какие гражданские самолеты выпускают в россии сегодня
В ожидании премьер
Самолет может применяться как патрульный и как учебно-тренировочный. Министерство обороны уже проявило к нему повышенный интерес. Подписан контракт на 35 самолетов Diamond DA42Т в варианте учебно-тренировочных. На них станут учиться летать будущие летчики военно-транспортной авиации.
Продолжаются работы по совершенствованию пассажирского ближнемагистрального SSJ 100. Это первый после распада СССР лайнер, разработанный в России, но при очень широкой международной кооперации. Сейчас, как сообщается, идет работа над вторым поколением самолета, которое будет почти полностью избавлено от зарубежных комплектующих и, соответственно, санкционных рисков.
В минувшем году авиационная промышленность завершила выполнение нескольких долгосрочных контрактов на производство фронтовых самолетов разных типов. В ходе форума «Армия-2020» было объявлено, что за этими контрактами последуют новые. Уже в 2021 году ожидается появление заказов на следующие партии истребителей Су-30СМ и Су-35С, бомбардировщиков Су-34 и учебно-боевых самолетов Як-130.
В интересах военно-транспортной авиации начато серийное строительство самолетов Ил-76МД-90А. В прошлом году в воздух подняли три такие машины, в ближайшее время все они поступят в состав ВКС.
Расширяется производство ударно-разведывательных Ка-52 «Аллигатор», создан и испытан его морской вариант Ка-52К «Кайман».
Началось серийное производство модернизированного военно-транспортного вертолета Ми-26Т2В, который остается крупнейшим вертолетом в мире. Новинка получила новую электронику, включая комплекс бортового радиоэлектронного оборудования НПК-90-2. Система облегчит пилотирование в светлое и темное время суток, а заход на посадку и полет по проложенному маршруту смогут проходить в автоматическом режиме. Для обороны вертолета установлена система «Витебск», препятствующая поражению ракетами с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения. Кстати сказать, «Витебск» стали устанавливать практически на все вертолеты, работающие в «горячих точках».
У России наконец появляется полноценная линейка гражданских самолётов
2020 год принёс немало авиационных событий, которые сформировали более-менее окончательный облик перспективной линейки пассажирских самолётов российского производства на ближайшие 10-20 лет. Также стало очевидно, что рассчитывать России нужно только на себя, сотрудничества с Западом, Украиной, Узбекистаном в области авиастроения не получается. Во всех перечисленных ниже проектах стоит задача минимизировать зависимость от импорта, и эта задача достаточно успешно решается. Вся линейка так или иначе курируется госкорпорацией «Ростех».
Местная авиация
Лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал». Самолёт предназначен для замены Ан-2. Фото самолёта разработчик пока не опубликовал, ждём выкатки самолёта в 2021 году.
Один из вариантов замены Ан-2, представленный на МАКС-2019. По имеющейся информации «Байкал» тоже будет монопланом, но с 2 двигателями.
Количество пассажиров: 9-12
Дальность полёта: до 1500 км
Двигатель: ВК-800 производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: Байкал Инжиниринг, дочерняя структура Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург
Первый полёт: планируется в июле 2021 года
Сертификация: 2022 год
Производство: с 2023 года, Улан-Удэнский авиазавод
Перспективы: спрос оценивается в 750 самолётов, в том числе 250 для России
В прошлом чехословацкий, а теперь российский самолёт для местных авиалиний. Взлетает практически с любых аэродромов и полос.
Л-410 производства УЗГА на МАКС-2019
Количество пассажиров: 17-19
Дальность полёта: 675 км
Двигатель: GE H80-200 (Чехия-США). В 2021 году планируется замена на российский ВК-800С производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: Чешская Aircraft Industries (ранее Let Kunovice), владелец компании – УГМК (Россия)
Первый полёт: 16.04.1969
Сертификация, эксплуатация: с 1971 года, самолёт сертифицирован в России, Европе и США
Производство: с 2018 года, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург. Выпущено 19 самолётов.
Перспективы: Идёт постоянный процесс модернизации и импортозамещения узлов и агрегатов самолёта. К концу 2021 года уровень локализации должен быть доведён до 72%. Спрос до 2030 года оценивается в 150-200 самолётов, в том числе 100-150 для России.
Региональная авиация
Закрытый в 2006 году проект чехословацкого самолёта, который УЗГА планирует модернизировать и запустить в производство по аналогии с модернизацией самолёта Л-410.
Вернуть к жизни проект Л-610 планируется в России
Количество пассажиров: 40-48
Дальность полёта: 2420 км
Двигатель: не выбран
Разработка, проектирование: Чешская Aircraft Industries (ранее Let Kunovice), владелец компании – УГМК (Россия)
Первый полёт: 28.12.1988
Производство: с 2024 года, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Екатеринбург
Перспективы: Интерес к проекту проявляет Казахстан. Спрос до 2030 года оценивается в 100 самолётов. 10 самолётов заказала авиакомпания «Полярные авиалинии».
Ил-114-300
Модернизированная версия советского регионального самолёта Ил-114-100 с новыми двигателями и системами. Производство было перенесено из Узбекистана (Ташкент) в Россию в 2014 году, когда исчезли последние иллюзии насчёт сотрудничества с Украиной.
Первый полёт Ил-114-300, выполненный 16 декабря 2020 года
Количество пассажиров: 52-68
Дальность полёта: 1400 км
Двигатель: ТВ7-117СТ-01 производства ОДК-Климов (Санкт-Петербург)
Разработка, проектирование: «Ильюшин» в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 16.12.2020
Производство: с 2018 года, Луховицкий авиазавод, филиал РСК «МиГ», Луховицы (Московская область). Выпущен 1 самолёт.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается в 150-200 самолётов. Со слов разработчика общий спрос может достигнуть 500 самолётов.
Магистральная авиация
Суперджет 100
Первый после развала СССР, разработанный в России ближнемагистральный самолёт. В настоящее время идёт работа над вторым поколением самолёта, которое будет полностью избавлено от зарубежных комплектующих и санкционных рисков.
Сухой Суперджет 100
Количество пассажиров: 98-103
Дальность полёта: 3000-4500 км
Двигатель: SаM 146 (Россия-Франция). В 2023 году планируется замена на российский ПД-8 производства ОДК-Авиадвигатель и ОДК-Пермские моторы (оба – Пермь)
Разработка, проектирование: «Гражданские самолёты Сухого» в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 19.05.2008
Сертификация, эксплуатация: с 2011 года, самолёт сертифицирован в России и Европе
Производство: с 2007 года, авиазавод имени Гагарина, Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край). Выпущено 205 самолётов.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается в 200-250 самолётов. В 2023 году ожидается сертификация новой обновлённой версии Суперджета, не зависящей от импортных комплектующих.
Среднемагистральный самолёт, который является реальным конкурентом А-320нео и Б-737 MAX. Санкции против самолёта и его производителя наглядно это демонстрируют. 15 декабря 2020 года самолёт успешно взлетел с помощью российских двигателей ПД-14.
МС-21 на авиасалоне МАКС-2019
Количество пассажиров: до 211
Дальность полёта: до 6000 км
Двигатель: российский ПД-14 производства ОДК-Авиадвигатель и ОДК-Пермские моторы (оба – Пермь), PW1400G (Пратт-Уитни, США)
Разработка, проектирование: «Иркут» и ОКБ им. А.С. Яковлева в составе ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация)
Первый полёт: 28.05.2017
Сертификация: 2018-2021, самолёт проходит сертификацию в России и Европе
Производство: с 2015 года, «Иркут», Иркутск. Выпущено 7 самолётов.
Перспективы: Спрос до 2030 года оценивается минимум в 500 самолётов. Потенциально МС-21 может войти в тройку самых массовых отечественных самолётов.
CR929
Проект дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта, известного ранее как ШФДМС, решено разрабатывать и производить совместно с Китаем. Новые подробности проекта вероятно будут объявлены на авиасалоне МАКС-2021.
Макет CR929 на авиасалоне МАКС-2019
Количество пассажиров: 250-320
Дальность полёта: 10000-14000 км
Двигатель: не выбран. Планируется российский ПД-35.
Разработка, проектирование: CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp.) – совместное предприятие ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) и Китайской корпорации гражданского авиастроения (СОМАС).
Первый полёт: планируется в 2023 году
Производство: с 2025 года, сборочное производство в Шанхае (Китай). В России производство крыла, оперения, двигателей и других систем.
Перспективы: Спрос до 2045 года оценивается в 1000 самолётов.
Обратно к СССР: какие самолеты представит наш авиапром в новом десятилетии
В январе правительство РФ выпустило постановление о выделении авиакомпаниям субсидий в зависимости от наличия в их парке самолетов российского производства. Пока они представлены в информационном пространстве «Суперджетом» и МС-21. Однако помимо них, в цехах российских авиазаводах идет работа еще над несколькими новыми лайнерами, эксплуатация которых авиаперевозчиками должна начаться в течение 2000-х годов. Журнал «Профиль» рассказывает об их особенностях и перспективах на авиарынке.
Ил-114 грязи не боится
Ближе всего к воплощению проект Ил-114−300. Это турбовинтовой региональный самолет с предысторией. В последние годы СССР выпуск Ил-114 наладили в Ташкенте, но потом производство остановилось. Проверенная конструкция и доступность компонентов внутри страны — к 2016 году, когда власти приняли решение о перезапуске Ил-114, эти аргументы стали решающими.
Предполагалось, что серийный выпуск начнется уже в 2019-м, но лишь в декабре 2020-го Ил-114 совершил первый испытательный полет. Теперь запуск производства планируется с 2023 года.
Чем вызвана задержка в сравнительно простом проекте?
«Создается ряд новых систем и оборудования: двигатели, цифровой пилотажно-навигационный комплекс, более совершенная конструкция крыла. Самолет спроектирован „в цифре“, смонтирована автоматизированная линия поточной сборки», — объясняют в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
«С момента, когда у нас объявляют о каком-то проекте, и до реального начала финансирования проходит несколько лет, а люди думают, что работы уже идут. Да и за рубежом самолеты вовремя не сдают, всегда есть трудности. Сейчас Ил-114 должен пройти сертификационные испытания, и мы даже не представляем, какие могут возникнуть проблемы», — добавляет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Каковы рыночные перспективы Ил-114? В российских условиях необходимость такого самолета не вызывает сомнений: не очень быстрого (до 500 км/ч) и современного, зато эффективного (турбовинтовые двигатели расходуют в 1,5−2 раза меньше топлива, чем реактивные, на то же пройденное расстояние) и нетребовательного к качеству аэродромов (из-за высокого расположения винтов). По версии ОАК, главное назначение Ил-114 — в «обеспечении авиационной мобильности» в районах Севера, Дальнего Востока и Сибири. Там он должен заменить достигшие критического возраста Як-40, Ан-24 и Ан-2. Кроме того, ожидается создание различных модификаций Ил-114 (воздушная «скорая помощь», самолеты для аэрофотосъемки, на лыжно-колесном шасси и т. д.).
Неудивительно, что о завоевании мирового рынка в контексте Ил-114 речь почти не заходит. В ОАК считают экспортные перспективы машины «неплохими», но оговариваются, что первостепенная задача — «насытить внутренний спрос».
«Это тот случай, когда наш собственный рынок с лихвой оправдывает программу», — подтверждает Роман Гусаров.
Ил-96: крупная рыба
По другому сценарию пошло возрождение еще одного советского самолета — дальнемагистрального Ил-96. Поставленный на конвейер в 1987 году в Воронеже, он был во многом имиджевым проектом, ведь до этого у СССР не было представителя в самом престижном классе авиалайнеров. Формально выпуск Ил 96−300 не прекращался никогда, но с начала 2000-х произведено всего полтора десятка машин — в основном для специального летного отряда «Россия» (транспорт президента РФ).
Ил-96. Иллюстрация: Александр Вильф / РИА Новости
В 2016 году запустили разработку новой версии — Ил-96−400М. Ее первый полет был намечен на 2019-й, но затем сроки «поехали». В 2018-м в Воронеже началась сборка планера, в июле 2020-го — испытания навигационного комплекса.
При этом правительство РФ не раз перераспределяло бюджетные субсидии, предназначенные для Ил-96, в пользу других самолетов. В последний раз это произошло осенью 2020-го с прозрачным комментарием Минтранса: программа Ил-96 бесперспективна из-за отсутствия потенциальных заказчиков. Но в ОАК уверяют, что проект не остановлен: сейчас первый самолет «находится на стадии окончательной сборки», с середины 2021-го начнется «подготовка к первому полету», на 2022-й «запланированы сертификационные мероприятия».
Сомнения в целесообразности проекта возникли не на пустом месте. В отличие от Ил-114, предназначенный для межконтинентальных перевозок Ил-96 нельзя назвать «социальным», и емкости одного лишь российского рынка ему недостаточно. Однако в международной авиации время четырехмоторных широкофюзеляжных самолетов ушло. «Одноклассниками» Ил-96 являются Airbus A340, Airbus A380 и Boeing 747: первые два уже сняты с производства, на третий больше не принимают заказы.
За последние 30 лет зарубежные концерны разработали самолеты аналогичной вместимости на двух моторах: A330neo, A350, Boeing 777, Boeing 787. В середине 2010-х от эксплуатации Ил-96 официально отказался «Аэрофлот», рассказав о неэффективности модели по сравнению с «Боингами».
Впрочем, нереализованный проект Ил-96 с американскими двигателями Pratt&Whitney (Ил-96МД) показывает, что главный недостаток нашего гиганта может быть преодолен. Идея двухмоторного Ил-96 остается в силе: в частности, именно для этого в 2016 году стартовала разработка нового российского двигателя ПД-35. Его летные испытания планируется начать в 2025 году, серийное производство — в конце 2020-х.
«Четырехмоторный Ил-96 авиакомпании не возьмут, — признает Роман Гусаров. — Поэтому что делать с самолетом, который сейчас собирают в Воронеже, еще предстоит решить. Но, как это ни парадоксально, построить его надо, чтобы сохранить научный потенциал, не растерять кадры. Нам нужно не разучиться производить лайнеры этого класса к тому моменту, как появится ПД-35».
В ОАК подтверждают: функция проекта Ил-96−400М — обеспечить «задел и базу для создания широкофюзеляжного самолета следующего поколения, в том числе в партнерстве с другими странами».
CR929: курс на Восток
Именно таким самолетом может стать российско-китайский CR929, дальнемагистральный лайнер на 280 пассажиров. Его проекту скоро исполнится десять лет: через «меморандум о взаимопонимании» (2012) и «меморандум о сотрудничестве» (2014) только к 2018 году ОАК и китайская корпорация COMAC пришли к общему пониманию характеристик судна. Тогда же макет самолета впервые «засветили» на авиасалонах.
Согласно договоренностям, сборка CR929 будет налажена в Шанхае. COMAC будет отвечать за фюзеляж, Россия — за конструкцию и механизацию крыла. Предположительно на CR929 задействуют наш двигатель ПД-35, но эксплуатация все же начнется с американскими моторами.
Впрочем, полной ясности по этим вопросам нет. Во-первых, в 2019 году появились тревожные новости: COMAC якобы не намерена подпускать российскую сторону к продажам CR929 на китайском рынке, а в этом и заключается наш главный интерес в проекте. Во-вторых, разработка зависла на этапе выбора поставщиков для различных систем самолета. В прошлом году в Минпромторге РФ констатировали «затягивание» этого процесса, а глава гражданского дивизиона ОАК Равиль Хакимов упомянул о «сложностях в совместной работе с китайскими партнерами», из-за которых начало поставок CR929 смещается на 2028−2029 годы.
Впрочем, в Китае считают иначе: в декабре представитель COMAC сообщил, что CR929 выйдет на рынок в 2023 году. В ОАК не назвали конкретные сроки реализации программы, отметив, что стороны уточняют их «с учетом влияния пандемии COVID-19 на рынок авиаперевозок».
«Проекты, связанные с Китаем, всегда отличаются информационной закрытостью, — комментирует председатель редакционного совета „Авиатранспортного обозрения“ Алексей Синицкий. — Тема CR929 то движется, то не движется. Единственное, что можно точно сказать, — без доступа на китайский рынок для нас она не имеет смысла».
Российскому авиапрому стоит готовиться к любому развитию событий по CR929 и держать в уме Ил-96, чтобы в конечном итоге получить собственный дальнемагистральный лайнер, уточняет Роман Гусаров.
К слову, тот же МС-21 поначалу позиционировался как российско-индийский самолет. Но жизнь рассудила иначе.
«Туполев» жив
Между тем самый амбициозный проект ОАК может выйти из стен «Туполева». Это наше единственное конструкторское бюро, имеющее опыт создания сверхзвуковых лайнеров. И хотя судьба пассажирского Ту-144 оказалась скоротечной (1975−1978), в постсоветское время в «Туполеве» не раз возвращались к теме гражданской сверхзвуковой авиации. Правда, теперь в формате компактного бизнес-джета: в 1990-х разрабатывался проект Ту-344, в 2000-х — Ту-444, оба не продвинулись дальше эскизов.
Сверхзвуковой Ту-144. Иллюстрация: Юрий Чуприков/ ТАСС
В 2010-х российские власти вспомнили о них на фоне интереса к скоростным бизнес-джетам в мире, а также проекта модернизации сверхзвукового бомбардировщика Ту-160. Однако, как объяснил глава Минпромторга Денис Мантуров, первоначальная идея сделать гражданскую версию Ту-160 пересмотрена: он слишком велик, поэтому деловой самолет на 16−19 мест придется строить с нуля. В 2022—2026 годах ожидается эскизно-техническое проектирование модели.
В ОАК предпочитают пока не рассуждать «про объем инвестиций, сроки, образцы и другие детали». «Идет „сборка“ различных заделов и перспективных наработок, — пояснили в корпорации. — Предстоит решить ряд прорывных задач: обеспечение теплового баланса при длительном сверхзвуковом полете, приемлемый уровень звукового удара. Мы исходим из того, что надо не только построить самолет, но и сделать шаг вперед в технологическом развитии отрасли».
Пока сверхзвуковые проекты выглядят нереалистично, но с чего-то надо начинать, признает экс-конструктор ОКБ им. Сухого Вадим Лукашевич.
«Непонятно, кому в „Туполеве“ решать такого рода задачи, — говорит он. — Долгое время у предприятия не было заказов, оттуда уходили люди, сильно сократилась территория московского КБ. Несколько лет назад „Туполев“ не мог самостоятельно оцифровать документацию по Ту-160, пришлось привлекать ряд заводов по всей стране. А тут нужно создать нечто принципиально новое. Мы и производство „Илов“ возобновляем потому, что новые модели сейчас просто не по зубам. Чтобы идти дальше, сперва нужно повторить то, что делали в СССР. Мы учимся работать по своим же чертежам 40-летней давности, делаем ошибки, которые наши отцы и деды делали в 1970-е годы. А куда деваться? Их уже нет, и нам никто не подскажет: ребята, так не надо».
Современные лучшие самолеты России 2021
Никуда не денется в России отрасль самолетостроения, производство и выпуск авиатехники лишь растет, а инженеры испытывают новые технологии. На данный момент есть 5 основных заводов, из которых выходят лучшие самолеты России и находятся они в Хабаровском крае, Ульяновской области, Воронеже, Татарстане и Ростове. На данный момент у нашей компании полно перспективных разработок, которые в будущем сыграют немаловажную роль. Экспертами были отобраны современные российские самолеты, из которых составили рейтинг ТОП-5.
1. Sukhoi Superjet 100
Входит в лучшие российские гражданские самолеты, которые летают на ближних дистанциях, и перевозит он не более 108 пассажиров за один рейс. Создателями воздушного транспорта являются инженеры с Комсомольска на Амуре. Свой первый полет Sukhoi Superjet 100 совершил в 2008 году, а в эксплуатацию поступил в 2011. На данный момент построено 207 единиц этого самолета для перевозки людей. Уже есть множество заказов зарубежом.
2. Ту-204СМ
Среднемагистральные российские пассажирские самолеты в 2010 году пополнил Ту-204СМ. Сразу после первого полета, уже в 2011 году было запущено серийное производство лайнера. От основной модели отличает модификацию более современное оснащение двигателями, комфортный салон, он резко улучшил свое состояние. Надежность и долговечность остались прежними, вряд ли это нужно было менять. Машина создана для транспортировки пассажиров, причем у нее довольно неплохая вместительность на 194 пассажира.
3. Ту-214
Попробуем вспомнить, какие российские самолеты были разработаны в СССР, но даже сегодня продолжают совершать полеты. Например, Ту-214 отличный пример, летает он на средние дистанции и является глубокой модернизацией Ту-204-100. По сравнению со своим предшественником, этот вариант получил улучшение дальности полета и увеличенную взлетную массу. Максимально они сегодня летают на дистанции в 5 000 километров. Он входит в российские пассажирские самолеты, имеющие сертификаты на полеты в другие страны мира, а значит, соответствует по всем критериям. В салоне все выглядит просторно, полки для груза, полностью освещаемое пространство, для развлечения пассажиров есть мультимедийная система и естественно позаботились об обслуживании.
4. Ил-96
Далеко не самый современный, был создан во времена СССР, а первый полет совершил в 1988 году. Но даже, несмотря на все это, он продолжает отвечать всем требованиям полетов на сегодняшний день. К тому же, он входит в лучшие самолеты России 2021, летающие на дальние дистанции и вмещающие много пассажиров. Ил-96 очень часто проходит через улучшения, поэтому отвечает нормам. Еще стоит упомянуть о том, что это один из самых надежных и безопасных самолетов на сегодняшний день. Отвечая на вопрос, какие российские самолеты с вместительностью больше 400 пассажиров есть, можно смело называть Ил-96.
5. МС-21
Как мы уже говорили, российские гражданские самолеты продолжают разрабатывать на разных заводах и МС-21 становится одной из главных новинок. Впервые среднемагистральный летательный аппарат совершил полет в 2017 году. На данный момент было выпущено 7 единиц, и они будут отправлены для работы на международных и внутренних авиалиниях. МС-21 входит в лучшие самолеты России как минимум, потому что с легкостью может конкурировать с европейскими единицами. Уже известны все характеристики, а некоторым даже удалось посмотреть на него на выставке.