влияет не только на психику, но даже и на физическое тело – оно становится более здоровым.
Поза для медитации может быть любой. Если вы уже занимаетесь йогой и можете сидеть в медитативных позах, то эту практику лучше всего выполнять в Сиддхасане – позе совершенства. Прекрасно подходит поза алмаза – Ваджрасана. Но эта медитативная техника может выполняться и сидя в удобном кресле и даже лежа на диване. Правда, если не хватает должного опыта, то из-за расслабленного положения тела велика вероятность быстро погрузиться в сон, а это уже не будет медитацией. Но на самом деле, в этом отношении СО-ХАМ медитация не имеет жёстких ограничений.
Техника исполнения чрезвычайно проста – принять позу для медитации. Сделать несколько полных йоговских дыханий (глубоких вдохов и выдохов) и максимально расслабить тело. Внимание переключить на процесс дыхания, но не контролировать его, а созерцать, позволяя телу дышать естественно и спонтанно. И каждый раз на вдохе, разум должен повторять СО, а на выдохе – ХАМ. Примерно так: СО-О-О-О-О-ХАМ-М-М-М-М! Синхронное с дыханием повторение мантры продолжается в течение всей практики медитации.
Какие мысли не приходили бы к вам голову – не отгоняйте их, но и не концентрируйтесь на них. И тогда мыслеформы начнут постепенно успокаиваться и разум начнет погружаться в состояние медитации.
Продолжительность выполнения техники зависит только от практикующего. И 5 минут принесут свою пользу, и час практики не будет излишним. Для начинающих можно рекомендовать 10-15 минут медитации. Как ежедневная практика СО-ХАМ медитация может делаться по 20-30 минут.
Значение Мантры СО-ХАМ.
Размышление над значением мантры СО-ХАМ – это сама по себе мощнейшая техника Джняна-йоги – йоги мудрости.
Расслабляющая техника перед сном.
Ложась спать, не стоит в очередной раз нырять в круговорот собственных мыслей, предположений, желаний и сожалений. Та катавасия, которая обычно твориться в нашей голове должна прекращаться хотя бы перед засыпанием. Это просто необходимо для нормального сна. И вообще для здорового существования.
Мантра ом со хам для чего
Перевод мантры
Мантру «Со-Хам» иногда называют гаятри мантрой дыхания или мантрой, которая также естественна, как само дыхание, так как это и есть звук самого нашего дыхания. Один из её переводов можно сформулировать как «Я есмь!» или «Я есть Сознание!».
По мере того, как вы вдыхаете, ваше сознание должно идентифицировать себя со звуком «Со» и подниматься по фронтальному каналу арохан. После оставления чакры мулядхары следует прочувствовать мантру и дыхание, проходящее через свадхистхану, манипуру, анахату, вишудхи и под конец бинду.
Когда вы выдыхаете со звуком «Хам», ваше сознание должно опускаться по позвоночному каналу аварохан. По мере того, как вы покинете бинду, вы должны почувствовать мантру и дыхание, постепенно проходящее через аджну, вишудхи, анахату, манипуру, свадхистхану и, наконец, мулядхару чакры.
Здесь не должно быть никакого ментального повторения названий чакр и их полей. только осознание.
Во время Шабдха Санчаляны вам следует практиковать удджайи пранаяму, кхетчари мудру и унмани мудру.
Сядьте удобно. Выпрямите спину. Откройте глаза, проделайте кхетчари мудру и удерживайте ее в течение всей практики. Выдохните глубоко, наклоните голову вперед. Прочувствуйте, направив сознание, муладхару чакру. С этого начнется ваш первый круг обращения энергии.
С помощью удджайи пранаямы вдохните и начинайте подниматься по каналу арохан. Услышьте звук «Со» и прочувствуйте, как он пронзает каждую чакру по мере восхождения.
Когда ваше сознание начнет двигаться между полем вишудхи и бинду, медленно поднимите голову. Ваша голова должна быть поднята и смотреть вперед, когда сознание достигнет бинду. Мантра «Со» и вдох должны закончиться по мере того, как сознание достигнет бинду. Осознайте ваше местонахождение в бинду в течение нескольких секунд. Затем начните выдыхать с помощью удджайи по каналу аварохан. Примите к исполнению унмани мудру. Услышьте звук «Хам» и прочувствуйте, как он пронзает чакры одну за другой. Не должно быть никакого ментального называния чакр. только сознание. Ваш выдох и звук «Хам» должны закончиться, когда сознание достигнет мулядхары. Склоните голову вперед. Откройте глаза. Удерживайте сознание на мулядхаре в течение нескольких секунд. Это конец первого цикла. Этот процесс показан на прилагаемом рисунке. А теперь начните второй цикл. С помощью удджайи вдохните и со звуком «Со» начинайте поднимать сознание по каналу арохан. Так проделайте пятьдесят девять (59) кругов. После этого перейдите к Маха мудре.
Скачать мантру (mp3)
Мантра со хам – выход из лабиринта
При рождении человек делает первый вздох, при смерти – последний. Так устроен организм, человек дышит, даже не задумываясь над этим. Медитация со хам – это и есть дыхание, необходимо просто слушать, созерцать каждый свой вдох и выдох, отключить разум и успокоившись познавать себя в состоянии глубокой медитации. Такая практика под силу каждому новичку в занятиях йогой и более опытным ученикам. В процессе, разум приходит в равновесие, мысли концентрируются, успокаиваются нервы, и оздоровляется физическое тело.
Самым мощным инструментом самопознания является медитация. Существует много школ йоги и рекомендаций по медитативным техникам, но не всегда есть время вникать во все эти премудрости. Со хам — универсальная техника, не требующая серьезной подготовки, потребуется немного времени, желание и дыхание. С дыханием можно интегрировать любую мантру, но эта самая легкая и естественная для большинства людей.
Что такое СО ХАМ?
Давайте разберемся, что означает мантра со хам. Это самая простая мантра, которую непроизвольно и постоянно повторяет наш организм. Первая часть – Со – означает То или Шива. Вторя часть – Хам – означает Я есть. Все вместе «Я есть То» или «Я есть Шива» — чистое сознание. Это раздумья над своей сущностью, над духовным самопознанием.
Техника
Лучше всего подойдет поза совершенства или алмаза, но это не обязательное требование. Можно принять любое удобное для вас положение, лучше сидя, так как расслабившись в горизонтальном положении можно просто уснуть. Это не плохо, вот только сон это не медитация. Одежду лучше выбрать свободную, родных и близких попросить не беспокоить вас около получаса.
А теперь подробнее о том, как медитировать со хам. Попробуйте сделать глубокий вдох и услышать звук… а теперь выдох… Слышите? Со-о-о-о Ха-а-а-а-м, Со-о-о-о Ха-а-а-а-м… и так каждый раз. Такими глубокими и полными должны быть только первые несколько дыханий, затем звуки не должны быть громкими, вы должны их слышать в себе, на интуитивном уровне. Расслабленное тело и переключенное мысленное внимание на дыхание.
На первых занятиях старайтесь не контролировать и не подчинять счету свое дыхание, пусть это будет максимально естественно. Только разум синхронно повторяет звуки вдоха и выдоха все отведенное для медитации время. Начните с малого, с пяти минут в день, а затем постепенно увеличивайте время до 25-30 минут. Затем подключайте контроль и, сделав вдох, задержитесь на несколько секунд и только потом выдыхайте. Прочувствуйте дыхание, идущее вверх и вниз по позвоночнику. Постепенно доводите длину выдоха до увеличения продолжительности в несколько раз относительно длины вдоха.
Конечно, будет не просто ни о чем не думать, в голову будут приходить разные мысли, сознание будет сопротивляться процессу, но помните о концентрации на дыхании. Разум постепенно погрузится в состояние медитации, а мысли успокоятся. Со хам мантра лучше всего работает перед сном, когда дневная суета должна отойти на задний план, желания и сожаления должны оставить ваши мысли, разум погружается в созерцание дыхания и повторение мантры. Сон после медитации будет здоровым и глубоким, а утром будет отдохнувшая голова с ясными чистыми мыслями.
Аджапа джапа
Теперь, когда мы разобрались с мантрой со хам, разберемся с применяемой при этом технике. Аджапа /ajapa/ – безмолвное и непроизвольное повторение. Джапа /japa/ — бормотание, звуковое повторение. А то, что мы соединяем эти повторения с повторяющимися ритмами организма – аджапа джапа. И при этом, совершенно никаких усилий, только расслабление и созерцание внутренних процессов. Все это можно перевести и как смотреть внутрь, следить или наблюдать. Джапа может прийти из уст, аджапа — только из сердца.
Такая практика особенно рекомендуется людям переживающим проблемы или большое напряжение. Она способствует переключению внимания на духовные идеалы. Дыхание повторяется около 15 раз в минуту, но это происходит неосознанно. Практика чтения мантры со хам совмещаемая с техникой аджапа джапа повысит способности умственной деятельности и концентрацию внимания. Это первый шаг к разгадке внутреннего лабиринта.
Дыхательная практика Со-Хам
По легенде Шакти услышала звуки Со-Хам во время медитации Шивы и воскликнула: «Возлюбленный! Ты звучишь, и это так красиво!»
Она повторила эти звуки и передала их миру.
Со-Хам – это первая мантра дыхания. Это базовая дыхательная медитация, которая гармонизирует все чувства, балансирует ум и возвращает человеку спокойное уравновешенное состояние. Это дыхание, которое позволяет осознать пространство пустоты и тишины внутри себя и познать свою божественную суть.
Эту универсальную технику могут практиковать люди любого возраста, пола или религиозных убеждений. Она не требует специальной подготовки или дополнительного оборудования.
Со-Хам: техника дыхания
Выполняйте практику Со-Хам после пробуждения или перед сном в течение 10-20 минут. Практикуйте в таком месте, где вас никто не потревожит.
Со-Хам: польза
Ум современного человека постоянно занят множеством вещей, в результате чего внимание рассеивается. Среднестатистический житель мегаполиса не в состоянии концентрировать внимание на чём-то одном более четырёх минут. Привычка отвлекаться становится свойством сознания. Человек постоянно отвлекается то на одно, то на другое, часто уходя далеко в сторону от своей первоначальной цели, порой и вовсе теряя то, что представляло для него важность и ценность.
Но ум нельзя заставить сосредоточиться. Принуждая свой ум, можно получить эмоциональную ответную реакцию, которая приведёт к излишней подвижности ума или сонливости.
Гармоничное сосредоточение внимания возможно лишь при согласованной работе интеллектуальной и эмоциональной составляющей человека. При отсутствии психического равновесия довольно сложно ощутить себя во всей полноте и полностью сосредоточить внимание на одном объекте в течении продолжительного времени.
Регулярное выполнение дыхательной практики Со-Хам уравновешивает нашу психику и развивает способность к более длительной концентрации внимания на одном объекте и раскрывает в природе человека новые глубины и истины.
Практикуя эту дыхательную технику человек освобождает поток сознания.
В переводе с санскрита Со означает – то и подразумевает нескончаемый жизненный поток, Хам означает – я есть. Я есть то (нескончаемый жизненный поток).
Эта мантра пробуждает и освобождает душу.
Считается, что даже размышление над мантрой Со-Хам является мощной техникой йоги мудрости.
Если вам мешает уснуть бесконечный поток мыслей, то повторяйте мантру Со-Хам до тех пор пока не заснёте. Эта мантра позволит вам спокойно спать и проснуться утром бодрым, свежим и отдохнувшим.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Дар внимания и осознанное дыхание. Мантра СО-ХАМ.
Буддизм.
Вероятно, вы знаете, каково это — пытаться «достучаться» до человека, который думает о чем-то своем: вам не смогут или не захотят уделить внимание, и это очень разочаровывает. Однако такое разочарование, в большей или меньшей степени, присутствует в нашем опыте постоянно, так как мы редко можем всецело отдавать внимание чему-то одному. У большинства из нас ум одновременно занят таким множеством вещей, что внимание легко рассеивается. Привычка отвлекаться становится обычной частью нашей жизни, постоянным свойством нашего сознания. Мы постоянно отвлекаемся то на одно, то на другое. Иногда нас так уводит в сторону от наших первоначальных целей, что мы даже теряем из виду то, что представляет для нас наибольшую важность и ценность. Подчас весь ход нашей жизни напоминает один из тех снов, в которых все словно сговорились нам помешать, в которых присутствует чувство досады: мы знаем, что собирались что-то сделать, но не можем вспомнить, что именно.
Развивая способность к сосредоточению можно добиться многого. Сосредоточивая внимание, мы начинаем «находить себя» — раскрывать в собственной природе новые глубины и истины. Практика медитации, которую вам предстоит изучить, представляет собой средство для достижения такого сосредоточения. Она дает возможность одновременно освободить поток сознания и сосредоточить ум на одном предмете, причем одно не противоречит другому.
Важно понять, что ум нельзя заставить сосредоточиться, по крайней мере на долгое время и достаточно успешно. Если, пытаясь сосредоточить внимание, мы слишком принуждаем ум, наши эмоции дадут ответную реакцию, что приведет или к излишней подвижности ума, или к сонливости. Истинное сосредоточение зависит от согласованности интеллектуальной и эмоциональной сторон нашей личности. В то же время, у большинства людей эти две стороны зачастую действуют совершенно независимо друг от друга. Мы часто думаем о чем-то, не отдавая себе отчета в том, что при этом чувствуем, или бездумно даем увлечь себя потоку эмоций. Такое отсутствие психического равновесия не дает нам ощутить себя во всей полноте, и поэтому мы не можем полностью сосредоточиться.
Мы часто замечаем отсутствие психического равновесия у других. Иногда мы говорим: «Думай о том, что говоришь, — сегодня утром она сама не своя». Или, в более благоприятной ситуации: «Уверен, тебе понравится старина Н. Он всегда остается самим собой». Давая подобные оценки состояниям людей, мы интуитивно чувствуем каково равновесие между их разумом и эмоциями. «Быть собой» в наиболее полном смысле слова и есть основная задача, которую мы решаем с помощью практики сосредоточения.
На нашу способность к сосредоточению внимания влияют многие факторы. Очевидно, что у одних эта способность от природы более высока, другие же отличаются несобранностью. Разным людям легче сосредоточиться в разных ситуациях и в разное время : внешние воздействия, разнообразные эмоции, даже время дня – все имеет значение. В переломный момент даже хладнокровный и собранный человек может утратить присущее ему спокойствие, а человек энергичный и целеустремленный может испытывать беспокойство, если не находит себе применения. Но все мы в той или иной степени обладаем способностью к сосредоточению. Для того чтобы совершенствоваться далее, нам необходимо сделать это сосредоточение еще более глубоким и устойчивым, чтобы оно меньше зависело от обстоятельств.
Метод медитации «осознанное дыхание».
Начинающий должен сосредоточить внимание на объекте данной медитации [т.е. дыхании] с помощью счета…
Сначала считать нужно медленно [т.е. с запаздыванием], как это делает земледелец, отсчитывая меры зерна…
Считая таким образом, он начинает осознавать вдохи и выдохи по мере того, как воздух входит и выходит.
Затем он может прекратить медленный счет, подобный счету мер зерна, и начать считать быстро [т.е. с опережением], подобно пастуху. Ибо опытный пастух кладет в карман горсть камешков и утром идет в загон для скота… сидя на поперечине ворот и подгоняя коров тычками в спину, он считает каждую из них, когда она подбегает к воротам, говоря «одна, две» и бросая вниз по камешку. Коровы его стада, которые провели три ночные стражи тесно сгрудившись в загоне, группами устремляются к выходу, толкаясь на бегу. Поэтому он считает быстро (прежде, чем очередная корова пробежит мимо), говоря «три, четыре, пять» и так до десяти.
…Ибо пока объект сосредоточения связан со счетом, именно с помощью счета собирают ум воедино — также как с помощью рулевого весла устойчиво удерживают лодку на быстрине.
Традиционный комментарий Буддагхоши.
(Буддийский ученый V в. н. э., представитель школы Тхеравада).
Метод, который лежит в основе этой практики, очень прост. В течение длительного времени мы направляем внимание на поток дыхания, на череду вдохов и выдохов, и как только замечаем, что отвлекаемся, спокойно возвращаем ум к сосредоточению на дыхании.
По мере того как мы продолжаем практику, наше внимание становится более глубоким и устойчивым, а ум все меньше отвлекается и блуждает. Настойчиво возвращая внимание к дыханию, мы сможем почувствовать, как наши прежде рассеянные энергии собираются воедино, словно разбежавшийся скот, согнанный в стадо. Это переживание единства ума приносит исключительный душевный покой: мы чувствуем себя все более безмятежными, расслабленными, наш ум проясняется.
Как только появляется способность постоянно удерживать внимание на дыхании, мы начинаем чувствовать, что полностью погружены в медитацию. У нас возникает отчетливое ощущение единства, переживание полной самотождественности.
Вроде бы, ничто не мешает нам сосредоточить ум на любом другом предмете: ведь дыхание – лишь один из тысяч возможных объектов сосредоточения ума. Например, можно сосредоточиться на небольшом материальном объекте – спичечном коробке, черной точке, дереве, горящей свече (или изображении излюбленного Божества (из любого религиозного пантеона Божеств. ), с возвышенными качествами которого вы стремитесь отождествиться, с целью трансформации своей низшей природы). Проблема в том, что людей, ещё не привыкших к систематической (и длительной) медитации, эта практика может начать утомлять, или ввергать в преждевременные трансовые состояния.
Для начинающих учиться сосредоточению внимания, дыхание особенно хорошо подходит в качестве предмета сосредоточения, поскольку может надолго привлечь к себе (и задержать) наш интерес, в то же время позволяя сохранять некоторую подвижность и гибкость ума. Эта подвижность ума довольно важна: ведь если допустить, чтобы внимание стало жестким и застывшим, можно утратить энергию и вдохновение. Дыхание как естественный внутренний процесс весьма интересно. Оно дает очень явственные ощущения, имеет определенный ритм и по самой своей природе способно увлечь нас своим мягким приятным движением. К тому же дыхание – довольно таинственная вещь: это дыхание жизни, то, от чего зависят все существа в каждый миг своей жизни.
Возможно, именно потому, что дыхание — необходимое условие жизни, его характер тесно связан с нашим физическим и душевным состоянием. Когда мы эмоционально возбуждены, дыхание ускоряется. По мере того как наше тело расслабляется, дыхание замедляется, а когда дыхание успокаивается, ум, соответственно, обретает собранность, сосредоточенность и гармонию.
Но несмотря на то что дыхание может привлекать наше внимание самыми разными качествами, вам все же понадобится определенное усилие, чтобы сосредоточиваться на нем в течение всего периода практики. Возможно, вы то и дело будете замечать, что отвлекаетесь, а подчас и вовсе забываете о том, что делаете. Поэтому на начальной ступени практики осознанного дыхания рекомендуется отмечать каждое дыхание счетом от одного до десяти просто для того, чтобы удерживать ум на поставленной задаче.
МАНТРА СО-ХАМ и дыхание как один из лучших объектов медитации.
Когда мы рождаемся, мы делаем первый вдох. С последним выдохом, из нашего тела уходит жизнь. Дыхание – это и есть сама жизнь. Оно выше всех домыслов и рассуждений разума. Дыхание или есть, или его нет.
Созерцать процесс дыхания – созерцать само движение жизни! Наше тело дышит, чем бы ни был занят наш разум. Но если разум созерцает дыхание, то все мыслеформы (ума и эмоций) постепенно успокаиваются и человек может познать состояние глубокой медитации.
Медитативное повторение мантры называется джапа-медитация. Соединение мантры с естественными ритмами организма – это аджапа-джапа. Или естественная, спонтанная джапа. Для ее выполнение не требуется никаких усилий. Наоборот. Нужно успокоить разум и пребывать в расслабленном состоянии, созерцая процессы в своем теле.
СО-ХАМ – это естественная мантра, которую наше тело повторяет независимо от того, осознаем мы это или нет. Когда тело делает вдох, шум воздуха создает звук СО. Когда тело делает выдох, создается звук ХАМ. Если прислушаться к своему телу, если позволить себе «просто дышать», эта мантра становится ясно различимой.
Пользу от медитативных практик сложно описать словами – ее лучше прочувствовать на себе. Разум становится более уравновешенным и сконцентрированным. Мысли и все внутреннее состояние – более собранным. Это влияет не только на психику, но даже и на физическое тело – оно становится более здоровым.
Поза для медитации может быть любой. Если вы уже занимаетесь йогой и можете сидеть в медитативных позах, то эту практику лучше всего выполнять в Сиддхасане – позе совершенства. Прекрасно подходит поза алмаза – Ваджрасана. Но эта медитативная техника может выполняться и сидя в удобном кресле и даже лежа на диване. Правда, если не хватает должного опыта, то из-за расслабленного положения тела велика вероятность быстро погрузиться в сон, а это уже не будет медитацией. Но на самом деле, в этом отношении СО-ХАМ медитация не имеет жёстких ограничений.
Техника исполнения чрезвычайно проста – принять позу для медитации. Сделать несколько полных йоговских дыханий (глубоких вдохов и выдохов) и максимально расслабить тело. Внимание переключить на процесс дыхания, но не контролировать его, а созерцать, позволяя телу дышать естественно и спонтанно. И каждый раз на вдохе, разум должен повторять СО, а на выдохе – ХАМ. Примерно так: СО-О-О-О-О-ХАМ-М-М-М-М! Синхронное с дыханием повторение мантры продолжается в течение всей практики медитации.
Какие мысли не приходили бы к вам голову – не отгоняйте их, но и не концентрируйтесь на них. И тогда мыслеформы начнут постепенно успокаиваться и разум начнет погружаться в состояние медитации.
Продолжительность выполнения техники зависит только от практикующего. И 5 минут принесут свою пользу, и час практики не будет излишним. Для начинающих можно рекомендовать 10-15 минут медитации. Как ежедневная практика СО-ХАМ медитация может делаться по 20-30 минут.
Значение Мантры СО-ХАМ.
Размышление над значением мантры СО-ХАМ – это сама по себе мощнейшая техника Джняна-йоги – йоги мудрости.
Расслабляющая техника перед сном.
Ложась спать, не стоит в очередной раз нырять в круговорот собственных мыслей, предположений, желаний и сожалений. Та катавасия, которая обычно твориться в нашей голове должна прекращаться хотя бы перед засыпанием. Это просто необходимо для нормального сна. И вообще для здорового существования.
Потому, перед тем, как заснуть, лучше погрузить разум в созерцание дыхания и синхронное повторение мантры СО-ХАМ. Делать это нужно столько, сколько разум будет удерживаться от засыпания. Сон после этой практики будет спокойным и позволит хорошо отдохнуть.
Процитировано 9 раз
Понравилось: 5 пользователям