кто имеет право проверять счетчики электроэнергии в квартире
Наверное, в жизни каждого собственника жилого помещения возникала ситуация, когда к нему в дверь поступал звонок и некие люди, представляясь сотрудниками управляющей компании, требуют обеспечить доступ в квартиру для проверки показаний счетчиков и технического состояния внутриквартирного оборудования. В связи с этим возникает вопрос, законны ли данные требования и вправе ли потребитель не допускать данных людей в своё жилое помещение?
В соответствии с пп. «е.1)» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, исполнитель обязан, в частности, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей),установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Под исполнителем понимается лицо, которое предоставляет потребителю коммунальные услуги (непосредственно ресурсоснабжающая организация, либо управляющая компания).
Кроме того, согласно п.п. «б», п.32 Правил, исполнитель вправе требовать допуска в занимаемое потребителем помещение представителей исполнителя, но не чаще одного раза в три месяца, для проверки технического состояния внутриквартирного оборудования по мере необходимости, а если возникла аварийная ситуация-в любое время.
Согласно п.п. «г», п.32 Правил, исполнитель вправе осуществлять проверку достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Данная проверка осуществляется не чаще 1 раза в 3 месяца. Если индивидуальные приборы учета установлены вне помещений и доступ исполнителя к ним может быть осуществлен без присутствия потребителя, проверка может осуществляться не чаще 1 раза в месяц.
Обязанность потребителя свободно допускать в жилое помещение представителей исполнителя, закреплена в п.п. «е», «ж» п. 34 Правил.
Исполнитель должен устно согласовать с потребителем время доступа в жилое помещение или направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения. Письменное уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ. В уведомлении необходимо указать дату и время проведения работ, их вид, продолжительность проведения; номер телефона для связи, в случае, если потребитель желает согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления. Так же в уведомлении должна быть указана должность, фамилия, имя и отчество лица, которое ответственно за проведение данных работ.
Потребитель при проведении работ вправе требовать от исполнителя предоставления документов, которые подтверждают его личность и наличие полномочий на доступ в помещение потребителя. Таким документом может быть приказ, наряд, задание исполнителя о направлении лица, либо другой подобный документ.
Таким образом, если к вам звонят дверь и требуют обеспечить доступ в жилое помещение для проверки показаний счетчиков и технического состояния внутриквартирного оборудования, вы обязаны впустить данных лиц. Но только если с вами предварительно должным образом согласовывали проведение данных работ. Если же вас не уведомляли, то вы вправе не допускать таких лиц в ваше жилое помещение.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» 
Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?
КТО И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ВПРАВЕ ПРОВЕРИТЬ ПОКАЗАНИЯ И СОСТОЯНИЕ СЧЕТЧИКОВ?
Каждый из нас сталкивался в ситуацией, когда Вам звонят в дверь, представляются представителем горгаза, например, и просят обеспечить доступ для проверки показаний счетчиков или их технической исправности, а то и для проведения ремонтных работ или для устранения якобы возникшей аварии. Установлена ли в законе какая-либо обязанность потребителя коммунальных услуг впускать в квартиру представителей управляющей компании или горгаза, например? В каких случаях это возможно? И как потребителю убедиться, что это не мошенники? Надеемся, что наша статья поможет Вам в этом разобраться.
При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Кроме того, согласно п.п. «б», «г» п.32 Правил исполнитель вправе:
Правилами предусмотрена, соответственно, обязанность потребителя допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ, для ликвидации аварий, а также для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей (пп. «е», «ж» п.34 Правил).
Однако при этом исполнитель должен согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать:
Потребитель же, в свою очередь, в соответствии с пп. «ж» п.33 Правил вправе требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя. Такими документами могут быть, в частности, наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ.
Энергетики пришли с проверкой: как себя вести, чтобы не платить лишнего
Если пришли с проверкой
Проверка счётчиков электроэнергии — обычная процедура, которая предписана законом. Энергетики должны проводить проверку счётчиков не реже одного раза в год, но не чаще, чем раз в три месяца (основание — пункт 83 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Вот как вести себя при такой проверке, чтобы потом не попасть на деньги.
Присутствуйте на проверке лично. Или отправьте главного энергетика
Энергетики не приходят просто так — о проверке предупреждают заранее. Поэтому лучше выбрать время, лично встретить проверяющих и находиться с ними в помещении, где проходит проверка. Это позволит убедиться, что энергетики действительно проверили счётчики, а не провели поверхностный осмотр для галочки. Для контроля можно пригласить своего электрика.
Индивидуальный предприниматель Мавлютова из Самары не присутствовала при проверке и ей лично не был передан акт о результатах. С энергетиками общался сотрудник ИП, у которого не было на это доверенности. Энергетики обнаружили, что пломба на счётчике сорвана, сотрудник без возражений подписал акт, а суд обязал Мавлютову выплатить более 94 тысяч рублей за безучётное потребление электроэнергии.
Снимайте действия проверяющих на фото или видео, записывайте аудио
Действия проверяющих лучше фиксировать — закон этого не запрещает, а в спорной ситуации суд принимает подобные фото и видео как материалы дела.
На практике немногие суды становятся на сторону потребителя. Но если ему удастся доказать, что при проверке или составлении акта были допущены нарушения, то акт не будет считаться безоговорочным основанием для взыскания долга. И энергетикам придётся заново доказывать, что предприниматель им должен.
Запись лучше вести скрыто. Например, включить диктофон на смартфоне и убрать его в карман. Или встать так, чтобы попасть в область видения видеокамер, если они есть в помещении, где проходит проверка. Если у проверяющих возникнут вопросы, можно объяснить им, что вы снимаете свой офис — у вас есть на это законное право. Всё остальное попадает в кадр в силу обстоятельств — вы это не контролируете.
Если энергетики отказываются проводить проверку, которую предприниматель собирается заснять, можно связаться с руководством энергосбытовой компании и попросить его разъяснить права потребителя своим сотрудниками.
При проверке энергетики заменили исправный прибор учёта на другой и обязали предпринимателя Скамейкина оплатить неучтённую электроэнергию. Во время проверки предприниматель не снимал фото и видео, из-за чего не смог доказать, что энергетики допустили нарушения. Суд встал на сторону энергосбытовой компании.
Проверяйте акт прежде, чем подписать его
Вы можете подписать акт или отказаться от подписи
Если вы согласны с актом проверки, подписывайте его на месте.
Если не согласны, документ можно не подписывать, но в нём обязательно надо указать свои замечания. Энергетики зафиксируют, что предприниматель не согласен с результатами проверки и отказался подписывать акт. Однако акт всё равно будет считаться действительным — даже без подписи предпринимателя. Чтобы его оспорить, придётся пойти в энергосбытовую компанию или в суд.
Если всплыла несуществующая задолженность
Требуйте перерасчёта начисленной суммы [если счётчики показывают иное]
Если предприниматель не согласен с актом безучётного или внедоговорного потребления электроэнергии, надо направить заявление о перерасчёте в энергосбытовую компанию. И предупредить сотрудников компании, что если они не примут заявление, предприниматель пойдёт в суд.
Форма заявления о перерасчёте свободная. Но в документе должны быть указаны:
Потребуйте заменить счётчик, если он врёт
Запросите показания у энергосбытовой компании, чтобы их сверить
Обратитесь в экспертную организацию, чтобы провести независимую проверку
Если предприниматель уверен, что счётчик исправен, а акт недействителен, можно обратиться за помощью в экспертную организацию. Её сотрудники проверят счётчик и составят заключение о состоянии прибора учёта. Такое заключение — доказательство того, что счётчик работает нормально и предприниматель не обязан оплачивать несуществующий долг, который ему начислили. Заключение надо приложить к судебному иску и направить на рассмотрение в суд.
Стоимость такой экспертной проверки зависит от региона. В среднем она обойдётся в десять тысяч рублей.
Идите в суд, чтобы оспорить несуществующую задолженность
Если не удалось договориться с энергосбытовой компанией, можно обратиться в суд, чтобы восстановить своё положение. Составление иска лучше доверить юристам, которые имеют подобную практику.
Если суд удовлетворит иск, потребителю не придётся погашать несуществующую задолженность, и энергетики не вправе будут на этом настаивать.
Парикмахерской «Улыбка» из Липецка удалось через суд доказать, что акт, составленный энергосбытовой компанией, не действителен и предприниматель вправе не оплачивать несуществующую задолженность.
Индивидуальный предприниматель Тарзян из Улан-Удэ смог доказать, что энергетики неверно составили акт и не имели права на основании него отключить электричество на предприятии. Суд встал на сторону владельца бизнеса.
Министерство энергетики
Вы здесь
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии переходит от потребителей к энергетическим компаниям
Москва, 30 июня. – В соответствии с федеральным законодательством с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
С переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители перестанут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета. Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом). Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.
Обязательные требования к приборам учета на первом этапе не изменятся. На втором этапе, с 1 января 2022 года, вступают в силу требования, предусматривающие установку интеллектуальных приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям «умные» приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом приборе учета. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя таким образом потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
С 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать «простые» приборы учета, но притом могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.
Планируется, что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов учета. Установка интеллектуальных приборов учета зависит от утвержденных инвестиционных программ. До 1 января 2022 года решения по установке интеллектуальных приборов учета будут принимать компании совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы учета установят новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.
Нормативные акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета. Также не регламентируется вопрос поставщиков приборов учета – это свободный рынок, на котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами могут выбирать, где приобретать оборудование. Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых правил линейка приборов учета сократится, а также будут исключены розничные продажи, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета. Основными поставщиками приборов учета станут российские производители.
Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.
Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем «инфляция минус» и тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета. Отметим, что крупнейшая электросетевая компания страны – ПАО «Россети» – уже внедряет интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет повышения эффективности процессов.
Самым очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии (коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии (порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.
Дополнительными весомым эффектом станет снижение операционных затрат сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, в том числе расходов на биллинг, на отключение неплательщиков, на поиск и устранение причин технологических нарушений. Эффективность внедрения интеллектуальных систем учета подтверждается реализованными и реализуемыми проектами в России. Например, сейчас в сетевых организациях реализуются проекты со сроками окупаемости 4-5 лет, позволяющие достичь окупаемости затрат в том числе за счет повышения эффективности функционирования электросетевого комплекса.
С 1 июля поверка и замена электросчетчиков – забота энергосбыта и сетевиков
estudiosaavedra / Depositphotos.com |
1 июля 2020 года вступили в силу поправки к Закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», которыми полностью пересматриваются отношения по учету потребляемого электричества (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ). Если до этой даты все связанные со счетчиками электричества обязанности:
были у потребителей, то с начала июля коммерческий учет электроэнергии обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Причем это правило касается как простых граждан-потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, так и остальных потребителей электроэнергии (мощности) на розничных рынках.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В ходе обеспечения коммерческого учета сетевики и сбыт:
Ну а затраты гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения упомянутых обязательств, лягут на плечи потребителей: ведь согласно п 6.3 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике такие расходы включаются в состав сбытовой надбавки.