какие группы признаков утомления выделяют

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Утомление и его профилактика

Утомление и его профилактика

Профилактика утомления, перенапряжения и сохранения здо­ровья работников физического труда должна включать комплекс мероприятий.

Наиболее радикальным средством в профилактике физического перенапряжения является совершенствование техники и техноло­гии, направленное на соответствие конструктивных особенностей оборудования, ручного инструмента и других средств труда, а также организации рабочих мест современным требованиям эргономики. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников различных профессий, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологичес­ким особенностям человека и отвечать требованиям ГОСТ на рабо­ты, выполняемые в положении сидя или стоя (ГОСТ 12.2.033-78; ГОСТ 12.2.032-78). Большое значение в профилактике мышечных напряжений имеет своевременная проверка (метрологическая и т.п.) величин прилагаемых усилий на различные органы управления (рычаги, маховики и т.д.) и ручные инструменты (гайковерты, перфо­раторы, отбойные молотки и др.), которые должны отвечать соответс­твующей нормативно-технической документации.

Особую значимость для предупреждения перенапряжения НМА имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работающих. Рациональный режим помимо перерыва на обед (который не входит в длительность cмены) должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых зависит от вида физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем раньше после начала смены должны быть введены регламентированные перерывы, а продолжительность их должны быть больше. Регламентированные перерывы входят в длительность рабочего дня.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками (оператоторы ВДТ, перфораторщики, наборщики типографий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать 2-3 регламентированных перерыва продолжительностью 15-20 минут.

Для профессий, связанных с региональными нагрузка (станочники, штукатуры, формовщики мелких изделий и многие другие), в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3-х peгламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 20 минут.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими (глобальными) мышечными нагрузками (шахтеры, грузчики, формовщики крупных изделий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3-х регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 35 минут.

Регламентированные перерывы следует заполнять производс­твенной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц, проведение самомассажа, гидромассажа рук (ног) или пассивного отдыха.

Для лиц физического труда, связанных с непрерывным произ­водственным процессом и имеющих сменный график работы, следу­ет предусматривать полноценный отдых между сменами.

Большое значение в комплексной профилактике профессиональ­ной и общей заболеваемостей, укрепления здоровья работающих имеют занятия, проводимые во вне рабочее время в специально созданных «Центрах восстановления работоспособности» (ЦВР). Занятия в ЦВР проводятся под контролем врача. Подготовленные инструкторы составляют комплексы физических упражнений на тренажерах, обновляют и совершенствуют программы целенап­равленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации с учетом характера физического труда и физической подготовленности рабо­тающих. Физические упражнения целесообразно выполнять стоя, если работать приходится в позе сидя; сидя и лежа, когда работа осуществляется в позе стоя.

В целях предупреждения развития профессиональной патологии опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы следует проводить (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ № 83 от 16.08.2004г.) предварительный медицинский осмотр для отбора лиц, принимаемых или переводимых с другой специальности в профес­сии, связанные с физическим трудом. Кроме того, для выявления ранних проявлений поражений ОДА профессионального и общего характеров, предупреждения их прогрессирования и осложне­ний следует проводить периодические медицинские осмотры (1 раз в 1-2 года) лиц, работающих с физическими нагрузками (приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 от 16 августа 2004 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)).

Источник

Особенности развития утомления у детей

Учебная работа детей и подростков в основном представляет умственный труд, связанный главным образом с деятельностью коры головного мозга и органов чувств. В результате деятельности того или иного органа по прошествии некоторого времени наступает утомление. Кора головного мозга, по сравнению с другими органами, наиболее поддаётся утомлению. Но при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.).

Более быстрое развитие утомления у детей при повышающейся интенсивности мышечной работы может быть объяснено тем, что дети меньше, чем взрослые способны к мышечной работе, требующей особенно большого напряжения системы дыхания и кровообращения, а также несовершенная регуляция углеводного обмена вызывают снижение содержания сахара в крови уже при средней интенсивности нагрузки, что не может не уменьшать работоспособность детского организма.

Обычно утомлению сопутствует субъективное чувство усталости. Однако, они не всегда совпадают во времени. Если работа интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);

— ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

— появление чувства усталости.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована, т.е.:

— должно быть обеспечено оптимальное состояние организма ребенка в процессе обучения и воспитания;

— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;

Источник

Какие группы признаков утомления выделяют

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии. Что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузке, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Физический труд — это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.

Интеллектуальная деятельность — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Так как умственный труд происходит без физических нагрузок, то это способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий, возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия.

Например, экзамены – определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности. Резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день студентам удается побывать на свежем воздухе, нарушается режим сна. Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению и страху. Так при опросе студентов было установлено, что 66,5 % из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 83, 4% плохо спали накануне.

Увеличение активности мозга за счет снижения функционального состояния здоровья довольно негативно для организма и зачастую оказывает долговременное неблагоприятное последствие. При регулярном переутомлении нервной системы возникают: чувство усталости уже до начала работы, а так же отсутствие интереса к ней, появляется повышенная раздражительность, апатия, головокружение, снижение аппетита и головная боль, а от состояния здоровья студентов зависят их успехи в учебе (и на экзаменах).

Для того, чтобы мозг нормально функционировал нужно, чтобы к нему поступали импульсы от всех систем организма, половину массы мозга составляют мышцы. Движения этих мышц создают невероятное количество нервных импульсов, они обогащают мозг потоком ощущений, поддерживают его в нормальном рабочем состоянии. Становится ясно, почему умственная работоспособность зависит от общего состояния здоровья, и огромную роль, в этом играет физическая культура. Спорт и физкультура имеют огромное влияние в формировании и воспитании личности студента, поэтому активно используются в процессе обучения. В частности, интенсификация учебного процесса активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, протекающую при возрастающих умственных и эмоциональных нагрузках [1].

Снимать нервно-психическое напряжение организма помогают регулярные занятия физкультурой, эта систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной умственной работе.

Источник

Какие группы признаков утомления выделяют

Все чаще пациенты врачей различных специальностей слышат жалобы о чувстве постоянной усталости и утомлении. По словам доктора медицинских наук В.Ю. Окнина «Представленность этих жалоб в общей популяции, по данным различных авторов, колеблется от 10 до 20 % в зависимости от методов оценки» [5]. Этот факт обусловливает актуальность темы данного исследования.

Состояние утомления является нормальной реакцией организма на длительную нагрузку и сопровождает любые виды деятельности человека.

Утомление – это функциональное состояние организма, возникающее в результате выполнения интенсивной работы, которое приводит к неспецифическим изменениям физиологических функций и временному снижению работоспособности, и выражается субъективными ощущениями чувства усталости.

Это определение раскрывает 3 аспекта утомления:

1) Утомление характеризуется временным снижением работоспособности

2) Состоянию предшествует интенсивная, напряженная деятельность, заболевание или травма

3) При снятии нагрузки происходит нормализация всех функций организма [4].

Утомление может вызываться различными причинами, главной из которых является длительно воздействующая интенсивная рабочая нагрузка. Такая нагрузка возникает как при физической, так и умственной деятельности, например, при работе с большими объемами информации, в жестких временных рамках, или при выполнении ответственного задания

Среди дополнительных причин выделяются: состояния нервной системы, присутствующие на момент совершения деятельности, отрицательное воздействие на организм экологических факторов, шумов, вибрации, а также наличие умственной и физической активности перед основной деятельностью.

Признаки утомления могут развиваться на разных уровнях

На поведенческом они выражаются в снижении количественных и качественных характеристик работоспособности;

На физиологическом уровне развитие утомления может свидетельствовать об истощении внутренних резервов организма и затруднении выработки условных связей. Это проявляется в падении скорости реакции, увеличении вероятности совершения ошибок.

На психологическом уровне происходит нарушение психических процессов. При сильной выраженности утомления проявляются субъективные переживания, такие как раздражительность, неприязнь к окружающим, отвращение к работе [4]

В развитии утомления можно выделить период компенсированного утомления, в течение которого человек может продолжать работать. На его продолжительность влияют психофизиологические особенности личности, возраст, степень тренированности, мотивация, характер работы [3]

Существуют классификации видов утомления. В.Н. Дружинин выделяет следующие виды:

1) физическое, умственное, эмоциональное и смешанное;

2) общее и локальное;

3) мышечное, зрительное, слуховое, интеллектуальное.

По формам называют компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление.

Современная классификация утомления, представленная в табл. 1 отталкивается от причин возникновения, симптомов утомления и способов восстановления [2].

Классификация форм утомления

Причины возникновения (рабочая нагрузка)

Кратковременная, умеренной интенсивности

Многократная (длительная), интенсивная

Многократная, длительная, чрезмерной интенсивности

1) профессиональные (эффективность и качество работы)

Без существенных нарушений

Существенные нарушения, ошибки, отказы

2) функциональные – субъективные

Чувство усталости в конце работы

Чувство усталости после нагрузки

Постоянная усталость, общая слабость, нарушения сна, снижение интереса к работе

Постоянная усталость, апатия, слабость, нарушения сна, бессонница, потеря интереса к работе, снижение бдительности

Незначительные вегетативные реакции

Нарушение функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки

Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей

Мероприятия по восстановлению

Лечение и реабилитация

При долгосрочном воздействии нагрузок в отсутствие мер регулирования даже легкое утомление может привести к переутомлению, неврозам и психической сатурации с нарушением действующих функциональных систем. Поэтому важно проведение своевременной диагностики и профилактики утомления.

Существует огромное количество методов диагностики утомления, которые можно условно разделить на 2 группы:

1 Объективные методы. Включают анализ протекании основных психических процессов, динамики функционирования различных физиологических систем, в особенности отделов ЦНС, оценку показателей работоспособности.

2 Субъективные методы. Основаны на методе интроспекции, проводятся с целью получения информации о текущем состоянии или реакции на него со стороны респондента. Для анализа данных, полученных с помощью субъективных методов, необходимо также изучить его личностный профиль, так как для разных испытуемых одни и те же проявления утомления могут иметь различные значения.

Для поддержания оптимального, т.е. рабочего состояния необходимо применять различные меры профилактики утомления.

Наталья Яковлева, депутат муниципального совета МО УРИЦК, кандидат медицинских наук, главный врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 91» подразделяет методы на специфические и неспецифические.

К специфическим методам относятся: специализация трудовой деятельности, организация рабочего места и т.д.

Неспецифические методы профилактики основаны на поддержании и тренированности общих функций организма. Они включают организацию оптимального режима труда и отдыха, физическую культуру, принятие солнечных ванн, закаливание и другие [7].

Другая классификация выделяет:

1) фармакологический метод. то есть использование медицинских препаратов,

2) внушение, под которым понимается «воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно»

4) аутогенная тренировка (а так же ее разновидности: психорегулируюшая тренировка, психомышечная тренировка) [4].

Как говорилось ранее, утомление может быт как физическим. так и умственным. При этом умственное утомление также включает в себя аспект физического- долгое пребывание в одной позе, отсутствие физической активности вносят вклад в интеллектуальную деятельность.

Целью исследования является установление степени физического и умственного утомления испытуемых.

Для ее достижения были поставлены следующие задачи:

1) Подбор методик на определение степени физического и умственного утомления;

2) Диагностика острого физического и умственного утомления;

3) Обобщение результатов, получение выводов.

Объектом эмпирического исследования стали 12 студентов 2го курса института права, кафедры философии и юридической психологии, ФГБОУ ВПО «ВГУЭС», обучающихся по направлению подготовки – психология. Первую группу составили 6 студентов, занятые дополнительной деятельностью (волонтерская работа, НПИ). Вторую – 6 студентов не имеющих дополнительных нагрузок, кроме учебы.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: студенты, не занятые во внеурочной деятельности имеют меньший уровень физического и умственного утомления.

Изучение вопроса проводилось с использованием следующих методик:

1) Опросник для оценки острого физического утомления: Оценка острого физического утомления R. Kinsman и P. Weiser в адаптации Леоновой А.Б.

2) Опросник для оценки острого умственного утомления: Оценка острого умственного утомления А.Б.Леоновой и Н.Н. Савичевой [6].

Опрос студентов проводился в вечернее время, с 17:00 до 18:00 путем рассылки вопросных бланков на электронную почту. Согласие на участие в опросе было получено заранее.

Для диагностики утомления применялась методика оценки физического утомления. которая состоит из 18 коротких утверждений, направленных на выявление симптомов физического дискомфорта, эмоционально-волевой сферы и психических изменений и методика оценки острого умственного утомления. Методика имеет схожую структуру: 18 утверждений, которые включают оценку симптомов снижения когнитивного дискомфорта и нарушений регуляторных процессов, обеспечивающих. Совокупные данные обеих методик позволяют точнее охарактеризовать синдром острого утомления.

Основным показателем для измерения является индекс утомления (ИУ). Чем выше значение ИУ, тем выше степень утомления. Для оценки физического и умственного утомления применяются разные диапазоны.

Для физического утомления рассчитывается индекс физического утомления(ИФУ)

1) ИФУ 25 баллов: сильная степень физического утомления.

Для умственного утомления применяется индекс умственного утомления (ИУУ)

1 ) ИУУ 28 баллов: сильная степень умственного утомления.

В результате опроса группы студентов, занятых во внеурочной деятельности и группы студентов, не имеющих дополнительной нагрузки, были получены следующие данные, представленные в табл. 2.

Анализируя полученные данные, приведенные в табл. 2, можно сделать вывод о том, что индекс умственного утомления занятой группы значительно выше, чем данный показатель у незанятой, исходя из того, что такие факторы как когнитивный дискомфорт и нарушения регуляторных процессов, обеспечивающих деятельность у занятой группы выше.

Однако, индекс физического утомления незанятых студентов. напротив, имеет большую выраженность, чем у занятых, что отражается на таких показателях, как усталость, психическое истощение и мотивационная включенность, которые у этой группы соответственно выше.

Источник

Научная электронная библиотека

какие группы признаков утомления выделяют. Смотреть фото какие группы признаков утомления выделяют. Смотреть картинку какие группы признаков утомления выделяют. Картинка про какие группы признаков утомления выделяют. Фото какие группы признаков утомления выделяют

6. САМОКОНТРОЛЬ

Субъективные методы самоконтроля

Самочувствие – один из важных показателей оценки физического состояния: хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное.

Сон – наиболее эффективное средство восстановления работоспособности организма.

Аппетит – при больших физических нагрузках человек должен питаться лучше, т. к. потеря энергетических веществ увеличивается.

Утомление – это физиологический процесс, протекающий в организме при физических нагрузках. Утомление проходит через 2–3 часа после занятий.

Работоспособность может быть повышенная, нормальная, пониженная.

Объективные методы самоконтроля

К ним относятся показатели внешних признаков утомления, ЧСС, АД, длина и масса тела, ЖЁЛ и др.

Визуальное наблюдение – оценка переносимости физических нагрузок по внешним признакам утомления.

Частота сердечных сокращений. В настоящее время ЧСС врачами и физиологами рассматривается как главный и доступный показатель, характеризующий состояние сердечно – сосудистой системы и её реакции на физическую нагрузку.

В норме ЧСС у лиц молодого возраста в покое равняется 60–70 уд./мин. У девушек на 4–8 ударов выше, чем у юношей.

Ортостатическая проба. Для этого подсчитывают ЧСС в положении лёжа в течение 5–10 минут отдыха, затем сразу в положении стоя. По разнице между частотой пульса лёжа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно – сосудистой и нервной системы.

Артериальное давление (АД). Другим важным показателем состояния сердечно – сосудистой системы является АД. У молодёжи в пределах нормы принято считать максимальное, систолическое артериальное давление (САД) 100-130 мм рт. ст. минимальное, диастолическое (ДАД) – 60–80 мм рт. ст.

Частота дыхания (ЧД). За норму принято считать 14–16 дыханий в минуту (вдох и выдох – одно дыхание), у занимающихся – 10–14 раз в минуту.

Проба Штанге. Задержка дыхания на вдохе в положении сидя 3 минуты спокойного отдыха, а затем делается глубокий вдох и выдох. После максимального глубокого вдоха задерживают дыхание, закрывают рот и зажимают нос. В среднем студенты задерживают дыхание – на 30–50 сек.

Правильно организованный самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями способствует росту спортивных результатов.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов

Текущий контроль самостоятельной работы обучающихся – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых обучающимся компетенций в процессе изучения дисциплины. Посредством текущего контроля оценивается качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся вуза и проводится на практических занятиях, а также во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов «отлично» получает обучающийся, если:

– обстоятельно с достаточной полнотой выполнит контрольные нормативы по видам спорта и наберет свыше 70 баллов.

Оценку «хорошо» студент получает, если:

– выполнив контрольные нормативы, студент набирает 56–70 баллов;

– при выполнении были допущены 1–2 несущественные технические ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя.

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

– неполно, но правильно выполнил норматив;

– выполнив контрольные нормативы, студент набирает 36–55 баллов.

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

– вообще не выполнялся норматив;

– или же набрал 35 и меньше баллов (см. табл. 4).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *