какие группы слов выражают понятия

помогите сделать логику.

Упражнение № 1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет, обоснуйте свою точку зрения
студент,
светает,
человек смеется,
человек, который смеется,
простое повествовательное предложение,
предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние,
деяние есть действие или бездействие,
действие или бездействие.
Упражнение № 2. Какие признаки являются существенными для указанных ниже предметов, а какие – нет?
Карандаш – круглый, красный, длиной 20 см., оставляет след на бумаге имеет грифельный стержень, затачивается перочинным ножом, имеет деревянный корпус.
Студент – читает книги, учится в вузе, овладевает знаниями по какой- то специальности, не работает, молодой человек.
Солнце – теплое, ласковое, желтого цвета, находится от Земли на расстоянии 150 миллионов километров, звезда, центр нашей планетной системы.
Упражнение № 3. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие – нерегистрирующими; выделите собирательные понятия
Примеры:
1. «Московский юридический институт» единичное понятие.
2. «Высшее учебное заведение» – общее (нерегистрирующее) понятие.
3. «Балтийский флот РФ» единичное (собирательное) понятие.
1. Юридическое лицо.
2. Ивановская область.
3. Преступное деяние.
4. Депутат.
5. Рабочий класс.
6. Источник права.
7. Организация Объединенных Наций.
8. Правовая норма.
9. Наука.
10. Молодежь.
11. Реплика.
12. Москворецкий мост.
13. Студент РГГУ
14. Следователь Степанов.
15. Декабрист.
Упражнение № 4. Дайте полную логическую характеристику понятиям
Пример:
«Юрист» – понятие общее (не регистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.
1. Государство. 2. Западная граница государства. 3. Невиновность. 4. Учитель. 5. Демонтаж. 6. Законность. 7. Кража. 8. Бескорыстие. 9. Отечество. 10. Министерство юстиции. 11. Подвиг. 12. Мужество космонавта Леонова. 13. Социальная справедливость. 14. Судимость. 15. Созвездие Большой Медведицы. 16. Рота. 17. Случайность. 18. Атеист. 19. Невменяемость. 20. Сонет. 21. фронт.
1.3. Отношения между понятиями
По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.
Существуют три вида отношений совместимости:
1) равно объемность
2) пересечение (перекрещивание),
3) подчинение (субординация)
и три вида отношений несовместимости:
1) соподчинение (координация),
2) противоположность (контрасность),
3) противоречие (контрадикторность).
Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

Упражнение № 5. Подберите понятия, равнозначные данным
1. Квадрат.
2. Конституция.
3. Первая общественно-экономическая формация.
4. Высшая стадия развития.
5. Феодализм.
6. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
7. Первая скрипка в оркестре.
8. Изваяние.
9. Рука.
10. Разумное существо.
11. Полдень.
12. Верховный суд Российской Федерации.
13. Арест.
14. Первый космонавт.
15. Декрет.
Упражнение № 6.
Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие – целого и части
1. Образное выражение, поговорка. 2. Система права, гражданское право. 3. Элементарная частица, позитрон. 4. Батальон, рота. 5. Дерево, крона. 6. Учебное заведение, лицей. 7. Военно-морской флот, линкор. 8. Драматическое произведение, комедия. 9. Галактика, созвездие. 10. Институт, факультет. 11. Мечеть, минарет. 12. Преступление, умышленное преступление. 13. Лицемерие, двуличие. 14. Политическая структура, партия. 15. Государственная власть, парламент.
Упражнение № 7.
Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям
1. Преступление. 2. Наказание. 3. Налог. 4. Городской транспорт. 5. Высшее учебное заведение. 6. Офицер. 7. Приговор. 8. Спортивная игра. 9. Сделка. 10. Смычковый инструмент. 11. Художественная литература. 12. Хищение. 13. Право. 14. Ученое звание. 15. Форма государственного устройства.

Источник

Группы слов по происхождению и употреблению

1. Общеупотребительная лексика

В состав общеупотребительной лексики входят слова, постоянно использующиеся в речи и известные всем носителям языка. Эти слова, выражая главные жизненные понятия, являются важнейшей частью языка, представляют собой его ядро. Большая часть общеупотребительной лексики стилистически нейтральна.
Например: вода, земля, лес, хлеб, работать, кушать, голова и т.д.

2. Необщеупотребительная лексика.

Это слова ограниченного употребления, которые используются определенными людьми в рамках различных профессий, видов деятельности или географических территорий.
В состав необщеупотребительной лексики входят диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы и термины (специальная лексика).

Диалектная лексика
Диалектную лексику составляют слова, характерные для речи людей, живущих на одной местности. Как правило, такая лексика употребляется в устной форме и представляет собой разговорно-бытовую речь жителей сельской местности.
Например: вядро (ведро), кочет (петух), жамки (пряники).

Жаргонизмы
Жаргонизмы — это слова, которые используются в речи определенными социальными группами людей. Жаргонная лексика имеет узкую сферу употребления: ее используют в основном при общении со «своими», с людьми одного социального круга.
Известны, например, молодежный, военный, студенческий, уголовный и другие жаргоны.
Например: комп (компьютер) лаба (лабораторная работа), шпора (шпаргалка).

Профессионализмы и термины (специальная лексика)
Профессиональная лексика употребляется в определенных сферах деятельности, профессиях, областях науки. В состав такой лексики входят слова или словосочетания, которые называют специальные понятия какой-либо сферы науки, искусства или производства, не ставшие общеупотребительными. В толковых словарях термины и профессионализмы имеют помету «специальное». Каждая сфера знаний оперирует своими профессионализмами и терминами. Между ними, кстати, есть различия.
Термины — это специальные названия характерных для определенной сферы предметов, явлений понятий.
Например: скальпель — у хирургов, автономия воли — у юристов, филировка — у парикмахеров.

Профессионализмы — это слова, скорее характерные для речи людей, занимающихся определенным видом деятельности.
Например: баранка (руль) — у шоферов, концовка (графическое украшение в конце книги) — у полиграфистов.

Источник

Контрольная работа по «Логике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Указать, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет:
Определить, какие операции произведены с понятиями и правильно ли они произведены:
Укажите ближайший род для следующих понятий:
Укажите ближайший вид для следующих понятий:
Проанализируйте содержание понятий с точки зрения необходимых и случайных признаков:
Восстановить если возможно, полисиллогизм:

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая логика.doc

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический
университет

Вариант №2

Студент: Мельникова Е.В..

студент, светает, человек смеется; человек, который смеется, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

Понятие: студент, человек смеется, человек, который смеется, деяние есть действие или бездействие.

Не выражают понятие: вечереет, действие или бездействие.

парламентская республика → республика → форма правления;

общество → классовое общество → интеллигенция;

юридический факультет – факультет → университет;

море → Балтийское море → Финский залив;

Полярная звезда → созвездие Малой Медведицы → созвездие.

3. Обобщите и ограничьте понятия:

кража, ВУЗ, планет, школа, Уголовный кодекс, воспитание, судья.

Обобщение – это логическая операция, состоящая в переходе от некоторого понятия А к другому понятию В, при котором объем понятия А оказывается частью объема понятия В.

Противоположной операцией обобщению в логике выступает операция ограничения.

Ограничение – переход от понятия А к другому понятию В, при котором объем понятия В представляет собой часть объема понятия А.

В понятие Уголовный Кодекс входит такое понятие, как кража;

В такое понятие как воспитание входит понятие школа;

Понятия ВУЗ, планета, судья ограничены друг от друга.

автократия, клевета, студент, преступление, коллектив, понятие.

Понятие А является родом по отношению к понятию В, если А может быть получено в результате обобщения В.

Совершать операции обобщения и ограничения понятий можно только с теми понятиями, которые связаны родо-видовыми отношениями.

деяние, коллектив, преступление, дивизия, коллектив МГУ, демократия.

Понятие В является видом понятия А, если В может быть получено в результате ограничения А.

6.Проанализируйте содержание понятий с точки зрения необходимых и случайных признаков:

«договор», «иск», «правовое государство», » чувство долга».

7. Восстановить если возможно, полисиллогизм:

Преступления общественно опасны.

Все тайные присвоения книг из библиотеки-кражи.

Полисиллогизм представляет собой цепь, следующих дру за другом силлогизмов, в которой каждый новый силлогизм получается присоединением, через общий термин, новой посылки с одним новым термином, к старому заключению.

В прогрессивном полисиллогизме заключение предшествующего силлогизма становится большой посылкой нового и все мышление выстраивается в плавно развивающуюся последовательную линию, возможную, когда предикат заключения, выходя из первой посылки, остается неизменным в процессе всего рассуждения (то есть, когда к указанному свойству непосредственно или опосредованно приводится различные понятия).

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 5

Задание. Есть слова, обозначающие только понятие, они называются однозначными. Слова, которые имеют и переносные значения, называются многозначными. Определите те и другие среди представленных слов (сверьтесь со словарём): кислород, солнце, метро, эпоха.

Задание. Посмотрите в толковом словаре статью о тропе. И если заинтересуетесь, познакомьтесь с тяготеющей к метафоре перифразе, с разновидностью метонимии синекдохой.

Не только отдельные слова способны передавать определённое понятие или образ, но и словосочетания, например: трескучий мороз, бежать во все лопатки. Как видно из примеров, именно в совокупности значений слов, входящих в словосочетание, раскрывается понятие, суждение или явление действительности. Такие словосочетания называются несвободные (в отличие от свободных, о которых речь пойдёт на занятиях, посвящённых синтаксису), или устойчивые. Устойчивые словосочетания, обладающие образным значением (в нашем примере это трескучий мороз и особенно бежать во все лопатки), называются фразеологическими сочетаниями или фразеологизмами (гр. phrasis выражение + logos учение, слово).

К фразеологизмам относятся:

в) фразеологические выражения: пословицы, поговорки. Они содержат в себе законченность фразы, утверждение, вывод, например: Под лежачий камень вода не течёт;

Древнеримскому оратору Цицерону принадлежит афоризм Мудростью надо уметь пользоваться. Неправильное употребление фразеологизмов ведёт к речевым ошибкам.

Задание. Объясните, что породило непонимание между участниками такой сценки.
Армейский строй. Командир:
— И намотайте себе на ус, в армии дисциплина прежде всего.
Рядовой:
— А в военкомате сказали, что в армии солдатам запрещено носить усы.

2) искажение грамматической формы слова в составе фразеологизма, например: Пока суть да дело погода испортилась (надо суд да дело) или Отряды шли по площади бок в бок (надо бок о бок);

3) лексическое видоизменение фразеологизма, например: Пора тебе уже взяться за свой ум (вместо взяться за ум). Фразеологизм нечленим, в его состав нельзя ввести дополнительную единицу. Недопустима и замена слова во фразеологизме, например: Всё возвращается на спирали своя (вместо на круги своя);

4) изменение лексической сочетаемости фразеологизма, например: Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки (надо: имеют большое значение или играют большую роль).

Источник

обоснуйте:

б) человек, который смеется;

г) предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние;

е) требование закона;

ж) это сладкое слово свобода;

з) молодой человек приятной наружности.

2. Определите содержание следующих понятий (выделите признаки их предметов):

3. Определите объем каждого понятия. Укажите понятия с регистрируемым и нерегистрируемым объемом:

б) наименьшее натуральное число;

в) наибольшее натуральное число;

г) время года между осенью и зимой;

д) банковская операция;

ж) коммунистическое общество;

и) высшая мера наказания;

4. Определите, употреблены ли выделенные в рассуждениях понятия как разделительные или собирательные:

а) Граждане нашего государства поддерживают идею частной собст­-
венности на землю.

б) Граждане нашего государства обязаны соблюдать закон.

в) Ученые – национальное богатство страны.

г) Человек имеет способность к абстрактному мышлению.
д) Человек человеку – друг.

е) Книга – лучший подарок.

Дайте логическую характеристику следующим понятиям (определите вид понятия по содержанию и объему).

з) коллекция;
и) косвенный налог;
к) контраргумент;

л) северный полюс магнита.

6. Определите отношения между объемами понятий и изобразите эти отношения с помощью круговых схем (кругов Эйлера):

а) Президент, глава государства, президент РФ, президент фирмы, монарх;

б) переводчик с иностранного языка; человек, свободно владеющий
иностранным языком; человек, свободно владеющий французским языком;
человек с высшим образованием;

в) женщина, врач, мужчина, пациент;

г) свидетель происшествия, виновник происшествия, водитель автомобиля, пешеход;

е) город, европейский город, город в Азии, столица России, город с
самым большим населением в России, деревня;

ж) отец, сын, дед, внук, брат;

з) годовщина, день рождения, юбилей;

и) первый этаж, последний этаж, второй этаж, пятый этаж;

к) правая рука, левая рука;

7. Ограничьте и обобщите следующие понятия:

а) простое суждение;

б) абстрактное понятие;

в) третья планета от Солнца;

8. Из учебной литературы по Вашей специальности приведите примеры определений, описаний, характеристик.

9. Правильны ли приведенные определения? Если нет, укажите ошибку:

а) Прибыль есть разница между выручкой производителя за
реализованную продукцию и издержками на ее производство.

б) Содержание понятия – это совокупность существенных признаков
предмета или класса предметов, необходимых и достаточных для выделения этого предмета (класса предметов) из остальных.

в) Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или
собственник которого неизвестен.

г) Философ – ученый, занимающийся философией.

д) Вычитание – операция, обратная сложению.

е) Аудитория – помещение для лекций.

ж) Природа – великий учитель человека.

з) Безбожник – человек, не признающий существования бога.
и) Покой – это отсутствие беспокойства.

к) «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность –сжатое или сосредоточенное общество»(Вл.Соловьев).

10. Приведите примеры классификаций, содержащихся в учебной литературе по Вашей специальности.

11. Произведите операцию деления понятия. Укажите основание деления:

12. Правильно ли произведено деление понятий? Если нет, укажите ошибку:

а) Год делится на 12 месяцев.

б) К ценным бумагам относятся акции и чеки.

в) Земной шар делится на западное и восточное полушария.

г) В книге можно выделить введение, основную часть, заключение и
список литературы.

д) Понятия по объему бывают единичными, общими и нулевыми.

е) Определения понятия могут быть явными и неявными, реальными и
номинальными.

ж) Обувь делится на мужскую, женскую, детскую, спортивную, рабочую.

какие группы слов выражают понятия. Смотреть фото какие группы слов выражают понятия. Смотреть картинку какие группы слов выражают понятия. Картинка про какие группы слов выражают понятия. Фото какие группы слов выражают понятия

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

какие группы слов выражают понятия. Смотреть фото какие группы слов выражают понятия. Смотреть картинку какие группы слов выражают понятия. Картинка про какие группы слов выражают понятия. Фото какие группы слов выражают понятия

какие группы слов выражают понятия. Смотреть фото какие группы слов выражают понятия. Смотреть картинку какие группы слов выражают понятия. Картинка про какие группы слов выражают понятия. Фото какие группы слов выражают понятия

какие группы слов выражают понятия. Смотреть фото какие группы слов выражают понятия. Смотреть картинку какие группы слов выражают понятия. Картинка про какие группы слов выражают понятия. Фото какие группы слов выражают понятия

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *