какие группы выступали на красной площади
Первые концерты западных артистов в Москве
11 августа 1998 года группа «Rolling Stones» впервые выступила с концертом в Лужниках. Diletant.media вспоминает первые выступления западных артистов в России и СССР.
Вот что рассказывают очевидцы: «Люди стояли довольно плотно уже на платформе «Проспект мира» — спрашивали лишние билеты. У эскалатора, в вестибюле, в подземном переходе — до самого Олимпийского. Толпы людей в надежде попасть на концерт, все без шансов. Некоторые стояли с плакатиками. Какой-то хиппи сообщал, что приехал на концерт из Владивостока и купит билет за любую сумму. Можно было продать билет за двести, триста рублей. Перекупщики — это была каста обеспеченных людей.»
В кассах «Олимпийского» купить билет можно было только по предъявлению удостоверения ветерана Афганистана. В городских театральных кассах их можно было найти только случайно, и на самые плохие места на боковых трибунах под потолком. «Афганцы» сбывали свои билеты перекупщикам в буквальном смысле «не отходя от кассы», в результате чего в дни концерта цена на заветный клочок бумаги колебалась от 50 до 75 рублей.
Этот концерт стал поворотным в истории музыкального мира практически всего СНГ. Выступив в Москве перед самым дефолтом 1998 года, они осчастливили своих фанатов, которые уже перестали надеяться, что любимая группа приедет когда-нибудь в Россию.
Новость о концерте стала настоящим громом среди ясного неба. О них читали, их музыку слушали, о них смотрели множество фильмов, и они казались чем-то практически нереальным и выдуманным.
Вот они стоят и играют на сцене перед многотысячной толпой фанатов, которые просто обезумели от созерцания своих героев в живую. А ведь у Ролинг Стоунз огромнейшая аудитория.
Выступление было записано на видео под руководством Уэйна Ишама. Московский концерт стал особенно выдающимся событием в культурной жизни страны в свете того, что большинство западной рок-музыки было запрещено и практически объявлено вне закона.
В декабре 1978 года к нам прибыли по приглашению «Госконцерта», с личной (как гласит легенда) просьбы Генерального секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева Boney M.
Да, действительно они приехали к нам одними из первых зарубежных поп-музыкантов, да еще в статусе настоящих звезд, а не угасших, как это часто бывало с гастролерами в нашей стране.
1 января 1977 года в новогоднюю ночь, а именно с трех до четырех часов утра по первой программе показали программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», где в числе прочих артистов впервые показали «Boney M».
24 мая 2003 года состоялся концерт Маккартни на Красной площади. В течение почти трех часов легендарный певец успел исполнить около 40 песен. Прозвучали 20 композиций из репертуара «Битлз», хиты времен группы «Wings», а также сольного периода творчества музыканта. Пол Маккартни завершил концерт попурри из альбома «Abbey Road».
Концерт на Красной площади — первое выступление сэра Пола Маккартни в России за его 40-летнюю карьеру.
На Красной площади состоялось открытие фестиваля «Спасская башня»
Торжественное открытие Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» состоялось в субботу, 28 августа, на Красной площади. Об этом сообщила пресс-служба дирекции мероприятия.
«Главной темой фестиваля объявлены такие понятия, как время, музыка и мир. И главное слово здесь музыка, исцеляющая душу и дающая надежду в мире, охваченном пандемией COVID-19. В этом году в фестивале участвуют военные оркестры из России, Беларуси, Греции, Мексики и Катара. Всего пять стран, но зрелищность в связи с урезанным по сравнению с прошлыми годами форматом не пострадает», — приводятся в тексте сообщения слова организаторов.
Участие в фестивале приняли 1200 военных музыкантов, которые выступили со старинными маршами, вальсами и современными произведениями. Зрители также наблюдали за строевыми приемами с карабинами и шашками и танцы культур народов всего мира.
Открытие мероприятия началось с фанфаров «Спасская башня» и барабанного боя, исполненного участниками оркестра суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерала-лейтенанта Халилова.
В рамках традиции первым, кто вышел на Красную площадь, стал президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля ФСО России, а вместе с ним — рота специального караула президентского полка СКМК ФСО России.
Ранее, 18 августа, стало известно о том, что немецкой рок-группы Rammstein Тилль Линдеманн станет специальным гостем международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». Выступление музыканта планируется 4 и 5 сентября.
Prodigy: чем Кит Флинт и его группа запомнились в России
Автор фото, Getty Images
Концерт The Prodigy на Манежной площади в Москве, 1997 год
Флинт совершил самоубийство накануне мирового турне, в рамках которого должен был в июле этого года выступить и в России.
Портреты солиста регулярно появлялись на обложках молодежных журналов в 1990-е годы и на разнообразной атрибутике с символикой группы.
Последние пять лет The Prodigy каждый год приезжали в Россию с концертами. Но самым легендарным выступлением группы остается шоу, собравшее около 250 тысяч человек на Манежной площади 27 сентября 1997 года.
Многие участники тех событий вспоминают это выступление как нечто кардинально новое для постсоветской России.
Русская служба Би-би-си спросила российских музыкальных критиков о том, что значит уход Флинта из музыки, а также поговорила с теми, кто увидел его вживую на Манежной площади в 1997 году.
Кирилл Бегун, был на концерте на Манежной площади в 1997 году
На момент концерта я у группы слышал ровно две песни по радио и вообще слушал панк, но в 1997-м импортного привоза почти не было, тем более бесплатного, поэтому все ходили на все.
Был непривычный для конца сентября холод, около нуля градусов, даже снег шел, что было на руку сноубордистам на искусственном спуске, на которых мы весь день смотрели с перерывом на разогрев в лице Тутты Ларсен и группы Thaivox.
Ближе к вечеру за нашими спинами выстроился второй кордон милиции. Нам повезло, мы оказались в буферной зоне между випом и основной толпой, нам даже почти не прилетало дубинками, плюс не давила толпа сзади. В толпу, кстати, приехали со своих матчей фанаты ЦСКА и «Спартака» и принялись перебрасываться бутылками. Неспокойно было.
Prodigy вышли около 9 вечера со Smack My Bitch Up. И просто вся площадь начинает прыгать и орать две незамысловатые английские фразы. При этом от толпы повалил такой пар, что сцены было практически не видно, рассеялось только минут через 10.
Было ощущение какого-то безумного, невиданного доселе угара, этот концерт для моего поколения был примерно как Metallica в Тушино для старших [в 1991 году]. Ни звука, ни шоу подобного мы просто не видели до этого.
Екатерина Седлярова, видео-продюсер Русской службы Би-би-си
Prodigy были героями 1990-х, мы заслушивали до дыр их альбом The Fat of the Land, а тут раз, и они выступают в Москве.
То, что концерт Prodigy пройдёт на Манежной площади около стен Кремля, что что-то масштабное будет у стен Кремля, тогда никого не удивляло. В 90-х казалось возможным все.
Когда я пришла, уже были толпы людей. Я пришла поздно, и к самой сцене, слава богу, не попала, а стояла где-то на галерке у входа в метро «Охотный ряд».
Кит Флинт уже никогда не состарится
Кто-то шел на выход окровавленный, без обуви, в разорванной одежде. Метро и проезжая часть были перекрыты, и толпы фанатов расходились по домам пешком словно зомби в фильме ужасов, а на земле валялись чьи-то потерянные туфли и сумки с вывалившимся содержимым.
Александр Левин, слушал концерт у памятника Ломоносову (на концерт не пустила милиция)
27 сентября, когда был запланирован концерт Prodigy в Москве, рядом с Красной площадью, я случайно оказался недалеко от этого места.
В 90-е не было вообще ничего. И интернета в том числе. Информация передавалась от человека к человеку. Про концерт я не знал, но оказалось, что про него знал мой приятель, который нес на памятник наше пиво.
Это были не рейверы, не сообщество журнала «Птюч» и не фанаты Nirvana, и даже не поклонники Depeche Mode. Все тогда очень четко делились по музыке и по одежде. Это были немного другие люди, которых вообще сложно было определить, поскольку это были просто подростки. Видимо, они стягивались со всей Москвы и Подмосковья и не относили себя к какой-то одной субкультуре. Это был праздник пригородов. Такой «Город принадлежит нам».
Мы попробовали пойти вместе с ними, поскольку концерт был бесплатный, и можно было прийти всем, но на подходах милиция нас вычислила и потребовала отдать пиво. Мы не согласились и пошли по запланированному маршруту к памятнику. В это время концерт уже начался, точнее разогрев в виде сноубордистов, которые на привезенном снеге и установленных трамплинах крутились в воздухе рядом со сценой.
С памятника Ломоносову было не видно площадку, но звук был отличный, эхо Манежной площади усиливало его в разы, и у нас было ощущение, что мы находимся в самом первом ряду танцпола. Так мы и провели весь концерт в нашей VIP-ложе, с демократическими напитками. Танцев под Firestarter у нас не было, но некоторые песни мы даже подпевали вместе с несколькими тысячами фанатов на площади.
Александр Горбачев, музыкальный журналист, бывший главный редактор журнала «Афиша»
Я честно думаю, что группа сможет существовать без Флинта. И судя по тому же посту в «Инстаграме», не кажется, что группа Prodigy собирается распадаться или заканчивать с выступлениями.
Безусловно, он был символически важной фигурой, и все мы в этом смысле вспоминаем наше детство, дискотеки и прочее. Но я не думаю, что это помешает им выступать, что это приведет к остановке их концертной деятельности.
Феликс Сандалов, главный редактор издательства Individuum и веб-зина КРОТ, автор книги «Формейшн: история одной сцены»
Они служили примером тому, что чудо может произойти там, где его не ждут, с теми, кто меньше всего похож на преемников Генделя. Минус один. RIP Флинт.
Что посмотреть на самой большой площадке фестиваля «Красная площадь»
17 июня
12.00 Торжественное открытие.
12.20 Piano Gala. Концерт юных пианистов, лауреатов и финалистов конкурса Grand Piano Competition и стипендиатов Фонда «Новые имена» под руководством Дениса Мацуева.
14.00 Творческая встреча с историком и писателем Эдвардом Радзинским.
15.00 «Брошенные тексты. Автобиографические записки». Игорь и Вадим Верники представят новую книгу Игоря Верника.
19.00 «Серебряное зеркало». Артисты МГТ и музыканты Губернаторского оркестра Московской области исполнят стихи известных и забытых поэтесс начала ХХ века.
20.45 «Ноябрь». Музыкальная программа Олега Нестерова и артистов Электротеатра Станиславский.
18 июня
11.00 «История России в стихах». Награждение победителей конкурса юных чтецов.
14.30 Проза и поэзия между сном и явью. Дмитрий Воденников и Татьяна Толстая о том, как пишется проза и какие у нее источники вдохновения.
17.45 «Смешной человек. Пробы и ошибки». Спектакль «Мастерской П.Н. Фоменко» в жанре «концертданеконцерт».
19.15 «Дневник Мастера и Маргариты». Сати Спивакова и Владимир Кошевой в новой литературной композиции.
21.30 Театр «Современник» покажет поэтический спектакль «Немой выбор». Каждый текст, звучащий в этом спектакле, стал свободным выбором артиста, его произносящего.
19 июня
11.00 По следам «Тотального диктанта» с Дмитрием Глуховским.
12.15 Памяти Михаила Яснова. Литературные чтения к 75-летию со дня рождения поэта, учителя, редактора.
15.15 «Неисторический роман. Как писать о прошлом». Дискуссия Гузель Яхиной, Андрея Рубанова и Евгения Водолазкина.
21.30 «Гамлет STORY». Сергей Чонишвили, Алексей Кравченко, Сергей Шнырёв и скрипач Алексей Айги расскажут свою историю принца датского.
20 июня
11.00 Айда к Пушкину. «РГ» и Сообщество пушкинских музеев представят интерактивную карту музеев поэта.
12.30 «Лицей». Церемония награждения лауреатов литературной премии для молодых прозаиков и поэтов.
16.15 «Снежный барс» Дианы Арбениной. Лидер группы «Ночные снайперы» представит свою новую книгу.
17.45 Роман «Обитель»: литература и кино. Встреча с Захаром Прилепиным.
21.00 «На всю оставшуюся жизнь». Лирические песни о войне и мире. Алексей Гориболь и солисты оперной труппы Большого театра.
Шоу на Красной площади: кого ждем, чем нас удивят, есть ли еще лишние билетики
Термин «стартует» означает лишь церемонию открытия, которая начнется в 20.00. Фактически шоу уже идет: в городских садах с 14 августа выдувают медь оркестры-участники, 22 августа у Главного храма нашей армии выступил Центральный военный оркестр.
Режиссер фестиваля и его команда ломают голову, как вместить в 2 часа 15 минут номера 16 российских и шести иностранных оркестров. Точнее, головы уже давно «сломаны», сейчас оттачивают последние детали, настраивают свет и звук. А прилетевшие мексиканцы, габонцы и катарцы проходят акклиматизацию: в Москве +19, в Мехико +23, в Либревиле +29, в Дохе +42.
Итак, 14-й по счету военно-музыкальный фестиваль мирового формата «милитари тату»: российская версия. Что увидим, услышим, и чему изумимся?
Пушкин пишет, греки играют
Небольшой рейтинг «РГ»: самые-самые.
Итак, самый старинный военный оркестр, принимающий участие в этом фестивале, это греческий «Тесей».
Выступление нашего Президентского оркестра мы увидим на главной сцене фестиваля.
Лихой верблюд, горячий конь
Изюминка армейского оркестра: в дополнение к симфоническому коллективу в оркестр включили кавалерийский оркестр, оркестр на верблюдах и фольклорный ансамбль. Но коней и верблюдов в Москву не привезут. Впрочем, в кавалерии недостатка не будет. На этот раз кроме постоянных участников (Кавалерийский почетный эскорт Президентского полка и Кремлевская школа верховой езды) выступят всадники-полицейские и питерская школа «Идальго».
Часть программы пройдет под песни, танцы и фланкировку с шашками в исполнении Московского казачьего хора.
Кофе и каштаны
Красная площадь фестиваля формата COVID несколько отличается от доковидных времен. Не будет Детского городка: отменены финальные этапы Фестиваля детских духовых оркестров, не выступят молодежные караулы.
На месте торговых рядов развернут военную фотовыставку.
Несмотря на уменьшение числа торговых палаток, мы не останемся без мороженого (Баскин Роббинс, от 160 до 400 руб.), жареных каштанов (300 руб. за 10 шт.), авторского лимонада (260 руб. за 350 мл) и кофе «Спасская башня» (250 руб. за 250 мл).
Легенды о Тилле
Вишенка на торте: Тилль Линдеманн. У этого колоритного немца воз талантов. Еще в гэдээровском детстве показывал незаурядные результаты в спорте, входил в олимпийскую сборную по плаванию. В ту же эпоху бывал у нас в Сибири: в Новосибирске.
Несмотря на такое жанровое разнообразие, имидж Тилля все-таки обычно определен сценическими образами: брутал, фрик, людоед, маньяк. Со сцены может запустить в VIP-места торт.
Но вот уже и главный режиссер «Спасской башни» Юрий Мархолиа говорит, что после общения с Тиллем у него осталось впечатление: вежливый, внимательный и очень приятный человек.
На Красной площади 4 и 5 сентября Тилль исполнит «Любимый город». Петь будет на русском.
Последний билет
На вопрос о цене билетов руководитель дирекции фестиваля Сергей Смирнов с удовольствием ответил, что цены они не меняли с 2007 года. Цена билет зависит от трибуны и дня фестиваля. Но в среднем находится в диапазоне от 500 до 2,5 тыс. рублей.
Только имейте в виду, что информация весьма динамична. Сейчас нижняя планка уже на отметке 1200 рублей. Нет, цены организаторы не поднимали. Просто дешевые уходят очень хорошо. В общем, все, как в легендарном кино: извини, брат, разбирают быстро.