какие грехи не прощаются богом в христианстве
Грех непрощаемый
Иеромонах Арсений (Писарев). Грех непрощаемый. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 160 с. – (Кафедра). |
Эта брошюра посвящена особому греху, который, как известно, навсегда может исключить саму возможность спасения. В трех разделах книги последовательно рассмотрены святоотеческое учение о грехе хулы на Духа Святаго, его раскрытие в православной литературе и толкование в трудах отечественных богословов, подвижников и религиозных мыслителей.
Все приведенные в работе суждения представляют большой интерес, так как дают исключительно важную характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.
Приводим отрывок из книги.
Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы.
Благая Весть Господа нашего Иисуса Христа — Его Святое Евангелие — уже почти две тысячи лет преображает нашу вселенную. Оно раскрывает нам все величие, любовь и благость Бога, желающего помиловать и простить каждого человека. Но Святое Евангелие указывает нам и грех, который навсегда может исключить саму возможность помилования. Это грех хулы на Духа Святаго, который не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12, 32). Хула есть уничижительный отзыв, злоречие, обвинение, осуждение. В отношении к Богу хуление — это богохульство.
Господь наш Иисус Христос отвел греху хулы на Духа Святаго часть Своей большой речи, посвященной грехам языка: самому тяжкому из них — богохульству (см.: Мф 12, 31–32), злым словам как проявлению состояния сердца человека (см.: Мф 12, 33–35), бесполезным словам, за которые нам все равно давать отчет перед Богом (см.: Мф 12, 36–37). Грехом, который без покаяния не будет прощаться никому и никогда, был назван Господом грех хулы на Духа Святаго. Произошло это после того, как фарисеи, желая отвергнуть чудо, совершенное Спасителем над бесноватым, стали приписывать действие Святаго Божественного Духа веельзевулу и тем хулить Бога, то есть богохульствовать.
Апостол Петр в своем послании указал еще один грех, попадающий под евангельское понятие хулы на Духа Святаго. Апостолы Иоанн и Павел в своих писаниях также затронули тему богохульства. Вслед за апостолами святые отцы Церкви значительно расширили перечень таких грехов. Вопрос ответственности человека за определенные грехи как за хулу на Духа Святаго на основании новозаветного учения и толкований святых отцов также был рассмотрен многими богословами, подвижниками и религиозными мыслителями Русской Православной Церкви. Давая новые определения греха богохульства, отечественные экзегеты всегда стояли на каменном фундаменте Священного Писания и Священного Предания, канонов Православной Церкви, постановлений Вселенских Соборов и других, приравненных к ним, на трудах святых отцов Вселенской Церкви.
В нашей работе объединены толкования разного уровня — как те, что сделались частью святоотеческого наследия, так и те, что остались лишь частным богословским мнением. Все они представляют интерес для современного читателя, так как дают исключительно важную для нас характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.
Какие грехи не прощаются Богом. Самый быстрый путь в ад
Фра Анжелико, Страшный суд, ок. 1431 (Фрагмент)
В Писании сказано, что единственный грех, который Господь не прощает — хула на Духа Святого
Библия четко указывает, что Господь не прощает только один грех — хулу на Духа Святого.
Евангелие от Марка гласит:
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух.
Ему вторит Евангелие от Матфея:
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Подводит черту апостол Павел в Послании к евреям:
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
Отцы Церкви, размышляя над словами Христа, дали им истинное толкование
Кажется, что все очевидно, и человек, который возвел хулу на Духа Святого, не спасется и попадет в ад. Но святые отцы, осмыслив слова Христа, пришли к другому выводу.
Смысл слов о хуле на Святого Духа растолковали святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский.
Афанасий Великий писал:
один из Отцов Церкви
«Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».
Иоанн Златоуст писал о богохульстве так:
«Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе…»
Феофилакт Болгарский писал:
«Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех».
Отцы церкви говорят, что богохульство – тяжкий грех, однако и от него можно избавиться покаянием.
В чём вы меня обвиняете?
Слово «грех» в Библии встречается 497 раз. Почти на каждой странице. Поэтому так важно знать, что же это такое на самом деле. Шестой Вселенский Собор (680–681 гг.) определяет нам это понятие как «болезнь души». И если Бог творил человека как подобного Себе, то грех – это то, что отделяет нас от Бога. Это рана, которую себе наносит человек. Повреждение, после которого «как было» уже не будет. Это может быть не только поступок, но даже мысль.
смертные грехи в православии
Семь смертных грехов. Несмотря на название, Господь все равно может простить их
Тема семи смертных грехов популярна в искусстве
Христианство пропитывает всю современную европейскую культуру. Поэтому даже если человек неверующий, от христианской терминологии ему никуда не деться. В нашу жизнь плотно вошли многие христианские понятия.
Все знают семь смертных грехов, но сначала их было восемь.
Понятие семи смертных грехов закрепил в христианстве папа Григорий Великий (Двоеслов)
«Семь смертных грехов.Чревоугодие» Иероним Босх
Для православных толкование семи смертных грехов дал Феофан Затворник.
Феофан Затворник пишет о смертных грехах так:
епископ Православной российской церкви
«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись
Бог прощает все грехи, если человек покается. Покаяние невозможно лишь в одном случае – если человек покончит с собой. Мертвые не могут каяться, поэтому самоубийц однозначно ждет ад. Самоубийц не отпевают и хоронят за кладбищенской оградой.
Покаяние перед смертью не поможет. Даже если человек перед страшным поступком покаялся перед Богом, последний его грех остается без покаяния и поэтому Бог не сможет его простить.
Родственникам и близким самоубийцы следует читать молитву, данную преподобным Львом Оптинским:
Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя! Возможно, все-таки Господь смилостивится и облегчит посмертную участь грешника.
Для самоубийц есть исключение — умалишенные люди. Они не владеют собой и не отвечают за поступки. Таких самоубийц хоронят как всех.
Прощение грехов в православии возможно. Надо искренне покаяться и уповать на милость Божию
Грех и хула простятся, если раскаяться искренне. Господь открыт для каждого человека, надо только пустить Его в свое сердце. Исаак Сирин писал так:
«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Чтобы Господь простил грехи, даже самые тяжкие, нужно читать молитвы.
Во-первых, Иисусову молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
«Господь Вседержитель» Мозаика храма св. Софии Константинопольской
Для общего вразумления можно читать молитву Иоанна Златоуста:
Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам. Также в православном молитвослове есть молитвы от каждого смертного греха.
Многим интересно, как понять, что Бог простил тебя. Напрямую, конечно никак, но если человек просил с верой, то пусть он не сомневается в прощении.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
«И приходящего ко Мне не изгоню вон»
Но здесь возникает препятствие – страх. А вдруг меня не простят? Найду ли я силы исправиться? А может, нет мне спасения и ходить уже никуда и не надо? Может, пора уже лапки сложить и ко дну пойти? Но мы же с вами помним, что в той самой сказке было две лягушки. И только нам выбирать, какой из них мы хотим быть. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23), не только телесную, но и духовную. Вспомните то чувство силы, которое бывает после Причастия, не разрушительной, а созидающей, задающей вектор в нужном направлении – на борьбу, на излечение.
смертные грехи в православии
И вот, только переступив порог православия, мы проваливаемся в океан размышлений. О грехе, как мы видим, можно говорить веками. Ясно одно – пути Господни неисповедимы. Как навигатор, прокладывает Он нам путь в Царствие Небесное. И иногда маршрут приходится перестраивать: трястись по ухабам, кочкам, выпадать на обочину жизни. Но надежда выбраться есть всегда, и Пасха неизбежна. Ведь даже самого отца лжи Господь готов простить, если он скажет: «прости и помилуй». Вот только говорить он этого не хочет…
Чего не прощает Бог. Какой грех самый страшный?
Так или иначе, каждый из нас слышал о 7 смертных грехах, которых не должно быть в жизни человека. Но как-то странно сравнивать жадность и, например, обжорство. На взгляд атеиста, это абсолютно разные вещи. Также неверующим людям свойственно спрашивать: “Если Бог всепрощающий, почему грехи считаются смертными, ведь Он может все простить?” Ответы на все вопросы давно получены и найдены, а заодно решен самый важный вопрос – чего Господь не прощает человеку.
Смертные грехи – можно ли раскаяться и быть прощеным
В Милости Своей Господь действительно милосерден, и потому нет такого греха, который бы Он не смог простить человеку. Правда, христианин должен искренне раскаяться.
“Прощено может быть все, не надо доходить до отчаяния и самоубийства, как Иуда из Евангелия. Нужно как апостол Петр, глубоко осознать ошибку и очистить сердце и быть с Богом”.
Архиепископ Василий Златолинский
Какой грех считают самым страшным
Прокаженные с просьбой об исцелении
Учитывая, что быстро справиться с проказой не в состоянии даже современные доктора, поведение больных кажется абсолютно неприемлемым. Иисус Христос оставил немало подтвержденных чудес – Он исцелял слепоту, хромоту, потерю памяти и беснование. Одним прикосновением Он очищал тело от струпьев и дарил полное избавление от страданий, телесных мук.
Конечно, это не могло не остаться незаметным для Иисуса Христа, и Он сказал: «Все грехи, что совершает человек, простятся ему, а хула на Духа Святого – грех единственный непрощаемый».
Раскаяние – не только признание поступка грехом, но и помощь Богу
Чего нельзя просить у Бога
Настойчивые просьбы тоже не нужны. Священники говорят, что просить надо единожды с Верой в помощь, а Христос сам рассудит, нужно ли удовлетворить просьбу, или нет.
Нет оправдания греху человека тем, что «грешат все»
Что можно просить у Всевышнего
Единственное, что допускает Христианство как просьбы – это прощения. Но в молитвах верующие касаются не только собственных грехов, просят за ближних своих, родных – это тоже не запрещено и не считается грехом. Можно просить:
Просьбы и мольбы о здоровье могут быть неугодными Богу, особенно если человек хочет выздоровления для свершения греха. Это бывает, когда человек молит «встать на ноги для отмщения», тут здоровья можно и не дождаться.
Получается, просить можно только о том, что не во зло другим людям, не во грех. И, конечно, нельзя настаивать на своих прошениях, оставляя исполнение пожеланий на усмотрение Иисуса Христа. Ему все равно виднее, что пойдет человеку во благо, а каким желаниям сбываться еще рано – они не приведут ни к чему хорошему, наоборот, введут человека во грех.
Главное, о чем говорят священники – нужно верить в прощение и искупление грехов. Не возносить хулу на Святого Духа, не отрицать его существование клеветническими речами. Если уж человек не верит, то пусть и хулу не возносит.
Научиться прощать людей и себя – это сложно.
Какие грехи не прощаются Богом. Самый быстрый путь в ад
Господь всемогущ и всепрощающ. Однако пороки человеческие, насылаемые дьяволом, порой превосходят самые смелые людские фантазии. Невольно задаешься вопросами: как все это может терпеть Господь? Есть ли та грань, за которую переступать нельзя? Бог прощает все грехи, или же есть черта, зайдя за которую, человек теряет всякую надежду на спасение? Существуют ли непростительные грехи?
В Писании сказано, что единственный грех, который Господь не прощает — хула на Духа Святого
Библия четко указывает, что Господь не прощает только один грех — хулу на Духа Святого.
Евангелие от Марка гласит:
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух.
Ему вторит Евангелие от Матфея:
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Подводит черту апостол Павел в Послании к евреям:
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
Кажется, что все очевидно, и человек, который возвел хулу на Духа Святого, не спасется и попадет в ад. Но святые отцы, осмыслив слова Христа, пришли к другому выводу.
Смысл слов о хуле на Святого Духа растолковали святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский.
Афанасий Великий писал:
«Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».
Иоанн Златоуст писал о богохульстве так:
«Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе…»
Феофилакт Болгарский писал:
«Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех».
Отцы церкви говорят, что богохульство – тяжкий грех, однако и от него можно избавиться покаянием.
Семь смертных грехов. Несмотря на название, Господь все равно может простить их
Христианство пропитывает всю современную европейскую культуру. Поэтому даже если человек неверующий, от христианской терминологии ему никуда не деться. В нашу жизнь плотно вошли многие христианские понятия.
Все знают семь смертных грехов, но сначала их было восемь.
Понятие семи смертных грехов закрепил в христианстве папа Григорий Великий (Двоеслов)
Для православных толкование семи смертных грехов дал Феофан Затворник.
Феофан Затворник пишет о смертных грехах так:
Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись
Бог прощает все грехи, если человек покается. Покаяние невозможно лишь в одном случае – если человек покончит с собой. Мертвые не могут каяться, поэтому самоубийц однозначно ждет ад. Самоубийц не отпевают и хоронят за кладбищенской оградой.
Покаяние перед смертью не поможет. Даже если человек перед страшным поступком покаялся перед Богом, последний его грех остается без покаяния и поэтому Бог не сможет его простить.
Родственникам и близким самоубийцы следует читать молитву, данную преподобным Львом Оптинским:
Возможно, все-таки Господь смилостивится и облегчит посмертную участь грешника.
Для самоубийц есть исключение — умалишенные люди. Они не владеют собой и не отвечают за поступки. Таких самоубийц хоронят как всех.
Прощение грехов в православии возможно. Надо искренне покаяться и уповать на милость Божию
Грех и хула простятся, если раскаяться искренне. Господь открыт для каждого человека, надо только пустить Его в свое сердце. Исаак Сирин писал так:
«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Чтобы Господь простил грехи, даже самые тяжкие, нужно читать молитвы.
Во-первых, Иисусову молитву:
Для общего вразумления можно читать молитву Иоанна Златоуста:
Также в православном молитвослове есть молитвы от каждого смертного греха.
Многим интересно, как понять, что Бог простил тебя. Напрямую, конечно никак, но если человек просил с верой, то пусть он не сомневается в прощении.
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2. Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
3. Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4. Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5. Гнев
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.
6. Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7. Уныние (лень)
«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Читайте также:
В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.