кто должен менять электросчетчик в муниципальной квартире
Кто должен менять электросчетчик в муниципальной квартире
Кто должен менять электросчетчик и проводку к нему установленный в муниципальной квартире.
Я проживаю в муниципальной квартире, по договору. Кто должен менять электросчетчик в подъезде?
На сегодняшний день кто должен устанавливать электросчетчик и менять электропроводку в муниципальной квартире?
Кто должен менять электросчетчик в муниципальной квартире, нужны ссылки на законы и постановления.
Кто должен менять и оплачивать замену электросчетчика в муниципальной квартире (счётчик находится на лестничной клетке)?
Я проживаю в муниципальной квартире. И мне уже не в первый раз приходят извещения, что надо поменять электросчетчик т.к. у старого кончился срок эксплуатации. Подскажите, пожалуйста, кто в таких случаях должен менять электросчетчик? За чей счет это делается? Я не собственник квартиры, а только наниматель.
Я живу в муниципальной квартире по договору социального найма. Мосэнергосбыт требует замену электросчетчика в связи с тем, что он вышел за пределы межповерочного интервала. Попросту говоря устарел. Вопрос: «Кто должен менять счётчик?» Спасибо.
Кто должен менять электросчётчик в муниципальной квартире, если закончился срок эксплуатации? Если да, то в какой срок? Я обратилась в ГКУ Жилищного агентства нашего района, сначала сказали нет денег, а затем предложили написать заявление, т.е это может растянуться на долгое время или вообще откажут. Что делать? Спасибо.
Я проживаю в Муниципальной квартире с 1960 г. С года постройки дома. Окна пришли в негодность, электросчётчики не соответствуют классу точности, хочу ещё и счётчик на воду установить, так как воды потребляю меньше чем по установленной норме в 7 кубов. Вопрос: кто должен менять окна, устанавливать счётчик, если я не являюсь её собственником. Собственник администрация города, а согласно п 3 и п 4. части 2 статьи 65 ЖК РФ это должен делать собственник.
Кто должен оплачивать замену счетчика электроэнергии?
– Кто должен оплачивать замену счетчика электроэнергии в неприватизированной квартире? Дело в том, что мне пришло письмо по поводу замены счетчика, где ссылались на некий документ, в котором говорилось, что замена счетчика электроэнергии производится за счет собственников жилья. Но моя квартира не приватизирована, и, следовательно, все зарегистрированные в ней жильцы не являются ее собственниками.
Отвечает адвокат Элеонора Абеле:
Если квартира муниципального характера неприватизированная и предоставляется согласно договору социального найма, значит, жилье со всеми сопутствующими техническими оснащениями и коммуникациями не является частной собственностью проживающих там людей. Следовательно, замена счетчика электроэнергии реализовывается исключительно за счет муниципалитета и только его.
Чтобы юридически грамотно решить ситуацию, необходимо составить заявление в энергосбытовую или управляющую компанию, которая курирует ваше жилье. В документе нужно указать дату и причину, согласно которой замена счетчика носит характер необходимости. Отказать вам не имеют права. Если же отрицательный или инертный эффект все же последовал, следует обратиться с жалобой в районный совет в отдел по приему граждан, указав причину вашего обращения.
Отвечает генеральный директор УК «РАДЭКС» Евгений Беляев:
Здесь могут быть два варианта. Первый: если квартира не приватизирована, а за коммунальную услугу — электроэнергию — вы платите напрямую в ресурсоснабжающую организацию, то менять прибор учета — это ответственность собственника. Если не вы являетесь собственником квартиры, значит, у нее есть владелец — тот, с кем у Вас заключен договор социального найма. Вот к этому юрлицу (физлицу) вам нужно обратиться, чтобы он исполнил свои обязательства по замене электрического счетчика.
Второй вариант: если вы платите за электричество непосредственно управляющей организации (ТСЖ, ТСН, ЖСК), но при этом также не являетесь собственником, то ответственность по замене электрического счетчика лежит на управляющей организации (ТСЖ, ТСН, ЖСК), смотря какая форма управления выбрана в доме.
Отвечает юрист юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Елена Кривоносова:
Замена счетчика электроэнергии лежит на собственнике жилого помещения. В неприватизированной квартире собственником является муниципалитет. В письме, скорее всего, есть ссылка на договор, по которому Вам передали квартиру. Необходимо подробно ознакомиться с ним и после с уверенностью можно будет ответить, кто должен нести траты на замену счетчика. В договоре всегда прописывают обязанность сторон по содержанию жилого помещения, выполнению капитального и текущего ремонта.
Отвечает генеральный директор агентства ЦДН Анатолий Пысин:
Права и обязанности человека, проживающего в квартире на основании договора социального найма, определяются ст. 67 Жилищного кодекса РФ. Согласно этому договору наниматель должен оплачивать коммунальные платежи, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения и проводить его текущий ремонт, но в действительности он не должен оплачивать замену счетчиков, поскольку собственником такой квартиры являются муниципальные или государственные органы. Так что если они считают нужным поменять счетчики, то должны сделать это за свой счет.
Однако возможно, что нанимателю будет интересно сделать это и за свои деньги, особенно если замена предлагается на каких-то льготных условиях. Если сейчас у вас стоит однотарифный счетчик, а вы установите, к примеру, трехтарифный, то, правильно распределяя нагрузку по времени суток, можно окупить эту замену примерно за два года.
Отвечает заместитель руководителя департамента продаж АО «Российский аукционный дом» Николай Яблоков:
Если счетчик рабочий, опечатан и проверен, то нет никакой необходимости в его замене.
Скорее всего, это инициатива обслуживающей организации с целью дополнительного заработка.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Кто должен оплачивать замену счетчиков — собственник или УК
Живу в Московской области, во Фрязине, на проспекте Мира.
В 2013 году всем жителям нашего дома заменили старые счетчики электроэнергии на новые. Поменяли бесплатно, но документы на руки жильцам не выдали. Мы и не просили, поскольку думали, что счетчики в подъезде — это общедомовое имущество, которое обслуживается за счет УК.
В 2019 году ресурс у этой модели счетчиков закончился. УК всех оповестила, что счетчики будут менять за счет собственников. Я ходил разбираться, потому что платить 8000 рублей за замену не хочу: счетчики — это общедомовое имущество, обслуживание которого должна оплачивать УК. Мне ответили, что УК оплачивать ничего не будет, но никакими нормативными документами ответ, правда, не подкрепили.
Кто в итоге должен оплачивать замену счетчиков и на каком основании? В интернете, к сожалению, исчерпывающего ответа на этот вопрос не нашел. Во всех статьях написано, что должны менять либо за счет собственников, либо за счет УК, но ссылок на нормативную документацию нет.
Можно ли вернуть деньги, которые я потратил на замену счетчиков, если выяснится, что со стороны УК это было неправомерно?
Илья, управляющая компания права. Во-первых, в доме есть один общедомовой счетчик электроэнергии и индивидуальные счетчики, которые принадлежат жильцам. Их еще называют индивидуальными приборами учета (ИПУ). На самом деле общедомовой счетчик (ОПУ) — это тоже собственность владельцев квартир, которую они обязаны поддерживать в исправном состоянии за свой счет, но он принадлежит буквально всем собственникам квартир в доме.
Во-вторых, все свои действия управляющая компания совершает за счет собственников многоквартирного дома (МКД). То есть и за ваш счет тоже. Но есть два варианта: расходы на замену общедомового счетчика уже включены в тариф по договору управления МКД или деньги будут собраны дополнительно. Управляющая компания — это исполнитель, она делает то, за что ей заплатили путем регулярных или разовых взносов.
Можно ли не менять счетчик
Приборы учета израсходованного электричества должны стоять везде. Если потребитель не хочет ставить счетчик, энергопоставщик должен сам установить его и потом требовать с потребителя оплатить сам прибор и работы по его установке и опломбировке. Если для установки нужен доступ в квартиру, собственник квартиры обязан пустить специалистов энергосбыта.
Иногда электросчетчик стоит в квартире, иногда — в подъезде. Но в обоих случаях он считает энергопотребление в одной квартире, и собственники этой квартиры обязаны платить за его установку и замену. Если прибор учета, который относится к конкретной квартире, находится в подъезде, он не становится общедомовым имуществом. Его просто легче обслуживать и снимать показания.
Если у счетчика закончился срок эксплуатации, он сломался или его сняли, это равнозначно тому, что счетчика нет. Чтобы мотивировать потребителей иметь исправные приборы учета электроэнергии, установили повышенные тарифы за электричество для квартир без счетчиков — в 1,5 раза.
Если ваш счетчик в подъезде никто не поменяет и закончится срок его эксплуатации, платить за свет станет невыгодно: начислять плату будут по количеству прописанных в квартире людей, по завышенному нормативу потребления и по тарифу в 1,5 раза выше, чем у соседей. Подробно такую ситуацию я уже разбирала в отдельной статье.
Думаю, когда придут менять счетчики всему подъезду, ваш тоже заменят, а потом добавят вам в квитанцию строку на его оплату. Потому что счетчик должен быть исправным, а собственник обязан платить за его исправность.
Нужно ли доплачивать за замену счетчика
В ситуации со счетчиком в вашей квартире все однозначно: это часть вашего имущества, и если вы — единоличный собственник, замену будете оплачивать самостоятельно.
Но существуют также общедомовые приборы учета: они учитывают электричество, которое использовано во всем доме за месяц. Если от общей суммы отнять показания всех поквартирных приборов учета, получится количество электроэнергии, израсходованное в подъезде: на лифты, освещение лестничных площадок, питание противопожарной сигнализации. Общий расход электроэнергии делится на всех собственников пропорционально площади квартир. Так в наших квитанциях появляется строка «ОДН» — общедомовые нужды.
У общедомового прибора учета много собственников, поэтому он относится к общедомовому имуществу, а как раз содержанием общедомового имущества и занимается управляющая компания. Но полностью за счет жильцов. Если в договоре управления МКД в качестве обязанностей УК прямо указана замена общедомового прибора учета, значит, расходы на замену входят в плату за содержание жилого помещения, которую вы и так вносите ежемесячно. В этом случае доплачивать за замену ОПУ не нужно.
В нормативных актах упоминается, что можно включить расходы на установку общедомового прибора учета в плату за жилое помещение. О каких-либо ограничениях по замене там не сказано.
Чтобы узнать, включена ли замена счетчиков в перечень уже оплаченных услуг управляющей компании, посмотрите договор управления вашим домом. Это можно сделать на сайте «Реформа ЖКХ». Вы увидите всю информацию о своем доме, а в разделе «Управление» сможете скачать актуальную версию договора. Если в договоре не указано, что в обязанности УК входит замена общедомового счетчика, за замену придется доплатить отдельно.
Резюмирую: не все счетчики в подъезде — общедомовые. Если счетчик считает потребление только в вашей квартире, менять старый прибор вы будете за свой счет. Если прибор учета считает потребление во всем доме, придется доплачивать или нет, зависит от содержания договора управления МКД.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
За чей счет замена счетчика электроэнергии в неприватизированных квартирах?
Практически каждая квартира оснащена приборами учёта электроэнергии. Электросчётчик удобен для расчёта за фактически потреблённую энергию. Однако, устройство может выйти из строя и требовать замены.
Выполнение такого вида работ сопровождается немалой оплатой. И если в приватизированном или выкупленном жилье точно известно, что эти затраты должен нести владелец. То вопрос о том, кто должен менять счётчик электроэнергии в муниципальной квартире требует рассмотрения.
В каких случаях требуется замена счётчика
Электросчётчик это прибор, который имеет свои технические характеристики и срок службы. Перед началом работы, приспособления для учёта, пломбируются дважды. Одна пломба ставиться на корпусе механизма, на заводе – изготовителе.
Называется она пломбой госпосверки и говорит о том, что счётчик механически не повреждён и готов к работе. Другая пломба устанавливается на предохранительной крышке энергопоставляющей организацией.
Обе пломбы номерные, как и сам электроприбор, и в случае их повреждения виновнику грозит штраф. Все номера фиксируются в акте установки счётчика, который является бланком строгой отчётности. Переустановка счётчика влечёт за собой внесение изменений в документации, поэтому для его замены требуются основания. К ним можно отнести:
Все случаи замены счётчика приписаны в договоре на поставку электроэнергии, который заключён между жильцом и энергетиками. В соглашении обычно оговаривается, за чей счёт происходит замена электроприбора.
Законодательная база
Замена прибора учёта отражена сразу в нескольких законодательных документах. К ним относятся:
При этом каждый законодательный акт направлен на экономию природного ресурса путём установки электросчётчика, который проводится за счёт средств собственника жилья.
Опираясь на законодательство, ответственность за сохранность прибора учёта лежит на потребителе услуг. Соблюдение сроков поверки возложено на исполнителя услуг. При наступлении даты окончания межповерочного интервала потребителю выдаётся акт снятия пломб и уведомление о снятии счётчика на госповерку. Оплата за эти услуги возлагается на собственника жилья.
Кто оплачивает установку прибора по учёту энергии в муниципальном жилье
Согласно Жилищному законодательству[3] собственником муниципальной квартиры является государство. Поэтому вопрос о том кто же должен нести затраты по установке электросчётчика решается исходя из этих нормативных документов.
Затраты могут быть, как прямые, в виде целевых перечислений из местного бюджета энергоснабжающей организации, на покрытие расходов по установке учётного устройства. Так и с привлечением нанимателя квартиры. Такие обязанности прописаны в договоре по найму жилья.
Согласно договору, жилец осуществляет монтаж прибора учёта за свой счёт. А после подаёт заявление в администрацию города на возмещение затрат. Как правило, права по работе с населением, которое проживает в государственном жилье, делегируют балансодержателю. Кстати, не каждая компания имеет право произвести замену и опломбировку счётчика.
Существует следующий законный способ, как вернуть деньги за установку электросчётчика:
В случае непредставления ответа на заявление жильца можно обратиться в межрайонную прокуратуру на нарушение ФЗ№59 закона «Об обращении граждан»[6] работниками УК. При предоставлении ответа об отсутствии средств на переустановку счётчика жилец имеет право подать жалобу в городское управление ЖКХ на безответственность сотрудников УК. Дальнейшее бездействие коммунальщиков влечёт за собой судебное разбирательство с оплатой дополнительных расходов, которые понёс жилец и, возможно, морального вреда.
Весь алгоритм действия, по закону, не подходит для случаев умышленной поломки электросчётчика. В этом случае квартиросъёмщик все расходы, связанные с ремонтом, заменой и опломбировкой несёт самостоятельно, независимо от статуса квартиры.
Игнорировать проведение замены или установки механизма чревато для жильца квартиры. Так как по истечении срока, отведённого на проведение работ, энергоснабжающие организации имеют право начислять платежи за свет по региональному нормативу, помноженному на количество зарегистрированных в квартире лиц.
Во всех работах, которые связаны с обслуживанием собственного жилья, наниматель должен быть заинтересован. Так как последствия всё равно лягут на плечи квартиросъёмщика.
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки?
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?
Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?
Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.
В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);
с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.
В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:
если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;
если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;
если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.
В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:
ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.
Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.
Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 |