кто привлекается к уголовной ответственности за дачу взятки
Разъяснение положений ст. 291 УК РФ – дача взятки
Уважаемые граждане, помните, что дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) предусматривает уголовную ответственность.
По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.
Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:
Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств.
Согласно статьи 291 УК РФ, существует ответственность за дачу взятки сотруднику полиции. Ответственность определяется суммой взятки:
Штраф, как основное наказание (кратно к размеру взятки)
Дополнительное наказание в виде штрафа, кратно к размеру взятки
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым
Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?
Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс. рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.
Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.
Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.
За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Уголовно-правовая характеристика взяточничества
Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.
Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает четыре состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество во взяточничестве» (ст.291.1 УК РФ), «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).
Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:
1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);
2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;
3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.
1. Предмет взяточничества
Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.
Взяткой могут являться:
1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество);
2. Элементы, не относящиеся к материальной сфере, но имеющие имущественную природу (незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или, попустительство по службе).
Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).
2. Признаки взятки
Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:
1. Имущественный характер предоставляемого блага;
2. Незаконность его предоставления;
3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;
4. Получение ее должностным лицом.
3. Объект взяточничества
Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
4. Объективная сторона взяточничества
Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника.
Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
В тех случаях, когда предметом получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия взяткополучателя действий, непосредственно направленных на получение им имущественных выгод.
5. Субъект взяточничества
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.
Согласно примечанию 2 к статье 290 УК РФ под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки», ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).
6. Субъективная сторона взяточничества
Субъективная сторона получения, дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве выражена в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает общественную опасность своих действий по принятию взятки и, тем не менее желает ее принять. Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что получает взятку.
Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления.
Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий. Это говорит о наличии прямого умысла.
Правовой отдел УМВД России по Ярославской области
Взятки, подкуп и сводничество: как в РФ сесть за 3 000 рублей
Добрый день, уважаемые коллеги!
Документ, о котором сегодня пойдет речь, должен знать каждый бизнесмен и каждый гражданин РФ, который иногда дарит «подарки» учителям или врачам. Что за документ?
Как закон определяет мелкое взяточничество?
«Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей». Если вы дали кому-либо взятку 5 тысяч рублей, то можно схлопотать лишение свободы до 1 года (тут еще много вариантов наказания)/ А если те же деяния совершены лицом, имеющим судимость, то можно схлопотать срок до 3 лет.
Еще существует так называемый мелкий коммерческий подкуп. Это когда вы даете деньги сотруднику коммерческой организации — например, в платной поликлинике даете кому-то деньги мимо кассы.
Коммерческий подкуп, не превышающий 10 тысяч рублей, наказывается штрафом до 150 тысяч рублей. Это самое маленькое наказание. А самое жесткое — ограничение свободы до 1 года.
Из-за 5 тысяч рублей получить штраф в 150 тысяч рублей, еще и на допросы ходить и иметь судимость никому не хочется.
На этот счет есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 № 59.
Шикарный документ. Его надо знать каждой маме, когда в школе из нее какие-то подарки вымогают. Потому что наказание вас может настигнуть вместе с тем, кто вымогает у вас этот подарок. Кроме того, наказаны будут и посредники. Вот как посредничество определяет закон:
Это «непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа».
Что такое «иное способствование в получении взятки или коммерческого подкупа»?
В результате тот, кто дал номер телефона, отсидел несколько лет. За это время весь бизнес у него забрали, и как только увидели, что забирать уже нечего, его отпустили по УДО. Бывает по-разному.
Что такое сводничество?
«Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере».
То есть неважно, договорились они или нет, но ты уже сел, как было с этим парнем. Ты их свел. И сел.
Я не знаю, зачем Пленум ВС РФ принял такое постановление. Может быть, хотят победить коррупцию в стране. К пленуму у меня вопросов нет, он просто разъясняет действующее законодательство и устанавливает общие рамки правоприменения судами этого законодательства. А вот зачем приняли такие законы, когда за пару тысяч рублей можно на годик сесть — это, конечно, вопрос.
Например, ваш бухгалтер отказывается выдавать справку о вашей заработной плате для предоставления в банк, а вы хотите получить кредит. Вы решили ей «помаслить» немножко, принесли подарочек (хотя она должна была в рамках выполнения своих обязанностей вам эту бумажку выдать). А она решила вас подставить — и вас взяли с поличным. Милости просим — уголовная статья. Это называется коммерческий подкуп. Я не шучу, это написано и в ст. 204 УК РФ.
И у меня вопрос: а зачем все это? Напишите в комментариях, зачем такие жесткости? Зачем привлекать человека к уголовной ответственности, если он искренне дал мне подарок на 3,5 тысячи рублей? Может быть, лучше заняться «подарками» в 3,5 млрд долларов? Посмотрите в другую сторону. Жду ваших мнений и лайков.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
В современном мире коррупция рассматривается как одна из угроз национальной безопасности государства. Борьба с коррупцией входит в число приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Опасность коррупции заключается в том, что она разрушает систему государственного управления, нивелирует действующее законодательство, способствует правовому нигилизму. Коррупция подрывает авторитет органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и правоохранительных органов.
Одним из проявлений коррупции, закрепленном в пункте «а» части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является взяточничество.
В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за взяточничество предусмотрена 4 статьями: 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.1 (посредничество во взяточничестве), 291.2 (мелкое взяточничество).
Статья 290. Получение взятки
Часть 1 статьи 290 УК РФ определяет взятку как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Санкция данной статьи предусматривает наказание от штрафа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок, до лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
Действия взяткополучателя в этом случае характеризуются следующим образом:
а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); в) за общее покровительство или попустительство по службе; г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).
Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).
Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности и наличие иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.
Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью.
Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
Статья 291. Дача взятки
Ответственность за дачу взятки предусмотрена статьей 291 УК РФ. Санкция данной статьи предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом
Дача взятки по существу является способом склонения должностного лица к выполнению определенных действий (бездействию), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц.
Приговором Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2019 года, Л. признана виновной в совершении дачи взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий в значительном размере.
Л. передала за совершение в своих интересах заведомо незаконных действий в виде оказания помощи в зачислении в качестве студента на бюджетное место заочного факультета по профилю « » в без прохождения установленной процедуры вступительных экзаменов и присутствия во время проведения приемной комиссии, преподавателю цикловой комиссии №. « » Ф.И.О. 1, денежные средства в размере 70 000 рублей. приказом ректора №. Л. зачислена на первый курс заочного факультета СПб ГУГА по профилю « ». При этом, Л. вступительных испытаний не проходила и отсутствовала во время проведения приемной комиссии.
Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Санкция статьи предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.
Посредничество во взяточничестве может быть выражено в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передачи взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены: передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия.
Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.
Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействии) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.
В случае, когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве взятки должностному лицу либо посреднику и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество.
Статья 291.2. Мелкое взяточничество
Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
Санкция данной статьи предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок до трех лет.
Приговором Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 12 марта 2018 года А.С. признан виновным в получении взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
При совершении преступлений, предусмотренных статьями 291, 291.1, 291.2 УК РФ предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности. В примечании к статье 291 УК РФ содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Действия граждан при вымогательстве взятки должны заключаться в незамедлительном уведомлении правоохранительных органов о совершенном факте.
При даче показаний необходимо сообщить все детали, которые могут способствовать изобличению и задержанию должностного лица, вымогавшего взятку (каким образом должностное лицо выразило намерение решить вопрос за взятку; каков вид и размер взятки; каким образом гражданину необходимо передать данную взятку; каковы гарантии со стороны должностного лица в части совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя).