какие группы существовали в древнерусском государстве
Социальные группы населения в Древнерусском государстве и их правовое положение.
Общество во делится на следующие группы населения:
— феодально зависимое (смерды, закупы).
В Русской правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По её тексту сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Есть лишь два юридических критерия: нормы о повышенной (2-ой) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан (не все из них являлись феодалами).
Структура феодально господсвующего класса древнерусского государства:
а) огнищане (управляющие)
Все они принадлежали суду князя
Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.
б) приходское дух-во
С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.
2. Административно-юридическая организация.
3. Полицейско-судебная организация.
Если на территории общины совершалось убийство, община сама расследовала его. Виновный и его семья пускались на поток и разграбление (конф. имущ-ва). Изгои обращались к князьям, по их решению они передавались в монастыри.
В Р.П. «ролейный» (пахотный, сельский) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа «неролейного». Они получали плату за работу впрок.
Внутри холопов не существовало равенства (привилегированные и непривилегированные холопы).
Категории населения в Древней Руси
Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.
Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.
Источники сведений о населении
Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».
«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:
Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.
При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.
Группы населения в Древней Руси
Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Категории населения их положение
Киевский князь | Правящая верхушка общества. |
Дружина | Административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения. |
Старшая (бояре) | Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства. |
Младшая (отроки) | Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников. |
Духовенство | Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва. |
Зависимые крестьяне | Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды. |
Холопы (челядь) | Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду. |
Закупы | Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев. |
Рядовичи | Покоренные племена, платившие дань. |
Смерды | Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя |
Свободные и несвободные
Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.
Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)
Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)
Князь
Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.
Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.
Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.
Свободные граждане
Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.
Верхушка общества – это:
Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.
Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.
Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.
Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.
Зависимое население
К зависимому населению относились:
Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.
Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.
Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.
Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.
Состав категорий населения в киевской руси
Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение
Для феодального общества характерно деление населения на сословия, т.е. на социальные группы, имеющие определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц.
Сначала правовой статус дружины отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство.
Боярство было привилегированной частью общества. Они были освобождены от уплаты налогов.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее.
В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы.
К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари.
Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.
Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов.
Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова.
Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле.
Зависимые(невольные) люди назывались холопами.
К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.
Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 186. Нарушение авторских прав |
Ответы на вопрос «4. Социальная структура Киевской Руси.» — Конспектов.Нет
Социальная структура общества Киевской Руси
Численность населения древнерусского государства, по разным оценкам, составляла от 5 до 9 млн. человек.
Во главе Руси стояли Рюриковичи – великий киевский князь и его родственники. Князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы. В бывших племенных княжениях от имени великого киевского князя управляли его братья и сыновья.
Бывшие племенные князья и лучшие мужи периода «военной демократии» составляли старшую дружину, верхушку дружинного слоя. Они назывались боярами и составляли постоянный совет («думу») князя.
Младшая дружина – это рядовые воины («гриди», «отроки», «детские»). Из младшей дружины набиралась личная дружина князя, которая состояла у него в услужении.
Из догосударственного периода в социальную структуру Киевской Руси пришла дружина. Но в этот период она делится на старшую и младшую.
Люди – лично свободные жители Киевской Руси. По занятиям люди могли быть и городскими ремесленниками, и крестьянами-общинниками.
Ремесленники были довольно большой группой населения Руси. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К XII в.
в городах Руси насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; ремесленники производили более 150 видов железных изделий. С ростом городов, развитием ремесел связана деятельность такой группы населения, как купцы.
Русско-византийский договор 944 г. позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии.
Крестьяне объединялись в сельскую общину – вервь, которая состояла из экономически самостоятельных семей. Слово «вервь» чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.
Община обладала определенной территорией и отвечала за общественный порядок на ней перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф – виру – за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями.
Владимир I (Святой) Святославович (умер в 1015 гг.), князь новгородский (с 969 г.), великий князь киевский (с 980 г.). Младший сын Святослава. Пришел к власти в Киеве после 8-летней междоусобной войны. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей.
При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. В 988–990 гг. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси.
В русских былинах назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.
Дружина, которая прежде выполняла только военные функции, с конца Х в. все более превращалась в аппарат государственной власти. Дружинники исполняли различные поручения великого князя (в военном деле, в управлении страной, в области дипломатических отношений). При этом князь вынужден был считаться с мнением дружины.
В летописи приводится случай, когда дружина выразила свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду; князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже серебра и золота, удовлетворил ее требование.
В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.
Основной группой населения Киевской Руси были свободные общинники – люди.
Полузависимое население Киевской Руси
В начале XII в. появляется группа полузависимых людей – закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение ссуды – «купы».
Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа.
Закуп был лишен личной свободы, но он мог выкупиться, вернув долг. Но если закуп пытался бежать, он становился полным холопом.
«Русская правда» – свод древнерусского права. Включала отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого (так называемая Древнейшая правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.
Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др.
Сохранилась в 3-х редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной (списки XIII–XVIII вв.).
Небольшой группой полузависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь по «Русской правде» была защищена только 5-гривенным штрафом. Вероятна их связь с составлением договора – ряда. Возможно, рядовичи – это заключившие договор тиуны, ключники, мужья рабынь, а также дети от браков рабов и свободных. Рядовичи часто выполняли мелкие административные поручения своих господ.
Зависимое население Киевской Руси
К полностью зависимым группам населения следует отнести рабов, известных под названием челядь и холопы. Вероятно, челядь – это раннее название, холопы – более позднее. Другое возможное объяснение: челядь – рабы из военнопленных, холопы – внутренние рабы.
Раб не имел права быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.
Источниками рабства были плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба, поступление на службу к князю (тиуном, ключником) без соответствующего договора. На Руси существовало патриархальное рабство, когда рабы привлекались к работе в домашнем хозяйстве, но римского классического рабства не существовало.
Основная масса рабов выполняла черную работу. Их жизнь оценивались в пять гривен. Но в то же время рабы могли быть управляющими, надсмотрщиками, ключниками. Их жизнь (например, княжеского тиуна) оценивалась в 80 гривен, и он мог выступать свидетелем на суде.
Несмотря на существование в Киевской Руси несвободного населения, большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения из-за экономической невыгодности.
Кроме того, на Руси выделяют категории полузависимых и полностью зависимых жителей.
Особой группой населения были смерды. Это, вероятно, несвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество наследникам. Оно передавалось князю.
Можно выделить еще одну группу – изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса – выкупившийся на волю холоп, общинник, изгнанный из верви, разорившийся купец или ремесленник и даже князь, потерявший княжество.
Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение
Для феодального общества характерно деление населения на сословия, т.е. на социальные группы, имеющие определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц.
Сначала правовой статус дружины отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство.
Боярство было привилегированной частью общества. Они были освобождены от уплаты налогов.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее.
В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы.
К белому духовенствупринадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари.
Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.
Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов.
Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова.
Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле.
Зависимые(невольные) люди назывались холопами.
К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.
4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Русская Правда: происхождение, списки, редакции.
В особом правовом положении («над законом») находились князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы — бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.
Боярство выделилось из боевых соратников князя, его старших дружинников. В XI-XII в. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.
В княжеском хозяйстве важной рабочей силой была несвободная челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в кабалу. Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве.
Постепенно формируется боярская вотчина — крупное иммунитетное наследственное землевладение.
Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским,который содержит нормы русского и византийского права.
Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в.
Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семе+йные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда(РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории.
До нас дошло более ста списков РП.
Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную(СП). Самой древней является КП, которая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений.
ПП представляет собой измененную и дополненную КП. Она получила название Правды Ярославичей. КП и ПП вместе называются суд Ярослава Владимировича. Последняя редакция ПП приходится на княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого(1125-1132 гг.). В ПП выделяется Устав Владимира Мономаха.
СП является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в.
Источниками кодификации явились нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруке. В РП прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующая ее замена вирой (денежным штрафом). Круговая порука сохраняется. Ответственность за преступление, совершенное членом общины, несет вся община (дикая вира).
В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами князей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). РП носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различные нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев населения.
Суд и процесс по “Русской правде”
Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суда был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер.
Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и гражданский. Вместе с тем, только по уголовным делам было возможно гонение следа, т.е. расследование преступления по горячим следам.
Особой формой предварительного расследования дела был свод. Свод начинался закличем — публичным объявлением о краже.
Если законный собственник находил человека со своей вещью, тот (новый владелец вещи) должен был объяснить, где и у кого он ее приобрел и так дальше; человек, который не мог объяснить происхождение похищенной вещи, объявлялся вором и подлежал соответствующей ответственности. Крайним (т.е.
вором) объявлялся также тот, в чьих руках находилась вещь до того, как ее следы уходили в другую землю. Также собственник забирал свою вещь, если свод доходил до третьего, а третий сам продолжал свод.
Свидетели делились на послухов (рассказывали про образ жизни подозреваемого и пр.) и видоков (очевидцев происшествия). Были и вещественные доказательства (например, поличное — украденная вещь).
Особым видом доказательства была ордалия, выделялись испытания железом, испытания водой.
Судебный процессимеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:
1) заклич — публичное объявление о совершенном П;
2) свод — очная ставка;
3) гонение следа — поиск доказательств и преступника.
Система доказательствсостояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий.
Система преступлений и наказаний по “Русской правде”
Уголовное право и процесс достаточно подробно регулируются нормами РП. Преступление (П) по РП определяется термином «обида», т. е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли. П не отграничивается в законе от деликта.
Объект П — личность и имущество. Объективная сторона П делится на две стадии: покушение на П и оконченное П. В РП проявляются зачатки понятия «соучастие», но еще нет разделения на роли соучастников. Все соучастники П отвечают поровну.
Имеется представление о превышении пределов необходимой обороны.
К смягчающим обстоятельствам РП относит состояние опьянения, к отягчающим — корыстный умысел.
Субъект П — все физические лица, за исключением рабов. Субъективная сторона П включает умысел или неосторожность. РП еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости, разграничения мотивов П.
Среди имущественных П наибольшее внимание РП уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом.
К имущественным П также относились разбой, уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, злостная неуплата долга.
П против личности:убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.
Система наказанийпо РП довольно простая. Высшая мера наказания — поток и разграбление,назначалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание заключалось в конфискации имущества и обращении преступника вместе с семьей в рабство.
Следующим по тяжести видом наказания была вира — штраф,который назначался только за убийство. Если за преступника платила община, то это называлось дикой вирой.За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались полувиры.Все остальные П наказывались продажей — штрафом, размер которого зависел от тяжести П.
Продажа поступала в казну, а потерпевший получал урок — денежное возмещение за причиненный
ущерб. Смертная казнь в РП не упоминается, хотя применялась на практике. Судебный процессимеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:
1) заклич — публичное объявление о совершенном П;
2) свод — очная ставка;
3) гонение следа — поиск доказательств и преступника.
Система доказательствсостояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий
Группы населения в Древнерусском государстве
Какие населения существовали в Древнерусском государстве? И насколько они были многочисленны? Такими вопросами задаются как археологи, так и просто интересующиеся нашей историей.
По какой-то причине количество находок периода 10-16 веков не столь многочисленно, сколь более поздних периодов. Наверняка вы задумывались, почему.
Чтобы это понять, нужно как следует разобраться в том, кем же были наши предки и какие основные группы населения Киевской Руси существовали.
Фото с сайта interneturok.ru
Перепись населения Древней Руси – немного о численности населения
Итак, давайте попробуем для начала ответить на вопрос о численности населения наших предков. По сравнению с более поздними периодами, исследования ранних проводились редко и невозможно с точностью сказать, сколько же людей жило тогда.
Нашему вниманию доступны лишь приблизительные проценты. Первая перепись населения на Руси произошла во второй половине 13 века благодаря монголам.
Им было необходимо знать, сколько точно людей находится под их покровительством для удобства сбора дани – как обычно, всё объясняется интересом выгоды, а не простым любопытством.
До этого же, по мнению исследователей Вернадского и Тихомирова, на территории Руси проживало с 10 по 13 века приблизительно 4-5 миллионов человек. Свои выводы историки построили на основе найденных архитектурных памятников.
Этих памятников было совсем немного – если говорить точно, то, согласно им, населения Руси в 10 веке тогда набралось бы в два раза меньше, чем ныне только по Москве.
Даже если сделать поправки на то, что сохранилось немало построек в более-менее узнаваемом состоянии, всё равно мы получаем, ничтожное в пределах целой страны количество. А в связи с вражескими набегами населения в 14-15 веках стало и того меньше.
Однако именно монголам мы должны быть, как уже говорилось выше, благодарны за первый документальный учёт количества населения.
На момент набегов на нашу территорию основной массой населения в Древней Руси являлись подневольные люди, которые не вели самостоятельно никаких учётов.
Уже позже, на примере поданном завоевателями, начали появляться первые писцовые книги с упоминанием категорий населения Киевской Руси. Самое интересное, что в них были не только цифры, но и ценные сведения о церквях, поместьях, деревнях.
Какие существовали категории населения
Благодаря сведениям о поселениях мы можем рассуждать и о том, какие группы населения были в древнерусском государстве. Превосходным документом служит также родоначальник правовых документов на территории нашей страны – сборник «Русская правда». Перечислить основные категории населения в древнерусском государстве благодаря нему и переписях получается достаточно достоверно. Итак:
Фото с сайта cdbvizit.ru
Двумя категориями зависимого населения Киевской Руси были:
Кратко о мировоззрении категорий населения в Древней Руси
Несмотря на то, что наши предки по занимаемому положению имели значительные отличия, общую характеристику мировоззрения древнерусского населения привести можно.
Так, исходя из литературных памяток, можно сделать вывод о том, что испокон веков русский народ старался, несмотря на все перипетии, объединиться для борьбы с общим внешним врагом. При этом жители Руси никогда сами ни на кого не нападали, не пытались завоевать.
Тем не менее, своих героев, павших за защиту родины, увековечивали в литературных памятниках. Примером тому служит «Слово о полку Игореве».
Основную часть населения древнерусского государства составляли подневольные люди, среди которых читать и писать умели не все. Однако их с более зажиточными жителями объединяла любовь к фольклору, где ещё присутствовали языческие мотивы.
Даже в вышеназванном «Слове о полку Игореве» встречаются эти мотивы. Песни, заговоры на тот момент были широко распространены, несмотря на долгие старания церкви искоренить «кощунство». В дальнейшем обряды просто превратились в народные игры.
Правовой статус различных категорий населения древнерусского государства разнообразен. Несмотря на то, что на тот момент количество населения, учитывая площадь государства, было невелико, в этом государстве уже существовала довольно чёткая иерархия. И изучать жизнь наших предков необходимо начиная с ознакомления с этой иерархией – тогда многие процессы становятся понятными.
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России
1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;
2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;
3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;
4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.
^ – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.
^ в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.
6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти
Система государственных органов власти Киевской Руси:
1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).
1) она даровалась народом;2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.
Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.
Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.
^ мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам.
Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин.
Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.
Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.
1) земли, населенной людьми князя;2) земли всего княжества с пригородами.
Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.
Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).
Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.
Вече – институт демократии.
Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.
Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.
Русская Правда является одним из основных источников истории государства и права России. Русская Правда не единственный текст, их более 100. Выделяются 3 группы:
1) краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);2) пространная редакция (она содержит 121 статью);3) сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.
^ Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:
1) Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);2) Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.
В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:
1) Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);2) Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.
^ принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.
Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.
По Русской Правде выделялись следующие слои населения:
1) князья (стояли над законом);
2) бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);
3) духовенство (их судила только церковь);
4) простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);
5) закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);
7) рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).
Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен.
Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.
Русская Правда регулировала договорное право.
3) хранения имущества (поклажи);
4) займа с самозакладом (закупничество);
5) подряда («урок мостников»);
Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.
По Русской Правде выделялось наследование:
1) по закону;2) по завещанию.
Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:
1) заклич;2) свод-отыскание ответчика (следствие);3) судоговорение;4) вынесение решения.
1. ^ – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.
2. ^ – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие.
Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.
Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.
Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.
Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.
3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.
На судоговорении стороны должны были представить доказательства и свидетелей своей правоты.
Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).
^ – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.
По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев.
Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.
Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):
1) свидетельские показания:а) видаки (очевидцы);б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;2) письменные документы;3) улики (раны, ссадины).
Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.
Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.
Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.
Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.
Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.
Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.
а) убийство в ссоре или на пиру;б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е.
превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);
2) причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).
2. ^ – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.
3. Против собственности.
Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.
Государственных преступлений в те годы не было.Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.
1) месть;2) поток и разграбление;3) штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).
Феодальная раздробленность Руси оформилась к концу первой трети XII в., после смерти Великого князя Мстислава Владимировича Великого.
1) Любеческий съезд князей, который постановил, что удельные князья полноправно управляют своими вотчинами независимо от воли Великого киевского князя;
2) социально-экономические причины:
а) господство натурального хозяйства и расширение феодального землевладения;б) рост экономического могущества местных феодалов;в) развитие политического сепаратизма местных феодалов.
Хозяйство Древней Руси Категории населения в
• Хозяйство Древней Руси • Категории населения в Древнерусском государстве • Управление Древнерусским государством
Хозяйство Киевской Руси • Основу сельского хозяйства составляло пашенное земледелие. • Землю обрабатывали вполне совершенными орудиями — плугом с двойной упряжкой волов (ралом) либо сохой с железным лемехом, в которую запрягалась лошадь. • Сеяли: рожь, пшеницу, полбу, овес, ячмень, просо, горох, чечевицу, с XIV в. — гречиху.
• Заметным видом деятельности были рыболовство, бортничество и охота.
Драгоценные металлы были малодоступны для обработки. Серебро доставлялось с разных сторон: из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии. Золото получали в результате торговли или войны от византийцев и половцев.
Золото и серебро использовали для изготовления всевозможных сосудов: блюд, чаш и кубков, а позже для чеканки монет, изготовления печатей.
Феодализация земли • Территория государства находилась в коллективной собственности княжеского рода. • Первоначально пахотная земля находилась в общинной собственности.
• С возникновением государства начинается процесс феодализации земель в виде окняжения земель, а затем и их обояривания (в добровольной, насильственной или долговой форме).
• Формой реализации земельной собственности становится феодальная земельная рента в виде отработочной ренты (барщины) и продуктовой, реже денежной ренты (оброка).
Вотчина ( дедина ) • Вотчина — форма феодального безусловного наследуемого землевладения. Возникла в Х-Х I вв.
По принадлежности • княжеская • боярская • монастырская (церковная) По способу получения • родовая • жалованная • купленная • взятая за долги • Вотчина – это система замкнутого натурального хозяйства. Она была освобождена от налогов пользу князя.
Торговые пути Древней Руси • Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки — путь из Варяг в Греки (по Днепру, Ловати, Волхову, озерам Ильмень и Неро до Балтийского моря). • Этот путь стал основной дорогой Древней Руси.
• Другой путь — по Волге и Каспию — из Варяг в Персы. • Были и сухопутные пути в Западную Европу ( из Киева на запад через Владимир и Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль ).
• Русь была транзитным торговым государством.
Внешняя торговля • Торговали с Византией, Центральной и Восточной Европой, Средней Азией, Персией и Арабскими странами. • С древнейших времен основным предметом русского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед, лес, моржовый клык.
предусматривали для русских купцов право беспошлинной торговли (вплоть до 945 г. )
• Количество городов: 25 — при Владимире (Х в. ); около 60 — при Ярославе (к середине XI в); около 220 — в начале XIII в. • В середине XIII в. насчитывалось свыше 300 городов, в которых имелось примерно 64 ремесленных специальности.
Особенно высока была степень специализации в области технологии обработки металлов.
Древнерусский город • В центре города был кремль (крепость) с детинцем, где обитали князь и дружина. • За стенами кремля располагался посад — часть города, где жили ремесленники и торговцы.
Деньги в Древней Руси • На Руси издавна деньгами были скот и меха. • В расчетах чаще использовались меховые деньги — шкурки соболя (черной куницы), куниц и белок в опломбированных связках. Этот факт отражают названия денежных единиц — куны, мордки, ушки, ногаты, резаны, выверицы.
Социальная структура и основные категории населения Древней Руси Высшие сословия Служители культа Бояре Князья Дружинники Волхвы (языческие жрецы до принятия христианств а) Православно е духовенство (с X в.
) Потомки родоплеменно й знати, дружинники Вожди племен, позже – правители государственн ых образований Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленчески е функции Низшие сословия Люди, или смерды (свободные крестьяне-общинники) Рабское население (зависимая социальная группа, близкая к рабам) Градские люди (горожане) Купцы Ремесленники.