какие грозят штрафы для непривитых людей в российской федерации
Обязательная вакцинация, отстранение от работы непривитых сотрудников: экспертная оценка современных методов борьбы с COVID-19
lightsource/ Depositphotos.com |
Пандемия новой коронавирусной инфекции, которая уже более полутора лет существует во всем мире, постоянно подталкивает российские власти к поиску новых методов борьбы с ней. Временный локдаун, жесткий масочный режим, социальное дистанцирование, перевод части сотрудников на удаленный режим работы – эти и другие меры позволили держать эпидемиологическую ситуацию под контролем, но оказались недостаточными для полной победы над вирусом.
В настоящее время федеральные власти, эпидемиологи и инфекционисты видят в качестве единственного действенного метода борьбы с COVID-19 вакцинацию. Массовая вакцинация в нашей стране стартовала в декабре 2020 года, однако на данный момент ее уровень в России по сравнению с европейскими странами относительно невысок (по экспертным оценкам, 20% против 60% соответственно). Поэтому в топе тенденций последних месяцев – не только активная пропаганда антиковидных прививок, но и поиск новых механизмов стимулирования граждан к вакцинации – причем не только позитивных (например, введение программы «Миллион призов #ПобедимCOVIDВместе» для пожилых москвичей, которые до 1 июля за прививку могли получить подарочную карту на 1 тыс. призовых баллов или электронный сертификат с тем же номиналом, которые можно потратить на покупку товаров или оплату услуг), но и негативных. В числе последних – возможность отстранения от работы тех сотрудников, которые подлежат обязательной вакцинации, но отказываются от нее.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Правовым, медицинским и политическим аспектам этой и других антиковидных мер была посвящена пресс-конференция на тему: «Нет вакцины – нет зарплаты. Санкции для непривитых становятся неизбежны?». В качестве экспертов выступили член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров, Президент Союза профсоюзов России Дмитрий Галочкин и Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.
Правовой аспект обязательной вакцинации и негативных последствий за отказ от нее в настоящее время является наиболее проблематичным. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ) прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ), существует ряд нерешенных противоречий. На некоторые из них обратил внимание Игорь Трунов. В первую очередь, у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации.
Именно к указанным видам работ применима норма об отказе в приеме на работу или отстранение от работы непривитых сотрудников.
Однако эксперт подчеркнул, что реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям – а профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям – вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня. Так, например, в Постановлении Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15 июня 2021 г. № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» речь идет об обязательной вакцинации против COVID-19 работников торговли, салонов красоты, сфер бытовых услуг, общественного питания, МФЦ, транспорта общего пользования, такси, соцзащиты и соцобслуживания, ЖКХ и т. д. В рассматриваемом контексте пересекаются с перечнем, утвержденным Правительством РФ, только работники сферы образования и частично – здравоохранения.
В связи с этим представитель адвокатуры указал не только на безосновательное расширение перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации – ведь в числе полномочий региональных главных санитарных врачей нет полномочий по подмене Правительства РФ, по изменению или дополнению решений кабинета министров, но и на то, что перечень 1999 года является более профессиональным и проверенным временем.
Что касается недавнего Письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, в котором приводятся пояснения относительно возможности отстранения работников, подлежащих обязательной вакцинации, от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса, то, по мнению адвоката, оно не только не носит нормативного характера, но и содержит противоречивые тезисы. Например, в одних пунктах говорится о праве работодателя отстранить отказавшегося от прививки сотрудника от работы без сохранения зарплаты (абз. 5 п. 1, п. 6 Письма), а в других – о его обязанности это сделать (п. 5, п. 8 Письма).
В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем – расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.
Относительно увольнения с работы за отказ от вакцинации эксперт высказался однозначно – такое действие со стороны работодателя является незаконным, поскольку перечень закрепленных в ч. 1 ст. 77 ТК РФ оснований прекращения трудового договора не содержит такого основания, как увольнение в связи с отказом от профилактических прививок. «Основная работа должна вестись на уровне убеждения, а не отстранения и тем более – увольнения», – подытожил он.
Признавая несовершенство правового обеспечения борьбы с пандемией, участники мероприятия полагают, что было бы более рационально принять федеральный акт, содержащий нормы о мерах борьбы с COVID-19, а не отдавать решение этих важных вопросов на региональный уровень. Так, Дмитрий Галочкин призывает переводить антиковидные решения на уровень актов Правительства РФ и Президента РФ, предусматривая при этом помимо «кнута» также «пряники». А по мнению депутата Госдумы Евгения Фёдорова, законодательного акта более высокого уровня о введении жестких мер борьбы с пандемией нет, поскольку принимаемые меры не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а в ней приоритет прав человека доминирует над общим благом общества, то есть персонифицированное доминирует над национальным. «Мы не можем ввести жесткие законы по борьбе за выживание российского народа и государства. Чтобы использовать более жесткие меры в рамках правового поля, нужно иметь правовую систему суверенного типа», – подчеркнул он.
На политическом аспекте современных мер борьбы с новой коронавирусной инфекцией остановился депутат Госдумы Евгений Фёдоров. Он отметил, что главная проблема России состоит в незавершенности конституционной реформы, которая бы предоставила стране больший суверенитет в решении вопросов, связанных с антиковидными мерами. То есть, чтобы власти могли разрабатывать свою стратегию действий в случае серьезных эпидемий, а не руководствоваться теми методами, которые предписывает ВОЗ. Эксперт напомнил, что в советское время использовался метод карантина – когда выдавались продовольственные пайки по месту нахождения человека и на определенный период полностью прекращалось распространение эпидемии. Депутат уверен, что если бы в самом начале эпидемии Россия ввела хотя бы пограничный карантин (пересечение границы с обязательной двухнедельной самоизоляцией), то заболевание не достигло бы таких масштабов.
«Мы находимся в очень узком коридоре возможностей, вызванном особенностями нашей Конституции РФ и особенностями статуса российской структуры управления», – подчеркнул эксперт, добавив, что слабая позиция РФ с точки зрения проведения своей политики является главной проблемой, требующей решения, потому что она касается не только эпидемии, но и экономики, социальной сферы, уровня жизни. «Надо менять принципы устройства страны, как и предлагал Президент РФ – деофшоризация, изменение принципов Банка России, национализация капитала, национализация судебной системы – на суверенные», – заключил парламентарий.
С тезисом Евгения Фёдорова о том, что более точечно должна быть отработана система госуправления в области потребительских отраслей, с которыми соприкасаются массы людей, согласился и Дмитрий Галочкин. Он считает, что в действиях властей нужна последовательность, потому что «непредсказуемые действия со стороны власти порождают недоверие со стороны людей». Отношение общества к вводимым мерам хорошо иллюстрирует пример с QR-кодами в Москве. «Есть недоверие к органам власти сначала в связи с введением QR-кодов, потом – их отменой. Многие в этой сфере считают себя обманутыми, потому что одни поддались призыву и пошли прививаться, другие этого не сделали, и через какое-то время QR-коды отменили», – отметил эксперт, добавив, что многие из тех, кого введение QR-кодов стимулировало сделать прививку, не пойдут прививаться вторым компонентом вакцины.
Немаловажным здесь является и контроль за пропагандой, отлаженная информационная работа – управление этими процессами тоже требует повышенной эффективности. А в целом необходимы логичные и последовательные действия с подробным разъяснением для людей, уверен Президент Союза профсоюзов России.
Что касается медицинского аспекта, то эксперты единогласно признают важность вакцинации. Евгений Фёдоров считает, что нужно поднять уровень вакцинации до европейских показателей. «Это вопрос национальной безопасности. Общественный здравый смысл должен быть», – заключил эксперт. Но необходима разумная политика без избыточных требований – возможно, не всех работников необходимо подвергать обязательному медицинскому контролю, включая вакцинацию, а только часть из них, которая непосредственно работает с людьми.
«Я считаю, что эпидемия надолго – пока мы не найдем метод защиты нашего народа, то есть введение карантина или поднятие уровня вакцинации, чтобы он сработал как механизм обеспечения безопасности народа и государства», – подытожил парламентарий. При этом права на вакцинацию должны быть реализованы на 100%, а если возникает ситуация с нехваткой вакцины, из-за которой работник не успевает к назначенному сроку привиться, то вопрос безопасности услуги, оказываемой таким работником, должен быть выше вопроса трудовых прав работника.
В свою очередь, Игорь Трунов предложил организовать горячую линию, где бы врачи-эпидемиологи, инфекционисты давали профессиональные ответы гражданам по вакцинации. Это предотвратит ситуацию, когда врачи, не являющиеся специалистами в области вакцинации, дают непрофессиональные комментарии по поводу прививок или критикуют своих коллег-медиков. «Такие советы в рамках этического поведения должны наказываться», – считает эксперт. Между тем, профессиональные врачи тоже должны нести ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности. Но в целом медицинская информация, касающаяся вируса, вакцин и т. д. должна быть общедоступной. Кроме того, он призвал использовать опыт прошлых лет – например, посмотреть действовавший в дореволюционный период карантинный кодекс, в котором имеются ответы на многие вопросы, накопившиеся в том числе и за период текущей пандемии.
В ходе конференции Дмитрий Галочкин обратил внимание на неразумность призывов к отказу от вакцинации и призвал подумать над мерами борьбы с такими призывами. А Евгений Фёдоров сравнил призывы к отказу от вакцинации против COVID-19 с призывами к суициду. «Наряду с запретом пропаганды курения и алкоголя должен быть запрет пропаганды против своего здоровья, включая прививочную кампанию», – заметил депутат.
Что касается вакцинации детей, то здесь мнения экспертов едины – дети должны будут делать соответствующую прививку, иначе они могут быть ограничены в возможности зачисления в образовательные учреждения. Евгений Фёдоров напомнил, что с самого рождения детям делают прививки – против вирусного гепатита В, туберкулеза, пневмококковой инфекции, дифтерии, коклюша, столбняка и т. д. «По 15 вакцин у каждого человека, который сейчас живет в нашем государстве. И если человек отказывается от 16-ой, это не здравый смысл, это пропаганда», – уверен он.
Стоит признать, что федеральные власти знают об обсуждаемых на мероприятии проблемах и пытаются предпринимать шаги по их решению. В частности, на сегодняшнем заседании президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что ситуация с коронавирусом по-прежнему остается напряженной. Он признал, что на сегодняшний день самым эффективным способом защиты от COVID-19 остается вакцинация. И несмотря на то что в целом по стране за последнее время ее темпы выросли почти вдвое, ситуация по регионам различается. «Очень важно рассказывать людям о необходимости сделать прививку, о том, какие препараты есть в наличии, отвечать на интересующие вопросы, чтобы у них не оставалось сомнений», – подчеркнул Председатель Правительства РФ.
Какие грозят штрафы для непривитых людей в российской федерации
Главный санитарный врач Москвы ввел обязательную вакцинацию – 60 % сотрудников в отдельных отраслях. Какая ответственность грозит работодателям Москвы, у которых вакцинируются менее 60 % сотрудников?
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 № 1 (с дополнениями от 23.06.2021 № 2) работодатели, занятые в некоторых сферах деятельности, обязаны обеспечить проведение профилактических прививок не менее 60 процентов общей численности сотрудников. При этом учитываются как работники, так и исполнители, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
24 июня вышли разъяснения оперативного штаба, в которых указано, что за несоблюдение требования о количестве вакцинированных сотрудников работодателей ждет ответственность по ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа или приостановления деятельности на 90 суток. С учетом неблагоприятной эпидемической ситуации по коронавирусу Управление Роспотребнадзора по г. Москве при направлении в суд материалов обещает просить о применении санкции только в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Напомним, что согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ к ответственности привлекаются ИП и юридические лица за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Коронавирус включен в перечень заболеваний, представляющих опасность (см. постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66).
Наказание по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ возможно в виде приостановления деятельности на 90 суток либо в виде штрафа для ИП от 50 до 150 тыс. рублей и для организаций – от 200 до 500 тыс. рублей.
По ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ ответственность может наступить только при причинении вреда здоровью человека или в случае смерти человека. В этом случае наряду с приостановлением деятельности на 90 суток ИП и организациям грозит штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей.
По нашему мнению, работодателя нельзя привлечь к ответственности за то, что количество вакцинированных сотрудников будет меньше 60 % по следующим причинам.
1. Ответственность по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ наступает, если будет установлена причинно-следственная связь между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и вредом здоровью одного или нескольких лиц. Ключевым тут является факт наступления последствий в виде подтвержденного вреда здоровью, так и прямая связь между этими событиями.
2. По статье 6.3 КоАП РФ грозит ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Отметим, что в силу пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные врачи могут выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это право есть и у главных санитарных врачей регионов (п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476).
Профилактические прививки в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон № 157-ФЗ) – это мероприятие иммунопрофилактики.
Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав, Роспотребнадзор, а также органы государственной власти субъектов в сфере здравоохранения (ст. 8 Закона № 157-ФЗ). Иммунопрофилактика производится за счет бюджетных средств (ст. 6 Закона № 157-ФЗ).
Таким образом, работодатели (организации и ИП) не могут стать ответственными за проведение профилактических прививок населению в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, они не могут нести ответственность за невыполнение мероприятий, за которые отвечают другие субъекты права.
3. За несоблюдение требований и правил поведения, которые установлены региональными властями, ответственность предусмотрена не статьей 6.3 КоАП РФ, а ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (см. Обзор № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
Эта норма в качестве наказания содержит предупреждение или штраф для:
Если невыполнение региональных требований и правил привело к причинению вреда здоровью человека или имуществу (то есть кто-то заболел), а также при повторном нарушении этих норм применяется более строгое наказание для:
Срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ составляет три месяца с момента обнаружения административного правонарушения.
4. Наказание за деяния, предусмотренные статьями КоАП РФ, возможно только при наличии вины (ст. 2.1 КоАП РФ). При этом организации (и ИП аналогично) признаются виновными в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у них была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но они не приняли все зависящие от них меры по соблюдению этих правил.
В соответствии со статьей 5 Закона № 157-ФЗ гражданин имеет право отказаться от профилактической прививки. Работодатель не может лишить гражданина права, установленного законодательством, следовательно, работодатель не может быть признан виновным в совершении работником законных действий.
Кроме того, для каждой из прививок от коронавируса установлены противопоказания. Недавно переболевшие лица (менее 6 месяцев) в соответствии с разъяснениями оперштаба могут не вакцинироваться. Работодатель не может нести ответственность в ситуации, когда большинство сотрудников имеют медотводы и (или) недавно переболели.
Привлечение к ответственности без вины невозможно в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ.
Штраф за отказ от вакцинации коронавируса с 1 декабря 2021 года в регионах РФ: в каких регионах ввели штраф
В России могут увеличить штраф за отказ от вакцинации, ежемесячный штраф с антипрививочников составит 5 тысяч рублей. Такое наказание предложил член-корреспондент РАН Александр Лукашев.
Идею о штрафах за отказ от обязательной вакцинации прокомментировал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. Он назвал данную инициативу нереальной, а также добавил, что она не соответствует социальному характеру России.
11 октября в эфире радиостанции «Говорит Москва» член корреспондент РАН Александр Лукашев предложил ввести ежемесячный штраф для россиян, отказывающихся от прививки против COVID-19. Однако предложение относится только к тем гражданам, у которых нет реальных противопоказаний.
Как считает учёный, размер штрафа должен составлять 5 тысяч рублей в месяц. Дмитрий Песков отреагировал на данное предложение, назвав его «нереальным».
«Нет, мне кажется, такие меры нереальны в нашей стране. Они противоречат социальному характеру нашего государства, а социальный характер нашего государства записан в нашей Конституции», – отметил Дмитрий Песков.
В каких регионах России ввели штраф за отказ от прививки с 1 декабря 2021
После объявления обязательной вакцинации прививки от COVID-19 обязаны сделать все жители субъектов РФ, работающие в определённых отраслях экономики, иначе они будут отстранены от работы. Штрафы за отказ от вакцинации с 1 декабря готовятся ввести власти Липецкой области. Однако по нормам КоАП такая суровая мера грозит лишь 12 категориям работников.
Заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Липецкой области Ирина Щукина, сообщила, что с 1 декабря на территории области за отсутствие вакцинации от коронавируса начнут штрафовать. Обязательная вакцинация для отдельных категорий граждан в Липецкой области была введена 30 сентября.
Размер штрафов за отказ от вакцинации против коронавируса
Штрафы за отказ от вакцинации были внесены в обновлённый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В начале года при формировании нового КоАП внесли предложение штрафовать за отказ от обязательно вакцинации. Штрафы предложили внушительные: для граждан – в размере от 5 тыс. до 7 тыс. рублей; для должностных лиц – от 7 тыс. до 10 тыс. рублей; для ИП – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; для юрлиц – от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Однако данная инициатива не была поддержана общественностью. После пересмотра документа суммы штрафов решили снизить до 100-500 рублей для граждан; 500 – 1 тыс. рублей для должностных лиц и ИП; 10-20 тыс. рублей для юрлиц, сообщает zdrav.ru.
Круг профессий, представителей которых можно штрафовать за отсутствие прививки, гораздо уже, чем круг работников, которых положено отстранять от работы при отказе от прививки.
Определены 12 категорий работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания.
-с больными инфекционными заболеваниями;
-с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;
-с кровью и биологическими жидкостями человека;
-с осуществлением образовательной деятельности;
-с убоем скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовкой и переработкой полученных от него мяса и мясопродуктов;
-с отловом и содержанием безнадзорных животных;
-с обслуживанием канализационных сооружений, оборудования и сетей и некоторые иные виды работ.
Штрафовать станут не только самих граждан, непосредственно занятых на вышеуказанных работах, но и их работодателей (должностных лиц и сами организации).
Штрафы за отказ от вакцинации будут предусмотрены только для граждан, которые входят в профессиональные группы риска. Те же, чья деятельность не входит в указанный выше перечень, смогут отказаться от коронавирусной прививки без последствий финансового плана. Штрафовать не будут менеджеров, юристов, экономистов, бухгалтеров, строителей, продавцов, кассиров и так далее.
Обязательная вакцинация – кого отстранят от работы без прививки
Обязательная вакцинация в субъектах Российской Федерации вводится постановлением главного санитарного врача региона. Перечень профессий, представителям которых прививка обязательна в этом случае, содержит Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».
При эпидемической угрозе работодатель обязан отстранять от работы сотрудников, которые отказались делать прививку, но подлежащих обязательной вакцинации.
На практике этот список профессий отличается в разных регионах, но незначительно. Прежде всего, это государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, работники органов власти и подведомственных им организаций.
А также граждане, работающие в сферах:
-образования, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания;
-клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
-многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
-транспорта общего пользования, такси, объектов транспортной инфраструктуры;
-оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
-салонов красоты, косметических, SPA-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;
-бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг;
-детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;
Медотвод от прививки против ковида – причины
Минздравом РФ установлен список причин, по которым граждане могут получить медицинский отвод даже при принудительной вакцинации. Его причины прописаны во временных методических рекомендациях «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».
За медотводом от вакцинации против COVID-19 гражданам необходимо обратиться в поликлинику к своему участковому или лечащему врачу. Также получить справку можно в страховой компании.
Напомним, по Конституции РФ граждане России имеют право отказаться от вакцинации. Но в случае высокой угрозы заболеваемости люди определённых профессий могут быть отстранены от работы из-за отсутствия прививки, невзирая на медотвод.
Указанная информация касается всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.