какие грузовики участвуют в дакаре кроме камаза
Немного статистики о грузовиках на Дакаре 2020
В 2020 году один из самых известных ралли-рейдов Дакар переместился из Южной Америки в Саудовскую Аравию. В этой записи хочу осветить некоторые статистические данные о составе участников в зачёте грузовиков.
Всего в зачёте грузовиков участвует 46 экипажей. Зачёт грузовиков делится на три класса:
Т4.1(5 экипажей) — серийные заводские грузовики. В этом классе можно участвовать на серийных автомобилях без существенных доработок. К примеру, берется Unimog и на нём пытаются пройти дистанцию. Как пример, участникам из известных нам марок подошёл бы ГАЗ 66, Садко или Урал. Но давно стало понятно, что на серийных узлах далеко не уедешь. Поэтому есть отдельный класс в котором можно модифицировать буквально всё, а так же использовать комплектующие сторонних производителей.
Т4.2(29 экипажей) — усовершенствованные или модифицированные грузовики. В таких машинах доработке подвергается буквально всё: подвеска, тормоза, разрешено использование двигателей и трансмиссий от сторонних производителей. Например, КАМАЗ использовал или использует моторы Libherr или Cummins. МАЗ в свою очередь, выставил грузовик капотной компоновки не имея таковую модель в линейке производства.
Т4.3(12 экипажей) — «быстрые технички». Включает модифицированные и усовершенствованные модели, основное назначение которых не победа в гонке, а поддержка «своих» машин и команд запчастями и ремонтом. Им важно не опережать события на треке, не гнаться за наградами, а вовремя поспевать на помощь. Например, экипаж #537 должен поддерживать автомобили Аль Аттия и Фернандо Алонсо.
Класс Т4.2 можно также разделить на тех кто использует капотную(10 экипажей) или бескапотную(19 экипажей) компоновку грузовика. В последнее время считается, что капотная компоновка превосходит бескапотную по таким параметрам как: развесовка, нагрузка на узлы и агрегаты. Также размещение пилотов между осями уменьшает тряску в кабине, что положительно сказывается на пилотировании.
В целом, из 46 экипажей 12 капотных грузовиков и 34 бескапотных. 42 экипажа использует двухосные грузовики, 4 экипажа(все DAF) едут на трёх осях. Из трёхосных два участвуют в классе Т4.1 и два это быстрые технички.
46 экипажей используют 36 грузовиков различных модификаций 11-и марок автомобилей: KAMAZ, Praga, Iveco, Ginaf, MAZ, Hino, Renault, Tatra, MAN, Mercedes, DAF.
Самые преданные — команда Камаз-Мастер, все 4 экипажа используют модификацию 43509. Самый распространённый грузовик — Iveco Powerstar, 5 экипажей будут сражаться за победу, только один из них бескапотной компоновки. Всего в гонkе участвует 8 Iveco.
MAZ, Renault, Hino, DAF, Tatra Mercedes представлены в разных классах с различными компоновками кабины.
Самые малочисленные — это Praga и Ginaf, по одному автомобилю.
На любой вкус и класс представлены грузовики MAN. 12 экипажей доверились этой марке. Причем, судя по наименованию, только два экипажа используют одинаковые автомобили — это две быстрые технички MAN TGA. Остальные 10 отличаются классом, количеством осей либо наименованием.
Грузовики на Дакаре: носатый МАЗ и другие
Ралли-рейд Дакар, который впервые проводится в Саудовской Аравии (а ведь когда-то его география соответствовала названию!), в разгаре — и мы рассказываем о технических особенностях грузовиков, которые там участвуют. Сразу упомянем, что по-настоящему заводских команд на Дакаре сейчас только две — КАМАЗ-Мастер и МАЗ-Спортавто, а остальные либо выступают, заручившись поддержкой крупных производителей (IVECO, Tatra), либо просто являются частными и независимыми.
Главным сюрпризом стало появление капотного МАЗа, который был впервые показан еще в декабре 2018 года. Его, как и было запланировано, довели до ума (попробуй не доложи батьке Лукашенко о выполнении обещания!) — и пилот Сергей Вязович с ходу выиграл второй этап гонки, обогнав всех, включая КАМАЗы. Похоже, машина получилась и впрямь удачной: по итогам шестого этапа Вязович шел третьим в общем зачете, отставая от камазовцев примерно на полчаса. «Поначалу мы лидировали, но на камнях пробили колесо, поменять быстро не получилось, словили еще два прокола, запаска была уже одна, подкачка справлялась еле-еле. »
Сам носатый МАЗ-6440 RR устроен вкратце так. Под капотом от «носатого» тягача, показанного в свое время, но так и не пошедшего в серию, стоит Gyrtech G-13 рабочим объемом 12,5 л и мощностью 1000 л.с. (это Caterpillar, сильно переделанный чешской командой Buggyra). Коробка передач — «автомат» Allison, мосты, как и у гоночных КАМАЗов, — финские Sisu.
А вот команде КАМАЗ-мастер так и не удалось вывести на Дакар черный капотник, который регулярно «светится» на национальных соревнованиях! Насколько известно, причина в том, что его кабина взята от грузовика Mercedes Zetros, а таковых моделей в камазовской гамме нет — и потому омологировать машину, как две капли воды похожую на «мерс», не получается.
Поэтому, как обычно, плотным фронтом выступают бескапотные КАМАЗы — постройки 2018 года, на мостах Sisu и с коробками Allison, как у МАЗа (на этот раз «автомат» стоит не у двух экземпляров, как на Дакаре-2019, а у всех).
Раньше на КАМАЗах стояли крупные моторы Liebherr V8, но после того, как рабочий объем на гонках был ограничен 13 литрами, на смену Либхерру пришел рядный двигатель DCEC ISZ-13 (13 л, 980 «лошадей»). Знаете, что это? Продукт совместного предприятия Dongfeng Cummins из Китая! Он уже проверен Дакаром: еще в 2014—2015 годах в гонке участвовали два голландских грузовика GINAF с такими, только менее форсированными (900 л.с.) моторами, да и прошлогодний ралли-рейд камазовцы выиграли без особых технических неполадок.
Кстати, следующее поколение гоночных КАМАЗов, по словам генерального директора Сергея Когогина, будет носить облик перспективной серии К5: уже в следующем году технички команды должны получить такие кабины.
А где же чех Алеш Лопрайс, который постоянно участвует в Дакаре? Он по-прежнему на «коне», и по-прежнему носатом, только это уже не Tatra, как раньше, а Praga! Команда решила хотя бы так возродить былую марку — и если знаменитый прежде обычный грузовик носил индекс V3S, то гоночный, переделанный из Татры, называется Praga V4S DKR. Под его капотом — ивековский тысячесильный мотор, коробка — «автомат» (похоже, на него переходят все ведущие команды). Лопрайс, как всегда, отжигает: по итогам шести этапов он шел вслед за КАМАЗами и МАЗом Вязовича.
Еще один «грузовой» завсегдатай Дакара, Жерар де Рой, несмотря на возраст (39 лет), сам в гонке больше не участвует — а лишь наблюдает за тем, как соревнуются IVECO его команды, включая тысячесильный капотный Powerstar. Отсюда и результаты так себе: на момент публикации — шестое место в общем зачете.
Ну а Tatra после того, как Лопрайс сменил марку свого грузовика, стала сотрудничать с другой чешской командой — Buggyra (той самой, чей мотор стоит на капотном МАЗе). Новый болид называется, как и серийная модель, Tatra Phoenix, а потому и кабина здесь, как у обычных Фениксов, от ДАФа. А вот мотор уже не дафовский, а оригинальный: он обозначается Gyrtech Race Power MR16, при рабочем объеме 12,5 л развивает 950 л.с. и безумные 4200 Нм и сагрегатирован с «ручной» шестнадцатиступкой ZF. Может быть, это одна из причин того, что Buggyra держится последней в десятке лидеров?
Cамый необычный грузовик нынешнего Дакара — это гибридный Renault. Его построила голландская команда Riwald в содружестве с чешским спортивным ателье MKR, компаниями Renault Trucks и ZF. В придачу к обычному турбодизелю (1040 л.с., 4600 Нм) здесь стоит электромотор ZF: он развивает 205 л.с. и 1600 Нм, так что суммарная мощность силовой установки превышает 1200 «лошадей». Но в Дакаре все решают не только и даже не столько лошадиные силы: по итогам шестого этапа гибрид был на 19-м месте.
А еще невероятно жаль, что из Дакара ушел голландский производитель специальных и мелкосерийных грузовиков GINAF. В былые времена болиды команды GINAF Rally Power, оснащенные моторами Caterpillar, были самыми мощными на Дакаре, а их подвеска была независимой, чем спортсмены очень гордились. Но теперь GINAF принадлежит китайцам, и гоночная карьера завода закончилась — видимо, навсегда. Последняя заметка команды в твиттере датирована 2016 годом.
Вернемся к нынешнему Дакару. На пятом этапе неожиданно застряла посреди пустыни «быстрая техничка» КАМАЗа — грузовик Эдуарда Николаева: пробило прокладку головки блока возле сразу двух цилиндов, первого и шестого, и антифриз вытек. Судя по всему, причиной стал перегрев мотора на первом этапе, когда отказали вентиляторы охлаждения и температура двигателя зашкаливала за 100 градусов.
Экипаж героически снял 120-килограммовую головку блока, устранил в пустыне неисправность своими силами (благо запчасти были на борту) и к утру доковылял на базу, надеясь продолжить гонку. Но и это не удалось. На следующем этапе, через 33 км пути, мотор, который к тому времени работал на пяти цилиндрах, развалился. По официальной информации, «из нижней части двигателя вылетела наружу часть кривошипно-шатунного механизма, вся машина облита маслом и стоит без движения». В итоге грузовик Николаева сошел с гонки. Но КАМАЗы Каргинова и Шибалова продолжают лидировать — так что, видимо, команда традиционно (и предсказуемо) выиграет очередной ралли-рейд. Он закончится 17 января около столицы Саудовской Аравии.
Конкуренты «КАМАЗ-мастера» на «Дакаре-2019»
На подиум «Дакара» в грузовом зачете, кроме камазовцев, по мнению пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрика Хайруллина, претендуют не менее 10 топ-экипажей. Несколько его слов о «тяжелой артиллерии» «Дакара-2019».
На гонку в полном составе – четырьмя экипажами – возвращается команда Жерара де Роя. В первую очередь на золото «Дакара» претендует сам Жерар де Рой – победитель ралли «Дакар-2012», «Дакар-2016», призер марафона «Дакар-2004», «Дакар-2009», «Дакар-2014», ралли «Шелковый путь-2009», представитель династии победителей «Дакара». Голландец пропустил «Дакар» прошлого года, сделав исключение в пользу африканской гонки Africa Eco Race, но, в общей сложности, гонка этого года станет его 17-м по счету «Дакаром».
«Для моих спонсоров «Ивеко» и «Петронаса» важно всегда участвовать в самых конкурентоспособных гонках, и «Дакар» отвечает этим запросам. Мне понравилась «Африка Эко Рейс», но с точки зрения конкуренции она уступает «Дакару», и поэтому я вновь поеду в Южную Америку, хотя мне хотелось бы, чтобы «Дакар» вновь проходил в Африке», — прокомментировал свое возвращение Де Рой.
Принимая во внимание, что страховать де Роя и Вильягру будет надежный Тони Генугтен, ни у кого нет сомнений, что команда IVECO приложит максимум усилий для победы в гонке. В 2018 году она была восьмой в грузовом зачете «Дакара» (в 2016-м – третьей, в 2017-м – четвертой). В составе IVECO появился еще один весомый игрок: один из грузовиков будет пилотировать опытный голландец Маурик ван ден Хювель, до сих пор пробовавший себя за рулем капотной Scania.
На всех четырех грузовиках IVECO установлены автоматические коробки передач Allison, что, по заявлению де Роя, даст большое преимущество в песках и при преодолении дюн. Кроме того, двигатели, подготовленные в отделении FIAT Powertrain, имеют крутящий момент в 5500 Нм, что определенно достигнуто с использованием далеко не серийных технологий и материалов.
Еще одним голландским претендентом на титул победителя «Дакара» является Мартин ван ден Бринк на спортивном капотном грузовике RENAULT. Янус ван Кастерен будет вторым пилотом в его команде. Также на грузовике RENAULT, подготовленном конюшней MKR Марио Кресса, поедет голландец Герт Хузинк (команда RIWALD DAKAR TEAM).
Как показал «Шелковый путь-2018», капотный грузовик Renault CBH 385 лидера команды Мартина ван ден Бринка постоянно совершенствуется. Этот болид специально создан для ралли-рейдов и, пожалуй, только кабина, заимствованная у армейского грузовика Sherpa, позволяет ему носить шильдик Renault на капоте. В машине широко используются композитные и легкие материалы с тем, чтобы вес ее приближался к минимальному разрешенному на «Дакаре» весу 8500 кг (к примеру, из алюминия сделаны два топливных бака машины общим объемом 850 литров). В машине применено много передовых решений. К примеру, кроме листовых рессор в конструкции использованы также по две винтовые пружины и по два специальных амортизатора на каждое колесо с возможностью регулировки демпфирования.
Двигатель Renault грузовика CBH 385 ведет происхождение от гоночных кольцевых грузовиков и также не является серийным. В спортивной «конюшне» MKR Adventure в Чехии он доводится до мощности в 1200 л.с. и 4800 Нм крутящего момента! Он работает с очень высоким давлением впрыска (до 3000 бар) и давлением наддува до 5 бар. Мотор охлаждается огромным радиатором, расположенным в грузовом отсеке со 100 литрами охлаждающей жидкости, а также целым рядом дополнительных радиаторов. Огромная мощность двигателя Renault передается на колеса через автоматическую коробку передач, разработанную специалистами ZF специально для Дакара. Она позволяет практически мгновенно переключать передачи, не сбрасывая газ.
Команде TATRA INSTAFOREX LOPRAIS TEAM в очередной раз удалось договориться с организаторами гонки о том, что Алеш Лопрайс сможет принять участие в гонке на привычном для себя капотном грузовике собственной конструкции Queen 69, созданном на базе TATRA JAMAL. Победитель ралли «Шелковый путь-2011», призер ралли «Дакар-2007», «Центрально-Европейского ралли», ралли «Шелковый путь-2009», обладатель 4-го места на «Дакаре-2015» и, между прочим, племянник Карeла Лопрайса, шестикратного победителя «Дакара», приложит все усилия, чтобы улучшить свои собственные дакаровские результаты. Надо отдать должное честолюбивому гонщику. Он очень настойчив в том, чтобы держать марку знаменитой фамилии Лопрайсов, постоянно работает над своей машиной, изучает опыт других команд (пробовал себя в «Дакаре» на машинах команд IVECO, MAN и TATRA BUGGYRA). В Перу Алеш стартует с испанским штурманом Ферраном Марко Алькайной. Сразу после отгрузки машин на паром до Лимы, Алеш отправился в Дубай, где провел тренировки в дюнах.
Другой представитель еще одной чешской автоспортивной династии Мартин Мацик-младший получил от организаторов «Дакара» неожиданный подарок – он был посеян под почетным 504-м стартовым номером. Вполне заслуженно – он стал пятым по итогам «Дакара-2018» и, кроме того, отлично показал себя в этом году на ралли в Марокко. Возможно, отличная стартовая позиция плюс усовершенствованный грузовик LIAZ, оснащенный новым более мощным двигателем мощностью 1100 л.с. (809 кВт), помогут молодому Мацику побить рекорд своего отца (Мартин Мацик-старший был четвертым по результатам «Дакара-2009»).
Еще одна чешская команда TATRA BUGGYRA RACING выставит на гонку две машины. Союз завода Tatra и команды грузовых кольцевиков Buggyra, берущий начало в 2013 году, новым контрактом продлен еще на два года. За время сотрудничества увидели свет ралли-рейдовые Tatra 815, Tatra Phoenix G2 и Tatra Phoenix G3. На январскую гонку команда заявила эволюционную модель Tatra Phoenix уже 4-го поколения. Для Мартина Коломы это 10-й по счету «Дакар». Он давно и прочно имеет амплуа самостоятельного игрока, способного преподнести соперникам неожиданные сюрпризы.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» участвует в ралли «Дакар» тремя экипажами – Сергея Вязовича, Александра Василевского и Алексея Вишневского. Моторы на двух машинах подготовлены чехами из BUGGYRA RACING. На машине Василевского все еще используется 18-литровый мотор Тутаевского завода. Чтобы соответствовать регламенту соревнований (с января 2019 года в «Дакаре» могут участвовать только грузовики с моторами объемом не выше 13 литров) на этот двигатель для ограничения мощности установлены рестрикторы (устройства, которые ограничивает вход воздуха в турбокомпрессоры). Перед командой «МАЗ-СПОРТавто» стоит задача одержать победу в ралли-марафоне «Дакар-2019». О планах завоевать в гонке первое место к 75-летию ОАО «МАЗ» заявил генеральный директор предприятия Дмитрий Катеринич.
Как видим, камазовцам предстоит серьезно потрудиться, чтобы сохранить за собой титул чемпионов грузового зачета «Дакара». Но и россияне не теряли времени зря. В команде много сделано для того чтобы достойно выдерживать конкуренцию со стороны иностранных автопроизводителей. В связи с изменением регламента «Дакара» и окончанием срока действия омологации автомобилей с двигателями рабочим объемом 16,2 литра и переходом к использованию двигателей рабочим объемом 13 литров, были подготовлены четыре абсолютно новых автомобиля. Внешне они отличаются от спортивных грузовиков предыдущего поколения современным агрессивным дизайном, рубленными и клиновидными формами, а также новой окраской, призванной подчеркнуть технологичность новой спортивной камазовской линейки.
Для машины, получившей индекс КАМАЗ-43509, в качестве нового базового рабочим объемом 13 литров был выбран рядный шестицилиндровый двигатель Cummins ISZ-13, имеющий рабочий объем, максимально приближенный к предельно допустимому, и обладающий высокой надежностью. Из-за большого количества изменений при установке рядного двигателя вместо V-образного, а также с учетом использования новых конструктивных решений и опыта эксплуатации прежних автомобилей, было принято решение об изготовлении совершенно новых автомобилей, вместо переоборудования имеющихся. Работы по форсировке двигателя выполнены полностью силами специалистов НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения иностранных фирм.
В отличие от конкурентов, использующих дефорсированные гоночные двигатели от кольцевых грузовиков, специалистам команды «КАМАЗ-мастер» пришлось использовать чисто серийный двигатель, и практически удвоить его базовые характеристики. Работы по форсировке велись с 2016 года, достигнуты показатели по мощности в 1100 л.с и 4500 Нм по моменту. Большая работа произведена по подбору характеристик турбокомпрессора и оптимизации программы управления двигателем для улучшения динамических качеств и сохранения показателей двигателя на больших высотах.
В связи с официальным разрешением использования автоматических коробок передач на автомобилях категории Т4-2 и учитывая, что основные конкуренты уже используют такие трансмиссии и показывают явное преимущество в гонках, в «КАМАЗ-мастере» в течение двух лет велись работы в этом направлении. На основании положительных результатов испытаний, принято решение использовать автоматические коробки передач на автомобилях Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева. На других двух автомобилях установлены механические коробки передач.
В течение года была проведена большая работа по оптимизации, характеристик подвески. Также реализован полный переход на колеса размерности 22,5 дюйма, которые обеспечивают лучшую управляемость автомобиля и уверенное движение при низком давлении. Диски колес увеличенного диаметра обеспечивают, кроме того, лучшее охлаждение тормозов.
Инженерами-электронщиками команды разработаны новые блоки управления распределением тормозного усилия электронной системы тормозов. И это далеко не полный список новых технических решений, использованных в новых спортивных грузовиках КАМАЗ.
Итак, «Дакар-2019» начался и каждый, кто принимает старт, рассчитывает на свои силы и удачу. Но, как любит говорить руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин, удача – это готовность и умение использовать шанс. Предстоящие две недели ожесточенной спортивной борьбы покажут, кто из соперников лучше других готов этот шанс использовать.
Со стороны может казаться, что в категории грузовиков в последние годы ничего не происходит, однако это совершенно не так. В действительности именно в этой категории идёт, пожалуй, самая напряжённая борьба, самая серьёзная «гонка вооружений».
Команда выставила на старт четыре грузовика, но они не идентичны. На двух, под управлениям Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева, используется автоматическая коробка передач, а Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников поедут на обычной. Теоретически в песках автомат даёт большое преимущество, но важно будет избежать перегрева трансмиссии.
Грузовики Tatra тоже используются и готовятся двумя разными командами: Instaforex Loprais Алеша Лопрайса (племянника шестикратного победителя «Дакара» Карела Лопрайса) и Tatra Buggyra Мартина Коломы. Фактически это два совершенно разных грузовика, объединяет которые только логотип, и трудно сказать, какая из этих машин опаснее.
Правда, «МАЗ-СПОРТавто» тоже пострадала из-за ограничения объёмов двигателя (на машинах МАЗ устанавливались 18-литровые моторы Тутаевского завода, которые некогда использовались и КАМАЗами). Создать мотор фактически своими силами, как поступили в «КАМАЗ-мастер», на МАЗе пока не могут, так что воспользовались двигателем Buggyra, который установлен на грузовиках Вязовича и Алексея Вишневского. На третьей машине, под управлением Александра Василевского, по-прежнему используется 18-литровый мотор с рестриктором.
Список претендентов на высокие места уже получился достаточно длинным, но он определённо не окончен. Ведь есть ещё очень быстрый LIAZ Мартина Масика, есть Hino Терухито и Йошимасы Сугавары (Йошимасе в этом году исполнится 78 лет!). Конкуренция в классе невероятно высока, и предсказывать победителя, как правило, берутся лишь далёкие от мира ралли-рейдов люди. Надеяться на успех российской команды, впрочем, это никак не мешает.