кто убирает придомовую территорию в частных домах
Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет
Dudaeva / Depositphotos.com |
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).
Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.
Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.
Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).
Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :
Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.
УО и благоустройство дворовой территории
Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.
Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.
Земельный участок в составе общего имущества
Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.
Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.
Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.
Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.
Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.
Кто отвечает за благоустройство придомовой территории
Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.
Благоустройство дворовой территории
Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.
Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.
Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.
Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.
Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.
Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.
Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.
На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.
Экологизация городского пространства
Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.
Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.
Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.
Придомовая территория частного дома
Строительство частного дома на земельном участке под ИЖС предполагает не просто владение объектом недвижимости на праве собственности, но и обустройство прилегающей к нему территории.
При этом эксплуатировать и обслуживать гражданину приходится не только пределы установленного кадастром его личного земельного участка, но и несколько метров вокруг него.
Земля за пределами участка не принадлежит жильцу дома на праве собственности, ей, как правило, владеет муниципалитет. Используется она для проведения различных коммуникаций и строения инфраструктурных объектов.
Называется такой надел земли – придомовая территория частного дома. Не каждый владелец коттеджа знает свои права и обязанности по использованию придомовой территории.
Что такое придомовая территория частного дома?
Четкое значение понятия «придомовая территория частного строения» в законодательстве отсутствует. Под таким участком понимается земельный надел вокруг объекта недвижимости, который необходим для его обслуживания.
Этот участок земли прилегает к границе владения гражданина, принадлежащего ему на праве собственности.
Причём придомовой территорией может признаваться как сама земля, на которой построен дом, так и земля за пределами земельного участка. Проще говоря к придомовой территории относятся все квадратные метры, расположенные внутри забора, и некоторые за его пределами.
Жильцы частного сектора могут использовать эту землю для личных целей, но в пределах установленных законодательством требований. Они вправе:
На придомовой территории нельзя устраивать свалки, разжигать костры, устанавливать столбы и вешать дорожные знаки.
Больше всего вопросов вызывает право собственности на такую землю. Кому принадлежит придомовая территория частного дома? Как правило, все, что расположено за забором жильца, принадлежит муниципалитету или соседу.
Сосед владеет землёй в том случае, если участки расположены впритык друг к другу. Обычно это касается боковых сторон частных строений. Спереди же чаще всего проходит дорога, которая и относится частично к придомовой территории.
Как оформить в собственность?
Придомовую территорию возле коттеджа можно оформить в собственность по желанию жильца. Муниципальные власти обычно в такой ситуации идут навстречу обращениям граждан.
Для этого требуется собрать пакет документов и предоставить его в отделение администрации. Присвоение земельной территории будет происходить через процедуру приватизации.
Администрация откажет в оформлении права собственности только на следующие участки:
Чтобы приватизировать эту землю, сначала нужно пройти процедуру межевания участка. Это не только позволит избежать проблем с соседями, но и даст возможность оформить приватизацию или долгосрочную аренду.
Администрация рассматривает заявления о приватизации сроком до 18 дней. В результате положительного решения жильцу на руки выдаётся выписка из ЕГРН с подтверждением права собственности на землю.
Нормативная база
Несмотря на отсутствие точного разъяснения о том, что считается придомовой территорией частного дома, в законодательных актах все же указаны основные требования по использованию такой земли.
Использование придомовой территории частного дома осуществляется по тем же правилам, что и использование придомовой территории в многоэтажных домах.
Эксплуатация земли в этом случае осуществляется на основании:
Кроме того, обязанности по обслуживанию личной земли регламентировано нормами Налогового Кодекса. Оформляя что-либо в свою собственность, нужно учитывать, что за эти объекты придётся платить налоги на имущество.
В отношении некоторых категорий земель налог может быть довольно большим, что напрямую зависит от размера кадастровой стоимости участка.
Размеры придомовой территории
Сколько метров придомовая территория частного дома по закону? Это основной вопрос, возникающий у владельцев коттеджей, которые ознакамливаются с обязательствами по ее эксплуатации. Они вынуждены использовать эту землю по определенным правилам, следить за ее сохранностью и состоянием.
Законодательством на 2021 год не установлены какие-либо общие для всех нормативы по размерам придомовых территорий частного дома.
В каждом конкретном случае может быть определён разный размер такой территории. Регионы вправе устанавливать самостоятельно территориальные нормативы.
Если в отношении многоквартирных домов все более понятно, то в частном секторе нормативы могут существенно различаться. Для многоэтажек обычно устанавливаются размеры придомовых территорий в 3-6 метров. Для частных домов чаще определяют размер придомовой территории в среднем в пределах 1,5 метров от края забора.
Можно ли огораживать эту территорию? Если она принадлежит муниципалитету, огородить эти 1,5 метра нельзя по собственному желанию. При такой необходимости нужно сначала оформить участок в частную собственность, и только после этого совершать на нем любые законные манипуляции.
Обычно для определения размера придомовой территории используется специальная формула. По ней площадь дома нужно умножить на удельный коэффициент части земли, который определён СНиПом.
Если есть необходимость точного определения границ придомовой территории, нужно заглянуть в план участка со всеми отмеченными на нем постройками.
Правила содержания придомовой территории
Чтобы разобраться в возможностях законного использования придомовых территорий, нужно вновь обратиться к законодательству о многоэтажных домах.
Прежде всего правила пользования предполагают, что гражданин будет бережно относиться к придомовой территории, соблюдать порядок и безопасность ее использования.
Собственник строения вправе самостоятельно определять, какие именно работы будут проводиться на участках придомовой земли.
Как правило, к обязанностям по эксплуатации придомовых территорий относятся:
Кроме того жильцы должны обеспечивать нормальное функционирование коммуникаций и свободный подъезд автомобилей и служб экстренной помощи.
В последние годы часто оговаривалась проблема перегораживания проезда автомобилями жильцов частного сектора при движении машин скорой помощи. Экстренные службы теряли драгоценное время из-за неправильного использования кем-то из жильцов своей придомовой территории.
Уборка земли и озеленение
Особо остро стоит вопрос, кто должен убирать придомовую территорию частного дома? Обычно никто из жильцов не хочет этого делать, ведь земля им на праве собственности не принадлежит.
Однако это неправильно. Уборка придомовой территории является одной из ключевых обязанностей жильцов частного сектора.
Многие часто выбрасывают собственный мусор за забор, полагая, что таким образом они перестают нести за него ответственность. Никто не обязан из городских служб убрать такие отходы.
Уборку снега должны производить жильцы, если земля принадлежит им на праве собственности. Но дороги – это имущество муниципалитета, и отчищать их от снега приходится именно ему.
Обычно делегируют такие обязательства управляющим компаниям, которые обслуживают частные посёлки. Жильцы домов при этом оплачивают их труд.
Кто должен спиливать деревья на придомовой территории частного дома? Обязанность ухода за растительностью принадлежит собственнику земли. Если придомовая территория не приватизирована, при необходимости спила деревьев можно обратиться в управляющую компанию.
Озеленение – это не обязанность жильцов частного сектора, а скорее их право. При желании они могут облагородить территорию вокруг дома зелёными насаждениями, цветами, клумбами и прочей растительностью. Повлияют эти действия только на внешний вид посёлка.
Освещение и асфальтирование
В отношении асфальтирования и освещения придомовой территории действуют те же правила: кто является собственником земли, тот и выполняет данные обязательства. Жильцы вправе потребовать у муниципалитета установить освещение не участке.
Если же земля приватизирована несколькими соседями одновременно, можно договориться о порядке общей установки декоративных или функциональных светильников.
В посёлках частного сектора часто действуют жилищные кооперативы. Именно на их собраниях решаются вопросы о сборе денежных средств на асфальтирование придомовых территорий за заборами соседей. Одинаковый стиль и порядок в посёлке создают привлекательный вид и повышают спрос на покупку такого жилья.
Можно ли построить гараж на придомовой территории? Возвести любое строение можно только в том случае, если эта земля приватизирована. Кроме того должно быть получено разрешение на строительство. Ведь Ваш гараж может кому-то мешать из соседей, загораживать солнечный свет, мешать проезду больших автомобилей. На муниципальной земле строить гараж нельзя.
Что грозит за нарушение правил пользования?
Жильцам, которые категорически не соблюдают правила пользования придомовыми территориями, грозит ответственность. Нельзя портить общественное имущество, проведённые муниципалитетом коммуникации. За вандализм серьезных масштабов нарушителям даже может грозить уголовная ответственность.
Но чаще всего обычное халатное отношение, не соблюдение порядка на придомовой территории приводит только к административным взысканиям.
Можно привести несколько примеров привлечения жильцов частного сектора к ответственности по таким основаниям:
Часто придомовые территории в частном секторе становятся объектами судебных споров. Соседи иногда не могут договориться о совместном использовании такой земли с учетом интересов каждого из них.
Придомовая территория – это не границы земельного участка, на котором осуществлено строительство частного дома, это территориальный радиус вокруг забора земельного надела.
Принадлежать придомовая территория может как муниципалитету, так и частному владельцу, выкупившему ее или оформившему на себя по приватизации.
Каждый житель частного дома должен соблюдать правила использования придомовых территорий, облагораживаться их, не захламлять мусором. В противном случае за свои неправомерные действия ему может грозить реальная ответственность.
Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории
Вопрос: Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории?
Ответ: В соответствии со ст. 39 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290; Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и включает в себя:
— уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;
— сбор и вывоз жидких бытовых отходов, а также содержание сооружений и оборудования, используемых для их накопления в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения;
— содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер и контейнерных площадок (при наличии соответствующего соглашения между органом власти субъекта РФ и региональным оператором);
— содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
— текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства, расположенных на земельном участке.
В случае если придомовая территория содержится ненадлежащим образом, необходимо предъявить требование организации, отвечающей за поддержание порядка на придомовой территории (организация, с которой собственники помещений заключили договор на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; либо товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив; либо управляющая организация).
Если после предъявления требований ответственным лицам недостатки, связанные с содержанием придомовой территории, устранены не были, Вы вправе обратиться в органы государственного и/или муниципального жилищного контроля (жилищные инспекции, администрации муниципальных образований, Департамент природных ресурсов, Роспотребнадзор).
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2014 № 500-П «О службе жилищного надзора Астраханской области» региональный государственный жилищный надзор в Астраханской области осуществляется Службой жилищного надзора Астраханской области, находящейся в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Местонахождение службы: 414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, 65 Б.
Служба жилищного надзора Астраханской области оказывает гражданам Российской Федерации бесплатную юридическую помощь в пределах установленной компетенции.
В соответствии с ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2014 № 500-П жалоба является основанием для проведения проверки соответствующей организации.
Если по результатам проверки будут выявлены нарушения правил содержания придомовой территории, в соответствии с ЖК РФ, Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2014 № 500-П контролирующий орган выносит предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Если решение, а также действия (бездействие) должностных лиц органов госжилнадзора при проведении проверок вас не устроили, вы можете обжаловать их в административном и (или) судебном порядке.
В соответствии с требованиями КоАП РФ за ненадлежащее содержание придомовой территории предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, Вы вправе обратиться в орган местного самоуправления с жалобой на управляющую организацию. Результатом вашего обращения будет проведенная в пятидневный срок внеплановая проверка деятельности управляющей организации. В соответствии с ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ если выяснится, что управляющая организация не выполняет условий договора управления, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно требованиям ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 собственник помещения в многоквартирном доме вправе потребовать произвести перерасчет внесенной платы за содержание общего имущества дома, если услуги по содержанию придомовой территории оказывались ненадлежащим образом или не оказывались вообще. Такое заявление направляется в письменной форме или делается устно в течение шести месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. Размер платы уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.
Домовладельцы, не забудьте убрать за забором
Вы проживаете в частном домовладении? А знаете ли вы об обязанности содержать прилегающую к вашему участку территорию в порядке?
Если вы собственник, владелец, пользователь или арендатор (субарендатор) частного домовладения (далее — домовладелец), вы должны содержать в порядке и убирать территорию своего участка (ч. 1 п. 4 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных постановлением Совмина от 28.11.2012 N 1087 (далее — Правила)). Однако придется еще контролировать санитарное состояние прилегающей территории.
Такую обязанность вправе установить местная администрация или исполком — Минский городской исполком, районный исполком, городской исполком (города областного или районного подчинения), поселковый, сельский исполком (п. 2. ст. 2, абз. 7 ст. 43, абз. 5 ст. 44, абз. 31 ст. 45 Закона о местном управлении и самоуправлении). Конкретный размер прилегающей территории определяет соответствующее решение исполкома (ч. 1 п. 2 Положения, утвержденного постановлением Совмина от 22.07.2020 N 430).
Размеры территорий при привлечении граждан для выполнения работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния устанавливаются от границы его участка до тротуара. Если тротуара нет, то до границы проезжей части улицы, дороги. По остальным сторонам земельного участка — не более 10 метров или половина расстояния разрыва до соседнего земельного участка, но не более 10 метров (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Совмина от 22.07.2020 N 430). Например, в Сенненском районе размер такой территории органичен тремя метрами по сторонам участка (п. 3 решения Сенненского районного исполнительного комитета от 30.09.2020 N 858), тогда как в аг. Щомыслица установлен предел в 10 метров (решение Щомыслицкого сельского исполнительного комитета от 14.08.2020 N 449). О наличии соответствующего решения можно уточнить на сайте исполкома или в самом исполкоме.
Указанную в решении территорию нужно благоустраивать, например (приложение к Положению, утвержденному постановлением Совмина от 22.07.2020 N 430):
— расчищать от снега и наледи;
— совершать прочие работы.
Наряду с перечисленным вы не должны складировать и хранить более 3 суток на прилегающей к забору территории (абз. 6 подп. 7.5 п. 7 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утв. постановлением Минздрава 01.11.2011 N 110):
— строительные материалы и мусор.
Для домовладельцев г. Минска хранение дров, торфа, угля, песка и других материалов за забором (на территории общего пользования) не предусматривается вовсе (абз. 6 п. 38 Правил благоустройства г. Минска).
В случае если вы не соблюдаете правила благоустройства, вас могут оштрафовать.
На заметку
За нарушение правил благоустройства предусмотрены штрафы в размере (ст. 22.10 КоАП):
— до 5 базовых величин — при загромождении территории домовладения и общего пользования;
— до 25 базовых величин — за другие нарушения.
Составить административный протокол о нарушении правил благоустройства могут должностные лица (п. 1, п. 2, п. 3, п. 6, п. 25 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП):
— органов внутренних дел;
— сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных органов, администраций в городах;
— органов государственного санитарного надзора;
— организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги (ЖРЭО, ЖЭС и др.);
Отметим, что домовладельцы г. Минска должны проводить уборку прилегающей территории на расстоянии до середины проезжей части дороги (подп. 24.2 п. 24 Правил благоустройства г. Минска).
Обратите внимание!
Если вы являетесь автовладельцем, то на вас также распространяются следующие правила в г. Минске:
— нужно убирать проезжую часть дороги от снега и мусора на расстоянии не менее 1 метра от транспортного средства, припаркованного (п. 10, 25 Правил благоустройства г. Минска):
1) на внутридворовых территориях;
2) на проезжей части улиц, дорог, проездов;
— если у вас есть гараж и он находится на дворовой территории, вы должны наводить порядок по его периметру до середины проезда.