какие грузы относятся к тяжеловесным
Определение тяжеловесного груза
Тяжеловесный груз – это груз, который превышает максимально допустимый вес и (или) предельно возможные нагрузки на оси автотранспорта. Масса считается общая, то есть объединенная для тягача, полуприцепа и собственно самого груза.
Следовательно, определяя груз как тяжеловесный, руководствуются следующими параметрами:
Если установленные нормативы превышены по какому-либо из вышеуказанных параметров, груз относится к разновидности тяжеловесных. Это, в свою очередь, требует получения особого разрешающего документа на его транспортировку, возмещения вреда, причиняемого в процессе его доставки дорожному покрытию и инженерным сооружениям (например, мостам). Дополнительно должны соблюдаться особые меры безопасности.
Содержание
Нормативы тяжеловесного груза по общей массе
Установлены следующие предельные нормативные значения общей массы груза и автомобиля:
Нормативы по предельной нагрузки на оси
Это более сложный параметр и при его расчете может возникнуть ряд проблем.
Дороги, по которым осуществляются грузоперевозки внутри России, подразделяются на:
Первые строятся в точном соответствии с требованиями ГОСТов и отвечают нормативным предписаниям, касающимся устойчивости дорожного покрытия к воздействию автомобилей, габаритов дорог (ширины полос и обочин, уровня расположения инженерных конструкций относительно проезжей части, параметров поворотов и т. д.), расположения дорожных знаков и прочих характеристик.
Основная доля дорог нашей страны была построена по требованиям ГОСТов, изданных в советский период. Сооружённая в соответствии с данными документами транспортная инфраструктура наиболее точно отвечала экономическим потребностям указанного времени.
Нормы по осям в СССР
Норматив | 1-я категория | 2-я категория | 3-я категория | 4-я категория | 5-я категория |
---|---|---|---|---|---|
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, тс | 10 | 10 | 6 | 6 | 6 |
Дороги подразделяются на пять основных категорий:
Нормы по осям по современным требованиям в РФ
В России по ГОСТ Р 52748-2007 так же пять категорий:
Норматив | 1-я категория | 2-я категория | 3-я категория | 4-я категория | 5-я категория |
---|---|---|---|---|---|
Наибольший допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, тс | 11,5 | 11,5 | 10 | 10 | 6 |
Как правило, элементы федеральной и региональной дорожной сети относятся к первым двум категориям. Дороги местного уровня относятся ко второй и третьей категории (чаще всего).
На сегодняшний день обстоятельства сложились таким образом, что для большинства дорог первых двух категорий, построенных в советский период, разрешены одни показатели нагрузки на ось (до 10 тс в расчёте на одну ось), а для дорог, возведённых и реконструированных на основании требований новых ГОСТов – другие (до 11,5 тс на ось). Что касается дорог третьей категории, по советским нормативам разрешённый показатель нагрузки при передвижении по ним составляет 6 тс на ось, по вновь утверждённым – 10 тс на ось.
Маршрут движения грузоперевозчика пролегает, как правило, через дороги различных категорий и назначения, построенных в разные этапы существования нашего государства. При этом максимально приемлемая нагрузка на ось на различных этапах пути может составлять как 11,5, так и 6 и менее тс.
Данные показатели являются предельно возможными, однако они могут изменяться в зависимости от межосевого интервала автотранспортного средства (чем он меньше, тем меньше максимально допустимое значение нагрузки).
Так, при расстоянии между осями величиной более 2 м на дорогах, построенных согласно предписаниям советских ГОСТов, предельно дозволенное значение осевой нагрузки составит не более 10 тс, а при межосевом интервале до 1 м – не выше 6 тс.
При аналогичных интервалах между осями для дорог первой и второй категории, возведённых по новым ГОСТам, приняты новые пограничные значения осевой нагрузки. Так, в отношении транспортных единиц с межосевым интервалом более 2 м данный показатель не должен превышать 11,5 тс на одну ось, с расстоянием до 1 м – 8 тс на ось.
Не стоит забывать о том, что зачастую маршрут грузоперевозчика проходит по местным дорогам, отнесённым к третьей категории, которые были построены по советским ГОСТам. На таких дорогах осевые нагрузки ограничены показателем, равным 6 тс на ось для транспортных средств с расстоянием между осей более 2 м. Для прочих автомобилей с более коротким межосевым интервалом показатель осевой нагрузки будет ещё меньше.
В связи с изложенным, транспортное средство, суммарная масса которого вместе с грузом составляет не более 40 т, на определённом отрезке дороги может превысить максимально дозволенное значение показателя осевой нагрузки для данного участка. Хотя об этом будут сигнализировать соответствующие дорожные знаки, иных вариантов добраться до пункта назначения может попросту не существовать (либо их использование лишено смысла с экономической точки зрения). Это ведёт к возникновению у компании-перевозчика риска нарушить правила транспортировки груза, даже если сама перевозка не представляет особой сложности.
Следует помнить, что транспортировка грузов с превышением допустимых показателей веса или осевых нагрузок без наличия соответствующих разрешительных документов и возмещения стоимости причинённого дорожному полотну вреда влечёт ряд негативных последствий. К таковым, помимо возникновения затрат на возмещение ущерба, относятся наложение штрафа в крупном размере, арест автомобиля вместе с грузом до оформления надлежащих документов, а также расходы на оплату штрафстоянки.
Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!
Схемы автопоездов с распределением веса по осям
Автотехника, обслуживающая транспортировку тяжеловесных грузов, имеет значительные отличия от обычных автотранспортных средств:
Несмотря на постоянное совершенствование выпускаемых моделей спецтехники, вышеуказанные параметры значительно увеличивают итоговый вес автопоездов. Чем больше значение этой величины, тем меньше должен весить перевозимый груз, чтобы уложиться в установленные нормативы и не попасть в категорию тяжеловесных.
На схеме видно, что в зависимости от технических характеристик (в том числе итоговой массы автопоезда) груз, весящий более 15 т, может оказаться тяжеловесным, поскольку общий вес автопоезда с грузом превысит предельные весовые параметры.
Автопоезд общего назначения
Грузовые автомобили общего назначения (бортовые машины с открытым кузовом, фургоны с тентами и т. д.) обладают облегчёнными кузовами. В результате средняя масса таких машин составляет не более 18-20 т, что делает возможным транспортировать груз весом 20-23 т по дорогам любой категории.
Автопоезд специального назначения
На схеме видно, что в зависимости от технических характеристик (в том числе итоговой массы автопоезда) груз, весящий более 15 т, может оказаться тяжеловесным, поскольку общий вес автопоезда с грузом превысит предельные весовые параметры.
Ряд специальных транспортных средств являются тяжеловесными в порожнем состоянии, поскольку их масса (либо осевая нагрузка) находятся за пределами установленных параметров. К ним относятся автокраны с грузоподъёмностью свыше 60 т, тягачи военного назначения и прочий спецтранспорт.
По данным сформировавшейся практики перевозок к тяжеловесным принято относить грузы массой свыше 23 т. Это предельный весовой показатель, который позволяет транспортировать груз с помощью автотранспорта общего назначения. Если груз весит больше указанной величины, предельные показатели оказываются превышенными. Такая ситуация требует оформления разрешения установленной формы на транспортировку тяжеловесного груза, отсутствие которого влечёт наступление административной ответственности за несоблюдение правил перевозки.
Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!
При перевозке тяжёлых грузов применяются особые подвижные составы. От транспорта общего назначения они отличаются увеличенным количеством осей и более мощной грузовой площадкой.
Ввиду высокой исходной массы тяжеловоза число имеющихся у него осей является ключевым фактором при осуществлении доставки тяжеловесных грузов.
Данный параметр определяется массой груза: чем он тяжелее, тем большее количество осей должно иметь транспортное средство. Это позволит снизить размер причиняемого дорожному покрытию вреда, тем самым уменьшив стоимость его возмещения и итоговые затраты на транспортировку.
Схемы автопоездов с распределением веса по осям
Стоимость возмещения вреда, причинённого дорожному полотну, складывается из ряда факторов:
Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (ред. от 16.04.2011, с изм. от 09.01.2014)
Виктор Строков (логист крупногабаритных грузов) Внимание!
Тяжеловесные грузы и их транспортировка по железной дороге
Железнодорожные перевозки являются одним из наиболее оптимальных вариантов транспортировки техники и оборудования, относящихся к категории «тяжеловесные грузы». Это связано с максимальной степенью безопасности, разветвленной сетью дорог, отсутствием зависимости от погодных условий, регулярностью движения при невысокой стоимости перевозок. Как правило, тяжеловесные грузы являются и негабаритными. Именно в области транспортировки подобной техники и оборудования у компании накоплен солидный опыт, позволяющий правильно, быстро оформить документацию, погрузить и доставить технику, оборудование или продукцию в нужное место.
Что относят к тяжеловесным грузам
К ним относят оборудование, технику, любой тип продукции, масса которых вместе с транспортным средством «зашкаливает» за 38 тонн. Подобный груз будет считаться негабаритным, если его размеры превышают стандартные.
Тяжеловесные грузы – это:
Особенности железнодорожных перевозок тяжеловесных грузов
Прежде всего, это выбор правильной схемы закрепления перевозимого оборудования, спецтехники. Специалисты компании разрабатывают схему (эскиз), в соответствии с требованиями руководства РЖД и с учетом формы, размеров, массы груза, а также выбирают наиболее подходящий тип подвижного состава. Например, для транспортировки техники, стройматериалов, не критичных к воздействию внешней среды, подойдут полувагоны; автомобили, автобусы или сельскохозяйственное оборудование перевозят на платформах. Еще одна особенность жд перевозки тяжеловесных грузов – использование при погрузке специальной техники, рассчитанной на подъем многотонных тяжестей. Кроме этого, его транспортировка требует подготовки специальных разрешительных документов.
Компания оказывает содействие при:
Тяжеловесные грузы
«ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.03.1998 N 16)
Смотреть что такое «Тяжеловесные грузы» в других словарях:
ГРУЗЫ ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ — отдельные места весом более двух т. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Генеральные грузы — Различные штучные грузы: металлопродукция, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном ходу), железобетонные изделия и конструкции, контейнеры, тарно штучные грузы, грузы в транспортных пакетах, крупногабаритные и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ морем — Транспортировка грузов на морских судах из одного порта в другой с учетом их транспортных свойств, при условии обеспечения сохранности груза и безопасности для судна и экипажа. Перевозку генеральных (штучных) грузов осуществляют на универсальных… … Морской энциклопедический справочник
ГОСТ 26653-90: Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования — Терминология ГОСТ 26653 90: Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования оригинал документа: Генеральные грузы Различные штучные грузы: металлопродукция, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Груз — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактиро … Википедия
Генеральный груз — Рабочие стивидорной компании загружают бочки на баржу на причале на реке Гудзон (1912). Генеральный груз (англ. … Википедия
Грузоподъемность — Грузоподъёмность транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта, погрузчика) масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства. Для сухопутных … Википедия
Коносамент — (Consignment) Определение коносамента, разновидности и функции коносамента Информация об определении коносамента, разновидности и функции коносамента Содержание Содержание Обозначение Разновидности и чартер как правовая основа морских перевозок… … Энциклопедия инвестора
БОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ — перевозка грузов с повышенной скоростью, с применением соответствующих повышенных тарифов. Б. с. перевозятся особо ценные, спешные и скоропортящиеся грузы, а также живность. Грузы Б. с. перевозятся в ускоренных товарных поездах. К перевозке Б. с … Технический железнодорожный словарь
СЕВЕРО-ДОНЕЦКАЯ Ж. Д. — СЕВЕРО ДОНЕЦКАЯ Ж. Д. основная дорога Донбасса, одна из самых мощных грузовых артерий Союза; обслуживает первую угольную базу Союза Донбасс и южную металлургию; состоит из магистралей, идущих с Ю. на С. и с Ю. В. на С. З., и множества отдельных… … Технический железнодорожный словарь
Негабаритные тяжеловесные грузы
Для того, чтобы понять, что такое «негабаритные тяжеловесные грузы», следует знать нормы по габаритам и весу стандартных грузов.
Что же такое «негабаритный груз»?
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ, специальные правила по перевозке применяются к движению транспортных средств, габаритные параметры которых с грузом превышают по ширине 2,55 м и по высоте 4 м от поверхности проезжей части, а по длине (включая один прицеп) – 20 м. Такой груз считается крупногабаритным.
Крупногабаритные грузы обычно называют «негабаритными грузами» или просто «негабаритом», подразумевая его несоответствие нормам, указанным в Правилах дорожного движения РФ. Перевозки негабаритных грузов требуют оформления специальных разрешений и предварительного согласования в территориальных органах управления автомобильными дорогами, отделениях транспортной и автомобильной инспекции. В некоторых случаях перевозка сопровождается «автомобилем прикрытия», предоставляемым ДПС.
Какой груз считается тяжеловесным?
Согласно тем же правилам, транспортное средство, превышающее вес в 38 тонн (с грузом либо без груза), относится к категории «тяжеловесных грузов». Его движение также осуществляется в соответствии со специальными правилами и по заранее согласованному маршруту.
Грузы, одновременно превышающие нормы как по габаритам, так и по весу, называются «негабаритными тяжеловесными грузами». Именно на перевозке таких грузов и специализируется компания «РосСпецТранс».
Правила перевозки тяжеловесных грузов
Тяжеловесным считается объект, масса которого значительно выше, чем у иных грузов, которые транспортируются на стандартном автотранспорте. Для их перевозки используется спецтранспорт и требуется разрешение органов ГИБДД.
Правила перевозки тяжеловесных грузов устанавливают предельно допустимые массы и осевые нагрузки транспортных средств.
Показатель к/Нтс 1 – для автодорог, рассчитанных под нормативную осевую нагрузку 100 кН/10 тс.
Показатель к/Нтс 2 – для автодорог, спроектированных под нормативную осевую нагрузку 115 кН/11,5 тс.
Порядок организации
Оплата транспортировки. Инструкция по перевозке тяжеловесных грузов обязывает владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящих негабарит, выплачивать компенсацию за ущерб, который наносится дорожным сооружениям и покрытиям. Следует обратить внимание, что в данный платеж не включены расходы на услуги перевозчика по выдаче пропусков и разрешений, сопровождению ТС и другие.
Подача заявления. Чтобы получить разрешение на транспортировку негабарита, необходимо подать заявление в соответствующие дорожные органы в том месте, где начинается маршрут движения. Это обязательно для всех видов перевозок: местных, межрегиональных и международных.