кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик

И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Пересказ с цитатами из текста.

кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик. Смотреть фото кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик. Смотреть картинку кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик. Картинка про кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик. Фото кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик

Действие происходит зимой в Москве. Повествование ведётся от имени главного героя произведения.

Каждый вечер герой встречался с любимой женщиной, «возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну». О будущем она не хотела говорить. Но герой был «несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее», хотя она и была «загадочна, непонятна» для неё.

Что герой знал о ней?

Она училась на курсах, хотя и редко их посещала. На вопрос героя о том, зачем она там учится, она отвечала: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» Её интересовала история. Жила одна. У неё был только вдовий отец- купец, живший в Твери. Её квартира, которую она снимала, была напротив храма Христа Спасителя. Он каждый день привозил ей новые книги, шоколад, а по субботам-свежие цветы. Но её мало это радовало. Она словно была равнодушна к подаркам, хотя всё принимала.

«Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».

Герой говорит о своей внешности: «я…, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив».

О характере героя: «…характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке», «был склонен к болтливости, к простосердечной веселости».

О её внешности : «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза».

«Она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала».

Герой вспоминает, что познакомились они в Художественном кружке на лекции Андрея Белого.

Он говорил ей о своей любви, сомневаясь в ответном чувстве, на то она отвечала: «..вы у меня первый и последний. Вам этого мало

Много она не любила, например, пение Шаляпина («желтоволосую Русь я вообще не люблю»).

Она не хотела замуж: «Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь…».Но он продолжал надеяться, ждал.

Все дни были похожи один на другой: её лежание на диване, чтение книг, их разъезды, посещение театров, ресторанов. « И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье… Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!»

Прошёл январь, февраль. И в Прощёное воскресенье она попросила его приехать к нему вечером. Она уже его ждала, одетая во всё чёрное. Они пошли прогуляться по Москве. И тут он узнал, что она интересуется всем религиозным. Она посещала раскольническое кладбище, монастыри, в которых испытывала «чувство родины, ее старины…». Ещё она любила «русское летописное, русские сказания».

А однажды она произнесла: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!».

На другой день они пошли на «капустник» в Художественный театр. Там она веселилась, танцевала. В эту ночь она впервые позволила ему остаться у неё. На другой день она уехала. Он получил от неё письмо лишь через две недели. В нём она сообщила, что собирается в монастырь: «…пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…»

Герой переживал разлуку. Сначала он «пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно». Так прошло два года того чистого понедельника.

Однажды герой остановился у ворот Марфо-Мариинской обители.В это время в обитель приехала « великая княгиня Ельзавета Федоровна и великий князь Митрий Палыч». Они выходили из церкви. Во дворе обители рассказчик видит крёстный ход. Возглавляет его великая княгиня, за ней следует вереница поющих инокинь или сестёр со свечами возле бледных лиц. «И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня… Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот».

12 мая 1944

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Чистый понедельник краткое содержание

Рассказ Бунина «Чистый понедельник» был написан в 1944 году и вошел в сборник автора посвященный теме любви «Темные аллеи». Произведение относится к литературному направлению неореализм. Ведущим художественным приемом рассказа является антитеза – автор противопоставляет образы героя и героини, быт и духовность, город и монастырь и т. д., подводя читателя к центральной проблеме произведения – проблеме русского национального характера, раскрытого через образ главной героини.

Вы можете прочитать краткое содержание «Чистого понедельника» онлайн прямо на нашем сайте.

Главные герои
Герой-рассказчик – влюбленный юноша родом из Пензенской губернии. Был внешне «неприлично красив», с «южным», живым, располагающим характером. От его лица ведется повествование.
Героиня – возлюбленная рассказчика, девушка с яркой внешностью – смугло-янтарным лицом, черными густыми волосами и черным, как бархатный уголь, глазами. Одна снимает квартиру в Москве, в конце произведения уходит в монастырь.

Краткое содержание

Каждый зимний вечер повествователь ездил «от Красных ворот к храму Христа Спасителя», напротив которого жила его возлюбленная. Ежедневно он возил ее по ресторанам, в театры, на концерты.

Возлюбленная повествователя училась на исторических курсах, хотя и посещала их редко. Ее отец – вдовец, человек «знатного купеческого рода, жил на покое в Твери», а девушка сама снимала угловую квартиру на пятом этаже ради живописного вида на Москву. В ее квартире было две комнаты. В первой стоял турецкий диван (над ним висел портрет Толстого) и дорогое пианино, на котором героиня разучивала начало «Лунной сонаты».

Герой постоянно дарил возлюбленной цветы, книги, шоколад. Девушка принимала их небрежно и рассеянно, лежа на диване, но всегда благодарила. «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом», хотя она обо всем имела свое мнение, любила вкусно поесть. «Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…».
Они представляли собой яркую пару. Юноша был внешне похож на итальянца, девушка обладала «какой-то индийской, персидской» красотой. Насколько герой «был склонен к болтливости, к простосердечной веселости», настолько героиня молчалива, она много читала.

Они познакомились в декабре на лекции Андрея Белого, который пел свою лекцию, бегая по сцене. Рассказчик так «вертелся и хохотал», что девушка, по случайности севшая рядом с ним, сама развеселилась.

Иногда, не видя взаимности, юноша упрекал возлюбленную в равнодушии. Девушка отвечала, что кроме отца и его у нее никого нет: «вы у меня первый и последний». Она не противилась его ласкам, но в последний момент отстраняла, уходила в другую комнату и возвращалась уже одетой для вечерних прогулок. Как-то герой заговорил с ней о браке. Девушка ответила, что она не годится в жены. Герой понимал, что ему остается лишь надеяться, хотя имеющийся порядок вещей иногда был для него невыносимым.

Январь, февраль, начало и конец Масленицы были счастливым периодом для героя – он возил возлюбленную по ресторанам, театрам, восхищаясь своей спутницей. В Прощеное воскресенье по инициативе героини они отправляются в Новодевичий монастырь. Девушка рассказывает, что вчера утром была на Рогожском кладбище, где хоронили архиепископа, восторженно вспоминает происходившее. Юноша удивился, откуда она так много знает о церкви и церковных санах, на что героиня ответила, что по утрам, когда он «не таскает ее по ресторанам», она ходит в кремлевские соборы.

Гуляя, они зашли на кладбище Новодевичьего монастыря. В какой-то момент героиня замечает обожающий взгляд юноши и, обернувшись, с тихим недоумением говорит: «правда, как вы меня любите». Вечером «на блинах» в трактире у Егорова девушка «с тихим светом в глазах» рассказывает о монастырях и летописях, мимолетно упоминая, что, возможно, сама уйдет «в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский» монастырь. Ее слова обеспокоили героя.
На следующий день героиня просит отвезти ее на «капустник» Художественного театра. Приехав к ней вечером, герой удивился тому, что в прихожей у девушки было необычно светло, «а пианино звучало началом «Лунной сонаты» — все повышаясь, звуча чем дальше, тем все томительнее, призывнее, в сомнамбулически-блаженной грусти». Когда он хлопнул дверью, пианино смолкло, и девушка вышла к нему в черном бархатном платье.

На «капустнике» героиня много курила, постоянно пила шампанское, затем танцевала польку с одним из актеров. Возвращались домой они в три часа ночи. К удивлению юноши, девушка сказала отпустить кучера, и они вдвоем поднялись к ней в квартиру. На рассвете, разбудив юношу, девушка сообщает, что вечером уезжает в Тверь и, плача, просит оставить ее одну.

Через две недели герой получил письмо: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…». Юноша исполнил ее просьбу. Тяжело переживая случившееся, он пропадал по «по самым грязным кабакам», но потом «равнодушно, безнадежно» начал «понемногу оправляться».
Почти через два года с того чистого понедельника, «в четырнадцатом году, под Новый год» герой посещает Архангельский собор, где долго стоит, не молясь. Проезжая по их местам, юноша не мог сдержать слез. Остановившись у ворот Марфо-Мариинской обители, герой услышал пение девичьего хора. Сунув дворнику рубль, юноша заходит внутрь двора и становится свидетелем крестного хода: из церкви вышла княгиня, а за ней «белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер». Одна из идущих вдруг подняла голову и посмотрела темными глазами в темноту, словно почувствовав там присутствие героя. Он «повернулся и тихо вышел из ворот».

Заключение
Бунин, размышляя о своем рассказе, писал: «Благодарю бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»». И действительно, рассказ поражает глубиной тематики, заставляя задуматься о самых важных вопросах в нашей жизни: вопросах выбора между «мирским», человеческим счастьем и духовностью, стремлением к богу, самопознанием. Главная героиня делает выбор в пользу последнего, объясняя свой выбор словами персонажа Толстого – Платона Каратаева: «Счастье [«мирское»] наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».

Представленный на сайте пересказ произведения «Чистого понедельника» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто хочет ознакомиться с сюжетом рассказа.

Источник

Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование)

Разделы: Литература

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. » («Поздний час», «Руся»).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева. В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками. «)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен».
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту. Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие. «

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации.

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе. И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бунина эмигрантского периода. Л., 1985. С. 340.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник». Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И. Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»). Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

Источник

«Чистый понедельник»: краткое изложение рассказа Бунина. Анализ и главные герои

Краткое содержание рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Читать полный текст. Краткий анализ и суть произведения. Главные герои. Тема и проблематика рассказа: любовь и загадка человеческой души. Русская литература, 11 класс.

кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик. Смотреть фото кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик. Смотреть картинку кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик. Картинка про кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик. Фото кто живет в квартире напротив храма христа спасителя которую часто посещает рассказчик

«Чистый понедельник» — рассказ Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1944 году в эмиграции и вошедший в сборник о любви «Тёмные аллеи».

Содержание

Рассказчик вспоминает, как в молодости в Москве ухаживал за загадочной красавицей. Они виделись каждый день, он признавался ей в любви и звал замуж. Она была погружена в себя, говорила, что не создана для брака, и никогда не шла с ним дальше поцелуев. Но однажды она пригласила возлюбленного остаться на ночь, а на следующее утро уехала из города. В письме девушка сообщила, что намерена уйти в монастырь, и просила её не искать. Сердце героя было разбито, но он исполнил эту просьбу.

Чистым понедельником в Русской православной церкви неофициально называют первый день Великого поста. Именно в этот день главные герои рассказа встречаются в последний раз.

Полный текст и аудиокнига

Полностью рассказ можно почитать здесь: полный текст.

Послушать аудиоверсию можно на YouTube.

«Чистый понедельник». Краткое содержание

Зима 1912 года, Москва. Рассказ ведётся от имени неназванного молодого человека. Каждый вечер он ездит к возлюбленной, которая живёт напротив храма Христа Спасителя. Она в Москве одна, её отец — богатый купец из Твери. Молодой человек возит её по театрам и ресторанам, дарит конфеты, цветы и книги.

Но девушка так и остаётся для него загадкой. Непонятно, что у неё на уме. Иногда кажется, что её ничто не радует, хотя она любит цветы и шоколад, читает книги, с аппетитом обедает.

Они оба молоды, красивы и богаты, их считают прекрасной парой. Но он непоседлив, а она молчалива и задумчива. Он признаётся ей в любви, а она отвечает уклончиво: «Вы у меня первый и последний». Она даёт себя целовать, но останавливает, когда он пытается пойти дальше. Он говорит о браке, но она заявляет, что «не годится в жены».

Рассказчик называет эти отношения «странной любовью» и «неполной близостью». В итоге он решает просто радоваться возможности быть вместе и надеяться, что со временем возлюбленная проникнется к нему ответным чувством.

Так проходит зима. Накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье она вдруг предлагает съездить в Новодевичий монастырь. Рассказывает, что накануне была на похоронах архиепископа-старообрядца. Оказывается, она часто бывает в храмах, хотя и не считает себя религиозной. Её притягивает атмосфера старой, допетровской Руси: летописи, песнопения, монастыри.

«Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» — заявляет она.

На другой вечер они едут на «капустник» художественного театра. Девушка весела, пьёт шампанское, много курит и танцует. После возвращения она велит своему спутнику отпустить кучера. Это значит, что она впервые предлагает возлюбленному провести вместе ночь.

Утро они встречают в одной постели. Девушка внезапно сообщает, что ей нужно уехать из Москвы, возможно, надолго. Две недели спустя возлюбленная присылает молодому человеку письмо. Она сообщает, что больше не вернётся в Москву: пойдёт послушницей в монастырь, а потом, если решится, пострижётся в монахини.

Она просит не искать встречи. Он выполняет просьбу и не ищет её. От горя много пьёт и пропадает по кабакам. Постепенно приходит в себя, но с тех пор живёт безрадостно.

Проходит почти два года. Под Новый год молодой человек, поддавшись непонятному чувству, заходит в Марфо-Мариинскую обитель. Он видит великую княгиню Елизавету Федоровну в окружении монахинь. Одна из монахинь поднимает взгляд от свечи и смотрит в темноту, будто на него. Он тихо разворачивается и уходит.

Важная деталь! Порой утверждают, будто в монахине главный герой узнал свою возлюбленную. Однако в рассказе Бунина об этом нигде не говорится. Сказано лишь, что на героя посмотрела одна из монахинь, словно узнавшая его в темноте.

Анализ рассказа

Действие происходит в дореволюционной России, однако сам рассказ был написан много позже, в мае 1944 года. Бунин, давно эмигрировавший из России, во время Второй мировой войны жил в городе Грасе на юге Франции, под нацистской оккупацией. По словам жены, писатель говорил: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”».

Тема и проблематика

Как и другие рассказы Бунина, «Чистый понедельник» — произведение загадочное. В нём нет явной морали, нет авторских оценок, нет положительных и отрицательных персонажей. Это размышление о любви, о молодости, о душе. И одновременно — воспоминание 73-летнего писателя-эмигранта о Москве, которой уже давно нет, об утраченной молодости.

Темой рассказа можно назвать любовь, а можно — тайну человеческой души. В «Чистом понедельнике» можно увидеть проблему одиночества, невозможности заглянуть в чужую душу, и проблему поисков смысла жизни, и христианскую проблематику.

Главные герои

Герои рассказа не названы по именам. Мы знаем лишь, что это молодые мужчина и женщина, красивые, богатые и праздные.

Он — очень обеспеченный молодой человек родом из Пензенской губернии. «Неприлично красивый» и похожий на жгучего итальянца. У героя живой характер: он подвижен, болтлив, много шутит и радуется жизни. Благодаря этому он и познакомился с героиней, сумев рассмешить её на лекции Андрея Белого.

Любовь для него — наслаждение. Хотя девушка не отвечает полной взаимностью, он рад просто быть рядом, целовать её, любоваться на неё на прогулке. Накануне расставания ему кажется, что любимая наконец отдалась ему полностью. Но уже на следующий день он понимает, что ошибся: она навсегда исчезает из его жизни, разбив сердце.

Едва не спившись, он всё-таки находит силы жить дальше. Он изменился: стал грустнее и задумчивее, и порой неведомая сила тянет его в храм.

Она — дочка овдовевшего купца, который доживает свой век в Твери. Девушка снимает в Москве двухкомнатную квартиру с роялем напротив храма Христа Спасителя, посещает женские курсы, но живёт, как кажется, совершенно бесцельно.

Она красива какой-то «индийской, персидской» красотой, описывает рассказчик: смуглая, черноволосая, с угольно-чёрными глазами. Она молчалива и порой кажется ко всему безразличной, но рассказчик подчёркивает, что она умеет ценить радости жизни вроде живых цветов, театра или ужина в ресторане.

Иногда ей бывает в тягость бурный характер ухажёра, однако она приглашает его снова и снова. Она не говорит о любви, но называет его и отца двумя самыми близкими своими людьми. При этом красавица сразу даёт понять, что свадьбы не будет, и оттого их отношения остаются непонятными.

Незадолго до расставания девушка открывается влюблённому с неожиданной стороны. Она рассказывает, как её притягивает эстетика православия, храмы и монастыри. Когда кавалер удивляется её познаниям, она отвечает: «Это вы меня не знаете». Возможно, в этих словах и заключена главная мысль рассказа? Влюблённый, поглощённый ею мужчина даже не догадывается о том, что на самом деле происходит у неё в душе.

Перед расставанием возлюбленная отдаётся главному герою. А после исчезает, чтобы уйти в монастырь. Возможно, она считала любовь к мужчине искушением — как в легенде о змее в образе прекрасного человека, пытавшемся соблазнить благоверную княгиню.

Как складывается жизнь героини после расставания с героем, читатель не знает. Некоторые подозревают, что это её главный герой позднее встретил в Марфо-Мариинской обители, однако прямых указаний на это в тексте нет.

В чём смысл рассказа?

«Зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» — спрашивает героиня «Чистого понедельника». Это вопрос, не имеющий ответа. Точно так же лишён смысла вопрос о том, «что хотел сказать автор рассказа». В творчестве Бунина нет простых ответов и призывов к действию.

С одной стороны, это очень грустный рассказ. Чужая душа — потёмки. Человек по природе своей одинок. Любовь не всегда взаимна. Радость в один день может смениться горем: счастье — это «вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».

И всё-таки «Чистый понедельник» не оставляет чувства беспросветной тоски. Даже утраченная любовь не проходит бесследно, видит читатель. В душе героя остается воспоминание об этом высоком чувстве и надежда на духовное возрождение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *