какие грузы являются гигроскопичными
Приложение. Перечень гигроскопических и легковоспринимающих влагу грузов
Перечень гигроскопических
и легковоспринимающих влагу грузов
1. Вата (из групп 13, 27, 45, 62),
2. Веревка и веревочные изделия (из групп 13, 27, 62, 68).
3. Волокна растительные и искусственные (из групп 7, 27, 47, 61, 62).
4. Изделия лесные и поделочные (из групп 12, 27).
5. Изделия из камыша, соломы, стружек, бересты и т.д. (из группы 63).
6. Изделия меховые, из щетины, волоса (из группы 65).
7. Кора древесная всякая (из группы 7, 11, 13, 68).
8. Крахмал (из группы 51).
9. Коконы шелкопряда сухие (из группы 62).
10. Кишки сухие (из группы 7).
11. Мешки тканевые (из группы 63).
12. Печенье, пряники, изделия пекарные и макаронные (из группы 51).
13. Растения сухие (из группы 7).
14. Сахар-рафинад и песок сахарный (из группы 52).
16. Табак и табачные изделия (из групп 7, 51).
17. Хмель (из группы 7).
18. Чай (из группы 51).
19. Шерсть животных, щетина, перо, шерсть искусственная (из группы 7).
4. При изменении влажности и сорности зерна за время перевозки пересчитанная масса партии груза в пункте назначения определяется по следующей формуле:
5. Результат перевозки, то есть размер недостачи или излишек груза определяется как разница между пересчитанной массой партии и зафиксированной в накладной.
* Извлечение из методики разработки норм естественной убыли зерновых грузов, утвержденной Департаментом речного транспорта 22 февраля 1993 г.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для обеспечения сохранности грузов при перевозке необходимо учитывать их физико-химические свойства и процессы, происходящие в грузах под воздействием факторов окружающей среды в период их нахождения на транспорте.
Гигроскопичность — способность вещества поглощать влагу (обычно пары воды из воздуха). Количество влаги, которое может содержать в своем составе груз, зависит от свойств самого груза и условий ею хранения и транспортирования.
Различные грузы обладают различной степенью гигроскопичности. Высокой гигроскопичностью характеризуются грузы, растворимые в воде (сахар, соль и др.). Скорость поглощения влаги возрастает с повышением температуры окружающей среды и с увеличением пористости груза. Показателем количественного содержания гигроскопической влаги в грузе является влажность.
Влажность — характеристика вещества, насыщенного до определенной степени влагой. Влажность груза, при которой появляется свободная влага, называется критической. Различают кондиционную и фактическую влажность грузов.
Для гигроскопических грузов определяется оптимальная степень влажности, при которой груз сохраняет сноп исходные качественные показатели. Эта влажность называется кондиционной и включается в нормативные показатели транспортной характеристики груза, устанавливаемые ГОСТами и условиями транспортирования. Фактическая влажность определяется с учетом массы влажного и сухого груза Масса влажного груза рассматривается как сумма массы сухого вещества и массы влаги, содержащихся в нем. Влажность груза определяют при необходимости путем высушивания образца груза и сушильном шкафу при температуре 105-110°С до достижения постоянной массы пробы.
Сыпучесть является характерным свойством навалочных грузов и отражает степень подвижности отдельных частиц груза. Сыпучесть груза зависит от формы, размера, однородности, шероховатости частиц, влажности груза. Степень сыпучести грузов принято характеризовать углом естественного откоса. Углом естественного откоса а, или углом покоя, называется угол между образующей и плоскостью основания штабеля. Чем больше угол естественного откоса груза, тем больший штабель может быть образован па одной и той же площади. Угол естественного откоса зависит от влажности груза и увеличивается с ее повышением, а в условиях рейса зависит также от частоты и продолжительности динамических нагрузок. Для опытного определения угла естественного откоса груза в эксплуатационной практике применяют способ насыпания и обрушения.
Наиболее распространенными методами определения угла естественного, откоса в лабораторных условиях являются следующие:
1. В ящик прямоугольной формы размером 100X200X300 мм насылают исследуемый материал так, чтобы свободная его поверхность была горизонтальной, а затем осторожно поворачивают его на угол от 45 до 90 градусов. После прекращения осыпания груза определяют угол естественного откоса а с помощью транспортира или путем измерения высоты h и длины l заложения откоса и вычисления тангенса угла a.
2. В воронку с диаметром трубы 5 мм (или больше, в зависимости от гранулометрического состава материала) засыпают исследуемый материал, затем воронку медленно поднимают по мере образования конуса груза. Полученный таким образом конус измеряют угломером с четырех сторон и среднее значение принимают за угол естественного откоса исследуемого материала.
Сыпучесть груза тем больше, чем меньше угол естественного откоса и угол трения. Угол естественного откоса, являясь важнейшим показателем подвижности навалочного груза, характеризует степень опасности в условиях морской перевозки. В соответствии с нормами Регистра к грузам, опасным с точки зрения перемещения в трюме, относятся все навалочные грузы с углом естественного откоса 35° и менее.
Транспортная классификация грузов
Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.
На транспорте установлены следующие основные виды грузов:
наливной – жидкий груз, перевозимый наливом;
сухой – любой груз, кроме наливного;
навалочный – сухой груз, перевозимый
без тары навалом;
насыпной – зерновой груз, перевозимый без тары;
штучный – сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест;
генеральный – различные штучные грузы.
Каждая группа (вид) делятся на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. На автомобильном транспорте (АТ) применяется несколько систем классификации грузов.
К навалочным грузам относят твёрдое топливо, руду, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и т.д. Указанные грузы принимают к перевозке без счёта мест. Навалочные грузы делят на две группы:
— не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (твёрдое топливо, руда, кирпич);
— подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, мел, удобрения).
Перевозка первой группы разрешается на открытом подвижном составе, а второй – в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах.
Насыпные грузы допускаются к перевозке на автотранспорте насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень, гречиха, семена масличных и бобовых культур. Муку м крупу также перевозят в таре и относят к подгруппе тарно-штучных грузов.
Генеральные грузы классифицируются по категориям (подгруппам):
металлопродукция: металл прокатный, профильный, листовой, в чушках, проволока в бухтах, трубы металлические, рельсы, балки, металлоизделия;
подвижная техника: подвижные технические средства на гусеничном и колёсном ходу;
железобетонные изделия и конструкции: балки, ригели, шпалы, колонны, сваи, плиты, панели, блоки и пр.;
контейнеры: крупнотоннажные – масса брутто от 10 до 30 т., среднетоннажные – от 3 до 5 т., малотоннажные – от 0,625 до 1,25 т., универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны, платформы и т д.;
пакетированные грузы – грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без неё: пакеты в обвязке (плёнке), на поддонах, блок- и строп-пакеты;
тарно-упаковочные и штучные: с массой одного места менее 500кг, тяжёловесные с массой одного места более 500кг, длинномерные и громоздкие – длина более 3м, ширина 2,6м, высота 2,1м, негабаритные – высота свыше 4м, ширина 2.5м и выступающие за задний борт или край платформы подвижного состава более чем на 2м;
катно-бочковые: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем, автопокрышки в связках и раздельно, мотки и бухты;
лесоматериалы: круглые лесоматериалы, пиломатериалы в пакетах, фанера, древесная плита в пачках, брёвна пилёный брус и т.п.;
к живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери птицы, пчёлы и живая рыба.
В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы разделяются на девять групп:
— скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты животноводства, полеводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ;
— гигроскопичные, т.е. грузы, способные поглощать свободную влагу из воздуха, что может привести к изменению массы, объёма, физико-химических свойств, к прямым потерям и порче груза. К ним относятся сахар, соль, цемент и др.;
— грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продуктов;
— грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении и перевозке могут привести к порче других грузов (рыбопродукты, кожа, табак, нефтепродукты);
— грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие в обычных условиях заметных изменений (минерально-строительные материалы, руды, каменный уголь, лесоматериалы);
— навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (гранулированный шлак, колчедан, калийная соль);
— слеживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозках происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоёв (цемент, глина, торф);
— опасные грузы, требующие при перевозке соблюдения особых правил и которые могут причинить вред персоналу и нанести повреждения подвижному составу, участвующих в перевозках;
— грузы, которые в процессе перевозки способны к значительным потерям массы (овощи, бахчевые культуры, мясные продукты).
По условиям и способам хранения грузы можно разделить на три большие группы:
— ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры: скоропортящиеся, промышленные, продовольственные; рекомендуется хранение в закрытых складах;
— грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести их к порче: бумага, металл, хлопок. Рекомендуется хранение в закрытых складах или под навесом.
— грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, металлы, контейнеры. Хранение рекомендуется на открытых площадках.
Перевозка волокнистых грузов
Волокнистые материалы являются сырьем для производства текстильных изделий. В транспортные компании обращаются клиенты, которым необходимо организовать перевозку таких грузов от промышленных предприятий к организациям, использующим их для создания текстиля. Транспортные грузоперевозки для компаний при этом выполняются на выгодных условиях с соблюдением специфики товара.
Какие грузы относятся к волокнистым?
Волокнистые материалы, используемые в промышленности, классифицируют по характеру их получения. Натуральные волокнистые материалы, такие как лен, хлопок и джут, имеют растительное происхождение, натуральный шелк и шерсть относятся к волокнам животного происхождения, минеральные волокна представлены асбестом.
Другой разновидностью являются химические волокна, при производстве которых используются натуральные материалы. Они подвергаются химической обработке или синтезируются их определенные соединения. Таким образом получают искусственный шелк, металлические и стеклянные волокна.
Характерной особенностью данных грузов является высокая вероятность воспламенения, данное обстоятельство важно учитывать при их доставке. Волокнистые материалы также имеют ограниченную длину и хорошую гибкость. Данные грузы также являются гигроскопичными, пылеемкими, они подвержены гниению и образованию плесени.
Перевозка волокнистых грузов в тюках: особенности
Волокнистые материалы перед транспортировкой упаковываются в кипы или тюки. Для упаковки грузов применяется хлопчатобумажная или пенько-джутовая ткань, которая затем скрепляется стальной лентой или стальной проволокой, образующей металлические пояса.
При упаковке груза важно обратить внимание на то, чтобы элементы металлических соединений не выступали над поверхностью тары, так как это может стать причиной повреждения груза. Специалисты, выполняющие грузоперевозки транспортные, при создании металлических поясов утапливают их концы в волокна, так как при трении кип могут образовываться искры.
Требования к выполнению погрузо-разгрузочных работ при организации перевозки
К перевозке принимаются прочные и чистые тюки, которые не имеют признаков самонагревания, масляных пятен. Погрузка таких тюков с волокнами начинается после нанесения маркировки. Выполняя погрузочные работы, специалисты размещают тюки в грузовом отсеке плотно и ровными рядами, чтобы при движении автотранспорта они не смещались и не происходило трение. В некоторых случаях для погрузки и разгрузки тюков могут применяться вилочные погрузчики.
Действующие правила запрещают во время погрузо-разгрузочных работ использовать стальные сетки и стропы. До начала данных работ клиент проверяет исправность средств пожаротушения и приводит их в готовность.
Требования к транспорту для перевозки
Автомобили, используемые для доставки волокнистых грузов, должны иметь закрытый кузов. Данное условие связано с гигроскопичностью некоторых волокон, пылеемкостью. Использование такого кузова обусловлено также требованиями безопасности, так как он снижает вероятность попадания искр и возгорания груза.
Перед погрузочными работами выполняется очистка кузова от мусора и пыли, а также его сушка. Большинство волокнистых грузов легко впитывают влагу из окружающей среды, однако джут обладает противоположным свойством. Специалисты рекомендуют перевозить его совместно с грузами, которые впитывают влагу и при этом не ухудшаются их потребительские свойства. Выбор грузоподъемности транспортных средств зависит от объема партии, для доставки таких грузов могут использоваться автомобили для доставки грузов весом до 10 тонн.
Транспортные компании, доставляющие волокнистые грузы по Московской области и другим регионам, уделяют особое внимание соблюдению условий доставки. Данные меры способствуют сохранению важных качеств груза, а также соблюдению правил безопасности.
Какие грузы являются гигроскопичными
САХАР-СЫРЕЦ
Сахар относится к грузам, подлежащим фитосанитарному (карантинному) контролю. Транспортные особенности сахара в фанерных ящиках см. КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.
САХАР-ПЕСОК
Повышенная влажность воздуха, помимо увлажнения, приводит к накоплению в сахаре-песке редуцирующих веществ, изменению цветности, развитию микрофлоры. Интенсивность этих процессов растет с повышением температуры, причем при повышенной температуре и влажности процесс микробиальной порчи носит циклический характер, в результате чего сахар-песок теряет сыпучесть и блеск.
СВИНЕЦ
СЕЛИТРА АММИАЧНАЯ
СЕМЕНА
При предъявлении к перевозке насыпью см. ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ.
При контакте с углеродом склонна к самовозгоранию, а при соединении с кислородом образует взрывчатyю смесь. По этим причинам серу не размещают совместно с грузами, в составе которых значительная доля кислорода и/или углерода. Особенно опасна серная пыль: образует взрывчатую смесь с воздухом, которая может воспламениться даже от статического электричества. ОПАСНЫЙ груз. Класс 4.1. См. ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА. Тара: мешки (бумага, синтетика), бочки (металл). Используется для получения серной кислоты, сульфитов, синтеза красителей и др.
СИГАРЕТЫ
СИГАРЫ
СИЗАЛЬ
СИЛИКОМАРГАНЕЦ
СКОБЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
СКОБЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. Тара: ящики (дерево). См. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ. УПО-О,7-1,2 м3/т.
СМОЛЫ ПРИРОДНЫЕ
Тара: ящики (картон, дерево). Как правило, нейтральные грузы. Вентиляции не требуют, однако она должна быть использована для предотвращения подмочки тары конденсатом при пересечении судном различных климатических зон. Также могут быть предъявлены к перевозке в бочках, барабанах (металл). Часто предъявляются к перевозкам растворы смол, которые в зависимости от примененного растворителя могут относиться к ОПАСНЫМ ГРУЗАМ, как правило, класс 3. Некоторые ценные смолы (шеллак и пр.) пере возятся и рефрижераторным тоннажем.
СМОЛЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ
Тара: мешки (бумага, ткань или синтетика). Особенности перевозки идентичны см. ЦЕМЕНТ по согласованию с перевозчиком может быть предъявлена к перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
При перевозках насыпью, в длительных рейсах, в результате перепадов температуры и влажности воздуха, соль, особенно мелкая и влажная, может слеживаться настолько прочно, что это вызывает необходимость при ее разгрузке кирковать, дробить отбойными молотками, а в отдельных случаях даже подрывать небольшими зарядами аммонала. В поваренной соли отсутствуют компоненты, являющиеся питательной средой для микроорганизмов, поэтому микробиологическая порча несвойственна соли даже при увлажнении.
СПИРТ(Ы)
СТАЛЬ
В некоторых случаях (короткий рейс, низкие температуры во время предстоящего морского перехода и пр.) возможна погрузка при незначительных метеоосадках по письменному требованию грузовладельца. Этот факт должен быть зафиксирован в судовом журнале (как и случаи подачи увлажненных грузовых мест в трюм, со следами льда, снега и пр.).
Целесообразна погрузка поверх этого груза других, легких грузов после соответствующей сепарации. Сталь подвержена коррозии, на что получатель обращает при приемке груза серьезное внимание. Процесс коррозии активизируется при повышении температуры и относительной влажности воздуха, особенно в условиях засоленности окружающего (и трюмного) воздуха при морском переходе. Поэтому не рекомендуется мойка трюмов соленой водой перед погрузкой; при невозможности использовать пресную воду, имеет смысл, по возможности, ограничиться тщательной сухой зачисткой грузовых помещений. Этот факт также следует отразить в судовом журнале.
Не следует забывать, что в результате коррозии (в условиях герметизации грузовых помещений) может снизиться содержание кислорода в трюмном воздухе.
СТАЛЬ разная (уголковый профиль, полосовая, прутки и др.) предъявляется к перевозке в связках. Тяжелый, обычно длинномерный, нейтральный груз. См. СТАЛЬ.
СТАЛЬНОЙ лист
Укладываются в грузовых помещениях как вдоль, так и поперек судна, на пайол (или палубу твиндека); с требуемым числом деревянных прокладок для облегчения выгрузки между отдельными листами или блоками листов (в зависимости от толщины листов). См. СТАЛЬ.
СТАЛЬНОЙ лист (В пакетах)
СТАЛЬНЫЕ блюмы
СТАЛЬНЫЕ заготовки
СТАЛЬНЫЕ слитки
СТАЛЬНЫE слябы
СТЕКЛО
Предъявляется к перевозке в высоких, узких ящиках (дерево), изделия в них устанавливаются вертикально, вплотную друг к другу с применением прокладочных упаковочных материалов, позволяющих четко фиксировать место каждого изделия. При укладке следует обращать внимание на то, чтобы каждое грузовое место устанавливалось на абсолютно ровную поверхность.
Не допускается наличие даже малейших зазоров между грузовыми местами. СМ. ИЗДЕЛИЯ СТЕКОЛЬНОЙ И ФАРФОРОВО-ФАЯНСОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
СТЕКЛО ОРГАНИЧЕСКОЕ
Тара: ящики (картон, дерево), изнутри обычно применяется мягкий прокладочный материал (вата, пенопласт и пр.) для предохранения поверхностей изделий от механических повреждений: царапин, потертостей и пр., что отрицательно сказывается на качестве доставленного груза.
СТЕКЛЯННЫЕ ТОВАРЫ
СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК
СУЛЬФАТ АММОНИЯ
Не допускается контакт с кислотами, щелочами и окислителями, также грузами, боящимися загрязнения и пылеемкими. См. АММИАЧНО-НИТРАТНЫЕ УДОБРЕНИЯ и УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ (твердые). По согласованию с перевозчиком может быть предъявлен к перевозке навалом. Включен в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
СУПЕРФОСФАТ
Тара: мешки (бумага, ткань, синтетика) или мягкие специализированные контейнеры. См. ФОСФОРНЫЕ УДОБРЕНИЯ и УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ (твердые). По согласованию с перевозчиком предъявляется к морской перевозке навалом, угол естественного откоса 30-400. Включен в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
УПО 1,0-1,3 м3/т- мешки.
СУПЕРФОСФАТ тройной
Подвержены естественной убыли, которая происходит более интенсивно при низкой относительной влажности воздуха и воздушной системе охлаждения грузовых помещений; при этом не только уменьшается масса этого ценного продукта питания, но и ухудшается его качество, особенно в поверхностном, обезвоженном слое (он трескается, сохнет, ухудшает внешний вид и пр.). Повышенная относительная влажность и температура активизируют деятельность гнилостных бактерий. При резких колебаниях температуры и при замораживании сыры трескаются, снижается качество; они становятся рассыпчатыми, специфический вкус ослабевает, ухудшается товарный вид. Имеют специфический запах, восприимчивы к посторонним запахам.