какие группы ууд актуальны для личностного роста ребенка
Концепция универсальных учебных действий: основы концепции, виды УУД, характеристика основных видов УУД
Анжела Бурматова
Концепция универсальных учебных действий: основы концепции, виды УУД, характеристика основных видов УУД
Психолого-педагогическое сопровождение предшкольного образования детей.
Работу выполнила: Бурматова Анжела
«Концепция универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов): основы концепции, виды УУД, характеристика основных видов УУД.»
В настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова. В Образовательной системе «Школа 2100» был накоплен опыт формирования универсальных учебных действий.
Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
• носят надпредметный, метапредметный характер;
• обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
• обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от её специально-предметного содержания;
• обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
К основным функциям УУД относятся:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий считается системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действ ий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
• личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие, как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логическими универсальными учебными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• уметь устанавливать аналогии;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, образовательного пространства;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач, в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё не известно;
• планирование: определение последовательности промежуточных целей, с учётом конечного результата;
• составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для каждого из базовых универсальных учебных действий должны быть определены критерии их сформированности, позволяющие описать конечную планируемую форму действия, открывая возможность реализации стратегии планомерного формирования умственных действий с заранее заданными свойствами (П. Я. Гальперин).
Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).
Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.
Презентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.
Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» (сентябрь-ноябрь 2018) музыкального.
Методическая разработка для младшей группы «Перспективное планирование основных видов движений на прогулке» Перспективное планирование основных видов движений на прогулке в младшей группе (2 квартал) Всем педагогам дошкольного образования известна.
Перспективное планирование основных видов движений на прогулке в младшей группе в 3 квартале Обучение движениям на прогулке – одна их важных задач физического развития детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию перспективное.
Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.
Универсальные учебные действия: развитие личности
XXI век — это век информации, передовых технологий и постоянного усовершенствования научных знаний и технологий.
В современном мире простому обывателю необходимо беспрерывно заниматься своим самосовершенствованием и усваивать новые знания, чему и способствуют изменения в системе образования.
Что собой представляют универсальные учебные действия?
За последние 5 лет в системе образования начались коренные изменения, которые заставили многие государственные и частные образовательные учреждения пересмотреть методики и технологии обучающих процессов.
Основный упор делается на следующие моменты:
Все эти качества ребёнка можно назвать универсальными учебными действиями или выражаясь кратко УУД. Универсальные учебные действия это один из главных компонентов современной системы образования.
Что такое личностные и регулятивные УУД? Какая их роль в начальном формировании воспитания и образования младших школьников, учеников начальных классов? В наше время многие работники системы образования задаются такими вопросами.
Вообще-то, это понятие означает способность учиться или саморазвиваться путём сознательного и интенсивного присвоения нового социального эксперимента.
УУД у младших школьников развивает первоначальные черты характера, особенно важно развитие личностных УУД. Младший ученик всегда нуждается в поддержке педагога, поэтому развитие его характера во многом зависит от него.
В более простом понятии, УДД — это комплекс действий школьника, позволяющий самостоятельно осваивать новые навыки и знания. Такое обозначение можно встретить во многих методических пособиях по школьной педагогике.
В современной педагогике развитие понятия УУД является одним из самых перспективных направлений, которому уделяется особое внимание.
Основные функции УУД
Среди главных функций УДД, выделяют следующие:
УУД формируется не только на школьных уроках, но и при проведении общевоспитательных событий во внешкольных мероприятиях.
В пособиях ФГОС, внешкольные мероприятия оцениваются как важное звено в образовательных процессах. Их можно характеризовать как учебный процесс, который осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной системы.
В этом случае, необходимо организовать поездки в музеи, научные кружки и конференции, спортивные состязания и секции при школах, походы на природу, различного уровня олимпиады. Эти мероприятия не классические коллективные сборы, а один из главных способов достижения реальных успехов в учебном процессе.
Эти формы УУД также имеют результат, мотивы и цели.
Именно такие формы обучения, как воспитательные занятия гарантируют формирования УУД и перечислены в таблице ФГОС.
Из всего вышеперечисленного необходимо сделать выводы, что УУД включает в себя не только итоги внешкольных мероприятий, но и результаты школьного образования.
Младшим школьникам необходимо развивать не только интеллектуальные способности и таланты, но и умения к самореализации и саморазвитию Это и является основой внешкольной деятельности. Все это развивает в школьнике качества для становления самостоятельной личности.
Успех в педагогическом поприще достигается постепенно, сначала этот процесс начинает воспитатель, а затем подхватывают и сами ученики. Итогом эффективного воспитания является разносторонне развитая личность, которая является целью формирования УУД. Характеристика такой личности не вызывает у общества сомнения.
УУД: виды
На сегодняшний день выделяют следующие разновидности универсальных учебных действий:
Кроме того, коммуникативные УДД включат в себя такой компонент, как игра. Игра — это то средство адаптации ребёнка к социуму, которое приобщает его к традициям и правовым нормам общества.
Игры развивают в ребёнке понимание морального состояния партнёра, способность к эмоциональному отклику и сопереживанию проблем близких ему людей. Во время игр можно развить рефлексию (способность оценивать себя со стороны).
Игра для детей является основой новых впечатлений, шансом для показа своих умений и качеств перед сверстниками в неформальной обстановке, возможностью развить способность для применения своих знаний в непредвиденных условиях, узнать свежую информацию.
А для учителя игра — это возможность получить новый опыт, особенно если учитель сам её создал. Игра — это источник вдохновения и удовлетворения итогами собственной работой, источник раскрытия нового в своих учащихся.
Учитель в своей работе может использовать разные игровые технологии:
Можно считать что игры интеллектуального направления являются важным звеном при формировании универсальных учебных действий.
Во время игр развиваются следующие виды универсальных учебных действий:
Познавательные УУД у ребёнка можно формировать путём:
Коммуникативные УУД неосуществимы без учёта следующих компонентов:
Регулятивные УУД обнаруживаются в возможности:
Образец занятия
Конспект занятия «Знаете ли вы?».
Ф. И. О. преподавателя.
Полное наименование общеобразовательного учреждения: городское государственное образовательное учреждение.
Предмет (модель обучение): духовно-практическое занятие для учеников 3–5 класса.
Тема урока (обучения): «Знаете ли вы?».
Цель обучения: развитие интереса к новым знаниям.
Знакомства ученика с практическими навыками, необходимыми в быту.
Дата выполнения задания (обучения).
Применение универсальных учебных действий
По итогам урока осуществляется обучение, а затем и применение следующих видов УДД:
Инвентарь для проведения урока
Необходимые аппараты для проведения эксперимента:
Далее, осуществляется переход к началу проведения урока, который включает в себя несколько стадий.
Стадия мотивации
Согласно данным ФГОС, длительность стадии мотивации составляет 2 минуты.
Применяются регулятивные УУД: лично создавать собственную рабочую зону.
После приветствия с ребятами, учитель начинает урок с постановки проблемы «А вам хочется разузнать что-то увлекательное?».
Ученики настраиваются работать в тихой созидательной обстановке. Ребята, слушая учителя, раздумывают над задачей, отвечают.
Стадия актуализации информации
Согласно информации, представленной в ФГОС длительность стадии составляет 5 минут.
Применяются следующие УДД:
Учитель объявляет проблему занятия: «Знаете ли, вы в чём заключаются особенности пломбира?» Тогда делаю вам предложение ознакомиться с одним любопытным качеством пломбира.
Просит дать упаковку с пломбиром. Раскрывают упаковку, а вместо него находят представленные ниже вещи:
Произошло жуткое. Кто украл пломбир?
Ученики стремятся установить, для чего необходимы данные вещи, думают, предлагают виды решения. Стремятся урегулировать проблему популярным методом.
Стадия познания свежей информации
Согласно характеристикам, представленным в ФГОС, длительность стадии составляет 30 минут.
На данном этапе используются следующие УДД:
Учитель зачитывает первое поручение. Необходимо установить, варёное яйцо либо сырое.
Учитель повествует о том, как понять варёное яйцо либо сырое и просит ребят пояснить свои ответы. Учитель подводит ребят к решению текущей проблемы путём эксперимента.
Учитель зачитывает второе упражнение.
Где правильнее плавать – в океане или в озере?
Задаёт вопросы. Объясняет ученикам об отличии воды в океанах и озёрах.
Проводит эксперимент (укладывают яйцо в пресную воду, оно находится внизу, постепенно прибавляют соль и перемешивают, чем побольше соли прибавляют, тем скорее яйцо всплывает).
Учитель зачитывает третье упражнение. Предлагает создать с одного яблока — три, с помощью двух зеркал.
Задаёт вопросы. Ребятам предлагается отыскать фактическое решение проблемы.
Учитель зачитывает четвёртое упражнение.
Ребятам необходимо определить изображённый на листе предмет. Учитель поясняет, что в листке сохранен след капиллярных линий пальца.
Ученикам докладывается, что след капилляров индивидуален и предлагается выполнить сравнение следов их пальцев.
На дисплей вводятся сфотографированные пальцы ребят, и предлагается установить, где, чей пальчик.
Педагог сосредоточивает интерес ребят к тому что впоследствии прошлой задачи они запачкали руки и предлагает изготовить умывальник из пластмассовой бутыли.
Учитель озвучивает пятое упражнение.
Нужно прочесть записку, написанную «невидимыми чернилами». Учитель объясняет, как можно писать «невидимое письмо» и как его можно прочесть с использованием молока либо лимонного сока.
Ученикам предлагается лично создать рисунок «невидимыми чернилами».
В ходе этого этапа ученики выполняют следующие действия:
Стадия рефлексии
Согласно данным ФГОС, длительность стадии составляет 8 минут.
В процессе задействуют следующие УУД:
Прежде, чем закончить урок, педагог задаёт вопрос ученикам: «Что вас удивило в той или иной задаче, что заинстересовало?».
И это только один пример проведения урока с использованием УУД, а их на сегодняшний день придумано бесчисленное количество, некоторые примеры даже можно увидеть в ФГОС.
«Развитие личности детей на основе УУД. Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающегося.»
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говoря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и стрoителем» образовательного процесса.
Просмотр содержимого документа
««Развитие личности детей на основе УУД. Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающегося.»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Развитие личности детей на основе УУД. Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающегося.»
учитель начальных классов
Развитие личности детей на основе универсальных учебных действий
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные.
Это от слова регулировать. Направлены на то, чтобы ученики начальных классов научились регулировать себя, свое время, свои энергозатраты. Чтобы все шло так, как нужно им, а не по какому-то неизвестному и непредсказуемому сценарию.
Школьников учат выполнять следующие универсальные действия регулятивного характера:
планировать свою деятельность;
корректировать свои действия.
Согласитесь, такой подход к решению проблем мы применяем каждый день обычной жизни. Так что и нашим дорогим маленьким школьникам не помешает эти УУД сформировать.
Я бы назвала их не действиями, а скорее способностями. Школьник учится:
понимать себя самого;
видеть, что близкому человеку нужна помощь и поддержка;
определять негативное влияние и противостоять ему.
Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учат осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.
Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу. Младший школьник должен:
Понимать речь учителя и одноклассников.
Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше. Давать оценку своим действиям.
Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека
Эти учебные действия направлены на получение новых знаний. Основаны на врожденной любознательности любого ребенка. В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала.
Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»! Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как:
Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.
Для формирования познавательных учебных действий целесообразно на уроках включать следующие виды заданий:
1. «найди отличия» (можно задать их количество)
7. хитроумные решения
8. составление схем-опор
9. работа с разного вида таблицами
10. составление и распознавание диаграмм
11. работа со словарями
13. составление собственного портфолио.
Итог развития познавательных универсальных учебных действий:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:
высказывание своей точки зрения;
защита своей точки зрения;
выслушивание чужого мнения;
Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться и развития личности школьника. Так же в результате формирования УУД развиваются ключевые компетенции ученика.
Ключевые компетенции – способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической печати сформулированы разнообразные ключевые компетенции, над формированием которых должен работать современный учитель.
Существует семь ключевых образовательных компетенций:
7)компетенция личностного самосовершенствования.
В своём выступлении я остановлюсь на формировании учебно-познавательных компетенций обучающихся.
В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
— умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
— умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
— умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
— умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
— умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.
Русск. яз. 1 кл. Тема: «Правописание парных согласных в конце слова». Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.
Стараюсь учебный материал связывать с жизнью, например:
Тема: «Решение задач». Составляем задачи про природу родного края- тундру.
Задача 1. Взрослый олень весит 100 килограммов, а маленький 32 килограмма. На сколько больше вес взрослого оленя, чем маленького?
Задача 2. Серая утка каждый день откладывает по яйцу. Сколько яиц отлажат 2 серых утки за 14 дней?
Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом). Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры «Кто первый», «Расшифруй слово», «Математические гонки», «Блиц-турнир» и многие другие.
Во 2-4 классах включаем мини-исследования на основе изучения материала. Самостоятельное создание презентаций к уроку, (3-4 кл.) поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это позволяет дополнять мини-исследования, которые способствует лучшему усвоению учебного материала.
В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества использование на уроках тренажёров по русскому языку, математике. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. Увлекшись, он не замечает что учится, – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причём именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Наиболее эффективной является технология обучения в сотрудничестве, которую широко использую на своих уроках, где значительными возможностями в обеспечении сотрудничества в учебном процессе, осознании ценности осуществляемой деятельности, обладают малые и большие группы. Активизацией поисково-исследовательской деятельности является технология проектирования. По различным признакам различаются типы проектов: исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные и информационные. Используются частично исследовательские проекты на уроках окружающего мира.
Уровень познавательного интереса младших школьников в процессе учебной деятельности считается невысоким. Для развития интереса к предметам, изучаемым в начальной школе, стараюсь повышать мотивацию обучения, подбираю много занимательного материала, активизирую мыслительную деятельность. Использую дидактические игры, создаю проблемные ситуации, самостоятельно или вместе с детьми ищем способы решения учебной проблемы.
В начальной школе компетентностный подход должен реализовываться путём формирования у школьников системы ключевых компетенций, которые составляют его субъективный опыт, формирование которого должно происходить с помощью усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта.
Класс, в котором работаю, разноуровневый, поэтому опираюсь на принцип доступности обучения. Учитываю индивидуально- психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений, навыков, уровень развития ребенка, особенности внимания, мышления, памяти.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь».