какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете расскажите об их значении и строении к чему
Сложноподчиненное предложение (СПП)
Что такое сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.
Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.
Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.
Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.
Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.
Как связаны части сложноподчиненных предложений
В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Значения сложноподчиненных предложений
В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.
Именные придаточные предложения
Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.
Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:
Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.
К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.
Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:
Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.
С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.
Обстоятельственные придаточные предложения
Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:
Урок по теме «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению»
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование: учебник по русскому языку, листы с текстом для каждого ученика, таблица.
1. Организационный момент.
2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели):
С тех пор как мир возник во мгле,
еще никто на всей земле
не предавался сожаленью
о том, отдал жизнь ученью.
С тех пор как существует мирозданье –
Такого нет, кто б не нуждался в знании.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.
3. Постановка темы и цели урока.
4. Повторение пройденного материала.
А сейчас мы вспомним, что знаем о СПП. Если вы согласны с высказыванием, то ставите на полях тетради “плюс”, если не согласны, то ставите “минус”. Итак,
– Молодцы. Вернемся к теме урока. Придаточные выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми смыслами, которые они выражают. Эти смыслы легко понять, если научиться ставить вопрос.
– Разберем три предложения и зададим вопрос от главной части к придаточной.
Я сказал, (что?) что люблю осенний лес.
Нужно зажечь лампу, (зачем?) потому что становится темно.
– Выделить грамматическую основу, объяснить постановку запятой.
– Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части.)
– Чем отличаются? (Вопросом.)
– Выпишем вопросы. (Какой? Зачем? Что?)
– Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения.)
– По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
(По ходу работы на доске постепенно создается таблица)
– Как определить вид придаточного? (Нужно задать вопрос от главного к придаточному.)
Выполним упражнение № 8. Обозначьте границы предложений, входящих в состав сложного. Укажите 1) грамматические основы; 2) союзы или союзные слова, которыми связываются придаточные предложения с главным; 3) какими членами предложения являются союзные слова; 4) задайте вопрос и определите вид придаточного.
7. Самостоятельная работа.
№ 11. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите границы главного и придаточного. Укажите, союзом или союзным словом связаны части сложного предложения. Составьте схему предложения. Задайте вопрос и определите группу придаточного.
Основные группы сложноподчинённых предложений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные виды сложноподчинённых предложений по их значению
Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Максим Горький Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери. Максим Горький
Простое предложение Сложноподчиненное предложение
В) Обстоятельство Вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и другие Б) Дополнение Вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного ) А) Определение Вопросы: какой? чей? 2.Второстепенные члены 1.Есть главные и второстепенные члены Сложноподчиненное предложение Простое предложение
В) Обстоятельственные. В) Обстоятельство Вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и другие Б) Изъяснительные Б) Дополнение Вопросы косвенных падежей ( все, кроме именительного) А) Определительные А) Определение Вопросы: какой? чей? 2.Группы придаточных предложений 2.Второстепенные члены 1. Есть главное и зависимое (придаточное) предложения 1.Есть главные и второстепенные члены Сложноподчиненное предложение Простое предложение
Мама – самый близкий человек и верный (какой?) друг. (определение ). Мама – самый близкий человек, (какой?) который никогда не предаст. (придаточное определительное)
Сердце матери всегда предчувствует (что?) недоброе. (вопросы косв. пад.) (дополнение ) Сердце матери всегда предчувствует, (что?) что случится что–то недоброе. (вопросы косв. пад.) (придаточное изъяснительное )
Мать простит нас (когда?) всегда. (Обстоятельство) Мать прощает нас даже тогда, (когда?) когда мы делаем ей больно. ( придаточное обстоятельственное ).
В) Обстоятельственные. Вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и другие В) Обстоятельство Вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и другие Б) Изъяснительные Вопросы косвенных падежей ( все, кроме именительного) Б) Дополнение Вопросы косвенных падежей ( все, кроме именительного) А) Определительные Вопросы: какой? чей? А) Определение Вопросы: какой? чей? 2.Группы придаточных предложений 2.Второстепенные члены 1. Есть главное и зависимое (придаточное) предложения 1.Есть главные и второстепенные члены Сложноподчиненное предложение Простое предложение
Цикл «Сказки об Италии» состоит из 27 произведений и был написан Горьким в 1911 году в Италии, на острове Капри. Эпиграфом к циклу он взял слова Г. Х. Андерсена: „Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь“?»
Простое предложение Сложноподчиненное предложение 1.Есть главные и второстепенные члены 1. Есть главное и зависимое (придаточное) предложения 2.Второстепенные члены 2.Группы придаточных предложений А) Определение Вопросы: какой? чей? А) Определительные Вопросы: какой? чей? Б) Дополнение Вопросы косвенных падежей ( все, кроме именительного) Б) Изъяснительные Вопросы косвенных падежей ( все, кроме именительного) В) Обстоятельство Вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и другие В) Обстоятельственные. Вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и другие
Выразительно прочитайте текст и выполните задания Вариант1 Задания1. 1. Выпишите главную мысль. 2. Какой эпитет из предложения 16 подчеркивает жестокость Тимура. 3. Каким предстаёт Тимур перед матерью? (29) 5. Почему он поклонился ей? 6. Как вы понимаете смысл фразы: «— вся гордость мира — от Матерей. » Задание2. Укажите грамматические основы СПП под номерами 27,29 укажите группу придаточного по значению, составьте схему предложений.
Выразительно прочитайте текст и выполните задания Вариант2 Задания1. 1. Выпишите главную мысль. 2. Какое сравнение из предложения 16 подчеркивает жестокость Тимура. 3. Кто Тимур? 5. Кто такая мать? Что поразило Тимура? 6. Как вы понимаете смысл фразы: «если ищешь любимое — дует попутный ветер.» Задание2. Укажите грамматические основы СПП под номерами 14,18 укажите группу придаточного по значению, составьте схему предложении.
Гора становится долиной, когда любишь! Разве ты не знаешь, что звери тоже любят детей и умеют бороться за жизнь и свободу их не хуже, чем люди? Отдай мне моего ребенка, потому что я — Мать и люблю его! Поклонимся Матери, которая неутомимо родит нам великих!
Матерь, от древнейшей индоевропейской формы «матэр», т.е.сильный, здоровый.
Тесты 1вариант 1 Мать – это человек, к которому вы бежите со своим горем. 2. Я помню, как мама вела меня первый раз в школу. 3. Мама была рядом, когда я выводила первые в своей жизни буквы и слова. 4.От мамы ты узнаёшь, что сначала «надо сделать дело», а потом «гулять смело». 5. Нужно дарить тепло матерям каждый день и час, чтобы они чувствовали нашу любовь.
Ответы 1.Определительное 2.Изъяснительное 3.Обстоятельственное 4. 2.Изъяснительное 5.Обстоятельственное
Как вы понимаете смысл данной фразы: «Да, всё это вечная правда, мы — сильнее смерти, мы, которые непрерывно дарим миру мудрецов, поэтов и героев, мы, кто сеет в нем всё, чем он славен!» Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Тема урока: Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-исследование
Форма работы: групповая
Цель урока: дать представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;
Прогнозируемые результаты
Личностные: совершенствованиедуховно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к родному краю, к матери, самому близкому и дорогому человеку.
Регулятивные: уметь принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте, анализировать литературное произведение.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач.
Предметные: уметь распознавать сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, расставлять в них знаки препинания, составлять схемы данных предложений правильно употреблять их в речи.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, отрывок из «Легенды о Матери и Тимуре» из цикла М. Горького «Сказки об Италии», вырезанные лепестки ромашки, карточки-задания группам, оценочный лист.
Методы работы: словесный, проблемный, фронтальной, исследовательский, частично-поисковый.
Помогите, ответье на все вопросы правильно и получите 10 баллов (примеры обязательно)
1. На какие группы делятся сложные предложения?
2. Какие предложения называются сложносочиненными?
3. Как делятся сложносочиненные предложения по союзам и значению? Приведите примеры.
4. Какие предложения называются сложноподчиненными?
5. Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему именно относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает). Приведите примеры.
6. Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Приведите примеры.
7. Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
1) На союзные и бессоюзные. Союзные в свою очередь на сложносочиненные и сложноподчиненные.
3) По значению сложносочиненные предложения делятся на следующие группы:
1. сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да (в значении “и”), тоже, также, ни. ни, не только. но и. В таких предложениях, как правило, выражаются значения одновременности или последовательности каких-либо явлений, действий, например: Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (М. Шолохов) ;
2. сложносочиненные предложения с разделительными союзами или, либо, то. то, не то. не то. В таких предложениях, как правило, выражаются значения чередования явлений, возможности одного явления из двух или нескольких, например: То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть (А. Чехов) ;
4) в которых одно из предложений (придаточное) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним подчинительными союзом или союзным словом
Особенности присоединения придаточных предложений к главному:
1. придаточное предложение может пояснять одно слово, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (А. Пушкин) ;
2. придаточное предложение может пояснять словосочетание, например: И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал (А. Пушкин) ;
6)1. с параллельной связью. (Я сказала, что пойду гулять, когда уже стояла в дверях. )
2. с однородной связью (На улице поднялся сильный ветер, когда стало светать и когда стрелки часов показывали ровно пять утра. )
2. с последовательной связью (Солнце закатывалось за горизонт, и поэтому небо окрасилось в оранжевый цвет, который отражался на тихой волжской воде. )
Сложноподчиненные предложения
Что такое сложноподчиненное предложение
Предложение, состоящее из нескольких простых частей, называется сложноподчиненным, когда одна простая часть предложения дополняет или находится в зависимости от другой части. Зависимая часть предложения называется придаточной, она подчиняется главному с помощью вопросов, союзов или союзных слов.
Как его отличить от других сложных
Сложноподчиненное предложение и его отличия от других типов предложений:
Какие части есть в любом сложноподчиненном предложении
Сложноподчиненное предложение, как синтаксическая единица русского языка, имеет отличительные средства составления простых частей. Части сложноподчиненных предложений имеют разные названия. В таком предложении есть всегда главная часть и придаточная. Части предложения находятся в связи друг с другом. С помощью вопроса, вопросительных слов из придаточной части мы узнаем дополнительную информацию, она раскрывает, объясняет, содержательно продолжает главную часть предложения.
В структуре предложения при разборе придаточная часть может быть обнаружена и до, и после, и внутри главной части.
Варианты сложноподчиненных предложений
С помощью вопросов от главной к придаточной части определяются несколько типов связей. В зависимости от обнаруженного смыслового и лексического значения определяем различные варианты сложноподчиненных предложений (например, СПП с придаточным определительным).
Приведена классификации придаточных частей по следующим типам: определительные, изъяснительные и обстоятельственные с подгруппами.