мантра аум что означает
Как петь мантру Ом и каким действием она обладает
Мантра Ом (Аум или Аоум) считается самым сакральным звуком в индуизме. Ее называют «словом силы». Пением этого звука начинают медитации, занятия йогой, чтение священных текстов. Индуисты верят, что звук Ом был первым проявлением божественного начала, а его вибрации привели к возникновению Вселенной.
Ом-мантра способна на глубинном уровне прояснять разум человека. Она очищает ауру, заряжает центральные энергетические потоки, при сильном нервном возбуждении или раздражении имеет успокаивающий эффект.
Мантрические песни могут быть разными, и каждая из них имеет свою частоту и ритм. Обычно произношение этих звуков произносится на санскрите. Это древний праязык, представляющий название ключевых аспектов энерго-Вселенной.
После повторения мантры сознание человека начинает направляться в энергетические потоки. В результате у каждого человека появляется возможность самостоятельно их регулировать и становиться одним целым этих потоков. Но для того чтобы понять информацию, которая содержится в этих потоках, нужно научиться перестраивать свой организм.
Значения издаваемого звука
Если расширить свое сознание путем практики мантр, то можно охватить все вибрации. А чтобы понять, что же означает слог «ОМ», нужно знать значение каждого звука в отдельности.
Смысловое наполнение звука Ом настолько велико, что соотносится с Абсолютом. Составляющие элементы слога Аум соответствуют важнейшим категориям ведической системы знаний:
В системе человеческих качеств эти аспекты соотносятся с желаниями, знаниями и действиями. 3 звука 1 короткого слога олицетворяют цикличность мира и всего существующего в нем.
Пение этой простой формулы приближает человека к высшим сферам мироздания, потому что все изначальные смыслы заключены в его вибрациях. Чтобы в полной мере понять и ощутить, что означает мантра Ом, нужно начать медитативные практики, основанные на ее воспроизведении.
В эти трех волшебных звуках заключено проявление Высшего Космического Разума. Во Вселенной все имеет свою вибрацию, свою частоту, а значит, и свою мантру, но бесконечное сочетание всех частот вибрирует в ритме звука АУМ.
Существует еще одна трактовка священных звуков:
«Священный слог» не был никем придуман. Он есть, был и будет существовать вечно. Его передали людям великие мудрецы, которые посредством глубокой медитации смогли самостоятельно уловить эту космическую вибрацию. Произнесение этого слога – это способ передать безграничность Вселенной человеческой речью.
Не следуют считать, что Ом – часть лишь индуистской философии и инструмент йоговских практик. Многие древние трактаты и Священные Писания других религий говорят о силе слога «Ом» и о его огромнейшем значении.
Действие мантры
В ведической традиции вибрация Ом обладает большой силой. Пение этого сочетания звуков приводит к таким эффектам:
Главной задачей исполнения мантры Ом является отдаление человека от всех проявлений иллюзорного мира (эмоций, рассудка, физических ощущений) и приближение к тонким планам Вселенной.
Правила пения мантры Ом
Ом — изначальная мантра, обладающая большой силой. Она способна пробудить мощные потоки энергии, поэтому при работе с ней нужно начинать с малого количества повторений — 3 или 9. Постепенно повышая их с каждым днем, следует увеличивать число повторов так, чтобы оно оставалось кратным 3, и двигаться к циклу из 108 раз . Чтобы не сбиться во время чтения, можно использовать четки для медитации.
Мантру Ом можно петь в мыслях, шепотом и вслух. В зависимости от выбранного способа чтения происходит смещение акцентов ее воздействия на человека. При мысленном воспроизведении она воздействует на формирование правильных мыслеформ, а через них — на все сферы деятельности человека. Во время чтения шепотом звуковые вибрации сильнее всего воздействуют на энергетические потоки, а при пении вслух — на их физические проявления в мире.
Для того чтобы начать правильно петь мантру, можно прослушать аудизаписи. Первые попытки можно сделать хором с учителем, если такой есть, или с записанным голосом, звучание которого субъективно ощущается наиболее близким.
Если пишется АУМ, то произносится ОМ, нужно лишь немного растянуть звук «о» (оу). Получится «оум».
Первый звук произносится, начиная с задней части полости рта, при этом вы должны почувствовать резонанс в глубине живота. Формирование второго звука начинается в середине рта, а третий звук формируется при закрытии губ. Таким образом, при произношении этой мантры у человека задействован весь голосовой аппарат.
В видео ниже от том, как правильно произносить мантру ОМ, с вами поделится мастер медитационных практик Андрей Верба.
Пассивная практика
Мантра Ом подходит не только для самостоятельного активного пения, но и для пассивного восприятия. С нее можно начинать и ею же можно заканчивать медитативные практики. Достаточно выбрать наиболее гармоничную аудиозапись с пением, опираясь на собственные ощущения и отклик тела на вибрации, и регулярно ее прослушивать.
Не обязательно выбирать только одно исполнение. Для утренней, дневной и вечерней медитации можно использовать разные варианты. Кроме того, предпочтения и ощущения слушателя могут измениться по мере наработки опыта медитаций.
Лучшим временем суток практики ом-медитации является рассвет, перед самым восходом Солнца. Для того чтобы быстро отойти от сна вам может потребоваться сделать несколько асан. Для практики лучше всего использовать йоговские позы Сиддхасана или Падмасана, но это не обязательно.
Перед прослушиванием помещение нужно заранее подготовить: навести порядок, убрать отвлекающие внимание предметы, создать атмосферу расслабления. Для очищения можно использовать благовония. Следует позаботиться о том, чтобы никто не помешал медитации. Если практики осуществляются дома, близких людей лучше попросить не заходить в комнату и не создавать излишнего шума.
Для прослушивания следует занять удобную позу (например, облегченный вариант позы «Лотос»). Сделав 3 полных и неторопливых вдоха и выдоха, можно включать запись.
Активный метод Аум
Активные практики Аум подразумевают многократное чтение или пение мантры. Перед началом чтения мантры нужно настроиться, занять удобную позу, подготовить дыхание, несколько раз глубоко вдохнув и полностью выдохнув. При наличии навыков медитации можно сосредоточиться на чакре Агни, а руки сложить в подходящую мудру. Важно, чтобы тело продолжало оставаться расслабленным непосредственно во время пения.
Звуки мантры Ом считаются одним слогом. Произносить его нужно плавно и протяжно. И начинать, и заканчивать мантру нужно на выдохе. Завершающий звук «м» тянется с закрытым ртом и похож на звучание затихающего колокола. Прислушиваясь к внутренним вибрациям, можно почувствовать созданный резонанс. Дыхание во время пения должно оставаться спокойным и глубоким.
Во время пения часто сначала постепенно повышают громкость голоса, а затем снова понижают: первые и последние 3-9 раз мантру произносят шепотом или даже мысленно. Произношение слога должно занимать 10-30 секунд в зависимости от возможностей чтеца. Регулярно повторяя медитации с мантрой Ом, можно ощутить, как создаваемые звуком вибрации наполняют все большие фрагменты пространства, постепенно охватывая всю Вселенную.
Результаты практики
Благодаря вибрации ОМ многие можно сильно расширить свое сознание и даже получить Просветление, о котором написано в древних текстах. ОМ способна вывести вас за пределы всех ограничений и расширить ваше восприятие внешнего мира.
На энергетическом плане «священный звук» заставляет активно вибрировать все энерго-каналы человеческого тела. Убираются все блоки, зажимы и энергетические пробки и происходит активация всех чакр.
Мантра Ом (аудио) слушать онлайн
Интересное по теме:
ПОНРАВИЛОСЬ ТО, ЧТО ПРОЧИТАЛИ? ПОДЕЛИТЕСЬ!
Здоровье и йога
Большинство мантр и священных текстов индуизма и буддизма начинаются со звука ОМ а веды (древние священные писания) провозглашают его источником происхождения всего творения.
Давайте вместе попытаемся разобраться в значении мантры ОМ.
Свами Шивананда в своем труде «Медитация на ОМ» пишет следующее:
«…ОМ (АУМ) является всем. ОМ – это символ Бога, Брахмана, его имя.
ОМ является вашим истинным именем. Слог ОМ вбирает в себя весь опыт, который человек получает в трех различных состояниях сознания. Слово ОМ является поддержкой всех миров. Слог ОМ стал основой проявления этой воспринимаемой чувствами вселенной. Весь Мир находит пристанище в слоге ОМ и в нем же исчезает
«А» символизирует физический уровень, «У» — астральный и ментальный, мир разумных духов, небеса, а «М» — состояние глубокого сновидения и все то, что неизвестно интеллекту и бодрствующему сознанию.
ОМ является всем. ОМ – это основа всей нашей жизни, мыслей, разума. Все различные слова, называющие объекты, соединяются в звуке ОМ. Весь проявленный мир вышел из слога ОМ, пребывает в нем и исчезает в нем.
Начиная медитацию, громко пропойте ОМ 3,6 или 12 раз.
Пение мантры ОМ прогонит из ума любые мирские мысли и уберет все колебания ума ( викшепу ). Далее повторяйте звук ОМ в уме.
Значение и влияние мантры ОМ (АОУМ)
Пение мантры ОМ потрясающим образом воздействует на человеческий ум. Метод многократного повторения священной мантры ОМ всегда притягивал внимание всех жителей Запада, соприкоснувшихся с Востоком. Вибрации данного звука обладают такой огромной силой, что, переусердствовав в практике, можно даже обрушить огромное здание…
Произнося по буквам мантру ОМ можно оказать определенное воздействие на ученика, однако, если ее произносят правильным образом, то она пробуждает и трансформирует каждый атом физического тела, порождая новые вибрации и различные состояния, раскрывает и развивает в теле «духовную силу»
Хариш Джохари в труде «Инструменты для Тантры» описывает значение мантры ОМ следующим образом:
«…Все тексты ведического происхождения рассматривают АУМ (или ОМ) сущностью всего. АУМ представляет собой единое целое, олицетворяющее всепроникающее космическое сознание, выходящее за пределы концепций – турью – четвертое состояние чистого самосознания. Упанишады утверждают, что АУМ есть сам Брахман – Бог в форме звучания есть ОМ (АОУМ)
«Майтрейя-упанишада» олицетворяет АУМ со стрелой, которую манас (ум, рассудок) укладывает на лук тела человека (дыхания), пронзающую тьму авидьи (неведения) и достигающую света высшего состояния сознания. Аналогично тому, как паук ползет по своей паутине и преодолевает ее, так и йоги идут к освобождению благодаря мантре АУМ.
АУМ является изначальным звучанием реальности, находящейся вне времени и пространства, извечно вибрирующей в человеке и многократно отражающейся во всем его существе. Данный звук пробуждает сокровенную сущность человека – вибрации высшей реальности – не той, которая нас окружает, но безконечной действительности, извечно покоящейся как снаружи, так и внутри всего сущего.
Рабиндранат Тагор, знаменитый поэт, назвал АУМ словом-символом безпредельного, совершенного и вечного. Данное слово совершенно в себе самом и символизирует все сущее. Любая религиозная процедура начинается и заканчивается АУМ. Цель этого состоит в том, чтобы человеческий разум высвободился из мира ограниченного эгоизма и наполнился предчувствием безконечного совершенства…
…АУМ – самая совершенная и точная мантра.
«А» символизирует бодрствующее состояние сознания
«У» — состояние сновидения, внутреннего мира чувств, мыслей и желаний
«М» — состояние глубокого сна, наделенного осознанием неразделенного единства.
Мантра АУМ (АОУМ) является самой лучшей, самой первой и самой последней мантрой. Это звучание, символизирующее высшее сознание:
«А» — Брахман и саттва
«У» — Вишну и раджас
«М» — Шива и тамас
Таким образом, АУМ воистину является Творцом, Хранителем и Разрушителем.
Пропевание АУМ вначале и в конце мантры гармонизирует работу обоих полушарий головного мозга. Размещение этого слога в начале и в конце мантры называется словом сампут. «Таттва-пракаша» (тантрическое писание) называет АУМ тара-мантрой (тарини-мантрой) наделяя ее способностью достижения состояния сиддхи – полной свободы от всех возможных физических ограничений.
Считается, что 300.000 повторений мантры ОМ приводят к единению с Брахманом.
«А» — это акар (форма), элемент земли
«У» — движение элемента воздуха вверх (урдхагами)
«М» — пустота (акаша)
Три буквы мантры ОМ обозначают три качества, или гуны: тамас, раджас и саттву, а единым символом является гунатита — человек который преодолел ограниченность данных гун.
Три буквы также обозначают и три времени: прошлое, настоящее и будущее, а целиком символ — Всевышнего, находящегося выше ограничений времени.
Малый АУМ, формирующийся при пении человеком, связывает его, как вибрационная труба с безконечным пространством Великого АУМ
В своей книге «Мистерии Слова» Маргарита Тоненкова разбирает образы ОМ, которые возникают в энергетической структуре человека при пении мантры ОМ.
Так выглядит единично произнесенный звук ОМ
А вот так звук ОМ (АОУМ) длинного звука, простой и расширяющийся
Два человека, поющих мантру ОМ (АОУМ) формирую такой рисунок
А здесь представлен образ вращающегося ОМ одного поющего человека
Следующие рисунки демонстрируют конфигурацию ОМ двух-трех людей
Вот так представлен звук ОМ гармоничного хора
Резюмируя все выше сказанное, можно однозначно утверждать, что пение мантры ом исключительно благотворно влияет не только на самого человека, но и на окружающее его пространство.
Что означает мантра Ом и как ее правильно петь
Намасте, Друзья! Сегодня статья о Звуке Мантры «ОМ», ее значение в йоге и медитации, правильное пение и эффект от слушания. Я продолжаю свое путешествие по Индии и пишу только о своем личном опыте, конечно же подкрепляя его выдержками из авторитетных писаний.
Сакральный звук мантры ОМ
Звук «ОМ», по другому его называют «АУМ», и еще «АОУМ» — это древний сакральный звук, священная мантра. Также Звук «Ом» называют «Омкара» и «Пранава» и этим звуком начинаются многие Ведические мантры, которые широко практикуются в Индии во многих духовных традициях. Рекомендую Вам прочитать эту статью, так как она является дополнением к данной публикации.
Звук «ОМ» лежит в основе Ведического знания и именно поэтому Его произносят перед чтением любого Ведического гимна.
Звук Ом в различных духовных практиках
Поклонение Вишну, вайшнавизм
Например те кто поклоняются Вишну, или Нарайане, произносят мантры:
Каждая из этих мантр имеет свою удивительную историю. Первая из вышеперечисленных мантр была открыта великим мудрецом Нарадой муни. Он дал ее своему ученику Дхруве махараджу, много тысяч лет назад.
Дхрува махарадж был сыном царя, но оскорбленный своей мачехой он отправился в лес медитировать и совершать аскезы, когда ему было всего 5 лет. На своем пути он встретил мудреца Нараду и тот дал ему мантру «Ом Намо Бхагавате Васудевая» и объяснил как ее правильно повторять и какую аскезу совершать.
Дхрува махарадж сосредоточенно произносил эту мантру и достиг совершенства в ее повторении, осознав Вишну в своем сердце и увидел Господа перед своими глазами.
Это очень интересная история, которую можно прочитать в древних текстах, санскритского манускрипта « Шримад Бхагаватам», который написал мудрец Вьясадева более 5000 лет назад.
Те кто поклоняются Шиве, произносят мантру обращенную к Шиве, но в начале эти мантры все равно содержат звук «ОМ», тем самым указывая на высшую власть Нарайаны, Вишну или Кришны.
Поклонение Шиве
Мантры Шивы звучат так:
Буддизм
В Буддизме так же основные мантры начинаются со звука Ом:
Значение звука ОМ
Звук «Ом» — первый звук во Вселенной, который изошел непосредственно от Бога. Во всех религиозных и духовных традиция мира придается огромное значение звуку. И по сути «ОМ» — как я говорил выше и является звуковым воплощение Верховной Абсолютной Истины.
Изображают звук Ом вот таким знаком:
Достоинства Омкары восхваляется во всех Ведических писаниях, и говорится, что это очень сильный звук и он может освободить живое существо из самсары, иллюзии, круговорота рождения и смерти. Поэтому многие йоги и мудрецы практикуют медитацию на звуки Ом Мантры.
.
Как петь мантру АУМ
Не будем более погружаться в эзотерическую сторону мантры ОМ и перейдем к практике ее пения.
Вначале поговорим о правильном произношении, а далее обсудим технические моменты.
Слог «ОМ» состоит из трех звуков, хотя и считается одним слогом.
Вначале произносят первый звук и он звучит как что то среднее между «А» и «О», «Ааааоооо».
Плавно переходят ко второму звуку, который звучит как «Оооооуууууу».
И третий звук «Ммммммммм», произносят уже с закрытым ртом, как бы через нос, создавая определенную вибрацию.
Теперь опишем технические детали медитации:
Практикуя повторение мантры, обычно используют четки для медитации, чтобы вести счет своим повторениям.
Отзывы практикующих
Я ежедневно использую в своей практике мантры которые начинаются или содержат в себе звук ОМ, по своему ощущению могу сказать, что этот звук дает спокойствие Уму. Ощущается соприкосновение с вечностью. Это достаточно тонкий процесс.
Некоторые отмечают, что практикуя «Аум медитацию», в следствии того, что приходит спокойствие ума, также происходит исцеление тела, так как многие болезни имеют непосредственную связь с Умом.
Часто можно услышать музыку с индийскими мантрами, под аккомпанемент мриданг, барабанов, цимбал и других инструментов, где их поют и декламируют в красивом исполнении.
Я нашел для вас видео ролик с канала youtube (ютюб), на мой взгляд с достаточно хорошим произношением ОМ мантры.
На сегодня все, спасибо за Ваше внимание. И на этой заключительной ноте я произнесу:
Ом Шанти Шанти Шантихи,
Хари ОМ ТАТ САТ.
Здравомыслие в Йоге. Мантра ОМ
Д ля того, чтобы человека никто не смог ввести в заблуждение, Предки оставили нам подсказку в виде Здравомыслия.
Чтобы объективно ответить на вопрос (например, о мантрах) необходимо собрать и привести три критерия Здравомыслия к одному знаменателю:
Итак, что мы вам можем рекомендовать
Успеха и Удачи в практиках!
Представляем вам для изучения выдержки из Ведических Писаний, прошедших временные ограничения, указывающих, что Мантра ОМ — это тот фундамент, на котором базируется Всё Мироздание.
Хатха-Йога Прадипика
Шл. 16 (к):Универсальной мантрой, которая может использоваться всеми, является мантра Ом (или Аум), составленная из звуков «а», «у» и «м». Это космическая вибрация как проявленной, так и не проявленной реальности. «А» представляет мир сознания и все мироздание, «у» представляет промежуточные царства и подсознание, а «м» представляет непроявленный мир и бессознательное. Три эти звука вместе представляют существование высшего сознания и его проявление. Все в мироздании имеет свою собственную вибрационную частоту и мантру, но комбинация всех частот пульсирует в ритме звука Аум. Это самая великая из всех мантр.
Шл. 108(к): Пока кундалини спит в муладхаре, она изображается в виде змеи, обычно кобры, обернувшейся три с половиной раза вокруг дымчатого серого шивалингама (дхумралингама). Три с половиной витка представляют собой форму мантры Ом.
Шл. 48(к): Внешняя точка межбровного центра фактически является главной точкой концентрации, возбуждающей аджна чакру, или гуру чакру. Аджна чакра расположена в мозге в области шишковидного тела и продолговатого мозга. Если эта чакра пробуждена при помощи кундалини шакти, то имеют место ощущения и переживания, выходящие за пределы сферы пяти нижних элементов. Это центр сознания. Его биджа мантрой является Ом. Это точка окончания иды и пингалы. Выше аджны эти две нади сливаются с су-шумной, указывая на возможность переживания устойчивого, неизменного осознавания атмы.
69: «Шива Самхита» утверждает, что паричайя достигается через пранаяму и что йог должен разрушить свою карму использованием пранавы, или мантры Ом, так чтобы у него не было необходимости рождаться вновь.
113: Мантра должна выполняться так, как этому научит вас ваш гуру. Во вселенной есть тысячи звуков, но универсальным вселенским звуком является звук Ом. Омпредставляет собой время, пространство, объект и трансценденцию. Кроме звука Ом существуют еще сотни тысяч других высокочастотных звуков, которые вы сейчас не можете слышать. Некоторые люди, которые повысили частоту своего ума, могут слышать их. Эти звуки, которые они слышат, известны как мантры.
Бхагават Гита
Буквальный и литературный перевод, введение, примечания и толковый словарь академика АН ТССР Б.Л. СМИРНОВА
8:13. Кто шепча «АУМ» — Непреходящее, Единое Брахмо,
Меня вспоминая, уходит покидая тело, тот идёт Путём Высочайшим.
9:17. Я этого мира Отец, Мать, творец, предок,
Я предмет познанья, слог АУМ, очиститель, Риг, Сама, Яджур;
11: 18. Ты высочайшее, Непреходящее (АУМ), подлежащее постиженью, кров высочайший вселенной,
Ты бессмертный хранитель вечной дхармы, Ты неизменный Пуруша, так мыслю.
17: 24. Поэтому постигшие Брахмо всегда АУМ произносят
В начале жертвенных обрядов, даров, подвигов, согласно предписаниям Закона.
7.8 В виде вкуса Я присутствую в воде; в виде света Я присутствую в сиянии солнца и луны; в виде первичного слога «Ом» Я присутствую в Ведах; в виде звука Я присутствую в пространстве; в виде Высшего мужского начала Я присутствую в каждом мужчине (обладателе).
8.11 Теперь Я расскажу, как добиться этого, и опишу реальность, которую знатоки Вед обозначают словом “Ом”. Туда попадают отшельники, избавившиеся от желаний. Чтобы оказаться там, йоги соблюдают обет безбрачия и укрощают плоть.
8.12,13 Йог должен закрыть все врата восприятия, чтобы чувства не соприкасались с их объектами, направить жизненный воздух в точку между бровями, затем, произнося звук «Ом», отключиться от внешнего мира и уйти во внутренний.
Если в таком состоянии йог направит сознание на Меня, покидая тело, он войдет в Мою вечную обитель.
9.17 Я — отец и мать вселенной. Я — Высший судья, Я решаю, как наградить душу по заслугам. Я — прародитель всего сущего и конечный предмет познания. Я — очищающая сила звука “Ом”. Сама-веда и Яджур-веда — тоже Я.
10.25 Среди мудрецов Я — Бхригу; среди звуков Я — «Ом»; среди жертвоприношений Я — молитва; среди неподвижных существ Я — Гималаи.
17.24 Приверженцы учения Вед перед тем, как принести жертву, помочь ближнему или совершить духовный подвиг, произносят слово «Ом».
21. И также сказано в другом месте: Идущая вверх артерия, называемая сушумна, ведущая дыхание, разделяется в нёбе. Через нее, соединенную с дыханием слогом Аум и разумом, пусть он поднимается вверх. Вернув кончик [языка] на нёбо, сдерживая чувства, [он] великий, взирает на величие. Затем он лишается собственного существа. Лишившись собственного существа, он не бывает причастным счастью и несчастью, достигает одиночества. –
Беззвучен, лишен бытия, находится в темени головы. Пусть же [человек] сосредоточится [на нем]. –
МУНДАКА УПАНИШАДА
МАНДУКЬЯ УПАНИШАДА
ГАРУДА-ПУРАНА СВАРОДХАРА
102. Послушай! Я поведаю тебе сейчас о последних действиях познавшего Истину, посредством чего он получает освобождение, называемое Нирвана Брахмана.
103-107. Когда приблизятся его последние дни, человек должен, освободившись от страха, отсечь мечом непривязанности все желания, связанные с телом. Мужественно покинув дом, совершив омовение в водах священного места омовения, сидя в одиночестве на очищенном, как предписывается, месте, он должен мысленно повторять высшее чистое трехбуквенное Слово Брахмы (АУМ). Ему следует обуздать свой ум, контролировать дыхание и не забывать при этом Брахма-Биджу.
108. Тот, кто оставляет тело, произнося однослоговый ОМ, олицетворяющий Брахмана, и при этом помнит Меня – достигает Высшей Цели.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
27.1 Слово Ишвары – АУМ (или ОМ). Это Пранава
27.2 Он проявляется через слово «ОМ«.
27.3 Выражающее его слово есть «ОМ«.
27.4 Слог «ОМ» является Его Индикатором
27.5 Способом, наиболее соответствующим Его качествам
27.6 Его обозначает священное слово (пранава).
27.7 Его [вербальное] выражение – священный слог «ОМ»
27.8 Его символ – слог «ОМ«
27.9 Его (вербальное) выражение – священный слог «ОМ«
27.10 Его имя выражается как звук «ОМ«.
МАХАБХАРАТА
14:6 Слог АУМ — (начало) всех Вед; (всех) слов (начало) — прана.
Савитри называется (началом) всех предписаний;
6:30:13 Кто, слог ОМ единый, что есть Брахман, произнося и меня вспоминая, уходит, покидая тело, тот идет высшим путем.
6:31: 17 Я — отец этого мира, и мать, и устроитель, и прародитель, я — познаваемое, очищающее, слог ОМ, гимн, песнопение и жертвенное речение.
6:40:23 ОМ, То, Сущее — почитается тройным обозначением Брахмана. Им издревле заведены были брахманы, Веды и жертвоприношения.
В.И. Кальянова
1:Васиштха произнес священное слово «ОМ» в знак того, что будет поддерживать дело потомков Бхараты.
5:107: Здесь впервые возникло сто разновидностей священного слова «ОМ«
ШИВА- ПУРАНА
2:37. «Кайлаша Самхита» еще более велика, чем та /т.е. «Рудра Самхита»/. Она по значению и положению равна Ведам, ибо разъясняет смысл пранавы /священного слога «ОМ«/.
«Описание тела /образа/ Шабдабрахмана /Высшего Шивы в форме Звука/»
1-2. О превосходный риши, мы страстно желали обрести видение Господа. Наше высокомерие было ущемлено и мы смиренно стояли в ожидании. Шива, Покровитель обиженных, Устранитель надменности высокомерных и неуничтожимый Господь всего /сущего/ сжалился над нами.
6-10. Он увидел звук /знак/ «М» посредине и нада /мистический звук/ в форме «ОМ» в конце. Он увидел первый звук справа подобным сверкающему солнечному диску. О лучший среди риши, затем он увидел звук «У«, пылающий как огонь. В середине он увидел звук «М«, мерцающий подобно лунной сфере. Над ним он увидел Высший Брахман, величайшее прибежище, зияющий как чистый хрусталь /кристалл/. Это была чистая /шуддха/ Сущность, превосходящая /Собой/ состояние турийи /четвертое состояние сознания/, неумаляющаяся и свободная от внешних недостатков /изъянов/. Она была свободна от каких-либо противоположностей /по отношению к Ней/. Это была просто пустота, свободная и от внутреннего, и от внешнего, хотя и пребывающая во внешнем и во внутреннем, лишенная начала, середины и конца, изначальная Причина Блаженства, Истина, Само Блаженство и Амрита /нектарный вкус бессмертия/.
11-12. Так Вишну медитировал на Вселенскую Душу, облаченную в два ведийских звука, и пожелал обнаружить источник, из которого возник Огненный Лингам, и собрался погрузиться в глубины Огненного Столпа. Тогда там появился некий мудрец /риши/ и открыл ему /т.е. Вишну/ сущность Истины.
13. Вишну постиг, что /этот появившийся/ мудрец был Самим Великим Господом /Шивой/ и Высшим Брахманом, воплощенном в Шабдабрахмане /Абсолютном Звуке, Брахмане как Звуке, т.е. «ОМ«/.
15. Высший Брахман, Истина, Блаженство, Амрита, величайший из величайших и наивысшая Причина, выражает Себя в однослоговой мантре /т.е.»ОМ«/
22. Божественное яйцо плавало в водах /первозданного океана/ много /божеетвенных/ лет. По прошествии тысячи /божественных/ лет, оно разделилось надвое, дав рождение Брахме.
13: 28-29. Показывая мистическую мудру и используя шафран и другие материалы, он должен поклониться и почтить Ганешу, подателя благ, 100 тыс. раз, сопровождаемого его супругами Сиддхи и Буддхи. Он /поклоняющийся/ должен повторить имена /Божества/ в дательном падеже, заканчивающиеся на «намах» и предваряемые пранавой /т.е. слогом «ОМ«/.
ЗАКОНЫ МАНУ
74. Всегда — в начале и в конце [чтения] Веды — надо произносить слог «ОМ» (pranava);
75. Сев на пучки травы куща, обращенные на восток, очищенный павитрами, очистившись тремя удержаниями дыхания, он [становится] достойным [произнести] слог «ОМ«.
76. Праджапати извлек из трех Вед звуки «А«, «У«, «М» и [слова] бхух, бхувах и сваха.
78. Брахман, изучивший Веду, произносящий утром и вечером этот слог «ОМ» и этот [гимн ≪Савитри≫], предваряемый [произнесением] священных слов (vyahrti), достигает заслуги, [приобретаемой чтением] Вед.
79. Дваждырожденный, повторяя эту триаду тысячу раз [ежедневно] вне [селения], через месяц освобождается даже от великого греха, как змея от кожи.
80. Пренебрегающий [произнесением] этого стиха и своевременным [исполнением] присущих ему обрядов брахман, кшатрий и вайшья подвергаются порицанию у добродетельных людей.
81. Да будет известно, что три негибнущие великие священные слова, предваряемые слогом «ОМ«, а также трехстопный ≪Савитри≫ — уста Веды.
83. Односложное слово [ «ОМ«] — высшая брахма, удержания дыхания — высший аскетический обет;
84. Все ведийские обряды, приношения на огне и [другие] жертвоприношения — исчезают, но да будет известно, что слог «ОМ» — негибнущий, он — Брахма и Праджапати.
70. Три удержания дыхания брахмана, исполненные, как предписано, сопровождаемые произнесением священных слов и слога «ОМ«, должно считать высшим покаянием;
ВИШНУ-ПУРАНА
4: 22. О Атман, (заключающий в себе) причину и следствие, о Атман вселенной, одержи победу, о повелитель жертвоприношений, о безгрешный! Ты — жертвоприношение, ты — вашаткара, ты — слог «ОМ«, ты — (жертвенные) огни!
9: 54. Высшая сущность Вишну та, которую, как достойную размышления, прозревают в слоге «ОМ» вечно усердные йогины, чуждые добродетели и греха!
69. Слава тебе, о не имеющий различий! Ты Брахма, ты — обладатель Пинаки, ты — Индра, Агни, Павана, Варуна, Савитар и Яма, ты — сонмы васу, марутов, вишвадевы и садхьи.
69. Весь этот сонм божеств, пришедших к тебе — это ты, творец мира, та проникаешь повсюду!
70. Ты — жертвоприношение, ты — вашаткара, ты — праджапати, (ты) — слог«ОМ», (ты), что должно быть знаемо и то, что не должно быть знаемо, ты, о Атман всего, — весь мир!
АМРИТАНАДА-УПАНИШАДА
ОМ! Да защитит нас Могучий!
Да наставит нас Могучий!
Да исполнимся его силы!
Да не будет ограничения той силе!
Да не будем враждебны!
ОМ! Шанти! Шанти! Шанти!
Изучив Шастры и много раз повторив их, мудрый,
Высшего Брахмана узнав, затем их отбросит,
как факел на рассвете.
Но нужного места достигнув,
колесничий останавливает колесницу
и седок, колесницу оставив, уходит.
Выдох, вдох и задержка с трёхразовым произнесением ОМ,
приветствиями и гаятри вместе с шира-мантрой–
это пранаямой зовётся.
Один лишь слог ОМ произнося многократно,
Добьешься блага этой дивной мантрой.
Потом следует удалить воздух.
Следует делать это,
пока не освободишься от нечистоты.
АКШИ-УПАНИШАДА
42. Все, что проявляется (здесь) как вишва, тайджаса, и т.д., есть ни что иное, как ОМ/АУМ.
43. Потому, что здесь (в ОМ) нет разницы между смыслом и выражением (этого смысла), и еще потому, что тут не ощущаются различия между вишвой и тайджасой, так как вишва – это просто буква «а«, а тайджаса – это просто буква «у«.
44. Праджня – это символ «м«. Познавай их по порядку, с большим усердием, и тогда ты утвердишься в Самадхи.
45-46. Таким образом, грубые и тонкие (элементы) должны быть растворены в духовной Субстанции/Атмане, а затем и сам Атман должен быть растворен в осознании: «Я есмь тот самый ОМ Васудева, всегда чистый, бодрствующий, свободный, реальный, недвойственный Парабрахман, полный неизреченного блаженства; а весь этот (феноменальный мир) – только страдание в начале, в середине и в конце.
47-48. И поэтому ты, безгрешный, отрекшись от всего, будь постоянно предан одной лишь Истине. Всегда думай так: «Я – Брахман, чистое Сознание и Блаженство, я свободен от всех нечистот, я духовен, я пребываю вне ума и слов, вне тьмы невежества, вне всех иллюзорных
Ом! Да защитит Он нас обоих; да напитает Он нас обоих; да будем мы работать совместно с большой энергией, да будет наша учеба могущественной и эффективной, да не будем мы пререкаться (и ненавидеть кого-либо).
Ом! Шанти, шанти, шанти!
АТМА УПАНИШАДА
КАТХА УПАНИШАДА
2:14 [Начикетас сказал:] «Отличное от справедливого и отличное от несправедливого, отличное от сотворенного и несотворенного,
Отличное и от бывшего, и от будущего – поведай мне то, что ты видишь».
15. [Яма сказал:] «Слог, который возглашают все веды и который произносят все подвижничества;
Стремясь к которому, ведут жизнь учеников, – тот слог я коротко поведаю тебе. Это – Ом.
16. Поистине, этот слог – Брахман, поистине, этот слог – высший;
Поистине, кто, зная этот слог, желает чего-либо, – к тому оно [приходит].
17. Эта основа – лучшее, эта основа – высшее.
Зная эту основу, [человек] возвеличивается в мире Брахмана.
ТАЙТТИРИЯ УПАНИШАДА
ОМ – это, поистине, согласие.
Когда [говорят]: «О, внимайте», то внимают.
[Произнося] «ОМ «, поют саманы.
[Произнося] «ОМ , Шом», читают шастры.
(Произнося) «ОМ «, адхварью возглашает ответное возглашение.
[Произнося] «ОМ «, [жрец] брахман ведет [церемонию].
[Произнося] «ОМ«, [жертвователь] дает согласие при агнихотре.
[Произнося] «Ом«, брахман, собирающийся читать [гимны], говорит: «Да достигну я Брахмана», и так он достигает Брахмана.
ГОРАКША-ПАДДХАТИ
Приняв позу лотоса, удерживая тело и шею устойчиво, фиксируя взгляд на кончике носа, в изолированном месте, йог повторяет нетленный ОМ.
Чистый или нечистый, тот, кто постоянно декламирует ОМ, неопорочен грехом, как листья лотоса не намокают в воде.
2.1. Через удержание выдоха (апана), воздух, жизненная сила (прана) остается в теле. Посредством лишь одного дыхания [йогину] следует проложить путь к “пространству” (гагана), [что у макушки головы].
2.2. [Йогические] выдох, вдох и задержка имеют природу немолчного звука (пранава), [то есть священного слога ОМ]. Регуляция дыхания трояка и наделена двенадцатью мерами (матра).
2.3. [Внутренние] солнце и луна связаны с двенадцатью мерами; они не опутаны сетью изъянов (доша). Йогин должен всегда знать эти [две основы].
2.4. Поэтому солнце и луна также находятся внутри тела. Первое светило считается расположенным в области пупка, второе – в голове.
2.5. При вдохе отсчитывать двенадцать мер [слога ОМ]. При задержке он должен отсчитывать шестнадцать мер, а при выдохе – десять слогов ОМ. Таково определение регуляции дыхания.
ГХЕРАНДА-САМХИТА
6.8. Думай об образе этого Божества, о Его украшениях и о животных, которые Его несут. Это – Стхула Дхиана (грубое созерцание).
6.9. В околоплоднике большого тысячелепесткового лотоса (Сахасрара) созерцай заключённый в нём 12-лепестковый лотос.
6.10. Он белого цвета и окружён сиянием и его 12 (звуков) Биджа следующие: ха, са, кша, ма, ла, ва, ра, йюм, хаа, саа, кха, пхрем.
6.11. Внутри околоплодника этого малого лотоса – три линии, образующие треугольник А- КА-ТХА, у которого три угла ХА-ЛА-КША. Там пребывает Пранава (звук ОМ).
АВАДХУТА ГИТА
1. Слово ОМ подобно безграничному пространству, в нём нет ни высшего, ни низшего. Как можно произносить окончание слога OM, которое сводит на нет проявленность Непроявленного?
ЙОГА ШАСТРА
28. Освоив пребывание в Асане посредством сидения с лёгкостью долгое время в Падмасана Ардхасана или Свастикасана, и совершая джапати (рецитацию), Пранава (ОМ) в сердце, — так практикуют Йогу.
66. В это время у йога может наступить большая задержка (препятствие) из-за его беспечности и неразумности (прамады). Женщины, привлекаемые притягательностью его личности, будут желать вступить с ним в половые отношения. На данном этапе, если он будет общаться с ними и терять своё семя (бинду), он обессилит, и это приведёт к его погибели (винащйати), он потеряет здоровье (аюх-кшая) из-за потери семени (бинду-нащ), и пагубные изнуряющие (также «демонические») силы (даса) будут колебать и ослаблять его и возьмут верх над ним (джаяте). Поэтому (тасмат) он должен избегать компании женщин и продолжать практику йоги, относясь к ней с большим почтением.
67. Если йог не теряет своё семя, то аромат исходит от его тела, и, таким образом, ему следует прилагать все усилия к сохранению семени. После обретения контроля над кумбхака-пранаямой, сидя в уединении во время практики, ему следует произносить пранаву (слогОМ) в растянутой (плута) манере произношения, избавляясь от грехов, обусловленных совершёнными прежде плохими делами. Произнесение мантры ОМ (пранавы) устраняет все препятствия (сарва-вигхна-ха) и всякие вредные влияния (сарва-доша-ха).
68. Этой практикой йог может достичь предварительного совершенства в кевала-кумбхаке, то есть он достигает арамбха-авастхи (начальная стадия), первой стадии кевала-кумбхаки. Если после этого йог продолжает свою практику йоги (здесь – практику пранаямы), то наступает вторая стадия (гхата-авастха, «сосредоточенно занятый, продвинутый»).
ШАНДИЛЬЯ-УПАНИШАДА
17. Пранаяма считается выравниванием и сочетанием праны и апаны. Она бывает трёх видов — выдох (речака), вдох (пурака) и задержка (кумбхака). Они связаны с буквами (санскритского) алфавита. Поэтому только пранава (слог «ОМ«) считается пранаямой. Сидя в позе лотоса, следует медитировать на Гаятри, визуализируемую на кончике носа в образе краснокожей девушки, окружённой бесчисленными лучами образа луны, восседающей на хамсе (лебеде) и держащей жезл в её руке. Она — видимый символ буквы «А«. Видимый символ буквы «У» — это Савитри, молодая белокожая женщина с диском в её руке и восседающей на Гаруде (орле). Видимый символ буквы «М» — это Сарасвати, чернокожая женщина преклонного возраста, восседающая на быке и держащая трезубец в её руке.
Он должен медитировать на то, что единственная буква [санскрита] — всевышний свет — пранава (ОМ) — является истоком и источником этих трёх букв «А», «У» и «М». Вдыхая воздух через иду в течение шестнадцати матр, ему следует в это время медитировать на букву «А«; удерживая этот воздух в течение шестидесяти четырёх матр, ему следует в это время медитировать на букву «У«; затем он должен выдыхать воздух в течение тридцати двух матр, медитируя в это время на букву «М«. Он должен практиковать вышеприведённое упражнение много раз.
46. Задержкой дыхания после вдоха и т.д., непрерывной практикой этого, которая не вызывает усталости, и медитацией в уединённом месте останавливаются колебания ума. Посредством правильного осознания истинной природы звука, которая проявляется в самом конце произношения слога ОМ (т.е. ардхаматра), и правильного постижения сушупти (состояния глубокого сна без сновидений) сознанием модификации праны сдерживаются.
51. Когда знание, которое имеет форму познаваемого, благотворно и незатрагиваемо любыми модификациями, возникает в человеке и известно только как ОМ и ничто другое, тогда колебания праны прекращаются.
Затем Шандилья задал Атхарвану следующий вопрос: «Каким образом эта вселенная возникает из Брахмана, Который есть ОМ, извечное, бездеятельное, благотворное, Сат (чистое Бытие) и Всевышнее? Как она существует в Нём? И как она растворяется в Нём? Пожалуйста, разреши это моё сомнение.»
ШРИ ГУРУ ЧАРИТА
ЙОГА ВАСИШТХА
В этой связи, О Рама, я вспомнил вдохновляющую песню, которую пел преемник богов, Каса. Этот Каса владел сокровенным знанием. Он жил в пещере на горе Меру. Его ум был пропитан высочайшей истиной и поэтому он не был привязан ни к одному объекту этого мира. Чтобы к нему не приходило разочарование, Каса пел эту мудрую песню. Выслушай ее пожалуйста.
Что я должен сделать? Куда пойти? За что держаться? От чего отказаться? Вся эта вселенная пронизана единым сознанием. Несчастье и печаль – единое сознание. Счастье – то же самое сознание. Ибо все желания – пустота. Зная, что все здесь – единое бесконечное сознание, я свободен от всех страданий. В этом теле, снаружи и внутри, над и под, повсюду – там и здесь – только сознание, только Я, Я один и нет ничего что не-Я. Только Я повсюду, все существует во Мне, все это истинно Я. Я есть в Себе как Я. Я есть во всем в этом, как реальность во всем и повсюду. Я есть полнота всего. Я есть счастье и радость. Я наполняю Собой всю вселенную как космический океан.
Так он пел. Его святое ОМ звучало подобно колоколу. Он сосредоточил все свое существо в этом звуке. Он был ни внутри чего-нибудь, ни снаружи чего бы то ни было. Этот мудрец был полностью поглощен в Себе.
По разрушении всех понятий, когда разум приходит в состояние самого Создателя, как возникает в нем понятие о мире?
Подумав так, Бали выдохнул священное слово ОМ и замер, сосредоточившись на его внутреннем значении. Свободный ото всех сомнений, от восприятия объектов и без различения между мыслителем, мыслью и мышлением (медитатором, медитацией и объектом медитации), с успокоенными намерениями и концепциями, Бали находился в высшем состоянии с умом, в котором прекратилось всякое движение мыслей, как лампа в безветренном месте. Так он жил очень долго.
Прахлада продолжал размышления:
Это высшее Я или сознание заставляет работать разум, как ветер поднимает в воздух сухие листья, оно дает энергию органам чувств, как жокей управляет лошадью. Хотя это сознание – действительный хозяин тела, оно постоянно вовлечено в разные действия, как если бы оно было рабом.
Мудрец Уддалака уселся в позу лотоса, полузакрыл глаза и погрузился в медитацию. Он издал священный ОМ и вибрации заполнили все его существо до верхушки головы. Его жизненная сила как бы покинула тело и оказалась в измерении чистого сознания. Огонь, возникший в его сердце, спалил его тело.
Со вторым ОМ он достиг состояния равновесия и его дыхание самопроизвольно замедлилось без волнения и вибраций. Жизненная сила замерла как бы ни вне и ни внутри, ни внизу и ни сверху. После того, как тело сгорело, огонь выгорел и пропал, остался один чистый пепел. Казалось, что кости превратились в душистую камфору, которую сжигают перед алтарем. Ветер подхватил пепел и развеял его в пространстве. (Все это случилось без агрессии, свойственной Хатха йоге, которая приводит к страданиям).
На третьей стадии, когда святой ОМ достиг кульминации или спокойствия, возник вдох и жизненная сила распространилась в пространстве, как прохладное дуновение. Эта сила достигла луны и превратилась в свет, осветивший пепел, оставшийся от тела.
В тот же миг из пепла появилось сияющее существо с четырьмя руками как у Вишну. Уддалака светился как божество, все его тело стало божественным. Его тело было полностью очищено. Потом тот, кто сидел в позе лотоса, укрепил эту позу, «связал» свои чувства и сделал свое осознание совершенно свободным от малейших движений мысли. Со всей силы он держал разум от отвлечения. Его полуприкрытые глаза были неподвижны. С интернализованными жизненной силой и ощущениями, он удерживал разум в своем сердце.
Мудрые провозглашают, что разум вызывается движением праны; и потому удержанием праны разум замолкает. Когда разум оставляет движение мысли, прекращается иллюзия этого мира. Движение праны прекращается, когда все надежды и желания оканчиваются в сердце с помощью искренней практики заповеданного писаниями и учениями мудрых, и взращивания бесстрастия в прошлых жизнях или чистосердечной практики размышления (медитации) и однонаправленной посвященности единой истине.
«Такие мысли совершенно бесполезны теперь, когда разум мертв; они могут оживить это привидение под названием разум. Потому я оставляю все эти мысли и понятия; медитируя на ОМ, я остаюсь в состоянии осознания, в полном внутреннем молчании».
Так должен размышлять мудрый человек о природе истины все время, что бы он ни делал. Из-за таких размышлений разум утверждается в высшем, освобождается от всех волнений, но продолжает выполнять свои естественные функции.
Я сейчас войду в себя через себя как указывается окончанием звука ОМ – как керосиновая лампа без керосина. Я свободен от всех активностей этого мира и ото всех понятий восприятия и ощущения. Мое сердце находится в мире как резонанс звука ОМ. Ушли все заблуждения и ошибки.
Со полностью безмолвными желаниями в сердце, установившись в пространстве недвойственного сознания, мудрец Витахавья изобразил священный звук ОМ. Сосредоточившись на эзотерическом значении ОМ, он исправил ошибку восприятия внешнего вместо реального. Полностью оставив все концепции и восприятия, он оставил все три мира. Он полностью остановился, как останавливается колесо гончара. Звук ОМ разорвал сети органов чувств и их объектов, как ветер разгоняет запахи. После этого он пронзил темноту непонимания. Он на мгновение воспринял внутренний свет, но тут же отказался и от него. Он прошел и свет и темь. Остался только след мыслеформ, и это он тоже отбросил во мгновение ока. Теперь мудрец был в бесконечном не модифицированном сознании, это было как состояние сознания новорожденного. Он оставил всю объективность сознания и даже малейшие движения сознания. Он пересек это состояние и достиг осознания глубокого сна. Он продолжил и далее и достиг трансцендентности или турии. Это состояние такого блаженства, что ни в сказке сказать, ни пером описать – одновременно и «есть» и «не есть», и что-то и не что-то, свет и тьма. Оно полно несознания и беспредметного сознания, и оно вообще может быть указано только через отрицание – не это и не то. Он стал тем, что вне любого описания.
Это состояние ничего, сознания, Пуруши Санкьи, Ишвары йогов, Шивы, времени, Атмана или высшего Я, не я, центра, середины и т.д. – как это называют мистики разных традиций. Это то самое состояние, которое обозначается истиной с точки зрения любого писания, то, что есть все – вот туда он и попал.
Человек должен быть внутренне спокойным, с контролируемым разумом; он должен оставить запретные и эгоистические действия и удовольствия, которые возникают от органов чувств. Он должен иметь веру. Затем он должен сесть на мягкое сидение в удобной позе, способствующей спокойствию. Затем он должен придержать действия разума и чувств. Затем он должен повторять святой ОМ, пока разум не обретет совершенное спокойствие.
Бог не находится далеко и не является недоступным. Собственное просветленное сознание является Богом. Из него появляются все объекты и в него все возвращается. Все предметы и объекты постоянно поклоняются ему своими собственными разнообразными и доступными им методами. Сознание, которому так поклоняются в разных формах, рождение за рождением, посылает посланника для внутреннего пробуждения и просветления.
Этот посланник сознания является вивекой или мудростью. Она обитает в пещере собственного сердца. Эта мудрость приводит к постепенному пробуждению того, кто обусловлен невежеством. То, что пробуждается таким образом, является внутренним сознанием, которое есть высшее сознание, чье «имя» ОМ. Он является вездесущим существом. Вселенная является как бы его телом. Все головы, глаза, руки и т.д. принадлежат ему. Он доволен повторением мантр, благотворительностью, ритуальным поклонением, изучением и подобными практиками. Когда это сознание пробуждается с помощью мудрости или вивеки, происходит внутреннее раскрытие, разум пропадает и пропадает индивидуальное сознание. В этом ужасном океане самсары, только мудрость является лодкой, которая дает возможность пересечь этот океан.
Т.к. она проявляет гнев по отношению к плохому, ее называют кандикой. Т.к. ее цвет – цвет синего лотоса, ее называют утпалой. Ее называют джайя, потому что она всегда побеждает. Ее называют сиддха, потому что она полна совершенства. Ее называют дурга, потому что ее форма или реальная природа вне нашего понимания. Она называется умой, потому что она является сутью священного ОМ. Ее называют гаятри, потому что ее имена воспеваются всеми. Она есть продолжение видения всех вещей и потому ее называют сарасвати. Т.к. она белого (желтого или красного) цвета, ее называют гаури. Т.к. она существует в луче света в спящем, и в пробужденном медитацией на тонкой внутренней вибрации ОМ, ее называют индукала (луч луны).
О святой, как вообще появляется это тело?
То, что ты называешь телом, не существует в глазах мудреца. Это только Брахман. Даже слово «сон» используется для иллюстрации истины об иллюзорности кажущегося мира, на самом деле в бесконечном сознании нет никакого «сновидения». Нет ни тела, ни сна в нем, нет ни пробуждения, ни сна, ни сновидения. Что есть – пустота, ничто, ОМ. Достаточно даже таких описаний.
ШРИ ШАНКАРАЧАРЬЯ. БРАХМАНАЧИНТАМ
МАНДУКЬЯ-КАРИКИ
Слог ОМ есть все это. Ясное изложение этого начато так]: все прошлое, настоящее, будущее — это поистине ОМ. И то, что превосходит три времени, также поистине ОМ.
Этот самый Атман, применительно к слогу, есть слог ОМ. Применительно же к мерам звука, эти меры суть его «четверти», «четверти» же суть меры. Это звуки «А», «У», «М».
«Все человеческое», пребывая в бодрствовании, есть звук А, или первая мера, поскольку наполнение всего идет первым. Тот, кто знает это, достигает цели всех желаний и становится первым.
«Светящееся», пребывая во сне со сновидениями, есть звук «У», или вторая мера, ввиду совершенства и промежуточного положения. Тот, кто знает это, увеличивает поток своего знания и становится равным. В его роду нет никого, кто не знал бы брахмана.
«Сознающее», пребывая в глубоком сне, есть звук «М», или третья мера, ввиду соизмеримости с другими состояниями] или ввиду способности поглощать предыдущие состояния]. Тот кто знает это, соизмерим всему и становится источником поглощения, ниц
Лишенное меры, «четвертое», лежащее вне обычной практики, являющее собой угасание многообразия, благодатное, недвойственное — это и есть ом, это и есть атман. Тот, кто знает его таким, входит в Атман благодаря самому этому Атману.
О СВЯЩЕННОЙ ТРАДИЦИИ
Когда полагается тождество «Всеобщего» со звуком А,
очевидным становится сходство с «первым»;
При постижении тождества «Всеобщего» с мерой звука А
очевидным становится и сходство с «наполнением».
Когда познается тождество «Сияющего» со звуком У,
ясно проявляется «совершенство»;
При постижении тождества «Сияющего» с мерой звука У
столь же ясным становится и «промежуточное положение».
«Познающее определено» как тождественное звуку М,
Поскольку оба они соизмеримы с прочими состояниями]
и оба равно способны поглощать предыдущие состояния].
Тот, кто с твердым убеждением
знает общее сходство, предстающее в трех состояниях,
Тот великий мудрец,
поистине достойный восхищения и почитания всех существ.
Звук А ведет ко «Всеобщему»,
тогда как звук У ведет к «Сияющему»,
А звук М ведет к «Сознающему».
Для лишенного же меры не существует никакого движения.
Следует знать слог ОМ по четвертям;
нет сомнения, что меры звуков и есть эти четверти.
Познав этот слог ОМ по четвертям,
не стоит размышлять более ни о чем.
Следует сосредоточить разум на слоге ОМ,
слог ОМ есть Брахман, лишенный страха.
Для упрочившегося в слоге ОМ
нет больше никакого страха.
Ибо слог ОМ — это низший Брахман,
и тот же слог ОМ считается высшим Брахманом.
Нет ничего до него, нет ничего внутри,
нет ничего снаружи, нет и ничего после;
слог ОМ неуничтожим.
Ибо слог ОМ поистине начало, середина и конец всего.
Познав слог ОМ таким образом, его достигают тотчас же.
Следует познать слог ОМ как Господа,
пребывающего в сердцах у всех.
Осознав всепроникающий слог ОМ
мудрый более не печалится.
Несоизмеримый, бесконечной меры,
угашающий двойственность, благодатный
Таким известен слог ОМ. Тот, кто знает его так, —
настоящий мудрец, и не таковы прочие люди.
СИТА УПАНИШАДА
4:Слог СА – достижение истины и Бессмертия именуется луной. Слог Та – Спаситель (ОМ), вместе с Лакшми считается распространением Пракрити./4/
Внутренняя сущность крия шакти: Из уст Хари (происходит) нада. Из нады (происходит) бинду. Из бинду (происходит) слог ОМ. Из слога ОМ (происходит) далее гора Рама Вайкханаса. На этой горе множество ветвей, состоящих из действия и знания./20/
Там – три изначальных писания (всех) воззрений – Риг, Яджур и Сама так именуется эта триада./21/
Известная как Бхагавати Сита именуется корневой пракрити. Благодаря (природе) пранавы, учащие о Брахмане называют (Ее) Пракрити (природой)./8/
Богиня Шри, приняв троякую форму, согласно воле божества ради защиты мира, поддерживает формы. (она) известна как Шри, Лакшми, Лакшйамана./16/
Богиня Земля, носящая сокровища, с океанами воды и семью островами известная как опора четырнадцати миров, начиная с земли есть Сущность пранавы./
ДЖАБАЛА УПАНИШАДА
Или [священник] может также принести огонь из деревни и дать этот огонь ему [саньясину], чтобы тот вдыхал его, как это было описано. Если он не может получить огонь, ему следует делать подношение в форме воды, ибо вода олицетворяет собой всю божественность. И после совершения жертвоприношения со словами ОМ, я предлагаю это всем богам, сваха» он должен отпить её и съесть эту благотворную жертвенную пищу вместе с очищенным маслом (гхи). Таким образом он узнает, что освобождающая формула [ОМ] – это все три Веды; ибо это – Брахман, которому следует поклоняться. Это так, о досточтимый».
НИРВАНА УПАНИШАДА
59. Медитация на истинной Сущности, которая вне трех атрибутов пракрити (гуны саттва, раджас и тамас), должна длиться непрерывно; все иллюзии и заблуждения должны быть уничтожены осознанием абсолютного Единства дживатмана и Брахмана. Также необходимо сжечь, уничтожить все страсти, привязанности (к мирскому), и т.д. Ткань набедренной повязки должна быть грубой и плотной (для того, чтобы жизненная энергия-прана поднималась вверх по сушумне у аскета-брахмачарина). Аскет должен быть по возможности нагой (т.е. иметь на себе минимум одежды). Неизреченная мантра (ОМ в четвертом состоянии Турийя) осуществляется при воздержании от мирских дел (т.е. кармического воздействия). Поступая по собственному спонтанному волеизъявлению (поскольку он достиг стадии пребывания вне хорошего и плохого, т.е. вне всякой двойственности), он (йогин-аскет) осознает свою истинную, подлинную природу, которая есть Нирвана, свободная от всякого материального рабства.
ПАРА-БРАХМА УПАНИШАДА
19. Следовательно, всеми своими силами аскет должен стремиться к Освобождению. Отбросив внешний шнур, он должен носить внутреннюю сутру в своем сознании.
20. Отбросив внешний мир преходящих феноменов и форм, отбросив внешние хохолок и священный шнур, он должен держаться хохолка и шнура только в виде священного слога ОМ (т.е. Пранавы) и Брахмана (Хамсы), и таким образом готовить себя к Освобождению.» Так сказал почтенный мудрец Шаунака.
ТУРИЯТИТА-АВАДХУТА УПАНИШАДА
Этот мудрец, пребывающий в состоянии Туриятита, достигая состояния Авадхута-санньясина и полностью поглощенный Не-двойственным Атманом/Брахманом, оставляет свое тело, становясь единым с АУМ (Пранавой): такой санньясин – настоящий Авадхута; он исполнил цель своей жизни.
Как не виден облик огня, скрытого (в своем) источнике, (но) основа (его) не гибнет
И он снова добывается в (своем) источнике (с помощью) дерева, — так, поистине, в обоих случаях (постигается Атман) в теле с помощью пранавы (ОМ).
Сделав свое тело (верхним) арани и пранаву (ОМ) — нижним арани,
Усердным трением размышления (человек) увидит бога, подобного скрытому (огню).
ВАСУДЕВА УПАНИШАДА
Брахмачари или грихастха должен, при пении Вишну-гайатри или святые имена, начинающиеся с «Кришна», нанести тилаку на лбу, груди, шее и плечах.
Саньяси, произнося священный слог ОМ, должен нанести эту тилаку указательным пальцем на голову, лоб и грудь.
Как имеются три Божества (Брахма, Вишну и Шива), три вйахрити (Бхур, Бхувах и Свах), три размера в ведических гимнах, три священных огня, три времени, три состояния сознания, три атмана, и три буквы (а, у, и м) в священном слоге ОМ, так и вайшнава-тилака имеет три части, которые соответствуют символам в священном слоге ОМ.
Человек, который произносит священный слог ОМ, идет вверх (урдхва). Именно поэтому вайшнава-тилака называется «урдхва-пундра».
Парамахамса должен произносить священный слог «ОМ» во время нанесения тилака на лоб.
ТАРАСАРА-УПАНИШАДА
Тот ОМ — неразрушимый, всевышний и Брахман. Только ему следует поклоняться. Это он состоит из восьми тонких слогов. И он становится восьмью, имея восемь форм. «А» — первая буква; «У» — вторая; «М» — третья; бинду (точка-затухание звука) — четвёртая; нада (тонкое звучание) — пятая; кала (время-пустота) — шестая; калатита (то, что за пределами калы) — седьмая; и то, что за пределами (всего) — восьмая. Она называется тарака, ибо она позволяет пересечь это мирское существование. Знай, что только эта тарака — Брахман, и что только этой тараке следует поклоняться». (Следующие) стихи могут быть процитированы здесь:
1. «Из буквы «А» явился Брахма по имени Джамбаван (медведь). Из буквы «У» явился Упендра (Упа-Индра) по имени Хари.
2. Из буквы «М» явился Шива, известный как Хануман. Имя бинду — Ишвара, и это Шатругна, сам Господь обсуждения.
3. Наду следует знать как великого Господа по имени Бхарата и само звучание морской раковины. Из калы явился сам Пуруша как Лакшмана и несущий на себе Землю.
4. Калатита известна как сама богиня Сита. То, которое за пределами, — это Параматман по имени Шри Рама, высочайший Пуруша.
Всё это — разъяснение буквы ОМ, которая есть прошлое, настоящее и будущее, и которая отличается от этих (прочих) таттвы, мантры, варны (цвета), дэваты (божества), чхандаса (размера), Рика, Калы, Шакти и сришти (творения). Постигший это становится бессмертным. (Такова) Яджурведа — вторая стопа».
ПАНЧА БРАХМА УПАНИШАДА
14. Следует знать ишану, как Правителя, Свидетеля Сознания. Сущность пространства, непроявленный украшенный сварой слог ОМ.
РУДРА ХРИДАЯ УПАНИШАДА
Две птицы обитают в этом теле – джива и Параматман. Джива питается плодами карм, но Параматман недосягаем для всего. Параматман есть лишь свидетель (сакши). Он пребывает в бездеятельности. Он лишь принимает форму дживы посредством Своей Майи, также как пространство (акаша) внутри сосуда кажется отличным от акаши вне сосуда и принимает форму сосуда. В действительности все – Шива, Недвойственность (адвайта), Единый Абсолют. Никаких различий не существует. Когда все осознается как Единое, омкара, Абсолют, нет печали, нет майи. Тогда весьма легко достичь Блажества Высшей Недвойственности (адвайта-парамананды). Думайте о себе как об основе всей этой вселенной, вы – Единый, кевала, Сат-чит-гхана. Не все люди могут постичь эту Истину. Только избегнувшие майи знают тайну. Познав это, Атман более не движется ни в каком направлении. Он объединяется с Абсолютом, в точности как пространство внутри сосуда (гхатакаша) – с остальным пространством (парамакашей). Подобно пространству (акаше), которое никуда не движется, этот Атман не знает никакого движения. Он становится единым с ОМ.
АМРИТА-НАДА-БИНДУ-УПАНИШАДА
Изучив Писания (шастра) и много раз повторив [их], разумный, Высшее Благо (брахман) узнав, затем их отбросит, как головню [от факела, когда стало светло].
Затем, взойдя на колесницу слога ОМ, [он] следует по стопам Брахмы, колесничим [своим] сделав Вишну и почитая высшим Рудру.
Но [когда] достигают на колеснице нужного места, колесничий останавливает колесницу и седок, колесницу оставив, уходит.
[Так], оставив размер [звука], род, положение, беззвучным «М» лишенного признаков звука тончайшего состояния, поистине, достигают.
[Оставив] звук и прочие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Самом сияющем — это зовут пратьяхарой.
Так как [этим] скверна, подлежащая удалению, уничтожается, сиятельным (ручира) [синоним кумбхакиу]) [упражнением] следует заниматься. Удаление, двух ветров привлечение и Сиятельное — три управления дыханием, сказано.
Удаление, наполнение, задержка (кумбхака) [дыхания, соединенная] с трехразовым произнесением ОМ, возглашениями (вьяхрити) и гаятри вместе с Головной (ширас) [мантрой] — это управлением праной зовется.
Один лишь слог ОМ произнося разнообразно, «Благо» — говорят этой дивной мантрой.[Затем] следует удалить воздух.Пусть [упражняющийся] делает это, пока не освободится от нечистоты.
БРАХМА-ВИДЬЯ-УПАНИШАДА
ОМ Шанти, Шанти, Шанти.
Я провозглашаю науку о Брахмане, Который всеведущ, Который выше наивысшего. Брахма, Вишну, Махешвара – это начало, середина, конец. Вишну, подчиняющий свою удивительную силу-энергию, периодически становится воплощенным в человеческом облике (как Аватар), – таким образом Он проявляет Свое сострадание к людям. Эта (Его) тайна, как сияющий огненный OM, заключена в науке о Брахмане.
Так заканчивается Брахма-видья-упанишад, к Кришна-Яджур-Веде.
ОМ Шанти, Шанти, Шанти.
ДХЬЯНА БИНДУ УПАНИШАДА
2. Слог (ОМ) – высшее семя, над ним же стоит точка гудения. Слог звучит, утихая, высшее же состояние беззвучно.
9. (Поэтому) произнося лишь один (слог) ОМ, недробимое Благо созерцают желающие Освобождения. Земля, Огонь, Ригведа, (возглашение) и Великий Предок (Брахма)
10. в букве А, первом члене пранавы, являются и растворяются. Атмосфера, Ветер, Яджур(веда), бхувас, Вишну, Людей Побудитель
11. в звуке У, втором члене пранавы, являются и растворяются.
Небеса, солнце, Самаведа, свар, а также Великий Владыка (Шива)
12. в звуке М, третьем члене пранавы, являются и растворяются. Звук А – желтого цвета, это свойство активности – (так) сообщают,
13. звук У – естество (саттва), белый; звук М – черный, тьма (тамас). Не знающий восьми членов, четырех стоп, трех состояний, пяти дивных (божеств)
14. звука ОМ не будет благим (брахманом). Ибо пранава – лук, Сам (Атман) – стрела, Благо – цель, сказано,
15. внимательным будучи, следует пронзить Его, как стрелой.
(Тогда) прекращаются действия, (когда) все ближнее и дальнее в нем видят.
16. Звуком ОМ произведены божества, звуком ОМ произведены небеса, звуком ОМ произведена Вселенная из трех миров с движущимся и неподвижным.
17. Краткий (звука ОМ) сжигает грехи, долгим – непреходящий успех дается, вместе собранные половины пранавы Освобождение даруют.
18. Как масло (что льется) струей непрерывной, как колокола долгий звук – (так звучит) несказанная вершина пранавы. Кто ведает это – сведущ в Веде.
23. Гудением отзвука ОМ усердно собирают вокруг (него) дыхания вплоть до растворения всякого другого звука.
24. ОМ – (это) приход и уход, начало, движение, отсутствие. (Он) – единственный, сверкающий миллионами солнц. Видящие внутри всех людей находящегося Самого, Лебедя, действительно, свободны бывают.
ЙОГА ТАТТВА УПАНИШАДА
27:Теперь слушай о Хатха-йоге.
Йама, нийама, асана, пранасамьяма,
Маха-мудра, маха-бандха, маха-ведха, кхечари-мудра,
джаландхара-бандха, уддияна-бандха, мула-бандха, а также
повторение мантры «ОМ«, соединяющей звук и Высшее Состояние,
три мудры – Ваджроли, Амароли и Сахаджроли.
68: Затем, пусть йогин в уединении повторяет пранаву ОМ
для очищения от всей кармы, накопленной раньше.
Мантра ОМ уничтожающая все грехи и
повторяемая йогином – это начало его совершенства.
РИГВЕДА. ГРУППА УПАНИШАД-ЙОГА.
1. Слог «A» считается её (птицы «ОМ») правым крылом, «У» — левым; «М» — её хвост; и ардха-матра (половина стихотворного метра), как считают, — её голова.
5(б)-6(а). Знаток йоги, восседающий на хамсе (лебеде) таким образом (т.е. созерцает ОМ), не подвержен кармическим влияниям или десяткам крор грехов (сотням миллионов).
29(б)-30. Затем, когда прарабдха, с течением времени, отработана и изношена, тот, кто есть звук, следующий из союза пранавы (ОМ) с Брахманом, кто есть само абсолютное сияние, и кто есть наделяющий всяким благом, сияет сам по себе подобно солнцу при рассеивании облаков.
46(б)-47(а). Звук, проистекающий из пранавы (ОМ), которая есть Брахман, имеет природу сияния; ум становится поглощённым в нём; это — всевышняя обитель Вишну.
ПАШУПАТА БРАХМА УПАНИШАДА
РАМА-ГИТА
48. Прежде чем входить в самадхи, необходимо созерцать этот движущийся (проявленный) и неподвижный (непроявленный) мир как Пранаву (ОМ), из которой возник этот мир, как это ясно указано в шастрах. Причина этого рождения – авидья (неведение), но она исчезает, когда начинает сиять свет осознания.
49. Письменный знак «ОМ» состоит из трёх букв: «А» означает «пуруша» или «вишва» (состояние бодрствования), «У» означает «тайджаса» (состояние сна со сновидениями), «М» – «праджна» (состояние глубокого сна без сновидений), как это указано в Ведах. Это осознаётся умом до наступления самадхи, а не после того, как наступает просветление и самореализация.
ВИШНУ-ПУРАНА
54. Высшая сущность Вишну та, которую, как достойную размышления, прозревают в слоге «ОМ» вечно усердные йогины, чуждые добродетели и греха!
55. Высшая сущность единственного изначального Вишну та, чьи энергии-шакти отождествлены с Брахмой, Вишну и Шивой!
ДЕВИБХАГАВАТА-ПУРАНА
ОМ – БИДЖА-МАНТРА («МАНТРА-СЕМЯ») БРАХМАНА КАК ПОЛНОТЫ И ВСЕЕДИНСТВА. ВАЖНЕЙШАЯ ИЗ ВСЕХ МАНТР, ИЗВЕСТНАЯ ПОД ИМЕНЕМ ПРАНАВЫ И ТАРАКА-МАНТРЫ. В ТАЙТТИРИЯ УПАНИШАДЕ СКАЗАНО: «ОМ – ЭТО БРАХМАН, ОМ – ЭТО ВСЕ» (8, 1) В «ЗАКОНАХ МАНУ» СКАЗАНО: «ВСЕ ВЕДИЙСКИЕ ОБРЯДЫ, ПРИНОШЕНИЯ НА ОГНЕ И [ДРУГИЕ] ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ИСЧЕЗАЮТ, НО ДА БУДЕТ ИЗВЕСТНО, ЧТО СЛОГ «ОМ» – НЕГИБНУЩИЙ, ОН – БРАХМА И ПРАДЖАПАТИ». (II, 84)
ДЭВИ ГИТА
Сначала следуя йоге, пусть он размышляет о трёх акшарах Мантры, называющейся пранавой Богини, ради созерцания.
Звук ХА будет грубым телом, РА – тонким телом, И – причинным я, и точка сверху (буду) я (сама), четвёртая.
Сказано, что пранава это лук, стрела – Атман, а Брахман – цель. Сказано, что пранава это лук, стрела – Атман, а Брахман – цель. Сосредоточенный (человек) должен познать его и соединиться с ним как стрела (с целью).
Держа тело прямо, пусть сидит йогин, вирасаной эта (поза) называется. Через иду пусть втягивает воздух извне, (произнося ОМ) шестнадцать раз,
Пусть удерживает забранный (воздух) йог, (произнося ОМ) шестьдесят четыре раза, И находящийся в сушумне верным образом, (произнося ОМ) тридцать два раза, постепенно
Через пингала-нади пусть выдыхает (тот воздух) лучший из знатоков йоги, Это есть пранаяма, так говорят сведущие в шастрах йоги.
Вновь и вновь постепенно таким образом перегон (воздуха) пусть совершает, Постепенно увеличивая (произношение ОМ) правильным образом с двенадцати до шестнадцати раз.
«ОМ», – так (повторяя), созерцайте Атман, да будет вам благо при переправе за пределы тьмы. В божественном граде Брахмана, в пространстве (сердца) тот Брахман пребывает,
УДДХАВА ГИТА
35. Подобным образом необходимо практиковать пранаяму – наряду с повторением ОМ – десять раз подряд трижды в день. И тогда в течение месяца обретается управление праной.
Также обращаем ваше внимание на мантры сохранившиеся в буддийской традиции.
Абсолютное большинство начинается с ОМ!
Этот материал подготовлен для того, чтобы «искатели истины» самостоятельно могли продолжить этот список писаний и с помощью Здравомыслия ответить себе на вопрос: «Какую мантру петь, чтобы получить результат?»
PS: Огромная благодарность Дугину Роману в обработке материалов.