какие группы населения относились к 3 ему сословию
Третье сословие
Полезное
Смотреть что такое «Третье сословие» в других словарях:
ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ — ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ, податное население Франции 15 18 вв. купцы, ремесленники, крестьяне, с 16 в. также буржуазия и рабочие (первые два других сословия духовенство и дворянство) … Современная энциклопедия
ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ — податное население Франции 15 18 вв. купцы, ремесленники, крестьяне, с 16 в. также буржуазия и рабочие (в отличие от третьего сословия, первые два сословия духовенство и дворянство не облагались налогом тальей) … Большой Энциклопедический словарь
Третье сословие — податное население Франции 15 18 вв. купцы, ремесленники, крестьяне, с 16 в. также буржуазия и рабочие (в отличие от третьего сословия, первые два сословия дворянство и духовенство не облагались тальей прямым налогом) … Исторический словарь
Третье сословие — ТРЕТИЙ, ья, ье. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Третье сословие — Tiers etat непривилегированное, податное население Франции 15 18 веков купцы, ремесленники, крестьяне, наемные работники. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Третье сословие — ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ, податное население Франции 15 18 вв. купцы, ремесленники, крестьяне, с 16 в. также буржуазия и рабочие (первые два других сословия духовенство и дворянство). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ — податное население Франции XV XVIII вв. (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее тж. буржуазия, рабочие). Называлось третьим в отличие от первых двух сословий духовенства и дворянства, которые не облагались податями (в XVIII в. лишь небольшим… … Юридическая энциклопедия
Третье сословие — «Я из третьего сословия!» (1790) Третье сословие (лат. tertius status, фр. tiers état) во Франции старого порядка (с конца Средних веков до 1789 года) все группы населения за исключением привилегированных, а именно … Википедия
третье сословие — податное население Франции XV XVIII вв. купцы, ремесленники, крестьяне, с XVI в. также буржуазия и рабочие (в отличие от третьего сословия, первые два сословия духовенство и дворянство не облагались налогом тальей). * * * ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ… … Энциклопедический словарь
ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ — (франц. Tiers État) термин, в широком смысле слова обозначающий все податное население Франции 15 18 вв. (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее также буржуазия, рабочие), в отличие от первых двух привилегированных сословий духовенства и… … Советская историческая энциклопедия
Третье сословие
Содержание
ЭСБЕ о третьем сословии
До XI века особенного различия между горожанином и поселянином не было, оба они находились под властью сеньора. С XI века начинается освобождение городских общин. Коммунальное движение, взрастившее буржуазию, было первым ударом, который был нанесен политической стороне феодализма. Сущность этого движения, послужившего сигналом и для деревень, заключалась в освобождении городов из-под феодального гнёта, появлении городских республик и возникновении в городах общественного класса — горожан, которые выступают, как третье сословие, наряду с духовными и светскими сеньорами. Хотя с VI по Χ века жители городов уже и начинают группироваться, но в обществе они ещё не играли роли: политических прав у них не существовало, а социальное положение их было тяжёлым.
С конца Χ века по XIII век всю Западную Европу охватила коммунальная революция — процесс освобождения городов от эксплуатации феодалов. Жители городов организуются в открытые или тайные общества, во главе которых стоят купцы. Города средиземноморскогого побережья были поставлены в особо благоприятные условия. Их торговля с Востоком никогда не прекращалась, население южных городских общин раньше других разбогатело и привыкло к самостоятельной практической деятельности. За итальянскими городами поднялись города Рейна. Позднее выступают южные французские города, когда итальянские уже достигли городской автономии, и далее — города северной и средней Франции, Германии и Англии. Наибольшей силы движение достигает в XII веке и первой половине XIII века. Освободительному движению противодействовали духовенство и феодалы.
Короли вначале тоже противодействовали стремлениям городов к независимости, а потом поддерживали города. Людовик VI, хотя и утвердил несколько грамот, но делал это не из принципа, а вследствие случайных соображений: уничтожая ланскую коммуну, он поддерживал амьенскую. Людовик VII понял силу коммун и содействовал их развитию. Филипп II Август открыто поддерживал множество коммун, но заставлял их платить себе за поддержку. Из коммунальных восстаний особенно замечательны восстания Лана, Санса, Камбре, но большинство городов приобрело себе привилегии без кровавой борьбы.
Движение охватило и деревню, которая в XII веке и XIII веке нередко пользовались правами коммуны. Города, добившиеся свободы — в большей или меньшей степени — делятся на два класса: коммуны и города буржуазии. Первые — добились и политической независимости, вторые — только гражданских прав, но не приобрели права самоуправления. Договор, заключенный между сеньором и коммуной, носил название коммунальной хартии или грамоты. Грамота определяла отношения коммуны к сеньору в вопросах юрисдикции и налога. В подлиннике дошли лишь очень немногие грамоты. Справедливо называют коммуну «коллективной сеньорией», уподобляя город феоду, так как между коммуною и её сюзереном были в значительной степени те же отношения, что между сюзеренами и вассалами (см. Феодализм — феодальная помощь в четырёх случаях).
Неся феодальные обязательства по отношению к своим господам, коммуны обладали и правами сеньора, могли отдавать поместья в лен, обладали правом войны и мира, наконец, заключали между собою крупные союзы. Коммуна издавала законы, судила, управляла администрацией и финансами, но в большинстве случаев пользование политическими правами принадлежало меньшинству — привилегированному сословию. Видимыми знаками коммуны были: ратуша, каланча, колокол, печать, позорный столб и виселица. Развивая общественный дух, коммуна воспитала в средневековом горожанине гражданина и возвысила буржуазию. Но коммунальное движение не сближало горожан и поселян. Буржуа, освободившись, относятся к деревне свысока, обижаются, если их приравнивают к крестьянам. Так вырастало различие между городским населением и крестьянами.
Через всю историю Франции в Средние века яркою нитью проходит упорная борьба между феодальным дворянством и третьим сословием, в союзе с королевской властью. Благодаря глубокой пропасти, образовавшейся между городом и сеньорией, происходили те постоянные столкновения между третьим сословием и привилегированными (государственными чинами), которые наполняют собою генеральные штаты (1302—1615 годов).
В конце XV века, под именем Третьего сословия, имелись в виду не только жители городов, но и сел; их называли фр. le commun — простонародье, простонародное сословие, люди третьего и простонародного сословия (фр. gens du tiers et commun é tat ). До середины XIV века третье сословие не играет видной роли в штатах. С большой силой сказалось влияние третьего сословия в штатах 1355 и 1356 годов, когда вспыхнула революция в Париже. Третье сословие было возмущено финансовыми мероприятиями короля («порча» монеты, которая неблагоприятно отражалась на торговых оборотах горожан). Депутаты городских общин, участвуя в генеральных штатах в качестве третьего сословия, составили половину всего числа прибывших депутатов (400 на 800), на их стороне оказалось и нравственное преобладание в собрании. Душою намеченных преобразований оказались депутаты парижской общины с Этьеном Марселем во главе. Вожди третьего сословия сначала одержали верх, но исход революции показал, как велика была рознь сословий: в проведении реформ заинтересовано было только третье сословие, не встретившее поддержки в дворянстве и свернувшее с легального пути на революционный для осуществления идеи национальной свободы.
Во время жакерии третье сословие было на стороне крестьян. Во всех движениях третьего сословия большую роль играл богатый Париж, центр крупной торговли и умственной жизни. Когда французское правительство переживало в XV веке кризис вследствие неурядиц в сфере государственного управления, третье сословие, в лице своих просвещенных представителей, принимало участие в выработке программы нововведений. Зажиточные горожане, руководимые адвокатом Жувенелем, перешли на сторону короля во время восстания Кабоша. Солидарность между третьим сословием и королевской властью постепенно дала городскому классу огромную силу.
Уже в конце XV века и в начале XVI века третье сословие не только представляло собой могучий, дружный (хотя и не всегда) промышленный класс, но оно занимает почти все должности до канцлера-хранителя печати включительно. Отсюда же брались всякого рода чиновники в финансовой администрации. Только губернаторство, комендантство, чины в военной и морской службе, придворные должности — исключительно давались привилегированным. Церковные и судейские должности давали честолюбивому буржуа одинаковые привилегии с дворянством, а в XVI веке образовывается много семейств, возведенных в дворянство, благодаря тому, что богатые буржуа покупали не только дворянские поместья, но и общественные должности, а с ними и право получить дворянское звание. Рост городского сословия был противоположен во Франции росту города, так как города постепенно лишились здесь своего самоуправления, перестав быть суверенными коммунами и подпав под административную опеку. Развитие капиталистического производства, характеризующее новое время, дает мощь капиталистической буржуазии, которая во всем опережает землевладельческое дворянство, и все более и более делается необходимой для государства, нуждавшегося в деньгах. Вот почему третье сословие выходит из средних веков сильным и уверенным в своем значении. Блестящую роль играло третье сословие на штатах 1560 года, представив широкий наказ.
Такой же наказ был представлен им и в 1576 году, где, среди разных других вопросов, делается попытка ограничить вторжение администрации в муниципальную жизнь. И в знаменитом мятеже 1588 года, третье сословие играло первую роль, выступив в генеральных штатах против королевской власти и гугенотов. Ко времени царствования Генриха III (1574—1589) влияние и значение третьего сословия ещё более выделяется и ещё ярче виден антагонизм между привилегированными и третьим сословием, вызванный оскорбительным для третьего сословия приниженным состоянием его представителей.
В своих требованиях на генеральных штатах при Людовике XIII Справедливом 1614—1615 годы третье сословие обрисовало картину бедственного состояния народа. Первые два сословия находились в собрании с покрытыми головами, а третье сословие представлялось королю без шляп, на коленях. Дворяне сами заявили, что разница между ними и третьим сословием та же, что между господами и лакеями. На этом собрании третье сословие выразило требование созыва генеральных штатов через каждые 10 лет.
Штаты, как известно, не собирались до 1789 года, но 1615 год в истории третьего сословия занимает важное место, так как показывает, с одной стороны, политическое ничтожество третьего сословия в XVII веке, а с другой — вскрывает громадное влияние третьего сословия как моральное, так и социальное.
В XVIII веке отношения между феодальной аристократией и горожанами сделались вполне определенными. Законы против роскоши в моде уже исчезли, и буржуа в темном платье старинного покроя был таким же барином, как и дворянин. И правительство, и высшие классы — теперь в руках третьего сословия. Оно распоряжается богатством, вытеснив дворянство в центральной и местной администрации; оно, по выражению Тэна, «всеобщий кредитор». Бедность и гордость сделались уделом большинства дворян. Третье сословие было «всем»: парламентские советники, адвокаты, денежная аристократия, судейское сословие, литераторы и учёные — составляли главную его силу. Но в политическом отношении третье сословие было «ничто».
XVIII век, выдвинувший таких «буржуа», как Вольтер, Руссо, Дидро и других, есть век торжества буржуазии, которая стала передовым классом нации, интеллигенцией, и требовала, как гражданского равенства, так и политической свободы.
В начале XVII века Франция получала с привилегированных 23 %, а с третьего сословия 77 % налогов. Перед революцией духовенство платило государству в виде налогов не более 1/4 своих доходов, дворянство — около 1 /6, а третье сословие — ²/3 своих доходов. Вся масса налогов и повинностей ложилась на Третье сословие, на долю которого приходилось около 1 /3 всей земельной собственности, при населении в 25 млн людей, из которых привилегированных считалось 250 тыс.
Но и среди третьего сословия наблюдается неравномерность в распределении повинностей. Некоторые должности создавали привилегию для буржуа чисто личного характера, были и привилегии местные, а богатые буржуа разными путями избавлялись от налогов. Имея главную силу в капитале, буржуазия была привилегированной в сравнении с народной массой. Многие города пользовались большими льготами — жители Гавра, например, были освобождены от талии и соляного налога. Город не платил подати, свалив эту повинность на деревню, благодаря чему из деревень уходили в город. Привилегированное положение горожан вызывало в XVIII веке частые жалобы крестьян на гордость жителей городов, порождало недоверие к ним со стороны сельского населения.
Это недоверие продолжалось до конца XVIII века, так как буржуазия приобретала себе сеньоральные права, и особенно любопытно, что оно сильно проявилось во время выборов 1789 года, когда крестьяне относились недоверчиво к своим собственным депутатам на бальифных собраниях. Выступив, однако, в качестве борца за «народные» права, буржуазия сыграла очень крупную роль во время великой французской революции. Франция ей обязана разрушением феодального строя общества. Высказавшись за поголовное голосование в генеральных штатах 1789 года, третье сословие решительно потребовало уничтожения феодальных прав и аристократических привилегий. 17 июня 1789 года исчезло старое сословное деление Франции на три чина и официально название Третье сословие тоже исчезло. Но теперь уже ясно стало распадение французского общества на два крупных класса: буржуазию и народ.
Поршнев Борис Федорович «Чем было третье сословие» во Франции XVII века?»
1940г. №2 Стр. 91 – 113
ЧЕМ БЫЛО «ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ» ВО ФРАНЦИИ XVII ВЕКА? *
* Настоящая статья представляет собой сокращенное введение к книге автора о народных восстаниях в Нормандии и Бретани в XVII веке.
Французская буржуазия быстро революционизировалась в XVIII веке. Но в XVI и XVII вв. она занимала еще двойственное положение в феодально-абсолютистском порядке во Франции. Противоречие между феодальными производственными отношениями и возникающими капиталистическими отношениями толкало ее на борьбу с феодально-дворянским господством. Однако слабость буржуазии сказывалась в одновременном стремлении к сближению с господствовавшим классом. Так же как и в Германии в период реформации, буржуазия во Франции XVI и XVII вв. не раз пугалась подъема крестьянско-плебейских антифеодальных движений. Она не могла решиться на объединение с народными массами для свержения феодализма. Не раз она искала под сенью абсолютизма спасения от той самой революции, к которой неизбежно должно было привести ее собственное развитие.
1 «Краткий курс истории ВКП(б)»., стр. 124
Как же случилось, что в исторической литературе утвердилось как раз обратное представление о непрерывных усилиях и непрерывных успехах буржуазии, боровшейся во главе народа против феодализма, в особенности во Франции при «старом порядке»? Это представление было создано в первые десятилетия XIX в. для идеализации прошлого буржуазии и ее возможного будущего. Для этой цели была создана историческая концепция, основанная на относительно высокой методике научного исследования и даже на одном элементе научного метода в истории, а именно на идее классовой борьбы. Но эта плодотворная научная идея была в значительной степени опустошена: сфера классовом борьбы была ограничена только отношениями между эксплоататорскими классами — дворянством и буржуазией. Основной классовый антагонизм, антагонизм между трудящимися и эксплоататорами, сбрасывался со счета в изложении хода истории. Основная движущая сила истории, сила народных масс, должна была стушеваться, отойти в тень для того, чтобы уступить место на авансцене прогрессивному и победоносному шествию буржуазии.
Почти все течения и школы западноевропейской буржуазной историографии с тех пор по возможности замалчивают и игнорируют народные движения. Это облегчается и состоянием источников, преимущественно государственно-дворянских по происхождению. В результате народным движениям, как и всем событиям и актам жизни народных масс, отводится пассивная роль в ходе истории; они рассматриваются не как причины, а как следствия, они изучаются поэтому поверхностно и эпизодически. Это относится не только к социально-политической истории: так трактуется и история культуры,— хотя в действительности многие важнейшие корни, скажем, Возрождения или Реформации следует искать в антифеодальной идеологии народных масс.
Применительно к истории Франции подлинным основателем и отцом той концепции, о которой идет речь, был Огюстен Тьерри, и поэтому ему должно быть здесь уделено внимание. Не он первый воплотил стремление французской буржуазии преобразить и приукрасить свое прошлое после достигнутой победы, но он первый нашел такую историческую категорию, такое понятие, которое стало как бы основным инструментом работы в этом направлении. Это понятие — «третье сословие». До выхода книги Тьерри «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» самый термин «третье сословие» сравнительно редко появлялся на страницах сочинений по истории Франции, причем преимущественно в связи с Генеральными штатами. Со времени опубликования накануне революции знаменитой брошюры аббата Сийеса «Что такое третье сословие?» до появления книги Тьерри никому не приходило в голову видеть за термином «третье сословие» кардинальную историческую категорию. Тьерри выдвинул это понятие на первый план и превратил его как бы в призму, через которую рассматривается вся история Франции. Специальному, узкосословному термину он придал широкое значение классового понятия и тем сделал шаг к признанию существования классов и классовой борьбы.
2 Тьерри О. Избранные сочинения, стр. 3. М., 1937.
Что касается ссылок Тьерри в подтверждение своего представления о третьем сословии на «свидетельства старины», то мы еще увидим их неосновательность. Концепция Тьерри возникла не столько как продукт изучения «подлинных актов», сколько как боевое орудие, направленное против рабочего движения, «разрушающего общественное спокойствие». Доказывая, что антагонизм пролетариата и буржуазии «возник лишь вчера», она одновременно доказывала, что он возник всего лишь под влиянием «предрассудков» и «систем», нарочно стремящихся разделить единую нацию на враждебные классы. Иными словами, книга Тьерри была прямой полемикой с широко распространившимися во Франции революционно-социалистическими учениями.
3 К. Mаркс и Ф. Энгельс. Соч. T. XXII, стр. 48.
[К. Mаркс и Ф. Энгельс. 2 изд. т. 28 стр. 321.
4 Тьерри О. Избранные сочинения, стр. 4.
6 Тьерри О. Избранные сочинения, стр. 5.
Итак, что же сделал Тьерри? Он скрыл действительную природу буржуазии при «старом порядке». Ее природа определялась одновременной противоположностью двум силам, которые сами были противоположны друг другу, следовательно, ее природа была глубоко противоречива. Тьерри скрыл противоречие между буржуазией и народом с помощью идеи третьего сословия, а противоречие между буржуазией и господствующим феодально-дворянским классом — с помощью идеи надклассовой монархии, тогда как именно в существовании монархии и выражалось прежде всего феодально-дворянское господство. Но он сделал это, в известной мере опираясь на факты: ведь противоречие между буржуазией и господствующим феодально-дворянским классом действительно приводило буржуазию к непрерывным, хотя и боязливым попыткам единения с народом, в конце концов завершившимся буржуазной революцией конца XVIII в.; а противоречие между буржуазией и народом действительно приводило к устойчивому и длительному единению буржуазии с дворянской монархией, которая при этом приобретала вид как бы надклассового абсолютизма. Однако то, что у исторически существовавшей буржуазии было внутренним противоречием, у Тьерри изображено как чуждая противоречий идиллия прогрессивного шествия буржуазии.
8 Тьерри О. Избранные сочинения, стр. 5.
9 Sieyes «Qu’est ce que le tiers-état?», p. 14—20. 1789.
10 Hanotaux G. «Histoire du cardinal de Richelieu». T. I, p. 425. 1896.
12 Mariéjol J. «Henri IV et Louis XIII». «Histoire de la France». T. VI, I-re partie, p. 5.
Основой для возможности разных интерпретаций понятия «третье сословие» служила двузначность самого понятая «сословие»: с одной стороны, оно означало часть состава Генеральных штатов, с другой — часть населения Франции. Оба значения далеко не так легко приводились в соответствие друг с другом, как может показаться. Первоначально члены Генеральных штатов вовсе не являлись депутатами от кого-либо, но участвовали в собраниях как носители частиц феодальной власти, как сеньеры или представители сеньерий: духовных, светских и тех городских общин, которые имели характер коллективных сеньерий (коммун и «добрых городов»). Лишь в этом своем сеньериальном качестве фигурировали города на Генеральных штатах в течение XIV и XV веков. В то время термин «третье сословие» еще почти не применялся. Но именно в течение тех же веков французские города неуклонно теряли свои феодальные привилегии. Вместе с тем незаметно депутаты городов на Штатах начали превращаться из носителей городской сеньериальной власти в простых представителей городского населения. Однако полным переломом явились только Штаты 1484 г., когда в качестве выборщиков третьего сословия впервые фигурировали и крестьяне. Это была настоящим ниспровержением старых принципов формирования Генеральных штатов. Новый принцип, пробивший себе дорогу вместе с установлением абсолютизма, заключался в разделении всех депутатов Штатов на представителей податного и неподатного населения, поскольку в компетенцию Штатов всегда входили преимущественно налоговые вопросы. Понятие «третье сословие» стало означать представительство всего податного населения, а вместе с тем и само податное население, в отличие от «привилегированных», т. е. изъятых из налогового обложения. Но при этом крестьяне и основная масса горожан выступали лишь в роли выборщиков третьего сословия, а депутатами третьего сословия оказывались попрежнему руководители муниципалитетов или представители высшего государственного чиновничества. Однако они по самому характеру своих должностей пользовались различными привилегиями, в частности освобождались от налогового обложения. Податное население оказывалось представленным на Штатах преимущественно людьми, не платящими налогов, привилегированные оказывались представителями непривилегированных. Кто же из них должен был именоваться «третьим сословием»?
13 «Essais de Mоntaigne». T. i, p. 58. 1864.
14 Цит. по Picot G. «Histoire des États Généraux». T. IV, p. 193—194. 1888.
15 Richelieu «Testament politique». Livre I, p. 183. Amsterdam. 1688.
17 Florimond Rapine «Recueil très-exact et curieux de tout ce qui s’est fait et passé. en i’assamblée générale des États tenus â Paris en l’année 1614», p. 450—451. Paris. 1660.
19 «Cahiers des États de Normandie sous les régnes de Louis XIII et de Louis XIV, recet ann. par Ch. de Robillard de Вeaurepaire». T. II, p. 4.
§ 13. Третье сословие: крестьяне и горожане
§ 13. Третье сословие: крестьяне и горожане
Самым многочисленным сословием средневекового общества было крестьянство. Крестьяне кормили другие группы населения, но положение самих земледельцев было тяжёлым. Плохое питание, изнурительный труд, частые войны сказывались на продолжительности жизни. Редко кто из сельских жителей доживал до 30 лет, а человек, достигший 50 лет, считался старым.
Сенокос. Средневековый рисунок
Крестьяне одной деревни составляли общину. Собираясь вместе, они избирали старосту и решали важные для них вопросы. Главной задачей крестьянской общины было регулирование земельных отношений. Поскольку чаще всего крестьянская пашня располагалась чересполосно, нужно было объединять усилия в сельскохозяйственных работах. Община определяла, какой клин какой культурой нужно засеивать, когда следует начинать сев, обрабатывать поле и убирать урожай. На сходах крестьяне решали также земельные споры, распределяли между собой феодальные повинности и строго следили за их выполнением всеми земледельцами.
Сельскохозяйственные работы. Средневековый рисунок
С согласия феодала община устанавливала порядок пользования общими угодьями. Она разрешала рубить дрова или собирать хворост в лесу, окружавшем деревню, охотиться на некоторые виды дичи, собирать дикие фрукты и ягоды. Крестьяне сами определяли, когда и сколько рыбы можно ловить в реке, где косить сено, на каких пустошах пасти скот. Крестьянская община оказывала помощь бедным, вдовам, сиротам, следила за порядком в деревне, поддерживала в хорошем состоянии дороги, церковь или часовню, содержала христианского священника, следила за соблюдением бытовых и культурных традиций. Все жители деревни должны были подчиняться решениям, принятым общиной. На нарушителя порядка налагался штраф, а за серьёзные проступки его могли изгнать из деревни.
Определите, какие работы показаны на рисунке.
Феодалы презрительно относились к крестьянам, считая их грубыми, неотёсанными, подобными диким зверям. Рыцари считали, что даже в рай попадут только «благородные». Феодалы придумывали про крестьян обидные поговорки: «Спина Жака-простака всё вынесет» или «Мужик тот же бык, только без рогов».
Мельница. Средневековый рисунок
Многие крестьяне действительно были неграмотными, но вовсе не глупыми. Дети помогали взрослым по хозяйству, поэтому часто у них не было времени посещать школу, которую открывали при церкви. Крестьяне считали, что их зависимое положение установлено Богом, и не выступали против него. Но они требовали уважения к себе и своему труду. В отличие от феодалов, считавших физическую работу уделом «неблагородных», божьим наказанием за их грехи, земледельцы рассматривали труд как достоинство, высшую христианскую добродетель.
Почему крестьяне вынуждены были мириться со своим тяжёлым положением?
Новые черты в сельском хозяйстве
Изменения в жизни крестьян происходили очень медленно. В самом начале Средневековья поле пахали лёгким плугом или вскапывали лопатой. После пахоты комья земли рыхлили мотыгой, а порой даже руками. Прополку делали редко. Выросшие колосья жали серпами, стараясь срезать стебли у самого корня, чтобы затем использовать солому в качестве корма для скота. С помощью палок или цепов колосья молотили – выбивали из них зерно, которое затем веяли – отсеивали от шелухи. Единственным удобрением был навоз, да и того часто не хватало, потому что скота у крестьян было мало. Из-за отсутствия хороших орудий труда и нехватки удобрений почва медленно восстанавливала своё плодородие. Урожаи были очень низкими. Неурожаи и голод в Средние века случались довольно часто. Чтобы хоть как-то выжить в голодные годы, крестьяне объедали листья с деревьев, выкапывали из земли коренья, ели древесную кору, жарили мелких грызунов. Из-за господства натурального хозяйства голод иногда носил местный характер. В одном районе люди могли умирать от нехватки пищи, а в другом – в 200–300 километрах, царило изобилие.
Вспомните, что такое натуральное хозяйство. Почему оно приводило к голоду? Рассмотрите рисунок и назовите орудия труда и приспособления, появившиеся в XI–XIII веках.
В XI–XIII веках в жизни Западной Европы произошли коренные изменения. Поле стали вспахивать лёгким плугом несколько раз или использовать тяжёлый колёсный плуг, который тянули 6–8 волов. Для рыхления земли применяли орудие с металлическими зубьями – борону. Хорошо обработанная земля давала более высокие урожаи. Широкое распространение получил хомут. Это позволило применять в сельскохозяйственных работах не неповоротливых волов, а более выносливых лошадей, которых начали подковывать.
Крестьяне на пашне. Средневековая миниатюра
Повышению урожаев способствовало и постепенное распространение нового способа обработки пашни – трёхполья.
При изготовлении муки удалось уменьшить потери зерна. Вместо ручных приспособлений для растирания зерна всё большее распространение получали водяные и ветряные мельницы. Все эти изобретения привели к улучшению жизни крестьян. Население значительно увеличилось, и крестьянам стало не хватать земель. Для того чтобы прокормить себя, земледельцы начали осваивать новые территории: корчевать лес, осушать болота, распахивать пустоши.
Изменения в хозяйственной жизни Западной Европы привели к увеличению урожаев и появлению у крестьян излишков продукции. Теперь земледелец мог продать часть своего урожая на рынке и купить на вырученные деньги то, что не мог произвести сам, – железный замок, кожаные сапоги, красивую одежду. Эти предметы изготавливали крестьяне-умельцы, жившие в поместье феодала. Такие мастера могли прокормить себя и свою семью, не занимаясь земледелием, а продавая свои изделия другим крестьянам. Постепенно ремесло стало основным занятием этих людей. Так, благодаря успехам в развитии земледелия ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства. Феодал требовал от деревенских ремесленников выплаты оброка продуктами их труда или деньгами. Поэтому самые искусные из кузнецов, ткачей, гончаров, кожевников, сапожников, плотников и мастеров других профессий перебирались вместе со своей семьёй в город – подальше от сеньора. Здесь они могли не только спокойно заниматься своим делом, но и продавать изделия своего труда.
Сцены городской жизни. Художник А. Лоренцетти
Долгое время крупные европейские города можно было пересчитать по пальцам. Это были Рим, Милан, Париж, Марсель, Лондон и некоторые другие. Но с XI века начался постепенный рост новых городов.
Новые населённые пункты возникали на выгодных для торговли местах – переправах через реки и пересечениях дорог либо рядом с укреплениями, за которыми можно было укрыться от врага, – возле стен монастырей и феодальных замков. Находясь на землях феодалов и церкви, города вынуждены были им подчиняться. Сеньоры заставляли жителей выполнять различные повинности и вносить в казну платежи и штрафы, назначали чиновников для управления городами. Но разбогатевшие благодаря ремеслу и торговле горожане не хотели мириться с властью феодалов. Некоторые выкупали у сеньора свободу, другие начинали вооружённую борьбу за свои права. Эта борьба растянулась на несколько столетий – с XI по XIII век. Нередко союзником горожан становился король, желавший ослабить и подчинить себе непокорных феодалов. Богатые города помогали правителю государства деньгами, а он предоставлял им право самоуправления.
Освободившиеся города изгоняли наместников сеньора. Теперь ими управляли выборные городские советы (магистраты). Во главе магистрата стоял мэр или бургомистр. Он ведал городским судом, войском и казной. Занять должность в городском совете могли не все горожане, а лишь самые богатые и знатные из них.
Победившие сеньора горожане становились свободными людьми. Они уже не платили подати феодалу и не зависели от него. Даже крестьяне, убежавшие от сеньора в город и прожившие в нём год и один день, получали свободу. «Городской воздух делает свободным», – говорила средневековая поговорка.
Почему многие крестьяне стремились переселиться в город?
Занятием многих горожан было ремесло. Ремесленники, изготавливавшие похожую продукцию, обычно селились на одной улице. В их домах располагались и мастерские. Сложных станков и приспособлений средневековые мастера не знали и изготавливали свои изделия, используя нехитрый инструмент. В городах жили и работали кузнецы, ткачи, гончары, кожевники, сапожники, плотники и ремесленники других специальностей.
Мастерская плотника. Художник Р. Кампин
Для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в цехи. На общем собрании мастера выбирали руководителей цеха – старшину и надзирателей, принимали обязательные для всех ремесленников правила – устав цеха. Согласно уставу, ремесленнику разрешалось иметь только одну мастерскую, нескольких учеников и подмастерьев. Устав ограничивал рабочий день мастера, указывал, из какого сырья следует изготавливать товары, какое оборудование использовать, запрещал производить изделия низкого качества, а также переманивать покупателей или работников у других ремесленников. За несоблюдение правил мастер мог быть оштрафован, привязан к позорному столбу на главной площади или вообще изгнан из города. Человеку, не входившему в цех, не разрешалось заниматься ремеслом в городе. Таким образом, устав цеха создавал равные условия труда для всех мастеров цеха и ограждал их от конкурентов.
Лавка мясника. Средневековый рисунок
У цеха были свой герб, знамя, церковь, кладбище, свой святой покровитель, казна, из которой оказывалась помощь вдовам и детям умерших ремесленников. Члены цеха несли сторожевую службу в городе, а в случае войны должны были выставить ополчение. В XIII–XIV веках ремесленные цехи добились права участия их старшин в управлении городом.
Стать цеховым мастером было непросто. Отданный в обучение мастеру ребёнок несколько лет считался учеником. После окончания периода ученичества юноша ещё 3–4 года работал подмастерьем. Накопив определённую сумму денег, подмастерье мог стать мастером. Для этого нужно было сдать членам цеха экзамен – изготовить шедевр.
Вскоре ремесленники стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Совет цеха требовал не только изготовления шедевра, но и уплаты большого вступительного взноса и обязательной пирушки для членов цеха. Звание цехового мастера стало наследственным. Появились и «вечные подмастерья», которые для борьбы за свои права объединялись в братства.
Купцы, ростовщики, банкиры
Кроме ремесленников, в городах жили купцы – самые состоятельные из горожан. Заниматься торговлей в Средние века было непросто и небезопасно. На суше на купцов часто нападали разбойники, на море – пираты.
Развитию внутренней торговли мешала также феодальная раздробленность. Сеньоры требовали с торговца уплаты пошлины за проезд через свои земли, отбирали упавший с воза на землю товар, заставляли ехать по платным мостам, построенным порой на сухих местах, брали налоги за пыль от повозок. Купцу, провозившему товары по реке Луаре во Франции, например, приходилось платить различные пошлины 74 раза. Поэтому для защиты своих интересов торговцы, как и ремесленники, создавали особые организации – гильдии.
Рынок в Шампани. Средневековая миниатюра
Купцы отправлялись в далёкие морские путешествия. Итальянцы из Венеции и Генуи плавали по Средиземному и Чёрному морям к портам Сирии и Египта, берегам Крыма и Кавказа. На Балтийском и Северном морях господствовали немецкие купцы. В XIII веке более 70 германских городов во главе с Любеком объединились в союз – Ганзу. Торговые дворы купцов-ганзейцев располагались в Скандинавских странах, Англии, Нидерландах, на Руси.
Местом встречи купцов из разных стран стали ярмарки, устраивавшиеся обычно раз в год во время важнейших христианских праздников – Рождества или Пасхи. Крупнейшими были торги в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне (Германия), Шампани (Франция), Брюгге (Фландрия). На каждой ярмарке обязательно находилась лавка менялы. За определённую плату он обменивал разные по ценности и весу монеты. Постепенно у менял накапливались деньги, которые они давали в рост купцам или ремесленникам, требуя вернуть больше, чем было взято. Занятие ростовщичеством осуждалось христианской церковью, считавшей, что ростовщики получают свой доход не трудясь. Из менял и ростовщиков постепенно сформировалась особая группа горожан – банкиры (от итальянского слова «банка» – конторский стол, хранилище больших сумм денег). Банкиры не только ссужали деньги, но и с выгодой для себя брали их на хранение, а также переводили из одной страны в другую.
Купцы, менялы, ростовщики были самыми активными и деятельными людьми Средневековья.
Облик деревни и города
Средневековые деревни были устроены просто. В центре поселения находились площадь и колодец, вокруг которых стояли дворы земледельцев. Деревня была обнесена изгородью, а иногда даже валом и рвом, чтобы защитить жителей от враждебного мира. Селиться за изгородью никто не решался.
Города выглядели иначе. Они были подобны большим феодальным замкам. Покой горожан охраняли дозорные, пристально всматривавшиеся вдаль со стен и башен. В случае приближения врага они били в колокол, предупреждая жителей об опасности.
Средневековый город. Реконструкция
Гордостью города, признаком его вольности было здание городского совета – ратуша. В ней хранились городской архив, печать и казна, там принимали важных гостей. Недалеко от ратуши располагался собор – главная церковь города.
Сердцем города была рыночная площадь, где купцы и ремесленники вели бойкую торговлю, заключали сделки, узнавали решения магистрата и последние новости.
План города Кёльна
От главной площади отходили улицы. Необходимость селиться внутри крепостных стен заставляла экономить каждый метр территории, поэтому улицы были очень узкими. Их ширину определял всадник с копьём, которое он держал поперёк седла. Если копьё задевало фасад какого-либо здания, его владелец должен был заплатить в городскую казну большой штраф или снести постройку. Чтобы увеличить площадь дома, горожане шли на хитрость: строили верхние этажи выступающими над нижними.
Дома большинства горожан, как и в деревне, строились из дерева, снаружи обмазанного глиной. Позднее основным строительным материалом стали камень и кирпич. Мастерские ремесленников соседствовали с огородами, пастбищами и садами. По улицам бродили куры и свиньи, копавшиеся в помоях. Канализации в домах не было. Нечистоты из окон выливали прямо на улицу. Порой грязь попадала даже в колодцы, что приводило к страшным эпидемиям.
Назовите важнейшие постройки Кёльна. Выделите основные этапы роста города.
Самой многочисленной группой западноевропейского феодального общества было третье сословие, кормившее духовенство и рыцарство. Большинство «работающих» составляли крестьяне, но наиболее предприимчивыми и активными являлись горожане: ремесленники, купцы и финансисты.
Трёхполье – способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на три части. Одна часть засевается весной яровыми культурами и даёт урожай в тот же год; другая – засевается осенью озимыми и даёт урожай на следующий год; третья – «отдыхает».
Цех – объединение ремесленников одной или нескольких родственных профессий.
Шедевр – образцовое изделие высокого качества.
Ярмарка – торг, устраиваемый в определённое время на определённом месте.
«А сколько в городе ремёсел —
Я было стал считать, да бросил…»
Средневековый поэт Ганс Сакс
«Богатым не был бы богатый – не помогай ему оратай (пахарь)».
Средневековый поэт Вернер Садовник
1. Что такое крестьянская община и какие вопросы она решала?
2. Как относились к труду крестьяне и феодалы? Как рыцари отзывались о крестьянах?
3. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве после XI века?
4. Что привело к отделению ремесла от сельского хозяйства?
5. Как возникали средневековые города?
6. С какой целью ремесленники объединялись в цехи? Какие правила существовали у членов цеха?
7. Почему средневековые купцы объединялись в гильдии? Каковы были особенности внутренней и внешней торговли в Средние века?
8. Кого называют менялами, ростовщиками и банкирами? Как и почему возникли эти группы горожан?
1. Используя материалы параграфа и иллюстрации, дайте характеристику третьего сословия (план характеристики см.: задание к § 11).
2*. В апреле 1183 года граф Корнуэльский подал жалобу в суд на жителей города Ральфа, Жильберта и Журдена, обвинив их в том, что они – его зависимые крестьяне, бежавшие в город в октябре 1182 года. Граф потребовал лишить их прав свободных граждан. В суде Жильберт доказал, что он бежал в город не в октябре, а в феврале 1182 года. Какое решение должен был принять суд в отношении беглых крестьян Ральфа, Журдена и Жильберта?
3. Используя текст параграфа и иллюстрации, составьте рассказы на темы: «Путешествие по средневековому городу», «Рассказ старого ремесленника о своей жизни».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Кто такие горожане
Кто такие горожане Во всех странах Средневековья были крестьяне и гм… гм… ну, пусть будет так, использую привычное слово: были дворяне. Но не везде были горожане. То есть города были везде абсолютно, в любой минимально цивилизованной стране. Но вот горожане, как особое
Своенравные горожане
Своенравные горожане «Какое же подземелье без своих духов, привидений и прочей нечисти. » Так начинали московские сказители-бахари предания, были и небылицы о таинственном мире городских пещер, подвалов, колодцев. При этом хвастливо добавляли: «Нашенская,
Все мы горожане
Все мы горожане Продовольственная революция происходила медленно и затрагивала разные части Европы в разной мере и в разное время: исследовать ее во всех деталях означало бы проследить все этапы процесса индустриализации, с которым эта революция была самым тесным
9. Горожане
9. Горожане В киевский период город был составной частью управления землей (government of a land). Одной из форм управления было вече.394 В Новгороде и Пскове народное собрание пользовалось большим влиянием, чем князь и бояре, и город становился городом-государством.В монгольский
Глава VI Третье (городское) сословие
Глава VI Третье (городское) сословие Денежная сила буржуазии при старом порядке: Людовик IV любезничает с банкиром Самуилом БернаромПромышленность и торговля во время неограниченной монархии.1-е. Живучесть цехов. — Организация цехов в городах и в промышленных местах
Феллахи и горожане
Феллахи и горожане Жилища. Крестьян в арабских странах называют феллахами. Горожан зовут ауляд аль-баляд — дети города. Вне Аравийского полуострова, феллахи и горожане в основном потомки доарабского населения, перешедшего на арабский язык. Феллахи живут в глинобитных,
Горожане
Горожане Надо подчеркнуть, что русский город в XVI веке имел слабый урбанистический облик. Для него характерно наличие садов, огородов, даже пашен, выгонов скота, сельскохозяйственных угодий, заросших лесами берегов рек, озер, прудов и т. д. Уместно вспомнить название одной
Глава II. Польские мещане и польская шляхта. — Земледелие и городская промышленность. — Польско-русские крестьяне. — Столкновение европейского хозяйства с азиатским. — Малорусские крестьяне в новых колониях. — Соперничества между мещанами и шляхтою. — Колонизация малорусских пустынь. — Украинные гор
Глава II. Польские мещане и польская шляхта. — Земледелие и городская промышленность. — Польско-русские крестьяне. — Столкновение европейского хозяйства с азиатским. — Малорусские крестьяне в новых колониях. — Соперничества между мещанами и шляхтою. — Колонизация
Парсы-горожане
Парсы-горожане Для обеих общин главными оплотами простого, не затронутого изменениями традиционализма оставались деревни и провинциальные города, но вXX в. произошел перелом – во второй его половине большинство зороастрийцев стали городскими жителями. Для парсов
28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ
28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли,
Крестьяне и граждане, военные и «благородное» сословие
Крестьяне и граждане, военные и «благородное» сословие Оставленные турками территории относительно быстро вышли из того состояния, когда все, что о них было известно, заключалось в имени правителя и того, кто непосредственно владел земельными угодьями и иными объектами.
2. Сословие благородных, сословие сеньоров
2. Сословие благородных, сословие сеньоров Называли ли когда-нибудь господствующий класс классом землевладельцев? Если под классом землевладельцев подразумевать класс, члены которого получают все свои доходы с обработки земли, то называли. А какой еще источник доходов
2. Вилланы и буржуа-горожане
2. Вилланы и буржуа-горожане Кроме аристократии и духовенства литература, проникнутая рыцарским духом, отводила место еще «вилланам» или «мужланам» как некой единой нерасчлененной массе. В действительности это огромное количество народа было разделено на различные