Часть 3. Царство Растения. Группа Водоросли (несколько отделов).
24. Рассмотрите изображенные на рисунке растения. Напишите, к каким систематическим группам они относятся.
25. Пользуясь текстом учебника, выпишите основные признаки, характерные для водорослей. Автотрофы; могут быть одноклеточными, колониальными и многоклеточными; на теле многоклеточных водорослей отсутствуют вегетативные органы; тело представляет собой слоевище; отсутствуют корни; клеточная стенка состоит из целлюлозы и пектиновых веществ.
26. Как размножаются водоросли? Опишите половое размножение водорослей. Размножаются водоросли как половым, так и бесполым способом. Половое происходит по следующей последовательности: гаметы – оплодотворение – зигота – зооспоры – взрослая особь.
27. Какие водоросли изображены на рисунке? Напишите, где они обитают.
1. Саргассум. Распространены по берегам теплых морей планеты. 2. Ламинария. Обитает в южных частях Японского, Охотского, Белого и Карского морях. 3. Ламинария пальчатая. Живет в Северной Атлантике. 4. Фукус. Встречается на литорали и в сублиторали практически по всему миру.
28. Запишите определения. Слоевище – это тело, не расчлененное на ткани и органы. Ризоиды – это нитевидные образования, служащие для прикрепления водоросли к субстрату и поглощению минеральных веществ.
29. Каково значение водорослей в живой природе и в жизни человека? • Как продуценты выводят органические вещества из неорганических; • Выделяют кислород; • Употребляются в пищу скотом и людьми; • Применяются в изготовлении лекарств; • Используются в пищевой промышленности; • Выступают в качестве индикатора загрязнений.
30. Выполните лабораторную работу «Строение спирогиры». 1. Рассмотрите спирогиру. Опишите ее внешний вид и сделайте рисунок.
Неветвящаяся нитевидная водоросль зеленого цвета. 2. Рассмотрите микропрепарат «Строение спирогиры» при небольшом увеличении микроскопа (56 раз). Опишите её строение. Сделайте рисунок.
Нитчатая водоросль со спиралевидно расположенными пигментами хлорофилла. 3. Рассмотрите при большом увеличении микроскопа одну клетку спирогиры. Из каких частей она состоит? Зарисуйте клетку, подпишите названия её частей.
На рисунках изображена реконструкция растения, произраставшего около 350 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде произрастало данное растение. Это растение имеет признаки двух отделов. Назовите их. Какие черты строения сближают его с представителями этих отделов?
2. отдел — Папоротниковые: отпечаток листа (вайи), характерного для папоротников;
3. отдел — Голосеменные растения: наличие семян;
4. группа семенных папоротников (семенные папоротники).
Установите соответствие между характеристиками классов отдела покрытосеменные и классами, представители которых изображены на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КЛАССА
А) стержневая корневая система
Б) диффузное расположение проводящих пучков в стебле
В) параллельное жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) две семядоли в семени
Е) проводящие пучки с камбием
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Соответствие между характеристиками классов отдела покрытосеменные и классами, представители которых изображены на рисунках:
1) класс Однодольные: Б) диффузное расположение проводящих пучков в стебле; В) параллельное жилкование листьев; Г) число частей цветка кратно трём
2) класс Двудольные: А) стержневая корневая система; Д) две семядоли в семени; Е) проводящие пучки с камбием
На рисунках изображены сегмент окаменелости стебля и реконструкция растения, обитавшего около 360–300 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каком периоде произрастало данное растение. К какому отделу растений вы бы отнесли данный организм? Какие черты строения сближают его с современными представителями этого отдела? В чём заключался вклад этих древних растений в образование геологических формаций Земли?
Название и продолжительность, млн. лет
Возраст (начало эры), млн. лет
Название и продолжительность, млн. лет
Кайнозойская, 66
66
Четвертичный, 2,58
Мезозойская, 186
252
Меловой, 79
Палеозойская, 289
541
Пермский, 47
Каменноугольный, 60
1. Эра — Палеозойская; период – Каменноугольный.
2. Отдел — Хвощевидные (Хвощи).
3. Членистый стебель.
4. Мутовчатое ветвление.
5. Наличие корневища.
6. Участвовали в образовании каменного угля.
Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле
Самое большое количество видов растений на планете из отдела покрытосеменных, у них есть цветок, плод и семя, поэтому они занимают господствующее положение.
Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу
Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу голосеменных. Семена есть у цветковых и голосеменных,но семена цветковых находятся в плоде.
На какие классы делят покрытосеменные растения? Укажите основные признаки, по которым происходит это деление.
1) Существует два класса покрытосеменных растений — однодольные и двудольные.
2) Однодольные растения имеют одну семядолю в семени, дуговое или параллельное жилкование листьев, мочковатую корневую систему, цветок трехчленный.
3) Двудольные растения имеют две семядоли в cемени, сетчатое жилкование листьев и стержневую корневую систему, цветок четырех или пятичленный.
А разве не нужно прибавить,что у двудольных слабо развит эндосперм,а у однодольных наоборот?
Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом.
Эндосперм хорошо представлен в семенах помидоров, баклажанов, сирени, мака и липы.
Еще про камбий указать можно. У двудольных растений он имеется, а вот у однодольных отсутствует.
Рассмотрите рисунки. Опишите отличительные особенности данных растений и определите к какому отделу они относятся.
1. На правом рисунке изображён хвощ.
Хвощи принадлежат к отделу Хвощевидные. Отличительные особенности хвощей: редуцированные листья, мутовчатое расположение листьев, спороносные побеги без хлорофилла.
2. На левом рисунке изображена земляника.
Земляника принадлежит отделу Цветковые (Покрытосеменные).
Отличительные особенности: имеются цветы, характерные плоды (орешек), сложные листья с сетчатым жилкованием.
Сетчатое жилкование делится на перистое и пальчатое, поэтому можно писать перистое.
Думаю что зачтут, если написать клубника, а не земляника.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для отдела, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) не имеет сосудов в проводящей системе
2) листостебельное растение развивается из споры
3) корневая система стержневого типа
4) обитает в водной среде
5) доминирующая стадия — спорофит
6) спорофит развивается на гаметофите
На рисунке изображен мох.
Признаки характерны для отдела Моховидные:
1) не имеет сосудов в проводящей системе;
2) листостебельное растение развивается из споры;
6) спорофит развивается на гаметофите.
На рисунке изображён медуллоза Ноэ — семенной папоротник — вымершее около 270 млн лет назад растение.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымирает данный организм, а также его возможного «близкого родственника» в современной флоре (ответ — на уровне отдела).
Какие черты строения характеризуют растение медуллоза Ноэ как высшее семенное растение?
ЭРА
Период и продолжительность (в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и продолжи- тельность (в млн лет)
Начало (млн лет назад)
Кайнозойская, 67
67
Антропоген, 1,5
Появление и развитие человека. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5
Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42
Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Появление первых птиц, примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Господство голосеменных. Процветание головоногих моллюсков
Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб
Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых
Семенные папоротники — группа наиболее примитивная среди голосеменных растений. Одни ученые приходят к выводу, что они занимают промежуточное положение между настоящими папоротниками и голосеменными, в то время как другие считают эти группы возникшими и эволюционировавшими параллельно.
1) Эра: Палеозойская
Период: Пермский (Пермь)
2) «Близких родственников» данного растения в современной флоре: Голосеменные
3) Признаки высших семенных растений:
Тело расчленено на корень, стебель, листья и органы размножения. Размножение семенных папоротников происходило с помощью семян. Спорофит является доминирующим поколением; гаметофит крайне редуцирован. Спорофит разноспоровый, т.е. образует споры двух типов: микроспоры и мегаспоры; микроспора – пыльцевое зерно, мегаспора – зародышевый мешок. Вода для полового размножения не нужна.
Существует точка зрения, согласно которой семенные папоротники не имели настоящего семени, хотя у них был семязачаток. В связи с этим их, а также современные саговниковые и гинкговые причисляли не к семенным, а к так называемым семязачатковым растениям.
Древовидные растения, внешним обликом и строением листьев напоминавшие настоящие папоротники, но размножавшиеся при помощи семян. Развитие зародыша, скорее всего, происходило уже после опадания семени на землю. Крупные стебли семенных папоротников содержали в себе вторичную ксилему; перистые листья отличались от настоящих папоротников только по строению эпидермы, устьиц и черешков.
Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений.
КЛАСС РАСТЕНИЙ
ПРИЗНАКИ
А) стержневая корневая система
Б) параллельное или дуговое жилкование листьев
В) сетчатое жилкование листьев
Г) развит камбий, древесина
Д) мочковатая корневая система
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В этом вопросе необходимо знать признаки классов. У двудольных — А) стержневая корневая система, В) сетчатое жилкование листьев, Г) развит камбий, поскольку идет утолщение органов при росте.
У однодольных: Б) параллельное или дуговое жилкование листьев;Д) мочковатая корневая система; Е) камбия нет
Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ОСОБЕННОСТИ
А) листостебельное растение в почве закрепляется ризоидами
Б) в цикле развития преобладает спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается зелёная нить
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) Мхи: (А) не имеют корней, закрепляются в почве ризоидами, (В) споры развиваются в коробочках, в цикле развития преобладает гаметофит. (Е) Спора прорастает в зеленую нить — протонему.
2) Папоротники: (Б) в цикле развития преобладает спорофит; (Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев; (Д) из споры развивается заросток
Для каждого признака установите, для кого он характерен – для высших (1) или низших (2) растений:
А) тело представляет собой таллом, или слоевище
Б) имеют вегетативные и генеративные органы
В) не имеют органов и тканей
Г) имеют ткани и органы
Д) живут главным образом в водной среде
Е) имеются одноклеточные формы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Водоросли — низшие растения, не имеют органов и тканей, имеются одноклеточные формы.
на сколько я понимаю, ответы на такие задания всегда соотносятся 3:3. А тут 2:4. Первый раз встречаю такое
Были реальные случаи, когда все шесть ответов относились к 1, а другого варианта не было.
Тем не менее, в заданиях ЕГЭ−2014, демонстрационных версиях ЕГЭ−2015 и ЕГЭ−2016 именно указанный ответ считается составителями экзамена правильным. К сожалению, подобные неточности нередки на ЕГЭ по биологии.
Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?
Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами семена образуются на видоизмененных побегах — шишках или шишкоягодах.
Докажите, что томаты и картофель относят к одному семейству.
1) Растения имеют сходное строение цветка Ч(5)Л(5)Т5П1.
Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?
1) У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган, приспособленный к половому размножению.
2) Двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя.
3) Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.
В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.
А про то, что от воды не зависит не пишите потому, что это еще у голосеменных появилось?
Оплодотворение не зависит от воды — в принципе тоже можно называть, но это не систематический признак.
Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с
У папоротников по сравнению с мхами впервые появляются корни.
Плауны, хвощи и папоротники относятся к одному отделу — Папоротниковидные.
Папоротники, хвощи, плауны относятся к отделам папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные соответственно. Не так ли?
Существуют и иные варианты классификаций. Например, в литературе ориентированной на школьников часто приводят совсем простую классификацию подразделяя папоротники на три семейства: настоящие папоротники, сальвиниевые и ужовниковые. Стоит отметить, что иногда отдел папоротникообразные подразделяют на три класса: папоротниковидные, плауновые и хвощовые. В других классификациях плауновые и хвощовые выделяют в собственные отделы.
Разногласия в классификации не влияют на вариант ответа.
Установите соответствие между характеристикой и группой растений.
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы
1) Зелёные водоросли
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Зелёные водоросли: не имеют тканей, не имеют органов, содержат одноклеточные и многоклеточные организмы. Моховидные: имеют коробочки со спорами, у некоторых представителей имеются водоносные клетки (сфагнум, например), спорофит развивается на гаметофите.
Почему у моховидных спорофит развивается на гаметофите, если это единственные растения, у которых гаметофит преобладает над спорофитом?
Имеет смысл включить в комментарий к пояснению и заданию.
Тем не менее, в этом задании прошедшего ЕГЭ−2014 именно указанный ответ считается составителями экзамена правильным. К сожалению, подобные неточности нередки на ЕГЭ по биологии.
Укажите основные признаки моховидных растений.
Основная стадия развития — половое поколение, а бесполое находится на нем. Половое поколение представлено побегами с листьями. Корней нет. Размножаются спорами, размножение связано с капельно-жидкой водой.
Слово ВМЕСТО лучше не употреблять в данном контексте, т.к. их эволюционно ещё нет.
Можно ли ответить на этот вопрос так:
1. Корней нет. (ризоиды)
2. Тело представлено слоевищем
3.Преобладает половое поколение-гаметофит(листостебельное растение), бесполое поколение-спорофит (коробочка на ножке) располагается на гаметофите.
4.Размножается спорами, для размножения нужна вода.
Будет ли этот ответ правильным? Заранее спасибо!
Но могут поставить и 3 балла (как комиссия решит).
Укажите основные признаки голосеменных растений.
Среди жизненных форм преобладают деревья и кустарники. Часто листья игольчатые, или хвоя, а растения вечнозеленые, т.е. не сбрасывают листья на зиму. Голосеменные растения размножаются семенами. Имеют специальные органы размножения — мужские и женские шишки. Семязачатки открыто лежат на чешуях женских шишек.
Лиственница сбрасывает иглы каждую осень
На какой из фотографий представлен цветок крестоцветных растений?
на 2. Так как изображен цветок, формула цветка которого соответствует формуле цветка крестоцветных: *Ч4Л4Т4+2П1
Установите соответствие между признаком растения и семейством покрытосеменных, для которого он характерен.
Б) трёхчленный цветок
В) соцветие сложный колос
Г) стержневая корневая система
Д) в проводящей системе есть камбий
Е) листья с параллельным жилкованием
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Семейство Бобовые (класс Двудольные): плод боб, стержневая корневая система, в проводящей системе есть камбий. Семейство Злаки (класс Однодольные): трёхчленный цветок, соцветие сложный колос, листья с параллельным жилкованием.
Вариант «Б» должен быть записан как «трёхчленный околоцветник», а не «трёхчленный цветок», ведь понятие «цветок» включает и тычинки с пестиками. При этом венчик бобовых также представлен тремя частями.
Трёхчленный цветок — это термин, характеризующий однодольные растения.
— цветок с тремя элементами (частями околоцветника, тычинками или пестиками) в круге (три тычинки — у злаковых; 3+3 лепестка и 3+3 тычинки у тюльпана, например)
Анатомия и морфология высших растений. Словарь терминов. — М.: Дрофа Коровкин О.А. 2007
Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в размножении зависят от воды
2) имеют проводящие ткани
3) имеют корни и побеги с листьями
4) имеют вегетативные органы
6) размножаются спорами
Под цифрами 1, 4, 6 — признаки сходства моховидных и папоротникообразных.
Под цифрой 2 — признак папоротниковидных (в стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной — паренхимной ткани), а моховидные — низкорослые многолетние травянистые растения — у большинства из них тело расчленено на стебель и листья, но встречаются и слоевищные формы; вегетативные органы сформированы ассимиляционной, проводящей, запасающей и покровной тканями. Однако в отличие от других высших растений у моховидных отсутствуют настоящие сосуды и механические ткани.
Под цифрой 3 — у моховидных корней нет, есть орган прикрепления — ризоиды. Тело папоротника состоит из листовых пластинок, черешка, видоизменённого побега и корней (вегетативного и придаточного). Листья папоротника называются вайя.
Под цифрой 5 — и моховидные и и папоротниковидные размножаются спорами, семенными являются — голосеменные и покрытосеменные.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор царства растений»
1. Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?
Растения с зеленой окраской в процессе фотосинтеза поглощают свет красной части спектра. Вода плохо пропускает такой свет, на глубине остаются только зеленые и синие лучи, для их поглощения требуются красные пигменты.
2. По каким признакам семенные растения отличаются от мхов? Приведите не менее четырёх признаков.
1) наличие всех типов тканей; 2) наличие корней (развитие корневой системы); 3) размножение семенами, наличие органов, в которых они образуются (шишка, цветок, плод); 4) независимость оплодотворения от наличия воды; 5) преобладание спорофита (бесполое поколение) над гаметофитом (половое поколение) в цикле развития
3. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.
Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые). 1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.) 2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.) 3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами. 4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.
4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1)Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. (2) У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. (3) В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. (4) В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. (5) При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. (6) В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.
2) У водорослей нет органов и тканей. 3) Хемосинтез происходит только у бактерий. 5) При слиянии гамет у растений образуется спорофит.
5. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.
1. У папоротников имеются корни. 2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани. 3. В жизненном цикле преобладает спорофит.
7. Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений?
1) Волоски на листьях и стеблях рассеивают свет, спасают фотосинтезирующие органы от слишком яркого света. 2) Волоски на листьях и стеблях создают рядом с эпидермисом неподвижный слой воздуха, уменьшая испарение воды. 3) Жесткие и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива). 4) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)
8. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.
9. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по типу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.
2 – у водорослей отсутствуют ткани; 4 – ламинарию относят к бурым водорослям; 6 – по способу питания бурые водоросли – фототрофы.
10. Какие прогрессивные признаки сформировались в генеративных органах и половом размножении покрытосеменных растений в процессе эволюции? Приведите не менее четырех признаков, обоснуйте их значение.
1) появление цветка увеличило эффективность опыления; 2) двойное оплодотворение, в результате чего семя имеет триплоидный эндосперм, что улучшило питание зародыша; 3) развитие семязачатков в завязи пестика обеспечило их защиту (защиту семян); 4) появление плода у покрытосеменных способствовало защите семян и их распространению; 5) наличие нектарников обеспечило привлечение насекомых для опыления
11. Появление семенного размножения растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.
1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечило их выживание; 2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов; 3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового); 4) семя – многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора – одна клетка
12. Чем спора отличается от семени? Приведите не менее трех различий.
1) спора одноклеточное образование (специализированная клетка) осуществляет бесполое размножение растений; семя – многоклеточный орган, обеспечивающий половое размножение растений; 2) в спорах нет запаса питательных веществ, в семенах находится запас питательных веществ, который используется при прорастании; 3) спора имеет защитную оболочку, семя имеет семенную кожуру, которая в большей степени защищает зародыш и другие части семени
13. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.
1) семя – многоклеточное образование, спора – одноклеточное; 2) семя имеет зародыш, у споры он отсутствует; 3) семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет
14. Рассмотрите предложенную схему классификации высших растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
1) морская капуста обладает свойствами накапливать химический элемент йод; 2) йод необходим для нормализации функции щитовидной железы
16. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле покрытосеменных от голосеменных растений.
1) наличие цветков и плодов; 2) разнообразные жизненные формы – травы, кустарники, деревья; 3) опыление осуществляется не только ветром, но и животными; 4) семяпочка защищена завязью
17. Назовите основные ароморфозы растительного мира.
1) Появление процесса фотосинтеза. 2) Дифференцировка тела на ткани и органы. 3) Возникновение опыления (исчезновение необходимости воды для оплодотворения). 4) Возникновение семян с запасом питательных веществ.
18. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле хвойных голосеменных от папоротниковидных.
1) наличие хвои (видоизменённых листьев) 2) размножение семенами 3) оплодотворение не зависит от воды 4) в основном древесные жизненные формы
19. Определите отделы, к которым относят растения, изображенные на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?
1) 1 – отдел Моховидные; 2) корни отсутствуют (есть ризоиды); 3) на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами; 4) 2 – отдел Покрытосеменные (Цветковые); 5) наличие цветков, плодов; 6) у моховидных спорофит представлен спорогоном (коробочкой на ножке) на гаметофите; 7) у покрытосеменных спорофит представлен взрослым растением (со всеми вегетативными и генеративными органами)
20. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Папоротниковидные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Наибольшее количество видов папоротниковидных растений встречается во влажных тропических областях, так как их размножение обусловлено наличием воды. (2) В жизненном цикле папоротниковидных происходит смена бесполого и полового поколений. (3) Взрослое растение папоротника – это спорофит, то есть половое поколение. (4) Гаметофитом у этих растений является зеленая пластинка (заросток), которая развивается из зиготы. (5) На гаметофите образуются гаметы, для передвижения сперматозоидов к яйцеклетке необходима вода. (6) Набор хромосом в клетках гаметофита диплоидный. (7) В цикле развития папоротниковидных преобладает спорофит.
1) 3 – спорофит – это бесполое поколение; 2) 4 – гаметофит (заросток) развивается из споры; 3) 6 – набор хромосом гаметофита гаплоидный (диплоидный набор хромосом у спорофита)