какие группы организмов составляют природное сообщество леса
Жизнь леса стр. 164 – 169
1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.
В гербарии растений смешанного леса могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травянистые растения, которые можно встретить в смешанном лесу.
Типичными деревьями смешанных лесов являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.
Обычными травянистыми растениями смешанных лесов являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.
2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
В смешанных лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.
3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса
Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.
Есть в смешанных лесах и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например ласка, которая охотится на мышей и полёвок.
4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
Лес — это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.
В таких лесах много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся в лесу и змеи.
А также в лесах много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.
6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.
Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса
Любая цепь питания начинается с организмов — производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами — разрушителями.
Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.
7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.
Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса
Все объекты живой и неживой природы, составляющие природное сообщество леса, связаны между собой экологическими связями.
Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.
Невозможна жизнь леса и без почвы. На ней растут растения, из нее получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.
8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса
1. Название сообщества: лес
4. Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, древесина используется в промышленности, мясо животных используется в пищу. Лес — место отдыха.
5. Влияние негативное: вырубка лесов, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
6. Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых лесных насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.
Обсудим!
Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
Главным нарушением экологических связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.
А также, нарушением экологических связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения в лесу связаны экологическими связями, а значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к исчезновению других видов животных и растений.
Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологические связи.
Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения в лесу.
Проверь себя
1. Что такое лес?
Лес — природное сообщество, единство живой и неживой природы.
2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
Лес, как природное сообщество, не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.
3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
4. Как обитатели леса связаны между собой?
Обитатели леса связаны экологическими связями, пищевыми цепочками.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: природное сообщество.
Природное сообщество — сообщество живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.
2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.
Я считаю, что правильно веду себя в лесу.
3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом — определителем для распознавания его обитателей.
Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.
Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.
Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.
На следующем уроке
Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?
Луг отличается от леса почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то луг становится разноцветным и очень красивым.
Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
Я не люблю ходить в лес. Жуки ползают, ветки кустов хлещут тело, ноги запутываются при ходьбе по неровностям земли… Но, всё же, я решила узнать про лес чуточку больше перечисленного. Начала с организмов, составляющих природное сообщество рассматриваемой местности.
Группы организмов леса
В лесу природное сообщество объединяет следующие группы организмов:
Практически во всех сообществах распространены сине-зелёные водоросли и бактерии. Проживают они и в воде, и в почве самых суровых мест.
Растения природного сообщества леса
Именно данная группа организмов у меня, как и у многих, ассоциируется с понятием «лес». Про структуру растительности уже многим известно, поэтому просто напомню эти 6 ярусов: высокие деревья (свыше 10 м), деревья ниже отметки в 10 м, высокие кустарники, невысокие кустарники (сюда же можно отнести подрост деревьев), высокие травы, низкие травы. Деревья являются лесообразующим компонентом, т. е. определяют вид леса: хвойный (например, еловый), лиственный (например, берёзовая роща), смешанный. Кустарники и деревья разделяют на отделы: голо- и покрытосеменные.
Растения низких ярусов в лесу представлены классами мхов, папоротников, водорослей, хвощей, плаунов, лишайников.
Животные природного сообщества леса
Отличная кормовая база и защитные условия способствовали заселению леса различными животными. Среди деревьев карабкается, летает, ползает, ходит огромное количество птиц, земноводных, копытных, членистоногих (насекомые и паукообразные), грызунов, рептилий, беспозвоночных, крупных млекопитающих. И все эти типы, отряды и классы насчитывают несметное число особей!
Отдельные животные требуют определённых условий добывания пищи, поэтому распространение их связано с их наличием.
Характеристика лесного сообщества
1. Название природного сообщества – лес.
2. Какие организмы составляют сообщество. Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, бересклет, жимолость, бузина и другие. Также в лесу есть травянистые растения, например, ландыш, медуница, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.
В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед, жук-олень.
В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, а также черви, насекомые и их личинки.
3. Экологические связи в лесу. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.
4. Значение природного сообщества для человека. Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.
Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает и расслабляется.
Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.
5. Влияние человека на сообщество. Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.
Конечно, производится и восстановление лесов, однако того что делается явно недостаточно.
Для поддержания чистоты фасадов и окон современных зданий необходим своевременный уход. Мытье окон и фасадов высотных зданий возможно только с помощью промышленного альпинизма. Компания «АльпСтройМеталл» предлагает монтажные, клининговые и фасадные работы с гарантией высокого качества и по приемлемым ценам.
Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
Обсуждение вопроса:
Одним из природных сообществ на планете является лесное сообщество или лес. Леса бывают разные: хвойные, смешанные, лиственные.
В лесу растут деревья, кустарники, травы. Обитает множество животных: зверей, птиц, насекомых. Наиболее часто встречающиеся породы деревьев в зоне лесов: сосна, ель, лиственница, дуб, береза, граб, клен. Кустарники: барбарис, боярышник, черемуха, орешник, жимолость.
Среди животных леса необходимо назвать таких: косули, дикие кабаны, лоси, волки, лисы, белки, зяблики, тетерава, кукушки, совы, синицы и много других.
В лесном сообществе существует тесная связь между всеми живыми существами. Растения служат кормом для растениеядных животных. Последними питаются хищники.
Леса имеют огромное значение для человека. Прежде всего, польза заключается в выделении деревьями в атмосферу кислорода. Также человек использует древесину для различных потребностей. Лес является лучшим местом отдыха для человека.
Используя запасы леса, человек оказывает воздействие на лесные сообщества, часто губительное. Много видов животных истребляется во время охоты.
Лесные сообщества необходимо беречь и охранять. Для этого необходимо создавать заповедники и природные парки. Также в любом месте необходимо бережно относиться к природе.
Природное сообщество это единение представителей флоры и фауны, которые адаптировались к условиям определённой местности. Наука, изучающая взаимодействия живой и неживой природы, называет такие сообщества экосистемами или биогеоценозом. Они наполнены бактериями, грибами, различными растениями и животными, которые способны обеспечить круговорот веществ и выделение потока энергии.
Что такое природное сообщество
Существующие на земле многочисленные естественные сообщества основаны на различных природных процессах и на нахождении растений и животных на одной территории в течение длительного периода времени.
особыми природными условиями – температурой воздуха, количеством воды, света и т. д.;
особым растительным и животным миром (флорой и фауной), представители которого могут быть производителями, потребителями или разрушителями;
Природные сообщества взаимодействуют между собой, образуя экосистемы, которые в свою очередь являются частью биосферы, живой оболочки Земли.
Виды природных сообществ и их признаки
Природные сообщества подразделены по площади на:
крупные, такие как океан, материк, тайга;
средне- и мелкомасштабные – луга, реки, озёра, пруды.
естественными, то есть саморегулирующимися экосистемами, такими как луг, болото, море;
искусственными, жизнедеятельность которых регулируется с помощью человека, такими как огород, аквариум или парк.
Разнообразие естественных биогеоценозов зависит от состава растительности. При наличии большого количества древесных растений биогеоценоз носит название – «лес». Лес может быть берёзовым, дубовым, сосновым и прочим, в зависимости от преобладания определённой древесной породы.
Вместе с деревьями в сообществе «лес» находятся представители кустарников и трав, низкорослых растений, мхов и лишайников, бактерий и насекомых. Здесь же проживают травоядные и хищные животные. В лесу находят себе место жительства различные птицы.
Все представители биогеоценоза выполняют определённые роли в пищевой цепочке и влияют на жизнедеятельность друг друга.
Примеры взаимодействий в других естественных природных сообществах, имеющих свои особенности:
в поле или на лугах, где цветение разнотравья привлекает множество насекомых – опылителей, где почва становится плодороднее от наличия микроорганизмов в ней, где животный мир менее разнообразен;
в степи, характеризующейся малым количеством деревьев, равнинной поверхностью с невысоким травяным покрытием, ночным образом жизни животных и особыми климатическими условиями и пр.
Взаимодействие в искусственных природных сообществах осложнено тем, что его нужно создавать, поддерживать и контролировать человеком.
При определении состава водного сооружения необходимо помнить о наличии в нём грибов, бактерий, фитопланктона, зоопланктона, птиц и рыб. Должны быть созданы условия, необходимые для их жизнедеятельности, состоящие из наличия:
высокой плотности жидкости;
слабого насыщения кислородом;
незначительного колебания температур.
Создание перечисленных условий – трудная задача, требующая специфических знаний и умений. Так же проблемно поддерживать эти условия и контролировать их.
Пищевые связи и роли в сообществах
Для природных сообществ характерна совокупность живых организмов с условиями окружающей среды, которая тесно связана цепью питания.
Она в свою очередь состоит из различных организмов, являющихся в большинстве едой для других представителей сообщества:
растений, основному звену пищевой цепи;
первичных консументов: насекомых, моллюсков, травоядных животных;
Структура природного сообщества
Структура сообщества заключается в движении различных веществ от одного организма к другому и их возврата в окружающую среду.
Солнечной энергией и неорганическими веществами питаются автотрофы, являющиеся основой природных сообществ, занимающихся синтезированием органики. Созданные автотрофами органические вещества потребляют гетеротрофы, которые представлены бактериями, грибами и животными.
Основой природного сообщества является возникновение устойчивого круговорота веществ, которые поглощаются из окружающей среды и в неё же возвращаются, что является результатом жизнедеятельности всех членов экосистемы.
При благоприятных экологических условиях местности увеличивается и видовой состав сообщества.
Влияние человека на природные сообщества
Являясь единой живой системой, биогеоценоз может быть разрушен или потерпеть изменения даже из-за изменения одного его компонента.
Рассказы о появлении различных изменений или исчезновений некоторых видов представителей фауны или флоры являются тревожным сигналом, оповещающим о нарушении внутренних процессов сообщества.
Так, разрастание тростника по берегам озера может превратить его в болото. А причиной этого может быть исчезновение вида рыб, которые питаются растениями.
Чаще эти изменения связаны с деятельностью человека:
при вырубке леса происходит опустынивание земель;
при строительстве дамб – заболачивание территории;
распахивание земель и применение химикатов в земледелии – к исчезновению многих видов животных и растений;
загрязнение воздуха, проведение автомобильных и железнодорожных магистралей приводят к разрушению природных сообществ.
Примеров можно приводить большое количество. Сохранение природных сообществ становится уже проблемой всего человечества, так как их видоизменение и даже исчезновение влияют на жизнедеятельность всей биосферы Земли. А это уже угроза жизни людей на нашей планете.