кто косит траву на придомовой территории частного дома
Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет
Dudaeva / Depositphotos.com |
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).
Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.
Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.
Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).
Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :
Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.
Содержание прилегающей территории многоквартирного дома
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, территория, прилегающая к МКД, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 прилегающая территория МКД составляет:
участок земли, на котором возведен объект недвижимости;
«зеленые» зоны и прочие элементы озеленения и благоустройства (газоны);
спортивные и детские площадки;
парковочные места и коллективные стоянки для автомобилей;
зоны сушки для белья;
подстанции и трансформаторные будки;
других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.
Все перечисленные объекты располагаются в пределах границ, указанных в кадастровом паспорте.
Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.
Обязанность по благоустройству придомовой территории собственники могут исполнять самостоятельно (посредством ТСЖ) или возложить на управляющую компанию (далее – УК).
Чаще всего такую обязанность собственники перекладывают на УК, включая данное условие в договор и внося регулярные платежи на содержание придомовой территории.
Однако не все УК добросовестно выполняют возложенную на них обязанность.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают:
подметание и уборка придомовой территории;
очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;
уборка и выкашивание газонов;
прочистка ливневой канализации;
уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
Приведенный выше минимальный перечень работ может быть дополнен по взаимному согласию собственников и УК в зависимости от конструктивных особенностей придомовой территории.
Так ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования» устанавливает обширный перечень работ, которые могут входить в услугу текущего содержания имущества МКД:
проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194;
содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;
содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;
обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;
обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);
противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;
уборку придомовой территории;
работу дренажной системы придомовой территории по беспрепятственному отводу дождевой и талой воды;
установку урн для мусора у входов в подъезды и (или) около скамеек;
санитарно-гигиеническую уборку имущества;
безопасное движение пешеходов и транспорта;
беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;
сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;
нормативное или работоспособное техническое состояние объектов благоустройства, расположенных на придомовой территории;
устройство сборников для жидких бытовых отходов (в неканализованных зданиях);
выполнение работ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;
обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок.
Обязанность по облуживанию прилегающей территории должна проводиться УК систематически и в установленные сроки. Если Ваша УК не приступила к исполнению обратитесь к ней с письменным заявлением и потребуйте исполнения возложенных на нее по договору обязательств.
Домовладельцы, не забудьте убрать за забором
Вы проживаете в частном домовладении? А знаете ли вы об обязанности содержать прилегающую к вашему участку территорию в порядке?
Если вы собственник, владелец, пользователь или арендатор (субарендатор) частного домовладения (далее — домовладелец), вы должны содержать в порядке и убирать территорию своего участка (ч. 1 п. 4 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных постановлением Совмина от 28.11.2012 N 1087 (далее — Правила)). Однако придется еще контролировать санитарное состояние прилегающей территории.
Такую обязанность вправе установить местная администрация или исполком — Минский городской исполком, районный исполком, городской исполком (города областного или районного подчинения), поселковый, сельский исполком (п. 2. ст. 2, абз. 7 ст. 43, абз. 5 ст. 44, абз. 31 ст. 45 Закона о местном управлении и самоуправлении). Конкретный размер прилегающей территории определяет соответствующее решение исполкома (ч. 1 п. 2 Положения, утвержденного постановлением Совмина от 22.07.2020 N 430).
Размеры территорий при привлечении граждан для выполнения работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния устанавливаются от границы его участка до тротуара. Если тротуара нет, то до границы проезжей части улицы, дороги. По остальным сторонам земельного участка — не более 10 метров или половина расстояния разрыва до соседнего земельного участка, но не более 10 метров (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Совмина от 22.07.2020 N 430). Например, в Сенненском районе размер такой территории органичен тремя метрами по сторонам участка (п. 3 решения Сенненского районного исполнительного комитета от 30.09.2020 N 858), тогда как в аг. Щомыслица установлен предел в 10 метров (решение Щомыслицкого сельского исполнительного комитета от 14.08.2020 N 449). О наличии соответствующего решения можно уточнить на сайте исполкома или в самом исполкоме.
Указанную в решении территорию нужно благоустраивать, например (приложение к Положению, утвержденному постановлением Совмина от 22.07.2020 N 430):
— расчищать от снега и наледи;
— совершать прочие работы.
Наряду с перечисленным вы не должны складировать и хранить более 3 суток на прилегающей к забору территории (абз. 6 подп. 7.5 п. 7 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утв. постановлением Минздрава 01.11.2011 N 110):
— строительные материалы и мусор.
Для домовладельцев г. Минска хранение дров, торфа, угля, песка и других материалов за забором (на территории общего пользования) не предусматривается вовсе (абз. 6 п. 38 Правил благоустройства г. Минска).
В случае если вы не соблюдаете правила благоустройства, вас могут оштрафовать.
На заметку
За нарушение правил благоустройства предусмотрены штрафы в размере (ст. 22.10 КоАП):
— до 5 базовых величин — при загромождении территории домовладения и общего пользования;
— до 25 базовых величин — за другие нарушения.
Составить административный протокол о нарушении правил благоустройства могут должностные лица (п. 1, п. 2, п. 3, п. 6, п. 25 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП):
— органов внутренних дел;
— сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных органов, администраций в городах;
— органов государственного санитарного надзора;
— организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги (ЖРЭО, ЖЭС и др.);
Отметим, что домовладельцы г. Минска должны проводить уборку прилегающей территории на расстоянии до середины проезжей части дороги (подп. 24.2 п. 24 Правил благоустройства г. Минска).
Обратите внимание!
Если вы являетесь автовладельцем, то на вас также распространяются следующие правила в г. Минске:
— нужно убирать проезжую часть дороги от снега и мусора на расстоянии не менее 1 метра от транспортного средства, припаркованного (п. 10, 25 Правил благоустройства г. Минска):
1) на внутридворовых территориях;
2) на проезжей части улиц, дорог, проездов;
— если у вас есть гараж и он находится на дворовой территории, вы должны наводить порядок по его периметру до середины проезда.
УО и благоустройство дворовой территории
Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.
Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.
Земельный участок в составе общего имущества
Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.
Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.
Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.
Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.
Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.
Кто отвечает за благоустройство придомовой территории
Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.
Благоустройство дворовой территории
Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.
Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.
Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.
Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.
Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.
Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.
Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.
На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.
Экологизация городского пространства
Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.
Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.
Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.
Администрация Московского района г.Минска
Тел. (+375 17) 260-63-96,
факс +375 17 368-14-07
Требования к содержанию индивидуального домовладения
В соответствии с Правилами благоустройства и содержания города Минска, утвержденнымирешением Минского городского Совета депутатов от 13.12.2000 № 139 владельцы индивидуальных жилых домов обязаны за счет собственных средств проводить необходимые работы по их благоустройству и озеленению.
Благоустройство и содержание земельного участка и прилегающей к нему территории включают в себя:
Уборку территорий в индивидуальной застройке осуществляют владельцы этих домов до середины проезжей части на площади по всей длине закрепленного участка.
Контроль за содержанием улиц, дворов и других территорий в секторе индивидуальной застройки осуществляют Минский городской центр гигиены и эпидемиологии, Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, администрации районов, главное управление внутренних дел Мингорисполкома и, в случае установления фактов нарушения Правил благоустройства и содержания города Минска принимает меры в соответствии с законодательством.
В целях поддержания надлежащего санитарного состояния территории города и его благоустройства запрещается:
Невыполнение должностными лицами и гражданами настоящих Правил влечет за собой в установленном порядке административную ответственность.
Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов влечет наложение штрафа на граждан в соответствии с действующим законодательством (статья 21.14 КоАП Республики Беларусь).
Для получения разрешения на производство раскопок необходимо обращаться в отдел по контролю за производством раскопок Мингорисполкома (г.Минск, ул.Маяковского,22 кор.2) тел. 8- 0172- 221-33-93
Сбор, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов из сектора индивидуальной жилой застройки осуществляется предприятием СООО «Ремондис» на основании договоров, заключенных в обязательном порядке домовладельцами с УП «ЖРЭО Московского района г.Минска» с оплатой, установленной для расчетов за жилищно-коммунальные услуги. По вопросу заключения домовладельцами договоров с УП «ЖРЭО Московского района г.Минска» необходимо обращаться в РСЦ Московского района по месту жительства.
В соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 04.06.2001 № 834, владельцы собак обязаны:
владельцам собак запрещается:
Безнадзорные собаки в населенных пунктах (в том числе с ошейниками, жетонами и в намордниках) подлежат отлову.