мантра арья тары текст
Мантра Тары
По легенде, Тара изначально была принцессой и очень хотела воплотить Будду, то есть – стать Буддой в женском воплощении, чтобы помочь всем нуждающимся в помощи. Ранее воплощения Будды бывали только в мужском теле.
Принцесса дала обет сострадания и помощи всем, кому это необходимо, до тех пор, пока полностью не опустеет Сансара. Своим примером она показала, что достигнуть Высшего Просветления может каждый. Принцесса (по другим источникам – просто обычная женщина) шла по пути Просветления до тех пор, пока не достигла его. С тех пор божество всегда перерождается в женском облике.
Тара считается покровительницей всего сущего. Ее почитают как матерь всех Будд и символом всемирного сострадания. Именно к Таре рекомендовано обращать свои просьбы и надеяться на ее помощь в самой безвыходной жизненной ситуации, она – именно та, кто быстрее всего придет на помощь. Тара всегда охотно откликается на подобные обращения. На ее изображении правая нога спущена с сидения, символизируя готовность быстро прийти на помощь любому в ней нуждающемуся.
Мантру Тары можно назвать одной из сильнейших защитных мантр.
Богиня Тара, дарующая любовь и благословение, существует в двух ипостасях – Белой и Зеленой. Первая продлевает жизнь, вторая дает спасение и защиту. Также считается, что из этой Тары выходят еще двадцать одна Тара, для каждой из которых существует свое обращение. Есть обращение и общее, к двадцати одной Таре.
Чаще всего практикуют три вида обращений-мантр к богине: к Белой Таре, к Зеленой Таре и к двадцати одной Таре
Изображения Тары используются как мощные обереги, а художники почитают за честь и с удовольствием создают эти изображения (каждой из двух, восьми и двадцати одной), так как такое искусство ведет к просветлению.
В последующих жизнях это божество дает избавление от болезненных перерождений.
Проводя ритуал ежедневно, можно быстрее достигнуть просветления, привлечь к себе удачу и достигнуть исполнения желаний. Мантра избавляет от невзгод и страхов в нынешней жизни человека.
Перед тем, как просить помощи у божества, желательно совершить ритуал подношения, но, обращаясь к Божественной всем помогающей Матери, можно обойтись и без него. Мантры необходимо сочетать с мудрами. Перед произношением этой мантры необходимо визуализировать богиню, к которой предстоит обратиться.
Тару представляют такой, как ее можно увидеть на изображениях: сидящей на белом лотосе, в шелковых одеяниях. Из ее полупрозрачного, лишенного плотности тела исходит свет (зеленого цвета, если обращение – к Зеленой Таре и белого – к Белой). Одежды украшены драгоценными камнями, ее правая нога спущена вниз, левая согнута. Правая рука покоится на правом колене, а левая ладонью прислонена к груди напротив сердца. В левой руке – цветок Утпала (голубой Лотос). Она смотрит на всех с бесконечным состраданием. Белая Тара отличается наличием семи глаз – дополнительно к обычным глаза у нее на ладонях, ступнях и посредине лба.
Повторить мантру нужно несколько раз. Конечно, слова обращения к божеству необходимо предварительно выучить наизусть. Но и это для Зеленой Тары не обязательно. Считается, что можно даже этот небольшой текст не помнить наизусть целиком. Тибетская легенда гласит, что человек, переходящий мост, увидел перед собой демона. Обернувшись назад, там тоже увидел демона, и забыл слова мантры, однако все равно прочел то, что помнил и получил помощь.
Мантра Зеленой Таре
Для большей эффективности желательно приобрести небольшую статуэтку этого божества и созерцать ее несколько минут перед пением мантры. Лишь затем принять такую же позу, визуализировать себя в изумрудном пространстве, богиню пред собой, и обращаться к ней. Пение следует продолжать в течение 15 – 20 минут.
Текст мантры:
«Ом Таре Туттаре Туре Соха (Сваха)»
Перевод:
Склоняюсь перед богиней, уничтожающей врагов, освободительницей Тарой. Хвала Таре, спасительнице, героине. С Туттаре устраняющей все страхи, дарующей все виды блага с Туре. Со словом Соха (восклицание радости) перед ней склоняюсь.
Мантра Белой Таре
Текст:
«Ом Таре Туттаре Туре Мама Аюр Пуньей Джняна Путим Куру Йе Соха (Сваха)»
Перевод:
«Склоняюсь перед богиней, уничтожающей врагов, освободительницей Тарой. Хвала Таре, спасительнице, героине. С Туттаре устраняющей все страхи, дарующей все виды блага с Туре. Моя просьба о счастливой жизни, нравственности, Просветления, Мудрости богатства и счастья, дарованных из страны Гуру. Со словом Соха (восклицание радости) перед ней склоняюсь».
Краткая мантра двадцати одной Таре, восхваление и хвала.
Текст:
«Ом Чом Дэн Дэ Ма Лха Мо Дрол Ма Ла Чаг Цэл Ло Чаг Цэл Дрол Ма Таре Пал Мо Туттара Йи Джи Кун Сел Ма Туре Дён Нам Тхам Чэ Тер Ма Соха (Сваха) Йи Гер Чэ Ла Раб Ду Ом»
Примерный перевод:
«К тебе, Воплощение всех Будд, обращаюсь в бедах и радостях, всем телом душой и разумом».
Если вы устали на работе или у вас просто не задался день, включите это видео с мантрой Зелёной Таре погромче. Буквально через 5 минут вы почувствуете облегчение.
Кроме того, послушайте ещё один вариант, более спокойный и рассчитанный на полноценную медитацию.
Мантры Арья Тары
Тара является одним из самых основных божеств в тантрическом буддизме. Считается, что она избавляет от всех страхов и страданий.
Как и Авалокитешвара, она обладает бесчисленным количеством проявлений.
Более того, именно она проявила Авалокитешвару как одну из своих эманаций, в то время, как сама Тара появилась из слезы Авалокитешвары.
Тару и Авалокитешвару часто соотносят с Шакти (Дургой) и Шивой, подтверждения чему можно увидеть во многих гимнах Тары.
Обращение к Арья-Таре может стать эффективным методом коррекции астрологических влияний.
Ниже представлены мантры различных проявлений Тары.
Для Вашего удобства к некоторым из них мы добавили краткие пояснения.
Создано с любовью, на благо всех живых существ!
Искреннее обращение к Желтой Таре может помочь решить финансовые проблемы, даровать изобилие, мудрость и избавить от многих препятствий как на материальном, так и на духовном уровнях.
Полный раздел с мантрами Васудхары вы можете найти здесь.
Данная практика была передана Патрулом Ринпоче (1808—1887). Она может помочь восстановить энергии удачи (лунгта), способности (вангтанг) и ла.
Поэтому её можно применять как метод коррекции во время неблагоприятных астрологических периодов, или даже просто когда мы чувствуем себя плохо.
Для Вашего удобства мы добавили к тексту транслитерацию свой перевод, который не претендует на абсолютную точность, но отражает наше видение его значения.
Арья и Нарасимха Римша.
Создано с любовью, на благо всех живых существ!
lumé chok sum chi dang jetsünma
བསླུ་མེད་མཆོག་གསུམ་སྤྱི་དང་རྗེ་བཙུན་མ། །
ЛУМЕ ЧОК СУМ ЧИ ДАНГ ДЖЕЦУНМА
Силой благословения Трёх Драгоценностей и непревзойденной Тары,
gyalyum pakma drolmé jin tu yi
རྒྱལ་ཡུམ་འཕགས་མ་སྒྲོལ་མའི་བྱིན་མཐུ་ཡིས། །
ГЬЯЛЮМ ПАКМА ДРОЛМЕ ДЖИН ТУ И
Благородной Матери Всех Будд,
dak gi tsé sö paljor nyendrak nam
བདག་གི་ཚེ་བསོད་དཔལ་འབྱོར་སྙན་གྲགས་རྣམས། །
ДАК ГИ ЦЕ СО ПАЛДЖОР НЬЕДРАК НАМ
Пусть возрастут срок жизни, благие заслуги, процветание и слава!
yar ngö da dang yar gyi tso shyindu
ཡར་ངོའི་ཟླ་དང་དབྱར་གྱི་མཚོ་བཞིན་དུ། །
ЯР НГО ДА ДАНГ ЯР ГЬИ ЦО ШИНДУ
Подообно растущей Луне или наполнению озера летом,
khyepar khajé wangtang lungta nam
ཁྱད་པར་ཁ་རྗེ་དབང་ཐང་རླུང་རྟ་རྣམས། །
КЬЕПАР КХАДЖЕ ВАНГТАНГ ЛУНГТА НАМ
Пусть благая удача, вангтанг и лунгта
nyampa so shying chetü gyelwa long
ཉམས་པ་གསོ་ཞིང་ཆད་མཐུད་འགྱེལ་བ་སློང་། །
НЬЯМПА СО ШЬИНГ ЧЕТУ ГЬЕЛВА ЛОНГ
Исцелятся если были ослаблены, восстановятся если были повреждены, поднимутся, если опустились вниз!
tsering nemé dé dang den gyur chik
ཚེ་རིང་ནད་མེད་བདེ་དང་ལྡན་གྱུར་ཅིག །
ЦЕРИНГ НЕМЕ ДЕ ДАНГ ДЕН ГЬЮР ЧИК
Пусть всегда с нами будут долгая жизнь, здоровье, мир и счастье!
Кого и когда спасает Зелёная Тара, или для чего практиковать мантру Таре
З елёная Тара – одна из самых известных Бодхисаттв в женском теле. Согласно буддистскому учению, она является Пробуждённым существом и направляет все свои силы на служение другим и помощь на пути Дхармы Будды. Имя Тара буквально означает ‘спасительница’, ‘защитница’. Слово образовано от глагольного корня, который переводится как ‘перейти’, ‘пройти’, ‘достичь цели’, ‘пересечь (реку)’. Это очень символично, ведь в буддизме есть понятие «другой берег» – область, где нет цикла рождения и смерти. Таким образом, само имя Тара говорит нам о том, что она способна достичь другого берега существования, где нет места страданиям. Кого же и при каких условиях спасает Зелёная Тара? Попробуем разобраться.
Бодхисаттвой может быть любой человек, решивший обрести Пробуждение для блага окружающего мира и совершающий необходимые для этого шаги. Но Бодхисаттве не обязательно иметь материальное тело. Души, которые достигли высокого эволюционного развития и обрели незримую для человеческих глаз форму, могут также присутствовать на планете.
Согласно Сутрам, они так же, как и все монахи, слушали проповеди Будды Шакьямуни во время его пребывания в нашем мире и участвовали в событиях жизни Татхагаты 1 и монашеской общины. Для более привычного понимания некоторые последователи буддизма даже допускают использование терминов «Божество», «Богиня», т.к. эти слова и образы, стоящие за ними, могут помочь в понимании уровня эволюции выдающихся Бодхисаттв. Таким образом, Зелёную Тару нередко называют Богиней.
Твоё Тело прекрасной девы принимает разные облики;
Твоя Речь калавинки 2 провозглашает Дхарму;
Твой сострадательный Ум – любящий защитник всех существ.
Тару часто называют Арья (Ārya), то есть ‘благородная’. По легенде она родилась из слезы Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания, когда он смотрел на печали мироздания. И с тех пор Зелёная Тара незримо сопровождает путь праведных, помогая им в поисках истины и обретении благих качеств.
К Таре обращена знаменитая мантра: |
---|
oṃ tāre tuttāre ture svāhā |
Одно из объяснений мантры состоит в том, что tāre представляет освобождение от мирских страданий и опасностей, tuttāre олицетворяет индивидуальное спасение, а ture является кульминацией духовного пути – альтруистическое намерение помочь освобождению всех живущих, то есть выбор пути Бодхисаттв.
В конце мантры звучит svāhā — одобряющий, благословляющий возглас. Слово произошло от su – ‘хорошо’, áha – ‘сказанное’.
Когда существо освобождается от земных проблем, осознаёт, что личное спасение не принесёт счастья, и начинает развивать в себе качества сострадания, бескорыстия, добра по отношению к окружающим, тогда оно приближается к пониманию Тары и к ней самой. Ведь согласно учению Будды, в каждом из нас есть искра Пробуждения — сияющая частица созидания и мудрости.
Поэтому, на мой взгляд, не стоит надеяться на Тару, ожидать её благорасположения и практиковать мантру с корыстными мыслями. Можно самим стремиться стать проводниками светлых качеств и помогать Богине своими силами: для кого-то быть примером великодушия, сострадания и благой деятельности, вдохновлять на практику, ненавязчиво рассказывать о поучительных историях из Джатак.
Произнесение мантры – это труд, развитие концентрации. В этой практике нет места поиску личной выгоды, потому что её цель – забыть о себе, сосредоточившись на образе прекрасной Тары.
И пусть вас не смущает цвет её кожи изумрудного оттенка – есть мнение, что таким образом художники стремились передать свечение её ауры, окрашенной в зелёные тона из-за чистой энергии анахата-чакры.
Чтобы получить поддержку Высших сил, мало произнести некую «волшебную» формулу. Необходимо каждый прожитый день направлять на созидательный труд, на совершенствование себя и своих навыков, на развитие благожелательности по отношению к другим, на победу света над тьмой. Пусть мантра Зелёной Таре станет для вас добрым помощником в обретении светоносных качеств.
Поймите действия и их последствия:
Следуйте добру и оставьте зло!
Ибо каждый, кто вершит злые деяния,
Падёт в следующей жизни.
С Бодхичиттой, полагаясь на Любовь, Сострадание,
Радость и Равностность, практикуйте добродетель
И отправляйтесь в Путь истинного совершенства:
Вы достигнете стадии уверенного знания.
Сутра Арья-Тары, спасающая от восьми страхов
Склоняюсь перед Тремя Драгоценностями!
Склоняюсь перед Досточтимой Тарой!
Склоняюсь перед Владыкой Шакьямуни!
Так я слышал однажды. Владыка пребывал в мире богов на Горе Меру. Находясь среди собравшихся там, Богиня Тара молвила следующее.
1. Обретя этот рай, подобный драгоценности,
Поймите действия и их последствия:
Следуйте добру и оставьте зло!
Ибо каждый, кто вершит злые деяния,
Падёт в следующей жизни.
2. Звери тупы и глупы, поедают друг друга,
Взбираются трудными путями и падают со скал,
В тревоге, обуянные ужасом, дрожа от страха,
Пугаются всего – их страдания невозможно представить.
3. Преты голодают и жаждут, а их тела ненасытны.
Если появляются еда и напитки – им их не дают,
Или если и съедают что-то, оно превращается в огонь или мечи.
Их страдания голода и жажды невозможно постичь.
4. Существ, рожденных в адах,
Насильно ведут за собой злобные Ямы,
Жгут, варят и режут острым оружием;
Их страдания жара и холода невозможно вынести.
7. Те же, кто знает превратность клеш,
Отрекаются от причин трех миров страдания
И никогда не вовлекаются телом, речью или умом
Ни в какой грех, большой или малый,
8. Но, обретя счастье, помогают остальным блуждающим,
Свободные от алчности, злобы и заблуждений, утвердившись
В корне сострадания, обратившись всеми тремя вратами к добродетели,
Устремляются к этой сущности глубочайшего.
9. Плод цветка, что поражен заморозком,
Даже если возделывать, не даст ростка;
Так и те, кто сомневаются и нарушают обеты,
Даже если способны практиковать глубочайшие мантры,
11. Если человек практикует эти мантры безупречно,
Он быстро обретет желаемое.
Например, семя баньяна (ньягродха) совсем крошечное,
Но если его хорошо поливать и удобрять,
12. Через семь лет вырастает до целой лиги в охвате;
Если даже внешние вещи подвержены такому росту,
То что говорить об осознанной практике?
Рост внутреннего ясного света безмерен.
13. Если полагаться на купцов, знающих путь,
И отправиться в море на доброй лодке,
То, получив желанные драгоценности,
Можно верным курсом вернуться домой.
14. С Бодхичиттой, полагаясь на Любовь, Сострадание,
Радость и Равностность, практикуйте добродетель
И отправляйтесь в Путь истинного совершенства:
Вы достигнете стадии уверенного знания.
15. Если стрела, выпущенная человеком, улетела,
Она проделала свой путь, даже если кто-то отрицает его.
Тот, кто постиг смысл Реальности,
Выходит за пределы, даже если кто-то сомневается в этом.
16. Доведя до совершенства аспекты и природу деяний и этапов,
Несомненно, он обретет плод состояния Будды.
Если человек понимает эту чистую Реальность (дхармату),
То нет «я», нет жизни, нет обрывания жизни,
17. Нет кармы и нет созревания кармы.
Этот человек не впадает крайности и достигает освобождения.
Если для достижения этого блага будете преданно
Повторять эту сущность, что Я объясняю,
18. Грехи трех неисчислимых кальп истощатся,
Страдания трех миров несчастий и сансары
Будут смыты, а омрачения очищены.
Эта благая сущность звучит так.
ОṂ! Бодхисаттва-махасаттва, Богиня! Прошу, защити меня!
ОМ НАМА АРЬЯ АВАЛОКИТЕШВАРАЯ БОДХИСАТТВАЯ МАХАСАТТВАЯ МАХАКАРУНИКАЯ!
ТАТЪЯТХА: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ САРВА-ДУШТАТ МАМА КРИТЕ
ДЖАМБХАЯ СТАМБХАЯ МОХАЯ БАНДХАЯ ХУМ ХУМ ХУМ ПХАТ ПХАТ ПХАТ СВАХА!
НАМА АРЬЯ АВАЛОКАБХАЯ НАРА БОДХИСАТТВА МАХАСАТТВАНИ, АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЕ,
МАМА САРВА-КАРМА-АВАРАНА-СВАБХАВА-ШУДДХЕ ВИШУДДХЕ ШОДХАЯ ВИШОДХАЯ ХУМ ПХАТ СВАХА!
19. Далее, силой Будды Богине было воздано полное восхваление:
20. С великим Состраданием Ты трудишься на благо существ,
Совершенная в больших и малых Знаках, убранная в драгоценные украшения,
Твоя шея прекрасна, а лик улыбается и смеется!
21. Сфера ощущения Твоих глаз подобна льняным лотосам (zar ma’i pad ma),
Сфера ощущения Твоих ушей подобна раскрывшимся цветам уг-чой (ug cos),
Сфера ощущения Твоего носа подобна частям утпал,
Сфера ощущения Твоих уст подобна мальве (ha lo).
22. Твое Тело прекрасной девы принимает разные облики;
Твоя Речь калавинки провозглашает Дхарму;
Твой сострадательный Ум – любящий защитник всех существ.
23. Слева лотос – незапятнанный пороками сансары;
Справа даяние Прибежища для блага чувствующих существ;
Ты восседаешь на дисках солнца и луны – Метода и Мудрости.
Почтенная Тара, я принимаю в Тебе Прибежище.
24. Защити меня от великой пропасти сансары,
Чтобы я никогда не блуждал в круговерти шести миров!
Держи меня Твоими узами Великого Сострадания,
Не дай сбежать в три мира злой доли!
25. Утверди меня на Пути, чтобы не смог свернуть,
Чтобы во всех рождениях смог избежать ложных взглядов!
Позволь мне встретить Гуру, наделенного Бодхичиттой,
И никогда не встречаться со злыми спутниками!
26. Защитница от восьми опасностей – львов, слонов и пожаров,
Змей, грабителей, воды, чумы и пишачей – склоняюсь пред Тобой!
В этой жизни и других, прошу, защити меня от восьми страхов!
27. Пока я не обрел Плод, что всё превосходит,
Позволь мне не разлучаться с Десятью парамитами
Щедрости, Нравственности, Терпения, Усердия, Дхьяны,
Мудрости, Средств, Обета и Силы, а также Мудрости-знания!
Всякому сыну или дочери из благой семьи следует переписать это учение, читать его, повторять, хранить его, практиковать верное памятование о нем и широко учить ему других. Так говорил Владыка, и все собрание, ликуя, превознесло Его слова.
Так заканчивается Сутра Арья-Тары, спасающей от восьми страхов.
Зелёная Тара: история, мантра, значение практики
Зелёная Тара
Эта прославленная буддийская богиня (бодхисаттва — существо, достигшее просветления, но остающееся в сансаре ради помощи всем страдающим существам) воплощает просветлённую активность сострадания всех будд. В текстах упоминается, что даже однократное повторение имени этой богини приносит мгновенную помощь. Влияние энергии Тары на жизнь человека проявляется в исполнении желаний, устранении препятствий в делах, направленных на добрые цели, обретение благополучия в материальной и психологической сферах. Особой областью влияния Тары считаются семейные отношения: женское проявление бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары своим благословением помогает улучшить взаимоотношения в семье, поправить здоровье, обеспечить благополучие детей, встретить своего человека для создания пары и сохранить крепкие и чистые отношения с близкими, родными людьми. Для беременных женщин Тара становится Покровительницей.
Имя самой почитаемой в тибетском буддизме богини восходит к санскритскому слову «три», которое буквально означает «перенести через» (например, через океан, гору или любую другую преграду). Обычно богиню Тару призывают, когда возникает критическая ситуация и необходимость узнать, по какому же пути пойти и что избрать. Поэтому к Таре обращаются как к Спасительнице.
Кроме того, слово « тара» связано со занчением «звезда», поскольку «три» также означает «рассеивание» (например, звёзды, рассеянные в небесах). Тара — звезда нашего вдохновения, наша муза, которая ведёт нас по творческому пути, по пути преобразования своего сознания.
Зелёная Тара олицетворяет собой всё многообразие благой и просветлённой активности. Она считается матерью всех будд прошлого, настоящего и будущего. На изображении Тары этот смысл выражен в образе цветка, плода и бутона голубого лотоса утпала, который Тара держит левой рукой.
Утпала — лотос открывающийся, цветущий и источающий свой аромат на закате с приходом луны. Так что вместе с красным лотосом Авалокитешвары, связанным с солнцем, на котором Тара сидит, её синий лотос обещает избавление от страданий и днём и ночью. Символика лотоса, вырастающего из грязи незапятнанным, широко известна. В первую очередь он указывает на удивительную чистоту и красоту. Во внутреннем аспекте чистота подразумевает отречение от мирского. В то же время цветок лотоса раскрывает для нас творящую силу, связанная с женским принципом. Поэтому в буддизме лотос, падма напоминает о зарождении жизни, плодородии, процветании, потомстве, долголетии, здоровье, жизненной полноте, славе.
Левая рука Тары, нежно сжимающая стебель лотоса, сложена у сердца в жесте дарования Прибежища. Большой и безымянный пальцы соединены, что означает объединение мудрости и метода (практики), три оставшихся пальца открытой к нам ладони — подняты, символизируя дарование Прибежища в Трёх Драгоценностях — Будда, Дхарма, Сангха. Силой этих Драгоценностей Тара оказывает помощь и защиту всем, кто к ней обращается.
Тара, Милосердная, родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, Милосердного Владыки, в тот момент когда тот оплакивал страдания мира. Когда Авалокитешвара, бодхисаттва любви и сострадания, проливал слёзы, образовавшие озеро, из воды поднялся цветок лотоса. Цветок открылся, и из него вышла прекрасная богиня, и звали её Тара.
Мирная мантра Зелёной Тары: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА
Мантра Тары и даже упоминание её имени оберегает от препятствий не только в мирской обыденной жизни, но и на духовном пути. Восемь страхов, от которых защищает практика Тары, описаны образно. Это страхи перед:
1. Утоплением
2. Ворами
3. Львами
4. Змеями
5. Огнём
6. Духами
7. Пленением
8. Слонами
В этих образах зашифрованы омрачения, которые становятся препятствиями на духовном пути и порождают всё множество страданий сансары:
1. Сомнениям
2. Страстные желания
3. Алчность
4. Зависть
5. Ошибочные воззрения
6. Ненависть
7. Заблуждения
8. Гордыню.
О смысле и пользе мантры Зелёной Тары рассказывает лама Лобсан Цультим из Дацана Гунзэчойнэй.
К Зелёной Таре обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице, как к защитнице, преодолевающей все омрачения, быстро отзывающейся на просьбу о помощи. Тару почитают как покровительствующее божество: она проявляет ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.
Считают, что некогда, до реализации состояния Будды, Тара была женщиной, идущей по пути бодхисаттвы. Эта женщина приняла обет продолжать свой путь вплоть до достижения Просветления в теле женщины, и после достижения Высшего Просветления она проявляется в женских формах.
Тара оказывает поддержку тем, кто стремится к Просветлению, и тем, кто ищет в ней защиту, она являет собой пример, что Просветление может быть достигнуто любым человеком вне зависимости, мужчина это или женщина.
Двадцать один аспект Освободительницы
Проявляясь в 21 аспекте, Тара защищает обращающихся к ней от самых различных страхов и опасностей и оказывает быструю помощь во всех трудных ситуациях. Эти аспекты следующие:
1. Правира Тара — Освободительница совершенного мужества;
2. Чандраканти Тара — Освободительница (12 рук символизируют 12 звеньев взаимозависимого возникновения — учение о связях нашего мира);
3. Канакаварна Тара — Освободительница золотого цвета (10 рук символизируют 10 парамит — практик Бодхисаттвы);
4. Ушнишавиджайя Тара — Освободительница, чья ушниша (выпуклость на макушке, один из признаков состояния Будды) абсолютно победоносна;
5. Тара — Освободительница, издающая вибрацию ХУНГ;
6. Тара — победоносная Освободительница в трёх мирах;
7. Тара — Освободительница, которая преодолевает препятствия;
8. Вашитоттамада Тара — Освободительница, которая дает высшее посвящение;
9. Варада Тара — Освободительница, дарующая наивысшее;
11. Я[джа]гадваши Тара — Освободительница, собирающая существ;
12. Мангалалока Тара — Освободительница, светящаяся добрым предзнаменованием;
13. Парипашака Тара — Освободительница, которая приводит к полной зрелости;
14. Врикути Тара — Освободительница, которая морщит брови;
15. Махашати Тара — Освободительница великого умиротворения;
16. Тара — Освободительница, побеждающая привязанность;
17. Тара — Освободительница, осуществляющая счастье;
18. Виджайя Тара — победноносная Освободительница;
19. Тара — Освободительница от жгучего страдания;
20. Тара — Освободительница источника свершений;
21. Парипурана Тара — Освободительница окончательного совершенства.
Текст Восхваления 21 формы Арья Тары — на тибетском языке
с русской транслитерацией и переводом
НАМО АРЬЯ ТАРА ЙЕ
Почтение Благородной Таре!
ОМ ДЖЕЦУНМА ПХАГМА ДРОЛМАЛА ЧАГЦЕЛ ЛО
Почтение Досточтимой Арья Таре.
ЧАГЦЕЛ ТАРЕ НЬЮРМА ПАМО
Почтение Таре, бесстрашной спасительнице,
ТУТТАРЕ ЙЕ ДЖИГПА СЕЛМА
Быстрой, что слогами «ТУТТАРЕ» устраняет страх,
ТУРЕ ДОНКЮН ДЖИНПЕ ДРОЛМА
Что слогами «ТУРЕ» дарует всё, что необходимо,
СОХА ЙИГЕ КХЬОЛА ДЮДО
Склоняюсь перед ней, наделенной слогами «СОХА».
ЧАГЦЕЛ ДРОЛМА НЬЮРМА ПАМО
Почтение Таре, Быстрой, Героине,
ЧЕННИ КЕЧИГ ЛОГДАНГ ДРАМА
Чьи глаза подобны вспышкам молнии,
ДЖИГТЕН СУМГОН ЧУКЬЕ ЩЕЛГЬИ
Возникшей из раскрытия лотоса,
ГЕСАР ДЖЕВА ЛЕНИ ДЖУНГМА
Рождённой из слёз Защитника Трёх Миров.
ЧАГЦЕЛ ТОНКЕЙ ДАВА КЮНТУ
Почтение тебе, чьё лицо подобно
ГАНГВА ГЬЯНИ ЦЕГПЕЙ ЩЕЛМА
Сотне полных осенних лун, собранных воедино,
КАРМА ТОНГТРАГ ЦОГПА НАМКЬИ
Пылающей светом
РАБТУ ЧЕВЕЙ ОРАБ БАРМА
Тысячи созвездий.
ПАДМЁ ЧАГНИ НАМПАР ГЬЕНПА
Чья рука украшена цветком лотоса,
ДЖИНПА ЦОНДРУБ КА ТУБ ЩИ ВА
Что возникла из практики щедрости, нравственной дисциплины, терпения,
ЗЁПА САМТЕН ЧЁЮЛ НЬИМА
Усилий, сосредоточения и мудрости.
ЧАГЦЕЛ ДЕЩИН ШЕГПЕЙ ЦУГТОР
Почтение тебе, венчающей макушку Татхагаты,
ТХАЙЕ НАМПАР ГЬЕЛВАР ЧЁМА
Тебе, чьи победоносные действия безграничны,
МАЛЮ ПХАРОЛ ЧИНПА ТОБПЕЙ
Кого высоко чтут Сыновья Победоносных,
ГЬЕЛВЕЙ СЕ КЬИ ЩИНТУ ТЕНМА
Кто достиг каждого совершенства.
ЧАГЦЕЛ ТУТТАРА ХУНГ ЙИГЕ
Почтение тебе, что слогами «ТУТТАРЕ» и «ХУНГ»
ДЁДАНГ ЧОГДАНГ НАМКХА ГАНГМА
Наполняет царства желания, направления и пространства,
ДЖИГТЕН ДЮНПО ШАБКЬИ НЕНТЕ
С семьи мирами под своими стопами
ЛЮПА МЕПАР ГУГПАР НЮМА
Ты способна привлечь всех существ к блаженству.
ЧАГЦЕЛ ГЬЕДЖИН МЕ ЛХА ЦАНПА
Почтение тебе, кого почитают Индра, Агни,
ЛУНГЛХА НА ЦОГ ВАНГЧУГ ЧЁМА
Брахма, Вайю и другие могучие боги,
ДЖУНГПО РОЛАНГ ДРИСА НАМДАНГ
Перед кем почтительно возносят хвалы злые духи,
НЁДЖИН ЦОГКЬИ ДЮННЕ ТЁМА
Призраки, гандхвары и якши.
ЧАГЦЕЛ ТРАТ ЧЕ ДЖА ДАНГ ПХЕТ КЬИ
Почтение тебе, произнося ТРАТ И ПХЕТ
ПХАРОЛ ТРУЛКХОР РАБТУ ДЖОММА
Полностью уничтожающей препоны врагов.
ЙЕКУМ ЙОНКЬЯНГ ЩАБКЬИ НЕНТЕ
Ты подавляешь своими поджатой правой и вытянутой левой ногами,
МЕБАР ТРУГПА ЩИНТУ БАРМА
Пылая в яростном и бушующем огне.
ЧАГЦЕЛ ТУРА ДЖИГПА ЧЕНПЁ
Почтение «ТУРЕ», чрезвычайно устрашающей,
ДЮ КЬИ ПАВО НАМПАР ДЖОММА
Полностью уничтожающей сонмы Мары,
ЧУ КЬЕ ЩЕЛНИ ТРО НЬЕР ДЕН ДЗЕ
С гневным выражением на своем лотосовом лике
ДРАВО ТАМЧЕ МАЛЮ СЁМА
Ты уничтожаешь всех без исключения врагов.
ЧАГЦЕЛ КОНЧОГ СУМЦОН ЧАГГЬЕ
Почтение тебе, чьи пальцы совершенным образом украшают твоё сердце
СОРМЁ ТУГКАР НАМПАР ГЬЕНМА
Мудрой, символизирующей Три Драгоценных Самоцвета,
МА ЛЮ ЧОГКЬИ КХОРЛО ГЬЕНПЕЙ
Украшенной колесом всех направлений,
РАНГГИ О КЬИ ЦОГНАМ ТРУГМА
Чей лучезарный свет затмевает всё.
ЧАГЦЕЛ РАБТУ ГАВА ДЖИПЕ
Почтение тебе, чьё чрезвычайно радостное и сияющее
ВУ ГЬЕН О КЬИ ТРЕНГВЕ ПЕЛМА
Венечное украшение излучает гирлянду света,
ЩЕПА РАБЩЕ ТУТТАРА ЙИ
Своим радостным смехом «ТУТТАРЕ»
ДЮДАНГ ДЖИГТЕН ВАНГДУ ДЗЕМА
Ты укрощаешь демонов и мирских богов.
ЧАГЦЕЛ САЩИ КЬОНГВЕЙ ЦОГНАМ
Почтение тебе, способной призвать
ТАМЧЕ ГУГПАР НЮМА НЬИМА
Всех защитинков направлений и их свиту;
ТРО НЬЕР ЙОВЕЙ ЙИГЕ ХУНГ ГИ
Хмурясь и потрясая слогом «ХУНГ»
ПХОНГПА ТАМЧЕ НАМПАР ДРОЛМА
Ты всех спасаешь от их несчастий.
ГЬЕН ПА ТАМЧЕ ЩИНТУ БАРМА
И всеми ярко сияющими украшениями
РЕЛПЕЙ ТРОНА О ПАГМЕ ЛЕ
С Амитабхой на венечном узле
ТАГПАР ЩИНТУ О РАБ ДЗЕМА
Вечно излучающим свет.
ЧАГЦЕЛ КЛЕПЕЙ ТАМЕЙ МЕТАР
Почтение тебе, пребывающей среди гирлянды пламён,
БАРВЕЙ ТРЕНГВЕЙ У НА НЕМА
Подобной огню окончания эона,
ЙЕ КЬЯНГ ЙОНКУМ КЮННЕ КОРГЕЙ
Вытянув правую ногу и поджав левую
ДРА ЙИ ПУНГНИ НАМПАР ДЖОММА
Ты уничтожаешь сонмы препятствий.
ЧАГЦЕЛ САЩИ НГЁЛА ЧАГГИ
Почтение тебе, касающейся земли ладонью
ТИЛГЬИ НЮНЧИНГ ЩАБКЬИ ДЮНГМА
И ударяющей оземь стопой,
ТРО НЬЕР ЧЕН ДЗЕ ЙИГЕ ХУНГ ГИ
С гневным взором и слогом ХУНГ
РИМПА ДЮНПО НАМНИ ГЕММА
Ты усмиряешь все семь уровней.
ЧАГЦЕЛ ДЕМА ГЕМА ЩИМА
Почтение тебе, полное блаженства, добродетельной и мирной,
НГА НГЕН ДЕЩИ ЧОЮЛ НЬИМА
В царстве умиротворенной Нирваны;
СОХА ОМ ДАНГ ЯНГДАГ ДЕНПЕ
Полностью наделенная СОХА и ОМ,
ДИГПА ЧЕНПО ДЖОМПА НЬИМА
Ты полностью уничтожаешь все тяжкие дурные действия.
ЧАГЦЕЛ КЮННЕ КОРРАБ ГАВЕЙ
Почтение тебе, что с совершенной радостью
ДРАЙИ ЛЮНИ РАБТУ ГЕММА
Усмиряет завесы тех, кто радуется Колесу Дхармы,
ЙИГЕ ЧУПЕЙ НГАГНИ КЁПЕЙ
Спасая построением десятислоговой мантры
РИГПА ХУНГ ЛЕ ДРОЛМА НЬИМА
И слогом знания «ХУНГ».
ЧАГЦЕЛ ТУРЕЙ ЩАБНИ ДАБПЕ
Почтение «ТУРЕ», ударяющей своей стопой,
ХУНГГИ НАМПЕЙ САБОН НЬИМА
Рождённой из семени в форме «ХУНГ»,
РИРАБ МЕНДАРА ДАНГ БИГДЖЕ
Вызывающей дрожь горы Меру,
ДЖИГТЕН СУМНАМ ЙОВА НЬИМА
Мандала, Виндхья и всех трёх миров.
ЧАГЦЕЛ ЛХАЙИ ТОЙИ НАМПЕЙ
Почтение тебе, держащей в руке
РИДАГ ТАГЧЕН ЧАГНА НАММА
Знак оленя в форме озера богов;
ТАРА НЬИДЖЁ ПХЕТ КЬИ ЙИГЕ
Произнося «ТАРА» — дважды — и слог ПХЭТ
ДУГНАМ МАЛЮ ПАНИ СЕЛМА
Ты полностью рассеиваешь все яды.
ЧАГЦЕЛ ЛХАЙИ ЦОГНАМ ГЬЕЛПО
Почтение тебе, кого почитают цари сонмов богов,
ЛХАДАНГ МИ АМ ЧИЙИ ТЕНМА
Боги и киннары;
КЮННЕ ГО ЧАГ ГАВЕЙ ДЖИ КЬИ
Благодаря твоей радостной и сияющей всепронизывающей броне
ЦЁДАНГ МИЛАМ НГЕНПА СЕЛМА
Рассеиваются все конфликты и дурные сновидения.
ЧАГЦЕЛ НЬИМА ДАВА ГЬЕПЕЙ
Почтение тебе, чьи два глаза, подобно солнцу и полной луне
ЧЕННЬИ ПОЛА ОРАБ СЕЛМА
Излучают чистый, ясный свет;
ХАРА НЬИДЖЁ ТУТТАРА ЙИ
Прознося «ХАРА» — дважды — и «ТУТТАРЕ»
ЩИНТУ ДРАГПОЙ РИМНЕ СЕЛМА
Ты рассеиваешь самые сильные заразные болезни.
ЧАГЦЕЛ ДЕ НЬИ СУМНАМ КЁПЕ
Почтение тебе, что наделена совершенной силой
ЩИВЕЙ ТУДАНГ ЯНГДАГ ДЕНМА
Усмирения посредством твоего благословения трёх таковостей;
ДОНДАНГ РОЛАНГ НЁДЖИН ЦОГНАМ
Усмиряющая сонмы демонов,
ДЖОМПА ТУРЕ РАБЧОГ НЬИМА
О ТУРЕ, превосходнейшая и высшая!
ЦАВЕЙ НГАГКЬИ ТЁПА ДИДАНГ
На этом завершаются восхваление коренной мантры
ЧАГЦЕЛ ВАНИ НЬИШУ ЦА ИГ
И двадцать одна хвала.
Затворничество Зелёной Тары
Уникальная мозаичная тханка Зелёной Тары, находящаяся в дугане (алтарном зале) Дацана Гунзэчойнэй
Что такое трёхдневное затворничество (ретрит) Нюнгне
Нюнгне Зелёной Тары — это практика буддийского трёхдневного поста. Все затворничество занимает три дня: начинается вечером в 20:00 и завершается утром третьего дня в 8:00 (время может корректироваться).
Нюнгне проводит лама Самдан.
Затворничество включает трёхдневное принятие Восьми обетов бодхисаттвы, начитывание текста «Восхваление 21 Таре» с визуализацией, начитывание мантры Тары, простирания, однодневный полный пост — в течение суток затворник обязуется воздерживаться от еды и питья.
Ретрит Тары является практикой очищения от неблагих тенденций ума, тренировки концентрации, ясности, накопления неизмеримой добродетели, установление духовной связи с божеством Зелёная Тара.
Чтобы поспособствовать процессу очищения тела, речи и ума, участники Нюнгне на два дня принимают Восемь обетов Махаяны, что включают отказ от:
1. Убийства.
2. Воровства.
3. Сексуальной активности.
4. Лжи.
5. Интоксикантов (алкоголь, табак, наркотики, любые другие изменяющие сознание вещества).
6. Того, чтобы сидеть на высоких или дорогих кроватях или сидениях.
7. Пения, танцев и исполнения музыки; нанесения духов и косметики, ношения украшений
8. Принятия пищи в ненадлежащее время.
В первый день ретрита участники осуществляют только один прием пищи (до полудня и без употребления мяса, рыбы, птицы, лука, чеснока и редьки/редиса), но пьют до конца дня. Во второй день соблюдается строгий сухой пост (затворники воздерживаются от еды и питья), который завершается на рассвете третьего дня. Практикующий не должен покидать территорию храма в течение этих дней.
Что потребуется в затворничестве?
Если вам жизненно необходимо принимать лекарства ежедневно или у вас есть проблемы со здоровьем, необходимо посоветоваться с ламой заранее.
Участие возможно только по записи:
Необходимо предварительно, как можно раньше, позвонить по телефону 8 (812) 67−99−108 (будние дни — с 10:00 до 18:00, выходные дни — с 10:00 до 19:00, перерыв — с 13:00 до 14:00, среда — выходной день).
Возможно ограничение по количеству участников.
Об организационном взносе:
Отсутствие материальных средств не является препятствием для участия в затворничестве. Заранее сообщите, пожалуйста, об этом ламам — ведущим ретрита.
Место проведения:
Все участники ретрита собираются в комнате 20 на цокольном этаже в главном здании Дацана.
Что такое ночное затворничество (ретрит)
Как правило, начинается ретрит после 20:00 (чаще в 21 час) и заканчивается в утренние часы. Перед ретритной практикой может провести краткую вводную лекцию для собравшихся, объяснив суть предстоящего затворничества, на цокольном этаже в комнате 15 (в зале для лекций и медитаций). Основная же практика проходит в дугане — алтарном зале Дацана.
Постоянные ведущие — лама Цультим (Антон) и лама Даши (Артур).
Что потребуется в затворничестве?
Ночная 12-часовая медитация Зелёной Таре. Рассказывает лама Лобсан Цультим из Дацана Гунзэчойнэй.
О записи участников:
В отличие от нюнгне, на ночной ретрит предварительная запись обычно не требуется (если в анонсе к конкретному ретриту не указано иное). Как правило, если предусмотрена запись, она осуществляется в группе Дацана в соцсети ВКонтакте — в комментарии к посту с анонсом ночного ретрита или по телефону, указанному ниже.
Если объявлено, что участие возможно только по записи:
Необходимо предварительно, как можно раньше, позвонить по телефону 8 (812) 67−99−108 (будние дни — с 10:00 до 18:00, выходные дни — с 10:00 до 19:00, перерыв — с 13:00 до 14:00, среда — выходной день).
Возможно ограничение по количеству участников.
Об организационном взносе:
Отсутствие материальных средств не является препятствием для участия в затворничестве. Заранее сообщите, пожалуйста, об этом ламам — ведущим ретрита.
Место проведения:
Все участники ретрита собираются в комнате 15 на цокольном этаже в главном здании Дацана, основной ретрит проводится в дугане — алтарном зале храма.