какие группы нравственных отношений вам известны
Нравственные отношения
Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки. Нравственные отношения отличаются от внеморальных отношений, которые, в принципе, не связаны с моральной деятельностью, а также от аморальных отношений, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.
Строго говоря, если рассматривать конкретное нравственное отношение между людьми, то оно предстает как взаимоотношение, в котором каждый агент может полагать себя субъектом.
Если субъектов этого отношения выступает общество, то личность характеризуется как объект нравственного отношения, и берется лишь в нравственных качествах, как они выступают в ее поступках, в нравах, в нравственной деятельности в целом.
Если же брать в качестве субъекта личность, то объектов нравственного отношения будет не все в жизни общества, а лишь моральная сторона этой жизни, т.е. существующие в обществе моральные принципы, нормы, кодексы, идеалы.
Гармоничное сочетание личных и общественных интересов достигается только благодаря действительному единству личного и общественного морального сознания.
Моральное сознание
Поступки и нравы, нравственные отношения, будучи элементами моральной деятельности, включают в себя деятельность сознания, так как они сначала проходят через сознание, прежде чем, сложиться. Существенным моментом этого «прохождения» является их отражение в общественном и индивидуальном сознании.
Особенности морального сознания:
— нравственное сознание отличается от теоретического познания наличием в первом аксиологического (оценочного) момента: в нем отражается не только природа явления, но также устанавливается его значение для субъекта и, тем самым, отношение субъекта к явлению;
— ему присуща функция ориентирования человеческого сознания на определенные ценности при помощи норм, образцов и идеалов.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ:
1. субъективно-личные элементы (чувство стыда, советь, самооценка и т.п.).
2. объективно-коллективные элементы (моральные принципы, нормы и пр.)
4. эмоциональные элементы (любовь, ненависть зависть и др.)
В индивидуальном и общественно нравственном сознании можно вычленить следующие уровни:
1. подсознательного стимулирования поступков потребностями, аффектами, стереотипами, установками, подражание.
2. обыденный уровень, на котором поступки мотивируются обычаем, традицией мнением, авторитетом, лидеров, модой и т.д.
3. уровень идеологии, на котором поведение людей стимулируется национальными и т.д.) интересами, выраженными в виде программно-политический идей, нравственных норм, моральных кодексов, устойчивых принципов.
4. Научно-теоретический уровень морального сознания, благодаря которому поступки и нравы мотивируются научно познанными интересами общества класса и личности.
Совокупность представлений человека, которое формируется в его голове на основе жизненного опыта или его теоретического осмысления складывается в систему знаний, ядром которого являются этические категории.
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ в системе регуляторов поведения
Моральная регуляция поведения достигается, прежде всего, при помощи нравственных норм и других требований, имеющих императивный (повелительный) характер.
СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ НОРМ
В самом общем значении НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели. Понятие нормы близко по значению понятию правила. Но правила могут вводиться или отменяться с согласия участников данного рода деятельности. Нормы же не могут менять по произволу и имеют более закономерное, объективно-необходимое происхождение и основание.
Все социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.
К первой группе относятся технические и технологические инструкции, военно-уставные правила, школьно-воспитательные методики, Госты, тарифы, цены и прочие установ индивидов (общности) с потребностями какой-либо высшей общности (класса, нации, государства). Таковы нормы права и морали.
Моральные нормыотличаются от правовых норм меньшей определенностью предъявителя (субъекта) и исполнителя (объекта) требования. Обширностью сферы применения, разнообразием и гибкостью способов предъявления требования и санкций за его исполнение или неисполнение. Однако при определенных условиях моральные нормы могут трансформироваться со статьи закона, а некоторые правовые установления имеют свои корреляты в морали.
В моральных нормах выражена ее императивность, повелительность. В морали императивность выступает в виде системы требований к поведению лиц, в которые облекается общий интерес того сообщества людей, к которому принадлежит данное лицо. Особенность морального требования в предусматриваемой относительности свободы действий.
Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка). Моральные нормы регулируют частные формы поведения. Более общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.
Моральная норма есть требование, зафиксированное в общественном и индивидуальном сознании в виде определенной словесной формулировки. Но сама эта формулировка и связанная с нею мысль или образ являются ничем иным, как отражением распространенного массового типа поведения, считающегося нормальным. Норма как распространенный тип особого рода поступков, существует до их сопоставления с какими-то идеальными образцами, эталонами свойственными сознанию.
Они отражают в концентрированном виде положительный и отрицательный опыт практической жизни больших масс людей. Таким образом, в моральной норме складывается единство сознания и поведения, сущего и должного, субъективного и объективного. Нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях. Цель нравственного воспитания – это превращение норм в привычные формы повседневного поведения.
Проблема социально сущности моральных норм включает в себя два вопроса: а) о социальной обусловленности происхождения норм; б) социальной целесообразности их функционирования.
И в том и в другом случае моральные нормы вторичны, производны от социальной необходимости и целесообразности. Самый набор норм, избираемых людьми для себя, определяется, в конечном счете,
ВИДЫ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНЫХ НОРМ
Различаются два типа норм: императивные и деонтические (деон –долг). Императивные нормы выражаются простыми повелительными предложениями. Например, «будьте бдительны!», «берегите лес!». Здесь обнаруживаются два элемента: а) описание некоторой ситуации или состояния (дескриптор); б) указание на то, что данное состояние уже имеет место или его требуется еще только реализовать (диктор). Императивные предложения различаются между собой дикторами (будьте бдительны – мы бдительны).
Деонтические нормы обязывают. Разрешают или запрещают какие-либо поступки. Деонтические нормы выражают моральную необходимость и выражаются предложениями со словами «должно», «позволено» и «запрещено». В свою очередь деонтические номы разделяются на две разновидности: категорические и гипотетические.
Категорические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок независимо от внешних условий.
Гипотетические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок в зависимости от определенных условий обстоятельств, ситуации и т.п., которые обычно указываются в самой формулировке нормы или подразумеваются. Например, «всякий трудоспособный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет должен трудиться». В строгом смысле слова среди деонтических норм лишь гипотетические нормы могут считаться моральными нормами, ибо всякий поступок конкретен.
Для этического анализа моральной нормы достаточно отметить ее три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.
Диспозиция – центральный элемент нормы, выражающий содержание и характер требования. Диспозиция стимулирует положительную моральную деятельность. Нормы-разрешения (поощрения на сверхдолжное) могут стать всеобщими в будущем, когда героическое станет обычным. Нормы-запреты и нормы-рекомендации – это о сути дела одно и то же требование, которое в своем полном содержании должно гласить «Не лги, но говори правду».
Гипотеза – структурный элемент моральной нормы, указывающий на условиях ее исполнения. Эти условия ограничивают действие нормы. Чаще всего таким условием выступает указание адресата (исполнителя) нормы. Гипотетичность моральных норм особенно наглядно выступает в кодексах профессиональной этики (например: врачебной, воинской и т.п.), где общей гипотезой всех норм является ограниченность адресата – люди определенной профессии.
Санкция – структурный элемент моральной нормы, выражающий способы или средства обеспечения ее действенности: одобрение, осуждение в разных видах и формах. В формулировке моральной номы санкция обычно не представлена, но всегда подразумевается (хотя бывают исключения: «не судите, да не судимы будете»). В качестве моральной санкции может выступать эмоциональная реакция другого лица или лиц на поступок, словесное одобрение или неодобрение, слава, сплетня, бойкотирование, обсуждение на собрании с тем или иным решением и другие формы выражения общественного мнения, а также суд собственной совести. В отличие от права, в морали санкции не столько определенны и стабильны, что связано с общими особенностями функционирования морали как регулятора общественной жизни.
Вопросы для самопроверки:
1. Совокупность особого рода представлений, идей о правилах поведения человека в обществе называется моралью.
3. Общественная наука о морали и нравственности называется этика.
4. Сущность морали заключается в саморегулировании совместной жизни людей.
5. Материалистические тенденции в этике выражают: натурализм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.
6. Общие черты натуралистической этики: все особенности поведения людей и все элементы их нравственного сознания выводятся из «природы»: внешней, когда добро в людях определяют как частицу мировой законосообразности, гармонии мирового разума, или из природы человека, из его физической конституции, потребностей, интересов, как это свойственно просветителям.
7. Гедонизм (наслаждение, удовольствие) – утверждает, что высшее благо полагается в чувственном наслаждении.
9. Идеализм в этике представлен: религиозными доктринами, этическими концепциями объективного идеализм (Платон, Гегель), субъективно-идеалистическими интерпретациями морального сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).
10. Верно ли, что в этике различают пять функций морали?
11. Основная функция морали заключается в регулировании поведения человека.
12. Аксиологический аспект морали проявляется в её ценностно-ориентирующей функции.
13. Изучение генезиса морали и социально-обусловленные её разновидности в разные исторические эпохи, теоретические исследования различных аспектов нравственности обогащают наши представления об обществе и воплощают гносеологическую функцию морали.
14. В усвоение нравственных правил поведения в ходе социализации человека воплощается воспитательная функция морали.
15. Разные социальные слои общества имеют разные моральные кодексы поведения, что содержательно воплощает идеологическую функцию морали, её политический аспект.
16. Структура морали включает в себя три компонента: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.
18. Поступки, широко распространены среди представителей той или иной соц. группы, принято называть нравами.
20. Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки.
21. Внеморальные отношений, в принципе, не связаны с моральной деятельностью
22. Аморальные отношения – это те, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.
23. Моральное сознание есть отражение нравственных отношений в общественном и индивидуальном сознании людей.
25. НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели.
26. Социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.
27. Моральные нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях.
28. Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка).
29. Наиболее общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами.
30. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.
Раздел 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ.
Тема 3. МОРАЛЬНЫЕ ПРОРОКИ (КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, И. ХРИСТОС, МУХАММЕД)
Древнекитайский мыслитель Конфуций создал этику выполнения ритуала. Именно ритуал создает гармонию в отношениях между людьми и позволяет упорядочить их должным образом.
Таким образом, Конфуций сформулировал «золотое правило нравственности», известное во всех культурах.
Суть учения буддизма можно выразить как преодоление желаний и отрешение от материального мира.
С именем Моисея связан один из древнейших кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей.
Первые три предписывают почитать одного лишь Яхве, не создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога.
Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери.
Последующие заповеди ( с шестой по десятую) содержат нормы отношения человека к близким, то есть к представителям своего народа.
«Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби ближнего, как самого себя».
В содержательном плане справедливость, задаваемая заповедями Моисея, основана на талионе или воздаяния равным за равное. Например, действие заповеди «не убивай» ограничено Израилем. Отступления от этого принципа являются ответом убийством на убийство, или увечьем на увечье.
Нравственные заповеди Декалога являются одновременно и юридическим законом.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим и всей душою. сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего как самого себя».
Смысл учения И. Христа составляет идея Царства Божия.
Во-первых, Царство Божие понимается как апокалипсис, или конец света, когда все праведники спасутся, а все грешники погибнут. Этот конец придет неожиданно, но люди должны быть к нему готовы.
Люди, заботясь о хлебе насущном, перепутали главное и второстепенное. И Христос предлагает радикальную программу пересмотра ценностей: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам».
Надо собирать сокровища не на земле, а на небе.
Какие сокровища ценятся в небесном царстве? Послушание сына отцу, человека Богу: «Не как я хочу, а как ты хочешь, Отче».
Самая краткая молитва, которой учит И. Христос: «Да будет воля твоя и на небе и на земле».
Любовь смиренна, она не судит других людей.
В Нагорной проповеди И. Христос вступает в полемику с Декалогом и по форме (Я говорю вам) и по сути (переводя заповеди в закон любви).
Древним сказано: не убивай. Иисус добавляет: не гневайся на брата своего.
Древним сказано: не прелюбодействуй. Иисус говорит: даже не смотри никогда на женщину с вожделением, то есть не прелюбодействуй даже в мыслях.
Древним сказано: око за око, зуб за зуб, а я говорю вам: не противься злому. Кто тебя ударит в правую щеку, обрати к нему и другую.
Древняя мудрость требует любить ближнего (соотечественника) и ненавидеть врага, а Христос учит: любите врагов ваших.
Просьбу больных и сирых, которые обращались к Христу: Господи, помилуй! Иисус удовлетворял, не спрашивая их об их грехах.
Иисус родился в хлеву. Умер на кресте. Он прошел через непонимание, измены, преследования. Он тысячу раз мог ожесточить свое сердце. У него было достаточно поводов сказать людям, что они недостойны его любви. Но он не сделал этого даже распятый. Он просит простить своих палачей и думает о душе висящего с ним разбойника. Иисус победил мир.
Но что означает верить в Аллаха?
Это означает неукоснительно выполнять обязанности мусульманина:
· Обязательна молитва. (Намаз)
· Обязателен пост (Рамадан).
· Обязательна милостыня (закят).
· Обязателен хадж (паломничество) в Мекку, совершаемое также как все остальное по строгому обряду.
Мусульманская этика не говорит о богоподобии человека, но она более реалистична и конкретна. Коран дает детализированную программу жизни индивидов, выступающую и догмой, и руководством к действию. Перспективу, задаваемую мусульманской этикой, нельзя назвать сверхчеловеческой, она не требует от человека раздвоенности, разрыва между бытием и долженствованием. В исламе, в отличие от христианства, нет идеи наследственного греха (Адам был прощен Аллахом и его вина не распространяется на потомков). В исламе нравственность не отделена от реальности непреодолимой пропастью.
Вопросы для самопроверки
1. Понятие древнекитайской культуре, обозначающее мужское, светлое и активное начало – Янь.
2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало – Инь.
3. Центральное понятие учения Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие – жэнь.
4. Понятие учения Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим – сяо.
5. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы – даосизм.
6. Путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего в древней духовной культуре Китая – Дао.
7. Действительно ли учение Конфуция является патерналистской доктриной?
9. Может ли благородный муж не следовать «сяо»?
10. Верно ли, что согласно даосизму жизнь есть страдание?
11. Действительно ли, что принцип недеяния содержится в конфуцианстве?
12. Верно ли, что срединный восьмеричный путь спасения дхармы входит в учение брахманизма?
13. Действительно ли, что Слово Будда означает прозревший?
14. Сколько священных истин содержится в буддизме?
15. Правильно ли утверждать, что Гаутама Шакья муни был учеником Будды?
16. Включает ли срединный восьмеричный путь спасения требование совершать молитву?
17. Верно ли утверждать, что трипитака – одна из священных книг ислама?
18. Является ли представление о Пурушу частью ведического знания?
21. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это карма.
Нравственные отношения как составная часть общественных отношений, их специфика. Структура нравственных отношений.
Нравственные отношения — это социально значимые взаимоотношения между людьми, определяющие понимание смысла их бытия и являющиеся каналами их духовного общения, регуляции поведения и пере дачи нравственного опыта. Нравственные отношения, складываясь в процессе деятельности, существуют в виде совокупности определенных зависимостей и связей, являющихся условием осуществления этой деятельности.
Каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу нравственных отношений. Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, находящая свое выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни
деятельности людей.
зависимости от их направленности нравственные отношения под разделяются на следующие виды:
нравственные отношения личности и общества;
нравственные отношения личности и личности;
нравственные отношения личности к самой себе;
нравственные отношения личности и человечества.
По сфере реализации нравственные отношения можно разделить на отношение к труду и к людям в процессе труда. По объекту проявления общественные отношения дифференцируются на общественно-политические, правовые, научные, педагогические, правоохранительные, художественные, семейно-бытовые и прочие виды.
Касаясь непосредственных отношений профессиональных юристов, следует подчеркнуть, что если все средства профессиональной деятельности имеют законный и нравственный характер, то и результат будет нравственным:
по отношению к гражданам — это предотвращение преступления;
по отношению к преступникам — это установленная по делу истина, справедливое наказание;
по отношению к обществу — это искоренение преступности, утверждение законности и справедливости.
точки зрения профессиональной морали юриста крайне важно разобраться в диалектике нравственных отношений:
нравственные отношения юристов к своей деятельности (объекту, целям, средствам, методам, формам и результатам);
нравственные отношения между самими юристами как субъектами этой деятельности;
нравственные отношения юристов к гражданам в быту и в неслужебное время.
В процессе выполнения служебных обязанностей у работников органов внутренних дел складывается сложная система нравственных отношений, которая в самом общем виде состоит из трех групп отношений:
1) нравственные отношения сотрудников к своей деятельности (объекту деятельности, целям, средствам, методам, формам и результату);
2) нравственные отношения между самими сотрудниками как субъектами этой деятельности;
3) нравственные отношения сотрудников ОВД к гражданам в быту, во внеслужебное время.
Каждая из них включает в себя целый ряд нравственных отношений. К первой группе относятся нравственные отношения:
а) между сотрудниками ОВД и различного рода нарушителями законности и правопорядка;
б) между сотрудниками и лицами, склонными к правонарушениям, среди которых проводится профилактическая работа;
в) между сотрудниками и лицами, привлекающимися по делу в качестве потерпевших, свидетелей, понятых и др.;
г) между работниками и лицами, обращающимися в органы милиции по делам, не связанным с правонарушениями.
Понятно, что по характеру и содержанию эти отношения не однозначны и каждые из них предъявляют к сотрудникам правоохранительных органов особые нравственные требования.
Ко второй группе нравственных отношений, т. е. отношений между самими сотрудниками ОВД, относятся:
а) отношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию;
б) отношения между членами коллектива, имеющими одинаковое служебное положение и должности.
Взаимоотношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию и должности носят официально нормативный характер, они регламентированы уставами, приказами, наставлениями, Кодексом профессиональной этики, решениями коллегии и выполнение их строго обязательно.
Основными требованиями здесь являются: строгая воинская субординация, дисциплина, взаимное уважение, уважение к старшему по званию, должности, возрасту, исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка и спокойствие и т. д. Взаимоотношения между членами коллектива, равными по званию и должности, также во многом определены уставами, наставлениями, Кодексом чести, однако в них больше проявляются общие нормы нравственности. В этой группе отношений ведущими являются отношения между начальником и подчиненными, они во многом определяют отношения между членами, равными по должности и званию.
Третья группа включает в себя нравственные отношения сотрудников ОВД к гражданам во всех сферах жизни помимо служебной. Здесь в наибольшей мере проявляются нормы общечеловеческой морали, но наряду с ними существуют и особые требования. Нормы и правила, формируемые во второй и третьей группах отношений, составляют требования служебного этикета.
Все рассматриваемые группы отношений органически взаимосвязаны между собой, воздействуют и дополняют друг друга. Однако наиболее специфическими и ведущими из них являются отношения первой группы. Характер и содержание нравственных отношений сотрудников ОВД к своей деятельности (цели, объекту, средствам, методам) определяют сущность и специфику профессиональный морали, накладывают отпечаток и на все другие группы отношений. Последние же, преломляясь через отношения первой группы, приобретают специфический характер.
Система нравственных отношений в деятельности сотрудников ОВД – это объективная сторона профессиональной морали. Субъективной стороной этой морали является профессиональное нравственное сознание. Оно возникает, формируется и развивается одновременно с формированием профессионально-нравственной деятельности, и как отражение ее процесса и результата, и как ее внутренний регулятив.
Разнообразие видов профессионально-нравственной деятельности и соответствующей системы нравственных отношений обуславливают и многообразие норм и требований профессионального нравственного сознания, специфику принципов, норм и категорий общечеловеческой морали в соответствии с особенностями правоохранительной деятельности.
Доминирующими принципами, выражающими специфику нравственных отношений сотрудников органов внутренних дел к гражданам как объекту своей деятельности, являются принципы справедливости, законности и гуманизма. Специфика содержания нравственных отношений сотрудников ОВД наиболее полно выражается и в таких категориях, как профессиональный долг, совесть.
Нормальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к коллегам. Ответственность – это требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к слову, которое не мыслится в отрыве от дела.
Другим важным началом культуры служебных отношений является уважение к коллегам по службе. В основе этого требования лежит взаимная вежливость, доброжелательность, скромность и сдержанность. Служебные отношения должны строиться без излишнего проявления любопытства к личной жизни сослуживцев, обсуждения их семейных проблем. Если коллега по службе допускает какие-то ошибки, упущения в работе, надо на них указать, но тактично и в доброжелательной форме, как и рекомендуют правила служебного этикета.
Важнейшими качествами работника правоохранительной системы являются точность, обязательность. Эти требования этикета были сформулированы еще древними римлянами в виде правил pacta sunt servanta («Договоры должны выполняться»). Здесь подразумевается не только договоренность в прямом смысле этого слова, но и любые поступки, которые должны соответствовать установленным в коллективе требованиям нравственных отношений между работающими. Нарушение слова, опоздание на деловую встречу или совещание, невыполненный согласно требованиям объем работы приводят к снижению запаса прочности и надежности человеческих отношений, причиняют значительные неудобства человеку независимо от того, является ли он виновником такого поступка или «страдающей» стороной.
Большое влияние на атмосферу служебных отношений оказывает руководитель. Стиль, который он утверждает во взаимоотношениях с подчиненными, накладывает отпечаток на все отношения в служебном коллективе. Грубый, крикливый стиль руководства отрицательно сказывается не только на службе, но и морально-психическом самочувствии людей, на их здоровье. Даже самый строгий разговор должен содержать в себе уважение к личности подчиненного, быть выдержанным, без истерики и раздражительности. Важно помнить также, что выговор, сделанный наедине, как правило, более эффективен, чем разнос, устроенный в присутствии других сотрудников.
Ответственность, уважение к подчиненным в сочетании с требовательностью к себе и к ним, – проверенный стиль руководства, обеспечивающий успех в деятельности коллектива. Служебный этикет рекомендует руководителю держаться с подчиненными и с вышестоящим руководством всегда одинаково просто и ровно. Такое поведение располагает подчиненных, способствует созданию доверительных и товарищеских отношений в коллективе.
Руководитель обязан уметь различать того, кто служит, а кто выслуживается. Нельзя пользоваться услугами доносчиков и кляузников: людей нужно оценивать не по тому, что о них говорят, а по тому, что они делают. При этом нелишне помнить, что сообщение о факте никогда полностью не совпадает с самим фактом[1].
Подчиненным нужно знать, что лучше привлекать внимание начальника не к своей личности, а к выполняемой работе. Хороший исполнитель если и позволит себе выделиться от остальных, то только умением профессионально выполнить задание и конкретными деловыми предложениями, направленными на улучшение работы.
Названная атрибутика позволяет определить принадлежность сотрудников правоохранительных органов к отдельным самостоя-тельным службам с характерными для них служебными полномо¬чиями и специфическими нравственно-этическими и психолого-педа-гогическими характеристиками. К таким характеристикам следует отнести:
• сложившуюся общезначимую в данном обществе систему ценностей, формирующую нравственно-этическую, психолого-педагогическую и социально-правовую целостность коллектива;
• наличие единства целей всех членов данного служебного коллектива;
• постоянно реализуемые в деятельности служебного коллектива специальные принципы его организации и функционирования (законность, взаимодействие, координация, взаимопомощь);
• формирование и поддержание в служебном коллективе определенного морального климата через выработку коллективного мнения, позитивного настроения, поддержание и пропагандирование героических поступков, требований соблюдения служебного долга и чести, боевого товарищества и братства, трудовых и боевых традиций, Присяги и уставов;
• научно обоснованное ресурсное обеспечение деятельности служебного коллектива.
Каждый вновь создаваемый служебный коллектив проходит в своем становлении несколько этапов и стадий, где нравственный компо-нент играет значительную роль.
/ этап — формирование коллектива. Известно, что деятельность руководителя осуществляется преимущественно через проявление его властных полномочий. Но это происходит до того периода, ко¬гда будут осознаны общезначимые цели, соотнесены мотивы и ин¬тересы общества с интересами всего коллектива, т.е. когда произой¬дет естественное сплачивание всех членов коллектива, признание коллективом формального и неформального лидера. Только тогда каждый служебный коллектив конкретного правоохранительного органа достигает определенного уровня в своем развитии. Здесь про¬являются четко выработанные устойчивые формы поведения, создают¬ся традиции, осознаются и формируются определенные нравственные ценности (с годами такое положение становится устоявшимся, оно поддерживается большинством членов коллектива автоматически, без каких-либо ресурсных затрат и воспитательных воздействий). На этом этапе любое изменение, приводящее к существенным пре¬образованиям в коллективе, — смена лидера, принятие на работу большого числа специалистов из других регионов с различным опы¬том и стажем работы, уровнем профессионального образования и тому подобным, — может вызвать неприятие большинством его членов и привести к межличностным конфликтам.
При создании коллектива сотрудников правоохранительных ор¬ганов характерны следующие особенности:
1. Повышенная общественная значимость целей и задач дея¬тельности правоохранительных органов, где помимо высоких тре¬бований к профессиональной подготовке выдвигаются и повышенные требования к нравственным качествам личности.
2. Достаточно жесткие и детально регламентированные требова¬ния к выполнению задач служебной деятельности каждым членом коллектива вне зависимости от занимаемой должности. Как правило, здесь преобладают формально закрепленные функциональные обя¬занности с четко обозначенным порядком и условиями их исполнения. Они базируются на обязательном выполнении требований всех существующих приказов и распоряжений, строгого соблюдения субординации и подчиненности, на детальной регламентации согласованности и взаимодействия между различными подразделениями. При этом зачастую вновь принимаемые приказы бывают не в полной степени согласованы с уже существующими, что порождает определенные противоречия при их исполнении. Это, естественно, сказывается на межличностных отношениях между членами коллектива и приводит к конфликтным ситуациям при реализации принятых решений.
3. Определенная «закрытость» многих направлений деятельности правоохранительных органов в силу выполнения ими специфических функций, порождает определенное противоречие, поскольку, с одной стороны, необходимо обеспечивать соблюдение конституци¬нных прав и свобод личности при достаточной информированности населения, а с другой — необходимо соблюдать государственную, служебную и иную тайну.
4. Выполнение наибольшего объема служебных задач осуществляется преимущественно низовыми звеньями служебного коллектива. Такая работа проводится, как правило, без широкого обмена мне¬ниями между его членами, на основе сложившихся традиций и обычаев, помимо существующей нормативной базы. Естественно, в этом случае наиболее ярко проявляются требования взаимовыручки и взаимопомощи сотрудников между собой, доверительности отно¬шений, чувства сотоварищества и другие нравственные требования.
// этап — стабилизация достигнутого уровня профессионально-нравственной целостности коллектива.
/// этап — нахождение оптимального сочетания служебного долга и личных интересов членов служебного коллектива.
IV этап — максимальное сочетание требований службы и лич¬ных интересов членов коллектива на основе сочетания морально-этической зрелости коллектива и нормативно-правовых требований к выполнению служебных обязанностей.
По устоявшейся в научной литературе точке зрения, служебный коллектив в своем развитии на каждом этапе проходит несколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессио¬нально-нравственного развития его членов.
Первая стадия — стадия формирования, на которой руководи¬тель формулирует свои основные цели и требования, определяет задачи, порядок и последовательность работы, место каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение. Здесь особенно заметны различные интересы и нрав¬ственные установки членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению функциональных обязанностей, ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечным результатам. Поэто¬му на этой стадии, как правило, преобладают жесткие требования правового регулирования, авторитарный стиль управления и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. Последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные члены коллектива начинают поддерживать руководи¬теля, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную часть коллектива.
Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добро-совестные, творчески настроенные на работу лица (актив) и группа, активно противодействующая им. В число последней обычно входят лица, склонные к нарушению дисциплины труда, халатно относя¬щиеся к выполнению служебных обязанностей, нравственно де¬формированные, имеющие пагубные пристрастия к чему-либо.
Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подав¬ляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанав-ливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаи¬мопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений. К руководителю со сторо¬ны актива все чаще предъявляются обоснованные и справедливые требования, a era негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов.
Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня раз¬вития коллектива.Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости, порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение прояв¬ления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководи-телю со стороны коллектива предъявляются определенные требова¬ния, и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и становятся менее жест-кими отношения, закрепленные нормативными актами. Точнее ска¬зать, проявление таких отношений начинает как бы уходить в тень, и их замещают нравственно-этические нормы.
Только достигнув наивысшего уровня развития, служебный кол¬лектив начинает выполнять следующие общественно-значимые функции:
• социально-политическую — формирование у членов коллектива определенных идеологических установок, уважительного отношения к органам и атрибутике государственной власти, трудовой активности, творческого отношения к труду, чувства гордости за принадлежность к профессии сотрудника правоохранительных органов;
• нравственно-педагогическую (воспитательную) — развитие определенного уровня знаний, навыков, умений, высокой обшей, правовой и специальной (профессиональной) культуры, чувства ответственности и гордости за выполняемую работу,скоренение устаревших моральных взглядов, своекорыстия,эгоизма и т.д.