кто должен платить за замену счетчика воды в квартире
Сломался счётчик горячей воды. Что делать? К кому обращаться?
Почти в каждой квартире установлены индивидуальные приборы учёта коммунальных ресурсов. Это помогает экономить на оплате ЖКУ. Но куда бежать, когда счётчик ломается? Если у вас сломался счётчик горячей воды, что делать, вы узнаете из этой статьи.
Как выбрать счётчик горячей воды?
При замене счётчика горячей воды главное – не перепутать счётчик горячей и холодной воды. Определить их просто: счётчик холодной воды отмечен поясом синего цвета, а счётчик горячей воды – красного. Синий счётчик, установленный на трубу с горячей водой, не допустят к эксплуатации.
Счётчики горячей воды чаще всего комплектуются запорными кранами, на котором расположено ушко под опломбировку. Впрочем, если вы боитесь что-то упустить и купить не подходящий прибор, лучше заказать прибор у того, кто будет его устанавливать.
Сломался счетчик горячей воды. Что делать?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354), собственник помещения, в котором установлен счётчик, обязан сообщить о его неисправности в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальных услугу или в другую службу, которую указал исполнитель КУ в документах на счётчик.
При обращении в диспетчерскую службу, необходимо сообщить показания прибора учёта на тот момент, когда он вышел из строя. Неисправность должна быть устранена в течение 30 дней со дня обнаружения поломки. При ремонте счётчика исполнитель коммунальной услуги обязан предупредить собственника квартиры за 2 дня до того, как сотрудники компании придут переустанавливать счётчик.
После переустановки представитель управляющей организации или ресурсоснабжающей компании (в зависимости от того, кто является исполнителем услуг), должен провести поверку и опломбировать счётчик.
Если неисправность счётчика была выявлена во время очередной поверки прибора, то плата за горячую воду будет начисляться собственнику квартиры по нормативу, вплоть до момента замены неисправного счётчика.
Основные причины поломки счётчика горячей воды
Некоторые неисправности можно выявить при визуальном осмотре счётчика. Прибор учёта точно сломан, если его стрелка не крутится в то время, когда из крана течёт вода. Если стекло счётчика запотело изнутри, скорее всего, произошла разгерметизация.
Если вы не увеличивали расход воды, никуда не уезжали, а показания прибора говорят, что объём потреблённой воды резко увеличился или уменьшился, то это также свидетельствует о неисправности прибора. Причиной резкого увеличения объёма потреблённой воды могут стать также и протечки. Проверьте внутриквартирные инженерные сети и устраните поломку.
На исправную работу счётчика может повлиять и качество подаваемой в дом воды. Мусор, частицы песка и ржавчины могут вывести счётчик из строя. Поэтому при установке прибора нужно поставить специальный фильтр на участке трубы, куда устанавливается счётчик. Индивидуальный прибор учёта может вывести из строя слишком сильно нагретая вода. Все ИПУ горячей воды рассчитаны на работу при температуре не выше 90 градусов Цельсия.
Кто платит за ремонт счётчика горячей воды?
Индивидуальный прибор учёта горячей воды – это собственность владельца квартиры. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ собственники помещений в МКД несёт ответственности за установку и эксплуатацию внутриквартирных счётчиков. Поэтому и платить за ремонт счётчика придётся владельцу квартиры. Однако, если счётчик новый и гарантийный срок ещё не прошёл, то производитель должен бесплатно предоставить новый исправный прибор.
Помимо установки и ремонта ИПУ в случае его неисправности, владелец квартиры должен обеспечить своевременную поверку прибора. Частота поверок устанавливается производителем прибора. Информация об этом должна быть указана в техническом паспорте изделия. Если владелец ИПУ пропустил срок поверки прибора, то его показания будут считаться недействительными, а оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативам, принятым в регионе.
Как установить счетчики на воду?
Получил в наследство бабушкину квартиру и хочу установить в ней водяные счетчики. Бабушка не хотела их ставить, а мне переплачивать водоканалу неохота.
Спросил соседей — все говорят разное: то иди в управляющую компанию, то в водоканал, то вообще в какую-то третью организацию, которая делает поверку. Но мне пока поверять нечего.
Расскажите, куда все-таки обратиться, чтобы мне поставили счетчики и все правильно оформили. А то я читал в интернете, что если неправильно оформить, то водоканал потом требует какие-то сумасшедшие деньги.
Сергей, вы не зря хотите установить счетчики на воду: это полезная вещь, которая поможет немало сэкономить. Вот как это сделать.
Правила установки счетчиков
Приборы учета воды — счетчики — в квартирах устанавливают на вводах трубопроводов холодного и горячего водопровода. При этом должен обеспечиваться раздельный учет водоразбора, то есть счетчики ставят отдельно для холодной и горячей воды.
В помещении, где устанавливают счетчики, должно быть искусственное или естественное освещение и температура воздуха не ниже 5 °C. Счетчики нужно размещать так, чтобы можно было без проблем снять с них показания, обслужить и разобрать на месте установки, а также провести метрологическую поверку.
Кроме того, счетчики воды должны быть защищены от вибрации. Их можно поставить на горизонтальных, вертикальных или наклонных участках трубопроводов, если такая установка предусмотрена паспортом счетчика.
Иногда водоканалы требуют, чтобы счетчики устанавливали в комплекте со встроенным обратным клапаном и дополнительной защитой от манипулирования их показаниями. Обратный клапан предотвращает перетекание воды из системы холодного водоснабжения в трубы горячего водоснабжения и наоборот, а также снижает вероятность гидравлического удара. Дополнительная защита не дает абонентам вмешиваться в работу счетчика, чтобы снизить показания.
Проверить, требует ли ваш водоканал устанавливать обратный клапан и защиту от манипулирования, можно на официальном сайте организации или по телефону. Если не знаете, какая организация обслуживает ваш дом, спросите в своей УК или ТСЖ или посмотрите на сайте «Реформа ЖКХ».
Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда
Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.
При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.
Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).
Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.
Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах
С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.
Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.
Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.
Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник
Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).
Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.
Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.
Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.
За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели
Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.
Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.
Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.
К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.
Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.
Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма
Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.
Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).
Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ). Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.
При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент
Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.
Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.
ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.
ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.
Запомнить
Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.
Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.
Кто должен оплачивать замену счетчиков — собственник или УК
Живу в Московской области, во Фрязине, на проспекте Мира.
В 2013 году всем жителям нашего дома заменили старые счетчики электроэнергии на новые. Поменяли бесплатно, но документы на руки жильцам не выдали. Мы и не просили, поскольку думали, что счетчики в подъезде — это общедомовое имущество, которое обслуживается за счет УК.
В 2019 году ресурс у этой модели счетчиков закончился. УК всех оповестила, что счетчики будут менять за счет собственников. Я ходил разбираться, потому что платить 8000 рублей за замену не хочу: счетчики — это общедомовое имущество, обслуживание которого должна оплачивать УК. Мне ответили, что УК оплачивать ничего не будет, но никакими нормативными документами ответ, правда, не подкрепили.
Кто в итоге должен оплачивать замену счетчиков и на каком основании? В интернете, к сожалению, исчерпывающего ответа на этот вопрос не нашел. Во всех статьях написано, что должны менять либо за счет собственников, либо за счет УК, но ссылок на нормативную документацию нет.
Можно ли вернуть деньги, которые я потратил на замену счетчиков, если выяснится, что со стороны УК это было неправомерно?
Илья, управляющая компания права. Во-первых, в доме есть один общедомовой счетчик электроэнергии и индивидуальные счетчики, которые принадлежат жильцам. Их еще называют индивидуальными приборами учета (ИПУ). На самом деле общедомовой счетчик (ОПУ) — это тоже собственность владельцев квартир, которую они обязаны поддерживать в исправном состоянии за свой счет, но он принадлежит буквально всем собственникам квартир в доме.
Во-вторых, все свои действия управляющая компания совершает за счет собственников многоквартирного дома (МКД). То есть и за ваш счет тоже. Но есть два варианта: расходы на замену общедомового счетчика уже включены в тариф по договору управления МКД или деньги будут собраны дополнительно. Управляющая компания — это исполнитель, она делает то, за что ей заплатили путем регулярных или разовых взносов.
Можно ли не менять счетчик
Приборы учета израсходованного электричества должны стоять везде. Если потребитель не хочет ставить счетчик, энергопоставщик должен сам установить его и потом требовать с потребителя оплатить сам прибор и работы по его установке и опломбировке. Если для установки нужен доступ в квартиру, собственник квартиры обязан пустить специалистов энергосбыта.
Иногда электросчетчик стоит в квартире, иногда — в подъезде. Но в обоих случаях он считает энергопотребление в одной квартире, и собственники этой квартиры обязаны платить за его установку и замену. Если прибор учета, который относится к конкретной квартире, находится в подъезде, он не становится общедомовым имуществом. Его просто легче обслуживать и снимать показания.
Если у счетчика закончился срок эксплуатации, он сломался или его сняли, это равнозначно тому, что счетчика нет. Чтобы мотивировать потребителей иметь исправные приборы учета электроэнергии, установили повышенные тарифы за электричество для квартир без счетчиков — в 1,5 раза.
Если ваш счетчик в подъезде никто не поменяет и закончится срок его эксплуатации, платить за свет станет невыгодно: начислять плату будут по количеству прописанных в квартире людей, по завышенному нормативу потребления и по тарифу в 1,5 раза выше, чем у соседей. Подробно такую ситуацию я уже разбирала в отдельной статье.
Думаю, когда придут менять счетчики всему подъезду, ваш тоже заменят, а потом добавят вам в квитанцию строку на его оплату. Потому что счетчик должен быть исправным, а собственник обязан платить за его исправность.
Нужно ли доплачивать за замену счетчика
В ситуации со счетчиком в вашей квартире все однозначно: это часть вашего имущества, и если вы — единоличный собственник, замену будете оплачивать самостоятельно.
Но существуют также общедомовые приборы учета: они учитывают электричество, которое использовано во всем доме за месяц. Если от общей суммы отнять показания всех поквартирных приборов учета, получится количество электроэнергии, израсходованное в подъезде: на лифты, освещение лестничных площадок, питание противопожарной сигнализации. Общий расход электроэнергии делится на всех собственников пропорционально площади квартир. Так в наших квитанциях появляется строка «ОДН» — общедомовые нужды.
У общедомового прибора учета много собственников, поэтому он относится к общедомовому имуществу, а как раз содержанием общедомового имущества и занимается управляющая компания. Но полностью за счет жильцов. Если в договоре управления МКД в качестве обязанностей УК прямо указана замена общедомового прибора учета, значит, расходы на замену входят в плату за содержание жилого помещения, которую вы и так вносите ежемесячно. В этом случае доплачивать за замену ОПУ не нужно.
В нормативных актах упоминается, что можно включить расходы на установку общедомового прибора учета в плату за жилое помещение. О каких-либо ограничениях по замене там не сказано.
Чтобы узнать, включена ли замена счетчиков в перечень уже оплаченных услуг управляющей компании, посмотрите договор управления вашим домом. Это можно сделать на сайте «Реформа ЖКХ». Вы увидите всю информацию о своем доме, а в разделе «Управление» сможете скачать актуальную версию договора. Если в договоре не указано, что в обязанности УК входит замена общедомового счетчика, за замену придется доплатить отдельно.
Резюмирую: не все счетчики в подъезде — общедомовые. Если счетчик считает потребление только в вашей квартире, менять старый прибор вы будете за свой счет. Если прибор учета считает потребление во всем доме, придется доплачивать или нет, зависит от содержания договора управления МКД.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Прокуратура разъясняет: Кто должен платить за поверку и замену счетчиков в квартире
На данный вопрос отвечает помощник прокурора Автозаводского района Тольятти Ксения Семенова.
В 2020 году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией были введены ряд послаблений. Коснулось это и приборов учета, а именно до конца года разрешили передавать показания счетчиков, срок поверки которых закончился. Правда, срок поверки должен был закончиться не ранее 6 апреля 2020 года.
Ранее, если счетчик не прошел поверку, то показания не принимались, а платить нужно было по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5. В связи с этим собственники могли нести существенные расходы. Но сейчас ситуация изменилась. С 1 июля 2020 года заработал ФЗ №522 от 27.12.2018 года, а также постановление Правительства РФ №554 от 18 апреля 2020 года.
Сейчас поступает много вопросов по поводу того, как быть с 1 января 2021 года, поскольку льготный период заканчивается и нужно думать о том, как провести поверку счетчика. Многие опасаются, что придется готовить определенную сумму денег. В данной публикации рассмотрим, как теперь должна происходить поверка приборов учета с 2021 года и нужно ли будет за это платить.
Какие изменения произошли с 1 января 2021 года?
Согласно постановлению Правительства РФ №424 от 2 апреля 2020 года, до конца текущего года действует мораторий на поверку приборов учета. Таким образом, до конца года у жильцов обязаны принимать показания счетчика, даже если срок их поверки истек.
Это правило относится к тем, у кого срок поверки вышел после 6 апреля 2020 года. Поэтому до 31 декабря 2020 года коммунальные организации не имеют право рассчитывать стоимость за ресурсы по нормативу и с применением повышающего коэффициента.
В связи с окончанием льготного периода стали поступать вопросы, где пользователи просят разъяснить, что нужно делать со следующего года, как проводить поверку и сколько за это придется заплатить. Поскольку с 1 июля 2020 года заработали новые правила поверки счетчиков, то порядок кардинально изменился.
Что нужно делать и сколько будет стоить
Обращаемся к федеральному закону №522 от 27.12.2018 года и постановлению Правительства РФ №554 от 18 апреля 2020 года, которые изменили порядок поверки приборов учета с 1 июля 2020 года. В связи с мораторием на поверку об этих законах особо не думали и чуть подзабыли, поскольку до конца года поверку вообще не нужно было проводить. Теперь самое время вернуться к новым законам и напомнить их суть.
Согласно новым правилам, поверку и замену счетчиков должны осуществлять поставщики ресурсов, а если с поставщиком нет договора, то управляющие компании.
После 1 января 2021 года, если срок поверки счетчиков закончился или заканчивается, а также если прибор учета сломался, то нужно обратиться к поставщику ресурсов (энергосбыт и т.п.), либо в управляющую компанию с заявкой. Для того чтобы сделать поверку или заменить счетчик, дается 6 месяцев. За этот период начисление платы происходит по показаниям счетчика за такой же период в прошлом году, а если таких показаний не было, то в расчет берется ближайший месяц, когда передавались показания.
Если за полгода вам не сделают поверку или не заменят счетчик, то у вас возникает право требовать неустойку. За первые 3 месяца просрочки можно требовать половину стоимости за электроэнергию, с 4-го месяца неустойка будет взыскиваться в размере 100% от стоимости электроэнергии.
Но и самое главное, теперь за замену счетчика и поверку платить не нужно. Это все происходит за счет поставщика ресурсов. Следует лишь подать заявку, а поверка или замена счетчика будет абсолютно бесплатной.
Если вдруг с вас будут требовать оплату, то ссылайтесь на ФЗ №522 от 27 декабря 2018 года и постановление Правительства №554 от 18 апреля 2020 года. Не забудьте напомнить про срок в 6 месяцев, в течение которого все работы должна быть выполнены.