какие группы или отрасли включает в себя социально культурная сфера
Тема 1. СЕРВИС И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА
4. Отраслевая структура социально-культурной сферы
Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.
Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.
1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.
2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.
3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).
4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.
5. Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.
6. Природный фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.
7. Труд работников СКС непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании материальных благ.
8. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.
9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в промышленности – 83%, в строительстве – 65%).
Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.
Нематериальное благо – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в непроизводственной сфере. Блага бывают:
а) внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);
б) внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).
В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:
1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:
— жилищно-коммунальное хозяйство; наука.
2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:
— бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;
— здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.
3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:
— управление и планирование народного хозяйства;
— отрасли, обеспечивающие безопасность государства;
— обеспечение охраны собственности.
Существует ещё одна классификация СКСФ:
1. Государственное управление, социальные услуги.
2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.
3. Жилищное хозяйство частного типа.
4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.
6. Пассажирский транспорт.
7. Здравоохранение и соц. обслуживание.
9. Оптовая и розничная торговля.
10. Природно-хозяйственная деятельность.
11. Культура, искусство и СМИ.
12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.
13. Гостиничный бизнес.
14. Ресторанный бизнес и общественное питание.
Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.
Отраслевая структура СКС включает:
1. Отрасль культуры – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).
Функции отрасли культуры:
а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;
б) приобщение людей к творениям культуры;
в) воспитание культурного человека;
г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;
д) проведение исследования в области культуры;
е) духовное обогащение человека.
2. Отрасль образования – занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).
Функции отрасли образования:
· удовлетворение потребностей людей в знаниях;
· осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;
· способствование приобретению специальности и овладению профессией;
3. Здравоохранение – система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).
Функции отрасли здравоохранения:
§ забота о поддержании здоровья людей;
§ проведение профилактики и лечение болезней;
§ оказание медицинской помощи;
§ обеспечение людей лекарственными средствами;
§ восстановление потерянного здоровья.
К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.
4. Отрасль бытового обслуживания – по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).
5. ЖКХ – отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.
6. Социальное обеспечение (социальная защита) – удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).
7. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).
Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме
Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
1.2. Отрасли и предприятия социально-культурной сферы
В экономической литературе выделен ряд структур социально-культурной сферы.
По характеру деятельности выделяются:
По характеру удовлетворяемых потребностей различают:
— социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);
— сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, искусство, здравоохранение, физкультура);
— сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых, технический сервис и т. д.).
По выполняемым функциям выделяются:
В понимании состава и структуры социально-культурной сферы нет единства. Ее теоретические определения в ряде случаев не совпадают со статистическими выкладками по отраслевой структуре хозяйства.
Ниже дается один из вариантов отраслевой структуры социально-культурной сферы с указанием основных видов предприятий каждой отрасли. При этом используется наиболее широкий подход к границам социально-культурной сферы и структуре ее отраслей.
Образование и воспитание: учреждения общего образования (школы и интернаты); учреждения профессионально-технического образования; высшие и средние специальные учебные заведения; учреждения по переподготовке и повышению квалификации кадров; школы, обучающие обработке информации; библиотеки; учреждения дошкольного воспитания.
Здравоохранение: клиники, больницы, дома сестринского ухода, консультации, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, родильные дома, санатории, хосписы.
Индустрия туризма: турфирмы; национальные туристские администрации; предприятия размещения; рекреационные базы; транспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов; предприятия, производящие товары для туризма.
Индустрия развлечений: учреждения культуры и искусства (театры, музеи, оркестры, музыкальные группы, антрепренерские и концертные организации), дискотеки, игротеки, выставки и ярмарки, ботанические сады и зоопарки, клубы отдыха, организации клубного типа.
Индустрия питания: рестораны, кафе, столовые, бары.
Физическая культура и спорт: спортивные базы, гимнастические и спортивные клубы, спортивные ассоциации.
Бытовые услуги: предприятия по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению металлоизделий, ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и изготовлению мебели, химической чистке и крашению, ремонту и строительству жилья и других построек, предприятия транспортно-экспедиторских услуг, прачечные, фотографии, бани и душевые, парикмахерские, предприятия проката, ритуальных услуг.
Жилищно-коммунальные услуги: предприятия жилищного хозяйства (ЖКК, ЖКО и т. п.); предприятия коммунального хозяйства; предприятия пассажирского транспорта (автобазы, транспортные кооперативы и т. п).
Юридические услуги: юридические консультации, суды, адвокатские конторы.
Научно-исследовательские услуги: научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, ВУЗы.
Консультационные услуги: консалтинговые фирмы, технопарки.
Финансовые услуги: банки, пункты обмена валюты, организации по страхованию, аудиторские фирмы.
Радио- и телевещание: телестудии, комитеты по радиовещанию, студии звукозаписи.
Издательское дело, журналистика: типографии, издательства, газеты.
Социальная служба: службы профессиональной реабилитации, воспитательные дома, собесы, приюты.
Связь: учреждения связи и их подразделения, обслуживающие население.
Военно-полицейский аппарат: комиссариаты, органы и службы охраны порядка, исправительно-трудовые учреждения.
Таблица 3. Структура объема платных услуг населению России 1994 г., в % 10
Все оказанные услуги | 100,0 |
в том числе: бытовые | 23,2 |
пассажирские | 29,9 |
связи | 7,4 |
жилищно-коммунальные | 13,5 |
по содержанию детей в дошкольных учреждениях | 2,0 |
учреждений культуры | 1,2 |
туристско-экскурсионные | 1,4 |
физической культуры и спорта | 0,2 |
медицинские | 1,6 |
санаторно-оздоровительные | 4,0 |
правового характера и банковских учреждений | 11,1 |
другие | 4,5 |
Литература к теме
Какие группы или отрасли включает в себя социально культурная сфера
Оценка деятельности предприятий социально-культурной сферы проводится с помощью системы специальных показателей, имеющих мало общего с системой оценки деятельности коммерческих предприятий. В общем, уровень развития отраслей социально-культурной сферы определяется путем системного анализа 3-х показателей объем оказанных услуг, социального эффекта, полученного населением от потребления этих услуг, и эффективности использования бюджетных средств в расчете на единицу оказанной услуги. При этом система исчисления данных показателей имеет свою специфику в каждой конкретной отрасли. [c.381]
Одной из ведущих отраслей социально-культурной сферы является образование. В Республике Башкортостан, несмотря на ряд объективных причин (большая площадь территории, значительная доля сельско- [c.381]
Какими общими показателями характеризуется уровень развития отраслей социально-культурной сферы [c.386]
Дайте обобщенную характеристику развития следующих отраслей социально-культурной сферы образование, здравоохранение, культура. [c.386]
Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти однотипны. Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями деятельности учреждений, и, во-вторых, сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость). [c.230]
Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в сметах доходов и расходов учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты — учреждений просвещения и здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений), расходы на приобретение мягкого инвентаря — детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов — в основном оплата труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (большая часть коммунальных услуг, приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств. При этом нарушается основной принцип сметного финансирования — покрытие за счет бюджетных средств всех расходов, необходимых для нормального функционирования учреждения. [c.232]
В отдельных отраслях социально-культурной сферы имеются некоторые особенности. В здравоохранении они связаны с переходом отрасли на обязательное медицинское страхование. Финансовый механизм функционирования здравоохранения в течение длительного времени базировался исключительно на системе [c.232]
Реальные доходы на душу населения намечено увеличить на 20—22%, ср. заработную плату рабочих н служащих — на 17%, а оплату труда колхозников — на 26%. Розничный товарооборот возрастёт на 29%. Предусмотрено построить жилые дома общей площадью 550 млн.. и2, что позволит улучшить жилищные условия более 50 млн. чел., на 30% увеличить объём выплат из обществ, фондов потребления. Дальнейшее развитие получат отрасли социально-культурной сферы — инду- [c.412]
Отрасли социально-культурной сферы [c.336]
Углубление социально-экономического кризиса, спад производства, инфляция, падение жизненного уровня, снижение финансирования социальной сферы вызвали существенные изменения в отраслях социально-культурного комплекса. [c.535]
В последние годы наблюдается значительный отток кадров из социально-культурных отраслей, провоцируемый низким уровнем оплаты труда в этих отраслях. Заработная плата работников социально-культурной сферы практически не связана ни с высоким образовательным цензом занятых в этой сфере, ни с количеством и качеством их труда. [c.539]
Организационная структура управления отдела должна включать в себя два сектора сектор регулирования территориального инвестиционного процесса и сектор привлечения инвестиций. В состав отделов должны быть включены экономисты-аналитики, специализирующиеся на анализе функционирования отдельных отраслей городского хозяйства (промышленности, транспорту и связи, инженерным коммуникациям, жилью, социально-культурной сфере). [c.410]
При исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы объемом реализации по отдельным отраслям являются [c.168]
Предметом анализа являются налогооблагаемая база и составляющие ее элементы, в частности динамика объемов производства продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и другие факторы. В практике работы, как правило, особое внимание уделяется анализу налогооблагаемой базы основных налогов — налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц, акцизов, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на имущество, объем которых в настоящее время составляет свыше 95% суммы поступлений всех налогов в бюджеты. [c.225]
Кооперативные предприятия (организации) — кооперативы — являются одним из двух основных звеньев единого народнохозяйственного комплекса. Кооперативы могут создаваться и действовать в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой выступают колхозы, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг, других отраслях производства и социально-культурной сферы. [c.5]
При необходимости уточнения перечня имущества, относящегося к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, его следует согласовать с органами управления данных отраслей субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика. [c.542]
Фонд накопления в социально-культурной сфере (по сложившейся терминологии — фонд непроизводственного накопления) расходуется на расширение, реконструкцию, обновление жилого фонда, больниц, учебных заведений, предприятий и организаций культуры, здравоохранения, спорта, науки, то есть отраслей нематериального производства. Расширение сферы нематериального производства не только одно из средств реализации социальной политики, но и непременное условие развития самого производства. [c.448]
Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Однако при всем сходстве этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. Сферу административного права составляют отношения, связанные с деятельностью министерств, комитетов и других органов исполнительной власти по регулированию и координации в отраслях экономики, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансовых органов также возникают отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансовых органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п. [c.49]
Эти принципы действуют в совокупности и характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней. Так, компетенция органов государственной власти (или органов местного самоуправления) определяет основные направления расходов соответствующих бюджетов финансирование отраслей экономики, социально-культурной сферы и др. Например, в связи с тем, что оборона страны находится в ведении Российской Федерации (п. м ст. 71 Конституции РФ), расходы на оборону включаются именно в федеральный бюджет. [c.187]
С опережением или на уровне заданий пятилетки идет выполнение плана промышленности, жилищного строительства, развития социально-культурной сферы, то есть именно тех отраслей, на ускорение развития которых прежде всего и направлена перестройка общественного производства. Вместе с тем пока ниже плановых заданий двенадцатой пятилетки остается итоговый показатель развития народного хозяйства —темп прироста национального дохода — и связанные с ним показатели роста производительности общественного производства и реальных доходов населения. [c.52]
Распределительная функция проявляется в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального продукта между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферами материального производства и социально-культурной сферой. [c.66]
Большинство музеев, галерей и выставок характеризуется сегодня невысокой посещаемостью. Как правило, посещаемость музеев наиболее тесно связана с образованием посетителей, родом их занятий, возрастом, местом жительства и т.д. Таким образом, в основе настоящего маркетингового исследования лежит идея о преобладании обще-социальных факторов, влияющих на посещаемость музеев и выставок на современном этапе. То есть посещение выставок и экспозиций населением в меньшей степени зависит от их ресурсов (фонды, число музеев и выставочных залов, тематика, экспозиционная площадь), а определяется, главным образом признаками иного характера (общее состояние пропаганды культуры и искусства, деятельность телевидения, радио, развитость коммуникаций, подготовленность аудитории к восприятию произведений искусства и т.д.). Здесь, просматривается явная прагматическая значимость данной гипотезы, так как она формирует направление и характер возможных управленческих решений в данной отрасли культуры. Таким образом, отношение населения к деятельности учреждений социально-культурной сферы имеет особую значимость для развития рыночной ситуации и формирования потребительского спроса на культурные услуги. [c.83]
Прогноз занятости населения, занимающий особое положение, входит составной частью в демографический прогноз, показатели которого, в свою очередь, являются составной частью прогноза уровня жизни и служат связкой между экономическими и социальными прогнозами. Особый интерес как в практическом, так и теоретическом плане и грает функциональная и информационная связь между этими двумя блоками. В целом общепризнанно, что первоочередными задачами развития человеческого общества, отдельной страны должны быть цели гармоничного развития человека, личности. Это предполагает охрану здоровья человека, продление активной части его жизни, всестороннее и качественное образование, участие в культурной жизни, выявление и использование всех его способностей и т.п., что, в свою очередь, способствует развитию отраслей социальной сферы — культуры и искусства, образования, здравоохранения, [c.66]
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). На формах бюджетных отношений сказываются методы ведения хозяйства и социально-культурного обслуживания граждан, а также задачи, решаемые государством на каждом из исторических этапов его развития. [c.137]
Финансы представляют. собой совокупность денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений государства, предприятий и хозяйственных организаций. Эта система планомерного образования, распределения и перераспределения социалистическим государством денежных ресурсов в масштабах страны между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями хозяйства, между государством и населением. Ресурсы, образующиеся у государства в результате использования денежных отношений, называются финансовыми ресурсами. Источником финансовых ресурсов является национальный доход, создаваемый государственными предприятиями и колхозно-кооперативными организациями. Часть этого национального дохода распределяется внутри самого предприятия, другая направляется в распоряжение государства. Финансовые ресурсы государства состоят из фонда бюджетных средств, фонда имущественного и личного страхования и других централизованных фондов. Они используются на финансирование отдельных отраслей народного хозяйства и экономических районов в случае, если планомерное развитие народного хозяйства требует для этого больших средств, чем имеют данные отрасли или районы страны. За счет этих средств содержатся органы управления, просвещения, здравоохранения, научные учреждения, финансируются мероприятия по обеспечению обороны страны, социально-культурных потребностей и др. [c.6]
Важное место среди отраслей социально-культурной сферы занимает культура, обеспечивающая проведение культурного досуга населения и создание предпосылок для духовного развития личности. Многолетний опыт показывает, что планомерное развитие отрасли дает для общества не только социальный, но и, в конечном счете, экономический эффект. В настоящее время число учреждений культурно-досугового типа в республике составляет 2556 ед., действуют 11 профессиональных театров, 66 музеев, 1832 публичные библиотеки. [c.385]
Принципы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят от методов их хозяйствования. Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование1. Этот метод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства. [c.227]
В отраслях с длительным производственным циклом весьма существенных результатов по оптимизации налога на имущество можно добиться, регулируя остатки незавершенного производства условиями контрактов. Заюпочаемых хозяйствующими субъектами. Размер незавершенного производства во многом предопределен моментом перехода права собственности на готовую продукцию. В строительстве большое значение приобретают такие типы договоров, как договор на оказание услуг и договор подряда. Заключение договора подряда на определенных условиях перехода собственности и выплаты авансов может способствовать снижению не только налога на имущество, но и налогов на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. [c.10]
Реально в горнопромышленной отрасли России в настоящее время широко практикуется только уменьшение налогооблагаемой базы в соответствии с общим порядком. Так, из налогооблагаемого имущества разрешается исключать объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находящиеся на балансе налогоплательщика, объекты, используемые для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны и др. Налогооблагаемая прибыль может быть сокращена за счет сумм, направляемых на капитальные вложения в развитие производства, погашение кредитов, полученных на эти цели, благотворительных взносов в экологические и оздоровительные фонды (но не более 3 % от налогооблагаемой прибыли), а также ассигнований на НИОКР и взносов в Российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития (не более 10 % от облагаемой налогом прибыли). Для предприятий, имевших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога на прибыль та ее часть, которая направляется на покрытие прошлых убытков. [c.169]
Наряду с совершенствованием общих основ финансового механизма учреждений социально-культурного назначения в 90-е годы продолжался процесс перестройки финансовых отношений в разных отраслях непроизводственной сферы. В частности, крупные изменения происходят в настоящее время в системе финансированияздравоохранения в связи с переводом медицинского обслуживания на принципы страховой медицины. [c.92]