какие группы предметов должны называть обобщающим словом дети среднего дошкольного возраста
Что должен знать и уметь дошкольник
Щипова О.Л., педагог-организатор д/о «Веснушки»
Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.
Развитие детей 4-5 лет
Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет
В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Логическое мышление
Математика
Развитие Речи
Окружающий мир
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Изобразительная деятельность
Развитие детей 5-6 лет
Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:
Математика
Развитие речи
Окружающий мир
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Изобразительная деятельность
Развитие детей 6-7 лет
Особенности психического развития ребенка в возрасте 6-7 лет
У детей этого возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.
На смену непосредственности приходит «манерничанье», своеобразное «кривляние».
Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.
В этом возрасте деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.
Более сложными становятся игровые действия. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают взаимодействия людей, отражающие различные жизненные ситуации: свадьбу, лечение в больнице, бытовые сюжеты. В игре дети могут играть сразу несколько ролей, менять их, комментировать роли других.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время сосредоточения достигает 30 минут.
Логическое мышление
Математика
Методика формирования обобщающих понятий в процессе закрепления и обобщения знаний детей о предметах и объектах окружающего мира
Методика формирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнении их между собой.
Просмотр содержимого документа
«Методика формирования обобщающих понятий в процессе закрепления и обобщения знаний детей о предметах и объектах окружающего мира»
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ПРЕДМЕТАХ И ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Методика формирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнения их между собой.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с предметами ближайшего окружения через игры с игрушками. Ряд игр с дидактической куклой, рекомендованных еще Е.И. Тихеевой, способствует усвоению детьми основных признаков посуды, мебели, одежды. Это такие игры, как «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом», «Кукла переезжает на новую квартиру» и др. Часто признаками для обобщения являются функции предметов, их назначение, хотя дети больше обращают внимание на внешние признаки (цвет, форма, величина). Необходимо при каждом рассматривании и сравнении предметов задавать детям обобщающие вопросы, типа: «Как назвать все эти предметы одним словом? Как называется эта группа предметов?». Педагог должен сам акцентировать внимание детей на словах, обозначающих группы предметов: «Это – игрушка. Она называется мяч, она нужна для игры».
Для закрепления знания детей о группах предметов и обогащения словаря соответствующими словами используются игры на классификацию. Например, «Помоги Маше», предложить детям помочь кукле Маше навести порядок, сложить в одну коробку посуду, в другую – одежду. Часто такие игры проводятся с картинками, например, «Найди пару».
В среднем дошкольном возрасте работа по формированию обобщающих понятий идет в двух направлениях: увеличивается количество групп предметов для обобщения (овощи, фрукты, транспорт и др.); дифференцируются понятия, усвоенные ранее (разные подгруппы одежды, посуды, мебели).
С целью формирования обобщающих знаний у детей о группах предметов проводятся разнообразные дидактические игры на классификацию: «Рыба, птица, зверь», «Четвертый лишний», «Детский мир» и др. Активизировать слова, обозначающие обобщающие понятия, можно в речевых упражнениях, типа: «Скажи по-другому», «Назови двумя словами», «Придумай три слова» (детям предлагают придумать три слова на разные группы предметов – три цветка, три птицы, три названия ягод и др.).
В старшей возрастной группе дети учатся соотносить видовые и родовые понятия, продолжается работа по делению предметов на подгруппы по разным признакам. Основным методом формирования понятий является обобщающая беседа. В беседах используется наглядность в виде картинок, натуральных предметов, моделей. При рассматривании предметов дети должны научиться выделять все общие признаки и среди них – существенные для обобщения предметов в группы.
Для отображения отношений между родовидовыми классами вещей Л. Венгер предлагает использовать в качестве модели круги Эйлера. Эта форма пространственной модели разработана в логике – науке о законах правильного мышления. В ней более общее родовое понятие изображается большим кругом, а частные видовые понятия – находящимися внутри него маленькими кругами.
Такая модель передает одновременно различные отношения между родовым и видовым понятием:
— род всегда имеет больший объем (т.е. охватывает большее количество объектов), чем входящие в него виды;
— один род может включать много отдельных видов;
— каждый вид имеет особые признаки, отличающие его от других видов того же рода.
Для упражнения детей в различении и назывании понятий проводятся игры без опоры на наглядный материал. Это могут быть игры с мячом, типа «Съедобное – несъедобное». Активно используются настольно-печатные игры, в которые дети могут играть самостоятельно, например, «Лото», «Домино» и др.
Непрерывная деятельность на тему: «Обобщающие слова»
Галина Дмитриева
Непрерывная деятельность на тему: «Обобщающие слова»
Цель:-закрепление обобщающих слов,отвечающих на вопросы какой?какая?какое?
-расширение словарного запаса детей.
Ход занятия:
Недавно мы с вами знакомились со словами,которые можно объединить в группы.
Давайте немного вспомним.
На столе размещены предметы тарелка,вилка,ложка,кастрюля и т. д.
Каким одним словом мы можем назвать все эти предметы (ПОСУДА)
Теперь посмотрите на свои ноги и скажите,во что вы обуты.
Дети называют :тапочки,туфли,сандалии,кроссовки,чешки.
Каким словом можно назвать всё это (обувь)
Правильно,молодцы. Все эти слова отвечают на вопрос что?
в группы можно объединить и слова,отвечающие на вопросы какой?какая?какое?
Сегодня мы познакомимся со словами,которые называют цвет.
Например,трава какая?мел какой? небо какое?
Дети называют цвет травы,мела,неба.
Все предметы,которые нас окружают разного цвета. Мы привыкли видеть мир разноцветным,весёлым.
Представьте себе,если бы исчезли все краски,кроме одной.
Послушайте стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски»
Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Кто решился бы отныне,приходя домой усталым,
На зелёной спать перине под зелёным одеялом?
И зелёною водою на рассвете умываться,
И зелёным- презелёным полотенцем утираться?
Любоваться,как над вами,зеленея,птицы реют,
Над зелёными домами ярко солнце зеленеет?
Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным!
А теперь посмотрите на эти рисунки,нравятся ли они вам (демонстрируем раскрашенные рисунки всё в зелёный цвет-морковь,цыплёнок,василек,берёзовые листья,ландыш)
Скажите,что здесь неправильно раскрашено?
Как бы вы раскрасили?
Затем читается рассказ М. Стояна «Разговор красок»
-Часто во время дождя ты стоишь у окна,смотришь,прислушиваешься,тебе начинает казаться,что у всех вещей есть голос,что они все разговаривают. И твои карандаши,правда?
Говорит красный:я-мак. я-огонь я-(ответы детей)
Вслед за ним откликнулся оранжевый:я-морковь,я-апельсин,Я-(ответы детей)
Жёлтый тоже не молчит:я-пшеница,я-(ответы детей)
И зелёный шелестит:я-трава.
Синий не отстаёт:я-колокольчик.
Вот дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши.
-Глядите,говорит красный. Радуга-это я!
И я!И Я!закричали все краски. В ней все мы!
-Давайте мы сейчас нарисуем радугу и посмотрим какие цвета входят в неё!
Коррекционная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие на луг» Коррекционная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе Автор конспекта КННОД: Дьяконова Светлана Иосифовна,.
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Академия исследователей. Вода» Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Познавательное развитие «Академия исследователей. Вода» Цель: способствовать.
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми младшей группы «Новогодний снеговичок» Непрерывная непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми младшей группы. Тема: «Новогодний снеговичок» Подготовила:.
Непрерывная образовательная деятельность по ФЦКМ на тему «Посуда» Тема: «Посуда» Цель: расширить представление детей о посуде, материале, из которых она сделана; Задачи: побуждать детей понимать назначение.
Непрерывная образовательная деятельность «Клевер» (Беседа, наблюдения, рисование нестандартными техниками) Беседа на прогулкеКроме деревьев и грибов в лесу растёт много разных трав и цветов: ромашки, одуванчики, васильки, колокольчики, гвоздика.
Непрерывная образовательная деятельность по физической культуре «Страна здоровья» Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, с выполнением различных заданий; учить сохранять устойчивое.
Непрерывная образовательная деятельность «Путешествие в космос» Цель: закрепить знания детей по теме «Космос». Задачи: образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей.
Непрерывная образовательная деятельность «Путешествие в страну Геральдику» Непрерывная образовательная деятельность Путешествие в страну «Геральдика» Образовательная область «Познавательное развитие» Подготовила.
Конспект на тему: «Обобщающие слова в речи дошкольников».
Алина Болдырева
Конспект на тему: «Обобщающие слова в речи дошкольников».
ТЕМА: «ОДЕЖДА ДЛЯ КУКОЛ»
Цель: Учить детей классифицировать предметы одежды обуви куклы.
Задачи: Знакомить с предметами одежды, учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику, воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений.
Материалы и оборудование: кукольная одежда, кукла, игрушечный шкаф, стул, картинки с изображением одежда и обуви разного цвета.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
2. Основная часть. Одевание куклы.
— Давай Катя, посмотрим, что у тебя в шкафу? (Подводит детей к столу, на котором стоят игрушечные шкаф и стул, сажает куклу на стул, открывает шкаф. Дети садятся вокруг стола)
— Много у тебя, Катя, платьев, юбок, футболок, но осенью на прогулку их не надевай а то замёрзнешь. Дети, что нужно одеть Кате сначала? (Колготки) (воспитатель достаёт колготки и надевает их кукле, обращается к детям)
— Колготки мы надели, что теперь? (штаны) (воспитатель надевает кукле штаны, спрашивает детей о дальнейшей последовательности одевания. Если дети затрудняются, объясняет кукле)
— Надевай, Катя, кофту. Штаны и кофта надеты, теперь можно обуваться, вот твои ботинки (обувает куклу) Потом надевай пальто, шапку, шарф. Ребята, давайте ещё раз скажем Кате, что нужно одевать на прогулку. Сначала мы одели колготки (дети проговаривают последовательность одевания, вместе с воспитателем) Потом штаны и кофту. Когда Катя надела тёплые вещи мы её обули в ботинки, надели пальто, шапку, шарф. Теперь она может идти гулять. (кукла «благодарит» детей и воспитатель выносит её из группы
Игра «Наведи порядок»
Воспитатель. –Ребята, Катя ушла гулять, а её одежда не вся убрана в шкаф, давайте наведём порядок. (в одной стороне группы стоит стул, на котором лежит кукольная одежда, а стул с игрушечным шкафом в другом месте. Воспитатель предлагает каждому ребёнку дойти до стула, взять один предмет, принести его к шкафу и аккуратно положить его)
Затем педагог читает четверостишье и показывает соответствующее движения,которые дети повторяют:
Мы одежду убирали, разводят руки в стороны
Ох, как сильно мы устали, наклоняются, опускают руки вниз, покачиваются
А теперь пойдём играть, шагают на месте
Хлопать топать и скакать. хлопают, топают, подпрыгивают
3. Игра «Найди по описанию»
Воспитатель показывает детям изображения предметов одежды и обуви разного цвета по сезону (ботинки, пальто, шапка, шарф, штаны, кофта) называет их, обращает внимание на цвет на цвет одежды, обуви, наличие карманов, пуговиц, объясняет их назначение.
Затем раскладывает картинки на столе перед детьми и просит найти тот или иной предмет одежды (обуви по описанию): «Покажите, где тёплые, длинные, с карманами синего цвета (что)»
Дети находят картинку, называют, что это, ещё раз описывают предмет вместе с педагогом.
(Желательно проводить эту игру в свободное от занятий время, используя картинки, игрушки, любые знакомые детям предметы, чтобы развивать слуховое и зрительное восприятие)
Воспитатель предлагает детям для игры кукол, кукольную одежду, игрушечный шкаф и помогает им организовать сюжетную игру.
Дидактическая игра «Мой шкафчик» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию настольную игру. Данная игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста для.
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Одежда. Обувь и головные уборы» Задачи;Познакомить детей с видами одежды, обуви и головных уборов, провести связь одежды с временами года. Программное содержание;Обобщать.
Игры для классификации предметов (с презентацией)
Виктория Прокопович
Игры для классификации предметов (с презентацией)
Классификация предметов – это умение находить общий признак предметов, и по нему объединять предметы в однородные группы. Классифицируем предметы по обобщающим словам.
На первый взгляд, классификация – скучное занятие. А чтобы классификация стала интересной, способ, как всегда, один – превратить ее в игру! Ведь способность выделять общие функциональные признаки у самых разных предметов поможет детям в дальнейшем усвоить практически все школьные премудрости.
1. Объединение предметов.
2. «Разложи предметы на группы».
Предлагаю детям карточки-картинки, которые можно разложить по группам (например, цветы, птицы, деревья). Иногда я использую большие цветные геометрические фигуры. Так детям нагляднее и удобнее раскладывать карточки по группам, например, цветы на зеленом круге, птицы на синем квадрате, деревья на желтом треугольнике. При этом дети сами выбирают основу для своей группы.
3. «Что общее?».
Перечисляю несколько предметов и прошу ребят сказать, что их объединяет, как можно назвать одним словом. Например, «волк, лисица, медведь, заяц» или «автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус».
4. «Я знаю 5 предметов.».
Провожу игру в группе или на улице с помощью мяча, любой другой игрушки. Здесь детям предлагается общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, «Я знаю 5 названий овощей: картофель, лук, морковь, свекла, помидор». Для упражнения рекомендуется использовать следующие общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, продукты, одежда, обувь, мебель, ягоды и др. Игра проходит очень динамично.
5. «Назови одним словом».
Игра-наоборот. Я называю несколько слов, а ребенок, который ловит мяч, должен назвать их одним общим словом («птицы, рыбы, звери», «ягоды, деревья, цветы»).
6. «Что лишнее» («Четвертый лишний», «Что не подходит?»).
Игра позволяет не только находить общие и разные свойства предметов, сравнивать, но и объединять в группы по какому-либо основному, существенному признаку, владеть навыком классификацию. А еще развивается речь, ребенок учится объяснять, доказывать свой выбор.
Предлагаю ребенку внимательно рассмотреть картинки с предметами и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак? Как одним словом охарактеризовать три оставшихся предмета?
7. «Противоположное значение».
Сначала нужно познакомить детей с противоположным значением. Для этого придет на помощь стихотворение:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)
Скажу я далеко, а ты ответишь….(близко).
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).
Теперь начало я скажу, ну, отвечай (конец).
8. «Вопрос- ответ» (знакомство с родовидовыми отношениями).
Дети усваивают, какие представители вида входят в пределы рода, что понятие род всегда шире, чем понятие «вид». Все представители какого-либо рода имеют общее присущие только ему признаки, именно поэтому признаку и другим признакам происходит объединение видовых понятий в род.
Задаю вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы, ягоды, овощи, животные) и видовой признак предметов (береза, дуб, шиповник, сирень, карась, щука, ворона, голубь, малина, картофель, лук, лев, собака. Вопросы можно построить следующим образом:
9. «Рыбы, птицы, звери» или «Ягоды, цветы, деревья» (родовидовые отношения).
Во время этой игры обычно использую мяч. Я бросаю ребенку мяч, произношу одно из слов (рыба, птица, цветок, зверь, ягода, дерево, фрукт). Ребенок, поймав мяч, называет видовое понятие к родовому, например, рыба-окунь; птица-сокол; зверь- медведь. Темы могут быть разные.
10. «Да – нет».
Для начала ребенок будет ведущим (роль ведущего детей обычно очень привлекает). Он загадывает какой-то предмет (можно взять карточку с изображением этого предмета и спрятать ее). Задача взрослого – угадать, что изображено на карточке. Он может задавать ведущему любые вопросы об этом предмете, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Диалог может выглядеть, например, так:
Также для разнообразия я составляю вот такие презентации. Надеюсь, что мой материал будет полезен в Вашей работе.