какие группы методик используют в практике отбора
Обзор методов отбора персонала
Отбор компетентного персонала для работы в компании – это самая сложная задача для каждого работодателя. Для этого используются различные методы отбора персонала. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Обзор всех методов будет интересен и работодателю, и соискателю, который претендует на должность.
Поиск кандидатов
Прежде чем начать отбор, работодателю необходимо найти претендентов для данной должности. Для этого используется несколько способов, каждый из которых поможет увеличить число соискателей. К таким способам относятся:
Каждый из них отличается финансовыми и временными затратами на организацию и проведение поиска. К примеру, при внутреннем поиске отбор происходит среди сотрудников, которые уже работают в данной организации. В остальных случаях приходится провести ряд методов отбора, которые позволят найти компетентного сотрудника.
Основные этапы отбора персонала включают в себя:
Лишь после всех этапов можно говорить об успешном прохождении всех испытаний кандидата и принятии его на работу. А до этого момента работодателю предстоит провести профессиональный отбор персонала. Необходимо изучить массу документов и проанализировать результат каждого соискателя. Для этого используются традиционные и нетрадиционные методы.
Виды традиционных методов отбора
На сегодняшний день существует несколько видов методов отбора компетентных сотрудников. Ведь работодателю необходимо выбрать наиболее подходящего кандидата, чтобы компания продолжала свою деятельность и развитие.
К традиционным методам отбора сотрудников относятся:
Эти методы позволяют получить наиболее полную информацию о соискателе и узнать все его основные черты характера. Еще до начала работы работодатель может понять, подойдет человек для работы в компании или нет. Анализ результатов большинства методов проводит психолог. Как правило, крупные компании имеют в своем штате психолога, который участвует в выборе кандидатов. Ведь только проведя полный профессиональный анализ, можно выявить все достоинства и недостатки соискателя.
Резюме
Резюме подается еще до личной встречи соискателя и работодателя. В большинстве случаев резюме представляет собой небольшой рассказ о себе. В нем соискатель дает краткую информацию, которую пожелал сообщить работодателю. В нем не должно быть обширных описаний своих достижений. Вся информация должна быть максимально краткой и достоверной.
Прочитав резюме, работодатель принимает решение: приглашать соискателя на дальнейшую встречу или сразу отказать. Чтобы написать хорошее резюме, нужно соблюдать несколько правил.
Кроме этого практически у каждой компании есть свой образец написания резюме, который можно взять за основу.
Собеседование
Сегодня отбор и подбор персонала преимущественно осуществляется при помощи собеседования. Популярность его объясняется тем, что за сравнительно небольшой промежуток времени работодатель получает достаточно полное представление о кандидате.
Чаще всего собеседование проходит в виде беседы. То есть менеджер по отбору персонала или сам работодатель лично задает кандидату вопросы, которые касаются:
Если собеседование проводит штатный психолог, то он во время беседы внимательно изучает не только ответы соискателя, но и его поведение, интонацию и жесты. Порой даже на основе этих данных работодатель может принять решение о том, подходит кандидат или нет.
Собеседования делятся на:
Собеседование начинается с установки контакта между людьми. В большинстве случаев говорить начинает работодатель. Данная часть собеседования не должна занимать более 15% всего времени. В основной части далее говорит сам соискатель, а работодатель внимательно слушает его, при этом подчеркивая все важные для себя моменты.
Заканчивается собеседование рассказом о дальнейших действиях и ходе приема на работу. Важно знать, что отрицательное решение рекомендуется объявить позже. То есть беседа должна завершиться на позитивных тонах.
Анкетирование
Следующий немаловажный метод отбора персонала – это проведение анкетирования. Стоит отметить, что данный метод требует финансовых и временных затрат. Ведь необходимо организовать анкетирование, а после этого изучить все полученные данные.
Чаще всего применяется простое анкетирование, который включает стандартные вопросы: имя, фамилия, возраст, адрес, образование и прочие. В большинстве своем это стандартное подтверждение данных, которые указаны в резюме.
Кроме простых стандартных анкет, могут использоваться и более сложные, которые предполагают наличие вариантов ответов на вопрос или отказ от ответа. Такие анкеты предполагают выявление уровня эффективности кандидата на предлагаемой должности. При этом большая часть вопросов касается предыдущего места работы. Кроме этого, могут быть включены вопросы, которые описывают различные жизненные ситуации. Они позволяют выявить реакцию кандидата на предполагаемую ситуацию и прогнозировать его действия.
Более узконаправленные специальные анкеты используются для отбора персонала среди выпускников ВУЗов. Ведь у них опыта работы обычно нет, поэтому необходимо узнать все, что касается учебы по данной специальности.
Центры оценки
Центры оценки как метод отбора персонала используются немногими компаниями. Данный метод представляет собой своеобразный тренинг-игру, в котором кандидата помещают в условия, максимально напоминающие рабочую обстановку. По ходе действий кандидата просят высказать свое мнение или отношение ко всему процессу или провести анализ какого-либо события.
Данный метод помогает определить способность человека выступать перед аудиторией и публично высказывать свое мнение относительно происходящего. Кроме того, выявляется соответствие требованиям профессии.
Тестирование
Тестирование в качестве метода отбора персонала стало использоваться сравнительно недавно, в основном благодаря западному влиянию. Критерии отбора персонала по данной методике пришли оттуда же. Данный метод позволяет получить наиболее достоверную информацию о профессиональных качествах кандидата и его способности выполнять определенную работу.
Стоит отметить, что это самый первый способ выявления профессиональной пригодности кандидата, который используется с давних пор. После этого небольшой отрезок времени тесты не применялись. В последнее время наблюдается новый скачок популярности данного метода. Современные тесты стали более совершенными и позволяют выявить конкретные свойства человека.
Сейчас это скорее вспомогательный инструмент, который помогает получить более подробные характеристики. Стоит отметить, что рекомендуется использовать лишь тесты, которые разрабатывались психологом. Для проведения тестирования не обязательно нужен психолог, но для анализа большинства тестов потребуются специальные знания. Поэтому чаще всего тестирование проводят штатные психологи.
Среди огромного разнообразия различных тестов нужно выделить те, которые используются чаще. К ним относятся:
Западные методики тестирования все более успешно используются в России. Однако некоторые тесты психологи адаптируют под российский менталитет, который существенно влияет на ответы испытуемых. Если их не адаптировать, то это скажется на результатах. Повышение эффективности отбора и подбора кадров во многом зависит от вида теста и правильной интерпретации результатов.
Нетрадиционные методы отбора
Все больше компаний не ограничиваются собеседованием и изучением резюме. Многие прибегают к использованию нетрадиционных методов. В большинстве случаев потенциальный сотрудник даже не представляет, что его ожидает на собеседовании или сразу после него. Порой такие методы используются вместо привычных способов отбора персонала. К ним можно отнести:
Конечно, многие методы из списка вызовут недоумение но, все же стоит их рассмотреть. Ведь любая компания, которая ведет набор сотрудников, может использовать один из нетрадиционных методов для отбора персонала. Хотя стопроцентно достоверной информации из них маловероятно получить.
Brainteaser-интервью
Данный метод используется при отборе персонала, главными качествами которого является креативность и наличие аналитических навыков. Соискателю предлагается решить небольшую задачу на логику, либо менеджер по подбору кадров задает вопрос, который не касается темы разговора. При этом ответ кандидата должен быть оригинальным и необычным. Это свидетельствует о его нестандартном мышлении и способности выходить за рамки привычного мышления ради поиска ответа на заданный вопрос.
Данный метод преимущественно используют отечественные представительства зарубежных компаний, для которых очень важны неординарность и оригинальность мышления. По их мнению, люди, которые обладают этими качествами, могут предложить новую инновационную идею для развития компании. Стоит отметить, что данный метод был использован впервые в компании Microsoft.
Физиогномика
Данный метод используется в основном как вспомогательный. Суть метода заключается в изучении черт лица и мимики кандидата. На основе этих данных делается вывод о типе личности, ее способности к анализу и творческие способности. Данный метод рекомендуется использовать лишь при наличии большого опыта практики у исследователя.
Шоковое интервью
Для этого могут быть использованы различные способы, которые «подскажет» фантазия. К примеру, случайно потерявшееся резюме или подпиленная ножка стула, на который предлагается сесть кандидату. Многие, кто прошел через данный метод отбора, отзываются о нем как о самом сложном задании на всем этапе отбора персонала.
Соционика
Метод основан на науке, изучающей процесс переработки информации психикой человека, которая поступает из окружающего пространства. Данная наука утверждает, что имеется всего 16 видов восприятия и обработки информации, которые соответствуют16 социотипам людей. Согласно этой науке, люди из одного и того же социотипа ведут себя одинаково в одних и тех же условиях. У них совпадают мотивы, которые подталкивают их на принятие определенных решений.
Данные результаты можно получить с помощью тестов, физиогномических исследований и беседы. Стоит отметить, что немаловажное влияние на поведение человека оказывает и его окружение и воспитание. Поэтому однозначно сказать, что имеется полное совпадение поведения у людей из одного социотипа, нельзя. По этому методу результаты имеют лишь 80% точности. Он редко используется при отборе персонала.
Графология
Наименее развитый метод в России. Он не пользуется такой популярностью, как за рубежом. Это связано преимущественно тем, что данный метод не дает гарантий того, что характер и личность человека тесно связана с почерком. Хотя во Франции он считается традиционным.
Суть метода заключается в том, что кандидата просят написать от руки какую-либо фразу, а потом подвергают анализу почерк. При этом учитывается нажим, очертания, наклон букв и прочие детали. На основе полученных данных дается картина того, какой у кандидата характер.
Изучение отпечатков пальцев
Еще один из нетрадиционных методов отбора сотрудников, который не получил в России должного внимания. Данный метод представляет собой анализ рисунка на пальце, который, как известно, у каждого уникальный. Он помогает определить характер человека. Кроме этого, есть мнение, что количество завитков свидетельствует о коэффициенте ума человека.
Комплексный подход к оценке
Вышеперечисленные методы отбора не могут использоваться как самостоятельный инструмент, так как не дают стопроцентной информации о кандидате как личности. Их рекомендуется использовать лишь как вспомогательный элемент.
Оценка деловых качеств работника при отборе и подборе кадров и качеств личности предполагает использование целого комплекса различных методов. Ведь только таким образом можно гарантировать более достоверную информацию о качествах кандидата. Поэтому во многих компаниях принято использовать сразу несколько методов, не ограничиваясь одним.
Спортивный отбор
Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.
Содержание
Биологические критерии отбора в спорте [ править | править код ]
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
В организационном отношении процесс отбора юных спортсменов делится на четыре этапа:
Основными задачами первого этапа отбора являются определения пригодности детей и подростков к занятиям спортом путем выявления у них задатков, лежащих в основе развития способностей, оценка степени двигательной активности. На основании педагогических наблюдений тренер определяет способность юных спортсменов преодолевать значительные тренировочные нагрузки, возможности эффективного восстановления, выявляет темпы формирования двигательных навыков, а также темпы развития отдельных двигательных качеств (Булгакова, 1986; Волков Л. В., Филин, 1983; Волков Л. Вм 1996; Губа, 2002; Семенов, 2005).
Основной задачей второго этапа отбора является углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента детей требованиям успешной специализации в выбранном виде спорта. Наличие специальных качеств, свойств человека, элементарной подготовленности позволяет определить степень спортивной одаренности детей и подростков, их пригодность к дальнейшему совершенствованию в выбранном виде спорта.
На третьем этапе отбора, который продолжается несколько лет, формируются способности, проявляющиеся в конкретной спортивной деятельности. Педагог глубоко и всесторонне изучает каждого юного спортсмена, на основании чего определяет его перспективность и узкую специализацию. Как и ранее, на этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические, социологические и психологические исследования с целью определения степени спортивной подготовленности.
На четвертом этапе отбора продолжается углубленное исследование спортивных способностей, оценивается степень спортивного мастерства, на основе чего осуществляются отбор и комплектование юношеских и молодежных сборных команд ДСО, ведомств республик и страны.
На разных этапах отбора в спорте используют, прежде всего, морфологические критерии, из которых основными являются антропометрические исследования и определение компонентного состава тела.
Для проведения антропометрических исследований используют антропометрические точки, имеющее строгую локализацию (выступы, бугры, кожные складки и т. д.).
Антропометрические исследования выполняют стандартным оборудованием (медицинские весы, антропометр, динамометры, толстотные циркули и др.). В антропометрии определяют поперечные, продольные и глубинные размеры тела и на их основании составляют антропометрическую карту спортсмена с 36-ю показателями. Ориентируясь на морфологические признаки, тренеры могут прогнозировать, на что способен спортсмен в будущем, то есть проводить отбор и ориентацию. Для определения соответствия индивидуальных соматических и антропометрических особенностей выбранной спортивной специализации следует показатели строения тела сопоставить с характерными морфологическими особенностями спортсменов высших спортивных разрядов (Алтер, 2001; Кашуба, 2003; Козлов, Гладышева, 1997; Семенов, 2005; Человек в цифрах. 1990).
Относительно стабильны и плохо поддаются тренировке конституциональные особенности человека. Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей, сложившихся на основе наследственных и приобретенных качеств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Наиболее популярна схема конституциональных типов за Черноруцкому:
Проведение визуальной оценки индивидуумов по целому ряду признаков позволяет выявить компоненты спортивной одаренности детей и подростков во время выбора специализации и отбора в спорте на этапе начальной спортивной подготовки. Связан с этим важным критерием отбора в спорте также соматотип, то есть морфологическое отражение конституции. Характер соматотипа тесно связан с физической способностью человека. Наиболее распространена такая классификация соматотипов;
Нужно иметь в виду, что «чистых» соматотипов не существует, как правило, существует их сочетания с преобладанием определенного типа.
Важное значение во время отбора в спорте имеет определение компонентного состава массы тела и мышц. Абсолютная масса тела считается недостаточно информативным показателем, так как при одной и той же массе тела составляющие компоненты (жировой, мышечный, костный) могут существенно отличаться.
В последнее время для оценки компонентного состава массы тела используют два показателя; жировая масса (% общей массы тела, которая содержит жир) и чистая масса тела (все ткани тела, не содержащие жира — кости, мышцы, внутренние органы и соединительная ткань).
Определение состава тела спортсмена позволяет ему вместе с тренером получить дополнительную информацию, так как состав тела дает более точную информацию о возможностях, чем размеры и масса тела. Избыточная масса тела спортсмена, как правило, не является особой проблемой, тогда как избыточное содержание жира в организме отрицательно сказывается на спортивных результатах. Стандартные таблицы для определения массы, соответствующей росту, дают неточное представление об оптимальной массе, поскольку не учитывают состав тела. У спортсменов, в соответствии с таблицей, может быть избыточная масса, и в то же время в его организме может содержаться очень небольшое количество жира.
Чаще всего для определения жирового, костного и мышечного компонентов используют метод, базирующийся на измерении антропометрических показателей в определенных участках тела с использованием формул, предложенных Матейко. Однако самым лучшим методом для определения состава тела в течение многих лет остается метод денситометрии (Втмор, Косттл, 2003; Питание спортсменов. Руководство. 2006). Но и он имеет определенные ограничения: необходимо правильно определить массу тела и объем воздуха в легких, что достигается методом взвешивания под водой. Слабым местом этого метода является зависимость показателя от относительного количества жира в организме.
Стандартное уравнение Сири используют для пробразования показателя плотности тела с целью определения относительного содержания жира в организме:
где Dтeлa — плотность тела, г см3.
Плотность жира в разных участках тела практически идентична у всех людей и составляет 0,9007 гсм3. Более проблематичным является определение плотности чистой массы тела (йчмт), что, согласно уравнению Сири, составляет для взрослого человека 1,1 г см3. Для определения этой плотности допускают, что: 1) плотность каждой ткани, включающей чистую массу тела, известна и остается неизменной; 2) в каждом виде ткани пропорция чистой массы тела постоянна (кости составляют 17 % чистой массы тела). Однако плотность чистой массы тела у людей значительно колеблется. Из-за известных расхождений в костной массе и общем содержании жидкости в организме этот показатель рекомендуется считать более низким у детей, женщин и людей преклонного возраста (1,085 г см3) и более высоким у выходцев из Африки («1,115 г см3).
Важным критерием отбора на этапе спортивной специализации является определение композиционного состава мышц, то есть соотношение белых и красных мышечных волокон, что может быть наследственным показателем. Этот показатель можно определить, используя метод микробиопсии с последующим микроскопическим анализом содержания красных и белых мышечных волокон. Лица с большим содержание с белых волокон более способны к кратковременной работе скоростно-силового характера, а те, у кого большее содержание красных волокон, — к продолжительной работе. Эта информация позволяет сделать правильный выбор специализации с учетом наследственной предрасположенности к определенному характеру мышечной деятельности.
На более поздних этапах отбора все большее значение приобретает контроль функциональных показателей. Оценка компонентов специальных свойств в условиях конкретного вида спорта является важным звеном спортивного отбора. Например, компонентом двигательной способности является ловкость, которая оценивается по координационной сложности движений и точности их выполнения. Кроме того, качество выполненных движений зависит от координации, ощущения времени, мышечного усилия, пространственной точности, вестибулярной устойчивости, определяемых некоторыми тестами.
Информативным показателем перспективности юного спортсмена в видах спорта с преобладающим проявлением выносливости является повышение эффективности выполнения стандартных упражнений с одновременным определением V02.
Если спортсмен после годовой тренировки выполняет заданную стандартную работу на уровне V02 равным исходному, то перспективность дальнейшего роста этого показателя можно считать исчерпанной (Волков Л. В., 1998; Губа, 2002; Дудин, Лисенчук, Воробьев, 2001).
Регулярные тренировочные занятия ведут к увеличению уровня V02max в среднем на 20—30 % исходного. В то же время у выдающихся спортсменов V02max превышает показатели нетренированных людей на 60—80 %, поскольку показатель V02max в значительной степени генетически детерминирован и в большой спорт приходят индивидуумы с высокими генетическими задатками V02max. Последнее обусловливает большую значимость определения V02max на всех этапах спортивного отбора в видах спорта с преобладающим проявлением выносливости.
Большое значение для рационального отбора юных спортсменов имеет исследование свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. У разных лиц могут встречаться самые разнообразные сочетания свойств нервной системы, в значительной степени определяющие не только психологические, но и функциональные возможности спортсменов, что очень важно в плане их дальнейшей перспективности (Кроль, 2003; Психофизиология функциональных состояний, 2006).
Научные сотрудники Национального института спорта Франции предлагают определять «индекс чемпионов», в котором значительное место занимают антропометрические показатели: длина тела (количество см сверх 1 м) + брюшной периметр — ЖЕЛ (в дцл) + 20. Оценку подготовленности определяют в баллах:
Значение «индекса чемпиона» (Л. В. Волков, 1996)
Методические подходы к отбору в некоторых видах спорта [ править | править код ]
Решение ситуационной задачи: определить методические подходы к отбору юных пловцов на этапе предварительной базовой подготовки к спринтерской или стайерской работе.
Ход выполнения задания
1. Охарактеризовать соматотипы.
2. Охарактеризовать взаимосвязь между соматотипом и физическими качествами, физиологическими и биохимическими процессами, психологическими особенностями испытуемого.
3. Используя антропометрические показатели, психофизиологические особенности, возможности систем энергообеспечения и других физиологических систем и проявление специфических двигательных качеств, разделить юных пловцов на группы на этапе предварительной базовой подготовки к спринтерской или стайерской работе.
Типичное решение задачи
Поскольку «чистых» соматотипов не существует, следует иметь в виду взаимозависимость всех трех компонентов строения тела: увеличение одного из них ведет к снижению других. Процесс определения соматотипов осуществляется путем изучения соответственно расположенных фотографий и их сравнения с фотографиями стандартных соматотипов.
Например, борцы отличаются выраженной мезоморфией, в хоккее на льду мезоморфный компонент выявлен в большей степени у нападающих и защитников по сравнению с вратарями. У пловцов, например, часто отмечается выраженность эндоморфного компонента. В каждом из видов спорта наиболее характерный соматотип очень тесно связан со структурой мышечной ткани, возможностями систем кровообращения и дыхания. Так, высокие атлетические возможности спортсмена, хорошая двигательная реакция, высокие результаты в тестах скоростно-силового характера являются гарантией наличия повышенного содержания БС волокон в мышцах. И наоборот, замедленная реакция, высокие возможности кислородтранспортной системы и системы утилизации кислорода свидетельствуют о преобладании в мышцах спортсмена МС волокон.
У разных спортсменов могут встречаться самые разнообразные сочетания свойств нервной системы, таких, как сила, уравновешенность и подвижность, которые в значительной степени определяют психологические и функциональные особенности организма спортсмена, такие, как эффективность мышечно-двигательного дифференцирования, способность к адекватным оценкам функционального состояния, восприятие возникающих ситуаций, принятие и реализация творческих решений и т. д.
На специализацию в беге на короткие дистанции следует ориентироваться подросткам с ростом выше среднего, большими силовыми способностями мышц ног; в беге на длинные дистанции — подросткам с небольшим массоростовым индексом и высокими возможностями кислородтранспортной системы. Длина тела в данном случае не имеет существенного значения.
Аналогичный подход к отбору может быть реализован не только в плавании и других циклических видах спорта, но и в спортивных играх, единоборствах, что позволяет своевременно выявить сильнейшие стороны спортсмена, правильно определить его игровое амплуа, направленность технико-тактического и физического совершенствования.
Основные методологические принципы психологического отбора [ править | править код ]
Важность психологических факторов отбора и сложность выделяемых психических качеств и свойств спортсмена требует строго соблюдать основные методологические принципы психологического отбора в спорте. Рассмотрим их подробно.
Принцип системности. Играя главную роль, предусматривает взаимосвязанную разработку процедуры отбора, изучения психологических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов тренировок и спортивных достижений.
Принцип научной обоснованности. Требует специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования разработанных правил отбора в каждом конкретном виде спорта, для определенных ситуаций спортивной карьеры.
Принцип комплексности. Подчеркивает многоплановость проблемы отбора и устанавливает необходимость принятия решения о позитивном или негативном результате диагностики только на основе всего комплекса информации: социальной, педагогической, медико-биологической, экономической, психологической.
Принцип пролонгированного, динамического отбора. Согласно этому принципу отбор в спорте есть непрерывный процесс изучения и диагностики спортивно-значимых свойств и качеств личности спортсмена, на протяжении всей его спортивной карьеры.
Принцип педагогической ценности. Определяет важность использования результатов психодиагностического обследования спортсменов не только для задач отбора наиболее одаренных, но и для управления тренировочным процессом; для целенаправленного построения процессов воспитания, тренировки и восстановления, а так же разработки новых учебно-тренировочных средств.
Принцип адаптивности. Предусматривает гибкость, изменяемость критериев отбора в связи с изменением требований к спортсменам (повышение или понижение конкуренции, изменения правил соревнований, проведение главных соревнований в сложных климатических условиях).
Принцип актуальности. Указывает роль и место психологического отбора в системе подготовки к достижению максимальных спортивных результатов, в современных условиях в значительной степени зависящих от способностей и индивидуальных качеств психики спортсмена.
Принцип практичности. Требует рентабельности не только по материальным затратам на оборудование и обучение специалистов, но и по частоте, продолжительности обследований и оперативности получаемых психодиагностических рекомендаций.
Разработка системы психологического отбора, опираясь на соответствующие закономерности теории спортивной тренировки, включает в себя четыре этапа: формирование целевых критериев, выбор прогностических критериев, построение модели отбора и практика спортивного отбора.
В качестве целевых критериев выступают признаки успешности спортивной деятельности: соревновательные результаты различного уровня и результаты специальных испытаний и тестов, регистрирующих уровень развития различных систем организма.
Целевые критерии успешности спортивной деятельности подразделяются на объективные (метрические) и субъективные (экспертные).
Объективные выражаются в стандартных метрических единицах измерения принятых в виде спорта (секунды, метры, килограммы, очки) или через занятое место.
Субъективные — это чаще всего экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсмена. В качестве эксперта можно привлекать и самих квалифицированных спортсменов. Данный вид оценок должен отвечать ряду требований: статистическая достаточность (определенное количество соревнований и экспертов, однородность квалификации экспертов).
Выбранные целевые критерии отбора должны пройти психометрическую процедуру оценки их валидности и надежности (см. параграф 6.1), так как цена ошибки в принятии решения о судьбе спортсмена очень высока.
Выбор прогностических критериев.
Прогностическими критериями являются результаты спортивной психодиагностики, по которым предсказывается (прогнозируется) — спортивная квалификация, пригодность к амплуа, уровень достижений, соревновательная устойчивость и надежность и другие спортивно-значимые целевые характеристики спортсмена.
Основная проблема прогнозирования заключается в том, что достижение максимальных спортивных результатов в разных видах спорта и на разных ступенях спортивного мастерства зависят от большого числа различных психофизиологических показателей и поиск информативных признаков превращается в самостоятельную задачу.
Целевые критерии успешности спортивной деятельности подразделяются на объективные (метрические) и субъективные (экспертные).
Объективные выражаются в стандартных метрических единицах измерения принятых в виде спорта (секунды, метры, килограммы, очки) или через занятое место.
Субъективные — это чаще всего экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсмена. В качестве эксперта можно привлекать и самих квалифицированных спортсменов. Данный вид оценок должен отвечать ряду требований: статистическая достаточность (определенное количество соревнований и экспертов, однородность квалификации экспертов.
Она решается в два этапа. Сначала составляется психоспортограмма (профессиограмма). Это психологическая характеристика конкретного вида спорта. Она подробно описывает специфические, характерные для вида спорта, психические нагрузки на спортсмена и детально, на уровне шкалирования устанавливает специфические требования к психике спортсмена.
Для составления психоспортограммы исследуются: структура и характер спортивной деятельности, ее специфические отрезки, анализируется нагрузка и условия ее выполнения, описываются наиболее типичные (в первую очередь стрессогенные, экстремальные) тренировочные и соревновательные ситуации, составляется перечень типичных стресс-факторов.
Требования к спортсмену, содержащиеся в психоспортограмме, охватывают четыре уровня:
1) медицинские — состояние соматического здоровья, показания и противопоказания к занятиям данным видом спорта;
2) физические — уровень общей и специальной физической подготовленности на определенном этапе отбора;
3) психофизиологические — требования к уровню проявления свойств высшей нервной деятельности, психических процессов, психомоторных качеств;
4) личностные и социально-психологические — требования к особенностям личности и межличностным отношениям спортсмена (мотивация, чувство долга, эмоциональная устойчивость, волевой самоконтроль, лидерство, агрессивность, коммуникабельность, конфликтность, толерантность).
Выделенные требования служат основанием для выбора тестов и методов исследования индивидуально-психологических особенностей спортсмена, охватывающих возможно более полно профессионально-значимые для данного вида спорта качества психики. На основании этих требований создаются так называемые «батареи тестов» разной направленности, взаимодополняющие друг друга, что повышает надежность прогноза.
На втором этапе выбора прогностических критериев осуществляется проверка их информативности. Как правило, это происходит при повторном, через определенные сроки, тестировании экспериментальных групп. Результаты тестирования подвергаются корреляционному анализу, регрессионному анализу, исследуется достоверность различия и вариативность признаков, определяются периоды времени, когда результаты неизменны и коррелируют их с критериями успешности.