какие грузовики участвуют в дакаре 2021
Дакар-2021: тройной подиум КАМАЗа, неудача Карякина и личный триумф организаторов
Финишировал 43-й в истории Дакар. Уже во второй раз он прошел на территории Саудовской Аравии: 12 дней участники штурмовали пески, камни и иногда плутали на маршруте длиной 4767 км так, что у некоторых попросту сдавали нервы. Мы подвели итоги главного ралли-марафона планеты.
Прогулка КАМАЗа за победой
Единственное, что могло остановить КАМАЗ-мастер на пути к 18-й победе в Дакаре, — это вспышка коронавируса в команде. К счастью, этого не произошло. В своей лиге «Синяя Армада» имела и техническое, и численное преимущество. Вы скажете: «Ведь так было и на предыдущих Дакарах». Да, но в прошлые годы российскую команду иногда прессинговала голландская Team De Rooy на грузовиках IVECO, а в 2012-м и 2016-м она даже выигрывала. Однако из-за коронакризиса транспортная компания Жерара де Роя оказалась в тяжелом финансовом положении и выставить команду на Дакар-2021 не смогла. С других частников спрос был невелик: голландская команда Mammoet Rallysport на грузовиках Renault, чешские InstaForex Loprais Team на машинах Praga и Buggyra Racing на Татрах никогда не ехали на Дакаре на равных с КАМАЗом. Все они на финише прошлогоднего ралли-рейда отстали от российской команды на пять с лишним часов.
Была определенная надежда на МАЗ-СпортАвто, одну из двух заводских команд грузового зачета наряду с КАМАЗом. И лидер белорусской дружины Сергей Вязович отлично начал гонку: выиграл пролог, третий этап и поднялся на второе место общего зачета. Но повторилось то, что случилось с МАЗом на ралли-рейде «Золото Кагана» в Астрахани осенью прошлого года: капотник МАЗ-6440RR оказался быстр, но ненадежен. Трижды по ходу четвертого и пятого этапов на грузовике Вязовича разобралось соединение двигателя и автоматической коробки передач. Две первые поломки экипаж устранил, хотя и потерял в сумме 20 часов, но с третьей уже не справился. На финиш пятого этапа экипаж прибыл утром следующего дня на буксире — и сошел с дистанции.
Второй гонщик МАЗ-СпортАвто Алексей Вишневский не смог подхватить знамя лидера команды. Многократному чемпиону Беларуси по дрифту пока не хватает опыта в ралли-рейдах, чтобы бороться за победы на этапах и подиум в общем зачете.
Десятый этап ралли-марафона «Дакар-2021» в Саудовской Аравии прошел в среду, 13 января, по маршруту Неом – Аль-Ула.
Экстрим, экстрим и еще раз экстрим. Под таким девизом гонщики пробирались к финишу вчерашнего спецучастка в Неоме. Живописные виды на побережье Красного моря были забыты мгновенно, как только под колесами оказались камни. «Да там невозможно проехать», «каменный ад», «организаторы должны хорошенько подумать в следующий раз, прежде чем выбирать такой маршрут», «это сумасшествие ехать всю дорогу по скалам, это не ралли-рейд, а самый настоящий трофи по камням». Недовольству некоторых пилотов не было предела, но нашлись и те, кто выразил сожаление, что таких экстремальных этапов на «Дакаре» крайне мало. Одним из таких оказался Андрей Каргинов.
Череда откровенно убойных и относительно спокойных спецучастков напомнила плохого и хорошего полицейского. Вот и сегодня, словно желая задобрить переживших тяжелый день спортсменов, организаторы предложили им захватывающий своими красотами дух маршрут с многочисленными холмистыми участками и песчаными дорожками. Все же «Дакар» – это не только испытание на прочность и езда на результат, но и удовольствие от того, что ты оказываешься на финише очередного этапа, каким бы изматывающим он ни был.
Дистанция ралли-марафона пройдена на 75%, несмотря на тысячи километров позади, в генеральной классификации царит острая борьба за подиум во всех категориях. Экипажи «КАМАЗ-мастер», занимающие три первые позиции в грузовом зачете, ежедневно испытывают серьезное сопротивление со стороны соперников. И если Дмитрий Сотников оторвался на комфортные для себя 110 минут от идущего четвертым чеха Алеша Лопрайса, то сражение за третью строчку продолжается в ежедневном режиме. Цена 17 минут от Айрата Мардеева – всего одна остановка для замены колеса.
Вместе с племянником шестикратного победителя «Дакара» претендует на пьедестал и еще один чешский пилот Мартин Мацик, накануне выигравший свой первый в карьере этап на ралли-марафоне. Нащупав высокий темп, гонщик из команды Big Shock Racing готов был атаковать и в среду. За три оставшихся до окончания «Дакара-2021» спортивных дня ему необходимо отыграть у россиянина 36 минут и рассчитывать на потерю времени того же Лопрайса. Задача не из простых, но это «Дакар», где все может перевернуться с ног на голову за считанные секунды.
Всё это прекрасно понимает штаб команды «КАМАЗ-мастер». Временной задел позволяет выстраивать тактику экипажей таким образом, чтобы свести риск к минимуму и довезти результат до Джидды, достигнув поставленных перед гонкой целей. В стартовом листе десятого этапа четыре российских грузовика разделяли между собой всего две минуты, что позволяло проехать всю 342-километровую дистанцию в непосредственной видимости друг друга. Гоночный трек повел караван ралли из высокогорного (с пиковым значением 2550 метров над уровнем моря) северо-западного района Саудовской Аравии к плато, расположенному в стороне от вулканического поля Харрат-эль-Увайрид. Здесь, в западной части Аравийского полуострова в 120 км от Красного моря, предположительно 1400 лет назад произошло извержение вулкана, оставившее после себя заметный след на оранжевых песках.
Навигационные ловушки, предложенные для штурманов сегодня, оказались не слишком крепким орешком для лидеров грузового зачета. 30-секундные стартовые разрывы, гарантировавшие большие облака пыли, затрудняли обгоны, поэтому на финише обошлось без сюрпризов. На протяжении всей дистанции, состоящей из двух зон нейтрализации (или трансферта, как в этом году их называют на «Дакаре») не позволил к себе приблизиться Мартин Мацик, выигравший второй этап подряд – 3 часа 13 минут 2 секунды. Быстрее по итогам дня стали только мотогонщик Рики Брабец (на 30 секунд) и семь джипов.
Возглавляющий общий зачет Дмитрий Сотников стал вторым с отставанием 1 минута 40 секунд, Айрат Мардеев показал третье время дня (+3 минуты 16 секунд).
Айрат Мардеев, пилот экипажа №509: «Все грузовики стартовали в интервале в 30 секунд. Очень много пыли, обгоняли джипы, упирались в Мацика, который очень хорошо ехал и держал высокий темп. Как только мы его догнали, он взвинтил темп и стал отрываться. Не стали за ним гнаться, важно было пройти этап надежно и без ошибок. Видно было, что он атаковал сегодня. Понимали, что он «привезет» нам какое-то время, но понимали также, что цифра будет не такой большой. После зоны нейтрализации ничего не поменялось: быстрая дорога, много камней, много навигации, где нужно было уходить курсом и найти в большом количестве следов свой трек. С машиной всё в порядке, важно подготовить ее к завтрашнему длинному дню и отдохнуть самим».
Алексей Вишневский оказался на финише в трех с половиной минутах позади победителя. Всего две секунды разделили экипажи Андрея Каргинова и Антона Шибалова, страховавших своих партнеров по команде. Алеш Лопрайс стал седьмым (+4 минуты).
Антон Шибалов, пилот экипажа №501: «Организаторы устроили некий трамвай. Большая группа грузовиков стартовала в 30 секундах друг за другом, что означало езду в пыли. Серьезное облако пыли мешало обгону, потому что трасса пролегала по каньонам и руслам, встречались большие камни. Подъехать иногда получалось, но сразу никто никого не пропускал и на первом же прямом участке добавлял газу, а тебе приходилось останавливаться. Таким весь день и получился, мы ехали позади Лопрайса. Результаты достаточно плотные получились. То же касалось и джипов, чтобы их объехать, нужно было рассчитывать на их остановку. Старались проехать этап аккуратно, без рисков».
Андрей Каргинов, пилот экипажа №500: «Со старта было видно, что будет нелегко. Пыль стояла неимоверная, хотя местами ветер сдувал ее. Сегодняшний день как трамвайная гонка, обгонов было минимальное количество. Какими стартовали, такими и финишировали. Мы выполнили задачу на этап – прикрывать три наших экипажа, оказать помощь, если это будет необходимо. Слава богу, все доехали без проблем. День получился тяжелым».
Грузовой зачет. Результаты 10-го этапа. Топ-10
Ралли «Дакар 2021»
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1-е место, экипаж № 507: пилот Дмитрий Сотников; штурман Руслан Ахмадеев; механик Ильгиз Ахметзянов.
2-е место, экипаж № 501: пилот Антон Шибалов; штурман Дмитрий Никитин; механик Иван Татаринов.
3-е место, экипаж № 509: пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
Второй на территории Саудовской Аравии международный ралли-марафон «Дакар» завершился 15 января в городе Джидда. Сразу три российских экипажа спортивной команды «КАМАЗ-мастер» заняли весь пьедестал почета в грузовом зачете. Первую победу в карьере одержал Дмитрий Сотников, второе место занял Антон Шибалов, Айрат Мардеев показал третий результат.
Гонка стала знаковой для челнинцев: юбилейный 30-й старт в легендарном соревновании на выносливость принес команде «КАМАЗ-мастер» 18-й титул в истории. Такое достижение позволило сравняться по количеству побед с мотоциклетной командой КТМ и продемонстрировать высокий уровень, подтверждающий, что россияне являются одними из лидеров мирового грузового зачета в автоспорте.
Сложная ситуация с пандемией коронавируса, сложившаяся в мире, не обошла стороной и 43-е издание «Дакара». Разрешение стартовать в ралли получили лишь те спортсмены, которые успешно сдали ПЦР-тесты на COVID-19. При условии, что не возникнет проблем и на обязательных административных и технических проверках. В итоге допущенных оказалось почти 500 спортсменов из нескольких десятков стран мира. Все они отправились в двухнедельный марафон на 286 единицах спортивной техники (в 2020-м на старт вышло 342 гоночных средств): 101 мотоцикл, 16 квадроциклов, 64 внедорожника, 61 багги и 44 грузовика.
Команда «КАМАЗ-мастер» участвовала в «Дакаре-2021» четырьмя экипажами:
№500 Пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов;
№501 Пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов;
№507 Пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов;
№509 Пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов.
О СПОРТИВНОЙ МАШИНЕ
Географические и климатические особенности Аравийского полуострова стали основополагающими при составлении программы по модернизации машин перед гонкой 2021 года. Технические проблемы, которые имели место на «Дакаре» прошлого года, потребовали увеличения надежности отдельных элементов двигателя действующих спортивных автомобилей КАМАЗ-43509, ранее побеждавших на «Дакаре» 2019 и 2020 годов. Конструкторы экспериментировали с различными новыми материалами и техническими решениями. Инженеры команды также активно осваивали область аэродинамики внедорожного грузовика и динамики воздушных потоков для охлаждения различных систем автомобиля. Недоработки в этом направлении стали причиной потери времени в первый день «Дакара-2020». Большой блок изменений в конструкции машин был связан со снижением центра тяжести и улучшения динамики, также удалось добиться сокращения времени повышения давления в шинах. При этом период самоизоляции из-за пандемии и непростая финансовая ситуация затормозили некоторые планы команды, обозначенные в начале прошлого года.
О ГОНКЕ
После переезда «Дакара» из Южной Америки на Ближний Восток, гонщикам предстали ранее незнакомые и крайне сложные гоночные маршруты. Каждый год организаторы стараются сделать гонку сложнее, а экипажи получают новые вводные. «Дакар-2021» ознаменовал собой цифровую эру для штурманов: в электронные дорожные книги, установленные в машинах ведущих экипажей, информация о предстоящем спецучастке загружалась за 10-20 минут до старта. Тем самым, на ознакомление практически не оставалось времени, а ехать приходилось буквально по навигационному прибору.
Внесли организаторы и серьезные изменения в маршрут гонки, сделав ее кольцевой и направив в обратную сторону – против часовой стрелки. Рассчитывать на то, что на определенном этапе гонщикам встретятся знакомые направления, как это было в прошлом десятилетии на южноамериканском континенте, уже не приходилось.
Как и полагается легендарной многодневке, путь от старта к финишу на берегу Красного моря, не стал для ее участников легкой прогулкой. Особую изюминку маршруту «Дакара» придавало разнообразие ландшафтов. Сотни искателей приключений отправились покорять почти 4700 км труднопроходимых внедорожных трасс, проложенных через горы и дюны, пески и долины, русла рек и каньоны. И все это великолепие аравийской природы легко умещалось на одном спецучастке длиной всего в 300-400 км.
Высокую степень сложности маршрута, изобиловавшего коварными ловушками и непростой навигацией, показали итоговые цифры «Дакара». Из 286 стартовавших в Джидде мотоциклов и автомобилей на финишном подиуме в портовом городе оказались только 193 единицы техники. Процент схода участников во всех категориях «Дакара», в том числе и в грузовом зачете, составил более 30 процентов. В генеральной классификации по итогам марафона остались 63 мотоцикла, 11 квадроциклов, 49 автомобилей, 41 багги и 29 грузовиков.
Календарь гонки
2 января. Пролог, торжественный старт в Джидде
3 января. 1-й этап: Джидда – Биша
4 января. 2-й этап: Биша – Вади-эль-Давасир
5 января. 3-й этап: Вади-эль-Давасир – Вади-эль-Давасир
6 января. 4-й этап: Вади-эль-Давасир – Эр-Рияд
7 января. 5-й этап: Эр-Рияд – Аль-Кайсум
8 января. 6-й этап: Аль-Кайсум – Хаиль
9 января. День отдыха
10 января. 7-й этап (марафонский): Хаиль – Сакака
11 января. 8-й этап (марафонский): Сакака – Неом
12 января. 9-й этап: Неом – Неом
13 января. 10-й этап: Неом – Аль-Ула
14 января. 11-й этап: Аль-Ула – Янбу
15 января. 12-й этап: Янбу – Джидда, финишный подиум
Высокий уровень соперничества и равные возможности команд привели к тому, что после 80 км пути в Эр-Рияд сразу пять экипажей расположились в семи секундах друг от друга, а Андрей Каргинов, Сергей Вязович и Алексей Вишневский преодолели этот отрезок с одинаковым временем. Свою третью победу на этапе одержал Дмитрий Сотников, Антон Шибалов в «женерале» опередил Мартина Мацика и вышел на второе место.
На следующий день за пропуск навигационной точки на 20 минут был оштрафован Андрей Каргинов, лишившись первой победы на «Дакаре-2021». А вот для бронзового призера «Дакара-2020» Сергея Вязовича пятый этап завершился фатально: его грузовик более суток простоял в пустыне, а «полевой» ремонт коробки передач оказался не под силу.
На финише в Хаиле «КАМАЗ-мастер» занял первые три места, а таблица грузового зачета обрела очертания, сохранившиеся до самого конца «Дакара». Задать темп на вторую неделю гонки организаторы решили двумя марафонскими этапами. Все четыре экипажа российской команды не испытали никаких проблем, свидетельством чему стали еще два камазовских подиума.
Учитывая серьезный временной задел перед конкурентами, задачей на заключительные четыре этапа для экипажей «КАМАЗ-мастер» стал надежный финиш без лишнего риска и сохранение третьей строчки. Тактикой россиян воспользовался Мартин Мацик, выигравший три спецучастка. Предпоследний день мог стать последним на гонке для Андрея Каргинова: один из многочисленных камней разрушил корпус коробки передач, из-за чего начало вытекать масло. К счастью для экипажа, поломка не произошла на спецучастке и он добрался до бивуака.
Мартин Мацик и Алеш Лопрайс, Алексей Вишневский и Сергей Вязович оказывали серьезное сопротивление на разных этапах, держа в напряжении пилотов «КАМАЗ-мастер». Залогом успеха на «Дакаре» стали надежность российской техники, опытные экипажи и слаженные действия всех членов команды «КАМАЗ-мастер», впервые с 2015 года занявшей весь подиум. О превосходстве команды на этом «Дакаре» говорят восемь побед на спецучастках из 12. На счету Дмитрия Сотникова пять таких выигрышей (личный рекорд плюс 11 из 12 финишей в тройке), дважды лучшее время показывал Антон Шибалов, еще одна победа досталась Айрату Мардееву.
Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»: «Рад, что в этом году до финиша добрались все четыре машины. Да, не всем сопутствовала удача на этапах, были технические сложности, сложно было и физически бороться с непростыми условиями, но это «Дакар». И победу одерживает тот, кто смог дотерпеть, превозмочь себя. Поздравляю с первой победой в карьере экипаж Дмитрия Сотникова! Ребята молодцы, проявили себя с самой лучшей стороны. Здорово провели гонку и экипажи Антона Шибалова и Айрата Мардеева. Показал командную работу Андрей Каргинов, четко работая на общий результат команды. Но этой победы не было бы без слаженной работы всего коллектива «КАМАЗ-мастер». Мы благодарны нашим партнерам за сотрудничество в непростое время! Спасибо нашим многочисленным болельщикам, переживавшим за команду все это время! Ваша поддержка помогала нам на протяжении всего «Дакара».
Грузовой зачет. Генеральная классификация. Топ-10
«Дакар»-2021, грузовики: «синее» или «красное»?
1 январь 2021, 19:32
В грузовом зачете на «Дакаре» сейчас остались только две полноценные заводские команды – KAMAZ-master и MAZ-SPORTauto, которые сейчас являются безоговорочными фаворитами марафона. Поэтому большинство прогнозы на «Дакар»-2021 обычно сводятся к тому, сколько «синих» (KAMAZ) и «красных» (MAZ) машин будет на подиуме… В Европе концепция полностью заводских команд в грузовом зачете давно перестала быть актуальной – почти все делают частные команды, которые самостоятельно разрабатывают и готовят гоночные грузовики. При определенной доле везения они могут получить финансовую или техническую поддержку со стороны каких-либо производителей – самым ярким примером была нидерландская Team de Rooy, которая в разные годы сотрудничала с марками DAF, GINAF и Iveco. Но сейчас компания де Роя окончательно вышла из игры – «коронавирусный кризис» сильно ударил по Team de Rooy, а соперничество с KAMAZ-master и MAZ-SPORTauto требует все больше финансов (а также полноценной заводской поддержки со стороны Iveco).
Так что список главных претендентов на подиум в грузовом зачете составить несложно – четыре экипажа на KAMAZ 43509 (Андрея Каргинова, Антона Шибалова, Дмитрия Сотникова, Айрата Мардеева) и два на MAZ 6440RR (Сергея Вязовича, Алексея Вишневского). Если камазовцы все же сумели выставить четыре экипажа (что стало привычным явлением в последние годы), то белорусская команда сократила свой состав и сделала ставку на два новых капотных MAZ 6440RR… А вот перечень других претендентов на подиум или место в Топ-5 не слишком велик – в первую очередь можно вспомнить только два чешских экипажа, Алеша Лопрайса на Praga V4S DKR и Мартина Мацика на Iveco Powerstar, приобретенном более года назад у Team de Rooy. Но у обоих чехов есть одна существенная проблема – они являются «одинокими волками-охотниками», то есть не имеют за спиной большой команды из двух-трех экипажей. И в случае каких-либо проблем (которых просто невозможно избежать на «Дакаре») некому будет их подстраховать – справляться придется в одиночку.
Кто еще из участников грузовой категории может оказаться в поле зрения? Во-первых, Riwald Dakar Team, которая второй год подряд выставит экипаж Герта Хузинка на прототипе Renault C460 Hybrid с гибридной силовой установкой – на предыдущем «Дакаре» он несколько раз финишировал на этапах в Топ-10. Интересно будет посмотреть, удалось ли голландцам добиться прогресса в развитии этой техники… Во-вторых, есть пара интересных новостей от Mammoet Rallysport, где неожиданно отказались от капотного Renault Sherpa – теперь экипаж Мартина ван ден Бринка выступит на новом Renault C460. Кроме того, команда решила работать сразу с двумя разными марками – второй прототип создан на базе Volvo FMX (в этом нет ничего странного, так как Renault Truck входит в состав Volvo Group), пилотировать его будет Митчел ван ден Бринк, сын Мартина. В-третьих, сумела удивить еще одна нидерландская команда – Dakarspeed представила обновленный прототип на базе Scania Lonestar, который получил довольно-таки необычный для гоночного грузовика «ретро»-облик.
Финишная черта. Итоги ралли-марафона Дакар-2021
Спустя 30 лет после своей первой победы на Дакаре, одержанной на мотоцикле, Стефан Петерансель добавил в свою коллекцию 14-го «Золотого Бедуина» и стал первым в истории гонщиком, выигравшим главный ралли-марафон планеты на трех разных континентах. А Кевин Бенавидес вписал своё имя в историю как первый южноамериканец, победивший в мотозачете, тогда как его соотечественник Мануэль Андухар стал сильнейшим среди квадроциклистов. В мотовездеходах, как и в 2019-м, доминировал чилиец Франсиско Лопес. Ну а подиум в категории грузовиков в полном составе заняла российская команда КАМАЗ-мастер во главе с Дмитрием Сотниковым, впервые выигравшим Дакар.
После 12 этапов и более 8000 километров, пройденных с 3 января, долгожданного финиша в Джидде достигли 64 мотоцикла, 11 квадроциклов, 50 автомобилей, 43 багги и 32 грузовика. Ещё 16 участников завершили ралли-марафон, воспользовавшись правом вернуться в гонку в зачете Dakar Experience после схода.
Мотоциклы: Бенавидес на вершине
Наверное, дело не в том, что он перекрасился в блондина, но в этом году Кевин Бенавидес изменился… и победил! Его предыдущие четыре участия на Дакаре состояли из взлетов и падений: стремительный дебют в 2016-м, когда он остановился в шаге от подиума, обидное второе место после досадной навигационной ошибки в 2018-м в родном городе Сальта, стоившей ему победы. Да и на нынешнем Дакаре аргентинцу тоже пришлось через многое пройти. На пятом этапе он упал и сломал нос, ушиб лодыжку, что не помешало ему выйти в лидеры генеральной классификации. Правда, лидировал он недолго – уже на следующий день откатился назад и занял выжидательную позицию. После драмы напарника по Honda Начо Корнехо Бенавидес вернулся на вершину турнирной таблицы и выдержал напряженный поединок с Сэмом Сандерлендом до последних километров предпоследнего этапа. К тому же не стоило сбрасывать со счетов его американского напарника Рики Брабека, ставшего в итоге вторым и обеспечившего Honda первый победный дубль на Дакаре с 1987 года, когда два первых места заняли Сирил Невё и Эди Ориоль.
В зачете Original by Motul, где участники ехали без технической поддержки команд, победил литовский мотогонщик Арунас Гелазнинкас, опередивший на час прошлогоднего триумфатора Эмануэля Гиенеса.
Кевин Бенавидес Фото: Dakar
Квадроциклы: Аргентинец, да не тот
Не только в категории мотоциклов победа осталась за Аргентиной. Среди квадроциклистов сильнейшим также стал гонщик из этой южноамериканской страны. Само по себе это ничуть не удивительно, учитывая, что в категории квадроциклов с момента её запуска в 2009-м аргентинцы выиграли шесть раз. Но победы, скорее, ждали от Николаса Кавильяссо. И действительно после невыразительного старта победитель Дакара-2019 захватил инициативу и на день отдыха отправился лидером. Но поломка мотора на марафонском этапе выбила его из гонки. Тут и вышел на первый план другой аргентинец, который до этого уже победил на этапе и сидел в засаде, ожидая своего шанса взять ход гонки под свой контроль.
Мануэль Андухар Фото: Dakar
Автомобили: «У Мистера Дакара» всё под контролем
Легких побед на Дакаре не бывает, но если кто и может опровергнуть это утверждение, так это Стефан Петерансель. Судите сами, претендентов на победу и как минимум на подиум перед стартом было предостаточно: Себастьен Лёб, Жиниель Де Вильерс, Мартин Прокоп, Ясир Сейдан, Матье Серрадори, Бернхард Тен Бринке и много других достойных гонщиков. Но уже к третьему этапу всё свелось к противостоянию Петеранселя со своими товарищами по прошлогоднему подиуму. А после неудачи Карлоса Сайнса у француза по сути остался один конкурент – Нассер Аль-Аттия. Катарец выиграл в общей сложности шесть спецучастков, включая пролог, и оказывал жесткий прессинг. Но Петерансель выдержал натиск, а за три дня до финиша вместе со своей единственной победой на этапе увеличил свое преимущество с 4 минут и 50 секунд до 18 минут. Большего ему не требовалось, чтобы в 14-й раз выиграть Дакар.
Расстроенный Карлос Сайнс обеспечил X-Raid Mini двойной подиум, тогда как напарник Аль-Аттии Якуб Пшигонски повторил свой лучший результат, финишировав четвертым, хотя, конечно, для Toyota это стало слабым утешением. А вот где действительно могут быть довольны, так это в Bahrain Raid Xtreme – в дебютном для команды Дакаре Нани Рома занял пятое место.
Нассер Аль-Аттия, Стефан Петерансель и Карлос Сайнс Фото: Dakar
Мотовездеходы: Доминатор Чалеко
В своем десятом по счету Дакаре Чалеко Лопесу пришлось иметь дело с новичками категории мотовездеходов, каждый из которых был быстрее другого. Дважды выигравший на этапах Сет Кинтеро, как и Крис Мик, а также Кристина Гутьеррес, ставшая первой девушкой за последние 15 лет, которой покорился спецучасток Дакара. И всё же опытный чилиец хорошо понимал, когда стоит атаковать, а когда – нет. До начала шестого этапа он демонстрировал образцовую стойкость. Да и потеря часа из-за поломки не выбила его из колеи. Лопес выиграл три следующих этапа и вернулся на вершину генеральной классификации, отыграв 36 минут отставания от Арона Домзалы. В дальнейшем он с каждым днем отрывался всё дальше, тогда как молодые соперники Сет Кинтеро, Арон Домзала и Остин Джонс один за одним ошибались, и обеспечил себе вторую победу на Дакаре после 2019 года.
Франсиско Лопес Фото: Dakar
Грузовики: Первая победа Сотникова
С 2017 года Дмитрий Сотников неизменно выигрывал на Дакаре минимум по одному этапу и потому вполне обоснованно считался одним из главных фаворитов перед стартом в Джидде. И если в прошлом году другой гонщик КАМАЗ-мастер Андрей Каргинов доминировал, выиграв семь этапов, то Сотников взял титул путем стабильных результатов. 11 из 12 этапов он завершил в первой тройке, единственным исключением стал лишь предпоследний СУ, где Дмитрий финишировал четвертым. И тогда как в этот раз Каргинов потерял полтора часа уже на первом этапе, Сотников со старта возглавил генеральную классификацию и никому больше не уступил лидерство. Для КАМАЗа эта победа стала 18-й по счету на Дакаре и пятой подряд.
Ильгиз Ахметзянов (механик), Дмитрий Сотников (гонщик) и Руслан Ахмадеев (штурман) Фото: КАМАЗ-мастер
Перформанс
Соперникам изначально следовало воспринимать его всерьез. Сет Кинтеро присутствовал в списке участников ещё год назад, но тогда не смог выйти на старт, поскольку не получил водительские права – на тот момент ему было 17 лет. Но он пообещал вернуться через год и показать, на что способен. Что же, сказал – сделал. Хотя гонщик Red Bull и выбыл из числа претендентов на победу, потеряв десять минут на девятом этапе, он оставил о себе очень благоприятное впечатление. Кинтеро стал самым молодым гонщиком, победившим на спецучастках Дакара, причем дважды. Впечатляющий дебют!
Сет Кинтеро Фото: Dakar
Тяжелый удар
На двух предыдущих Дакарах хотя бы один гонщик заводской команды Yamaha финишировал в первой десятке мотозачета. Но в этом году у «Синих» пять сходов! Кошмар начался на втором этапе с поломки мотоцикла Эндрю Шорта, затем выбыл Джейми Маккэнни, которого также подвела техника. В строю остались Росс Бранч, Франко Каими и Адриен ван Беверен. Первым из этой тройки выбыл Кайми, со слезами покинувший гонку после падения. На следующий день такая же участь постигла и Бранча. Ван Беверен оставался последней надеждой Yamaha. И команда даже перестраховалось – заменила мотор, пусть и ценой потери 15 минут. Но в начале финального этапа неудача всё-таки постигла француза – спустя полчаса тщетных попыток устранить поломку он был вынужден сдаться.
Адриен Ван Беверен Фото: Dakar
Статистика: 19
19 лет назад в своем третьем по счету Дакаре польский мотогонщик Марек Дабровски финишировал 21-м. А на финише нынешнего ралли-марафона он приветствовал своего сына Конрада, которому привил страсть к Дакару и, конечно, передал, знания и опыт, пригодившиеся Дабровски-младшему. И юный гонщик в своем дебюте финишировал 28-м в генеральной классификации мотоциклов. Что сказать, это подвиг! Большая загадка, как молодое поколение гонщиков так быстро адаптируется в самом физически сложном классе на Дакаре. Одно можно сказать с уверенностью: самородок из Варшавы, который готовится поступить в университет, уже привлек внимание заводских команд. Такие таланты появляются не каждый год.
Конрад Дабровски Фото: Dakar
Минутка классики
В начале 80-х первые попытки Ива Санхилла довести две багги своего производства до Розового озера не увенчались успехом. Спустя 40 лет две его машины успешно доехали до берега Красного моря в Джидде в рамках зачета Классика Дакара. Мало того, Майк Дуттон выиграл этот зачет.
Финиш Дакара-2021 Фото: Dakar