какие группы переменных выявляет методика рене жиля
Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:
1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
отношение к матери;
отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
отношение к братьям и сестрам;
отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
отношение к другу (подруге);
отношение к учителю (воспитателю).
2. Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:
стремление к общению в больших группах детей;
стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
реакция на фрустрацию;
стремление к уединению.
И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.
Отношение к матери
1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42
1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42
Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)
1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42
Отношение к братьям и сестрам
2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42
Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам
2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41
Отношение к другу, подруге
4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40
Отношение к учителю, воспитателю
5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40
Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)
Стремление к доминированию или лидерству в группе детей
Реакция на фрустрацию
Стремление к уединению, отгороженность
7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже. _______________________________________________________________________
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже. ________________
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже. _________________________________________________________________________________________
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши. ___________________________
13. Ты сдал экзамен (контрольную). Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже. ________________
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
16. Где ты на этот раз?
17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши. __________________________________________
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже. ______________________________________________________________________________
20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? ___________________
22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
39. Воспитатель вышел и доверил тебе надзор за детьми, их поведением. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже. ________________________________________________________________________
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений
Надежда Кузьмина
Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений
Диагностика социального развития ребенка социометрическая методика Рене Жиля.
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статической обработки.
Методика состоит из рисунков и чисто тестовых заданий. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации ребенка с персонажами на картинках. Ребенку предлагается выбрать место среди изображенных людей или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В тестовых задачах предлагается на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Всего методика содержит 42 вопроса.
При обследовании по методике от ребенка не требуется развернутого рассказа,достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, характеризующих систему личностных отношений ребенка,и которые можно условно разделить на две большие группы переменных:
А. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребенка с другими людьми:
1 – отношение к матери;
2 – отношение к отцу;
3 – отношение к матери к отцу в целом как к родителям;
4 – отношение к братьям, сестрам;
5 – отношение к бабушке и дедушки;
6 – отношение к другу;
7 – отношение к учителю (воспитателю).
Б. Переменные, характеризующие самого ребенка,и проявляющиеся в его межличностных отношений:
10 – степени стремления к общению с детьми в больших группах;
11 – степень отгороженности от других, стремление к уединению;
12 – социальная адекватность поведения.
Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр.
Методика мотивационных предпочтений.
(«Три желания», «Цветик – трехцветик», «Волшебная палочка»).
Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений («Три желания», «Волшебная палочка», «Цветик – семицветик», «Колесо желаний», которые отличаются обычно количеством желаний, которые ребенок должен задумать (от одного до семи) и формой предъявления (Л. И. Божович, 1968, Й. Шванцара, 1978).
Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5 – 9 лет. С дошкольниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально.
Инструкция при индивидуальном проведении: «Представь себе, что это волшебная палочка (показывается маленькая указка). Ты можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания. Скажи мне, какие это желания».
Обработка результатов и интерпретация
1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др., относящиеся к детскому дому в целом, и широкие «общечеловеческие» («Хочу, чтобы люди никогда не болели», «Чтобы никто не убивал других людей», «Нашли все полезные ископаемые» и пр.)
Поскольку само строение методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний «для других» свидетельствует о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и\или формировании потребности во благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными
2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.
Наиболее часто здесь встречаются ответы, желания обладать определенными материальными благами, иметь какие – то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.
Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.
Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).
Следует обратить особое внимание на ответы,связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции («Я хотел бы всех избить, уничтожить», «Чтобы отомстить всем», «Чтобы избили всех тех, кто меня обижает»,так и жертвы агрессии: «Чтобы меня не били», «Чтобы меня кто – нибудь защитил, когда меня снова начнут бить».
Ответ «не знаю» является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитости их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющий характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.
3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.
4. Характер высказываний («Я хочу», «Я хотел бы»).
Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом.
С одной стороны, социально – эмоциональные нарушения, являющиеся зачастую непосредственной причиной дезадаптации,обусловливаются воздействием факторов самой различной природы: биологических, онтогенетических, психологических, педагогических, социальных и др. С другой стороны, социально – эмоциональные нарушения приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой.
Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду 1 Слайд Диагностика межличностных отношений дошкольников Как только ребенок начинает посещать детский сад, его поведение попадает под влияние.
Программа по изучению психологической готовности ребёнка к школе Пояснительная записка. Рабочая программа по изучению готовности ребёнка к школе. Готовность к обучению в школе «представляет собой целостную.
Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.